Крупин зерна краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Получив Божественный дар жизни, человек ответствен за него. Однако одни ищут в мире наслаждения, другие – выгоды. Кто-то пребывает в мелкой суете и поиске славы. И лишь немногие ощущают себя ответственными за свою жизнь и живут в любви к людям. К таким людям можно отнести и русского писателя Владимира Николаевича Крупина - обладателя многочисленных наград в области словесности, в том числе и Патриаршей премии за вклад в развитие православной литературы. О нём можно сказать, что он отдает Родине и людям всю любовь своего сердца и весь талант, полученный им от Бога.

Еще со времен перестройки Владимир Крупин известен честной позицией в отношении европеизации и американизации русской жизни. Подобный взгляд роднит его с именитыми славянофилами, такими как Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Николай Данилевский.

Спасение от идолопоклонства западничеству писатель ищет в православной вере, в русском языке и культуре. Анализируя его произведения, можно сделать вывод, что русская культура имеет два корня: богослужение и народные формы быта, такие как архитектура, обычаи, семейные устои и прочее. Православное богослужение, кроме религиозного значения, могло бы стать превосходной эстетической школой, если бы мы полностью сохранили свою самобытность. Сила русского народа в его духовной жизни. Этот мотив плавно переливается по всем произведениям писателя, из которых можно выделить следующие.

Однако почему, имея такие прекрасные традиции, современная жизнь не всегда отвечает догматам веры? Отчего сегодня популярна фраза, что в наше время невозможно жить по Заповедям Божиим? Вероятно, потому что святых стало меньше. Жить по Евангелию стало труднее. И всё же есть светлая надежда на торжество веры. Больше того – есть значительное улучшение нравственной атмосферы в обществе.

Ведь в каждый период истории существуют личности, которые являются выразителями лучших идей и стремлений своего времени. К их голосу прислушиваются. Они становятся духовными вождями общества. Тем более, что русская земля всегда была богата святыми людьми. О них и рассказывают книги Владимира Крупина.

В первую очередь, следует сказать об игумене земли Русской преподобном Сергии Радонежском, о преподобном Антонии и Феодосии Киевских. Они явились великими молитвенниками за нашу Родину в период её политического и духовного рождения, в критический момент татарского ига.

Московские святители – Петр, Алексий, Иона – истинные собиратели земли русской и первоначальники ее будущего могущества и славы.

В начале XIX века в России просиял один из величайших святых – преподобный Серафим Саровский. Он словом и делом показал, что цель христианской жизни – в обретение Святого Духа. Этот монах, живший посреди дремучих саровских лесов, учил о многоразличии путей, ведущих к этой цели. И самое главное – он сам дал исключительный пример монашеского подвига.

Его современником был святитель Филарет, митрополит Московский, который был великим нравственным авторитетом. Его голос имел решающее значение в делах Церкви, к нему прислушивались по многим государственным вопросам.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые царские мученики, священномученик Владимир митрополит Петроградский, святитель Тихон – патриарх Московский и всея Руси. На этих именах и стоит Россия.

Таким образом, герои Владимира Крупинина объединяют различные времена нашего государства. При этом, вероятно, нужно отметить, что житийной литературы на сегодняшний день существует множество. Однако отличительная особенность Крупинина – это доступность, простота и искренность. Он не перегружает читателя нравоучениями и советами, как дальше жить. На конкретных исторических общеизвестных лицах он показывает очевидную истину - настоящая сила не в деньгах или в накаченных мускулах, а в вере и молитве.

Многие житийные рассказы, изложенные языком русских народных сказок, пословиц, поговорок, доступны даже маленьким детям. Небольшим дополнением к житиям служит краткий исторический обзор наиболее почитаемых русских обителей: Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, Свято-Преображенского Валаамского монастыря, Свято-Введенской Оптиной пустыни и других.

По сути, она, конечно, не стала фундаментальным историческим трудом, в ней нет каких-то претензионных открытий и обилия дат, ее прелесть в другом. Это история в лицах.

Во многих современных исторических книгах часто упускают из виду, что порой судьбу нашей Родины решали молитвы одного лишь святого старца, а все крупные военные победы так или иначе связаны с заступничеством Пресвятой Богородицы. Например, в войне 1812г. те сражения, в которых русская армия била французов всегда происходили в день чествования той или иной иконы Божией Матери.

История Владимира Крупина охватывает период с древнейших времен до наших дней. В ней упомянуто огромное множество отечественных подвижников: святые Борис и Глеб, блаженная Ксения Петербургская, праведный Иоанн Кронштадтский и многие, многие другие.

Даже жанр книги не вполне обычен для сегодняшнего времени. Она написана в стиле летописи очень простым языком с заимствованием древнерусских фраз и оборотов. Изобилует интересными притчами, сказаниями, былинами. Например, былина о Никите Кожемяке, Вольге и Микуле Селяновиче, Илье Муромце, сказание о Борисе и Глебе. Это делает книгу одинаково интересной, как для детей, так и для взрослых.

Герои рассказов – самые обычные простые жители Москвы и области, которые ссорятся и мирятся, решают семейные проблемы, влюбляются и балагурят на кухне. Это обывательские рассказы, дающие понять, что у русского человека одна защита – Господь Бог наш. Несмотря на то, что некоторые образы настолько реалистичны, что бывают и грубы, и поступают глупо, на наш взгляд. В целом все рассказы исполнены такой глубокой любовью, что читая их, даже самое жестокое сердце невольно делается мягче, милостивее и добрее. Как бы мрачно не был настроен человек, ему тотчас же становится и легче, и отраднее, и светлее на душе.

Вторая часть книги – рассказы из современной жизни, объединенные идеей промысла Божия и Его величайшей милости к нам падшим и грешным людям. Это семейные миниатюры, многие из которых тоже повествуются от лица ребенка или посвящены детям.

Читая рассказы, порой остается только удивляться, как просто и неожиданно Господь отправляет нас на путь духовного становления. Как одна искренняя сердечная молитва. Например, молитва матери из одноименного рассказа. Или одно слезное покаяние, коренным образом меняет всю жизнь и дальнейшую участь человека.

Книги рассказывают о святых местах Палестины, Греции, Италии, России. Цель этих произведений – обратить взор читателя, прежде всего, на молитву к Богу, потому что святые места православные люди посещают все-таки не с ознакомительной или экскурсионной целью, а с целью вымолить у Господа благодатных даров.

Опыт исихастов показывает, что сердечная молитва всегда творится в ритме сердечных ударов. Благость, исходящая от ее творения, концентрируется у человека в области сердца и оттуда разливается по всему телу. Это подобно теплу, идущему от солнца. Оно охватывает всю землю. Точно такую же роль играет и Афонский монастырь. Он есть живое, ритмично бьющееся в молитве сердце православной жизни. Поэтому начиная говорить об Афоне, автор плавно ведет ниточки к русским монастырям и монахам, как кровь, которая от сердца течет по всем венам и капиллярам.

История Афонского монастыря умело переплетается с историей русского монашества. Заканчивается книга подлинным рассказом о паломничестве писателя на Святую гору.

Очевидно, что писатель во время своих паломнических поездок вобрал в себя всю красоту и благость упомянутых обителей, ощутив в себе молитвенное состояние сердца. И теперь, отстраняясь от суеты и потребительского отношения к миру земному, он старается передать читателю этот дух единства с Господом. И получается у него это на совесть, потому что, читая данную книгу, невольно обращаешь свой взор к Богу. Вполне возможно, что многих это подвигнет на посещение обителей.

Стоит обратить внимание на язык и стиль, которым пользуется автор в данных книгах. Некоторые описания святых мест, напоминают сказания, а фразы содержат исконно-русские обороты, легко понятные любому современному человеку, но так незаслуженно им забытые.

В своих интервью Владимир Николаевич Крупин часто повторяет, что литература, которая не говорит о Боге, – бесполезна. Настоящая литература должна вводить если не в Храм, то хотя бы в церковную ограду. Насколько это получается у писателя, каждый читатель решит для себя сам.

БОСИКОМ ПО НЕБУ (Крупинки)

— А мы колядовать собираемся, — сообщил мне накануне Рождества соседский мальчик. — В прошлом году ходили, целую сумку набрали, и деньги даже давали.

— А что вы говорите, когда славите?

— Ну, в общем наряжаемся: Ромка — девчонкой, Мишка — ужастиком. Я так намазываюсь: щеки и нос красным, а глаза черным.

— Да, — согласился я, — это страшновато. Попробуй тут не положи в мешок… Мы тоже ходили в детстве. Я кое-что помню. Вы придите ко мне, что-нибудь разучим.

— А дальше? — спрашиваю.

— А дальше нам что-нибудь дадут, и мы идем дальше.

— На земли мир, в человецех благоволение!

— Вот. И тропарь Рождеству… Знаете наизусть?

— Это Данила знает и Георгий, они батюшке помогают. Они тоже будут ходить.

Я уж старался вознаградить такое усердие, как вдруг, болезненно охнув, повалилась на пол девчушка с косой. Все они вскрикнули, да так натурально, испуганно, что у меня сердце чуть не оборвалось. Мгновенно стал соображать, у кого из соседей есть телефон, чтобы звонить в больницу. Тут же думал: отчего ей плохо? Или уморилась от голода, или, наоборот, конфет переела…

Издательство: "Современник" (1974)

Формат: 84x108/32, 206 стр.

Другие книги автора:

См. также в других словарях:

Зерна — Характеристика Длина 40 км Бассейн Каспийское море Бассейн рек Кама Водоток Устье Пильва · Местоположение 183 км … Википедия

зерна — Стилізований рослинний мотив відповідної форми у парковому партері або біля його межі … Архітектура і монументальне мистецтво

зерна — жемчуг … Воровской жаргон

ЗЕРНА ОБЛОМОЧНЫЕ ВЗВЕШЕННЫЕ — в гидрометрии взвешенными называются зерна (“взвешенные наносы”), которые испытывают плавание в потоке, т. е. переносятся во взвешенном состоянии. К ним следует отнести зерна, несомые в водах любых басс. и в воздухе. Теория взвешивания… … Геологическая энциклопедия

Зерна мели, а много не ври! — Толки пестом, а язык за щеку! См. МУЖ ЖЕНА Зерна мели, а много (а лишнего) не ври! См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

ЗЕРНА ОБЛОМОЧНЫЕ ВЛЕКОМЫЕ (“ВЛЕКОМЫЕ НАНОСЫ”) — перекатываемые по дну басс. под влиянием силовых воздействий продольных составляющих скорости течения. К ним относятся и те наименее крупные влекомые зерна, которые, под действием периодического усиления вертикальных составляющих скорости течения … Геологическая энциклопедия

зерна слабых пород — 3.6 зерна слабых пород: Зерна щебня, имеющие предел прочности при сжатии в насыщенном водой состоянии менее 20 МПа (200 кгс/см2); легко разламываются руками и разрушаются легкими ударами молотка; при царапании иглой по поверхности зерна остается… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

зерна пластинчатой (лещадной) и игловатой формы — 3.5 зерна пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: Зерна щебня, для которых отношение длины к толщине ≥3. Источник: ГОСТ Р 54748 2011: Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Крахмальные зерна* — (крупины) бывают различной величины и формы; последняя иногда настолько характерна, что по ней можно определить, из какого растения добыт крахмал. Величина зерен, не только у разных растений, но и у одного и того же, колеблется в широких пределах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Крахмальные зерна — (крупины) бывают различной величины и формы; последняя иногда настолько характерна, что по ней можно определить, из какого растения добыт крахмал. Величина зерен, не только у разных растений, но и у одного и того же, колеблется в широких пределах … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Крупин Владимир Николаевич

Владимир Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Его отец, Николай Яковлевич, работал лесником, мать, Варвара Семеновна, имела образование всего четыре класса, но обладала незаурядным педагогическим талантом. Никогда не повышавшая голос в своей большой семье, она стала для писателя образцом христианского терпения и смирения.

Родители

Отец писателя был малограмотным, но увлекался русской поэзией – знал наизусть стихи многих классиков. Он был неприхотлив в быту – вплоть до того, что донашивал одежду за взрослыми сыновьями. Семья Крупиных была дружная и большая: родители, пятеро детей и бабушки с дедушками. И еще семья была верующей – в церковь не ходили только потому, что один сельский храм был сожжен большевиками, другой – превращен в клуб. Но в доме висели иконы и праздновались православные праздники. Что, впрочем, не мешало детям вступать в пионеры, комсомол и даже в партию.

С братьями и сестрами. Владимир слева

С братьями и сестрами. Владимир слева

Важную роль в своем становлении Крупин отдает не только родительской семье, но и родной Кильмези. Он считает, что не будь у него деревенского детства, он не смог бы развить свой талант. Основой его творчества стали впечатления детства и уникальная природа Вятского края.

Владимир Крупин с женой в молодости

Владимир Крупин с женой в молодости

Факты из биографии

Писатель Владимир Крупин

Семья

Супруги стали родителями двоих детей – сына Владимира и дочери, а также бабушкой и дедушкой двоих внуков – Владимира и Анны.

С супругой Надеждой

С супругой Надеждой

Общественная позиция и творческие достижения

Владимир Николаевич Крупин – русский писатель, публицист, общественный деятель, выдающийся педагог. Автор более 30 книг, он вошел в литературу как представитель деревенской прозы. В последние годы главной темой его творчества стало Православие.

Выступает за традиционные ценности, против сексменьшинств и современного искусства, ИНН и электронных карт, коррупции и взяточничества, не признает заимствованных слов в русском языке.

Обладает удивительной цельностью характера, через всю жизнь пронес верность своим убеждениям и идеалам.

Читайте также: