Кружок медиации в школе

Обновлено: 07.07.2024

Как организовать работу по обучению школьников работе медиаторами?

Рассмотрим проблемные вопросы: для чего, с кем, чему, кому и как организовывать работу по подготовке школьников работе медиаторами в образовательной среде, чтобы сами учащиеся могли оказать реальную помощь сверстникам в разрешении конфликтных ситуаций.
Подготовка медиаторов – мало разработанный вид деятельности педагога-психолога, хотя важность ее в настоящий момент признается всеми. Решение данной проблемы многоаспектно и требует решения следующих проблемных вопросов:

Следующая проблема – кого учить? Подростков, которые являются той мощной силой, которая способна оказать помощь сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию. Это подростки, которые выступят посредниками в разрешении конфликтов и споров.

Чему учить? Данный проблемный вопрос имеет отношение к содержанию проведения работы по подготовке медиаторов из среды учащихся.

Кому учить? Этот вопрос имеет непосредственное отношение к педагогическому коллективу образовательного учреждения. Конечно же, работу по обучению должен проводить педагог-психолог, имеющий знания и опыт работы в области конфликтологии. Как никто другой он призван организовывать с учащимися деятельность, основанную на конструктивном общении их друг с другом, а также со значимыми взрослыми, вырабатывая умения адекватно оценивать и находить выходы из конфликтных ситуаций, считаться с чужим мнением, понимать и принимать чужую точку зрения в групповом взаимодействии.
Перед нами встала задача – как помочь школьникам разрешать конфликтные ситуации мирным путем? На наш взгляд эффективнее будет, если сами учащиеся будут помогать друг другу в разрешении конфликтов, споров.

Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

  • Формирование ценностей и.ориентация на здоровый образ жизни.
  • Повышение адаптивности учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния.
  • Формирование позитивных отношений подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем.
  • Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
  • Расширение круга видения проблемы за счет мнений других.
  • Развитие способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.
  • Обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения.
  • Развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.
  • Формирование готовности в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.

1 блок – диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление лидеров).
2 блок – теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями конфликта, спора, дискуссии. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и пр. Подростки на практике учатся находить адекватные выходы из предлагаемых тренером часто встречающихся конфликтных ситуаций в подростковой среде по ранее собранной проблематике)

Численность группы. Оптимальной является группа из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения ситуаций в четырех группах).

Целевая группа: учащиеся 9 – 10-х классов.

Структура тренингового занятия

Каждое занятие состоит из 4 стадий.

Условия проведения

Занятия проводятся в каникулярное время.

Помещение должно быть достаточно просторным и хорошо освещенным, где можно поставить стулья и столы.

Продолжительность занятий – 2–3 академических часа. Более продолжительные по времени занятия нежелательны, потому что ведут к нервно-психическим перегрузкам.
Мы предлагаем одно тренинговое занятие из выше названной программы.

Цель: определение настроения, с которым участники группы пришли на сегодняшнее занятие.

Материал: лист ватмана (см.Приложение 1), клей, материал для приклеивания в форме сердечка 8 цветов по Люшеру (синие, зеленые, красные, желтые, малиново-фиолетовые, коричневые, черные, серые).

Цель: в результате развивается групповая сплоченность, взаимное доверие друг к другу.

Анализ: Какое приветственное танцевальное движение вам больше всего понравилось? Может ли отобразить приветственное танцевальное движение внутреннее состояние человека?

Цель: создать комфортную, безопасную обстановку в группе, основанную на доверии, поддержке, взаимопомощи и сотрудничестве.

Материал: бумага формата А 4, фломастеры, лист ватмана.

Инструкция: Разбейтесь на четыре малых группы по принципу: радость, счастье, удача, веселье. Каждая малая группа в течение пяти минут должна подумать над правилами, по которым будет работать группа все это время. А теперь сядем в круг, вы будете говорить ваши правила, а я их запишу на ватмане.

Анализ: С какими трудностями столкнулись малые группы при выработке правил? Сразу ли приступили к работе или были какие-то неясности? Как работалось в группах? Все ли принималось? Кто еще хочет внести что-либо в наши правила?

Цель: показать разнообразие причин, по которым подростки пришли на этот тренинг, и услышать об их представлениях о предстоящих занятиях.

Материал: карточки с вопросами.

Инструкция: у нас в центре круга лежит стопка карточек с вопросами. Вам необходимо выйти в центр, взять одну карточку и, сразу же, не думая, закончить фразу.
Отвечать надо искренне. Если участники группы почувствуют неискренность в ответе, то вам придется взять еще одну карточку. Отнеситесь к выполнению упражнения со всей серьезностью.

Карточки:

Если бы наши занятия были животным, то это был бы…
Если бы наши занятия были растением, то это была бы…
Если бы наши занятия были насекомым, то это был бы…
Если бы наши занятия были цветком, то это был бы…
Если бы наши занятия были песней, танцем, то это была …

Цель: дать возможность участникам группы почувствовать агрессию.

Инструкция: Для того, чтобы вы немного взбодрились и был повод поразмышлять поиграем.
Предлагаю всем встать в круг близко друг к другу. Затем встаньте еще ближе, так как будто вы молекулы в воде, которая находится в нашем чайнике. Чайник поставили на газ. Вода 10 градусов (молекулы тихо начинают толкать друг друга, поворачиваться). Уменьшите круг. Вода – 30 градусов – сильнее поворачивайтесь. Еще уменьшите круг. 40 градусов – еще сильнее. Все молекулы настолько близко стоят и уже не в кругу. Вода 100 градусов – движения становятся очень быстрые.

Цель: в результате раскрываются теоретические основы возникновения, становления и развития аддиктивного поведения у детей и подростков.

Цель: в результате снимается напряжение, уходит состояние апатии и усталости, пробуждаются жизненные силы.

Анализ: Кто победил в этом необычном споре? Трудно ли было настоять на своем? Какую технику вы предпринимали, чтобы добиться успеха? Как вы себя чувствуете после выполнения этого упражнения?

8. Дискуссия в малых группах

Цель: закрепление теоретического материала.

Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.

Инструкция: Вам необходимо разделиться на 4 малых группы следующим образом. Я на ухо каждому из вас скажу одно слово. Это будет понятие. Задача: найти своих, т.е. тех же людей, которым это же слово было сказано. Найти тихо, не вербально, любым способом.

(Подсказка: сказано будет 4 слова.)

Слова: конфликт, нападение, спор, защита.

Задания группам:

А теперь я попрошу спикеров доложить о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения. При проведении дискуссии используем принципы проведения мозгового штурма.

Цель: снятие напряжение, повышение эмоционального фона настроения.

Материал: газеты, ручки, фломастеры.

Анализ: Поделитесь своими чувствами и настроением до и после упражнения? Сразу ли вам удалось закончить фразы? Что хотите сказать группе?

Цель: снятие напряжение, повышение эмоционального фона настроения, избавление от агрессивных чувств.

Анализ: Поделитесь своим настроением. Понравилось ли упражнение? Насколько каждому из Вас стало легче после выполнения упражнения?

Цель: в результате создается атмосфера открытости и доверия. Участники обучаются канализировать свою агрессию через игру в позитивное движение, соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело.

Задания: толкайтесь, скрестив руки крест-накрест, спинами, держась при этом за руки партнера; боками, лбами, плечами и пр.

Анализ: Насколько вам понравилась игра? Кого вы выбирали себе в партнеры? В процессе игры вы больше толкали партнера или больше сопро­тивлялись? Вы с партнером оба действовали честно? Что вы придумали, чтобы победить? Вы толкались во всю силу или сдерживали себя? Что вы сейчас чувствуете по отношению к своему партнеру?

Цель: помочь прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энер­гию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет осве­жить голову и улучшить дыхание.

Цель: показать, что агрессивность может быть и конструктивна.

Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на рассто­янии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его ми­зинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стой­те так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете на­чать следующий раунд. Все поняли суть игры?

Анализ: Кому удалось победить в этой схватке? Какую тактику использовали? Как вы себя чувствуете?

Цель: снятие негативных переживаний, эмоций, восстановление сил, энергии.

Анализ: Что вы чувствовали, когда вам говорили сердито волшебное слово? Трудно ли было говорить это слово другим людям? Расскажите о вашем настроении, самочувствии.

Цель: сбросить с себя все негативное, ненуж­ное и мешающее.

Инструкция: Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о са­мих себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще по­лезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, ко­гда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спа­дает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30-60 секунд.)

Анализ: Поделитесь своими чувствами, которые возникали по мере выполнения упражнения?Понравилась ли игра?

Цель: в результате снимается эмоциональное напряжение, агрессия, снижается двигательная активность.

Инструкция: Постройтесь в колонну по одному. Мы с вами сейчас превратимся в доброго-доброго удава. Возьмите друг друга за талию или положите руки на плечи, и начнем медленно движение. Наш удав ползет медленно-медленно, но вдруг он стал увеличивать скорость. Ему захотелось поиграть со своим хвостом. Все быстрее и быстрее ползет удав, виляя хвостом, то вправо, то влево. Голова хочет поймать свой хвост, но это ей никак не удается.
Устал удав играть со своим хвостом, замедлил движение. И вот он совсем остановился. А теперь погладьте впереди стоящего по плечу, голове, спине, руке, массажируйте шею, спину.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.В.Алляных Директор школы_________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

для 7 "А,Б" класса

кружка "Школа юного медиатора"

на 2019 – 2020 учебный год

г. Ярославль, 2019г.

Пояснительная записка

Нормативно- правовая основа программы:

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

Конституция Российской Федерации 1993 года

Гражданский Кодекс Российской Федерации

Семейный Кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основах гарантии прав ребѐнка в Российской Федерации

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 N 1121-р) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.

Ведущим видом деятельности для подростка является общение со сверстниками. Признание группой ровесников настолько важно в этом возрасте, что трудности в общении с ними сказываются на самооценке подростка, его восприятии себя.

Последствиями нарушений общения у подростков становятся неуверенность в себе, нестабильная самооценка, тревожность, агрессивность, пессимизм, социальная дезадаптация и аутодеструктивное поведение.

Проявлению этих негативных последствий способствуют такие личностные особенности подростков как нервно-психическая неустойчивость, низкая толерантность к изменениям.

Неуверенность в себе, агрессивность, тревожность могут поставить под сомнение возможность достижения подростком успеха в будущем, негативно отразиться на творческой и профессиональной самореализации, семейных отношениях.

Цели программы:

Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной организации.

Формирование личностных качеств учащихся, снижающих конфликтность личности.

Формирование компонентов конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).

Знакомство с основными понятиями конфликтологии;

Повышение навыков конструктивной коммуникации с окружающими;

Овладение и усовершенствование навыков прогнозирования, разрешения и контролирования протекания конфликта;

Развитие конфликтоустойчивости, эмпатии, рефлексии;

Повышения уровня мотивации конструктивного поведения в конфликте;

Коррекция деструктивных эмоциональных состояний;

Теоретическую основу программы составили концепции конфликтной компетентности: Бекмаганбетовой Г.Г., Самсоновой Н.В., Саралиеваой Т.Р., Романова С.В., Немковой А.Б. , Щербаковой О.И. , Петровской Л.А., Емельянова С.М., Митиной Л.М., Башкина М.В., Кашапова М.М., Киселёвой Т.Г., Шаровой Н.В., Корнелиуса Х., Фэйра Ш. и др.

Методологическую основу программы составили работы: Саралиевой Т.Р., Емельянова С.М., Башкина М.В.

Основные принципы составления и реализации программы:

Принцип системности. Программа влияет на развитие не только профессионально важных качеств, но и на развитие личности в целом.

Принцип поэтапности развития. Каждое занятие программы проистекает одно из другого, знания добавляются к уже имеющимся.

Принцип субъект-субъектного общения. Участие в программе предполагает активную позицию на занятиях.

Принцип безопасности. Программа тренинга составлена таким образом, чтобы не провоцировать враждебные и агрессивные отношения среди её участников.

Формы и методы работы:

- психотехнические игры и упражнения;

Ожидаемый результат:

Сформированность личностные качества учащихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации.

Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства).

Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.

Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное.

Сформированность компоненты конфликтологической компетентности (мотивационно- ценностного, действенно- практического, позиционного).

2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. На этом фоне нарастает взаимное недоверие школьной администрации, преподавательского корпуса, учащихся и их родителей. Растет недоверие к общественным институтам. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии и насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве жизни его участников.

Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет высокую степень педагогической целесообразности.

Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Но для этого необходимо целенаправленно обучить учащихся проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ.

Таким образом, цель программы заключается в следующем: практикоориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса по средствам восстановительной медиации.

Новизна данной программы заключается в том, что мы непросто готовим ведущих для восстановительных программ, мы готовим команду, способную работать совместно и эффективно. Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции. Одной из новых методов работы в программе является использование медиатехнологий - психологической работы с видеоматериалами.

3. Цели и задачи программы

Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) и педагогов (медиаторы-педагоги) образовательной организации.

На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи :

  1. Сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
  2. Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора;
  3. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся и педагогов школы;
  4. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов;
  5. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения переговоров; необходимых для работы медиатора;
  6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта;
  7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта;
  8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов.

4. Отличительные особенности программы

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного слушания , формируют активную позитивную жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения.

5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа

Участниками программы являются учащиеся 7-11 классов и педагоги школы (представители младшего, основного и старшего звена школы), заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.

Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения конфликтов в школе и в семье.

6. Сроки реализации программы

Первый этап - подготовительный:

- формирование списка школьных медиаторов;

- проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями.

Второй этап – организационно-практический:

- проведение занятий по формированию навыков коммуникативной компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов;

- практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах.

Третий этап - аналитический:

- анализ и оценка реализации программы;

- сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами,

- анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых технологий и полученных результатов.

7. Форма и режим занятий

Занятия содержат интерактивные методы:

- интерактивные лекции (использование видеоматериала).

  • Уроки-лекции;
  • Уроки-беседы;
  • Дискуссии;
  • Семинары-практикумы;
  • Практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
  • Обучение через опыт и сотрудничество;
  • Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;
  • Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
  • Анализ статей научно-популярной литературы;
  • Систематическое повторение ранее изученного материала;
  • Проверка и самопроверка знаний.

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.

Принципы проведения занятий:

Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр-активаторов:

1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации;

2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме

3 этап - игры для сплочения коллектива.

Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- самореализоваться в социально-значимой деятельности;

- освоить навыки работы в команде;

- научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- принять ценности восстановительного подхода;

- повысить коммуникативную культуру.

Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов;

3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.

Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду.

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

- ориентация в системе моральных норм ;

- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;

- позитивная моральная самооценка;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать:

- основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации;

- алгоритм проведения восстановительной медиации;

- виды и специфику конфликтов;

- способы эффективного общения;

- основные понятия в конфликтологии;

- способы конструктивного решения конфликтов;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- приемы активного слушания.

- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- учиться прогнозировать последствия своих поступков;

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

-планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

- соотносить результат с целью и оценивать его.

Обучающийся получит возможность для формирования :

- умения конструктивно разрешать конфликты.

- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность уметь:

- работать в группе, в коллективе.

- дифференцировать случаи, подходящие для медиации;

- анализировать конфликтные ситуации;

- устанавливать стили разрешения конфликтов;

- проводить программы примирения;

- моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- оформлять документы по состоявшему сеансу медиации.

- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога;

- учиться исследовать свои качества и свои особенности;

- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;

- учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога;

- делать выводы в результате совместной работы в группе;

- моделировать различные жизненные и учебные ситуации;

- усваивать разные способы запоминания информации;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- адекватно воспринимать оценку педагога.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять:

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

- учиться работать в паре и в группе;

- выполнять различные роли;

- слушать и понимать речь других ребят;

- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

- учиться позитивно, проявлять себя в общении;

- учиться договариваться и приходить к общему решению;

- учиться понимать эмоции и поступки других людей;

- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учиться контролировать свою речь и поступки;

- учиться толерантному отношению к другому мнению;

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

- формулировать своё собственное мнение и позицию;

- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

9. Формы подведения итогов реализации программы

2. Содержательный раздел

Занятие 1. Вводное занятие. Наши занятия: что и как?

Представление ведущего, благодарность заинтересовавшимся проблемами медиации и готовым участвовать в работе обучающей группы, вводное слово о целях данного занятия.

Затем ведущий предлагает участникам познакомиться с надписями на листах, которые он располагает в центре круга:

  • Хочу узнать, что такое медиация, и научиться разрешать конфликты.
  • Хочу научиться лучше общаться со сверстниками.
  • Хочу хорошо и весело провести время.
  • Хочу узнать что-то новое о себе.
  • Я не жду ничего особенного.

Участники работают самостоятельно. Им предлагается написать пожелания самим себе и группе на весь период занятий и опустить их в бутылку. Бутылка закупоривается и убирается до последнего занятия.

Занятие 2. Круг ценностей

Цель: Формирование ценностной позиции группы, принятие ценностей восстановительного подхода.

• Знакомство и установление доверительной атмосферы

• Определение целей и задач совместной работы

• Формулирование и принятие ценностей группы

Занятие 3. Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается?

Цель занятия: расширение представлений обучающихся о содержании работы медиатора, формирование представлений о структуре медиации.

  1. Опиши конфликт, который произошел
  2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
  1. Опиши конфликт, который произошел
  2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
  1. Опиши конфликт, о котором ты знал, но решил в него не вмешиваться
  2. Как ты о нем узнал и почему решил, что вмешиваться не стоит?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?

Делается вывод о том, что медиация - это непростой процесс, требующий подготовленности проводящих его людей, однако в случае грамотного проведения она очень полезна для сохранения и развития отношений между ними. В завершении ведущий благодарит за интересные и показательные истории, за искренность и смелость поделиться опытом, в том числе и непростым.

Каждая команда получает набор из 20 карточек (10 красных и 10 черных) и рабочие

Рабочая программа

Концепцией развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2013 года № 1430)

Актуальность программы: Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед педагогическим сообществом цель воспитать будущих выпускников основной школы, уважающими других людей, умеющими вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов. Формированию коммуникативной компетентности современный образовательный стандарт уделяет пристальное внимание, т.к. она относится к группе ключевых компетентностей, имеющих особую значимость в жизни человека.

Среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обозначает следующие составляющие:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (личностные результаты);

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (метапредметные результаты).

Процесс внедрения в образовательное пространство технологии медиации инициирован Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1916-р. В соответствии с пунктом № 64 данного документа в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Таким образом, медиация в школе является одной из форм социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающимися.

Цель и задачи программы

Цель: обучение навыкам эффективного разрешения конфликтов с использованием медиативного подхода.

- Знакомство с понятием, структурой и динамикой конфликта.

- Развитие навыков анализа конфликта.

- Знакомство с принципами и процедурой медиации.

- Тренировка навыков эффективного общения, необходимых для работы медиатора.

Адресат программы: Учащиеся 9-х классов общеобразовательной школы.

Технология, формы, методы работы: форма работы - групповые занятия с элементами тренинга.

На занятиях используются следующие виды работ:

- Беседы и дискуссии;

- Самооценка сильных и слабых сторон участников группы, способствующих или затрудняющих поведение в конфликтных ситуациях, общении со сверстниками и взрослыми, в проведении процедуры медиации;

- Ролевое проигрывание различных ситуаций, возникающих в процессе общения и конфликтов;

- Получение обратной связи от группы, позволяющей контролировать и исправлять поведение, затрудняющее процесс межличностного взаимодействия.

Организация занятий : п программа рассчитана на 34 занятий по 1 академическому часу каждое (1 раз в неделю). Программа может быть реализована в качестве программы внеурочной деятельности, элективного курса.

Ожидаемые результаты, в соответствие с ФГОС

1. Личностные результаты:

- у подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, и других видах деятельности;

- у подростков развиваются личная ответственность за свои поступки.

2. Метапредметные результаты:

- у подростков развиваются умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- у подростков развиваются навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых задач и средств их достижения.

Технология оценки результативности программы:

Критерии :

Оценка освоения содержания программы выражается в наличие у подростков:

- навыков сотрудничества и продуктивного общения в командной работе;

- проявлении личностной ответственности в учебных смоделированных ситуациях конфликтного взаимодействия;

- демонстрации навыков познавательной рефлексии

- знаний об эффективных способах разрешения конфликтов, принципах и процедуре медиации.

Методы, сроки диагностики:

- наблюдение за поведением в специально смоделированных учебных конфликтных ситуациях;

- индивидуальные собеседования с участниками по окончании программы для выяснения понимания и объема пройденного материала.

- Анализ результатов групповых занятий так же может проводиться на основе отзывов, полученных от учащихся, родителей, педагогов и администрации школы в конце всех занятий.

2. Содержательная характеристика

Название темы

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Знакомство. Медиатор-ровестник и медиация в школе.

Знакомство с участниками группы. Правила занятий. Краткое содержание курса. Основы медиации. Принципы и процедура.

Раздел 2. Конфликтология

Тема 2.1. Конфликты вокруг нас. Структура конфликта. Участники, предмет конфликта. Конфликтогены. Источники конфликта. Граница полномочий ровесников в самостоятельном урегулировании конфликта. Конфликтные ситуации в художественных произведениях. Групповая дискуссия, диагностический опрос.

Тема 2.2. Динамика конфликта

Формирование навыка распознавания конфликтных ситуаций. Анализ динамики конфликта. Стадии конфликта.

Разбор учебного случая на основе художественных произведений. Ролевые игры, групповая дискуссия.

Тема 2.3. Стратегии поведения в конфликте

Диагностика индивидуальных способов поведения в конфликтной ситуации. Преимущества и ограничения каждой стратегии поведения. Групповое обсуждение.

Тема 2.4. Интересы сторон в медиации.

Способы прояснение интересов. Открытые и закрытые вопросы. Деловая игра, учебные ситуации.

Раздел 3. Коммуникативные инструменты медиатора

Тема 3.1. Контакт

Техника установления контакта и вызывание доверия. Деловая игра на проведение дискуссии.

Тема 3.2. Обмен информацией в конфликте

Вербальная и невербальная коммуникация. Передача информации без обратной связи.

Проблемы коммуникации в конфликте.

Тема 3.3. Искажение информации в конфликте

Способы снижения искажений. Отработка навыка разделения информации на факты, чувства, интерпретаций

Тема 3.4. Виды слушания

Обратная связь при общении. Упражнения. Коммуникативная эстафета.

Тема 3.5. Вопросы как инструмент медиатора

Открытые и закрытые вопросы. Барьеры общения и способы их преодоления. Коллективная дискуссия. Упражнения на прояснение ситуации.

Тема 3.6. Трудности при обмене информацией.

Способы получения достоверной информации от собеседника. Диагностика лжи по поведению.

Уверенное поведение. Продолжение.

Раздел 4. Эмоции и чувства.

Тема 4.1. Эмоции в конфликте

Навык распознавания эмоций, определения причин их возникновения. Виды эмоций. Эмоции в конфликте. Гнев, злость, раздражение. Способы саморегуляции.

Упражнения, деловая игра.

Тема 4.2. Управление эмоциями в конфликте. Страх, тревога, неуверенность. Приемы саморегуляции. Упражнения на повышение уверенности в себе. Страх публичных выступлений (страх отвечать перед классом). Упражнения по самопрезентации.

Тема 4.3. Способы эмоциональной поддержки. Печаль, грусть, разочарование. Приемы взаимодействия с человеком, подверженным сильным эмоциям. Приемы саморегуляции. Зарядка для мозга- восстанавливающие упражнения.

Тема 4.4. Способы безопасного выражения эмоций. Вербальные и невербальные техники отработки эмоций. Вентиляция эмоций в медиации.

Раздел 5. Переговоры

Тема 5.1. Переговоры, как Форма урегулирования конфликта.

Переговорная игра, обсуждение

Тема 5.2. Подготовка к переговорам.

Групповая дискуссия. Переговорная игра.

Тема 5.3. Как достигнуть соглашения

Проверка соглашения на реальность. Переговорные игры. Упражнения на проверку соглашения.

Тема 5.4. Практикум переговорщика

Переговорные игры по сюжетам литературных произведений.

Практикум переговорщика. Продолжение.

Переговорные игры по сюжетам художественных произведений.

Раздел 6. Служба Школьной Медиации

Тема 6.1. Школьные конфликты

Тема 6.2. Реклама школьной службы

Создание эмблемы и рекламы СШМ. Презентация школьной службы. Коллаж.

Тема 6.3. Практикум медиатора-ровесника

Разбор конфликтных ситуаций на основе сюжетов художественных произведений. Анализ урегулирования конфликтов.

Практикум медиатора-ровесника. Продолжение.

Разбор конфликтных ситуаций, типичных для школы. Учебная медиация. Анализ конфликта.

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

Учебные медиации. Анализ поведения в конфликтных ситуациях.

Что помогает и что мешает разрешать конфликты. Необходимые компетенции конфликтолога. Групповое обсуждение.

Тема 6.4. Создание учебных кейсов

Групповая дискуссия. Написание кейса конфликтной ситуации из школьной жизни. Деловая игра- создание кейса.

Создание учебных кейсов. Продолжение.

Репетиция и видеозапись учебной ситуации. Просмотр, обсуждение.

3. Учебно-методическое обеспечение

Сроки реализации: В курсе программы 34 занятий по 1 академическому часу. В течение учебного года участники программы могут принимать участие во внутришкольных, районных турнирах команд школьных медиаторов или в городских конкурсах медиаторов-ровесников.

Материальное оснащение:

- помещение, оборудованное доской (флипчартом), предназначенное для групповой работы

- материалы для рисования и записи (в достаточном количестве): фломастеры, карандаши, ручки; бумага формата А4, А3 (в достаточном количестве).

Список литературы:

1. Алахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб, 2008 .

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016

5. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007

6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

8. Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: Учебно-методическое пособие. СПб.,2015

9. Хазанова М. А. Значение и возможности метода медиации в современной образовательной системе // Медиация и право. 2012. № 4. С. 66–74.

13. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие.-М., 2013

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для организации работы клуба медиаторов в рамках школьной службы примирения. В программе раскрыты цель, заадчи работы клуба, а также расписано каждое занятие, планируемый результат. Опираясь на представленную программу учителю (медиатору) нужно будет только подобрать необходимый материал для работы с юнными медиаторами. Пррограмма соответствует стандартам современного образования, а также основным принципам школьной медиадии.

Программа работы клуба медиаторов в рамках создания школьной службы примирения

Пояснительная записка

В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

Задача школы сегодня – воспитать всесторонне развитую личность, а как одна из составляющих - научить детей находить мирные способы урегулирования конфликтов,

Школьная служба примирения (ШСП) – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом (через проведение восстановительных программ);

дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

снизить уровень агрессивности в школьном сообществе;

способствовать развитию коммуникативных навыков подростков.

Создание клуба медиаторов позволит организовать работу школьной службы примирения более эффективно. Но, положительный эффект однозначно будет произведен также непосредственно на самих учеников.

Поскольку подросткам крайне важно интересное общение со сверстниками и интересная деятельность под руководством компетентных и располагающих к открытому общению взрослых - соведущих, то клубная форма организации деятельности подготовки и сопровождения волонтеров (медиаторов - ровесников) является наиболее подходящей. Такой формат деятельности стимулирует формирование инициативности и самостоятельности у ребят. К тому же, они очень ценят доверие, и с большим удовольствием выполняют выработанные самими, а не навязанные взрослыми правила.

Навыки, знания и представления, полученные учениками в ходе занятий клуба , понадобятся подросткам в их жизни. Поэтому чем больше из них освоят деятельность медиатора, техники решения конфликта и т.п. — тем лучше.

Для эффективного выполнения перечисленных выше задач необходимо обучить учащихся проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ, но прежде всего развить у подростков коммуникативные навыки, толерантность по отношению к участникам образовательного процесса.

Следовательно, цель – практико-ориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса, создание условий для успешной социализации подростков, получение навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.

сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;

создать условия для освоения учащимися мирной позиции в конфликтной ситуации;

познакомить учащихся в активном режиме с программой Круг сообщества;

способствовать развитию толерантного отношения к участникам образовательного процесса;

способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков у учащихся.

Методы работы

Основной метод работы – проведение тренингов и дискуссионных занятий.

Путем проведения тренинга планируется – создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр. Тренинг основан на поиске решений и нахождении знаний самими участниками (практически отсутствуют лекции и основное внимание уделяется работе в малых группах, парах).

Принципы проведения занятий:

Категория участников: потенциальная команда: минимум 1 взрослый (медиатор) и 10 - 15 учащихся.

Сроки реализации: октябрь 2015 – май 2016 (29 – 30 занятий)

Режим занятий: 1 занятие в неделю.

План работы клуба медиаторов

Сроки реализации

Мероприятие

Планируемый результат

Сбор информации (проведение и обработка анкетирования),

список участников клуба медиаторов

участников друг с другом, с руководителем,

с целями и задачами работы клуба,

с сущностью работы школьной службы примирения.

с расписанием встреч.

Проведение игр, на сплочение коллектива.

Сформированная группа клуба медиаторов.

Утвержденный план и график работы клуба.

Выбранное название и эмблема клуба.

Проведение тренинговых занятий, направленных на развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся:

- умение вступать и поддерживать контакт;

- умение понимать чувства собеседника.

Подготовка материала для оформления стенда и буклетов.

Список ценностей восстановительной медиации, созданный учащимися.

Сплочение детско-взрослого коллектива, посредством проведенных упражнений и тренингов.

Оформленный стенд и буклеты по ШСП.

Проведение тренингов толерантности;

Разыгрывание ролевых конфликтных ситуаций и их решений, с применением медиативных техник.

Оценка совместной деятельности и межличностного общения внутри клуба.

Организация и проведение творческого вечера (творческой встречи) с конкурсами и играми, посвященного клубу юных медиаторов

Подведение и оформление итогов работы клуба.

Выпуск стенгазеты по работе клуба.

Знакомство с методами работы с собственными чувствами и переживаниями.

Объявление конкурса творческих работ (эссе, сочинений, исследований), примерные темы: Что такое конфликт? Как я решаю конфликты? Медиатор – кто это? И т.п.

Подготовленная учащимися и руководителем стенгазета.

Проведение и подведение итогов конкурса творческих работ.

Проигрывание ролевых конфликтных ситуаций.

Презентация ШСП в начальной школе (проведение игровых занятий).

Повышение уровня знаний учащихся о восстановительной медиации.

Обновление стенда ШСП.

Выполнение тренировочных упражнений по решению конфликтных ситуаций.

Подбор тренингов и их проведение самими учениками.

Переоформленный стенд ШСП.

Повышение коммуникативных навыков и организаторских способностей учащихся, посредством проведенных ими тренингов.

Проведение тренингов по взаимодействию в конфликте и самоконтролю в общении.

Обучение невербальной коммуникации.

Повышение уровня подготовленности учеников, как начинающих медиаторов.

Читайте также: