Кружок по деревообработке в школе

Обновлено: 05.07.2024

Муниципальное бюджетное, общеобразовательное учреждение.

Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Директор МБСКОУ СКОШИ VIII вида

__________________ Лушкарёва О.В.

Приказ № __________от ____________

КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(столярное дело) 5 -6 класс

Составитель: Гвоздков Виктор Борисович

учитель профильного труда

(столярное дело)

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Кружковая работа (столярное дело) 5-6 класс

1. Роль и место дисциплины

3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида

Рабочая программа по кружковой деятельности 5- 6 класса разработана в соответствии:

с Уставом МБОУ НСКШИ от 2015г.;

с лицензией на право осуществления образовательной деятельности №71353 от 20 декабря 2013г.;

с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

в соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (II вариант) г. Ногинска;

с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

4. Цели и задачи

Формирование политехнических знаний о наиболее распространенных и перспективных технологиях. Познакомить с основами современного производства, развивать самостоятельность и способности обучающихся решать творческие задачи к осуществлению самопознания. Изучения мира профессий - воспитывать трудолюбие, коллективизм, ответственность, культуру поведения бесконфликтного общения. Воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам. Развивать художественное оформление изделий с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения их конкурентноспособности при реализации. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

5. Специфика программы

6. Основные содержательные линии курса

Рабочее место столяра. Инструктаж по правилам безопасной работы.

Общие сведения о древесине

Инструменты для обработки древесины

Практическая работа. Изготовление разделочной доски для овощей

Контроль качества изготовленных деталей с использованием линейки и угольника

Строгание брусков и реек по заданному размеру, пользуясь рубанком

Подставка для горячего

Способы и приемы соединения древесины гвоздями

Правила безопасной работы при окраске изделия

Приёмы пиления, приёмы обработки кромок.

Итоговая работа по выбору

7. Структура программы

Вводное занятие.

Древесные материалы.

Основные породы деревьев, применяемых в деревянных конструкциях: мебели, архитектуре, народных промыслах. Пороки древесины

Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.

Классификация инструмента, ознакомление с ним.

Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений (например, ручки для напильников, стамесок, молотков).

Изготовление деталей из древесины.

Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Припуск на торцевание и усушку. Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание по лекальным линиям.

Чтение чертежа и изготовление по нему детали (например, коробка для хранения экспоната, подставка для пробирок, метр полевой).Технология изготовления детали. Ремонт деревянных конструкций.

Сборка изделий из древесины.

Соединение деревянных деталей шурупами, винтами, нагелями (деревянными стержнями).

Сборка изделия из заготовленных деталей (например, кормушка, этикетки-колышки, подставка для карандашей).

Отделка изделий из древесины и фанеры.

Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы ,инструмент. Пропитка олифой и нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины, лакировка, шлифовка (разделочные доски, игрушки для детского сад).

Художественная обработка древесины.

Сквозная резьба или выпиливание.

Резьба по дереву, подбор материала. Мозаика из дерева.

Выполнение различных видов художественной обработки древесины (флюгер, полочка, подставка).

Склеивание изделий из древесины.

Виды клеев для древесины. Связывающие способности клея. Прочность клеевого соединения. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.

Сборка на клей соединений в шип, нагелями с фанерными накладками (ящик для мела и тряпки, солнечные часы).

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы объединения за год. Оформление выставки работ. Рекомендации на лето по заготовке материалов, необходимых для работы на следующий год.

8. Основные требования к умениям учащихся

Работа фуганком, двойным ножом.

Фугование кромок делянок.

Склеивание щита в приспособлении.

Строгание лицевой пласти щита.

Выбор и разметка рисунка.

Нанесение рисунка на поверхность изделия

Отделка изделий морилкой.

Сборка изделия без клея.

Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.

Определение влажности древесины весовым методом.

Выполнение криволинейного отверстия и выемки

Обработка криволинейной кромки

Заточка спирального сверла.

Обозначение радиусных кривых на чертеже.

Высверливание по контуру.

Шлифование шкурой в прихвате.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

10. Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Профессиональные навыки, знания и умения практически их применять и контролировать, оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с теоретическими и практическими навыками и умением каждого учащегося в зависимости от умственного развития каждого в отдельности, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

• Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

• Прилежание ученика во время работы.

• Степень умственной отсталости.

• Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

• Уровень физического развития ученика.

11. Объем и сроки изучения

12. Материально – техническая база

Оборудование мастерской № 15 (столярное дело)

1. Круглопильный станок 1 шт

2. Круглошлифовальный станок 1 шт

3. Универсальный токарный станок 1 шт

4. Настольно-сверлильный станок 1 шт

5. Заточной станок 1 шт

6. Заточная машина для ножей 1 шт

7. Токарно-копировальный станок 1 шт

8. Токарный станок по дереву 1 шт

9. Ленточная пила 1 шт

Имущество мастерской №15 (столярное дело)

1. Стол учительский 2шт

2. Стул офисный 1шт

3. Шкаф офисный 3шт

4. Верстак ученический столярный 8шт

5. Стеллаж хранения материалов 4 шт

6. Стол металлический 3 шт

7. Сейф металлический малый 1 шт

8. Сейф металлический большой 1 шт

9. Шкаф инструмент металлический 1 шт

13. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса

1.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М., Школа-Пресс. 1994. – 416 с.

6. В.П. Семенихин «Изготовление инструментов в школьных мастерских. Пособие для учителя. М., Просвещение., 1987.,-208 с с ил.

Учащиеся должны освоить и приобрести следующие прикладные знания, умения, навыки:

-знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях кружка;

-знать и уметь определять основные породы деревьев;

-знать и уметь пользоваться простейшими документами и приспособлениями для работы с древесиной (ножовки, рубашки, струбцины, тиски);

-владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины;

-владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

-знать и уметь выполнять простейшие соединения деревянных деталей;

-знать приемы и уметь использовать инструменты (циклю) для чистовой обработки поверхности материала;

-знать виды клеев для древесины, уметь подготовить поверхность древесины и фанеры к нанесению клея.

Данная программа расчитана на четыре года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

  • раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.
  • пояснительную записку;
  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
  • тематический план (по годам обучения);
  • календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественой обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, расрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее села Русскинские.

Теоретический метериал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает фукциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она расчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотренно изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполения резьбы по дереву программой предусмотривается применеие разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитаннками не ниже требований программы.

  • материаловедение;
  • технология обработки древесины;
  • элементы машиноведения;
  • графика;
  • техническое творчество;
  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.

  • учебники, справочники;
  • дидактический материал;
  • дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Продолжительность изучения курса, за 4 года обучения, в среднем составляет около 1080 часов. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева".

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны -

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).
  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Библиографический список

для инструктора по труду:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.

5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.

8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.

9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

12. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

13. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000.

14. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001.

15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.

16. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

17. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

18. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

19. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993.

20. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.

21. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

22. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.

23. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

24. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

25. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

26. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.

27. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

28. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.

29. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

30. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

31. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. - М.: Мир, 1993.

32. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

33. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.

34. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.

35. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

36. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

37. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. - Магнитогорск.: 1993.

38. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.

39. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.

40. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.

41. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. - Нижний Новгород.: Времена, 2000.

42. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.

43. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

44. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

46. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.

47. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985.

48. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

49. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из дерева. - М.: Просвещение, 1989.

50. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

51. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

52. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

Библиографический список

для воспитанников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.

4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.

6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.

7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.

13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.

14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.

20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.

21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.

Приложения:

1. Приложение №1. Тематический план работы кружка "Художественная обработка древесины" (по годам обучения).

2. Приложение №2. Календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).


Направленность дополнительной образовательной программы – по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению — досуговой и учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной (30 учебных недель). Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Содержимое разработки

___________ Е.В. Добрынина

Возрастной диапазон учащихся: 11 – 15 лет

Срок реализации: 1-2 года

Архангельск – 2014 г.

Пояснительная записка……………………………………. 4

Требования к освоению учебного материала……………..7

Информационная карта

Наименование программы

Направление

Классификация

Специальная; массовая; разновозрастная.

Составитель программы

Турушев Андрей Валерьевич

Название учреждения

Целевая группа

Учащиеся основной школы от 11 до 15 лет

Наполняемость

Не менее 15 человек

Цель программы

Формирование знаний, первоначальных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Задачи программы

дать основы теоретических и практических навыков и умений по работе с древесиной;

способствовать раскрытию творческих способностей;

формировать и развивать качества творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально- экономических условиях;

подготовить к осознанному выбору профессии;

формировать творческое отношение к своей деятельности;

обеспечить гармоничность эстетического и физического развития;

выработать навыки здорового образа жизни.

Сроки реализации

Режим занятий

3 раза в неделю по 2 ч. (90мин.)

Ожидаемые результаты

Улучшение знаний, умений и навыков в сфере

декоративно-прикладного творчества. Пояснительная записка.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312).

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) .

Оценка качества подготовки выпускников начальной школы, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Направленность дополнительной образовательной программы – по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению — досуговой и учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной (30 учебных недель).

Данная программа ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Целью обучения по курсу " Художественная обработка древесины " является формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

посредством возможностей творческого труда способствовать социализации воспитанников в обществе.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает фукциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электродрели, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются: учебники, справочники;

дидактический материал; дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Продолжительность изучения курса - 180 часов. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева".

Требования к освоению учебного материала

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика);

иметь понятие о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

разные виды резьбы и их особенности;

способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

выполнять простейшие столярные операции;

производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

владения основными элементами графической грамотности;

выполнения плоскостной разметки;

разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

теоретический уровень знаний;

степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

применение полученных знаний на практике;

соблюдение технических и технологических требований;

качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

изготовление изделия в установленные нормы времени;

соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия в кружке формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивает эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природным материалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчеркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции; сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почвы, очищает воздух и т.д.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Николаевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического совета Зам. директора по УВР Директор МОБУ СОШ

Протокол № 1 от 31.08. 2015г. ________ О.Ю.Храмова д. Николаевка Председатель МС _______Э.А.Саяпова _______________ 2015 г. _________ Зотов И.В.

Руководитель кружка учитель технологии Филиппов Сергей Михайлович.

Время проведение кружка – среда (18.00-20.00)

Список учащихся кружка

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ПРАКТИЧЕСКО-УЧЕБНЫХ РАБОТ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ

1 год обучения:

Контурные фигурки животных и людей

Художественная обработка древесины:

Доска для резания продуктов

Рамка для фотографий

Комбинация древесных материалов:

2 год обучения:

Токарная обработка древесины:

Тематическое планирование кружка

Организационный период в процессе хода кружка. Вводное занятие. ТБ в мастерской.

Комбинация древесных материалов.

Виды художественной обработки.

Образ мира в художественной резьбе, художественном выжигании и выпиливании. Подготовка материала.

Читайте также: