Краткое содержание тем по биологии 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Правила конспектирования достаточно просты и понятны. Для составления грамотной и удобной в использовании краткой записи необходимо уметь работать с большим объемом данных, обладать навыком их логической обработки, систематизации информации и вычленения или формулирования главной мысли повествования. Поскольку сам по себе конспект очень полезен в процессе дальнейшей работы - для запоминания, учебы и работы с данными, многие учителя практикуют такие задания. Например, актуальны конспекты по биологии за 9 класс, которые задают сделать в качестве домашней работы по тексту параграфа или по классной лекции на уроке. Учитывая, что многие девятиклассники выбирают именно биологию для написания итоговой контрольной, заменившей собой ОГЭ по выбору в 9-м классе, такие занятия признаны максимально эффективными и результативными.

Для чего необходимо составление конспектов уроков?

Составляя конспекты по биологии 9 класс, подростки учатся:

  • внимательно читать текст учебника, справочника, дополнительную литературу;
  • анализировать и систематизировать прочитанную информацию, дополнять знания теми данными, которых нет в той или иной книге, текстами из других источников;
  • определять основное в прочитанном;
  • выносить его в качестве базы для составления краткой записи или формулировать собственный вывод по результатам работы, который и будет записан в лаконичной, сокращенной форме в процессе конспектирования.

В итоге получается особый подробный план, где зафиксированы основные идеи и тезисы материала. С его помощью можно без проблем подготовиться к уроку, зачету, контрольной или проверочной по дисциплине.

Основы грамотной записи классных занятий

Пока еще не все девятиклассники умеют самостоятельно четко и грамотно составлять конспекты по биологии 9 класс, многие испытывают определенные трудности. Как правило, они связаны с неумением грамотно работать с информацией. Для того чтобы освоить правила конспектирования, получить необходимые навыки, можно воспользоваться широкой коллекцией таких материалов, представленной на портале еуроки. Здесь есть краткие записи всех рекомендованных программ, УМК и учебников, по которым предмет изучается в рамках школьных курсов. Подробно изучив представленные материалы, выпускники научатся:

  • верно составлять конспекты по лекциям и учебникам;
  • правильно записывать, отображать информацию;
  • самостоятельно работать с научно-справочными текстами по дисциплине, осваивать непростой материал.

Приобретенные знания помогут успешно использовать в образовании, науке, бизнесе, творчестве и работе умение конспектировать и пользоваться готовыми краткими записями. Это существенно сократит время на поиск и применение информации, ускорит процессы, поможет завершить задачи в максимально короткие, сжатые сроки с высоким качеством их результата не только в школе, но и после ее окончания.

Глава 1. Молекулярный уровень
4. Молекулярный уровень: общая характеристика
5. Углеводы
6. Липиды
7. Состав и строение белков
8. Функции белков
9. Нуклеиновые кислоты
10. АТФ и другие органические соединения клетки
11. Биологические катализаторы
12. Вирусы

Глава 2. Клеточный уровень
13. Основные положения клеточной теории
14. Общие сведения о клетках.
15. Клеточная мембрана
16. Ядро
17. Эндоплазматическая сеть. Рыбосомы.
18. Комплекс Гольджи
19. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды
20. Клеточный центр.
21. Органоиды движения.
22. Клеточные включения
23. Различия в строении клеток эукариот и прокариот
24. Ассимиляция и диссимиляция.
25. Метаболизм
26. Энергетический обмен в клетке
27. Питание клетки
28. Фотосинтез и хемосинтез
29. Гетеротрофы
30. Синтез белков в клетке
31. Деление клетки. Митоз

Глава 3. Организменный уровень
32. Бесполое размножение организмов
33. Половое размножение организмов
34. Оплодотворение
35. Индивидуальное развитие организмов.
36. Биогенетический закон
37. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем
38. Неполное доминирование. Генотип и фенотип.
39. Анализирующее скрещивание.
40. Дигибридное скрещивание.
41. Закон независимого наследования признаков
42. Сцепленное наследование признаков.
43. Закон Т. Моргана. Перекрест
44. Взаимодействие генов
45. Генетика пола. Сцепленное с полом наследования
46. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость.
47. Норма реакции
48. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость
49. Основы селекции.
50. Работы Н. И. Вавилова
51. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Глава 4. Популяционно-видовой уровень
52. Критерии вида
53. Популяция
54. Биологическая классификация

Глава 5. Экосистемный уровень
55. Сообщество, экосистема, биогеоценоз
56. Состав и структура сообщества
57. Потоки вещества и энергии в экосистеме
58. Продуктивность сообщества
59. Саморазвитие экосистемы

Глава 6 Биосферный уровень
60. Биосфера. Среды жизни
61. Средообразующая деятельность организмов
62. Круговорот веществ в биосфере

Глава 7. Эволюция органического мира
63. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина
64. Изменчивость организмов
65. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения
66. Борьба за существование и естественный отбор
67. Формы естественного отбора
68. Изолирующие механизмы
69. Видообразование
70. Микроэволюция
71. Основные закономерности эволюции

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле
72. Гипотезы возникновения жизни
73. Развитие представлений о происхождении жизни
74. Гипотеза Опарина-Холдейна
75. Современные гипотезы происхождения жизни
76. Основные этапы развития жизни на Земле
77. Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни
78. Развитие жизни в протерозое и палеозое
79. Развитие жизни в мезозое
80. Развитие жизни в кайнозое

Глава 9. Организм и среда
81. Экологические факторы. Условия среды
82. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы
83. Экологические ресурсы
84. Адаптация организмов к различным условиям существования
85. Межвидовые отношения организмов
86. Колебания численности организмов
87. Экологическая регуляция

Глава 10. Биосфера человека
88. Эволюция биосферы
89. Антропогенное воздействие на биосферу
90. Основы рационального природопользования

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Ботаника
 Растительная клетка, ее строение
 Корень
 Побег. Лист. Стебель
 Цветок — видоизмененный побег
 Размножение растений
 Опыление. Оплодотворение
 Строение семян. Прорастание и распространение
 Развитие растительного мира
 Водоросли
 Бактерии
 Лишайники
 Мхи
 Папоротники
 Хвощи и плауны
 Отдел Голосеменные
 Отдел Покрытосеменные, или цветковые растения
 Цветковые растения. Класс однодольные
 Цветковые растения. Класс двудольные
 Царство Грибы
Зоология
 Общие сведения о животных. Одноклеточные
 Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные
 Тип Плоские черви
 Тип Круглые черви
 Тип Кольчатые черви
 Тип Моллюски
 Тип Членистоногие
 Класс Насекомые
 Тип Хордовые
 Надкласс Рыбы
 Класс Земноводные (Амфибии)
 Класс Пресмыкающиеся (Рептилии или Гады)
 Класс Птицы (Пернатые)
 Класс Млекопитающие (Звери)
 Эволюция животного мира
Анатомия и физиология человека
 Общий обзор организма человека
 Опорно-двигательная система человека
 Ткани, их строение и функции
 Мышцы. Их строение и функции
 Внутренняя среда организма
 Иммунитет
 Кровообращение. Лимфообращение
 Строение сердца
 Дыхание
 Газообмен в легких и тканях
 Пищеварение
 Размножение человека
 Выделение
 Кожа
 Железы внутренней секреции
 Нервная система человека
 Органы чувств (Анализаторы)
 Высшая нервная деятельность
 Общие биологические закономерности
 Основные положения клеточной теории, ее значение
 Химический состав клеток
 Обмен веществ и превращение энергии в клетке
 Фотосинтез
 Синтез белка
 Вирусы, их строение и функционирование
 Деление клеток — основа размножения и роста организмов
 Мейоз
 Половое и бесполое размножение организмов
 Эмбриональное развитие животных
Общая биология
 Основы генетики. Законы наследственности
 Половые хромосомы и аутосомы. Генотип
 Изменчивость, ее формы и значение
 Приспособленность организмов к среде обитания,ее причины
 Генетика и теория эволюции
 Додарвиновский период в развитии биологии
 Эволюционное учение Дарвина
 Антропогенез
 Основы селекции
 Основы экологии. Биогеоценоз
 Агроценоз
 Учение о биосфере


Обязательно входят в биологию за 9 класс темы уроков по строению и функционированию клетки, устройству генетического аппарата. Подробно рассматривается каждый органоид клетки, их взаимосвязь между собой и функционирование.

Учение о биологии

Для начала проходят общие понятия о науке биологии. Этот раздел создаст научное представление об окружающем мире. Изучают многообразие живых форм, признаки живых существ, организацию жизни на Земле. Делается акцент на молекулярно-генетическом уровне. Рассматривается самозарождение жизни. Изучается химический состав клетки.

Цитология

Цитология

Исследование строения и функционирования клетки – фундамент для материалистического понимания явлений природы. При изучении строения клетки выделяют следующие темы уроков по биологии за 9 класс:

  • Цитология – наука о клетке. Методы и задачи цитологии.
  • Химический состав клетки. Жиры, белки, аминокислоты, микроэлементы.
  • Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.
  • Строение клетки. Клеточное ядро, мембрана, цитоплазма
  • Основные органоиды клетки: митохондрии, лизосомы, рибосомы, комплекс Гольджи и другие элементы.
  • Отличия в органоидах и строении клетки у растений и животных.

Физиология клетки

Физиология клетки

При изучении физиологии клеток останавливаются подробнее на таких темах:

    .
  • Биосинтез белков, углеводов, жиров и аминокислот в живой клетке.
  • Фотосинтез в растительной клетке.
  • Способы размножения клеток почкованием, делением и спорами.
  • Деление. Митоз и мейоз.

Основы генетики и селекции

В настоящий момент распускается много лженаучных слухов о ГМО, поэтому исследование данной темы является жизненно необходимым для формирования правильного научного взгляда на эту проблему. Далее изучается генетический аппарат и строение ДНК и РНК. Для этого проходят следующие темы:

  • История становления научных представлений о генетике.
  • Исследование генов Менделем.
  • Моногибридное и дигибридное скрещивание.
  • Частичное доминирование и анализирующее скрещивание.
  • Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
  • Как влияют друг на друга аллельные и неаллельные гены.
  • Наследование свойств организма, связанных с полом.
  • Генетические болезни.
  • Различные виды изменчивости генов (наследственные и другие).
  • Основы и особенности cелекции животных и растений.

органический мир

Происхождение жизни и развитие органического мира

Обязательно включают в биологию 8 класса темы уроков, связанные с происхождением жизни и эволюцией. Данный раздел поможет сформировать научный, а не религиозный взгляд на картину мира. В ходе обучения делают акценты на следующих пунктах:

  • Научное становление представлений об эволюции, появлении и развитии жизни.
  • Сегодняшняя научная теория появления жизни.
  • Стадии развития жизни на Земле.
  • Представления о развитии органического мира.
  • Эволюционная теория Дарвина.
  • Механизм эволюции: изменчивость генов, естественный отбор, наследственность.

Учение об эволюции

Для понимания, как появился человек, а также создания научного подхода к этому вопросу необходимо внимательно изучить процесс эволюции:

  • Многообразие и приспособленность, как следствие эволюционного отбора организмов.
  • Научное представление об эволюции.
  • Вид, видообразование, структура и характеристики.
  • Основные направления эволюции. Понятия арогенеза, аллогенеза и катагенеза.
  • Воздействие человеческой жизнедеятельности на эволюцию.
  • Роль, положение и характеристика человека, как результата эволюции.
  • Научное обоснование эволюционного происхождения людей.
  • Стадии эволюционного развития человека.
  • Понятие расы и их происхождение, отличия и схожесть разных рас.

Экология

Основы экологии

В темы уроков по биологии за 9 класс обязательно входит изучение экологии. Исследуются глобальная экосистема Земли, экологические факторы, принципы их формирования и развития. Рассматриваются приспособляемость организмов и ограниченность данного явления. Проходят важнейшие понятия экологии: популяция, ареал, биоценоз и прочие. Изучают изменение популяции, миграции, внутривидовую конкуренцию.

Исследуют основные понятия о биоценозе, как сообществе различных видов организмов. Исследуют зависимость одних организмов от других, даже если они являются хищниками и жертвами. Осваивают связь биоценоза и экосистемы, развитие и изменение биоценозов. Проходят охрану живой природы, заповедники и другие категории охраняемых природных объектов. В конце рассматривают влияние человека на экологию.

Заключение

Для понимания биологического мира необходимо разобраться в строении клетки, генетике и эволюции. Эти знания – обязательный элемент научного мировоззрения. Разделы, посвящённые экологии, помогут понять, почему нужно так бережно обращаться с природой. Также эти уроки являются важной стадией подготовки для многих естественнонаучных профессий.

Читайте также: