Круглый стол медиация в школе

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
programma_shsm.docx 157.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска"

649007, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 79

Зам. директора по ВР Директор МБОУ «СОШ 13

для учащихся и педагогов школы

срок реализации 1 год

педагог-психолог МБОУ «СОШ № 13

Педагогический стаж: 2 года

г. Горно-Алтайск, 2017г.

1. Целевой раздел

2. Содержательный раздел

3. Организационный раздел

3.1 Учебно-тематический план …………..………………………………………. 42

3.2 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 46

3.4 Материально-техническое обеспечение……………………………………….….47

4. Форма представления результатов…………………………….…..…..…………47

1.1 Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной программы

2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. На этом фоне нарастает взаимное недоверие школьной администрации, преподавательского корпуса, учащихся и их родителей. Растет недоверие к общественным институтам. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии и насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве жизни его участников.

Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет высокую степень педагогической целесообразности.

Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Но для этого необходимо целенаправленно обучить учащихся проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ.

Таким образом, цель программы заключается в следующем: практикоориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса по средствам восстановительной медиации.

Новизна данной программы заключается в том, что мы непросто готовим ведущих для восстановительных программ, мы готовим команду, способную работать совместно и эффективно. Особое внимание уделяется формированию мотивации к работе в Школьной службе медиации, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции. Одной из новых методов работы в программе является использование медиатехнологий - психологической работы с видеоматериалами.

3. Цели и задачи программы

Целью настоящей программы является практико-ориентированная подготовка команды школьных медиаторов среди учащихся подросткового возраста (медиаторы – ровесники) и педагогов (медиаторы-педагоги) образовательной организации.

На пути достижения указанной цели реализуются следующие задачи :

  1. Сформировать представление у учащихся о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
  2. Создать условия для освоения учащимися позиции медиатора;
  3. Сформировать команду школьных медиаторов из числа учащихся и педагогов школы;
  4. Познакомить участников с принципами и ценностями восстановительного подхода в разрешении конфликтов;
  5. Развить у медиаторов – ровесников и медиаторов-педагогов навыки коммуникативной компетентности, рефлективных навыков ведения переговоров; необходимых для работы медиатора;
  6. Отработать навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, отработать роль ведущего (посредника) в примирительных встречах для сторон конфликта;
  7. Создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных встреч со сторонами конфликта;
  8. Способствовать укреплению взаимоотношений внутри команды школьных медиаторов.

4. Отличительные особенности программы

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают навыки эффективного слушания , формируют активную позитивную жизненную позицию, отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного общения.

5. Целевая аудитория, на которую направленна данная программа

Участниками программы являются учащиеся 7-11 классов и педагоги школы (представители младшего, основного и старшего звена школы), заинтересованные в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.

Группа открытая: участвуют дети из разных классов, прошедшие специальный отбор на основе наблюдения, анкетирования, личного интервью. Программа ориентирована на детей и взрослых, стремящихся к познанию способов решения конфликтов в школе и в семье.

6. Сроки реализации программы

Первый этап - подготовительный:

- формирование списка школьных медиаторов;

- проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями.

Второй этап – организационно-практический:

- проведение занятий по формированию навыков коммуникативной компетентности и освоению принципов и ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов;

- практическая отработка навыков медиатора и способов работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего (посредника) в примирительных встречах.

Третий этап - аналитический:

- анализ и оценка реализации программы;

- сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами,

- анализ и описание новых форм работы с подростками и педагогами, применяемых технологий и полученных результатов.

7. Форма и режим занятий

Занятия содержат интерактивные методы:

- интерактивные лекции (использование видеоматериала).

  • Уроки-лекции;
  • Уроки-беседы;
  • Дискуссии;
  • Семинары-практикумы;
  • Практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
  • Обучение через опыт и сотрудничество;
  • Психодиагностические: тестирования и опросы с целью самопознания;
  • Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций;
  • Анализ статей научно-популярной литературы;
  • Систематическое повторение ранее изученного материала;
  • Проверка и самопроверка знаний.

В процессе обучения используются различные дидактические материалы: презентации по темам курса, видеоматериалы, схемы и т.п.

Принципы проведения занятий:

Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, мини-лекции, тренинговых упражнений, игр-активаторов:

1 этап - ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации;

2 этап - создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме

3 этап - игры для сплочения коллектива.

Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся и педагогов форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

- сформировать представления о медиации и этапах работы медиатора, специфики конфликтов;

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- самореализоваться в социально-значимой деятельности;

- освоить навыки работы в команде;

- научатся дифференцировать случаи, подходящие для медиации, анализировать конфликтные ситуации, моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- принять ценности восстановительного подхода;

- повысить коммуникативную культуру.

Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) участников программы;

2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки школьных медиаторов;

3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

Для оценки эффективности проведения программы используется методика К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Она позволяет определить предрасположенность личности к конфликтному поведению.

Обучение команды школьных медиаторов позволит снизить уровень конфликтности в школе (в дальнейшем и в социальной сфере), что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников, позитивно изменит школьную среду.

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

- ориентация в системе моральных норм ;

- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым насилия;

- позитивная моральная самооценка;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать:

- основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации;

- алгоритм проведения восстановительной медиации;

- виды и специфику конфликтов;

- способы эффективного общения;

- основные понятия в конфликтологии;

- способы конструктивного решения конфликтов;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- приемы активного слушания.

- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- учиться прогнозировать последствия своих поступков;

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

-планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

- соотносить результат с целью и оценивать его.

Обучающийся получит возможность для формирования :

- умения конструктивно разрешать конфликты.

- адекватной позитивной самооценки и Я - концепции;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность уметь:

- работать в группе, в коллективе.

- дифференцировать случаи, подходящие для медиации;

- анализировать конфликтные ситуации;

- устанавливать стили разрешения конфликтов;

- проводить программы примирения;

- моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора, опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;

- оформлять документы по состоявшему сеансу медиации.

- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога;

- учиться исследовать свои качества и свои особенности;

- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;

- учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога;

- делать выводы в результате совместной работы в группе;

- моделировать различные жизненные и учебные ситуации;

- усваивать разные способы запоминания информации;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- адекватно воспринимать оценку педагога.

К концу обучения курса учащиеся получат возможность применять:

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления.

- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

- учиться работать в паре и в группе;

- выполнять различные роли;

- слушать и понимать речь других ребят;

- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

- учиться позитивно, проявлять себя в общении;

- учиться договариваться и приходить к общему решению;

- учиться понимать эмоции и поступки других людей;

- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учиться контролировать свою речь и поступки;

- учиться толерантному отношению к другому мнению;

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

- формулировать своё собственное мнение и позицию;

- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

9. Формы подведения итогов реализации программы

2. Содержательный раздел

Занятие 1. Вводное занятие. Наши занятия: что и как?

Представление ведущего, благодарность заинтересовавшимся проблемами медиации и готовым участвовать в работе обучающей группы, вводное слово о целях данного занятия.

Затем ведущий предлагает участникам познакомиться с надписями на листах, которые он располагает в центре круга:

  • Хочу узнать, что такое медиация, и научиться разрешать конфликты.
  • Хочу научиться лучше общаться со сверстниками.
  • Хочу хорошо и весело провести время.
  • Хочу узнать что-то новое о себе.
  • Я не жду ничего особенного.

Участники работают самостоятельно. Им предлагается написать пожелания самим себе и группе на весь период занятий и опустить их в бутылку. Бутылка закупоривается и убирается до последнего занятия.

Занятие 2. Круг ценностей

Цель: Формирование ценностной позиции группы, принятие ценностей восстановительного подхода.

• Знакомство и установление доверительной атмосферы

• Определение целей и задач совместной работы

• Формулирование и принятие ценностей группы

Занятие 3. Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается?

Цель занятия: расширение представлений обучающихся о содержании работы медиатора, формирование представлений о структуре медиации.

  1. Опиши конфликт, который произошел
  2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
  1. Опиши конфликт, который произошел
  2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
  1. Опиши конфликт, о котором ты знал, но решил в него не вмешиваться
  2. Как ты о нем узнал и почему решил, что вмешиваться не стоит?
  3. Какие действия ты предпринял?
  4. Чем закончилась ситуация?
  5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?

Делается вывод о том, что медиация - это непростой процесс, требующий подготовленности проводящих его людей, однако в случае грамотного проведения она очень полезна для сохранения и развития отношений между ними. В завершении ведущий благодарит за интересные и показательные истории, за искренность и смелость поделиться опытом, в том числе и непростым.

Каждая команда получает набор из 20 карточек (10 красных и 10 черных) и рабочие

6 Цель службы школьной медиации: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом

7 Задачи школьной службы медиации создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп; создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы; интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка; повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска ; повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике; обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач

8 Этапы организации службы школьной медиации 1. Проведение информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации (педагогов, обучающихся, родителей). 2. Обучение руководителя службы и её специалистов. (На семинарах ТОГИРРО прошли обучение 12 представителей ОУ). 3. Рассмотрение вопроса об организации работы службы школьной медиации советом школы, родительским комитетом, общешкольным собранием, Управляющим советом и другими органами коллегиального управления. 4. Утверждение Положения о службе школьной медиации (школьной службе примирения), согласованное с Управляющим советом ОУ. 5. Утверждение приказом состава школьной службы примирения (педагогические работники ОУ; учащиеся и их родители, прошедшие обучение основам метода школьной медиации)

10 Документация службы школьной медиации (школьной службы примирения) Положение о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Положение о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Приказ об организации работы в уч.году Приказ об организации работы в уч.году План работы школьной службы примирения (службы школьной медиации) на учебный год План работы школьной службы примирения (службы школьной медиации) на учебный год Журнал проведённых мероприятий Журнал проведённых мероприятий Заявления – согласия на участие в работе школьной службы примирения (службы школьной медиации) Заявления – согласия на участие в работе школьной службы примирения (службы школьной медиации) Договор (соглашение) примирения Договор (соглашение) примирения Другие материалы и условия: Информационно-профилактический стенд о о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Информационно-профилактический стенд о о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Ящик обращений в школьную службу примирения (службу школьной медиации) Ящик обращений в школьную службу примирения (службу школьной медиации) Место для проведения примирительных встреч, работы с обратившимися Место для проведения примирительных встреч, работы с обратившимися

11 Структура школьной службы примирения Руководитель службы (осуществляет общее руководство) Руководитель службы (осуществляет общее руководство) Диспетчер, который ведёт общую базу данных, получает и обрабатывает информацию о новых делах, ведёт журнал проведённых мероприятий (рекоменд. социальный педагог) Диспетчер, который ведёт общую базу данных, получает и обрабатывает информацию о новых делах, ведёт журнал проведённых мероприятий (рекоменд. социальный педагог) Ведущие примирительных встреч (1-2 чел.) осуществляют предварительную работу с участниками конфликта, проводят примирительные встречи (рекоменд. психолог, педагог с образованием психолога), проводят тренинги в классах, среди педагогов по обучению навыкам бесконфликтного общения, способам мирного разрешения конфликтных ситуаций Ведущие примирительных встреч (1-2 чел.) осуществляют предварительную работу с участниками конфликта, проводят примирительные встречи (рекоменд. психолог, педагог с образованием психолога), проводят тренинги в классах, среди педагогов по обучению навыкам бесконфликтного общения, способам мирного разрешения конфликтных ситуаций Информационно-просветительская группа – учащиеся участники органов ученического самоуправления (возможно участие родителей в данной группе), которые проводят информационно-просветительскую работу по презентации службы примирения в школе, обучению способам бесконфликтного общения, готовят буклеты, информационные листы, статьи на сайт (их деятельность координирует руководитель службы, оказывают помощь ведущие). Информационно-просветительская группа – учащиеся участники органов ученического самоуправления (возможно участие родителей в данной группе), которые проводят информационно-просветительскую работу по презентации службы примирения в школе, обучению способам бесконфликтного общения, готовят буклеты, информационные листы, статьи на сайт (их деятельность координирует руководитель службы, оказывают помощь ведущие).

12 Направления функционирования школьной службы примирения Информационно-просветительское ( выступление в классах, на родительских собраниях, совещаниях педагогов, выпуск информационных листов, буклетов) Обучающее (проведение тренингов с участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами) Восстановительная (использование технологий восстановительного правосудия, проведение примирительных встреч, организация в последующем психологического сопровождения участников конфликта)

13 Этапы проведения примирительной встречи 1. Подготовительный этап 2. Этап примирения 3. Этап восстановления справедливости

14 1. Подготовительный этап примирительной встречи Цель: подготовка к проведению встречи. Начинается с общения с нарушителем. Варианты инициирования встречи: - источник информации официальные структуры: КДН, ОДН, суд, соц. педагог ОУ; - сторона нарушителя сама вышла на контакт На первой встрече ведущий представляется сам, объясняет, что он не представляет интересы официальных структур, он нейтральное лицо. Затем представляет программу примирения и предлагает принять в ней участие. Основной метод работы – беседа с целью установления доверительных отношений. Ведущий гарантирует, что не будет осуждать поведение подростка и его самого, решать за него, как нужно поступать в конфликтной ситуации

15 Схема работы с нарушителем: - ведущий использует метод активного слушания, проясняет для себя версию нарушителя о произошедшем; - затем выясняет причину, по которой подросток совершил подобный поступок; - далее ведущий, используя имеющийся конфликт в качестве педагогической ситуации, побуждает подростка найти правомерные и ненасильственные пути выхода из него. - ведущий может показать обидчику какие чувства испытывает человек, которому причинён вред. Вспомнив любой случай из собственной жизни, когда был обижен кем-то, подросток имеет возможность пережить те чувства, которые пережил потерпевший (метод переноса чувств). В ходе этой деятельности у подростка формируется правовое сознание, правильное понимание норм и ценностей. Для достижения этой цели необходимо провести 2-3 встречи с подростком нарушителем.

16 Схема работы с обиженным ведущий использует метод активного слушания, проясняет для себя версию обиженного о произошедшем; - далее ведущий, используя имеющийся конфликт в качестве педагогической ситуации, побуждает подростка найти правомерные и ненасильственные пути выхода из него.

17 Этап примирения Цель: организация и проведение примирительной встречи, создание условий для подписания примирительного соглашения. Создание новой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию существующего между ними конфликта. Задача: не воздействие на стороны, а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решений

18 Встреча участников конфликта Проходит в неофициальной обстановке, где нет деления на хороших и плохих. Правила поведения на встрече: соблюдение дисциплины; уважительное отношение участников друг к другу, поэтому в ходе примирительной встречи подросток учится излагать свои мысли, чувства, потребности, объяснять свои поступки в корректной форме, контролировать свои эмоции

19 Разработка совместно с подростком совершившим кражу имущества ( и как правило, его родителями, шагов по возмещению материального ущерба) В процессе обсуждения делается акцент на возмещение материального ущерба усилиями самого нарушителя. Ведущий подводит подростка к тому, что причинённый ущерб необходимо возместить

20 Если конфликт школьный или семейный Проясняются все недопонимания, возникшие в следствии того, что вовремя не обсудили случившееся, оговорки; Разрабатываются шаги по восстановлению разрушенных отношений

21 Требования к примирительному соглашению (договору) 1) составить его абсолютно точным и конкретным, так, чтобы воспринималось однозначно сторонами; 2) написать его тем языком, который будет понятен обеим сторонам; 3) конкретизировать имена, сроки, суммы; 4) прописать только реалистичные, удовлетворяющие интересы обеих сторон действия; 5) сформулировать соглашение нейтрально, не оскорбляя ничего достоинства; 6) указать каким образом будут разрешаться вопросы, которые могут возникнуть в будущем

22 Важно, чтобы соглашение об урегулировании давало процедурное, содержательное и психологическое удовлетворение. Высокая степень неудовлетворённости одного или нескольких участников ведёт к продолжению конфликта

23 Этап восстановления справедливости Обеспечивается успешность выполнения пунктов соглашения, подписанного представителями сторон. Подросток включён в ситуацию проживания своих новых чувств и мыслей о совершённом поступке, подкрепляемых самостоятельными действиями по восстановлению нарушенных отношений с человеком и обществом.

24 После окончания выполнения соглашения проводится работа по профилактическому сопровождению подростка-нарушителя, которая включает: - психолого-педагогические, - диагностико-коррекционные, - социально-педагогические программы ресоциализации, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений

25 Направления работы с подростком нарушителем: Диагностическое Психокоррекционное Оздоровительное Учебно-воспитательное Социально-правовое

26 Мониторинг работы школьных служб примирения за уч.год Виды конфликтных ситуаций Кол-во конфликтных случаев Использованные технологий Результативность использования примирительных технологий Профилактическая работа Конфликт между двумя сверстниками по причине нанесения оскорблений 6 школьные службы примирения провели примирительные встречи, заключены соглашения Учащиеся примирились в шести случаях, претензий к друг другу нет, конфликты больше не возникают Организованы индивидуальные занятия подростков с психологом по обучению бесконфликтному общению для 12 подростков Конфликт между группами подростков 3 школьная служба примирения провела примирительные встречи, заключены соглашения Стороны примирилисьВ классных коллективах, в которых обучаются подростки проводятся занятия по регуляции эмоционального состояния, формированию навыков бесконфликтного общения Конфликт на основе нанесения материального вреда (кража имущества) 3 модель педагогического посредничества в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков 1) примирение сторон в связи с возвращением вещи (фотоаппарат); 2) примирение сторон через возмещение стоимости предмета (сумочка); 3) примирение сторон в связи с возвращением По результатам психологического обследования 1 подросток направлен на консультацию к психоневрологу, прошёл стационарное лечение Конфликт, сопровождающий ся дракой 2 школьные службы примирения провели примирительные встречи, заключены соглашения Стороны примирились Организованы индивидуальные занятия подростков с психологом по индивидуальным программам сопровождения 4 подростков Конфликт между подростками и взрослым (нарушение правопорядка вблизи жилья взрослого человека) 1 модель педагогического посредничества в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков Примирение сторон, подростками принесены извинения взрослому человеку В классных коллективах, в которых обучаются подростки проводятся занятия по регуляции эмоционального состояния, формированию навыков бесконфликтного общения, мероприятия по формированию культуры поведения Конфликт между учащимся, родителем и учителем, вызванный нарушением учеником правил для учащихся 1 школьная служба примирения провела примирительную встречу Примирение сторон Организовано индивидуальное социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка на основе индивидуальной программы адаптации

27 Прогнозируемый результат функционирования школьных служб медиации сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации. оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

28 Показатели уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в "группах равных"; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.

30 «… с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №82 города Краснодара

МБОУ гимназии №82

Актуальность.

МЕДИАЦИЯ – быстрое и эффективное разрешение споров с участием нейтрального посредника. Конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 83% - 85% всех процедур медиации успешны. Остальные, от 5% - 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации. Сегодня уже невозможно представить себе повседневное управление конфликтом без медиации. Считается само собой разумеющимся использование медиации в урегулировании самых разнообразных конфликтов в Европе и США. Россия в этом отношении не является исключением – в последние годы наблюдается возрастание интереса к данной форме урегулирования конфликтов, разрешению споров на основе переговоров спорящих сторон с участием посредника – медиатора. Каждый день средства массовой информации сообщают о различных конфликтах. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Медиация – это форма посредничества, позволяющая урегулировать конфликты в самых различных сферах жизнедеятельности человека, это тот процесс, в котором участвует третья сторона, помогающая урегулировать разногласия между конфликтующими сторонами и по возможности их разрешить.

Вопрос только заключается в том, как разрешать конфликты, как прийти к мирному соглашению и обоюдному решению сложившейся ситуации. Процесс медиации это есть точка в споре, но не многоточие в отношениях, где участвует беспристрастная третья сторона, помогающая спорящим или конфликтующим сторонам разобраться в существующих между ними разногласиях, понять сущность возникших разногласий и по возможности их разрешить.

В качестве адекватных методов профилактики и разрешения конфликтов наиболее часто различными авторами упоминаются следующие:

- ранняя диагностика конфликта и выявление его причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания;

- "выплескивание", "разрядка" негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие заметного вреда оппоненту;

- изменение характера восприятия участников конфликта;

- метод последовательных взаимных уступок;

- переговоры участников конфликта;

- обращение к арбитру;

- обращение к посреднику.

Цель занятия - предоставление возможности участникам получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций с помощью третей стороны.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать теоретические знания о конфликте;

Учить все задействованные в конфликте стороны избегать конфликтных ситуаций и своевременно решать их;

Формировать представления о различных вариантах человеческого общения.

Развивающие:

Способствовать развитию у волонтеров - медиаторов:

Самостоятельности в мышлении и учебной деятельности;

Навыков коллективной и индивидуальной работы;

Умений принимать решения, отстаивать свои позиции в группе;

Формированию социально одобряемых форм поведения.

Воспитательные:

Формировать активную жизненную: ответственность, готовность к сотрудничеству, выдержку;

Содействовать развитию интереса к школьной службе медиации и творческой инициативы.

Знания: источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Умения: осмысление конфликтной ситуации и способы выхода из нее; развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора; разрешение внутриличностных противоречий.

Материально-техническое оснащение:

мультимедийный проектор, экран

Учебно-методическое оснащение:

презентация, раздаточный материал, видео-ситуации.

Методы:

дискуссия, беседа, тестирование, интерактивный метод (работа в малых группах).

I. Подготовка к занятию

Подбор и анализ нормативных правовых и информационно-методических документов, психолого - педагогической литературы.

Подготовка ситуаций для анализа.

Подготовка видео материала для участников занятия

Подготовка упражнений для обдумывания.

II . Проведение занятия.

Основная часть.

Заходя в класс, дети делятся на 3 группы.

Приветствие. Игра – активатор.

Спасибо, на этом игра закончена.

На одном из занятий мы с вами знакомились с такими понятиями как конфликт, конфликтная ситуация, инцидент. Давайте вспомним и поиграем -

С чем у вас ассоциируется слово конфликт, инцидент, ….

Ответы детей.

2. Теоретический блок:

Слова ведущего:

Ребята, как вы думаете, можно ли успешно разрешить конфликт, что бы каждый участник его остался в плюсе?

Ответы детей.

Слово ведущего: Для разрешения конфликта конструктивным способом существует 3 вида, выслушайте их и давайте подумаем, а какой способ будет самый эффективный для конфликтующих сторон.

Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон как сам процесс, так и его результат.

hello_html_m414862b8.jpg

Арбитраж
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители или педагоги.

hello_html_m6d7a0ec8.jpg

Слова ведущего: Рассмотрим видео – ситуации.

Ребята давайте обсудим их с точки зрения 3-х способов урегулирования конфликта:

Ответы детей.

III . Подведение итогов.

синий – занятие не понравилось,

красный – я всем доволен,

Острые конфликты и акты массового уничтожения людей представляют огромную угрозу для выживания общества и окружающей среды. Серьезные конфликты порождают страх и причиняют неописуемые страдания. Сильные эмоции, враждебность, тактика противостояния, принципы, различия в положении - может существовать большое количество препятствий для конструктивных переговоров людей или групп. В большинстве случаев, им это не удается без помощи со стороны. Грамотное управление конфликтом позволяет свести к минимуму его разрушительные последствия. В этом случае конфликт не наносит существенного ущерба отдельным людям и их сообществам и не разрушает взаимоотношения между ними и внутри них. Энергию конфликта можно использовать конструктивно, а не деструктивно. Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии нейтральной незаинтересованной стороны, медиатора (посредника). Медиатор ведет процесс выяснения всех обстоятельств, из этого состоит технология медиации – чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, интересы, потребности сторон сначала были сформулированы, озвучены, услышаны и понятны всеми. Тема конфликтов и их решения, в образовательном учреждении всегда оставалась и остается актуальной. Очень часто дети и педагоги не знают как решить тот или иной конфликт, предложенную разработку можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятия.

Список используемой литературы:

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.-М: Трикста, 2005.

Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями Медиация - искусство разрешать конфликты. Verte 2004

Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. –М. 2007.

Медиация - искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями : Мета Г. , Похмелкина Г. , сост. , 2004 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг разработан для профилактики конфликтного поведения учащихся 5-6 классов.

Тренинг по профилактике конфликтного поведения

помочь учащимся в осмыслении конфликтной ситуации и путей выхода из нее;

выявление стратегий выхода из конфликта и разрешения конфликтных ситуаций

формирование коммуникативной культуры.

Оборудование:

учебная доска, мел :

Контингент: учащиеся 5-6 классов

Вводная часть .

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы поработаем над проблемой, которая часто возникает в классе , постараемся устранить непонимание и трудности в общении, что поможет улучшить атмосферу в классе. Поиск решения любой проблемы труден, но сначала нужно понять, что мешает, в чем заключается проблема.

Перед вами на доске буквы, они перепутались между собой , расставьте их по местам, чтобы получилось слово.

Основная часть.

Цель: дать возможность увидеть воспринимают ли тебя другие как конфликтного человека.

Один участник выходит за дверь. Группа загадывает конкретного человека, описание его поведения в конкретной конфликтной ситуации, Основной участник отгадывает кого загадала группа.

Чтение и обсуждение притчи о гвоздях.

Цель: дать представление о последствиях деструктивного поведения

1.О чем эта притча?
2. Каким был герой притчи? Какие качества ему мешали в общении?
3. Как герою удалось победить гнев?
4.Почему важно сдерживать свой гнев?

Цель: обучение замене отрицательных моделей и качеств в поведения на положительные.

Какими качествами обладают участники конфликтных ситуаций? Давайте найдем взамен отрицательных качеств положительные, которые помогают в общении.

Цель: разбор конфликтных ситуаций, поиск способов разрешения конфликтов.

Для выполнения упражнения предлагается обсудить поведение героев стихотворений басен.

Анализ конфликтных ситуаций можно проводить, используя следующие вопросы;
1. Почему произошел конфликт?
2,Что помешало героям договориться друг с другом?
3. Как можно разрешить конфликт?
4. Как могло бы закончиться стихотворение (басня, сказка), если герои смогли разрешить конфликт и договориться?

Цель: разбор конфликтных ситуаций, поиск способов разрешения конфликтов, обучение правильной стратегии поведения в конфликте.

Предлагаются ситуации для обсуждения.

1, Кто-то из одноклассников толкнул тебя и ты упал.

2.Приятель взял с парты без разрешения твою ручку.

3.Подруги Катя и Вика пришли на контрольную работу. Вика готовилась к контрольной работе, а Катя нет. На контрольной у подруг один вариант, Катя просит списать, Как поступить Вике?

Реальную ситуацию конфликта в классе рекомендуется разобрать с помощью медиаторов. Они предлагают памятку поведения в конфликтной ситуации и следуя ее правилам разбирают с группой конкретную конфликтную ситуацию. Ведущий помогает и направляет работу.

Цель: проверить знания и умения, полученные на занятии

Представьте, что ваш класс оказался на необитаемом острове, помощи ждать неоткуда.

1.Что вы будете делать, чтобы выжить?

2.Распределите роли, кто и что будет делать?

3.Как будете распределять еду: большую часть сильным ребятам, чтобы они

лучше работали или слабым, чтобы выжили?

4.Что будете делать с человеком, который захочет жить сам по себе?
5. С тем, кто заболеет?

6.Будете ли отмечать какие-либо праздники?

Вариант упражнения: учащиеся службы медиации делят класс на группы и возглавляя их проводят обсуждение заданных вопросов.
Итогом упражнения становится общее обсуждение предложений групп и выработка общей стратегии в экстремальной ситуации.

Завершение тренинга. Рефлексия.

Ведущий. Занятие подходит к концу. Ребята мы сегодня с вами работали над тем как можно разрешать конфликты. Скажите, можно ли научиться контролировать свое состояние и эмоции? Для чего это нужно?

Как вы думаете , сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций? Что было для вас самым трудным в занятии?

По пятибалльной системе оцените занятие выбросом пальцев правой руки.

Спасибо за работу, друзья!

А закончить мне хочется словами А.М. Горького: «Если хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо- увидишь, что все станут лучше. Все к жизни

Памятка Как правильно вести себя в конфликтных ситуациях?

1.Выслушать спокойно все претензии партнера.

2.На агрессивность партнера реагировать сдерживанием эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать

Что-нибудь доброе, неожиданное, веселое.

3.Попытаться заставить партнера говорить партнера ( только факты) и без отрицательных эмоций.

4.Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

Читайте также: