Краткое содержание сын человеческий

Обновлено: 07.07.2024

Для чего напи­саны эти стра­ницы? Нужны ли они, если об Осно­ва­теле хри­сти­ан­ства было уже столько ска­зано?

Любая новая книга на еван­гель­скую тему может вызвать подоб­ные вопросы. Кроме того, оче­видно, что ника­кой труд, посвя­щен­ный жизни и учению Иисуса Христа, не в состо­я­нии заме­нить своего пер­во­ис­точ­ника. “Есть книга, – писал неза­долго до смерти Пушкин, – коей каждое слово истол­ко­вано, объ­яс­нено, про­по­ве­дано во всех концах земли, при­ме­нено ко все­воз­мож­ным обсто­я­тель­ствам жизни… Сия книга назы­ва­ется Еван­ге­лием, – и такова ее вечно-новая пре­лесть, что если мы, пре­сы­щен­ные миром или удру­чен­ные уны­нием, слу­чайно откроем ее, то уже не в силах про­ти­виться ее сла­дост­ному увле­че­нию и погру­жа­емся духом в ее боже­ствен­ное крас­но­ре­чие” 1 . В самом деле, кто, кроме еван­ге­ли­стов, сумел спра­виться с этой гран­ди­оз­ной зада­чей — запе­чат­леть образ Иисуса Наза­ря­нина, причем поль­зу­ясь уди­ви­тельно ску­пыми сред­ствами?

Итак, если мы хотим знать правду о Христе, то должны искать ее прежде всего в Еван­ге­лии.

Но тот, кто впер­вые берет его в руки, может столк­нуться с извест­ными труд­но­стями. Ведь авто­ров Нового Завета отде­ляют от нас почти две тысячи лет. Совре­мен­ному чело­веку бывает нелегко понять многие их намеки, обо­роты речи, а подчас даже самый ход их мысли, что вызы­вает необ­хо­ди­мость в ком­мен­та­риях, кото­рые давали ключ к Еван­ге­лию.

Изу­че­ние ново­за­вет­ной пись­мен­но­сти давно уже стало целой наукой. Сотни тол­ко­ва­те­лей – бого­сло­вов, исто­ри­ков, фило­ло­гов – про­де­лали огром­ную работу по раз­бору и сопо­став­ле­нию тек­стов, по уточ­не­нию их смысла. Они кро­пот­ливо иссле­до­ва­тели каждую главу и каждый стих Еван­ге­лия.

Цен­ность этих ана­ли­ти­че­ских трудов бес­спорна. Они помогли уяс­нить немало важных подроб­но­стей. Однако авторы их сле­до­вали методу, кото­рый нередко остав­лял на втором плане глав­ное. Обшир­ные кри­ти­че­ские экс­курсы о Матфее, Марке, Луке и Иоанне почти засло­нили самого Христа. А ведь еван­ге­ли­сты стре­ми­лись доне­сти до нас именно весть о Сыне Чело­ве­че­ском, Кото­рый есть альфа и омега хри­сти­ан­ства; без Него оно лиша­ется души, попро­сту говоря, не суще­ствует.

Вот почему за послед­ние пол­тора века в еван­гель­ской исто­рио­гра­фии, наряду с бого­слов­ским и лите­ра­тур­ным ана­ли­зом, стали исполь­зо­вать также и метод обоб­ще­ния, син­теза. Авторы, кото­рые пошли по этому пути, хотели, опи­ра­ясь на данные тек­сту­аль­ной кри­тики, вос­со­здать целост­ную кар­тину земной жизни Христа.

Одним из первых этот подход при­ме­нил извест­ный рус­ский про­по­вед­ник, архи­епи­скоп Инно­кен­тий Хер­сон­ский (Бори­сов). Его очерки вышли в 1828 году под назва­нием “Послед­ние дни земной жизни Иисуса Христа”. Книга с тех пор выдер­жала много изда­ний и про­дол­жает поль­зо­ваться широ­кой попу­ляр­но­стью. Однако она охва­ты­вает только собы­тия Страст­ной недели.

Оста­ется сожа­леть, что опыт подоб­ной “био­гра­фии” Христа, напи­сан­ной в форме связ­ного повест­во­ва­ния, был пред­при­нят впер­вые авто­ром нехри­сти­ан­ским. Речь идет об Эрне­сте Ренане, фран­цуз­ском исто­рике и мыс­ли­теле, книга кото­рого “Жизнь Иисуса” появи­лась в 1863 году.

В ней автору уда­лось нари­со­вать яркую и прав­ди­вую пано­раму еван­гель­ской эпохи и необы­чайно живо изоб­ра­зить Самого Осно­ва­теля хри­сти­ан­ства, хотя, будучи по миро­воз­зре­нию скеп­ти­ком-пози­ти­ви­стом, Ренан в зна­чи­тель­ной мере иска­зил Его облик.

Успеху “Жизни Иисуса” немало спо­соб­ство­вало и то, что цен­траль­ная тайна Еван­ге­лия – тайна Бого­че­ло­ве­че­ства – в хри­сти­ан­ском созна­нии ока­за­лась фак­ти­че­ски утра­чен­ной. Это есте­ственно при­вело к реак­ции, выра­зи­те­лем кото­рой стал Ренан. Вскоре после выхода в свет его книги сооте­че­ствен­ник Ренана пастор Эдмон Прес­сансе писал: “Чело­ве­че­ство Христа очень часто при­но­си­лось в жертву Его Боже­ству, забы­вали, что послед­нее неот­де­лимо в Нем от пер­вого и что Хри­стос… не Бог, скрыв­шийся под видом чело­века, но Бог, сде­лав­шийся чело­ве­ком, Сын Божий, уни­жен­ный и пору­ган­ный, говоря смелым языком ап. Павла, Хри­стос, дей­стви­тельно под­чи­нив­ший Себя усло­виям земной жизни… Христа очень часто пред­став­ляли нам как отвле­чен­ный догмат, и потому бро­си­лись в про­ти­во­по­лож­ную край­ность” 2 .

И поклон­ни­ков, и про­тив­ни­ков Ренана сна­чала больше зани­мали его фило­соф­ские взгляды; когда же инте­рес к ним остыл, а стра­сти, раз­го­рев­ши­еся вокруг “Жизни Иисуса”, стали ути­хать, отчет­ливо обна­ру­жи­лись досто­ин­ства при­ме­нен­ного в книге метода 3 .

Харак­те­рен случай, кото­рый рас­ска­зы­вали о Вла­ди­мире Соло­вьеве. Одна­жды, бесе­дуя с обер-про­ку­ро­ром Синода К.П. Побе­до­нос­це­вым – чело­ве­ком крайне кон­сер­ва­тив­ным, фило­соф попро­сил у него поз­во­ле­ния издать по-русски “Жизнь Иисуса”, снаб­див ее кри­ти­че­скими при­ме­ча­ни­ями.

- От вас ли я это слышу? – воз­му­тился обер-про­ку­рор. – Что это вам в голову пришло?

- Но ведь надо же нако­нец народу о Христе рас­ска­зать, – отве­тил, улы­ба­ясь, Соло­вьев.

Сам он отно­сился к Ренану отри­ца­тельно, но хотел под­черк­нуть, что, как пра­вило, бого­слов­ские труды кри­ти­ков и тол­ко­ва­те­лей мало при­бли­жали людей к еван­гель­скому Христу, скорее даже отда­ляли от Него. В этом смысле на их фоне мог выиг­ры­вать и Ренан.

Неуди­ви­тельно, что вслед за кни­гами архиеп. Инно­кен­тия Хер­сон­ского и Ренана стали выхо­дить другие, напи­сан­ные в том же жанре, и число их с каждым деся­ти­ле­тием уве­ли­чи­ва­лось. Нередко, правда, резуль­таты полу­ча­лись спор­ными и про­ти­во­ре­чи­выми. Одни хотели видеть в Наза­ря­нине только рефор­ма­тора иудей­ства, другие – послед­него из про­ро­ков; сто­рон­ники наси­лия изоб­ра­жали Его рево­лю­ци­о­не­ром, тол­стовцы – учи­те­лем непро­тив­ле­ния, оккуль­ти­сты – “посвя­щен­ным” эсо­те­ри­че­ского ордена, а враги тра­ди­ци­он­ных обще­ствен­ных устоев – борцом против рутины. “Есть нечто тро­га­тель­ное, – заме­чает извест­ный исто­рик Адольф Гарнак, — в этом стрем­ле­нии всех и каж­дого подойти к этому Иисусу Христу со сто­роны своей лич­но­сти и своих инте­ре­сов и найти в Нем самого себя или полу­чить хотя бы неко­то­рую долю в Нем” 4 . С другой сто­роны, в таких попыт­ках обна­ру­жи­ва­лась узость людей, кото­рые сили­лись раз­га­дать “загадку Иисуса”, исходя только из своих, подчас весьма одно­сто­рон­них воз­зре­ний.

Между тем лич­ность Христа неис­чер­па­ема, она пре­вос­хо­дит все обыч­ные мерки; вот почему каждая эпоха и каждый чело­век могут нахо­дить в Нем новое и близ­кое им. Об этом в част­но­сти сви­де­тель­ствует и исто­рия искус­ства. Если мы срав­ним фреску в ката­ком­бах Рима или древ­не­рус­скую икону с изоб­ра­же­нием Христа у Эль Греко или модер­ни­ста Шагала, то легко убе­димся, как по-раз­ному пре­лом­лялся Его образ на про­тя­же­нии веков.

Как же можно про­ве­рять и кор­рек­ти­ро­вать эти трак­товки в живо­писи, в науке и лите­ра­туре?

Един­ствен­ным кри­те­рием здесь явля­ется само Еван­ге­лие, на кото­ром осно­ваны все попытки изоб­ра­зить Сына Чело­ве­че­ского.

Правда, неко­то­рые исто­рики утвер­ждают, что Еван­ге­лия слиш­ком лако­ничны, чтобы дать мате­риал для “био­гра­фии” Иисуса. Дей­стви­тельно, в них опу­щены многие факты, ряд кон­крет­ных дета­лей оста­ется неяс­ным, но непредубеж­ден­ный иссле­до­ва­тель найдет в них все важ­ней­шие черты жизни и учения Христа. К тому же ску­дость источ­ни­ков обычно не мешает созда­вать жиз­не­опи­са­ния вели­ких людей, о кото­рых сохра­ни­лось куда меньше досто­вер­ных данных 5 .

Есть и бого­словы, отвер­га­ю­щие воз­мож­ность изло­жить еван­гель­скую исто­рию лишь на том осно­ва­нии, что Новый Завет не “объ­ек­тив­ный рас­сказ”, а про­по­ведь о спа­се­нии и Спа­си­теле мира. Но если даже Еван­ге­лия и воз­никли как книги цер­ков­ные, бого­слу­жеб­ные, содер­жа­щие бла­го­ве­стие веры, это вовсе не исклю­чает их исто­ри­че­ской цен­но­сти. Создан­ные не лето­пис­цами и не исто­ри­ками, они, однако, содер­жат сви­де­тель­ство, при­шед­шее к нам из пер­вого века Церкви, когда еще были живы оче­видцы зем­ного слу­же­ния Иисуса.

Повест­во­ва­ния еван­ге­ли­стов под­твер­жда­ются и допол­ня­ются антич­ными и иудей­скими авто­рами, а также откры­ти­ями совре­мен­ных архео­ло­гов. Все это поз­во­ляет счи­тать задачу био­гра­фов Иисуса Христа вполне осу­ще­стви­мой.

Разу­ме­ется, чисто исто­ри­че­ский аспект не может являться глав­ным в Его “био­гра­фии”.

Сын Чело­ве­че­ский при­над­ле­жит не только про­шлому. Сего­дня, как и в то время, когда Он жил на земле, Его любят, в Него верят и с Ним борются.

Однако нельзя забы­вать, что путь Хри­стов про­хо­дил среди людей опре­де­лен­ного вре­мени, что к ним в первую оче­редь было обра­щено Его слово. Св. Иоанн Зла­то­уст реко­мен­до­вал, читая Еван­ге­лие, пред­став­лять себе кон­крет­ную обста­новку, слу­жив­шую фоном свя­щен­ных собы­тий. Теперь мы можем сле­до­вать этому совету успеш­нее, чем во дни самого Зла­то­уста, поскольку рас­по­ла­гаем более подроб­ными све­де­ни­ями об Иудее I века.

Уви­деть Иисуса Наза­ря­нина таким, каким видели Его совре­мен­ники, – вот одна из глав­ных задач книги о Нем, если она стро­ится по прин­ципу исто­рико-лите­ра­тур­ного син­теза. Среди хри­сти­ан­ских авто­ров, руко­вод­ство­вав­шихся этим прин­ци­пом, наи­боль­шую извест­ность при­об­рели Фре­де­рик Фаррар, Кон­нин­гем Гейки, Аль­фред Эдер­шейм, Анри Дидон, Фран­суа Мориак, Дмит­рий Мереж­ков­ский, Анри Дани­ель-Ропс, Фултон Орслер, Артур Нисин. Но поскольку все они писали для Запада, появ­ле­ние еще одной книги этого направ­ле­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ной на рус­ского чита­теля, может быть оправ­дано.

В ней автор не ставил себе иссле­до­ва­тель­ских целей, а стре­мился лишь к тому, о чем гово­рил Вл.Соловьев в беседе с Побе­до­нос­це­вым, – просто рас­ска­зать о Христе. Рас­ска­зать на осно­ва­нии Еван­ге­лий, лучших ком­мен­та­риев к ним, а также других источ­ни­ков 6 . При работе были при­няты во вни­ма­ние важ­ней­шие резуль­таты совре­мен­ной ново­за­вет­ной кри­тики, но с учетом того, что и она сама нуж­да­ется в кри­ти­че­ском под­ходе.

Пред­на­зна­чена эта книга в основ­ном для тех, что прочел Еван­ге­лие впер­вые или даже совсем незна­ком с ним * . Поэтому рас­сказ начи­на­ется с внеш­них собы­тий, лишь посте­пенно при­бли­жа­ясь к темам более глу­бо­ким и слож­ным.

Впро­чем, иску­шен­ный чита­тель, быть может, тоже найдет здесь для себя нечто новое, хотя прямо ему адре­со­ван только раздел, отно­ся­щийся к “теории мифа” и про­ис­хож­де­нию Еван­ге­лий.

Автор наде­ется, что книга ока­жется небезын­те­рес­ной и для неве­ру­ю­щих. Любому чело­веку сле­дует иметь пред­став­ле­ние об Осно­ва­теле рели­гии, кото­рая стала неотъ­ем­ле­мой частью миро­вой куль­туры.

Цити­руя Новый Завет, автору при­шлось отка­заться от обще­упо­тре­би­тель­ного сино­даль­ного пере­вода. Досто­ин­ства его несо­мненны, но, сде­лан­ный более полу­тора веков назад, он уста­рел как в науч­ном, так и в лите­ра­тур­ном отно­ше­нии. Поэтому в книге исполь­зо­ван (с неко­то­рыми поправ­ками) новый пере­вод, осу­ществ­лен­ный в Париже под редак­цией архи­епи­скопа Кас­си­ана 7 .

Ссылки на лите­ра­туру при­ве­дены только в самых необ­хо­ди­мых слу­чаях. Жела­ю­щие углу­бить свои знания в этой обла­сти могут обра­титься к трудам, ука­зан­ным в биб­лио­гра­фии.

Если пред­ла­га­е­мый очерк помо­жет чита­телю лучше понять Еван­ге­лие, про­бу­дит к нему инте­рес или просто заста­вит заду­маться, цель автора будет достиг­нута.

Пер­во­на­чально книга печа­та­лась отдель­ными гла­вами в “Жур­нале Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии” и “Цер­ков­ном Вест­нике” (Бол­га­рия); цели­ком же она вышла в изда­тель­стве “Жизнь с Богом”, кото­рое так много сде­лало для эку­ме­ни­че­ского сотруд­ни­че­ства хри­стиан. Под­го­то­вить новый пере­ра­бо­тан­ный вари­ант автор решил по просьбе друзей, а также учи­ты­вая отклики и поже­ла­ния чита­те­лей. Бла­го­дар­ность людям, помо­гав­шим в работе, автор не может выра­зить ничем, кроме молит­вен­ной памяти об их само­от­вер­жен­ном труде.

Поп Иван Богоявленский испытал кризис веры. Он хотел сменить фамилию, а когда власти не разрешили, объявил о переходе в ислам. Это вызвало скандал среди местного духовенства, но поп не сдался.

За минуту

Поп Иван Богоявленский был сухоньким и желчным старичком. У него уже были внуки, старший сын сам служил священником, младший учился в семинарии. Но вдруг отцу Ивану захотелось изменить фамилию.

Он не мог объяснить внятно, что он своей скучной жизнью совсем не тянет на Богоявленского. Начальство же его прошение не удовлетворяло.

Отец Иван купил граммофон. Выписал и пластинки – светскую танцевальную музыку, иудейского кантора. Поп мучил щенка, поднося его к раструбу граммофона. Бедное животное сошло с ума от злых шипящих звуков машины.

Поп продолжил эксперимент на двух других щенках, но те оказались менее чувствительны к угрожающим сипениям граммофона.

Дьякон, не подозревая того, посеял в попе неверие. И когда вышел указ о том, что граждане могут менять вероисповедание, отец Иван решил принять магометанство.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Александр Мень Сын человеческий, с илюстрациями

Сын человеческий, с илюстрациями: краткое содержание, описание и аннотация

Главная книга о. Александра Меня - рассказ о земной жизни Иисуса Христа Книга стремится ясно и правдиво восоздать евангельскую эпоху, донести до читателя образ Иисуса из Назарета таким, как Его видели современники. Жизнеописание Христа строится на основе Евангелий, лучших комментариев к ним, а также других литературных источников, указанных в библиографии (675 наименований). Книга снабжена богатыми приложениями, которые помогут глубже познакомиться с евангельской историей и историей ее исследования.

Александр Мень: другие книги автора

Кто написал Сын человеческий, с илюстрациями? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Александр Мень: Сын Человеческий

Сын Человеческий

Александр Мень: Почему нам трудно поверить в Бога?

Почему нам трудно поверить в Бога?

Александр Мень: Православное богослужение. Таинство, Слово и образ

Православное богослужение. Таинство, Слово и образ

Александр Мень: О себе…

О себе…

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Александр Мень: История религии. В поисках пути, истины и жизни.

История религии. В поисках пути, истины и жизни.

Йозеф Ратцингер: Иисус из Назарета

Иисус из Назарета

Лоренс Гарднер: Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа

Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

протоиерей Александр Мень: ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ в 2 томах В поисках пути, истины, и жизни

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ в 2 томах В поисках пути, истины, и жизни

Александр Мень: Сын Человеческий

Сын Человеческий

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Сын человеческий, с илюстрациями — читать онлайн ознакомительный отрывок

Впоследствии, когда настал час испытания, первые женщины-христианки не покинули Господа, как прочие ученики. Они были на Голгофе в момент Его смерти, проводили Учителя до места погребения, и им первым была открыта пасхальная тайна.

Фото

У Марии и Марфы

Евангелие разрушило преграды, издавна разделявшие людей. Тем, кто соблюдал обряды Закона и кто не знал их, иудеям и чужеземцам, мужчинам и женщинам - каждому оно открывало дорогу в Царство Христово, где становилась второстепенной принадлежность к нации, сословию, полу, возрасту. Созерцая это чудо, апостол Павел восклицал: “Здесь нет эллина и иудея, нет обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всех - Христос!”[48].


Земная жизнь и жизнь вечная

Уверенность в том, что существует иная жизнь, которая продолжается и после распада тела, была свойственна людям с глубокой древности. Такие мыслители, как Платон и Посидоний, впервые дали этому взгляду философское обоснование. Они утверждали, что наш земной путь есть лишь прелюдия вечности. Платон даже называл умение готовиться к смерти главной добродетелью мудреца[49].

Ветхозаветная религия в этом смысле представляла собой исключение. Очень долго она не находила ответа на вопрос о посмертной участи человека. В результате иудеи вынуждены были заимствовать понятие о загробном мире у других народов. Халдеям и гомеровским грекам он рисовался в виде подземной области, где тени умерших влачат полусонное существование. По этому образцу в Ветхом Завете было создано представление о Шеоле, Преисподней. Настоящее же “продолжение жизни” видели главным образом в потомках[50].

До тех пор, пока личность еще не отделяла себя от целого, от племени, человек мог мириться с идеей родового бессмертия. Но с углублением индивидуального сознания она стала вызывать протест. Вопль Иова - потрясающее свидетельство о религиозном кризисе, через который пришлось пройти Израилю. Праведники страдают, а злые торжествуют. Где же искать правду Божию? Только в потустороннем? Но этого соблазна Ветхий Завет избежал. Отказаться от веры в справедливость и благость Сущего было тоже немыслимо. Значит, благая воля Творца должна быть неисповедимым образом явлена здесь, на земле.

Таково было состояние умов в Израиле, когда около IV века до н.э. он в первый раз услышал благовестие о вечной жизни. Но не “бессмертие души” открылось ему, а грядущее возрождение, воскресение целокупного человека, когда и дух, и плоть, и все творение Божие смогут стать причастными вечности[51].

Иудейские богословы освоились со столь новым для них представлением не сразу. Автор Экклесиаста и Иисус, сын Сирахов, так и не смогли принять его. Только во II веке до н.э. оно превратилось в догмат иудаизма, составную часть его церковного предания. Впрочем, саддукеи решительно отказались переосмыслить взгляд на посмертие и сохранили прежнее понятие о Шеоле.

Иисус Христос полностью подтвердил веру в воскресение из мертвых. Однако, постоянно указывая на реальность “будущего века” и на победу Бога над тлением, Он не проповедовал спиритуализма, для которого земная жизнь - призрак.

Евангелие учит не только о потустороннем, а и о том, как нам должно жить сегодня.

Бессмертие, воскресение, Царство Божие неотделимы от того, что совершается в этом мире. Если человек станет пренебрегать своим земным служением, это будет изменой его призванию. С другой стороны, тех, кто все силы отдает только материальному, ждет неминуемая катастрофа.

Жизнь коротка. В любой момент от нас могут потребовать отчета. Чтобы напомнить об этом, Иисус рассказал притчу о богаче, который помышлял лишь о том, чтобы в его житницах было больше зерна. Однажды, в урожайный год, он задумал построить себе новые амбары, но именно тогда пробил его смертный час, и все хлопоты пошли прахом. “Таков, - заключает Иисус, - собирающий сокровища себе, а не в Бога богатеющий”[52].

Алчность, погоня за земными благами делает человека ущербным; забывая о нетленных сокровищах духа, он обворовывает себя. Нет ничего страшнее этой слепоты.

Александр Мень - Сын Человеческий

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Сын Человеческий"

Описание и краткое содержание "Сын Человеческий" читать бесплатно онлайн.

Главная книга о. Александра Меня — рассказ о земной жизни Иисуса Христа.

Книга стремится ясно и правдиво воссоздать евангельскую эпоху, донести до читателя образ Иисуса из Назарета таким, как Его видели современники. Жизнеописание Христа строится на основе Евангелий, лучших комментариев к ним, а также других литературных источников, указанных в библиографии (675 наименований).

Книга снабжена богатыми приложениями, которые помогут глубже познакомиться с евангельской историей и историей ее исследования.

Протоиерей Александр Мень

Светлой памяти моей матери

Для чего написаны эти страницы? Нужны ли они, если об Основателе христианства было уже столько сказано?

Итак, если мы хотим знать правду о Христе, то должны искать ее прежде всего в Евангелии.

Но тот, кто впервые берет его в руки, может столкнуться с известными трудностями. Ведь авторов Нового Завета отделяют от нас почти две тысячи лет. Современному человеку бывает нелегко понять многие их намеки, обороты речи, а подчас даже самый ход их мысли, что вызывает необходимость в комментариях, которые давали ключ к Евангелию.

Изучение новозаветной письменности давно уже стало целой наукой. Сотни толкователей — богословов, историков, филологов — проделали огромную работу по разбору и сопоставлению текстов, по уточнению их смысла. Они кропотливо исследователи каждую главу и каждый стих Евангелия.

Ценность этих аналитических трудов бесспорна. Они помогли уяснить немало важных подробностей. Однако авторы их следовали методу, который нередко оставлял на втором плане главное. Обширные критические экскурсы о Матфее, Марке, Луке и Иоанне почти заслонили самого Христа. А ведь евангелисты стремились донести до нас именно весть о Сыне Человеческом, Который есть альфа и омега христианства; без Него оно лишается души, попросту говоря, не существует.

Вот почему за последние полтора века в евангельской историографии, наряду с богословским и литературным анализом, стали использовать также и метод обобщения, синтеза. Авторы, которые пошли по этому пути, хотели, опираясь на данные текстуальной критики, воссоздать целостную картину земной жизни Христа.

Одним из первых этот подход применил известный русский проповедник, архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов). Его очерки вышли в 1828 году под названием “Последние дни земной жизни Иисуса Христа”. Книга с тех пор выдержала много изданий и продолжает пользоваться широкой популярностью. Однако она охватывает только события Страстной недели.

Остается сожалеть, что опыт подобной “биографии” Христа, написанной в форме связного повествования, был предпринят впервые автором нехристианским. Речь идет об Эрнесте Ренане, французском историке и мыслителе, книга которого “Жизнь Иисуса” появилась в 1863 году.

В ней автору удалось нарисовать яркую и правдивую панораму евангельской эпохи и необычайно живо изобразить Самого Основателя христианства, хотя, будучи по мировоззрению скептиком-позитивистом, Ренан в значительной мере исказил Его облик.

Успеху “Жизни Иисуса” немало способствовало и то, что центральная тайна Евангелия — тайна Богочеловечества — в христианском сознании оказалась фактически утраченной. Это естественно привело к реакции, выразителем которой стал Ренан. Вскоре после выхода в свет его книги соотечественник Ренана пастор Эдмон Прессансе писал: “Человечество Христа очень часто приносилось в жертву Его Божеству, забывали, что последнее неотделимо в Нем от первого и что Христос. не Бог, скрывшийся под видом человека, но Бог, сделавшийся человеком, Сын Божий, униженный и поруганный, говоря смелым языком ап.Павла, Христос, действительно подчинивший Себя условиям земной жизни. Христа очень часто представляли нам как отвлеченный догмат, и потому бросились в противоположную крайность”[2].

И поклонников, и противников Ренана сначала больше занимали его философские взгляды; когда же интерес к ним остыл, а страсти, разгоревшиеся вокруг “Жизни Иисуса”, стали утихать, отчетливо обнаружились достоинства примененного в книге метода[3].

Характерен случай, который рассказывали о Владимире Соловьеве. Однажды, беседуя с обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым — человеком крайне консервативным, философ попросил у него позволения издать по-русски “Жизнь Иисуса”, снабдив ее критическими примечаниями.

— От вас ли я это слышу? — возмутился обер-прокурор. — Что это вам в голову пришло?

— Но ведь надо же наконец народу о Христе рассказать, — ответил, улыбаясь, Соловьев.

Сам он относился к Ренану отрицательно, но хотел подчеркнуть, что, как правило, богословские труды критиков и толкователей мало приближали людей к евангельскому Христу, скорее даже отдаляли от Него. В этом смысле на их фоне мог выигрывать и Ренан.

Неудивительно, что вслед за книгами архиеп.Иннокентия Херсонского и Ренан стали выходить другие, написанные в том же жанре, и число их с каждым десятилетием увеличивалось. Нередко, правда, результаты получались спорными и противоречивыми. Одни хотели видеть в Назарянине только реформатора иудейства, другие — последнего из пророков; сторонники насилия изображали Его революционером, толстовцы — учителем непротивления, оккультисты — “посвященным” эсотерического ордена, а враги традиционных общественных устоев — борцом против рутины. “Есть нечто трогательное, — замечает известный историк Адольф Гарнак, — в этом стремлении всех и каждого подойти к этому Иисусу Христу со стороны своей личности и своих интересов и найти в Нем самого себя или получить хотя бы некоторую долю в Нем”[4]. С другой стороны, в таких попытках обнаруживалась узость людей, которые силились разгадать “загадку Иисуса”, исходя только из своих, подчас весьма односторонних воззрений.

Между тем личность Христа неисчерпаема, она превосходит все обычные мерки; вот почему каждая эпоха и каждый человек могут находить в Нем новое и близкое им. Об этом в частности свидетельствует и история искусства. Если мы сравним фреску в катакомбах Рима или древнерусскую икону с изображением Христа у Эль Греко или модерниста Шагала, то легко убедимся, как по-разному преломлялся Его образ на протяжении веков.

Как же можно проверять и корректировать эти трактовки в живописи, в науке и литературе?

Единственным критерием здесь является само Евангелие, на котором основаны все попытки изобразить Сына Человеческого.

Правда, некоторые историки утверждают, что Евангелия слишком лаконичны, чтобы дать материал для “биографии” Иисуса. Действительно, в них опущены многие факты, ряд конкретных деталей остается неясным, но непредубежденный исследователь найдет в них все важнейшие черты жизни и учения Христа. К тому же скудость источников обычно не мешает создавать жизнеописания великих людей, о которых сохранилось куда меньше достоверных данных[5].

Есть и богословы, отвергающие возможность изложить евангельскую историю лишь на том основании, что Новый Завет не “объективный рассказ”, а проповедь о спасении и Спасителе мира. Но если даже Евангелия и возникли как книги церковные, богослужебные, содержащие благовестие веры, это вовсе не исключает их исторической ценности. Созданные не летописцами и не историками, они, однако, содержат свидетельство, пришедшее к нам из первого века Церкви, когда еще были живы очевидцы земного служения Иисуса.

Повествования евангелистов подтверждаются и дополняются античными и иудейскими авторами, а также открытиями современных археологов. Все это позволяет считать задачу биографов Иисуса Христа вполне осуществимой.

Разумеется, чисто исторический аспект не может являться главным в Его “биографии”.

Сын Человеческий принадлежит не только прошлому. Сегодня, как и в то время, когда Он жил на земле, Его любят, в Него верят и с Ним борются.

Однако нельзя забывать, что путь Христов проходил среди людей определенного времени, что к ним в первую очередь было обращено Его слово. Св.Иоанн Златоуст рекомендовал, читая Евангелие, представлять себе конкретную обстановку, служившую фоном священных событий. Теперь мы можем следовать этому совету успешнее, чем во дни самого Златоуста, поскольку располагаем более подробными сведениями об Иудее I века.

Увидеть Иисуса Назарянина таким, каким видели Его современники, — вот одна из главных задач книги о Нем, если она строится по принципу историко-литературного синтеза. Среди христианских авторов, руководствовавшихся этим принципом, наибольшую известность приобрели Фредерик Фаррар, Коннингем Гейки, Альфред Эдершейм, Анри Дидон, Франсуа Мориак, Дмитрий Мережковский, Анри Даниель-Ропс, Фултон Орслер, Артур Нисин. Но поскольку все они писали для Запада, появление еще одной книги этого направления, ориентированной на русского читателя, может быть оправдано.

Читайте также: