Креативное письмо в школе

Обновлено: 08.07.2024

Соавтор(ы): Christopher Taylor, PhD. Кристофер Тейлор — преподаватель английского языка в Муниципальном колледже Остина в Техасе. Получил ученую степень PhD по английской литературе и медиевистике в Техасском университете в Остине в 2014 году.

Количество источников, использованных в этой статье: 17. Вы найдете их список внизу страницы.

Творческое письмо – один из самых приятных видов письма для учеников и студентов. Так они не только исследуют свое воображение, но также структурируют идеи и создают тексты, которыми можно гордиться. Это непростой предмет для преподавания, который создает немало трудностей на пути новых и опытных учителей. К счастью, благодаря подготовительной работе, сами учителя способны улучшить свои навыки преподавания творческого письма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

г. Шадринск, Россия

Аннотация: В данной статье рассматривается роль креативного письма в процессе обучения иностранному языку, выделяются подходы к обучению данному виду деятельности, также приводятся упражнения, направленные на развитие навыков креативного письма,

Ключевые слова: креативное письмо, деятельностный подход, творческие способности.

На современном этапе обучения иностранному языку к уровню развития навыков и умений письменной речи обучающихся предъявляются большие требования. Огромный потенциал креативного письма для повышения уровня владения иностранным языком, недостаток систем упражнений и заданий, направленных на развитие навыков креативного письма определяют актуальность данной работы.

В современной лингводидактике существуют различные подходы к обучению креативному письму. Выделяются директивный, лингвистический и деятельностный подходы [2]. Но мы бы хотели остановиться на деятельностном подходе. Именно этот подход помогает организовать процесс овладения иноязычной письменной речью в соответствии с принципами личностно-деятельностного обучения. Данный подход повышает мотивацию учащихся к овладению иностранным языком, так как здесь происходит ориентация на личность, а концентрация на процесс и самостоятельный выбор содержания и языковой формы отличают обучение в рамках этого подхода.

В свою очередь, преподаватель должен способствовать созданию особой атмосферы творческой свободы. Эксперименты с языковыми формами, открытие для себя нового в языке, ощущение его стройности и ритма, наслаждение красотой его звучания, юмором – все это должно быть не просто разрешено и признано. Если на занятии присутствует страх, то атмосфера абсолютно бесперспективна для творчества, в том числе и для креативного письма. Важнейшей целью обучающего креативного письма является порождение и поддержание радости в процессе письма [3].

Творческое письмо может способствовать развитию других навыков, например, чтения, говорения. Особенно положительно письменные навыки влияют на навыки говорения.

Продуктивное творческое письмо возможно использовать и на начальном этапе обучения. Сначала целесообразно использование различных опор: звуковая наглядность (песни, аудиотексты), письменная наглядность (стихи, рассказы, пословицы). По мере овладения данным навыком, роль опор должна снижаться и возможны задания без опор, например, письменное описание своих чувств в данный момент.

Креативное письмо направленно на самовыражение учащихся. Продуктивное творческое письмо чрезвычайно полезно, поскольку оно позволяет учащимся научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Методика креативного письма может применяться при обучении различным формам словесного выражения. Так, повествование с точки зрения данной методики подразумевает следующее:

– с помощью метода кластеров отображаются личный опыт, переживания, точки зрения, чувства и, само собой разумеется, мысли, о которых можно рассказывать, сообщать или которые можно изображать;

– фантастическое путешествие или отождествление себя с предметом, животным или растением или с главным героем литературного произведения;

– биографический рассказ (на основе фотографий, предметов и игрушек из детства, расспросов родителей, братьев и сестер, разведывания значений своего имени, рассказ в стиле дневника о событиях, мыслях и чувствах повседневной жизни);

– рассказы-фантазии на основе искусственно смоделированных ситуаций;

– авторское повествование или повествование от лица рассказчика [4, с. 119].

Также не следует упускать такой важный шаг, как планирование. Планирование письменного произведения речи может принимать форму речевой схемы (ассоциограммы). В центре – главное понятие. Учащиеся раскрывают индивидуальное представление о том, что может составить содержание его собственного письменного текста.

Креативные письмо подразумевает под собой упражнения, имеющий творческий или полутворческий характер, различной степени сложности, разные по форме и содержанию. Чтобы научить креативному письму, учитель сам должен подойти к этому с творческой стороны.

Разработка идей, как правило, предшествует любой письменной работе. Это упражнение нередко принимает форму мозгового штурма (brain-storming) - привлечения коллективных ресурсов.

Огромный интерес у учащихся вызывают такие задания, как:

- восстановить диалог по отдельным фразам;

- восстановить начало и конец истории;

- ответить на письмо, телефонный звонок;

- изменить вид текста.

В своем возрасте учащиеся не понимаю всей сложности мыслительного процесса и представляют писателей и поэтов сказочно богатыми людьми, которые без особых хлопот публикуют каждое свое произведение. Учащиеся не задумываются о всех трудностях, с которыми сталкиваются практически все творческие люди. Поэтому учащимся несколько раз были показаны пятиминутные интервью с писателями, которые рассказывают о своем опыте письма и о повседневной рутине. Данные видео отлично мотивируют учащихся и могут послужить хорошим толчком.

Творческое продуктивное письмо играет огромную роль в обучении отдельным аспектам языка и иностранному языку в целом. Креативное письмо дает возможность учащимся использовать лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность и творческую натуру, использовать собственные работы для тренировки навыков чтения и говорения. Креативное письмо повышает интерес и мотивацию к дальнейшему изучению языка и развивает их творческие способности, расширяет лексический запас и фоновые знания.

1. Кузовлев, В.П. Приложение к УМК. Английский для 2-го класса. М.: Просвещение, 2002. – 16 с.

2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Академия, 2004. – 222 с.

3. Басова, А.В. К вопросу о письме и письменной речи в обучении иностранному языку. Ярославль: ЯГПУ, 2006. – 160 с.

4. Савилова, О.И. О креативном письме на занятиях по немецкому языку // Вестник Томского университета. 2008. № 5. С. 23-26.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условием приобретения учениками за сравнительно короткий срок достаточно высокого уровня коммуникативной компетенции является развитие у них в процессе обучения социальной и креативной компетенции, необходимой человеку в общении. В современной английской методике обучения письменной речи на иностранном языке получает распространение технология креативного письма.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

При введении технологии креативного письма в процесс обучения берутся во внимание три основных условия: методы, цели обучения, принципы и приемы обучения, а также учебный контроль.

Технология креативного письма предполагает использование различных средств обучения. Появление компьютера и интернета в традиционном процессе обучения значительно расширяет список доступных средств (пособия, учебники, раздаточный материал, карточки, изображения) и позволяет сделать процесс обучения письму более занимательным как для учеников, так и для преподавателей. Учебные электронные издания, компьютерные обучающие системы, аудио-, видео учебные материалы, открытые обучающие сайты и многое другое дает возможность развивать креативность учащихся, учить их высказывать свои мысли.

1. Сохранение важной информации в письменном виде;

2. Создание возможности делиться информацией с заинтересованной группой;

3. Создание условий для самовыражения, которое является необходимым для ментального и физического здоровья.

В отличие от академических методов обучения письменной речи, которые учат школьников опираться на существующие правила языка, креативное письмо фокусируется именно на самовыражении учащихся.

В западных странах технология креативного письма широко распространена как в высших учебных, так и в школах, колледжах и разнообразных курсах. Например, писатель и филолог Дейв Игерз создал в Сан-Франциско курсы, где студенты учатся писать и выражать свои мысли под руководством профессиональных писателей и сценаристов.

Новое пособие университета Восточной Англии, написанное Эндрю Коуеном, романистом и преподавателем курса MA, направлено на более глубокое знакомство с возможностями метода креативного письма. В пособии рассказывается, как можно структурировать рассказы и романы, создавать убедительных персонажей и даже как посмотреть на написанное глазами читателя. В последнее десятилетие количество курсов креативного письма значительно возросло. Более 90 британских университетов сейчас предлагают широкий выбор последипломных программ и около 10000 разнообразных кратких курсов ежегодно появляются по всей Великобритании.

Но даже спустя 40 лет практики и существования степени МА многие ученые и преподаватели сомневаются, что креативному письму можно обучить. Ежегодно разрабатываются новые программы обучения, основанные на технологии креативного письма. В Австралии и Великобритании, а также все чаще в США и других странах, креативное письмо приобретает статус самостоятельной дисциплины, и не ответвлением какой-либо другой дисциплины или технологии. Технология креативного письма предполагает активную работу воображения, использования наших эмоций и чувств. Мы вольны воплотить на бумаге любые наши идеи, создать новый мир, выразить ход наших мыслей. Для этого существуют огромное количество жанров и поджанров. Креативное письмо можно разделить на два типа: художественная литература и научные произведения. Каждый тип включает в себя десятки различных жанров, таких как поэзия, проза, автобиография, написание пьес и сценариев, эссе и так далее.

Несколько ключевых элементов можно назвать характерными для всех форм креативного письма. К ним можно отнести персонажей, сюжет, структуру, художественное оформление, проблематику, взгляд и отношение автора, действия, диалоги, стиль и т. д. Использование этих элементов нельзя назвать четко установленным, они могут объединяться, замещать друг друга, не иметь четких границ, но каждый из них играет важную роль создании различных художественных произведений [6, с. 25].

При изучении вариантов работы с технологией креативного письма и упражнений, использующих эту технологию, мы обратились к трудам немецкого методиста Герхарда Нейнера. Он считал, что способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Упражнения, предлагаемые, Герхардом Нейнером, составлены в определённой последовательности от простого к сложному, от репродукции к составлению собственного мнения, позиции. Все упражнения выполняются письменно. Интерес, на наш взгляд, представляют, например, такие задания:

· восстановить начало и конец истории;

· неоднозначную ситуацию описать в различных текстах и диалогах;

· пояснить противоречие между текстовой и иллюстративной информацией;

· ответить на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т. д.;

· подобрать ключевые слова, которые ведут к определённому заранее известному результату, и др. [7, c. 29].

В ходе нашей работы нами были составлены методические рекомендации, посвященные использованию технологии креативного письма при обучении учащихся письменной речи. Они предназначены для того, чтобы помочь студентам-практикантам и школьным учителям научится активнее использовать эту технологию при обучении письменной речи, сделать преподавание более проблемно-ориентированным, стимулировать у обучаемых умение формулировать собственные суждения и продуцировать собственные тексты, шире использовать рефлексивный подход в обучении, усилить степень автономии учащихся; пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке.

В современной методике преподавания иностранных языков существуют различные подходы к обучению письменной речи. Так, Е.Н. Соловова выделяет директивный, лингвистический и деятельностный подходы. Мы в наших рекомендациях подробнее остановились на деятельностном или содержательно-смысловом подходе к обучению письменной речи. Деятельностный подход позволяет организовать процесс овладения иноязычной письменной речью опираясь на принципы личностно-деятельностного обучения [4, c. 61]. При деятельностном подходе к обучению иностранной письменной речи роль преподавателя заключается в мотивировании обучающихся к творческой работе [3, с. 42]. Таким образом, мы снова приходим к креативному письму.

Если учитель намеревается использовать технологию креативного письма на занятиях по иностранному языку, он должен создать в классе атмосферу творческой свободы. Здоровый юмор на занятиях, желание экспериментировать с языком, открыто делиться своим мнением, возможность дать просторы фантазии, наслаждаться красотой звучания языка, ощущать его стройность и ритм все это должно быть разрешено и признано на занятиях. Цель преподавателя — способствовать этому, если он хочет добиться от обучающихся творческого самовыражения в письменной форме. Если на занятии присутствует страх или напряжение, то такая атмосфера является бесперспективной и неудобной для творчества, в том числе и для технологии креативного письма [2, с. 51]. Но не стоит забывать и о помощи учащимся в виде примеров, уточнений и доступных инструкций к выполнению определенного творческого задания, особенно на моменте включения технологии креативного письма в процесс обучения, чтобы исключить возможные затруднения и создать у учащихся позитивный настрой на выполнение творческих заданий.

Технология креативного письма может использоваться на любом этапе обучения. При вводе технологии в процесс обучения можно рекомендовать различные виды опор: зрительную (предметы, игрушки, картинки, фотографии), звуковую (аудиотексты, песни, инструментальные музыкальные произведения), письменную (стихи, рассказы, цитаты, пословицы и т. д.). Когда у учащихся вырабатываются навыки работы с технологией, роль опор снижается и возможны задания без опоры, например, ученики могут написать спонтанное творческое письмо о том, что их в данный момент больше всего тревожит, веселит, удивляет, возмущает и т. д.

Особый интерес представляют собой упражнения с опорой на музыкальный текст, т. е. инструментальную музыку без слов. В данном случае она интересует нас как средство, побуждающее к творчеству, а именно к креативному письму. В зависимости от выбора музыкального произведения можно выявит либо ее расслабляющее, либо аффективное влияние.

Составление рассказов, сказок, историй от лица какого-либо героя, предмета или животного, продолжение какой-либо прерванной истории, восстановление истории по ее началу или завершению, продолжение незаконченного литературного произведения, сочинения или эссе по выбранной теме или цитате, истории с использованием имен одноклассников, описания незнакомой книги по ее названию или обложке все это можно отнести к технологии креативного письма.

Практически любая социальная сеть (Facebook, Twitter, Вконтакте и др.), а также множество программ, таких как Skype, позволяют создавать конференции, общие переписки, дают возможность учителю задавать общую тему, на которую ученики могут составлять тексты, диалоги, суждения, придумывать истории. Использование этих ресурсов может вынести обучение креативному письму за пределы класса и сделать столь нелюбимое учениками домашнее задание интересным и захватывающим.

В завершении хочется отметить, что, по нашему мнению, задания, использующие технологию креативного письма, имеют большой обучающий потенциал и могут быть использованы на каждом занятии по иностранному языку на всех этапах обучения. Преподаватель может включить данные задания в учебный план в соответствии со своими целями, темой урока и уровнем знаний и умений учеников.

Список литературы:

Бибалетова М.З., Трубанаева Н.Н. Английский с удовольствием Enjoy English. М.: Титул, 2008.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.

Böttcher I. Kreatives Schreiben. Cornelsen Verlag Scriptor GmbH and Co. KG Berlin, 1999.

Neuner G. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Kassel, 1992.

8 причин практиковать креативное письмо

В эру роботов и искусственного интеллекта становятся чрезвычайно важными обычные человеческие компетенции, например, креативность. Мы уже много писали о том, как ее развивать, но вот, кажется найден новый метод — креативное письмо (creative writing) – довольно очевидный. Но для многих он кажется сложным и страшным. Почему это не так, какие преимущества дает этот навык и просто 8 причин взяться за перо (или клавиатуру), даже если вы не собираетесь стать писателем, мы рассмотрим в нашей статье.

Что такое креативное письмо

Вот какое определение дает The Free Dictionary: «Креативное письмо (существительное) – это искусство написания литературных произведений, таких как стихи, романы, пьесы, мемуары или биографии.

Звучит угрожающе, не так ли? Писать стихи и романы? Кажется, это не для вас?

Но подождите. Вместо того, чтобы попытаться определить творческое письмо, почему бы не подумать о том, что значит быть творческим? Когда мы проявляем творческий подход, мы делаем больше, чем просто представляем информацию. Мы используем наше воображение, чтобы выразить наши эмоции, создать оригинальные вещи или использовать существующие идеи по-новому.

Теперь это охватывает гораздо больше, чем просто поэзию и романы, да? И вы правы. Вот 8 причин, почему вы должны заинтересоваться креативным письмом:

Это то, что подходит для всех

Творческое письмо невероятно разнообразно по своим жанрам, масштабам и уровням сложности. Если вы хотите писать что-то высоко структурированное, вы можете попробовать сценарии. Если вы предпочитаете полную свободу мыслей, вашим выбором будет фрирайтинг или ведение дневника.

Вы можете сохранить свое творчество втайне или же поделится со всем миром. Не важно, есть у вас всего несколько минут или целый день. Мы все способны к творчеству. Нам просто нужно найти то, что соответствует нашему времени, интересам и амбициям. Творческое письмо открыто для всех, кто умеет писать.

Вот некоторые вещи, которые вы можете попробовать, которые выходят за рамки романов и поэзии: ведение дневника или блога, хайку, нон-фикшн, флеш-фантастика, спичрайтинг, анекдоты, эскизы персонажей, тексты песен, пародии, шутки, размышления, эссе. Просто пробуйте.

Это помогает развиваться в других стилях

Креативное письмо расширяет рамки в написании функциональных текстов, таких как рабочие отчеты, академические эссе, резюме, информационные статьи или рекламные предложения.

Если вам нужно написать заявление о приеме на работу, попробуйте сеанс фрирайтинга о своем предыдущем опыте. Почему вы так хорошо подходите на эту должность? Установите таймер на 10-15 минут и записывайте все, что придет в голову. Не пытайтесь структурировать его как сопроводительное письмо и не беспокойтесь об использовании формального языка. Просто выплесните на бумагу поток мыслей. Это хороший способ провести мозговой штурм, не напрягаться и получать удовольствие.

Вы даже можете поэкспериментировать с написанием диалога. Представьте, что вы в комнате для собеседований и разговариваете с HR-менеджером. Когда закончите, перечитайте написанное. Выделите любые части, которые можно использовать при написании окончательного варианта резюме. Эту же методику фрирайтинга вы можете использовать и для создания любых других рабочих текстов. Вы удивитесь тому, насколько это оживляет сухие канцелярские строки.

Это позволяет делиться своим опытом

Далеко не каждый писатель начинал с того, что хотел стать писателем. Многие известные авторы перешли к творческому письму, когда обнаружили, что это лучший способ рассказать свои истории. Другие восприняли это как способ продвижения своего бизнеса или распространения своих идей и/или знаний.

Джон Эйкафф начал с написания блога, в котором делился своими идеями по разным поводам, а также историями из жизни христианской церкви, которую он посещал. Через какое-то время онлайн-ресурс стал основой для бестселлеров в области саморазвития и личной эффективности.

Таких историй множество. Люди просто делились своим опытом и мыслями, и в какой-то момент это перерастало в нечто большее. Задумайтесь и вы о своей жизненной истории, своих интересах и знаниях. Есть ли что-то, чем бы вы могли и хотели поделиться?

Это помогает хранить воспоминания и опыт

Творческое письмо – это то, как вы понимаете и видите этот мир. Это такой способ фотографировать происходящее с помощью слов. Это способ консервировать пережитые эмоции на будущее. И чем дольше они выдержаны, тем приятней к ним возвращаться.

Ведение дневника или блога не означает, что вы должны писать подробный ежедневный отчет. Вы можете быть избирательны в той мере, в какой хотите. К примеру, описывайте новый опыт или новые знакомства или просто какие-то важные события в вашей жизни. Это еще и хороший способ по новому обдумать произошедшее – более спокойно и структурировано. Кроме того, вы можете записать свои воспоминания о событиях, изменивших вашу жизнь, таких как женитьба, рождение детей или переезд в новый город.

Это расслабляет

Одно из замечательных преимуществ творческого письма заключается в том, что оно помогает бороться со стрессом в повседневной жизни. Некоторые люди находят это более эффективным (или по крайней мере не хуже) чем медитация. Это рабочий способ находится в текущем моменте. Ум гораздо реже блуждает, если он поглощен мыслями и проблемами персонажа, а не своими собственными. Создание историй дает вам шанс сбежать в другой мир. После сеанса творческого письма вы станете чувствовать себя намного спокойнее и счастливее.

Если вы не любите писать художественную литературу, вы можете достичь того же эффекта, сидя в общественном месте и описывая, что происходит вокруг вас. Допустим, вы лежите на пляже. Семья рядом с вами устраивает барбекю. Что вы заметили? Попробуйте сосредоточиться на мелких деталях — достопримечательностях, запахах, звуках, вкусах, текстурах. По сути, это та же популярная майндфулнесс, только в письменном виде.

Во как это может выглядеть:

  • папа переворачивает сосиски, показывая татуировку ящерицы, бегущей по его левой руке;
  • доносится запах обугленного лука;
  • мягко шуршит уходящая в песок лопата, когда мама помогает детям с их песочным замком;
  • после купания я чувствую привкус соли на языке.

И таких вариантов может быть великое множество.

Это хороший инструмент для личностного роста

Дневник – одна из древнейших и наиболее распространенных форм креативного письма. Она дает нам достаточно свободы и уединения, чтобы исследовать наши самые темные страхи, самые большие желания и глубочайший стыд. Психологи и психотерапевты часто и в разнообразных формах используют дневники в своей работе. Это помогает пациентам переживать травмы и справляться с тяжелыми моментами.

Творческое письмо может быть ценным инструментом для личного развития и в других сферах жизни. Например, это хороший способ узнать свои сильные и слабые стороны. После каждого важного события записывайте свои плюсы и минусы. Это может быть презентация, собеседование или сдача экзамена. Что вы сделали хорошо, над чем еще нужно поработать? И обязательно опишите выводы и конкретные шаги, которые вы предпримете далее. Рефлексия в письменном виде заставляет ваш мозг разложить все по полочкам, чего далеко не всегда можно добиться, просто думая об этом.

Это может улучшить ваши языковые навыки

Поскольку творческое письмо так отличается от других видов письма, оно повышает наше понимание языка и заставляет нас использовать его по-новому. Это касается и изучения иностранного языка.

Написание историй, будь то реальных или воображаемых, это отличный способ попрактиковаться в новом языке. Вы активно используете словарный запас, расширяете его и тренируетесь составлять предложения. Когда вы пишете такие статьи как эссе или деловые письма, вы обычно работаете в более жесткой структуре. Зачастую просто используете запомнившиеся клише.

Это отличная интеллектуальная тренировка

Некоторые люди решают кроссворды или судоку. Или играют в шахматы. Креативное письмо – это тоже сложная интеллектуальная деятельность, которая требует привлечения всех видов мышления: и аналитического, и творческого. Проработка сюжета, персонажей, поиск и устранение логических несостыковок – все это отличная тренировка для вашего мозга. Притом абсолютно бесплатная.

Это не обязательно должны быть истории. Возможно вам больше понравится писать поэзию, креативный нон-фикшн или стендап. Главное – получать удовольствие.

Резюме

Креативное письмо подходит для всех. Вы можете выбрать любой жанр и любой уровень сложности. Если вы работаете с текстом, это поможет оживить сухой информационный стиль. Если изучаете языки – получите отличную практику для улучшения своих навыков.

Креативное письмо позволяет делиться опытом и впечатлениями, а иногда даже становится стартовой площадкой для прыжка в мир литературы. Это способ не только хранить воспоминания и впечатления, но и переосмысливать их, работать над своим развитием и поддерживать состояние осознанности. Наконец, это хороший интеллектуальный тренинг для поддержания своего мозга в тонусе

Читайте также: