Краткое содержание учимся читать выразительно

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выразительное чтение как высший тип чтения – это умений использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

К основным средствам выразительности относятся: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания — смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма. Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей. Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок — пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут. При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нерационально.

Голос. Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия. На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Интонация. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.

Логическое и фразовое ударение. Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

Логическая и психологическая пауза. Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения. Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними, слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья.

При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он. Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением. Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками.

Мимика — это выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Для чтеца и рассказчика мимика является одним из дополнительных средств воздействия на аудиторию. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятельствам. Мимика тесно связана с мыслями, действиями и чувствами говорящего, со всей его внутренней жизнью. Это дает основание, наблюдая действительность и изучая проявления внутренних переживаний, использовать мимику в процессе выразительной устной речи, т. е. сделать мимические движения произвольными.

Таким образом, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.

1.3 Методические условия формирования выразительного чтения при работе с художественным текстом

Для того, что бы научиться выразительно читать, необходимо овладеть определенными навыками и умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности. Основным умением является умение определять основную задачу. Это умение также включает в себя ряд частных умений, вычленение которых позволяет определить логическую последовательность их формирования. К ним относятся:

- умение понимать мысли героев, сопереживать им, определять свое отношение к событиям;

- умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение;

- умение правильно управлять дыханием;

- умение правильно использовать свойства голоса;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение правильно устанавливать логическое и фразовое ударение;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;

- умение подбирать нужный темп и ритм чтения;

- умение использовать мимику и жесты;

Учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать у учащихся начальной школы [14; 58]:

- умение управлять дыханием;

- умение правильно проанализировать текст;

- умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;

- умение правильно ставить фразовое и логическое ударение;

Итак, формировать умения, связанные с выразительным чтением необходимо еще в начальной школе, но не все умения целесообразно развивать в этом возрасте, а лишь некоторые.

1.3.1 Анализ текста

Разбор самого произведения можно вести в разной последовательности: путем дедукции (от общего к частному) или путем индукции (от частного к общему). Первый путь, когда идут от определения темы, идеи и композиции к системе образов, напоминает путь автора. Индуктивный же путь соответствует последовательности, в которой читатель знакомится с произведением. Он вначале прослеживает развитие сюжета и композиции и одновременно знакомится с образами и лишь в конце решает вопрос о теме и идее произведения.

Разбор произведения обычно начинают с определения жанра. Жанр нередко обозначен в подзаголовке произведения. Некоторые такие обозначения сразу указывают на особенности произведения и соответствующее их исполнение. Во всех случаях чтец не должен проходить мимо вопроса о жанре, так как жанр во многом определяет манеру исполнения.

Следующий вопрос, который встает перед разбирающим произведение - вопрос о теме произведения, о том, какое явление жизни заставило автора взяться за перо. Есть немало произведений, в которых тему определить просто. Определяя тему, нельзя забывать, что литература - человековедение. Поэтому тема всегда лежит в сфере человеческих отношений.

Определить идею художественного произведения обычно труднее, чем тему. Есть произведения, в которых автор облегчил читателю понимание идеи, сформулировав ее (большинство басен, ряд лирических стихотворений). Но в большинстве произведений идея автором не формулируется. Она вытекает из всего содержания произведения. При определении идеи произведения нужно избегать упрощенных формулировок, а с другой стороны, необходимо среди многих идей найти главную.

Чтецу, в том числе и учителю, редко приходится читать большие эпические произведения полностью, чаще читают отрывки из них. При определении темы и идеи отрывка необходимо учитывать тему и идейную направленность всего произведения. Иначе может произойти грубое нарушение авторского замысла.

1.3.2 Воссоздание образов, переданных автором.

В ином смысле важен язык образов-персонажей. Он наряду с поступками, отношениями с другими людьми, авторской характеристикой и портретом дает нам возможность уяснить образ героя произведения. Образы же эти чрезвычайно важны и для понимания идеи произведения, и для яркости восприятия. Избегать схематизма, перечисления черт характера без учета того неповторимого своеобразия, которое присуще, как людям в жизни, так и героям художественного произведения. Ведь образы не являются только иллюстрацией идей. Чтец должен всесторонне представлять себе героя, чтобы персонаж был для него так же конкретен, как хороший знакомый. Так же представляет себе героя и автор, у которого как бы бесстрастно оп ни повествовал, можно увидеть определенное отношение к изображаемым им лицам. Это отношение автора, должно быть, воспринять чтецом-исполнителем и передано слушателям. В сущности, передать такие отношения к героям, заставить слушателей не только интересоваться судьбой персонажей, но и полюбить их или возненавидеть, посмеяться над ними — и есть основная задача исполнителя. Если слушатель, почувствовал глубокую симпатию к героям или антипатию к ним, чтец может считать свою задачу выполненной. Помимо авторской характеристики, окрашенной определенным отношением к персонажу, очень важно сделать характерной самую речь изображаемого лица. Что говорит герои, дано автором, а как он говорит, должен показать исполнитель. Для этого нужно помнить о действенности речи, где каждый пункт — словесный поступок, имеющий определенную цель.

1.3.3 Управление дыханием

Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста-преподавателя. При известном самоконтроле можно работать над своим дыханием и самому.

1. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота. другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать движение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой вдох, под счет 1 – 5. Контролируйте одновременное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было переполнения легких. Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1 – 3, не расслабляя мышц. Затем выдыхайте плавно, без толчков, на счет 1- 5. Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

1.3.4 Выбор нужной интонации

1.3.5 Логические и психологические паузы

1.3.6 Фразовое и логическое ударение

Формирование интонационных умений в начальной школе в соответствии с возрастом детей достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры на какие-либо теоретические знания. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).

Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве. Для того, чтобы у детей формировать навык выразительного чтения художественных произведений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. Но анализ учебников показал, что на современном этапе авторы-составители учебников очень мало внимания уделяют выразительному чтению художественных произведений. Этот вывод сделан на основе отсутствия заданий и вопросов после художественных текстов, которые бы помогали учителю формировать навык выразительного чтения произведений учащимися.

Глава II. Анализ исследовательской работы по развитию выразительного чтения в процессе анализа художественного произведения в школе

2. 1 Констатирующий эксперимент

Иван Сергеевич Шмелев.

«…Улица была залита розоватым светом встававшего за домами солнца, поблескивали верхние окошки. Вот, отворились дикие ворота пастухова двора, и старый, седой пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и в высокой шляпе, похожей на цилиндр, что надевают щеголи-шафера на свадьбах, вышел на середину еще пустынной улицы, поставил у ног на камушки свою шляпу, покрестился на небо за нашим домом, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щеки, - я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это было только сначала так. А потом заиграл тоньше, разливался и замирал. Потом стал забирать все выше, жальчей, жальчей… - и вдруг заиграл веселое… и мне стало раздольно-весело, даже и холодка не слышал. Замычали вдали коровы, стали подбираться помаленьку. А пастух все стоял – играл. Он играл в небо за нашим домом, словно забыв про все, что было вокруг него. Когда обрывалась песня, и пастух переводил дыханье, слышались голоса на улице:

- Вот это ма-стер. вот доказал-то себя Пахомыч. мастер… И откуда в нем духу столько.

Порядок проведения экспериментальной работы.

Каждый из учащихся выразительно читает отрывок. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующим критериям:

- правильное словесное ударение;

- изменение силы голоса;

- правильная постановка фразового и логического ударения;

- правильная расстановка пауз;

- оптимальный темп чтения.

Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице.

Красиво читать вслух — это мечта родителей, педагогов и самих школьников, даже если они еще не до конца ее осознают. Возможность заявить о себе ярко и громко, побеждать на конкурсах чтецов, читать детям любимые произведения как настоящий диктор аудиокниги, а, главное, понимать задумку автора — чувствовать его ритм — желанный и актуальный навык. Как его развить и как подойти к Маяковскому и Пастернаку, Пушкину и Лермонтову, пространным описаниям Толстого?

Мероприятие прошло в очном и дистанционном форматах, что позволило зрителям попрактиковаться в чтении стихов и прозы при наставнической поддержке эксперта.
Мастер-класс доступен в записи по ссылке, а в этом материале мы собрали основные упражнения и практические советы спикера, с помощью которых вы сможете изменить свою речь и сделать ее выразительной и понятной слушателям.

Скорость мыслей и скорость речи

Речь — это, прежде всего, практика. Можно прослушать сотни лекций о том, как кататься на велосипеде, но это не позволит вам сесть и поехать.

Наши мысли работают на огромной скорости, и когда мы читаем про себя, то делаем это очень быстро. Порой пропускаем огромные абзацы, а не просто предложения, описания природы, рассуждения автора и лирические отступления.

Но изложение мыслей вслух требует определенного навыка, потому что вслух мы говорим и читаем для кого-то. Этот кто-то — взрослый или ребенок — должен четко понимать, какую мысль вы хотите донести.

128.jpg

Тело и наша речь

Наша речь неразрывно связана с нашим телом: как ведет себя наше тело, так мы и говорим.

  • Поднимите руку вверх
  • Вслух произносите числа и загибайте пальцы
  • Досчитайте до пяти громко и выразительно

Возможно, вы не обратили внимание, но каждый палец сгибался в тот момент, когда было озвучено число. Вы говорили энергично, и пальцы загибались энергично.

Теперь посчитайте громко и медленно, также медленно загибая пальцы.

Третья часть эксперимента: произносите слова громко и быстро, но пальцы загибайте медленно.

Как итог: ничего не получается! Причина в том, что наша речь синхронизирована с телом, и когда мы выводим систему из равновесия, то чувствуем дискомфорт, нам неудобно или говорить, или загибать пальцы.

Что происходит, когда мы читаем стихотворение? Мысли, прекрасные и яркие, с одной стороны торопят нас вперед, а зажатое тело со скрещенными позади руками — тянет назад. В этот момент речь может оказаться неинтересной. Стоите вы или сидите, старайтесь держать руки на весу, пусть они вам помогают.

В чем польза чтения вслух?

  • Увеличивает словарный запас
  • Улучшает речь
  • Добавляет уверенности в себе
  • Помогает в общении с людьми
  • Снижает стресс
  • Развивает память и мышление
  • Делает человека более творческим
  • Улучшает концентрацию
  • Тренирует дыхание

Логичность речи и правильное дыхание

Первое, о чем важно помнить, — это логичность речи, то, что отражает соотношение языка и мышления. Если вы хотите выразить яркую мысль — речь должна звучать ярко и громко, если печальную — тише, но все так же четко. В любом случае, этому поможет дыхание.

Без логического ударения невозможно выражать мысли, так как одно слово в предложении все-таки должно быть главным.

Второй, еще более классический пример, — знаменитая басня Крылова.

Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался
А Ларчик просто открывался

И.А. Крылов

93c1922d0360daf4883b12b2d530236e.jpg

Куда ставить ударение в последней строчке?

Длина строки и логические ударения

Разные поэты используют разную длину строки, у Владимира Маяковского это лесенка в одно слово, у Александра Пушкина — 6-7 слов.

Как правило, мы подсознательно стремимся к желанию прочесть как можно больше слов на одном дыхании. Но это неправильно. Каждый автор вкладывает в стихотворение не только настроение и мысль, он задает ритм.

Воспользуйтесь правилом: каждую строку читайте на одном выдохе и выделяйте последнее слово, перед следующей делайте паузу и вдох. Как только мы начинаем делать паузы между строчками, появляется ритм — и он создается не за счет интонаций или эмоций, а дыхания.

Читая стихи, дети часто не дают себе возможность выдохнуть, путаются в быстролетящих мыслях. С таким размеренным темпом, как в правиле, вы сможете прочитать все произведение до конца.

Попробуйте попрактиковаться на отрывках ниже. Все примеры необходимо воспринимать не как литературные произведения, а как тренажер. И вы увидите, как эмоции появятся именно благодаря дыханию.

skazka-o-pope-i-rabotnike-ego-balde.jpg

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

М.Ю. Лермонтов

Скорость и громкость речи

Особенность, от которой следует избавиться, — желание говорить быстро. Пусть речь будет медленной и громкой. Только в этом случае есть возможность донести смысл.

Поэзия — искусство площадей. Выходите к доске и рассказывайте так, чтобы вас было слышно. Громкость появляется не за счет напряжения горла, а за счет выдоха.

Конечно, невозможно расценивать речь без психологического аспекта. Когда вы говорите тихо, на вас могут не обратить внимания. Это может быть даже комфортно — никто не смотрит, все тихо, спокойно и незаметно. Но разве это — ваша цель?

Когда вы станете заметными, то почувствуете, как к вам устремятся взоры. Нужно привыкнуть к тому, что вы хороший оратор — вас внимательно слушают. Выходите из зоны комфорта. Рассмотрим еще одно упражнение:

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Б.Л. Пастернак

Пробуйте выделять на одном выдохе и первое, и последнее слово. Здесь есть свой ритм — тот, в котором Пастернак написал стихотворение. В момент, когда вы понимаете ритм, вы говорите словами автора, понимаете произведение.

На этом этапе не стоит вкладывать ощущения, выделяйте слова на одном выдохе. Мы все хотим выразить что-то, но обычно делаем это с помощью изменения тона голоса. Куда лучше попробовать достичь той же цели с помощью дыхания.

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
В.В. Маяковский

Крошка сын.jpg

Попробуйте применить правило выдоха, ударения и паузы к стихотворению Владимира Маяковского. Вы поймете, что поэт специально выбирал ритм, похожий на общение с детьми: вы говорите медленно, выделяя каждое слово, чтобы ребенок смог понять.

Все произведения разные. Есть сложные и длинные с замысловатыми предложениями. Ударных слов может быть несколько, но пауза для вдоха после них сохраняется.

Роза прекрасна по форме и запах имеет приятный.
Болиголов некрасив и при этом ужасно воняет.
Байрон, и Шиллер, и Скотт совершенны и духом и телом
Но безобразен Буренин, и дух от него нехороший

Саша Черный хочет задеть и даже насмешить читателя, он затеял игру, так следуйте его логике речи. Забудьте, что дыхание нужно для произнесения максимально длинного количества слов подряд.

Не стесняйтесь говорить громко. Рефлексы рождаются в процессе, и тело запомнит, как вы читаете стихи, помогая себе руками и движениями.

Как правильно читать скороговорки?

Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логическое ударение сохраняется. Все так же необходимо читать два-три слова на одном выдохе и делать это ярко.

Белый снег. Белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Не пытайтесь сразу произнести скороговорку быстро, так как они созданы, вопреки расхожему подходу, не для проверки скорости. Выделяйте ударную гласную в слове и успевайте вдыхать после каждых двух-трех слов. Наша задача: понять логику, донести идею скороговорки, и вместе с этим отработать звуки четко и ясно. Все это не получится, если стараться уложиться в 5 секунд.

Чтение прозы

Читать книги, как любимые дикторы, — отдельная мечта педагогов, мам и пап. Хочется подарить детям сказку, передать эмоцию, но получается не всегда.

Дело в том, что обычно мы читаем сразу несколько строчек на одном дыхании, а потом начинаем сбиваться. Возвращайтесь к главному правилу: передавайте логику речи, делайте акценты и паузы, ведь дыхание и здесь рассчитано на два-три слова. Мозг сам считает ритм произведения и на пятой-шестой строчке текст пойдет как нужно.

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами.

Старый дуб.jpg

Но что делать, если авторский текст закончился, и начинаются диалоги? Как озвучивать голоса разных персонажей?

Менять голос и говорить неестественно не нужно. Главное правило — те же паузы. Вспоминайте, как вы говорите в обычной жизни. Если герой шепчет — шепчите. Если говорит озорной мальчишка — озорничайте! К тому же, автор всегда оставляет подсказки, добавляя описание к диалогам.

Напутствие

Не сомневайтесь в себе, умению выразительно читать можно научиться. Главное, что необходимо, — это практика. Потребуются усилия, чтобы привыкнуть к новому себе: дыханию, ритму, тону. Но такой человек всегда будет привлекать внимание как со стороны маленьких, так и взрослых слушателей.

Логотип сайта ДИКТОРЫ.com

Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей текста, выражающего мысли другого лица, то здесь, для выразительного чте н ия, нужно ещё определить слова, несущие в фразе осн ов ную нагрузку. При определении логич еск ой структуры текста большими помощниками явл яю тся знаки препинания. Наиболее часто встречаю щи йся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небо ль шую остановку, но говорит о том, что мы сль не окончена, что надо ждать её продолжения. В ус т ной передаче голос перед запятой несколько повы ш ается, ибо понижение голоса создаст впечатление зак о нченности мысли и таким образом оторвёт след ую щую часть фразы от предыдущей, иск аз ив смысл.

Точка тоже диктует остан ов ку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остан о вка должна быть более длительной, чем на за п ятой, а чтобы передать законченность мысли, голос пер ед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса пе р ед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда ря до м стоит близкая по мысли фраза, голос па да ет меньше, чем при точке, завершающей опре д еленный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение г ол оса перед точкой необходимо в конце всего те кс та. Этот глубокий интервал дает представление о полном завер ш ении прочитанного.

Двоеточие также предусматривает по ни жение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на послед ую щих словах.

Для обозначения недосказанной или пр е рванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием го ло с или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление неза ве ршенности.
При вопросительном знаке вопрос буд е т звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утв ерд ительно.

Восклицательный знак, выражающий какое- ли бо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При эт о м голос повышается, и сила тона увеличивается.
Тире, заменяющее отсутствующее слово, тре б ует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения г ол оса.
Точка с запятой как знак, стоящий между самосто ят ельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, прибл иж ающееся к снижению голоса при точке.
В кавычки, обыкновенно, берутся ци та ты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выдел е ния в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменен и ем темпа, силы или высоты голоса.
В скобки, как правило, ставятся пояснител ь ные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняю щ ие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чт об ы не прервать течения основной мысли.


Знаки препинания необходимо хорошо ус во ить, но это не значит, что при чт ен ии им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи ча с то требуется отклонения от грамматических н о рм. Например, запятая не принимается во внимание при об ра щении, стоящем в середине или в к он це предложения:

Но запятая сохра ня ется, если обращение стоит в начале предложения:


На запятых при вводных словах вним а ние не акцентируется:

Не следует делать оста но вки на запятых, которые отделяют повторяющиеся слова:

Не подчеркивается запятая, стоящая пе ред второй частью сложных союзов: потому, что; оттого, что; для того, чтобы; несмотря на то, что.

Доброго дня, друзья! Летний отдых в полном разгаре, времени свободного у наших школьников много, почему бы не задействовать его маленькую частичку на благо ребёнка?

Азы выразительного чтения

чтение-с-учителем

Обычно работа над выразительным чтением проводится в начальных классах педагогами. Именно они собственным примером показывают нашим детям, как при помощи слов и интонации можно завладеть вниманием слушателя, донести эмоции автора произведения и его чувства.

Но представьте себе, сколько в классе учеников и как мало времени на уроках литературы можно этому процессу посвятить. Поэтому неудивительно, что слыша, как в детской комнате юный школьник учит очередное стихотворение, многие родители начинают вмешиваться, указывая на ошибки и подсказывая, где и как следует делать ударения, на каких словах особенно заострить внимание, ускорить или замедлить темп.

Учителя важным отправным моментом при тренировке выразительности чтения считают понимание сущности читаемого произведения, называя это показателем сознательности. Согласитесь, что красиво прочитано может быть только то, что хорошо понятно. Поэтому

мальчики-попали-в-сказку

  • При работе с произведениями разбираем содержание. Непонятные детскому мозгу слова могут стать причиной неправильной передачи смысла. Попросите ребёнка поставить себя на место героя произведения, чтобы пережить события самому.

Педагоги советуют не забывать, что ученикам начальной школы в силу возраста ещё свойственна обезьянья подражательность, когда дети фонетически точно копируют воспроизведение, особо не вникая в смысл. Демонстрировать первоначальный образец чтения, безусловно, необходимо, но ставить это во главу угла не стоит. Это впоследствии может сыграть злую шутку: ведь читать, в конце концов, придётся когда-то самостоятельно, без субтитров. Так что

мама-с-дочкой-читают-книгу

  • Используем наглядные примеры, но при этом соблюдаем меру и не переусердствуем! Лучше дайте ребёнку шанс попробовать свои силы, ведь зачастую способности своих детей мы недооцениваем, спеша сразу на помощь, а зря!

Есть у процесса выразительного чтения и другая крайность: некоторые дети, ясно осознавая, что и про что они читают, тем не менее, делают это монотонно. Связано это с робостью и стеснительностью. В таких случаях родителям приходится развивать смелость. Попробуйте старые способы: табурет и знакомые близкие лица в виде благодарных слушателей. Пусть ребёнок почувствует себя настоящим актёром, которому аплодируют. В связи с этим

дети-устроили-домашний-концерт

  • Раскрываем таланты и преодолеваем застенчивость ребёнка, начиная с привычной для него бытовой обстановки, постепенно расширяя круг выступлений обязательным участием в школьных праздниках. Многие дети открывают для себя актёрские способности при посещении театральных студий.

Считается, что выразительно читаться может всё: от поэтических произведений до математических таблиц умножения. Ведь это исключительно творческий процесс. Используя темп и ударения, нараспев или чеканя словесный шаг, в любом случае ребёнок должен видеть в тексте места пауз, где нужно передохнуть и остановиться. Итак

  • Для красивой и размеренной речи развиваем внимание и умение видеть в произведении молчаливые подсказки — точки, запятые, тире, знаки восклицательные и вопросительные. Разок прочитайте вместе текст, указывая на места нужных остановок.

Нюхаем цветочки, ловим комаров

девочка-нюхает-ромашки

Конечно, у каждого педагога есть свои методики для формирования у школьников выразительности чтения. А что делать нам, простым родителям, которые к педагогике отношения не имеют и познаниями такими не обладают.

Нашла в интернете абсолютно простые советы учителей для таких рядовых пользователей, как мы с вами, без изысков.

Дыхательная гимнастика позволяет научить размеренному и экономному расходованию воздуха во время речи, своевременному наполнению лёгких незаметно, без рывков.

девочка-показывает-язык

Управление дыханием позволяет контролировать свой голос, для тренировки которого тоже есть свои приёмы.

Работаем руками и строим глазки

красивая-девочка-смеется

Важным подспудным инструментом в выразительном чтении, несомненно, являются эмоции. Не останавливайте ребёнка, если вдруг у него пошли в пляс руки и оформились характерной дугой брови. Если жесты ваших чтецов соответствуют содержанию читаемого произведения, это большой плюс к передаче авторских переживаний и настроений.

  • При помощи улыбок дети выражают радость и светлые чувства, а также иронию и сарказм.
  • Сведённые брови делают лицо хмурым, а опущенный взгляд даёт понять, что человек обижен. Поднимая бровные дуги вверх, ребёнок удивляется. Если опустить кончики губ и выдвинуть подбородок вперёд, мы получим агрессивного чтеца.
  • Жесты и движения рук могут всё сказать без слов, а при чтении усиливают смысл произнесённых фраз. При этом можно применять различные позы, выбрасывая руки в стороны, выдвигая ноги, горбясь или выпячивая живот – всё это мотивирует текст произведения.

Такие эмоциональные умения и навыки хорошо отрабатываются перед зеркалом. Немного терпения – и перед вами уверенный в себе актёр.

Или актриса) Посмотрите видео, на нем маленькая девочка, Варя Ивлева, читает стихотворение. И проблем с выразительным чтением у нее нет никаких.

Не забывайте, что при проверке техники чтения в школе, учитывается не только скорость, но и выразительность, так что тренируйтесь и пусть у вас все получится)

Вот и всё на сегодня. Надеюсь, что информация будет вам полезна. Жду ваших комментариев, друзья. Делитесь ссылкой на статью в сетях. Давайте вместе делать мир наших детей ярче!



Выразительное чтение отличается от обычного тем, что голос чтеца передает настроение текста, расставляет акценты на основных словах и задает темп речи. Как же научить ребенка художественному чтению?

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до одиннадцатого. В средней школе (примерно с 5 по 8 классы) ученики знакомятся с особенностями чтения произведений разных жанров, знакомятся с искусством чтения и его теорией, снова и снова оттачивают свое мастерство. Обучение выразительному чтению ведется на уроках литературы, на специальных занятиях в кружках и т.д. Однако с произношением, интонацией и фразировкой учитель работает на каждом уроке.

Чтение текста включает в себя идет в двух направлениях:

Чтение текста учителем

Прежде чем просить учеников прочитать текст и начинать работать над выразительным чтением, учитель может прочитать текст сам, передав свое понимание текста. Конечно, в дальнейшем ученикам предстоит оценить текст, понять его и предложить свою подачу, но чтение текста учителем — хороший пример и толчок для дальнейшей работе на уроках. Также на уроках можно включать записи чтения произведений авторами или хорошими чтецами (записи можно найти в Интернете).

Работа над произношением и памятью

Учитель всегда должен следить за произношением учеников и работать над восприятием и произнесением звуков. Кроме того, любой текст будет звучать более естественно и живо, если будет произноситься чтецом наизусть. Поэтому учителю нужно работать и над улучшением памяти учеников, показывать приемы запоминания текста.

Разбираем текст по смыслу

Выберите отрывок для чтения, близкий и понятный ребенку. Прочтите его ученику вслух с нужным выражением. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере. Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его "подает".

Первые уроки выразительного чтения лучше всего строить на интересных детских стихотворениях, например, историях из жизни школьников. Тогда детям будет проще понять, с каким выражением нужно читать текст.

Давай попробуем!

  • Сегодня мы узнали, что для обучения выразительному чтению нужно правильно определить, какое настроение у текста.
  • При чтении вслух мы должны передать это настроение.

На последующих занятиях выразительным чтением в начальной школе можно делать их более интересными для детей. Например, предложите детям прочесть стихотворение или монолог так, как сделал бы это их любимый мультипликационный персонаж или киногерой. Такая идея не только развеселит детей, но и продемонстрирует им богатство возможных интонаций при чтении, заставит задуматься о нюансах актерского изображения того или иного характера.

Ключевые слова в тексте при обучении школьников выразительному чтению

Проверка полученных навыков

Лучшей проверкой навыков выразительного чтения будет небольшое театральное представление в классе или на кружке. Выберите интересную для детей пьеску или стихотворное произведение, которое они смогут прочесть по ролям. Подключите всех учеников к этой небольшой игре, дайте им попробовать разные роли. Прочтите монологи персонажей по-разному, чтобы выбрать подходящий вариант. Результатом постановки будет закрепление навыка художественного чтения и масса веселья, ведь дети обожают театральные игры!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: