Критерии тестирования в школе

Обновлено: 07.07.2024

Ø 0 баллов за 1 занятие – при отсутствии студента на занятии.

3.Основные принципы лечения - 15 баллов

Ø 12 - 15 баллов – заслуживает студент, обнаруживший всесторонние и глубокие знания основных принципов лечения с позиции доказательной медицины

Ø 8 - 11 баллов - заслуживает студент продемонстрировавший знание основных принципов лечения, но допустивший мелкие неточности в ответе.

Ø 5 – 7 баллов- заслуживает студент, обнаруживший знания основных принципов лечения, но не имеющие доказательную базу

Ø менее 5 баллов - выставляется студенту, обнаружившему серьезные проблемы в знаниях основных принципов лечения на основе доказательной медицины.

Критерии оценки практических навыков

Освоение практических навыков (сравнительная перкуссия легких)

– максимальный балл - 100 баллов

Критерии, описание 90-100 баллов 75-89 балла 50-74 балла менее 50 баллов
1. Порядок перкуссии. 1. Спереди: - палец плессиметер располагается над ключицами параллельно кости; - выясняются перкуторные данные по ключицам; - проводится перкуссия подключичной области с обеих сторон по средне-ключичным линиям до III-IV ребра; - проводится перкуссия сверху вниз только на правой стороне 2. Проводится сравнительная перкуссия подмышечной области. 3. Сзади: -проводится перкуссия надлопаточной и подлопаточной области. Перкуссия легких проведена с соблюде-нием методики обследова-ния При перкуссии легких отмечались незначитель-ные неточности в технике. Перкуссия легких проведена с техничес-кими погрешнос-тями Перкуссия легких проведена со значительными техничес-кими погреш-ностями

Шкала оценок

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
90-100 баллов 90 – 100% Отлично
75-89 баллов 75-89 Хорошо
50-70 баллов 50-74 Удовлетворительно
Менее 50 баллов 0 - 49 Не удовлетворительно

3.Самостоятельная работа студентов - 1 СРС = 100 баллов

Критерии оценки презентаций, рефератов

Критерии 90-100 баллов 75-89 балла 50-74 балла менее 50 баллов
1. Полное представление темы, выделение актуальности, представление резюме по теме Знание темы в полном объеме Знание темы с незначительными неточностями. Знание темы поверхностное, приведены старые литера-турные данные Знание темы со значительными погрешностями, отсутствие оформления реферата или презентации

Шкала оценок

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
90-100 90 – 100% Отлично
75-89 75-89 Хорошо
50-74 50-74 Удовлетворительно
менее 50 0 - 49 Не удовлетворительно

4. Критерии оценки коммуникативных навыков

Курация тематических больных, жалобы, анамнез заболевания и жизни –

максимальный балл - 100 баллов

Критерии оценки

Критерии, описание 90-100 баллов 75-89 балла 50-74 балла менее 50 баллов
1. Анамнез заболева-ния и жизни– выяснил в хроноло-гическом порядке течение заболевания в динамике с указа-нием проведенного обследования и лечения); отметил сведения из анамнеза жизни, имеющие отношение к данному заболева-нию, оценка прогноза жизни ребенка . Выяснил в хроно-логическом порядке течение заболевания в динамике с указанием проведенного обсле-дования и лечения); отметил сведения из анамнеза жизни, имеющие отношение к данному заболева-нию. Допущены мелкие неточности в сборе анамнеза заболевания и жизни Допущены погрешности в сборе анамнеза заболевания и жизни Анамнез заболевания собран сумбурно

Шкала оценок

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
90-100 90 – 100% Отлично
75-89 75-89 Хорошо
50-74 50-74 Удовлетворительно
менее 50 0 - 49 Не удовлетворительно

Критерии оценки правовой компетенции - максимально 100 баллов

Знание нормативных документов.

Критерии 90-100 баллов 75-89 балла 50-74 балла менее 50 баллов
1. Знание нормативных документов Знание нормативных документов в полном объеме Знание нормативных документов с незначительными неточностями. Знание нормативных документов с множественными погрешностями Знание нормативных документов со значительными погрешностями

Шкала оценок

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
90-100 90 – 100% Отлично
75-89 75-89 Хорошо
50-74 50-74 Удовлетворительно
менее 50 0 - 49 Не удовлетворительно

Рубежный контроль

Тестирование (30 тестов), куда включены тестовые задания по оценке знания – итого 100 баллов

Критерии оценки тестирования

Самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП): консультация, клинический разбор больного, решение клинических ситуаций, оценка результатов инструментальных исследований

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кол-во вопросов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 335 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.02.2018 30563
  • DOCX 16 кбайт
  • 1089 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Царегородцева Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  • диктантов,
  • грамматических заданий,
  • контрольных списываний,
  • изложений,
  • тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание , как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б ) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта.

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз. После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок в итоговых письменных работах, при которых выставляются оценки

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Организация и проведение изложений, сочинений.

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

  • 2 класс 8 - 10 слов,
  • 3 класс 10 - 12слов,
  • 4 класс 12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.

Как один из вариантов оценивания:

  • "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
  • "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
  • "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Тестирование, как одна из форм аттестации, представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала. В целях усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие наводящих вопросов и подсказок в тесте, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развивать свои способности.

Тест – это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Педагогический тест определяется как система заданий (вопросов) определенного содержания и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний каждого испытуемого.

Традиционно рассматривается три основных критерия качества теста: действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (раз-личимость).

Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Четкая и ясная постановка вопроса в пределах контролируемых знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если уровень теста превышает запроектированный уровень обучения, выходит за пределы изученного содержания или же не достигает этих пределов, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста обычно определяется статистическими методами.

В разработке педагогических тестов можно выделить три этапа (Рис.7): планирование, написание заданий и анализ заданий, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя несколько обязательных стадий.

Etapi test zadanii.jpg

Как отмечалось выше (критерий действенности), тест должен соответствовать запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Поэтому первый шаг в планировании теста – это анализ соответствующих Государственных образовательных стандартов, всех разделов учебной программы, учебников и учебных пособий. Составителю теста необходимо иметь четкое представление о требованиях к знаниям, навыкам и умениям обучающихся по данной учебной дисциплине, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Задания теста должны в полной мере выявить степень овладения требуемыми знаниями, навыками и умениями.

Для получения максимального результата от тестирования рекомендуется использовать тесты с целью:

  • оценки остаточных знаний;
  • промежуточного (для каждой темы) контроля;
  • итогового контроля.

На этом основании можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

Промежуточные тесты – позволяют оценить качество освоения темы, раздела внутри программного модуля, предметных умений и навыков в конце учебного периода (четверть, семестр, полугодие). Содержание таких тестов основано, как правило, на большом объеме материала. К промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и действенностью (валидностью), так как речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Оценка промежуточных тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государственными обра-зовательными стандартами.

Итоговые тесты – предназначены для контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) или по завершению изучения учебной дисциплины; оценки уровня учебных достижений обучающихся по основным компонентам содержания образования. Содержание тестов должно быть разработано на основе содержания блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах образования в школе.

Педагог может самостоятельно разрабатывать входящие, текущие и промежуточные тесты, имея для этого необходимые компетенции, или использовать готовые варианты.

Во избежание несбалансированности и диспропорции, охватываемых тестом тем, составлению заданий должна предшествовать разработка его спецификации. При подготовке тестов разработку спецификации следует начать с описания целей изучения данного предмета, а также охватываемого этим предметом содержания. Перечисляя цели, создатель теста должен проанализировать, к каким изменениям ведет освоение изучаемого предмета: скажется ли оно на приобретении и развитии интеллектуальных навыков, способах решения задач, а также на способностях, интересах и прочих подобных характеристиках.

Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий, инструкций к ним, баллов за выполнение каждого задания, общего тестового балла, рекомендаций по интерпретации результатов тестирования.

Тестовые задания включают в себя вопросы, отражающие содержание курса, которые выносятся на контроль. Исходным моментом составления тестовых заданий является выделение общей цели, преследуемой тестированием, и далее цели, с которой задание включается в тест. Такие цели должны предусматривать следующие требования к уровню знаний и умений обучающихся:

а) простое воспроизведение знаний, анализ и сравнение данных. Постановка таких вопросов в заданиях позволяет проверить усвоение учащимися материала на уровне запоминания, тренирует память;

б) анализ признаков понятия. При этом выявляется умение обучающихся находить общее и специфическое в изучаемом материале, отделять существенные признаки от несущественных, родовые от видовых и т.д.;

в) умение распознавать схемы, рисунки;

г) понимание функций, выполняемых различными элементами (органами, звеньями, приборами, устройствами и т. п.), и процессов взаимодействия между ними. Вопросы такого типа позволяют проверить умение обучаемых вскрывать определенные причинно-следственные связи и отношения, оценивать роль и значение данного элемента для процессов, происходящих во всей системе;

д) приведение в логическую последовательность элементов множества, расположенных в беспорядке, т. е. умение решать задачи определенного класса, требующие обнаружения последовательности расположения элементов в информационном ряде объектов, тактических приемов;

е) творческий подход к рассматриваемым проблемам и вопросам, умение применять полученные знания в условиях той или иной ситуации.

Отличительная особенность тестовых заданий заключается в том, что все задания теста должны соответствовать следующим критериям, предъявляемым к форме и содержанию:

Правильность содержания означает, что из тестового задания должна быть полностью устранена двусмысленность. Тестовое задание формулируется из точных терминов и не должно содержать ни метафор, ни лишних слов, ни лишних знаков.

Конструирование тестовых заданий требует четкого деления изучаемого материала на логически законченные доли учебного материала, уровень усвоения которых можно было бы оценить кратко и однозначно. Эти доли не должны быть слишком малы, чтобы в целях контроля усвоения материала не приходилось ставить элементарные вопросы, не требующие усилий мысли обучающегося. Подобная часть учебного материала должна содержать не менее одного-двух новых понятий. При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второсте-пенными.

Логические требования к тестовым заданиям – это требования определенности, непротиворечивости и обоснованности содержания теста.

Определенность содержания теста образует предмет измерения. Довольно часто случается так, что правильные ответы на некоторые задания требуют знаний не только тестируемой дисциплины, но и ряда других, близость и связанность которых затрудняет точное определение предметной принадлежности измеряемых знаний. Чем меньше пересечение знаний одной тестируемой дисциплины со знаниями другой, тем определеннее содержание теста. В каждом тестовом задании заранее определяется, что́ однозначно считается ответом на задание, с какой степенью полноты должен быть правильный ответ. Не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него.

Обоснованность содержания тестовых заданий означает наличие у них оснований истинности. Обоснованность связана с аргументами, которые могут быть приведены в пользу той или другой формулировки заданий теста. В случае отсутствия доказательных аргументов в пользу правильности сформулированного задания, оно не включается в тест ни под каким предлогом. То же происходит, если в процессе экспертного обсуждения возникает хотя бы один контраргумент или допускается условие, при котором данное утверждение может оказаться двусмысленным или ложным.

Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаковы ко всем испытуемым.

В целях формирования наибольшей наглядности тестового кон-троля, рекомендуется максимально использовать в тестах гра-фический материал.

На этапе написания заданий (Рис. 8) первостепенной задачей является выбор типа тестового задания. По форме предъявления ответа тестовые задания классифицируют на задания открытого типа и закрытого.

Инструкция: дополнить.

1. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность называется ________________.

Правильный ответ: направленность.

Тестовые задачи данного типа позволяют получать разностороннюю, развернутую информацию о знаниях обучающегося. Они применяются в случае, когда необходимо проверить знание фактического материала, способность обучающегося интерпретировать данные и применять правила, когда исключается фактор догадки.

При составлении заданий открытого типа необходимо учитывать следующие общепринятые правила:

Составление задания открытого типа можно проводить в следующей последовательности:

  • написать определение (принцип, закон);
  • выделить в нем ключевое слово;
  • перестроить фразу так, чтобы это слово оказалось послед-ним.
  1. Под направленностью понимается система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную актив-ность.
  2. Под направленностью понимается система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную актив-ность.
  3. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность, называется ________________.

Правильный ответ: направленность.

В педагогической практике наиболее удобными и широко используемыми для дистанционного обучения являются задания с предписанными ответами (закрытые), которые в свою очередь делятся на следующие виды:

  • задания с альтернативными ответами;
  • задания с множественным выбором;
  • задания с выражением ответа в виде восстановления частей предложений, фигур и т. д.

Tipi test zadanii.jpg

1. Версальско-Вашингтонская система в 1930-е гг. была оплотом мира и спокойствия на международной арене да нет
2. Правовые и политические основы Версальско-Вашингтонской системы были полностью разрушены да нет

Правильный ответ: Правовые и политические основы Версальско-Вашингтонской системы были полностью разрушены

  • Правильный ответ – обучающийся выбирает правильный ответ из нескольких альтернатив.

Инструкция: выбрать один правильный ответ.

Стрелецкий бунт, в результате которого на престол были возведены цари Иван и Петр при регентстве Софьи, произошел

В качестве тестовых заданий могут быть использованы последовательные цепочки вопросов.

Инструкция: к каждому вопросу выбрать один правильный ответ.

Человек находится под постоянным воздействием своего внутреннего состояния.

1. Изменение внутреннего состояния человека воспринимается:

а) сознанием; б) органами чувств.

2. Данное восприятие вызывает:

а) изменение в состоянии организма; б) ухудшение в состоянии организма.

3. Данная реакция приводит к:

а) стабильности организма; б) внесению изменений в поведение человека.

Цепочка может быть продолжена, причем ее могут составлять тестовые задания различных видов.

  • Самый лучший ответ – обучающийся должен выбрать самый лучший ответ из нескольких вариантов.

Инструкция: выбрать один, наиболее точный ответ.

Какое из суждений наиболее точно определяет личность:

Какие факторы предопределили непрочность Версальско-Вашингтонской системы?

  1. Традиционное военно-силовое мышление политических лидеров стран-победительниц и их непомерные требования.
  2. Новое государственное размежевание в Европе.
  3. Отсутствие экономической программы восстановления Европы.
  4. Исключение Советской России из договорной системы.
  5. Умеренная сумма репарационных платежей, возложенных на Германию.
  6. Противоречия между великими державами.
  7. Утверждение американским Конгрессом вступление США в Лигу Наций.
  8. Слабость Лиги Наций как международной организации, призванной обеспечить мир.
  9. Отказ Германии подписать Версальский договор.
  • Незаконченное утверждение – обучающийся должен закончить мысль, выбрав правильный ответ.

Инструкция: выбрать правильный ответ.

Под конфликтом в психологии понимают:

  1. Причины непонимания людьми друг друга, приводящих к обострению взаимоотношений.
  2. Столкновение взглядов, идей, убеждений, в основе которых лежат обостренные противоречия.
  3. Индивидуальные или коллективные акты поведения, идущие в разрез с общепринятыми нормами.
  4. Средства отстаивания своей позиции, не совпадающей с мнением большинства.

В заданиях с множественным выбором вероятность угадывания ниже, чем в альтернативных задачах, вместе с тем процедура обработки практически не усложняется. Это делает данный тип тестовых заданий предпочтительным в большинстве случаев. Он используется тогда, когда необходимо провести оценку знаний: насколько хорошо усвоен материал, как полученные знания используются в практической работе.

Следует избегать использования данного типа заданий, когда оценивается способность вспоминать факты, так как в данном случае проверяется способность распознавать правильные ответы. Не следует пользоваться данным типом заданий при оценке оригинальных и творческих подходов.

При оценке выполнения задания следует учитывать, что все задание рассматривается как одно. Если допущена хотя бы одна ошибка, то ответ считается неверным.

В качестве примера тестовых заданий по выбору соответствия можно привести следующие:

Инструкция: установить соответствие.

Возможно иное расположение материала задания.

Инструкция: установить соответствие.

  1. ощущения,
  2. восприятие,
  3. внимание,
  4. память.

А. Направленность психической деятельности на какой-либо объект.

Б. Целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающего мира.

В. Запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятой информации.

Г. Познавательный и предметный процесс взаимодействия с окружающей действительностью.

Д. Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Данный тип тестовых заданий может использоваться при оценке понимания принципов и концепций, способности классифицировать информацию. В сущности, одно тестовое задание данного типа включает в себя несколько задач соответственно количеству пунктов задания. Это позволяет повысить эффективность и экономичность теста.

Принцип правильной последовательности может быть применен к заданиям на ранжирование элементов по возрастанию или убыванию их значимости, свойств, количественных характеристик.

Инструкция: установить правильную последовательность.

Указать страны в порядке возрастания доли расходов на вооружение:

Комбинацией открытого и закрытого типов заданий являются задания на подстановку:

Инструкция: закончить предложение, выбрав правильный ответ.

Частые горизонтальные и вертикальные линии в иллюстрации вызывают у человека _____________ .

  1. спокойствие,
  2. раздражительность,
  3. вдохновленность,
  4. непринужденность.

Красный цвет ___________ кровяное давление, вызывает __________, указывает на ________________ человека.

  1. понижает,
  2. повышает,
  3. возбуждение,
  4. успокоение,
  5. спокойствие,
  6. энергичность.

Очевидно, что один и тот же вопрос может быть выражен как в форме открытого, так и в форме закрытого задания, поэтому для предъявления вопроса обучающемуся нужно искать форму, наиболее полно отвечающую целям тестового задания и тестирования в целом.

Возвращаясь к этапам разработки педагогических тестов следует отметить, что на заключительной стадии (этапе анализа) следует уделить особое внимание определению трудности заданий и установить шкалу оценивания теста.

Показателем трудности тестового задания (р) является доля обучающихся, выполнивших и не выполнивших задание. Чаще всего степень трудности задания определяется процентом тестируемых, давших правильный ответ. Чем легче задание, тем выше этот процент. Если только 20% тестируемых (р=0,20) решили задачу, ее можно оценить как трудную для данной выборки, если 80% (р=0,80), – как легкую.

Критерии оценки результатов тестирования могут быть различными. На практике чаще всего применяют два критерия:

- время, затраченное для ответа на вопросы.

При этом контроль должен быть объективным и отвечать тем целям, которые перед ним поставлены.

Чаще всего число вопросов в блоках применяется 10, 5 или, в тесте может быть и другое число вопросов. Если проверяют знания по обычному материалу, т. е. не требующему высокой ответственности принимаемых решении, когда неточности в его знании не влекут за собой особо тяжелых последствий, то на практике часто принимают такие значения первого критерия:

При числе вопросов в тесте равном 10 оценки будут следующие:

Отлично - при 9-10 правильных ответах,

Хорошо - при 7- 8 правильных ответах,

Удовлетворительно - при 5- 6 правильных ответах,

Отлично - при 90% правильных ответах,

Хорошо - при 70% правильных ответах,

Удовлетворительно - при 50% правильных ответах,

При решении вопроса о том, каким выбрать первый критерий знаний, целесообразно учитывать возможную неравнозначность вопросов в тестах. В тесте один или несколько вопросов могут быть основными, т. е. более сложными для ответа, или включающими наиболее важный материал, а остальные вопросы - дополнительными.

В этом случае удельный "вес" основных вопросов будет выше, чем дополнительных, и может в большей степени влиять на принятие преподавателем решения о выставлении оценки.

Ответы проверяемых, которые не успели ответить, оцениваются как неудовлетворительные, либо оценка по первому критерию соответствующим образом снижается.

Числовые значения и первого и второго критериев, разработанные преподавателем для различных разделов (тем) данной дисциплины, должны быть согласованы между собой. Необходимо также провести согласование числовых значений критериев, применяемых разными преподавателями.

Формы промежуточного контроля

Экзамен

1. Демография как наука: объект и предмет демографии.

2. История возникновения, становления и развития демографии.

3. Население как объект демографии.

4. Структура демографии, её типологизация.

5. Место демографии в системе общественных наук.

6. Роль демографической информации и виды источников данных о населении.

7. Критерии отнесения населения к наличному, постоянному населению, временно отсутствующим и временно пребывающим.

8. Перепись населения: основные принципы проведения современных переписей населения.

9. Структура переписного листа, его раздела.

10. Переписи населения в нашей стране. Краткая характеристика истории.

11. Понятие естественного прироста (убыли) населения.

12. Относительные показатели динамики численности населения: виды, определения, методика расчёта.

13. Демографическая и недемографические структуры населения.

14. Половая структура населения: определение, способы измерения.

15. Первичное, вторичное и третичное определение полов: определение, факторы их определяющие.

16. Возрастная структура населения.

17. Старение населения и его виды.

18. Брачный статус: определение, способы измерения.

19. Брачная структура населения, особенности её изменения.

20. Брак: определение и его виды.

21. Рождаемость и плодовитость.

22. Коэффициент рождаемости: общий, специальный, повозрастные коэффициенты рождаемости.

23. Репродуктивное поведение: понятие, подходы к его измерению.

24. Индексы рождаемости Э. Коула.

25. Гипотетический минимум естественной рождаемости (ГМЭР) В.А. Борисова.

26. Модель непосредственных детерминант рождаемости Дж. Бончаартса: основные особенности.

27. Демографическое понятие смертности.

28. Показатели уровня смертности.

29. Концепция эпидемиологического перехода А. Омрана.

30. Воспроизводство населения.

31. Демографический прогноз: сущность и виды.

32. Основные методы демографического прогнозирования.

33. Роль функциональных прогнозов в социально-экономическом перспективном планировании.

34. Методы перспективного исчисления населения.

35. Прогнозы численности населения мира и России.

36. Демографическая политика в эпоху депопуляции.

37. Причины возникновения, нарастания и обострения демографического кризиса в России.

Читайте также: