Кружки в воскресной школе

Обновлено: 03.07.2024


24.07.2019 22:26

Документ подготовлен Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по итогам заседания Епархиального совета г. Москвы 16 апреля 2019 года.

Воскресная школа в наше время является неотъемлемой и необходимой частью прихода, ее наиболее перспективной и плодотворной составляющей.

Что же касается новообразованных и строящихся приходов, то именно воскресная школа или группа является одной из фундаментальных основ, помимо, конечно, богослужебной деятельности, на базе которой формируется костяк прихода.

Как показывает практика, динамичнее развиваются и строятся те храмы, в которых организована и налажена работа с детьми и их родителями.

При современном, достаточно широко представленном выборе образовательных и развивающих программ и дисциплин светскими центрами дополнительного образования, различными клубами и секциями, востребованность нравственного и религиозного образования достаточно высока в нашем обществе. Это, с одной стороны, решает проблему с набором детей, с другой, формирует определенные требования и задачи для приходов, обусловленных ожиданиями детей и родителей от занятий в воскресных школах и группах.

Что же ждут от нас дети и родители? Ответы на этот вопрос сформулированы на базе ряда неофициальных опросов, проводимых среди родителей и детей воскресных школ г. Москвы на протяжении нескольких лет.

Прежде всего, того, чтобы занятия не были скучными и однообразными.

Чтобы дети имели возможность регулярного общения со священником. Желательно, чтобы вероучительные предметы вел именно священнослужитель.

Помимо донесения до детей основ православной веры, родители ожидают некоего комплексного и системного обучения. Подобно тому, как это происходит в общеобразовательных школах или серьезных клубных системах. Иными словами, работа воскресной школы или группы сразу же должна создавать впечатление продуманной организации и серьезной работы с детьми и, в дальнейшем, естественно, соответствовать этому.

Итак, первостепенная задача в организации воскресной школы (группы) заключается в продуманном, стабильно действующем духовно-воспитательном, образовательном и досуговом процессе. Недопустимы отмены занятий, бессистемное (не регулярное) их проведение, отсутствие четкого представления конкретных целей, задач и результатов обучения.

Естественно, на пути реализации этих задач возникает ряд проблем, связанных с подбором кадров и наличия материально-технической базы.

Последнее, по крайней мере, на начальном этапе, имеет минимальное значение. Не стоит бояться отсутствия нормального помещения, зала или мультимедийного оборудования.

Трудности новообразованного прихода или не богатого храма — очевидны и всеми понимаемы. Родители, которым приоритетнее наличие хорошей материально-технической базы, не приведут своих детей в такие храмы, они найдут уже более развитые и давно действующие воскресные школы при знаковых храмах или соборах. Так что родители, которые приведут своих детей записываться в воскресную школу в новообразованный, строящийся храм, понимают трудности и готовы их преодолевать вместе со священником. Именно поэтому воскресная школа в таких храмах очень быстро становится опорой для настоятеля во многих аспектах приходской жизни, например, в качестве дежурных в храме, флористов, помощников по уборке храма и территории и проч.

Что же касается подборки преподавателей, то здесь настоятелю стоит быть очень разборчивым и внимательным. Помимо наличия у кандидата на должность педагога воскресной школы документа о религиозном образовании, необходимо, прежде всего, обратить внимание на наличие педагогического таланта, профессиональной и психической адекватности и навыков работы с детьми.

В качестве педагога вероучительных предметов, как на начальном этапе, так и впоследствии, может выступить сам священник (настоятель). Даже если у него нет педагогического опыта при внимательном и рассудительном подходе к своему новому послушанию уже через 2-3 занятия придет некая уверенность и понимание, как и о чем говорить с ребятами. Для женатых священников, имеющих своих детей, весьма пригодится собственный родительский опыт.

Самым главным в организации работы воскресной школы является духовная направленность, ориентирование на помощь вхождения детей и родителей в религиозную и приходскую жизнь. Собственно, именно ради этого и создаются воскресные школы.

Какие предметы преподавать?

Если речь идет о новообразованном приходе и первом наборе в воскресную школу (группу), то вполне достаточно ограничиться 2-3 уроками в воскресный или субботний день продолжительностью не более 30-35 мин, урок творчества — не более 45 мин. или 1 часа (для детей старше 9 лет).

Закон Божий — естественно, главный предмет, что касается других дисциплин, то это зависит от наличия педагогов. Возможно, кто-то из числа родителей учеников воскресной группы (школы) умеет что-то мастерить или делать руками, может быть у кого-то есть художественное образование или кто-то может открыть литературный кружок. Возможно, среди прихожан есть педагог или творческая личность. Так что здесь по ситуации. Но какое-то творческое дополнение к занятиям по Закону Божиему желательно найти сразу. Естественно, предварительно обговорив с будущим педагогом то, чем планируется заниматься с детьми и продумать, как можно было бы связать между собою эти занятия, чтобы получилось некое единое образовательное целое. Возможен вариант подготовки поделок или рисунков, ориентируясь на церковный календарь и проч.

Почему это важно? Потому, что подобные творческие занятия, во-первых, довольно быстро и успешно сплачивают коллектив детей и родителей, совместно вовлекаемых в творческий процесс, во-вторых, что тоже важно, формируется некая презентационная база, визитная карточка воскресной школы. Можно и нужно организовывать выставки поделок, рисунков и проч. Сначала на уровне прихода (храма), а потом заявлять о себе и на более широком уровне. Естественно, священник (духовник) школы должен сдерживать горделивые амбиции детей и родителей, объясняя их подлинное происхождение и научая смирению. Победили — слава Богу, нос не задираем; Бога, родителей и педагогов благодарим. Не победили, слава Господу, что преподал урок смирения, показал, что надо лучше трудиться и меньше строить планов и не заниматься шапкозакидательством! В общем, во всем находить педагогический повод и пример.

Как организовывать учебный процесс и проводить разделение детей по классам или группам?

а) первая (в возрасте 5-7 лет);

в) третья (в возрасте 11-13 лет);

Если в вашей группе детей менее 10 человек, то можно не следовать предложенной возрастной дифференциации, а также самостоятельно определять объем и уровень преподаваемых знаний.

Что же касается продолжительности учебного года в воскресной школе, то он начинается с середины сентября или начала октября и заканчивается в начале мая, обычно празднованием всей школой Пасхи Христовой и дня Победы в Великой Отечественной войне.

Что такое воскресная группа и воскресная школа?

Согласно Положению о деятельности воскресных школ, п. 1.4* (см. Приложение 1, п. 2) в случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы.

Воскресная школа объединяет в себе несколько возрастных групп (классов), численность которых превышает 10 человек в каждом. У каждого такого класса имеется необходимая материально-техническая база: учебное помещение, оборудованное письменной доской, партами и стульями, наглядными пособиями, мультимедийной техникой и проч. В воскресной школе обязательно должны быть сантехнические комнаты (туалеты) желательно с детскими унитазами и низкими раковинами.

Пункт 2.1.: …Настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:

Подробнее, какие темы из указанных дисциплин и в каком объеме требуется преподавать детям, можно ознакомиться (в Приложении 1, п. 2)

Об учебниках и учебных пособиях

Конечно, соблазн унифицировать и создать единый комплект ко всем дисциплинам существует, но хочется надеяться, что он будет носить рекомендательный, а не обязательный характер.

В настоящее время при выборе учебных пособий, по которым планируется преподавать вероучительные предметы в воскресной школе, следует ориентироваться на такие пособия, которые входят в перечень рекомендованных и имеющих гриф ОРОиК* (Перечень таких учебников и пособий см. в Приложении 1, п. 6).

А) есть отдельные оборудованные необходимой мебелью и аппаратурой помещения-классы для групповых занятий, кабинеты для занятий творчеством, помещение проведения общешкольных праздников, сантехнические помещения.

Б) количество детей, обучающихся в школе, превысило 10 человек в каждой возрастной группе (классе).

Данный документ регулирует процесс обязательной внутриепархиальной аттестации воскресных школ (для детей) с целью определения ее типа и соответствия требованиям, предъявляемым Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводят ее аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования по благословению правящего архиерея.

Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

Для прохождения церковного лицензирования (аттестации) воскресной школы в г. Москве необходимо подать следующий перечень документов в ОРО г. Москвы:

О лицензировании государственном

Наличие такой поправки гарантирует невмешательство государства в осуществление традиционного, закрепленного Уставом Русской Православной Церкви, права обучать детей и взрослых религии в рамках приходских воскресных школ и групп.

Что, естественно, освобождает от необходимости получать государственную лицензию.

Что же касается возможности трудоустройства педагогов и их социальной защищенности, с учетом получения педагогического стажа и льгот, то сейчас проходит апробацию способ взаимодействия с государственным образовательными учреждениями в рамках соглашений о сотрудничестве, при котором педагоги трудоустраиваются (если таковое желание и возможность имеется у педагогов и настоятеля) в качестве сотрудников (педагогов) этих образовательных учреждений, при этом реализуя на приходах часть светских программ по духовно-нравственному воспитанию детей (типа модуля ОРКСЭ (ОПК)) или преподавая при храме в кружках творчество, кукольный театр, хоровое пение и прочее, храм же предоставляет для этого классы (помещения) в доме причта или здании воскресной школы.

Пока достаточной положительной практики по данному направлению не имеется, т.к. подобного рода принцип взаимодействия только начал свою апробацию.

Согласно этому положению, главным учредительным и ответственным лицом, в ведении которого находится воскресная школа — является НАСТОЯТЕЛЬ религиозной организации. Именно ему принадлежит право открытия (закрытия), инициирование реорганизации воскресной группы в воскресную школу, определение перечня преподаваемых дисциплин (ориентируясь на образовательный Стандарт), назначение (освобождение) директора/завуча воскресной школы, утверждение педагогов, решение вопросов об определении педагогов в штат или заключения с ними волонтерского договора и проч. Вопрос обеспечения деятельности воскресной школы (группы) так же находится в ведении и попечении настоятеля.

«п. 3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием.

3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы.

Не нормальна ситуация, когда приход и воскресная школа при приходе живут разрозненной друг от друга жизнью. Настоятель должен принимать деятельное и заботливое участие в жизни воскресной школы, следить за тем, как осуществляется образовательная и воспитательная программа в ней, своевременно и в достаточно возможном для прихода объеме финансировать школу. Не допускать к преподаванию или управлению воскресной школой людей, деструктивно действующих в приходе, ведущих не к объединению, а разделению прихода, организовывающих детей и родителей в некие противоборствующие группы, концентрируя внимание на себе или каком-то отдельном клирике, а не на Христе и Матери Церкви.

Приложение 1

Список ссылок на нормативные документы и перечень рекомендуемой учебной литературы в интернете.

Кружок рисования для детей 4-7 лет


Приглашаем всех желающих на занятия по рисованию в приходском доме для детей от 4 до 7 лет. Занятия проводятся по субботам с 11.30 до 12.30.

Кружок рисования при воскресной школе

Приглашаем всех желающих в 14:30 на занятия по рисованию в кабинете №5 Приходского дома. Занятия проводятся по субботам. Для детей от 7 лет.

Кружок рукоделия


Кружок рукоделия работает при нашем храме с 15.30 до 16.30 по воскресеньям в кабинете №6 приходского дома. Телефон для справок: 8 (916) 922-02-42. Приглашаем всех желающих!

Раннее музыкальное развитие


Группа для развития музыкальных навыков у детей раннего возраста (запись в группы производится в воскресной школе). Занятия проводятся по субботам в приходском доме.

Преподаватель: Лидия Александровна

Фольклорная игровая студия


Приглашаем ваших деток в ФОЛЬКЛОРНУЮ ИГРОВУЮ студию.

На наших занятиях дети окунуться в игровую атмосферу, которая вам, может быть, знакома по детству: игры со сверстниками во дворах, садике и в школе в Каравай, Ручеек, Бояре, Море волнуется раз и многие другие, полные задора, непринужденного веселья и опыта живого общения.

На наших ИГРОВЫХ занятиях ДЕТИ в непринужденной игровой среде ПОЛУЧАЮТ ОПЫТ проживания возрастных психологических трудностей:

• при социализации (игры проходят в кругу среди сверстников),

• при знакомстве с культурно-нравственным поведением в обществе и в столкновении с разнообразными ситуациями для ребенка (заложено в сценарии игр),

• богатства эмоций вместе с активными движениями (подвижные игры с драматическими сюжетами).


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, которые также включены в наши занятия, позволяют детям побегать, попрыгать и порезвится в культурном формате игры.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ игры в дошкольном и младшем школьном возрасте — хороший РЕСУРС для здорового и полноценного ОБУЧЕНИЯ школьным наукам. Богатый опыт был накоплен нашими предками, активно использовался в советской педагогике и хорошо решает актуальные потребности современных родителей и их детей

Занятия второй год проходят в уютном зале на 3-м этаже приходского дома храма Зосимы и Савватия в 2021-2022 году по воскресеньям перед кинопоказом с 15.40 до 16.30.

Ведущая ФОЛЬКЛОРНОЙ ИГРОВОЙ студии — Екатерина Викторовна Насардынова, специалист по народной педагогике.

По всем вопросам пишите, пожалуйста, в ВотсАпп на моб.89859099708.

Английский язык для детей


На индивидуальных занятиях или занятиях в небольших группах учащимся оказывается помощь в выполнении домашнего задания по английскому языку и в устранении пробелов, возникших при изучении предмета в общеобразовательной школе. Время проведения 11.00 -13.00 по субботам в кабинете №10.

Преподаватель: Надежда Петровна.

Выжигание по дереву


Приглашаем всех желающих с 15.30 до 16.30 по субботам на занятия по выжиганию в кабинет №5 приходского дома.

Шахматный кружок


Шахматы улучшают память, сосредотачивают внимание и развивают логическое мышление!

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Коррекционную: помогает малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Занятия шахматного кружка проходят с 17.00 до 18.00 по субботам в кабинете №6.

Преподаватель: Сергей Михайлович.

Православный Календарь

Четверг, 24 февраля 2022 г. (11 февраля ст.ст.)
Седмица о блудном сыне
Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392)
Блгв. Кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138)
Сщмч. Власия, еп. Севастийского, и с ним двух отроков и 7 жен (ок. 316)
День памяти святых:
Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).
Браковенчание не совершается.
Чтения дня:
Евангелие и Апостол:
На лит.: - Ап.: 1 Ин.4:20-5:21 Ев.: Мк.15:1-15
Псалтирь:
На утр.: - Пс.91-100 ; Пс.101-104 ; Пс.105-108 На веч.: - Пс.119-133


Завершилось лето, погода всё чаще препятствует длительным прогулкам – одним словом, жизнь входит в привычную учебно-рабочую колею… А значит, можно вернуться к любимым увлечениям, возобновить или начать занятия творчеством, мастерством и рукоделием, освоить новые замечательные умения, порадовать близких красивыми поделками и оригинальными, выполненными в единственном экземпляре подарками.

В связи с этим рады сообщить вам, что кружки и секции нашей Воскресной школы приглашают всех желающих – и прежних участников, и новичков – на свои занятия!

С подробной информацией можно познакомиться на страничках кружков на нашем сайте (просто щёлкните мышкой по названию кружка ниже).

Для записи в кружки звоните по указанным телефонам.


Подробнее

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить. И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Задачей воскресной школы является приобщение детей к православной вере, к Богослужению и Церковным таинствам, подготовка ребенка к полноценной церковной жизни, в основе которой лежит формирование православного, церковного мировоззрения.

Обучение в школе бесплатное, и все средства на содержание и нужды школы выделяются приходом храма Покрова Божией Матери в количестве, необходимом для осуществления обучающего процесса, а так же за счет спонсорских пожертвований.

Структура Воскресной школы

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Духовник школы - осуществляет духовное руководство учащихся и преподавателей. Духовником является настоятель храма.

Директор школы осуществляет ее общее руководство, согласовываясь при необходимости с педагогическим советом. Директор назначается настоятелем храма.

Педсовет состоит из директора, духовника и всех преподавателей; является совещательным органом при директоре воскресной школы. Преподаватели осуществляют преподавательскую и воспитательную деятельность.

Преподавателем может быть православный человек, имеющий педагогическое или богословское образование, или опыт работы с детьми.

Родительский комитет осуществляет организационную помощь руководству воскресной школы и ежегодно избирается на общем собрании родителей.

Система обучения

Прием в Воскресную школу

В школу могут быть зачислены дети, принявшие Святое крещение или готовящиеся к нему. Зачисление в школу проводится по итогам собеседования с ребенком и его родителями (попечителями). Решение о зачислении учащихся в воскресную школу принимает директор с благословения настоятеля на основании письменного прошения родителей ( законных представителей) . В школу могут быть зачислены дети в возрасте от 5 до 18 лет. Срок обучения зависит от возраста ребенка, быстроты и качества усвоения материала и может варьироваться от 3 до 10 лет.

Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей и графиком богослужений.

Состав и количество классов в воскресной школе определяется в зависимости от количества учащихся.

В воскресной школе могут быть организованы дополнительные занятия в форме кружков, секций, выездных лагерей.

Дисциплина в воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу.

Ступени обучения

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя 3 ступени:

Дошкольная – дети в возрасте 5-6 лет. Срок обучения 2 года.

Начальная – дети в возрасте 7-11 лет. Срок обучения 4 года.

Основная – дети в возрасте 12-18 лет. Срок обучения 3 года.

Задачи обучения на каждой ступени:

Дошкольная ступень: первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности – дошкольный возраст. В дошкольной группе две подгруппы - младшая и старшая. Именно здесь для них раскрывается красота и величие сотворенного Богом мира и воспитывается необходимость беречь его, закладываются понятия добра, любви, сострадания. Обретается первый опыт , который в дальнейшем определит их жизненный путь и нравственный выбор через игровую, творческую, развивающую деятельность, а так же через взаимное общение.

Начальная ступень: ( при необходимости может делиться на 2 подгруппы – А- дети 7-8 лет; и Б -дети 9-11 лет) анимаются дети 7- 11 лет. Главными задачами этой ступени являются обучение основам православного вероучения, приобщение их к литургической жизни Церкви. Знакомство с основными библейскими событиями. Развити е навыка применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему. Учатся не просто знать, но и понимать молитвы, Объяснять значение основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета для человечества, главные события земной жизни Господа Иисуса Христа и т.д.

Основная ступень: занимаются дети 12-18 . Задачами этой ступени являются совершенствование детьми знаний о вере, осознанное участие в Богослужении и Таинствах Церкви, Применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, активное приобщение к миссионерской деятельности. Расширение понятий нравственности через осмысление Заповедей Божиих, молитвословий, изучение Божественной литургии. Послушание в алтаре, иконной лавке, трапезной, пение в церковном хоре – по выбору. Продолжается воспитание духовно-нравственных ценностей, патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества. Формирование навыка использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизниВсе дети, независимо от возраста, осуществляют дежурство по школе, согласно утвержденному графику. По желанию могут заниматься в школьных кружках.

Кружки

Программа обучения (прилагается)

В Воскресной школе широко используется такая форма обучения, как комбинированный урок.

Для всех групп также предусмотрены плановые учебные экскурсии. В день экскурсии отменяются все занятия данной группы.

Начало занятий – последнее воскресенье сентября, конец занятий – последнее воскресенье мая.

В летний период предполагается организация лагеря труда и отдыха.

Учебный день - воскресенье. Кружковая работа по субботам или другим дням недели по согласованию с учащимися и их родителями.

При подготовке больших православных праздников, таких как Рождество Христово, Светлое Христово Воскресение и т.д. дети могут приглашаться в школу и в другие дни недели по согласованию с родителями и родительским комитетом.

В период подготовки к праздничным мероприятиям предусмотрено комбинирование урока с репетициями.

Каждый учебный день максимально может включать 3 урока по 25 минут, кружок и участие в Божественной литургии соответственно возрастной группе.

Контроль успеваемости и посещаемости

В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Посещаемость занятий учащимися фиксируется в классных журналах. Пропуск занятий без уважительной причины считается недопустимым.

Организация и форма общей проверки результатов учебно-воспитательной деятельности определяется педагогическим советом школы. Промежуточная аттестация проводится в течении учебного года ( как правило в январе месяце) в различной занимательной форме по всем изучаемым дисциплинам.

Аттестационная комиссия возглавляется директором школы и формируется им из числа педагогов воскресной школы, духовника и других священников. Количество и состав участников комиссии определяется директором щколы.

Участники учебно-воспитательного процесса

Участниками воспитательного процесса в воскресной школе являются: настоятель прихода, (он же духовник), директор воскресной школы, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.

Права и обязанности учащихся, их родителей (законных представителей) как участников учебно-воспитательного процесса, определяются действующим Положением.

Учащиеся воскресной школы имеют право на:

бесплатное обучение православному вероучению, традициям, истории и культуре, предусмотренное учебно-воспитательным планом воскресной школы;

бесплатное пользование библиотекой воскресной школы;

условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья.

Учащиеся воскресной школы должны:

-следовать требованиям настоящего Положения, исполнять распоряжения, указания настоятеля, директора, преподавателей и воспитателей воскресной школы;

-не пропускать занятий в воскресной школе без уважительной причины;

-о невозможности присутствия на уроке предупредить школьного учителя или директора школы заранее или в день пропуска;

-поведение учащихся школы должно соответствовать общепринятым нормам православного христианина и не нарушать молитвенного состояния прихожан храма;

-добросовестно заниматься в воскресной школе и применять приобретенные знания на практике;

-бережно относиться к имуществу воскресной школы;

-уважать других учащихся и сотрудников воскресной школы;

-иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

Выпускникам выдается документ об окончании воскресной школы установленного образца, заверенный печатью храма.

По представлению директора воскресной школы настоятель может поощрять учащихся, педагогов, родителей учащихся воскресной школы приходскими грамотами, похвальными листами, благодарственными письмами.

По представлению директора воскресной школы педагогический совет воскресной школы в качестве крайней меры может исключить учащегося из воскресной школы.

Родители (законные представители) учащихся воскресной школы имеют право на:

Ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса;

Участие в проводимых воскресной школой мероприятиях;

Получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды воскресной школы;

Пользование библиотечным фондом воскресной школы;

Сотрудники воскресной школы должны быть православными христианами.

Воскресная школа может иметь в штате сотрудников –добровольцев, исполняющих свои обязанности на безвозмездной основе. С благословения настоятеля воскресная школа может привлекать благотворительные пожертвования для осуществления уставной деятельности.

На работу в воскресную школу принимаются лица, имеющие:

а) среднее или высшее богословское образование;

б) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;

в) люди, имеющие опыт работы с детьми, прошедшие катехизаторские, богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях РПЦ, а так же прошедшие аттестацию, проводимую аттестационной комиссией, созданной действующим приходом.

На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедания, имеющие необходимую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами об образовании, либо имеющие необходимые навыки для ведения данных занятий.

Сотрудники воскресной школы имеют право на:

участие в управлении воскресной школой в порядке, определяемом настоящим Положением;

повышение своего профессионального уровня.

Педагогические работники обязаны:

-осуществлять образовательную деятельность в доверенных им группах.

-вести журнал успеваемости и посещаемости по своему предмету, создавать учебные программы и качественно преподавать свой предмет.

-своевременно предоставлять директору школы программы, календарно-тематические планы, планы кружковой работы, также отчеты о проделанной работе для рассмотрения на педагогическом совете;

-пройти аттестацию один раз в три года.

-участвовать в миссионерской деятельности прихода;

-участвовать в жизни прихода;

-соответствовать образу православного христианина;

-соблюдать настоящее Положение;

-выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями;

-быть вежливым в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.

Управление воскресной школой

Управление воскресной школой осуществляется в соответствии с нормативными документами РПЦ – Устав МПРО Прихода церкви ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, с.Б. Афанасово Нижнекамского р-на, настоящим Положением и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Руководитель – настоятель храма протоиерей Виталий Кузьмин.

Настоятель осуществляет общее руководство воскресной школой.

В компетенцию настоятеля входит:

-создание, реорганизация и ликвидация воскресной школы;

-принятие на работу и освобождение от должности директора воскресной школы;

-утверждение аттестационной комиссии воскресной школы;

-контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью воскресной школы;

-прием на работу преподавателей воскресной школы, утверждение штатного расписания;

-обеспечение безопасности и здоровья детей и сотрудников воскресной школы во время учебно-воспитательного процесса, соблюдения норм охраны труда и техники безопасности

Директор воскресной школы:

-назначается и освобождается от должности распоряжением настоятеля;

-подотчетен в своей деятельности настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования;

-организует учебно-воспитательный процесс в воскресной школе;

-формирует штатное расписание;

-осуществляет распределение должностных обязанностей, контроль над деятельностью и уровнем квалификации работников;

-формирует аттестационную комиссию воскресной школы;

Предоставляет настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о деятельности воскресной школы;

Духовник воскресной школы:

-священнослужитель РПЦ, занимается попечением о духовно-нравственной жизни учащихся и сотрудников воскресной школы.

Формой самоуправления воскресной школы является педагогический совет.

Педагогический совет состоит из: духовника, директора и преподавателей воскресной школы.

К компетенции педагогического совета воскресной школы относится:

-утверждение перспективного плана учебно-воспитательной работы школы, учебных планов и программ.

-разработка концепции и определение основных направлений деятельности воскресной школы, обсуждение методик преподавания;

-определение порядка проведения итоговой аттестации;

-рассмотрение вопросов об отчислении учащихся;

-рассмотрение вопросов эффективности учебно-воспитательной работы, повышение квалификации сотрудников;

-внедрение в практику достижений педагогического опыта;

-решения на педагогическом совете принимаются большинством голосов.

Имущество и финансирование воскресной школы

Религиозная организация, учредившая воскресную школу (МПРО Приход церкви Покрова Божией Матери с.Б. Афанасово Нижнекамского района) обеспечивает ее финансирование и работу

При создании воскресной школы Учредитель должен обеспечить следующие условия:

-предоставить помещение для занятий;

-обеспечить воскресную школу учебно-методической литературой и канцелярскими принадлежностями, мебелью, инвентарем, необходимым для учебно-воспитательного процесса;

-обеспечить материальные условия для преподавания.

Методическое обеспечение

Школа занимает 3 учебных класса, библиотеку и учительскую комнату в административном здании храма. Классы укомплектованы мебелью: рабочие столы у школьников и парты-трансформеры у дошкольников, мягкие стулья, учебные доски, предназначенные для письма маркерами. Имеются различные учебные пособия: фланелеграф, набор икон, учебники, рабочие тетради, диски с видеоматериалом, компьютер, ноутбук. Профессиональная лазерная система. Школа оснащена прекрасно техническими средствами обучения: электрическое пианино, синтезатор, музыкальный центр, DVD-плеер, видеокамера, профессиональное звуковое оборудование с микшерным пультом со встроенной радиосистемой на два микрофона. Имеется небольшой современный спортивный зал, спортивная площадка (волейбол, баскетбол), детская площадка.

Внеклассная работа школы и миссионерская деятельность

- Приветствуется присутствие учащихся воскресной школы на Богослужениях в свободное от занятий время в субботу, воскресенье и православные праздники.

- По возможности дети и их родители регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Дети до 7 лет причащаются каждое воскресенье.

- Учащиеся молодежной и старшей групп оказывают помощь в проведении уроков – спектаклей в младших группах.

- Во внеклассную образовательную программу входят паломнические поездки по Святым местам родного края.

- Организация походов и экскурсий во время каникул.

- Мини-праздники (поздравления именинников, праздничные православные даты)

Работа с родителями

Родительское собрание проводится два раза в год:

-В начале учебного года: утверждение плана работы, выбор родительского комитета, организация дежурства по школе родителями.

-В конце учебного года: подведение итогов.

-Заседание родительского комитета по мере необходимости. Родительский комитет работает на протяжении всего учебного года. Оказывает помощь в организации и проведении всех школьных мероприятий, составляет и корректирует график дежурства родителей по школе, в трапезной, а так же в оформлении кабинетов.

-При необходимости члены родительского комитета могут участвовать в педсовете школы.

Отчисление

Вопрос об отчислении учащегося из воскресной школы по решению педагогического совета и поддержке родительского комитета может быть поставлен по следующим причинам:

- за неуспеваемость в учебе, вызванную нежеланием учиться;

- за систематические прогулы без уважительной причины;

- за нарушение правил поведения в воскресной школе.

Право отчисления ученика из воскресной школы (не зависимо от причины) принадлежит только настоятелю храма.

Трапеза

- В воскресной школе организовано питание детей.

- В помощь работникам трапезной предусмотрено обязательное дежурство родителей.

- График дежурства составляется родительским комитетом.

- Во время трапезы практикуется чтение Жития Святых.

- Трапеза начинается и заканчивается молитвой.

Настоятель храма: протоиерей Виталий Кузьмин – духовник. Осуществляет контроль над деятельностью школы и несет ответственность перед Священноначалием за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность воскресной школы.

Утвержденный состав преподавателей и родительского комитета на 2015-2016 уч. год.

Сабаева Ольга Николаевна - учитель старших классов. Образование высшее педагогическое. Стаж работы в общеобразовательной школе с 1996г. Основное место работы общеобразовательноя школа. Ведет уроки русского языка и литературы в старших классах. В воскресной школе трудится с 2006 года. Преподает в старшей группе Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Православное Богослужение (Литургика), Основы православного вероучения ( Катехизис), Христианская этика. Церковнославянский язык в старшей группе. Занятия проводит в форме интегрированных уроков. Ведет кружок художественного слова.

Бакшаева Светлана Николаевна - учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы. Образование высшее. Общий стаж работы с 1991 года. В воскресной школе трудится с 2014 года. Преподает в группе начальной ступени Основы православной культуры: История Нового Завета, Устройство православного храма, Иконоведение, Церковно-славянский язык.

Родительский комитет

Смолянинова Елена – председатель родительского комитета.

Куприянова Татиана – дежурство в трапезной

Чупахина Ксения – дежурство по школе

Заказчикова Наталия – проведение мероприятий

Бородина Ирина - летопись

Летников Анатолий – Совет отцов

Совет отцов:

1. Летников Анатолий

2. Волков Владимир

3. Спирюхин Игорь

4. Корнеев Роман

5. Артемьев Андрей

6. Калабин Сергей

Читайте также: