Краткое содержание своими словами

Обновлено: 05.07.2024

Дети все время требуют, чтобы родители почитали им новые сказки. Поначалу взрослые выбирают то, с чем сами хорошо знакомы. Но рано или поздно наступает момент, когда в руки попадает совершенно новая книга. И по названию бывает очень трудно определить, о чем она. А еще труднее предсказать, понравится она вашему ребенку или нет. Вот тут на помощь и приходит этот раздел, в котором собраны краткие содержания многих детских сказок.

Пересказы помогут решить, стоит ли читать конкретную книгу вашему ребенку, будет ли ему это интересно. В них указаны имена основных персонажей, главные сюжетные повороты и небольшая затравка на финал, которая призвана заинтересовать читателей и побудить их прочитать книгу целиком. Естественно, сама концовка держится в секрете. По объему большинство пересказов весьма небольшие, авторы смогли в одном абзаце изложить всю суть произведения. Это очень похоже на аннотацию, которую пишут на первой или последней страницы любой книги.

Пересказы могут помочь и родителям. Например, они могут прочитать краткое содержание какой-нибудь сказки, а потом рассказать ее своими словами ребенку. Любой малыш будет в восторге от того, что его папа или мама знают столько необычных историй. А раскрывать свой секрет детям вовсе и не обязательно.

Итак, пересказы – это весьма полезный раздел:

  • Они позволяют лучше ориентироваться в сказках.
  • Они позволяют выбрать именно ту сказку, которая точно понравится ребенку.
  • Они позволяют сориентироваться в новой литературе, которая сегодня выходит регулярно.
  • Они помогают родителям экономить время при выборе новой книги.

Для удобства пользователей, раздел пересказы систематизирован по авторам и жанрам сказок. Так будет еще проще выбрать из огромного многообразия литературы.

Ученикам и студентам часто задают пересказ прочитанного материала по литературе, русскому языку и другим предметам. Когда ребёнок проговаривает вслух важные факты, он быстрее их запоминает. Специалисты считают, что научиться пересказывать текст нужно ещё в дошкольном возрасте. Такое умение необходимо для развития речи и логического мышления, этим навыком нужно овладеть любому учащемуся.

  • Важность изложения
  • Возможные проблемы
  • Разновидности пересказа
  • Основные правила
  • Работа с детьми старшего возраста
  • Ошибки родителей
  • Полезные советы

Как научиться пересказывать текст

Важность изложения

Пересказ текста

Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.

Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Ребёнок не умеет читать

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.

Разновидности пересказа

Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.

Основные виды пересказа:

Разновидности пересказа

  • Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
  • Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
  • Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.

Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

Ребенок читает текст

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.

Работа с детьми старшего возраста

Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:

Ученица занимается

  • Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
  • Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
  • Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
  • Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
  • Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
  • Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
  • Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.

Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.

Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.

Ошибки родителей

Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.

Типичные ошибки родителей:

Привычка перебивать своё чадо

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

Как научить ребенка пересказывать текст

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.

Выступили Лавров и Козак. Краткое содержание: Владимир Владимирович, ну задолбали уже все они пуще горькой редьки! Ну сделайте что-нибудь, терпеть это больше нет никакой мочи. Нуу, идиоты они, честное слово. При ОБЫЧНОМ ходе событий выполнять ничего они НЕ БУДУТ.

Цитата: Кот Базилио ака Cat Bazil от 21.02.2022 17:29:31 Выступили Лавров и Козак. Краткое содержание: Владимир Владимирович, ну задолбали уже все они пуще горькой редьки! Ну сделайте что-нибудь, терпеть это больше нет никакой мочи. Нуу, идиоты они, честное слово. При ОБЫЧНОМ ходе событий выполнять ничего они НЕ БУДУТ.


Козак выступал очень слабо
Очевидно, что ВВП нужно мнение на которое он будет опираться для уже принятого решения.
Вместо чётких и лаконичных формулировок много воды, полутонов и т.д.
На нужные формулировки его уже выводил сам ВВП

© 2007-2022 Глобальная Авантюра. Все права защищены и охраняются законом. При использовании любого материала любого автора с данного сайта в печатных или Интернет изданиях, ссылка на оригинал обязательна. Мнение администрации не обязательно совпадает с мнением авторов документов и комментариев, опубликованных на сайте.

Краткий пересказ - это выборочное изложение событий произведения. Чаще всего в кратком изложении нет многих деталей (цвет платья героини, описание рассвета и т.д.), потому что именно художественные детали создают общую картину произведения. В кратком пересказе есть лишь основные события от начала до конца. Для полного понимания текста пересказа не достаточно, он хорош для тех случаев, когда нужно обновить в памяти хронологию событий произведения. Для осмысления текста лучше читать произведения полностью.

Понятие краткого пересказа

Пересказ – это передача содержания текста своими словами, то есть во время пересказа человек излагает содержание какого-либо произведения своими словами. Пересказ удобно делать по плану. Необходимо выделить основные ключевые моменты произведения, опираясь на которые, легче будет сделать пересказ. Пересказ может кратким, то есть когда содержание произведения передается в небольшом объеме.

Повествование ведет рассказчик. Проезжал он однажды через станцию, на которой смотрителем был Самсон Вырин. Рассказчик промок под дождем и на станции собирался попить чай и сменить одежду. Пока рассказчик рассматривал дом, дочь смотрителя Дуня, подавала к столу. На стенах дома были изображения блудного сына. Переодевшись, все трое сели трапезничать, обстановка располагала к общению, что рассказчику не хотелось уезжать от своих новых знакомых.
Спустя несколько лет рассказчик снова заехал проведать своих знакомых. Дом смотрителя стал:

  • неухоженным,
  • неуютным,
  • одиноким.

А сам смотритель был невесел, даже угрюм. Выпив рюмку, он рассказал, что произошло. Несколько лет назад, заехал к ним офицер Минский, который очень злился, что долго не подавали лошадей, но после того, как он увидел дочь Вырина, подобрел и остался на ужин. На следующий день Минскому стало плохо и он остался отлеживаться у Смотрителя. После выздоровления Минский собрался уезжать и предложил довести Дуню до храма. Смотритель был не против. Однако больше дочь он не увидел.

Это событие тяжело перенес смотритель и заболел горячкой. Спустя некоторое время, поправившись, он отправился на поиски Дуни в Петербург. Несколько раз смотритель пытался встретиться с дочерью, но его попытки были безуспешны, с тех пор он ничего не знал о своей Дуне.
Спустя какое-то время рассказчик снова ехал через знакомую станцию. Остановившись, он узнал, что станции больше нет, а смотритель умер. Сын нового хозяина дома отвел рассказчика на могилу смотрителя и поведал о том, что на могилу приезжала барыня и долго плакала.

Читайте также: