Краткое содержание золотой гвоздь

Обновлено: 04.07.2024

Евгений Пермяк "Золотой гвоздь" краткое содержание рассказа, чтоб весь не читать, а коротко записать в читательский дневник.

Парень Тиша рос без отца. Вместе с матерью прозябал в нищете. Все их имущество - заброшенный клин земли, от отца оставшийся.

Одна старушка посоветовала им к кузнецу пойти - он, мол, счастье ковать умеет.

Кузнец сказал Тише, что счастье ему принесет золотой гвоздь, который он сам должен выковать. Обучил он парня кузнечному делу, сковал Тиша гвоздь. Вот только золотеть гвоздь не желал. Кузнец сказал, что гвоздь не должен быть без дела, надо его вбить куда-нибудь. Парень в лесу стал рубить дерево на столб для гвоздя, его поймал лесник. Предложил Тише столб, если он вырубит делянку. Так парень освоил ремесло лесоруба. Ну а дальше пошло-поехало. Чтобы гвоздь не пустовал на столбе, Тиша повесил на него хомут, который заработал у шорника. К хомуту понадобился конь, на которого тоже пришлось зарабатывать. Купив коня, Тиша стал пахать отцовскую землю, построил дом.

Стал парень завидным женихом. Выбравшись из нищеты, Тиша стал помогать и другим людям. Тут и начал понемногу золотеть гвоздь.

Дуня, дочь кузнеца, выросла без матери неряхой и неумехой. Мать Тиши взялась всему ее обучить. Научила девушку прясть, ткать, шить. К чистоте приучила. А сшитую рубаху Дуня так красиво узорами украсила, что женщина была поражена. По ее просьбе кузнец позолотил веретено Дуни, как когда-то и гвоздь Тихона. Золотым гвоздем и золотым веретеном обручили вдова и кузнец своих детей.

Каждый человек может стать кузнецом собственного счастья.

"Мама и мы", Пермяк, краткое содержание для читательского дневника:

Дети задержались до допоздна в школе и отправились домой в сильный снег. Но постепенно снег превратился в метель и тогда старший мальчик Коля принял решение закопаться в снег. Они вырыли колодец, залезли все туда и до утра рассказывали сказки. Утром, когда они выбрались из снежного плена Коля прибежал домой вперед своего младшего брата Феди. Мама вела себя как обычно. Тогда мальчик подумал, что она их не любит. Но позже бабушка рассказала Коле, что всю ночь мама икала детей с собаками, ревела "белугой" и даже обморозила колени. Тогда парень понял, что мама их очень любит, просто не хочет, чтобы они выросли и зазнавались. Мама учила ребят как можно меньше рассказывать о себе.

Краткий пересказ этого произведения Юрия Карловича Олеши, может быть представлен в следующем виде.

Абсолютно здоровый и счастливый человек Бабичев, подбирает пьяного человека, которого выгнали на улицу за грубые высказывания. Он, на время, пока не вернётся его приёмный сын Володя Макаров, предоставляет Кавалерову кров, пищу и работу.

Но неблагодарный спасённый Кавалеров, страшно завидует своему спасителю, считая что тот этого не заслуживает.

Кавалеров решает уйти с квартиры и пишет обидное письмо Бабичеву. Когда Кавалеров собирает свои вещи, возвращается приёмный сын Володя.

Кавалеров решает не оставлять письмо, но обнаруживает, что взял чужое письмо. Тогда он возвращается, чтобы попросить прощения, но опять начинает клеветать и Бабичев выгоняет его.

Кавалеров связывается с Иваном Бабичевым и, при общении с ним узнаёт, жизнь у того сложилась неудачно. При этом, Иван рассказывает о созданной им машине.

Когда Кавалеров приходит к Анечке Прокопович, та приводит его в бешенство, сравнивая со своим покойным мужем и Кавалеров ударяет её и убегает.

Кавалеров думает, что может начать жизнь заново, но возвратившись к вдове, встречает там Ивана, который предлагает ему выпить за равнодушие.

По сути, это роман о неудачнике, озлобившемся человеке, не нашедшего своего места в новом мире.


Сказка про водяных Карела Чапека немного необычная. Это разговоры и воспоминания водяных о том, какая прежде была жизнь. Вот ее краткое содержание:

Водяные обитают повсюду, они настоящие. Один даже зуб приходил вырывать, расплатился за услугу форелью. Многие из водяных живут под мельницей, имеют коней: кто больше, кто меньше. Оттого мельница и работает.

Когда бывает паводок, 1-2 раза за год водяные собираются на конференцию - поговорить. На этот раз они обсуждали, что многие водяные сменили профессию. Их работа обязательно должна быть как-то связана с водой, поэтому они то водопроводы чинят, то минеральную воду продают. Подойдет им работа проводника или на заводе - тут тоже "вод" есть.

Вспоминали водяные, как вода была немая. Говорить ее (журчать, реветь, бурлить) научил Арин - его песня проходила сквозь воду и та научилась говорить.

Еще вспоминали про любовь Кваквакоакса к красавице Куакуакунке. На пожелала, чтоб тот подарил ей небо - синеву. Тот посадил ее на спину и подпрыгнул высоко-высоко. Та увидела, что вводе отражается небо и решила, что возлюбленный ей таким образом подарил небо. С тех пор у них много лягушат народилось. Вот такие разговоры ведут водяные, пока проходящий мимо человек не решит, что это лягушки квакают и не вспугнет их.

oDIGVnvm5Qo1lyxStvWnxz5hmbeTvi.jpg

Чапек Сказка про водяных, краткое содержание

С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.



Очень милый рассказ Геннадия Снегирева "Верблюжья варежка" повествует о мальчике, которого не пускали гулять без варежек. Мальчик оказался находчивым. Краткое содержание рассказа:

Стоит зима, мороз лютует, мальчика не пускают на улицу без варежек. Мама связала уже 1,5 варежки, на этом нитки закончились.

Тут к маме пришел дворник дядя Федя и рассказал про дрова, что привезли на верблюдах. Пока мама смотрела и выбирала дрова, мальчик решил настричь шерсти с верблюда себе на варежку.

Он залез на верблюда, настриг полный карман шерсти. В знак благодарности мальчик принес животному кусочек посоленного хлеба. Мама сначала отругала мальчика за то, что тот вышел на улицу без шапки. А потом села прясть нитки из верблюжьей шерсти и довязывать варежку.

Если совсем кратко для читательского дневника:

  1. Мальчика не пускают на улицу без варежек.
  2. У мамы закончились нитки.
  3. Привезли дрова на верблюдах.
  4. Мальчик стрижет верблюда.
  5. Он угощает животное хлебом.
  6. Мама довязывает овечьи варежки верблюжьей шерстью.
  7. Мальчик смотрит на свою верблюжью варежку и вспоминает этот случай.

Вот как заканчивается рассказ:

2bVBzgteKg7Fj4Bqhk3uITY6xIB82kn.jpg

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть находчивым и благодарным. Мальчик не стал ждать, пока мама раздобудет у тети Даши ниток, а постриг немного шерсти с верблюда. Мальчик не забыл поблагодарить животное за такой "подарок" и угостил его хлебом.

1. Тиша и его мать живут на заброшенной земле его отца.

2. Тиша отправился к кузнецу за помощью.

3. Кузнец дал ему гвоздь, который должен позолотеть.

4. Чтобы это произошло Тиша освоил много ремесел и стал богатеть.

5. Освоил Тиша землю отцовскую и построил на ней дом.

6. Так благодаря стараниям молодого человека гвоздь позолотел.

Читайте по теме:

Главные герои

1. Тиша. Молодой человек, который собственным трудом и упорством смог добиться почета и уважения.

2. Кузнец. Мастер на все руки. Наставил главного героя на путь истинный.

Главная мысль

Человек сам кузнец своего счастья. Поэтому нельзя сидеть на месте и ждать когда все случиться само собой, нужно самостоятельно реализовывать свои мечты.

Чему учит

Человек, который имеет возможности очень часто не замечает их. Надо уметь правильно использовать то, что подарила судьба. Также нужно стараться, не стоять на месте и обучаться новому. Тогда появится больше возможностей и все задуманное обязательно сбудется.

Отзыв

Мне понравилось произведение Пермяка, в нем автор раскрывает очень правильные идеи. Герои развиваются, взрослеют и получают новый опыт, а вместе с ними это делает и читатель. Рассказ неплохо мотивирует, помогает воспрять духом и взяться за дело.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Geakam

Парень Тиша рос без отца. Вместе с матерью прозябал в нищете. Все их имущество - заброшенный клин земли, от отца оставшийся.

Одна старушка посоветовала им к кузнецу пойти - он, мол, счастье ковать умеет.

Кузнец сказал Тише, что счастье ему принесет золотой гвоздь, который он сам должен выковать. Обучил он парня кузнечному делу, сковал Тиша гвоздь. Вот только золотеть гвоздь не желал. Кузнец сказал, что гвоздь не должен быть без дела, надо его вбить куда-нибудь. Парень в лесу стал рубить дерево на столб для гвоздя, его поймал лесник. Предложил Тише столб, если он вырубит делянку. Так парень освоил ремесло лесоруба. Ну а дальше пошло-поехало. Чтобы гвоздь не пустовал на столбе, Тиша повесил на него хомут, который заработал у шорника. К хомуту понадобился конь, на которого тоже пришлось зарабатывать. Купив коня, Тиша стал пахать отцовскую землю, построил дом.

Стал парень завидным женихом. Выбравшись из нищеты, Тиша стал помогать и другим людям. Тут и начал понемногу золотеть гвоздь.

Дуня, дочь кузнеца, выросла без матери неряхой и неумехой. Мать Тиши взялась всему ее обучить. Научила девушку прясть, ткать, шить. К чистоте приучила. А сшитую рубаху Дуня так красиво узорами украсила, что женщина была поражена. По ее просьбе кузнец позолотил веретено Дуни, как когда-то и гвоздь Тихона. Золотым гвоздем и золотым веретеном обручили вдова и кузнец своих детей.

Евгений Пермяк - Золотой гвоздь

Евгений Пермяк - Золотой гвоздь краткое содержание

Золотой гвоздь - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Без отца Тиша рос, в бедности. Ни кола, ни двора, ни курицы. Только клин отцовской земли остался. По людям Тиша с матерью ходили. Маялись. И ниоткуда ни на какое счастье надёжи у них не было. Совсем мать с сыном руки опустили:

— Что делать? Как быть? Куда голову приклонить? В четыре ручья слезы текут, в два голоса голосят. И, есть от чего. Только вытьё и нытьё никогда делу не помогали. Так им и сказала одна старушоночка и присоветовала к кузнецу Захару сходить.

— Он, — говорит, — всё может. Даже счастье куёт. Как услыхала мать, к кузнецу кинулась:

— Захар, ты, сказывают, можешь моему злосчастному сыну счастье выковать! А кузнец ей:

— Что ты, вдова! Человек сам своему счастью кузнец. Посылай сына в кузницу. Может быть, и скуёт. Пришёл Тиша в кузницу. Потолковал с ним кузнец и говорит:

— Твоё счастье, парень, в золотом гвозде. Золотой гвоздь скуёшь, и он сам тебе счастье принесёт. Ты только пособляй ему.

— Дяденька, да я же отродясь не ковывал!

— И я, — говорит кузнец, — не кузнецом родился! Раздувай горн. Стал кузнец показывать, как мехами горн раздувать, как уголья подсыпать, как железо огнём мягчить, как клещами подковку брать. Не сразу у Тихона дело пошло. И руки ломит, и ноги болят. Спина вечером не разгибается. А кузнец за отца ему полюбился. Да и Тиша кузнецу по руке пришёлся. Не было у кузнеца сына, только дочь. Да и та такая бездельница — лучше не вспоминать. Откуда ей без матери рукодельницей быть? Ну, да не о ней пока речь. Пришло время — Тиша за молотобойца стал. Взял как-то кузнец старый шкворень и говорит:

— Теперь давай из него золотой счастливый гвоздь ковать. Ковал Тиша этот гвоздь неделю, другую, и с каждым днём гвоздь краше становился. На третью неделю кузнец говорит:

— Не перековать бы, Тихон! Счастье меру любит. Не понял Тиша, к чему такие слова кузнец говорит. Не до них ему было. Очень ему гвоздь полюбился. Глаз с него не сводит. Одно горько — угас золотой гвоздь. Остыл. Потемнел.

— Не горюй, Тиша, позолотеет! — говорит кузнец.

— А когда он позолотеет, дяденька Захар?

— Тогда позолотеет, когда ты дашь ему всё, что он просит.

— Ничего он, дяденька кузнец, не просит.

— А ты, Тиша, подумай. Неужели гвоздь для того выкован, чтобы без дела валяться?

— Это да, дяденька Захар. Гвоздь куда-нибудь вбить надо. Только во что, дяденька Захар, его вбить? У нас ни кола, ни двора, ни ворот, ни тына. Кузнец думал-думал, тёр-тёр лоб да и сказал:

— А ты вбей его в столб.

— А столб где взять?

— В лесу выруби да в землю вкопай.

— А я ведь сроду не рубливал, и топора у меня нет,

— Так ведь ты и не ковывал сроду, а вон какой гвоздь сковал. И топор скуёшь. И дерево им вырубишь. Опять засопел-задышал кузнечный мех, искры полетели. Не сразу, не с маху, а через три дня выковал себе парень топор, сам на топорище насадил и отправился в лес. Облюбовал Тиша сосенку и ну рубить! Не успел бедняга и кору пересечь, как схватил его лесник:

— Ты зачем, вор-разбойник, лес рубишь? Тиша на это по-хорошему ответил, кто он, и откуда, и для чего ему нужен сосновый столб. Лесник видит, что перед ним не вор, не разбойник, а вдовий сын, кузнеца Захара выученик.

— Вот что, — говорит, — коли тебя кузнец научил, как золотой гвоздь сковать, и я тебе помогу. Иди в лес, делянку выруби — за работу столб получишь. Делать нечего, пошёл Тиша в лес. День рубил, два рубил, на третий день делянку вырубил. Столб получил, на отцовскую землю его отнёс. А земля бурьяном-репейником заросла. Некому работать на ней было. Притащил Тиша столб, а вкопать его нечем.

— Да зачем тебе о лопате горевать! — говорит ему мать. — Гвоздь сковал, топор сковал — неужели лопатку не загнёшь? Дня не прошло, смастерил Тиша лопату. Глубоко вкопал столб, счастливый гвоздь вбивать стал. Невелик труд — гвоздь вбить, когда свой топор, а у топора такой обух, что плясать на нём можно. Вбил Тиша гвоздь и ждёт, когда он золотеть начнёт. День ждёт, два ждёт, а гвоздь не только не золотеет, а буреть начинает.

— Мамонька, глянь-ка, его ржа ест. Видно, он чего-то ещё просит. Надо к кузнецу сбегать. Прибежал к кузнецу, всё как есть рассказал, а тот на это и говорит:

— Не может быть гвоздь без дела вбит. Всякий гвоздь свою службу нести должен.

— А какую, дяденька Захар?

— Сходи к людям и погляди, как им гвозди служат. Пошёл Тиша по селу. Видит: одними гвоздями тёс пришивают, другими, самыми тоненькими, дрань на крышах прихватывают, на третьи, на самые большие, сбрую, хомуты вешают.

— Не иначе, мамонька, на наш гвоздь хомут повесить надо. Не то ржа всё моё счастье съест. Сказал так Тиша и отправился к шорнику.

— Шорник, как хомут заработать?

— Это плёвое дело. Поработай у меня до сенокоса, а от сенокоса— до снега. Вот тебе хомут и сбруя будут!

— Ладно, — говорит Тихон и остался у шорника. А шорник тоже из кузнецовой поры был. Утруждать Тишу не утруждал, но и без дела сидеть не давал. То колодки для хомутов велит пристрогать, то дровец наколоть, то десятину пропахать. Не всё сразу получалось. Трудновато бывало, а от хомута отступиться боязно. Не может быть гвоздь без дела вбит. Пришло время, пришёл расчёт. Получил Тихон самый лучший хомут и полную сбрую. Принёс это всё и повесил на гвоздь:

— Золотей, мой гвоздь! Всё для тебя сделал. А гвоздь, как живой, нахмурился из-под шляпки, молчит и не золотеет. Тиша опять к кузнецу, а кузнец опять своё:

— Не может хороший хомут со сбруей на гвозде висеть. Для чего-то висит хомут…

— Откуда ему такое счастье? А Тиша мало на кого глядит, к столбу подворачивает:

— Ну, гвоздь, теперь у тебя хомут, у хомута конь. Золотей! А гвоздь как был, так и есть. Тут Тихон, хоть и тихим был, а накинулся на гвоздь:

— Ты что, ржавая шляпка, надо мной измываешься? А на ту пору у столба кузнец случился:

— Ну что тебе бессловесный гвоздь сказать может? Не золотеет — значит, еще чего-то просит.

— Мыслимое ли дело, чтобы столб, гвоздь, хомут да конь под дождём мокли!


Так они и мыкались, пока одна женщина не посоветовала к кузнецу обратиться. Она сказала, что кузнец счастье кует. Привела мать Тишу к кузнецу, а тот сказал, что счастье парня в золотом гвозде, который самому надо выковать.

Стал Тихон учиться кузнечному делу и выковал гвоздь. Только гвоздь золотым не становился. Тогда кузнец подсказал, что гвоздю дело нужно, его куда-то вбить надо. Тихон пошел в лес, срубил столб и вбил в него гвоздь. Так постепенно осваивал парень новые умения и ремесла, обзаводился имуществом.

На гвозде у него появился хомут, потом Тихон на коня заработал, начал отцовскую землю пахать, дом построил. И лишь когда Тиша стал друзьям и соседям помогать, гвоздь золотеть начал. Но до самого конца золотеть не стал, ждал, когда Тихон семью заводить надумает.

Многие девушки на Тишу засматривались, но сильнее всех его женой хотела стать дочь кузнеца, Дуня. Но она росла без матери, была грязнулей и неумехой. Мать Тиши, дождавшись, когда сын на заработки уедет, взяла девушку в обучение. Она приучила ее к чистоте, дала ей веретено и велела прясть нить. Когда веретено позолотеет, тогда и мечта девушки сбудется.

Дуня с радостью стала учиться. Сначала она спряла нить, потом мать Тиши научила ее ткать, а там и рубаху из ткани сшить получилось. Дочь кузнеца так сумела украсить рубашку цветными узорами, что мать Тихона только удивилась.

Пошла она к кузнецу и потребовала у него ту краску, которой он гвоздь Тише золотил. Разгадала мать Тиши волшебный секрет кузнеца. Не сам гвоздь золотел, а кузнец ему помогал. Позолотил кузнец веретено, и понесли они его в Тишин дом. А там уже Тихон в новой рубахе стоит и на Дуню любуется.

Тихона и Дуню родители обручили, и окрестный народ радовался их счастью.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки заключается в том, что каждый человек сам является кузнецом своего счастья. Главное, чтобы у человека было желание учиться и развиваться.

Сказка учит правильно подбирать стимулы для человека, который стремится стать лучше. Кузнец придумал для Тиши золотой гвоздь, а мать Тихона приучила Дуню к труду с помощью волшебного золотого веретена. Но гвоздь и веретено были лишь стимулами к действию, а успех и счастье принесли Тихону и Дуне упорство и желание добиться результата.

В сказке мне понравился кузнец, который оказался мудрым человеком и прекрасным воспитателем.

Всяк человек своего счастья кузнец.
Было бы желание, а способ найдется.
Человек в труде раскрывается.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: