Кроличья нора краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Психологическая драма "Кроличья нора" (Rabbit Hole) рассказывает о супружеской паре, потерявшей четырехлетнего сына и пытающейся жить дальше. Фильм снят по знаменитой бродвейской пьесе, удостоенной множества призов, которую ее автор Дэвид Линдси-Эбер переработал и дополнил для экрана, выпустив героев из четырех стен на свежий воздух, где им ничуть не легче. Тем не менее депрессивного впечатления, которого опасалась ЛИДИЯ МАСЛОВА, картина не производит.

Постановщик "Кроличьей норы" Джон Кэмерон Митчелл до этого тяготел к комедийной интерпретации психологических проблем. Так, скандальной популярностью пользовался его почти порнографический "Клуб Shortbus" про сексуальные фрустрации нью-йоркских неврастеников. "Кроличья нора" использует материал менее колоритный и требующий большей деликатности в обращении с несчастными героями, вынужденными ежедневно проигрывать одну и ту же эмоциональную гамму, переходя от апатии к истерике и обратно. В "Кроличьей норе" к эмоциональным всплескам склонен скорее муж, жена более жестко держит себя в руках, но тем самым более убедительно передает состояние, когда, что бы ты ни сделал, что бы ни попытался приложить к своей душевной ране, от всего только больнее,— спродюсировавшая "Кроличью нору" Николь Кидман чисто, технически безупречно выстраивает одну из тех ролей, за которые с чистой совестью можно дать "Оскар".

Вокруг героев — люди, которые им искренне сочувствуют, но от этого постороннего сочувствия им ни жарко, ни холодно: соседка приходит позвать на ужин и нечаянно наступает ногой на цветок, который только что посадила героиня. Еще есть люди, которые изнутри знают, каково потерять ребенка, с ними герои встречаются в группе психологической поддержки, где некоторые участники пытаются найти религиозное утешение: "Это часть Божьего замысла, и нам его не понять". На это героиня, сохраняющая трезвость мысли даже в своем тяжелом моральном состоянии, заявляет, что если Богу нужны на небе ангелочки, то их необязательно делать из живых человеческих детей, отбирая их у родителей, после чего на группу ходить прекращает. Муж потом ходит туда один и даже заводит там своеобразную дружбу с одной женщиной (Сандра О), которая дополняет групповую терапию индивидуальным раскуриванием травы у себя в машине.

Между собой героям Кидман и Экхарта общаться труднее, чем с посторонними: о сексе не может быть и речи, потому что жена в ужасе отшатывается от мужа при одной мысли о том, что у нее может быть другой ребенок. Зато ее младшая сестра-оторва (Тэмми Бланчард), которая любит подраться по барам и загреметь в участок, вдруг сообщает о своей беременности. Мать героини (Дайэнн Уист) в подпитии становится невыносима и постоянно вспоминает, что тоже потеряла сына, брата героини, которая приходит в бешенство от постоянно навязываемого матерью сравнения: одно дело, когда 4-летний ребенок попал под машину, а другое — когда 30-летний наркоман умер от передоза. Ну и наконец, еще более сложные и противоречивые чувства вызывает у героини старшеклассник (Майлз Теллер), который сбил их сына. С ним она однажды пытается разговориться в парке, и он показывает ей нарисованный им комикс "Кроличья нора" — о том, что где-то есть параллельная вселенная, не такая грустная, как эта, и самому ужасному жизненному опыту можно придать художественный смысл, тем более что ничего другого все равно не остается.

Поймать авторов "Кроличьей норы" на фальши или уличить в манипуляции невозможно, все сделано как бы очень правильно и грамотно, смущает только то, что слово "грамотно" тут вообще приходит в голову. В "Кроличьей норе" учтены все аспекты и возможные проявления горя и нюансы работы над ним: не прочувствованы, а именно учтены, с каким-то почти бухгалтерским хладнокровием, несмотря на то что драматург, по его словам, вдохновлялся не бесстрастными психологическими исследованиями, а настоящей личной эмоцией — страхом потерять собственного сына. Тем не менее при всем душевном расположении к фильму и благодарности к авторам за то, что они не бьют на жалость или, допустим, не выпендриваются, как Ларс фон Триер в аналогичной ситуации в "Антихристе", этот психологический эксперимент нью-йоркских интеллектуалов, анатомирующих чужую трагедию, оставляет равнодушным, а финальная нота "жизнь продолжается", в которой сквозит светлая печаль с проблеском надежды, очень красиво растворяется в окружающем героев сером воздухе вместе с последними остатками эмоций, которые добросовестный зритель честно старался испытать по отношению к этой истории.

"Работать было нелегко"

Перед премьерой "Кроличьей норы" в Лос-Анджелесе продюсер фильма и исполнительница главной роли НИКОЛЬ КИДМАН ответила на вопросы КАТЕРИНЫ ЯРОЦКОЙ.

— Почему вы решили взяться за организацию экранизации "Кроличьей норы"?

— Я прочитала историю и я плакала. Я много читаю, и обычно у меня ни на что такой реакции не бывает. История казалась мне очень камерной, и вначале у меня были сомнения: а возможно ли воплотить ее на экране? Но потом я поняла: тут такие сильные эмоции, что делать фильм надо обязательно. Я очень счастлива, что все получилось. И в частности рада тому, что мы смогли уложиться в наш скромный бюджет в $3 млн.

— Вы ведь сама мать, к тому же молодая, а история тут очень трагическая, с погибшим ребенком. Не страшно было работать с таким сюжетом?

— Ну да, некоторые люди даже говорят, что я мазохистка. Но это не так. Как актрисе, мне было очень интересно передавать всю эту гамму человеческих чувств и переживаний. Хотя сказать, что работать было совсем легко, я не могу. Местами было и больно, и тяжело.

— Вы можете объяснить свою тягу к эмоционально тяжелому материалу?

— Мне нравятся сложности. Мне нравится видеть многообразие людей и их характеров. Жизнь не описана в одном предложении. Люди не всегда ведут себя правильно. И мне нравится, что у многих первая реакция на фильм была: "Нет, нет, я не буду это смотреть!"

— Вы не только играете главную роль в фильме, но и являетесь его продюсером. Чем обусловлен выбор режиссера?

— Джон Кэмерон Митчелл прочитал сценарий и сразу сказал мне, что просто влюбился в него. Уже через пять минут разговора я была уверена: именно он будет режиссером этой картины. Я не ошиблась, мне с ним было очень комфортно. Еще важно, что он оказался очень волевым человеком, для фильма это было просто необходимо. Ведь сюжет весь пропитан эмоциями, а он смог их контролировать и помог нам не переиграть. Ему удалось создать очень реалистичный фильм, а не тот, где все без конца рыдают, ну и вообще где все чересчур.

— "Кроличья нора" — изначально театральная пьеса. Если вам предложат сыграть Бэкку в театре, вы согласитесь?

— Скорее всего, да. Но сейчас я полностью поглощена подготовкой к роли Александры Дель Лаго в театральной постановке "Сладкоголосая птица юности" по пьесе Теннесси Уильямса.

krolichya-nora-rabbit-hole-2010_89867_0.jpg

Этот фильм – история о горе и горевании, и постепенной адаптации к потере, с которой сначала просто невозможно смириться.

Хауи и Бекки потеряли своего маленького сына, когда ему было 4 года. Прошло восемь месяцев, а рана все еще свежа и каждый из них справляется, как может – но у них плохо получается…

“Ты как будто уничтожаешь следы его существования!” – кричит Хауи после того, как Бекки случайно стерла видео сына с его телефона. А еще вокруг рисунки сына, отпечатки пальцев, его одежда, автокресло в машине.

Невозможность смириться со смертью сына, злость, отрицание, обвинения самих себя. Их отношения становятся все хуже и хуже.

курс

фильм, горевание

Исчезают ли раны прошлого, особенно вот такие, невыносимо тяжелые? Конечно же нет, такие потери остаются с теми, кто живет, на всю жизнь. Но они трансформируются и начинают ощущаться иначе.

Еще одна линия сюжета фильма – про отношения Бекки со своей мамой, которая тоже когда-то потеряла сына, которому было около 30 лет. И если сначала сравнение этих потерь вызывало у Бекки злость и было камнем преткновения в отношениях с мамой, то однажды они смогли соприкоснуться друг с другом через эту боль потери ребенка.

мама и дочь, общение

– Это поможет отпустить? – спрашивает Бекки.
– Нет. Но что-то меняется, – отвечает ей мама.
Что?
Не знаю. Наверное, тяжесть. Она вдруг становится терпимой. В конце концов ее даже можно снять с плеч и носить, как кирпич в кармане. Иногда даже забываешь на время. А потом спохватишься, а она тут как тут. Страшно бывает. Но не всегда. Это как-то…Она тебе не то, чтоб нравится, но это то, что у тебя вместо сына. Ты носишь ее с собой. Это всегда с тобой. И это…хорошо, в общем-то.

Однажды Бекки встречает Джейсона, подростка, который был причастен к трагедии. И он тоже переживает и живет с мыслью о том, что виноват в смерти чужого ребенка. Удивительно, но именно это общение помогает им обоим справляться с тяжелыми чувствами.

общение, эмоции

Кроличья нора – это комикс, который он нарисовал и показывает Бекки, а она с удовольствием соглашается его почитать. В одном из эпизодов фильма Бекки и Джеймс обсуждают параллельные вселенные из этого комикса.

Где-то там, в этих вселенных, Бекки печет пироги и купается в аквапарке. А здесь просто самый грустный вариант. Но есть и другие мы, и у этих других все совсем иначе. И это хорошо.

К концу фильма и Хауи, и Бекки начинают плакать. На мой взгляд, это два переломных момента фильма, после которых жизнь постепенно начинает возвращаться. Хауи находит путь к своим слезам на прогулке с собакой. Бекки случайно видит свадьбу Джейсона и его маму, которая машет отъезжающей машине молодоженов, в ней оживают воспоминания, и она рыдает в машине.

игра

В этом фильме нет веселого и хорошего конца. Это история о горе и горевании, о постепенной адаптации к потере, с которой сначала просто невозможно смириться. Эта история о боли, о маленьких шагах, о прощении и… о надежде на дальнейшую жизнь, об опорах, которые горюющие люди находят, глядя в глаза друг друга.

горевание, слезы

К концу фильма Бекки и Хауи как будто впервые увидели друг друга по-настоящему с момента потери ребенка. Они начинают справляться и делать первые маленькие шаги навстречу друг другу. Они не знают, что будет завтра или в будущем. Они могут жить только прямо здесь и сейчас. Позвать первых гостей. И признать, что разговор снова зайдет об их сыне. И признаваться, что они не знают, каково это будет. Посмотрим.

Юлия Варлакова



Всегда откладывала просмотр этой ленты, не хотелось "вскрывать" для себя тему отчаяния родителей, потерявших ребенка. И вот посмотрела. А фильм оказался на редкость тонким и позитивным. Даже напросилась ассоциация созерцания изящной фарфоровой статуэтки - от воздушной музыки А.Санко и хрупкости героини Николь Кидман до виртуозной метафоры, вынесенной в название.
Мы наблюдаем 2 способа борьбы с постигшем семью горем. Герой А.Экхарта не переступает рамки общественного приличия, делится своими эмоциями в психотерапевтической группе, сохраняет социальную активность. Его жена, героиня Н.Кидман, срывает порой свою боль на близких, уходит в себя, бросает работу, пытается "стереть" воспоминания о сыне из памяти. Но именно в ней проступает в своем величии истинная ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Ее непременная готовность простить, а так же нерастраченная материнская забота сближают героиню с подростком - виновником автоинцидента. Она настолько переносит на него свое материнское чувство, что не в силах вынести информацию о его девушке, так это похоже на первую реакцию матери на любовное увлечение сына. И через поток ее горьких слез происходит катарсис. Теперь она сможет "носить свою боль как кирпич в кармане, иногда забывая о его существовании".
Да, непростые испытания достались героям этой картины. Можно глубже забиться в кроличьи норы, которые выстроила жизнь, а можно через них выйти в параллельные миры и начать жить в новом качестве.


Маленький сын Хауи и Бекки погибает, случайно и нелепо – выбежал на улицу и попал под колеса машины, за рулем которой сидел подросток. В результате – практически разбитый брак, отсутствие душевного покоя, нежелание супругов ни понять, ни принять горе. Удастся ли спасти брак, или же герои повторят судьбу родителей, которых связывают лишь дети, зритель узнает через полтора часа. Долгих, тягучих, проникнутых мягкой депрессивной заунывностью полтора часа.

Два главных героя переживают общее горе по-своему. Отец в исполнении Аарона Экхарта пытается восстановить хотя бы видимость нормальной жизни, он играет в сквош с друзьями и ходит на встречи группы поддержки. Он не может отпустить сына, не может заставить себя признать, что его нет, но держится, пусть и из последних сил. Старается, чтобы здравый смысл возобладал над эмоциями. Он ищет выход.

Конфликт между супругами после смерти единственного сына практически неизбежен. Исключения бывают, но чаще всего каждый переживает его в одиночку. Хауи и Бекки как раз классический вариант, оба вроде бы хотят выбраться из кризиса и сохранить брак, и оба не понимают, как это сделать. Связующим звеном становится подросток, из-за которого и случилась трагедия. Через прощение все находят ключ к будущему.

Вердикт: хороший фильм о горе родителей, потерявших ребенка. Чувственный и проникновенный.


Фильм про то, что многие считают самым страшным в жизни

Сложно писать после большого перерыва, но когда-то все-таки надо!)

На учебе (магистратура по психологии) нам время от времени задают смотреть фильмы, и я решила рассказать как раз о таком опыте.


Фильм "Кроличья нора" мы анализировали с точки зрения фаз переживания горя. Возможно, Вас заинтриговал заголовок отзыва. Итак, фильм о том, как пара переживает смерть своего ребенка.


Не раз я слышала от разных людей, что это самое страшное - жить дальше после того, как погиб ребенок. Представить, конечно, сложно. Думаю, этот фильм больше найдет отклик как раз у тех, у кого есть свои дети. Люди навсегда связаны со своими детьми, ощущают за них ответственность. Родители (не все) любят безусловно, каким бы ни был ребенок. Кроме того, продолжение рода - это как заявка на собственное "бессмертие" (я умру, но на свете останется мое продолжение).


Пьеса, по которой снят фильм, получила Пулитцеровскую премию.

Я начала смотреть фильм, еще не зная, о чем там будет. Знала просто, что будет горе..

Перед нами: пара, переживающая какой-то очень тяжелый этап. Это видно по всему, даже по напряженному общению с соседями, избеганию других людей, какому-то "скомканному" общению друг с другом.

Фильм не динамичный и не событийный. Он не про то, что происходит, а про переживания. Я всегда думала, что как раз такое и люблю (более глубокое, про внутренние события, а не внешние), но тут течение было каким-то медленным и для меня.


Smile

По моим ощущениям, картина затянута во многих моментах. Под конец я часто отвлекалась на соц сети, хотя обычно занята лишь просмотром и ничего не делаю параллельно (разве что ем

Пока смотрела, я все никак не могла понять, кто же из супругов переживает "легче". Я ждала того, что смогу четко определить, но их реакции и поведение было очень не линейным. За это фильму большой плюс - все как и должно быть в жизни, наверное.


Казалось бы, муж внешне более спокоен, не выпал из социальной жизни. Но в то же время не он, а жена делает попытки "шагать дальше": убрать вещи, принадлежавшие ребенку, переехать итд. Внешнее спокойствие мужа сбило меня с толку: он не принимает горя, а старается не замечать утрату.


Мать главной героини (по фильму) тоже когда-то потеряла сына. Так вот, самым интересным тут была возможность сравнить, как это чувствует она (несмотря на то, что прошло столько лет) и главная героиня (сын умер 8 месяцев назад).


Актеры

Из известных мне тут только Николь Кидман.


Не вызывает отторжения, но и не особо запоминаются лица. Наверное, это признак того, что все подобраны гармонично?

Мне все время было неприятна сестра главной героини. Думаю, это из-за особенностей ее персонажа (характер, поведение, то, как она неудачно оказывала поддержку).


Я могу рекомендовать фильм, при условии, что Вам интересна тема и Вы не чувствуете скуку, когда картина не наполнена событиями. Также, надо быть готовым к тому, что психологически это тяжело, смотреть на чужое горе (даже с экрана).

Больше всего меня впечатлила концовка! Она была пронзительной. Не потому, что какой-то резкий яркий финал, нет. Но очень сильно жизненной: порой нам ничего не остается, как просто жить дальше, что-то делать и ждать, когда боль немного отпустит.


Спасибо за внимание!

Smile

Приглашаю почитать ДРУГИЕ мои отзывы на фильмы, мультики и сериалы

Читайте также: