Краткое содержание учебника по биологии 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Биология 7 класс на протяжении всего учебного года будет знакомить школьников с разнообразием животного мира нашей планеты и их классификацией. Начинается изучение биологии в 7 классе с ознакомления с такой биологической отраслью, как зоология, которая занимается изучением животного мира.

На уроках биологии в 7 классе школьники получат основные сведения о понятиях зоологии, узнают об этапах ее становления, ее разделах и значении зоологии, как науки о живых существах.

На протяжении учебного года ученики будут знакомиться с историей развития животного мира, его многообразием, системой, родственными отношениями между животными и узнают об происходящих эволюционных процессах в мире животных.

Введение

Одноклеточные животные, или Простейшие

Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные

Тип плоские черви

Тип круглые черви

Тип кольчатые черви

Тип моллюски, или Мягкотелые

Тип членистоногие

Класс ракообразные

Класс паукообразные

Класс насекомые

Тип хордовые

Класс земноводные

Класс пресмыкающиеся

Класс птицы

Класс млекопитающие, или Звери

Эволюция животного мира

Природные сообщества

Лабораторный практикум

Программа обучения зоологии в 7 классе

Биология 7 класс ставит перед собой цель познакомить учащихся с многообразием животного мира. Начинается знакомство с одноклеточных организмов, постепенно переходя к другим классам животных, которые появились в процессе эволюции.

Школьники в 7 классе будут изучать не только разнообразие биологических организмов, но и узнают, на какие классы и отделы они делятся, как их можно различать по типам и видам, а также поближе познакомятся с их представителями.

Программа обучения учащихся с биологией 7 класса дает знания детям о строении каждого живого организма, о его жизнедеятельности, поведении, обитании и способах выживания. Школьники с уроков зоологии узнают, что такое естественный отбор и почему он происходит в природе, как животные на протяжении своего исторического развития научились приспосабливаться и выживать.

Биология 7 класс будет знакомить школьников не только с характеристиками животных, но и познакомит с их строением, размножением, ростом и развитием. Ученики узнают о роли каждого животного в природе и жизни человека. А также на уроках зоологии получат представление о рациональном использовании животного мира и его охране.

Важным разделом в изучении зоологии будет ознакомление с таким понятием, как биосистемы и их взаимосвязь с окружающим миром и между собой.

Также школьники из курса обучения зоологии должны понять о необходимости изучения этого предмета, так как эта наука очень тесно связана с деятельность человека и имеет огромное практическое значения для его жизни.

Что нам дает изучение зоологии в седьмом классе?

Во-первых, изучая этот важный предмет, школьники получать представление о животном мире, как о важной составной части природной среды. Научатся заботиться и разумно использовать животный мир. Школьники на уроках биологии 7 класса познакомятся с редчайшими представителями животных, их роли в природе и жизни человека, а также узнают об их исчезающих и редких видах, которые требуют защиты.

Во-вторых, учащиеся будут иметь представление о живой природе и ее закономерностях. Узнают об последних открытиях в биологии, о методах познания и ее роли для живых организмов.

В-третьих, дети получат практические навыки по уходу за животными, научатся правилам поведения в окружающей нас среде и бережному отношению к живым существам.

Изучение зоологии с Гипермаркетом знаний

Изучить такой предмет, как зоология можно не только на ее уроках, но и благодаря интересным материалам, предоставленным на сайте Гипермаркета Знаний. В нашей он-лайн школе есть широкий выбор разнообразных интерактивных уроков, которые помогут школьникам не только изучить данный предмет, но и узнать много новых и интересных фактов о животных, их среде обитания и методах выживания.

В Гипермаркете Знаний есть огромное количество разнообразных уроков, тестов, рефератов, кроссвордов, видеоматериалов, с помощью которых ученики смогут закрепить полученные знания, расширить их и познакомиться с материалами, которых нет в школьной программе.

На нашем сайте вы не только сможете более подробно рассмотреть темы уроков, но и получить доступные и интересные пояснения к ним.

Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. - 23-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.: ил.

Биология 7 класс на протяжении всего учебного года будет знакомить школьников с разнообразием животного мира нашей планеты и их классификацией. Начинается изучение биологии в 7 классе с ознакомления с такой биологической отраслью, как зоология, которая занимается изучением животного мира.

На уроках биологии в 7 классе школьники получат основные сведения о понятиях зоологии, узнают об этапах ее становления, ее разделах и значении зоологии, как науки о живых существах.

На протяжении учебного года ученики будут знакомиться с историей развития животного мира, его многообразием, системой, родственными отношениями между животными и узнают об происходящих эволюционных процессах в мире животных.

Владимир Шапкин - Биология. Животные. 7 класс

Владимир Шапкин - Биология. Животные. 7 класс краткое содержание

Биология. Животные. 7 класс - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Биология. Животные. 7 класс - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Владимир Шапкин

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин

Биология. Животные. 7 класс

Фото

Как работать с учебником

Необходимую главу учебника легко найти по оглавлению или по колонтитулу в верхней части страницы.

В начале каждой главы дана информация о том, что вы узнаете из этой темы и чему научитесь, что необходимо понять, выучить, какие знания использовать в дальнейшем обучении.

Читая текст, мысленно выделяйте главное, обращайте внимание на новые термины и понятия. Запоминайте их правописание. Термины и названия животных напечатаны курсивом. В конце каждого параграфа повторены новые термины и понятия, они выделены особым шрифтом. Те слова, которые надо знать, перечислены в указателе биологических терминов в алфавитном порядке.

Рассматривая рисунки, обращайте внимание на все обозначения. Внимательно прочитайте подрисуночные подписи.

Вопросы в начале параграфа служат для концентрации вашего внимания при изучении нового материала.

Вопросы и задания в конце параграфа помогут вам проверить себя и понять, насколько глубоко вы усвоили материал. Если некоторые вопросы вызовут у вас затруднения, обратитесь за помощью к учителю.

Лабораторные работы выполняются на уроке по приведённой в конце учебника инструкции.

Желаем вам успехов в изучении биологии!

1. История развития зоологии

Представления наших предков о животных. Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.

Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движений мамонта, оленя, носорога, лося, бизона, медведя, орла и других животных (рис. 1, А, Б, В).

Древние охотники, вероятно, знали не только поведение представителей каждого вида промысловых животных, но и места их обитания, предпочитаемые корма, пути сезонных миграций.

Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом осваивались новые варианты использования продуктов промысла и животноводства.


Фото

Рис. 1. Наскальные изображения животных: А – лошадь. Верхний палеолит. Франция

Эпоха Великих географических открытий позволила расширить знания о видовом составе животного мира и привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах.


Фото

Б. Страусы. Сахара. Изображены были не менее 10 тыс. лет назад


Фото

В. Лось и птица. Долина реки Уссури. Изображены 11 тыс. лет до н. э.


Фото

Рис. 2. Переходные формы между отдельными классами позвоночных: А – кистепёрая рыба, переходная форма к древнейшим земноводным; Б – древнейшее земноводное, произошедшее от кистепёрых рыб; В – первоптица, произошедшая от древнейших пресмыкающихся; Г – звероподобная рептилия – переходная форма к млекопитающим

Изобретение книгопечатания позволило издавать научные труды и расширило круг лиц, изучающих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхождению, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значимой из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных, поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввёл в науку систематические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность учёным разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) позволяет сразу определить, о ком идёт речь. Например: медведь белый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните материал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном количестве видов животных (их, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют систематические категории, схожие с ботаническими.

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии – это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анабиоз- это состояние резкого замедления жизненных процессов, при котором отсутствуют видимые признаки жизни.

Воздушные мешки- особые выросты дыхательных путей птиц.

Головастик- личинка лягушки.

hello_html_m7b236c6a.jpg

hello_html_3849d0ee.jpg

Гермафродит- это существо двуполое.

Глаз сложный- состоит из большого числа простых глазиков- фасеток(ракообразные, насекомые).

hello_html_7198a020.jpg

Дивергенция- это в биологии расхождение определенных признаков внутри одного вида.

hello_html_53211f36.jpg

Жгутики- орган движения

hello_html_46642edf.jpg

Естественный отбор- выживание организмов, обладающих полезными признаками и свойствами, в борьбе за существование и гибель организмов, не имеющих таких признаков и свойств.

Зоология- наука о животных.

Зрение бинокулярное- способность четко видеть изображение сразу двумя глазами.

Зрение монокулярное- Монокулярное зрение характеризуется тем, что предметы и движущиеся объекты, попадающие в поле зрения смотрящего субъекта воспринимаются преимущественно лишь одним глазом.

hello_html_7a7df92d.jpg

Инстинкт- совокупность врожденных компонент поведения и психики животных и человека.

Клоака- расширенная конечная часть задней кишки у некоторых позвоночных животных, куда впадают выделительные и половые протоки мочеполовой системы

hello_html_5dae59cd.jpg

Кокон- оболочка из шёлка, которой окружают себя личинки многих насекомых перед переходом в стадию куколки.

hello_html_m6ee035c8.jpg

Консумент- гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами).

hello_html_m7acdab0a.jpg

Лейкоциты- белые кровяные клетки; неоднородная группа различных по внешнему виду и функциям клеток крови человека или животных, выделенная по признакам наличия ядра и отсутствия самостоятельной окраски.

Линька- процесс смены покровов животных,

hello_html_287ba61.jpg

Ложноножки- органы движения амёбы.

hello_html_5830d44.jpg

Метаморфоз- превращение, переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида и функций.

hello_html_m72ae600.jpg

hello_html_32696ff7.jpg

Нервная регуляция- осуществляется посредством нервной системы, базируется на переработке информации нейронами и передаче ее по нервам.

hello_html_m63e1287a.jpg

Онтогенез- это процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы при половом размножении (или появления дочерней особи – при бесполом) до конца жизни.

hello_html_m54eb8af7.jpg

.

Оплодотворение- это процесс объединения мужской и женской гамет, который приводит к формированию зиготы и последующему развитию нового организма.

Параподия- это мускулистые выросты тела у многощетинковых червей, расположенные попарно на каждом сегменте туловища и служащие гл. обр. в качестве органов движения.

hello_html_m5dbdddfa.jpg

hello_html_m4fc5f285.jpg

Партеногенез-

hello_html_b4f9768.jpg

Перо контурное, маховое пуховое-

hello_html_m2b54a97.jpg

Пищевая пирамида-

Плавник- орган движения рыб.

Плазма кровы - жидкая часть крови , в которой взвешены форменные элементы — вторая часть крови .

Полость первичная- пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы. В отличие от вторичной полости тела . не имеет собственной оболочки.

Полость вторичная- пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкость

Полость мантийная — полость , ограниченная снаружи мантией у моллюсков, а изнутри — телом животного.

Раздражимость- это способность живого организма реагировать на внешние или внутренние раздражители.

Размножение бесполое- характеризуется тем, что новая особь развивается из неполовых, соматических (телесных) клеток.

Размножение половое- с помощью половых клеток.

Размножение почкованием- тип бесполого или вегетативного размножения животных и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек).

Регенерация- восстановление организмом утраченных частей

Редуцент- организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества.

Реснички- орган движения.

hello_html_4354a70b.jpg

Рефлекс- ответная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, происходящая через нервную систему в ответ на раздражение рецепторов.

Рудимент- это остаточные органы, утратившие своё основное значение в процессе исторического развития организма, упрощенные и недоразвитые по сравнению с предковыми формами.

hello_html_m50ba9231.jpg

Семенник- мужской половой орган.

hello_html_m6b8e54f9.jpg

Симметрия двусторонняя и лучевая-

hello_html_m562de914.jpg

hello_html_56ca3147.jpg

Тёрка- , или ра́дула, — аппарат, служащий для соскребания и измельчения пищи у моллюсков. Располагается в ротовой полости на поверхности языка.

Фактор среды- абиотический, биотический, антропогенный.

hello_html_m417139b1.jpg

Филогенез- историческое развитие организмов.

hello_html_25f2bf1a.jpg

Финна- личинка ленточного червя, обычно живущая в мышцах животных.

hello_html_m54988fc7.jpg

Хозяин окончательный - хозяин , в котором обитает половозрелая стадия паразита или происходит его размножение половым путем.

Хозяин промежуточный- животное, в организме которого паразит проходит личиночные стадии развития или размножается бесполым путём.

Хорда - длинный эластичный продольный тяж, присущий представителям типа хордовые. У большинства хордовых хорда присутствует только в период эмбрионального развития

Цепи питания- ряд взаимоотношений между группами организмов ( растений , животных , грибов и микроорганизмов ), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

hello_html_m6a156811.jpg

Циста- временная форма существования микроорганизмов (обычно бактерий и протистов, многих одноклеточных), характеризующаяся наличием защитной оболочки.

Щупальца- подвижные выросты тела у представителей многих групп беспозвоночных животных и некоторых позвоночных. В основе подвижности лежит работа мышц и скелетных элементов.

Эволюция-это необратимый процесс исторического развития органического мира.

hello_html_7ae719ca.jpg

Эктодерма- это наружный зародышевый листок. В ходе развития зиготы он формируется первым из внешнего слоя клеток.

Эмбриональное развитие - развитие организма животного, происходящее в оболочках яйца вне материнского организма или внутри него.

Эндемик- виды, роды, семейства или другие таксоны животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале.

Энтодерма- это внутренний зародышевый листок. Слой однородных клеток, составляющий выстилку кишечной полости эмбриона.

Яичник- женские половые железы.

Яйцеклетка- это женская половая клетка.

hello_html_m62f37b69.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 405 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.01.2018 15445
  • DOCX 6 мбайт
  • 171 скачивание
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Минасян Назик Бениковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: