Краткое содержание учебника по биологии 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология. Термины 8 класс

1.Авитаминоз- это хроническое патологическое состояние, возникающее при остром выраженном дефиците какого-либо витамина.

2.Автономная нервная(вегетативная) система является частью периферической, регулирующей внутренние процессы организма человека.

3.Автономия сердца -это его способность к ритмическому сокращению без всяких видимых раздражений под влиянием импульсов, возникающих в самом органе.

4.Адреналин основной гормон мозгового вещества надпочечников, а также нейромедиатор.

5.Аксоныь - нервное волокно, длинная, вытянутая часть нервной клетки (нейрона), отросток или нейрит, элемент, который проводит электрические импульсы далеко от тела нейрона.

7.Анализатор- путь, по которому проводятся возбуждение от рецепторов до определенной зоны коры.

8.Анатомия- это наука о форме органов и систем органов, их строении.

9.Антиген любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого организм обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

10.Антитело белковые соединения плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека или теплокровных животных бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

11.Аорта- самый большой непарный артериальный сосуд большого круга кровообращения.

12.Артерии — это кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам.

13.Артериальное давление- это процесс сдавливания стенок капилляров, артерий и вен под влиянием циркуляции крови.

14.Аппендикс- – продолговатый придаток слепой кишки, ( орган рудиментарный), который в процессе эволюции утратил свое главное предназначение- переваривание.

15.Аппендицит- воспаление аппендикса.

16. Болезни щитовидной железы:

базедова болезнь- гиперфункция щитовидной железы.

микседема- гипофункция щитовидной железы

17.Близорукость и дальнозоркость

18.Бери- бери - болезнь, возникающая вследствие недостатка тиамина ( витамина В1) в организме человека.

22.Вены - это кровеносные сосуды, переносящие кровь от капилляров обратно к сердцу.

23.Витамины- это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ.

26.Гемоглобин - это сложный белок крови. Содержится он в красных кровяных тельцах – эритроцитах. Гемоглобин содержит ион железа, окруженный белком глобином.

27. Гигиена- наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.

28 Голень- часть ноги человека от колена до стопы.

30.Гипертония - это серьезное хроническое заболевание, для которого свойственно стойкое повышение артериального давления.

31.Гипервитаминоз - патологическое состояние, которое развивается при избыточном поступлении в организм витаминов.

32.Гиповитаминоз- недостаток в организме одного или целой группы витаминов.

34. Гипофиз- является частью промежуточного мозга и состоит из трех долей: передняя

35. Гликоген – это углевод В клетках животных служит основным запасным углеводом и основной формой хранения глюкозы.

36.Гормон - биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции, поступающие в кровь.

37.Гормон роста- один из гормонов передней доли гипофиза . Гормоном роста у детей и подростков, а также молодых людей с ещё не закрывшимися зонами роста в костях он вызывает выраженное ускорение линейного роста, в основном за счет роста длинных трубчатых костей конечностей.

38. Грипп - острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа .

39.Диафрагма - непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер.

40. Доли кори головного мозга –

42. Дыхательная система-

43. Дыхательный центр – находится в продолговатом мозге.

46.Зубные болезни пульпит и кариес

47. Жизненная ёмкость лёгких

48. Железы внутренней, внешней и смешенной секреции

49. Желудочки сердца

50. Желудочный сок

51. Иммунитет – это невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, грибкам, простейшим, гельминтам) и продуктам их жизнедеятельности.

52. Иммунная реакция

53. Инсулин- это гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, контролирующий уровень глюкозы в крови.

54. Инсульт - острое нарушение кровообращения мозга, вызывающее повреждение и гибель нервных клеток.

56. Кашель и чихание- - это защитные дыхательные рефлексы. Кашель - это выдох через рот, освобождает воздухоносные пути от мокроты (слизи с микробами) , чихание - это выдох через нос.

58. Кишечные ворсинки- это пальцевидные и листовидные отростки слизистой оболочки тонкой кишки . Помогают пище двигаться в нужном направлении и всасывают вещества, которые через них попадают в кровь и лимфу.

59. Клапаны сердца

61. Круги кровообращения

62. Кожа -эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка

63. Лимф- жидкая ткань организма, содержащаяся в лимфатических сосудах и узлах высокоорганизованных позвоночных и человека.

64. Мочевыделительная система - система органов, формирующих, накапливающих и выделяющих мочу.

67. Нервная система

68. Нервная система: симпатическая и парасимпатическая

Нервная система: соматическая и вегетативная (автономная)

69. Норадреналин- вырабатывается надпочечниками.

71. Первичная и вторичная моча-

72. Органы чувств- слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса

73. Орган равновесия

74. Органы слуха

75. Пищеварительная система, пищеварительные железы

76. Пищеварительные ферменты

Амилаза, птиалин –ферменты слюны расщепляют углеводы в ротовой полости.

Пепсин трипсин – ферменты желудочного сока, расщепляют белки в желудке.

Липаза- образуется в поджелудочной железе расщепляет жиры.

77. Пульс - толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. Нормальный пульс человека в спокойном состоянии 60-80 уд/мин.

78. Резус- фактор - это врожденное групповое свойство эритроцитов человека, обусловленное присутствием в них антигенов резус.

80. Сахарный диабет - эндокринное заболевание, обусловленное недостатком в организме гормона инсулина или его низкой биологической активностью.

81. Серое и белое вещество нервной системы

Серое вещество- главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, включающий клеточные тела нейронов, нейропиль (частично: дендриты, безмиелиновые аксоны).

Белое вещество — компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящий главным образом из пучков аксонов, покрытых миелином.

82. Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.

83. Спинной мозг - орган центральной нервной системы позвоночных, расположенный в позвоночном канале.

84. Спинномозговая жидкость - жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга

85. Сперматозоиды - мужская половая клетка (гамета)

86. Сыворотка крови - прозрачная желтоватая жидкость, отделяемая от кровяного сгустка после свертывания крови вне организма. Из сыворотки крови животных и людей, иммунизированных определенными антигенами

87. Темперамент - устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности , связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера .

88. Типы темперамента

89. Туберкулёз лёгких - инфекционная патология, вызываемая бациллой Коха

90. Флюорография - это метод рентгенологического исследования, суть которого заключается в фотографировании с помощью рентгеновских лучей тканей и органов.

91. Хромосомы - нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена бо́льшая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения реализации и передачи.

92. Щитовидная железа - эндокринная железа у позвоночных , хранящая йод и вырабатывающая йодсодержащие гормоны (йодтиронины), участвующие в регуляции обмена веществ и росте отдельных клеток, а также организма в целом — тироксин (тетрайодтиронин, T 4 ) и трийодтиронин (T 3 )

93. Эндокринная система – система, которая регулирует деятельность всех органов при помощи гормонов , которые выделяются эндокринными клетками в кровеносную систему, либо проникающих в соседние клетки сквозь межклеточное пространство .

94. Ядра - центральной нервной системы являются специализированными частями нервных центров - регуляторов систем организма.

Дмитрий Колесов - Биология. Человек. 8 класс краткое содержание

Предлагаемый учебник входит в линию учебников по биологии для основной школы (5—9 классы), созданную под руководством В. В. Пасечника. В учебник включен материал о происхождении человека, расширены сведения о гомеостазе, высшей нервной деятельности и психологии человека. Большое внимание уделено вопросам гигиены и доврачебной помощи. По сравнению с другими учебниками по этому курсу увеличено количество опытов, наблюдений и самонаблюдений.

Биология. Человек. 8 класс - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Биология. Человек. 8 класс - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Дмитрий Колесов

Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев

Биология. Человек. 8 класс

Как работать с учебником

Прежде чем приступить к изучению курса, познакомьтесь с его содержанием и структурой по оглавлению, уясните структуру параграфа.

Перед началом чтения текста параграфа познакомьтесь с вопросами, стоящими после его названия, и вспомните объяснения учителя в классе. Затем прочитайте текст и перескажите его, используя ключевые слова, помещенные в конце параграфа в рамочке. В случае затруднения уточните материал по тексту учебника. После этого ответьте на вопросы и выполните задания.

В учебнике даны материалы для проведения опытов и наблюдений, лабораторные работы. Их можно использовать и для тренировки внимания, памяти, наблюдательности.

Фото

Вопросы для повторения изученного.

Фото

Задания.

Фото

Эксперименты и функциональные пробы.

Дополнительный материал выделен мелким шрифтом.

В учебнике вы найдете описание наиболее опасных болезней и травм, а также мер доврачебной помощи.

Человек в ряду живых существ. Как и все живые организмы, человек рождается и умирает, питается и дышит, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, а каждая клетка состоит из множества сложных и простых молекул, среди которых большое значение имеют молекулы органических веществ.

Вода, пища, кислород воздуха, комфортная температура среды, безопасность – естественные потребности каждого живого существа, в том числе и человека. Нередко эти потребности называют базовыми, жизненно необходимыми.

Все человечество относится к единому биологическому виду – Homo sapiens (Человек разумный), но этот вид значительно отличается от всех других. Человек обладает сознанием и способен к труду. Трудовая деятельность позволила намного расширить пищевую базу, создать одежду, жилища, улучшить быт. Использование угля, нефти, электричества и других видов энергии дало возможность не только обеспечить людей теплом и горячей пищей, но и создать современный транспорт. Возникшая в начале человеческой истории устная речь в дальнейшем пополнилась изобретением письменности, средствами звуко– и видеозаписи, телефоном, телевидением. Успехи медицины заставили отступить многие болезни.

Улучшение условий жизни увеличило ее продолжительность (в среднем от 25 до 70 лет). Но успехи цивилизации принесли с собой многочисленные издержки: загазованность атмосферы, появление пищевых продуктов, содержащих нитраты и другие вредные вещества. Кроме того, не все люди ведут здоровый образ жизни: их здоровью вредят недостаток двигательной активности, табак, алкоголь, наркотики. Вследствие этого перед каждым человеком встала проблема выбора: как правильно жить, чтобы возможно дольше сохранить здоровье и работоспособность. Для того чтобы ее решить, необходимо знать, как устроен наш организм, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно. На эти вопросы и попытается ответить наш курс.

Глава 1. Науки, изучающие организм человека

Фото

Из этой главы вы узнаете

о становлении наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья, о методах анатомии, физиологии, психологии и гигиены

Вы научитесь

использовать методы науки для решения возникающих проблем и при необходимости выбирать для консультации нужных специалистов

§ 1. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека

1. Как изучают строение и функции человеческого организма?

2. Почему опыты на животных позволяют лучше понять функции организма человека?

3. Что такое психология?

4. Что такое здоровье? Как его сохранить?

Современные методы исследования с помощью рентгена и ультразвука позволяют изучать строение внутренних органов, не причиняя пациентам беспокойства. Они позволили намного продвинуть анатомическую науку.

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и внешние его особенности: рост, вес, пропорции тела, тип телосложения.

Анатомические исследования дают возможность устанавливать детали строения органов, обнаружить возможные отклонения от нормы, что необходимо при диагностике.

Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой.

Органы на таблицах анатомического атласа часто рисуют так, как они расположены у человека, обращенного к нам лицом. Поэтому органы, находящиеся у человека справа, на рисунках изображены слева, то есть зеркально. Соответственно органы, находящиеся у человека слева, на таблице изображаются с правой стороны.

Совершенствовались лабораторные методы изучения крови, слюны, мочи и других веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Современная электроника позволяет по электрической активности органов судить о работе сердца, мозга, сосудов и других органов и проводить измерения, приближая физиологию к точным наукам.

Электроэнцефалограф позволяет оценить электрическую активность различных отделов головного мозга.

Наряду со сложными инструментальными методами существуют и более простые, позволяющие оценивать работоспособность и тренированность человека. Это – функциональные пробы. Человеку дают дозированную нагрузку, например присесть 20 раз. При этом регистрируют изменения работы его сердечной мышцы. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.

На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.

На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.

Учебник Колесова 8 класс преподается на уроках биологии во многих школах. В данном курсе изучается Человек: его строение, его происхождение и индивидуальное развитие. Подробное изучение строения организма, опорно-двигательного аппарата, дыхания, а также кровеносной и лимфатической систем вызывает у школьников на первый взгляд множество вопросов, которые в ходе курса требуется решить.

Популярность учебника наталкивает на подготовку сборника ГДЗ Колесов 8 класс, который бы не просто показывал ответы на вопросы и задания учебника, но и давал пояснения по их выполнению, а также имел дополнительную информацию для факультативных занятий.

Представленный ГДЗ 8 класс по биологии является авторской разработкой опытных педагогов, которые включили туда кроме материалов параграфа ещё и свои авторские наработки и материалы рабочей тетради, чтобы ответы были максимально правильными и доступными.

К сожалению, у восьмиклассников ещё не конца сформировалось представление о биологии, как о науке и школьном предмете в целом, поэтому дополнительная помощь в виде ГДЗ Колесов 8 класс будет важной для успешной успеваемости в школе. Ещё более полезным будет наличие нескольких вариантов ответа на задание или поставленный вопрос, и, тем самым, дать ученику возможность проявить индивидуальность и составить свой собственный ответ, отличный от одноклассников.

Читайте также: