Краткое содержание земное и небесное

Обновлено: 02.07.2024

Солнечный лучик 23:32 30.04.2013 Фотографий: 17 ОТМА 23:15 28.04.2013 Фотографий: 33

-Музыка

-Интересы

-Друзья

Фильм о тысячелетней истории православия в России.

1-я серия. "Крещение".
Режиссеры Андрей Железняков, Игорь Твердохлебов.
Святой апостол Андрей, первым последовавший за Христом, навечно остался в истории Первозванным. Но от первой проповеди святого Андрея на славянских землях до крещения Руси прошло девять столетий - долгий путь приобретений и потерь.
Ведущий Алексей Петренко.

2-я серия. "Благоверный князь".
Режиссеры Андрей Железняков, Светлана Музыченко.
О русских князьях - воинах, полководцах, властителях - святом Андрее Боголюбском, святом Александре Невском, святом Данииле Московском. В смутное время бесконечных междуусобиц через них, защитников Руси и православной веры, проходило просвещение и объединение Руси.
Ведущий Станислав Любшин.

3-я серия. "Монашество".
Режиссеры Андрей Железняков, Роман Казанцев.
Чем глубже православие проникало в быт Руси, тем сильнее в русской церкви возрастало значение монашества. В чем смысл жизни монаха? Почему эти люди отказываются от житейских радостей, обрекают себя на лишения? О великом подвижнике иночества Преподобном Сергии Радонежском.
Ведущий Владимир Заманский.

4-я серия. "Братство".
Режиссеры Андрей Железняков, Игорь Твердохлебов.
Фильм о тяжелых для православия годах, когда на Западной Украине во время введения унии началось жесточайшее разорение православной церкви. Оплотом православия на этих землях стали православные братства.
Ведущий Алексей Петренко.

5-я серия. "Третий Рим".
Режиссеры Алексей Песков, Светлана Музыченко.
После падения в 1453 г. Второго Рима, Константинополя, Русь через междуусобицы и вражду, муки и кровь обретает новое служение - быть центром православия на Земле, а центр Святой Руси, Москва, становится Третьим Римом.
Ведущий Федор Бондарчук.

6-я серия. "Раскол".
Режиссеры Алексей Песков, А. Зайцев.
Смутный XVII век. Тяжелое для Руси время: войны, разорения, голод. И в церкви - разобщение, раскол.
Ведущий Владимир Ильин.

7-я серия. "Без патриарха".
Режиссеры Алексей Песков, Жанна Соколова.
О неоднозначном и драматическом синодальном периоде в истории русского православия, начавшегося с правления Петра I и длившегося вплоть до событий 1917 года. О двух веках без патриарха.
Ведущий Юрий Шевчук.

9-я серия. "Спаси и сохрани".
Режиссеры Алексей Песков, Светлана Музыченко.
Православная Церковь в советские времена. В годы войны благословляет всех православных на защиту Родины, молится за победу и борется с врагом, вместе с народом испытывает все тяготы войны. А потом - новые гонения, запреты, аресты.
Ведущая Ирина Купченко.

10-я серия. "Лето Господне".
Режиссеры Игорь Твердохлебов, Владимир Федоров.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II о значении церкви в современной России. О том, как возрождается православная Церковь, как она живет в новые времена, о целях и проблемах православия в России и мире.

Режиссеры: Сергей Мирошниченко, Андрей Железняков

Сценаристы: Олег Кавун, Петр Солдатенков, Вера Свешникова

Операторы: Юрий Ермолин, Вячеслав Сачков

Композитор: Сергей Жуков

Продюсер: Сергей Мирошниченко

Актеры: Алексей Петренко, Фёдор Бондарчук, Владимир Ильин, Станислав Любшин, Владимир Заманский, Юрий Шевчук, Валерий Золотухин, Ирина Купченко, Алексий II


Святой апостол Андрей, первым последовавший за Христом, навечно остался в истории Первозванным. Но от первой проповеди святого Андрея на славянских землях до крещения Руси прошло девять столетий — долгий путь приобретений и потерь.
Ведущий Алексей Петренко.

О русских князьях — воинах, полководцах, властителях — святом Андрее Боголюбском, святом Александре Невском, святом Данииле Московском. В смутное время бесконечных междуусобиц через них, защитников Руси и православной веры, проходило просвещение и объединение Руси.
Ведущий Станислав Любшин.

Чем глубже православие проникало в быт Руси, тем сильнее в русской церкви возрастало значение монашества. В чем смысл жизни монаха? Почему эти люди отказываются от житейских радостей, обрекают себя на лишения? О великом подвижнике иночества Преподобном Сергии Радонежском.
Ведущий Владимир Заманский.

Фильм о тяжелых для православия годах, когда на Западной Украине во время введения унии началось жесточайшее разорение православной церкви. Оплотом православия на этих землях стали православные братства.
Ведущий Алексей Петренко.

После падения в 1453 г. Второго Рима, Константинополя, Русь через междуусобицы и вражду, муки и кровь обретает новое служение — быть центром православия на Земле, а центр Святой Руси, Москва, становится Третьим Римом.
Ведущий Федор Бондарчук.

Смутный XVII век. Тяжелое для Руси время: войны, разорения, голод. И в церкви — разобщение, раскол.
Ведущий Владимир Ильин.

О неоднозначном и драматическом синодальном периоде в истории русского православия, начавшемся с правления Петра I и длившемся вплоть до событий 1917 года. О двух веках без патриарха.
Ведущий Юрий Шевчук.

Об испытании, которому подверглась православная вера в России после 1917 года, о праведном пути священнослужителей — подвиге мужества, чести, веры.
Ведущий Валерий Золотухин.

Православная Церковь в советские времена. В годы войны благословляет всех православных на защиту Родины, молится за победу и борется с врагом, вместе с народом испытывает все тяготы войны. А потом — новые гонения, запреты, аресты.
Ведущая Ирина Купченко.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II о значении церкви в современной России. О том, как возрождается православная Церковь, как она живет в новые времена, о целях и проблемах православия в России и мире.

Языческая античная культура стала плодородной почвой для святоотеческой мысли и сегодня, когда нас окружает нецерковный культурный контекст, важно помнить, как поступали в подобных ситуациях святые отцы. Православная вера должна делать человека богаче, помогать нам свободно и дерзновенно вглядываться в окружающую действительность. Православному христианину дорого все, что заставляет нас проснуться от мертвенной спячки и всмотреться вглубь самих себя.

В нашем жестоком мире легко остаться одному, легко отгородиться от внешнего мира и не замечать происходящего. Но Православие – это всегда постижение сложности, которое невозможно без узнавания образа Божиего в окружающих нас людях.

Если мы хотим смотреть на этот мир глазами святых отцов, нужно учиться обращать ко благу окружающую нас действительность. Отцы смогли языческую культуру включить в христианский контекст, сможем ли мы сегодня стать продолжателями их дела? Современная литература, философия, музыка, кино могут стать основой для нового православного синтеза, наполняющего нашу жизнь Смыслом. Культура для Церкви, а не Церковь для культуры – вот принцип христианского позиционирования в окружающем нас мире. Не будем бояться Пелевина, Летова, Тарантино. Будем думать и работать над тем, как нам разрушить матрицу века сего в самих себе прежде всего.

Земное и Небесное. Раскол

Ни раньше ни позже (при коммунистических гонениях) Церковь не получала такие раны, как получила от внутреннего раскола, внутренних разногласий, которые произошли на фоне войны, разорения и голода…

Ведущий Владимир Ильин.

Тяжелое, страшное время. Война, разорение, голод. И в Церкви разобщение, раскол. Смута. Смутный XVII век.

Вступление Лжедмитрия в Москву было торжественным. Мать царевича Димитрия Мария Нагая признала в самозванце собственного сына. Потом она отречется от него. Потом от него все отрекутся. Но тогда вот с этого места Шуйский объявил народу о новом царе. Поспешно возведенный на патриаршество Рязанский архиепископ Игнатий венчал на царство Лжедмитрия. Он же обвенчал его с Мариной Мнишек, совместив сразу три обряда: обращение Марины Мнишек в православие, бракосочетание и коронование.

И хотя Лжедмитрий освободил заточенных Годуновым Романовых, в их числе митрополита Ростовского Филарета, перестроил Думу и отдал в ней первые места архиереям, хоть и жертвовал на церкви, век самозванца был коротким. Уже в мае следующего года самозванца убили. Шуйский приказал вынести труп из Кремля и положить на лобное место. Мария Нагая призналась, что это не ее сын.

Собор епископов расценил действия Игнатия, как преступные, Игнатия сместили с патриаршего престола и отправили в Чудов монастырь. На царство был избран Василий Шуйский. Поставленный на патриаршество Филарет, сразу же отправил в Углич за останками царевича Димитрия, чтобы прекратить всякие слухи о якобы спасшемся царевиче. Тело было перезахоронено здесь, в Архангельском соборе Кремля, и царевич был канонизирован.

Но и это не помогло. Разлад между Филаретом и Шуйским, смещение Патриарха и постановление на патриарший престол Казанского митрополита Гермогена, создало в Русской Церкви необычную ситуацию – в стране оказалось сразу четыре патриарха: отправленный на покой Иов, нареченный Филарет, ссыльный Игнатий и правящий Гермоген.

Еще недавно сильное государство стало легкой добычей мошенников. Во второй раз объявился якобы спасенный царевич, Лжедмитрий II. Этот и вовсе темного происхождения авантюрист, снова шел с польскими войсками, но на сей раз Москву взять не смог. Он разбил лагерь здесь, в Тушино, за что и был прозван Тушинским вором. Его отряды составляли наемники разных национальностей: поляки, литовцы, казаки, русские изменники. Шайки бродили вокруг Москвы, приводя к присяге царю Лжедмитрию соседние города. И грабили, и жгли, и убивали.

На Русь уже двинулись польские войска. Они окружили Смоленск. Тушинский вор бежал, а Филарет по благословению Патриарха Гермогена отправился с посольством к полякам, чтобы заключить мир. Поляки требовали, чтобы смоляне сдались. Даже когда Филарету показали боярскую грамоту, где приказывалось сдать Смоленск, присягать польскому королю он отказался. Слуг, послов перебили, а самих под стражей отправили в Польшу. Тем временем бояре, захватившие власть, впустили поляков в Москву.

В это страшное время, когда Русь вообще могла перестать существовать, как независимое государство, когда ее правители предали народ, здесь, в Троице-Сергиевом монастыре, врагу дали отпор. Героическая защита крепости продолжалась полтора года. Полтора года в голоде, в холоде, больные и израненные, отстаивали защитники святую обитель. Возглавлял оборону настоятель монастыря архимандрит Иоасаф.

Монастырь находился под постоянным обстрелом польских орудий. Поляков было до 30 тысяч, защитников крепости в 10 раз меньше – 500 стрельцов и тех, кто мог держать оружие всего 3000.

Обстрел монастыря ни к чему не привел. Господь хранил обитель и нигде ничего не загорелось. Но однажды во время вечерней службы вражеское ядро попало в большой колокол Духовской церкви. Оно отлетело в алтарь Троицкого собора и пробило икону Архангела Михаила. Над его головой как раз можно видеть следы пробоины. Второе ядро пробило железные двери и попало в икону святителя Николая, которая находилась в то время на месте иконы Тихвинской Божией Матери. Теперь она висит вот здесь, и вот эта пробоина. А вот эта дверь.

Отец Симеон, расскажите, пожалуйста, про подкоп, который вели поляки под стены монастыря.

Иеромонах Свято-Троицкой Сергиевой лавры Симеон. Этот подкоп велся непосредственно под Пятницкой башней. Это был главный подкоп. И об этом месте уже было узнано позже, когда в плен попал казак, и под пытками он раскрыл непосредственное место этого подкопа. И двое крестьян, Никон Шилов и Петр Слота, они проявили мужество, непосредственно подошли к подкопу, залили его горящей смолой, но там же и подорвались. Тем самым, пожертвовав собой, они разрушили все планы поляков и литовцев.

Читайте также: