Краткое содержание ставропольские ногайцы

Обновлено: 08.07.2024

Ногайцы принадлежат к тюркской группе народностей, издавна проживающих на территории Северного Кавказа. Как показывают последние данные, сегодня в России насчитывается более 103 тысяч человек, что причисляют себя к этой национальности. История ногайцев богата и крайне интересна.

Этот народ знал и великие трагедии, и не менее яркие эпохи свершений. Много веков назад ногайцы сумели создать своё государство, что стало одним из могущественнейших образований в их краях. Однако сегодня они живут на территории самых разных стран — России, Румынии, Болгарии, Украины, Турции и Узбекистана. Как же происходило формирование народа? И куда исчезло его государство?

Ногайцы в древности

На территориях, где сегодня проживают ногайцы, в далёкой древности царствовали самые разные племена. Именно поэтому историки не выделяют одного предка ногайского этноса, а указывают, что их основой стали сираки, уйгуры, булгары, кипчаки, мажары и прочие племена, что в большинстве своём вели кочевой образ жизни.

Чаще всего история народа начинает прослеживаться с той поры, когда соседние племена используют его название в своих документах. Как ни странно, но слово “ногайцы” использовалось преимущественно русскими и европейскими авторами, а вот восточные путешественники и историки давали им определение “мангытов”. Причиной было сложное разделение кипчакских племён, произошедшее после завоевания их земель другими народами.

Ногайские девушки в традиционных костюмах.

Ногайские девушки в традиционных костюмах.

Происхождение названия

Но что значит слово “ногайцы”? Его неразрывно связывают со знаменитым политическим деятелем Золотой Орды, Ногаем. Именно ему принадлежит заслуга группировки своих соплеменников, благодаря чему выявились некоторые этносы и, в первую очередь, ногайцы, названные в честь “прародителя”.

В XIII веке, когда жил Ногай, основная часть монгольского населения приняла сторону его противника, Токтая. Именно поэтому Ногай сплотил кипчакские, половецкие, узо-печенежские и родственные им племена. Смешение общин стало основой для появления нового народа — ногайцев.

Ногайская княжна

Ногайская княжна

“Можно согласиться в некоторой степени с мнением Р. Г. Кузеева, что «основное на­селение Ногайской Орды составляли племена, некогда (в XIII в.) входившие в состав войск Ногая — золотоордынского темника из рода Джучи”.

Появление Ногайской Орды

Времена становления ногайцев и расцвета их культуры приходятся на период распада Золотой Орды. Тогда на “руинах” некогда могущественного государства появляется Ногайская Орда. Она стала последним из поистине великих государств кочевых племён, оказала огромное влияние на различные тюркские народности.

Ногайская Орда стала не просто государственным образованием, но и местом слияния самых разных племён. Исследователь М. Ахмедзянов в своём историческом очерке указывает следующее:

“Во времена Чингизхана племя Муйтан по собственному желанию присоединилось к Золотой Орде и перемещалось вместе с татарскими племенами Орды Чингизхана”.

Эти процессы продолжались и в период существования Ногайской Орды.

Ногайцы. Кубанской области

Ногайцы. Кубанской области

Укрепление Ногайской Орды и усиление государства во многом базировалось на высоком экономическом потенциале. Кроме того, через один из главных городов, Сарайчик, проходил основной караванный путь, ведущий из Западной Европы в Среднюю Азию. В XVI веке ногайцы налаживают меновую торговлю с русскими. Более того, многие воины Ногайской Орды несли службу в приграничных районах России.

Крайне напряжёнными отношения ногайцев были с Крымским ханством. В 1546 году многотысячное войско ногайцев отправилось в военный поход против крымцев. В районе Перекопа крымский хан нанёс сокрушительный удар окружённой ногайской армии. В этом бою погибли все ногайские воины, поскольку было приказано умерщвлять даже пленных.

Карта Московии, опубликованная Герберштейном в 1549 г.

Карта Московии, опубликованная Герберштейном в 1549 г.

После распада государства

Середина XVI века становится катастрофической для Ногайской Орды. Внутренние распри и борьба за власть, внешнее давление воинственных племён привели к распаду государства.

Орда была разделена на Большую, Малую и несколько отдельных частей. О былом могуществе уже не могло быть и речи. Многие ногайцы вынуждены были покинуть родину, расселяясь по югу России или уход в Турцию.

В 1783 году императрицей Екатериной II был издан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубани к России. В составе указанных регионов были и ногайские земли, однако их жители не спешили признавать себя подданными русских.

Ногайцы на Северном Кавказе в XVIII веке

Ногайцы на Северном Кавказе в XVIII веке

С ногайцами долгое время велась борьба, руководил которой А. В. Суворов. Часть ногаев признала власть России, часть предпочла скрыться в районе Кумы и Терека, что тогда стал спасительным для беглецов.

До начала прошлого века основным занятием ногайцев оставалось разведение скота, а сам народ вёл кочевой образ жизни. Основным местом в поисках пастбищ для животных являлась Ногайская Степь. Однако постепенно ногайцы начали приобщаться к оседлости, перенимая навыки земледелия у других племён. На военную службу в России ногаев не призывали, взаимен взимая с них особый налог.

Сегодня большая часть ногайцев проживает в Дагестане, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии. Многие из них слились с местным населением, ассимилировавшись и исчезнув как народ. К примеру многие ногайцы Турции в наше время идентифицируют себя как турки. Несмотря на это, культура память и традиции ногайцев о прошлом своего народа по-прежнему живы. И пусть сегодня у ногайцев нет собственного великого государства — они верят будущее, что станет не менее славным, чем жизнь их предков.

В богатой палитре национальностей нашего края есть народ, который можно смело занести в списки старейших жителей степей Северного Кавказа и Ставрополья, – ногайцы. Не все знают, что этот народ, название которого связано с именем хана Ногая, крупного военного и политического деятеля Золотой орды XIII века, имел свою государственность и посольства в Москве и Казани.

История ногайского народа неотделима от истории страны

Вот такие они - ногайцы.

В XV веке ногайская Орда играла серьезную политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. Ногайцы поставляли России лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу.

Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России, участвовали на стороне русских войск в Ливонской войне, в Отечественной войне 1812 года. В годы Великой Отечественной войны они участвовали в изгнании немецких фашистов из страны. Тысячи ногайцев были награждены боевыми орденами и медалями. Х.С. Кумуков из аула Икон-Халк Карачаево-Черкесской республики повторил подвиг Александра Матросова, удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден орденами боевой Славы всех трех степеней А.А. Асанов из аула Терекли-Мектеба Республики Дагестан.

В Ставропольском крае ногайцы – седьмая из наиболее многочисленных национальностей. По данным переписи 2010 года, их в регионе проживает 22 тысячи человек, расселенных в основном в Нефтекумском, Степновском, Минераловодском и Кочубеевском районах. На территории Ставропольского края проживает 21,2 % всего ногайского населения страны, по численности которого край занимает второе после Дагестана место.

Ногайцы широко представлены в бизнесе, органах власти в местах своего компактного проживания. Являются главами поселений, депутатами представительных органов местного самоуправления, руководителями хозяйств и предприятий.

В крае действуют общественная организация Ногайская региональная национально-культурная автономия Ставропольского края и местные ногайские национально-культурные автономии в Нефтекумском и Степновском районах Ставропольского края.

Руководители местных ногайских общественных организаций входят в состав консультативно-совещательных органов по вопросам межэтнических и этноконфессиональных отношений муниципальных образований на территории Нефтекумского и Степновского муниципальных районов.

Руководитель региональной национально-культурной автономии ногайцев Заурбек Шерпеев является членом Совета при губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений, а также заместителем председателя Общественного совета при комитете Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

Ногайские общественные организации активно включены в общественно-политическую жизнь своих районов и края. Интересен тот факт, что крымские татары и ногайцы имеют много общих черт, и не представляется возможным провести чёткую границу между этими двумя группами. И неудивительно, что наши ногайцы приняли активное участие в той гуманитарной помощи, что оказывал край Крыму после его присоединения к России.

Большую работу общественные организации ногайцев ведут по сохранению самобытной этнической культуры и традиций своего народа, имеющих многовековую историю. Их географическая разделенность, а ногайцы на Северном Кавказе живут на территориях всех субъектов округа, не мешает им поддерживать тесные связи, знать и гордиться лучшими представителями своей культуры.

Удивительно много-гранна деятельность Майи Рамазановой. Начав свою деятельность как педагог, спортсмен и добившись в этом заметных успехов, она еще и известная ногайская певица и композитор. Мая Рамазанова – автор ряда песен и музыкальных клипов. Песни пишет на стихи известных ногайских поэтов Суюна Капаева, Фариды Сидахметовой, Зухры Булгаровой, Асана Найманова и др. Участница многочисленных мероприятий и концертов, выступала в Краснодаре, в Астрахани, Дагестане, Крыму, Турции. Она выпустила ряд своих сольных альбомов. От ее песен веет теплотой и душевностью, в них отражается любовь к своему народу, его истории, обычаям и традициям. В настоящее время Майя Рамазанова – актриса ногайского государственного драматического театра КЧР.

Для того чтобы литературное творчество, песня, обряд были близки и понятны подрастающему поколению ногайцев, при поддержке органов образования на территории Ставропольского края более тысячи детей изучают ногайский язык в рамках факультативных занятий в школах Нефтекумского, Минераловодского, Кочубеевского районов.

На базе учреждений культуры Ставропольского края в местах компактного проживания ногайцев работают самодеятельные национальные художественные коллективы.

Духовным стержнем, нравственной основой ногайцев является Ислам. Вот что рассказывает о жизни ногайских мусульманских общин Ставрополья Фаиз Рахман Эсенов, заместитель муфтия Ставропольского края, раис-имам по Нефтекумскому району.

«Пока своего муфтията в Ставропольском крае не было, имамы мало общались, каждый был сам по себе. Но после создания при поддержке краевого правительства в 2010 году Духовного управления мусульман Ставропольского края и избрания муфтием Мухаммад-Хаджи Рахимова ситуация кардинально поменялась. У нас появился свой духовный и организационный центр, вокруг которого мы можем собираться, решать свои вопросы. В местах компактного проживания ногайцев мусульман есть мечети, специальные комнаты, где могут они молиться, отправлять необходимые обряды, просто встречаться.

Проводим учебу имамов, готовим к духовному служению молодежь. Организуем свои конференции, семинары, активно участвуем в мероприятиях, проводимых Координационным центром мусульман Северного Кавказа и мусульманскими организациями страны. Основные усилия направляем на пропаганду ценностей традиционного ислама, как религии мира и добра. Регулярно проводим конкурсы на лучшее знание Корана. В прошлом году конкурс чтецов Корана в Степновском районе посвятили памяти достойных единоверцев, безвременно ушедших из жизни. Специальную литературу по исламу в основном получаем из Кабардино-Балкарии, Карачево-Черкесской республики и Татарстана. Они ближе к нам по духу и вере.

Но в отношении поступающей в край религиозной литературы мы проявляем бдительность. В наших общинах не могут быть в ходу книги без выходных данных – кто автор, где напечатано. Требуем от имамов, чтобы на книгах, кроме этого, были печати нашего муфтията и подпись ответственного лица. Просим также оперативно сообщать о неизвестных лицах, появляющихся среди наших мусульман. Так мы минимизируем возможность проникновения в нашу среду чуждых нам идей, сеющих зло и распри.

Если говорить о проблемах, то очень мешают сформированные штампы негативного отношения к Исламу. Некоторые готовы в каждом мусульманине видеть экстремиста, а в каждой мечети – рассадник ваххабизма. Да что там говорить, даже в своей среде единоверцев делаешь замечание, – почему выпиваешь, сквернословишь, ведешь себя неподобающе, не всегда находишь понимание. Отмахиваются, – ай, отстань со своими ваххабитскими порядками. Но мы будем работать с такими, воспитывать. Все должны быть добропорядочными людьми, уважать друг друга, растить патриотов своей страны. Наша Родина – Россия, Ставропольский край, и мы все будем делать для их процветания".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кочевое население Предкавказских степей. Ногайцы. Туркмены.
Учитель истории Токарева Алина Александровна
МБОУ СОШ № 6 п. Нежинский 2021 г.

В XVI-XVII вв.
в Степном Предкавказье появились ногайцы и туркмены.

Караногайцы – простые ногайцы перекочевавшие в Моздокскую степь.
В 1723 году они обратились к Петру I c просьбой принять их в российское подданство.
1783-1785 г. возникают первые ставропольские ногайские аулы Тукуй-Мектеб и Абрам – Тюбе.
В 1785 г. на территории ногайцев созданы приставства – Караногайское, Калаус-Джембойлуковское, Ачикулак – Джембойлуковское, Калаус - Саблинское

Ставропольские туркмены
Туркмены – представители тюркоязычных народов –
населяют территорию среднеазиатского региона.
В 1635 г. впервые туркмены появились на
Северном Кавказе.
Долгое время они кочевали вместе с калмыками
по рекам Калаус, Чокрай, и Кума.

Туркменские рода: човдыр, игдыр, соинаджи, аббал.

К середине XIX в. на Ставрополье проживало около 13 тысяч туркмен.
В 1854тг. В урочище Красные Копани появилось селение Летняя Ставка ставшее резиденцией приставства туркменского народа. Второй резиденцией стала Зимняя Ставка за рекой Кумой.

Большой и Малый Барханчак, Шерет, Куликовы Копани, Озек-Суат.
Казылары – потомки астраханских калмыков принявшие ислам и вернувшиеся из Османской Империи.
В 1892 г. пристав Коневский стал закреплять туркмен на земле.

Краткое описание документа:

Презентация для 8 класса по Истории Ставрополья, издательство Просвещение. Содержание соответствует теме 1 параграфа, рассказывает о кочевых народах - туркменах и ногайцах.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Сейчас обучается 203 человека из 60 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 032 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2021 763
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 49 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Токарева Алина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ногайцы на выставке национальных подворий в Ставрополе в 2019 году.

– Например, у меня есть старший брат, и моя супруга никогда не разговаривает в его присутствии. Таков обряд. Нарушить молчание она может, только если он сам разрешит. И здесь есть еще одна традиция: они при этом должны обменяться подарками. Что касается женщин, то они, как правило, сразу разрешают невестке говорить, здесь не так все строго, как с мужчинами. Обычно это происходит во время свадьбы, на церемонии в доме мужа, – рассказывает председатель ногайской национально-культурной автономии Ставропольского края Зенадин Шандиев.

По его признанию, данный адат поддерживается многими современными ногайскими семьями, проживающими в Нефтекумском районе, откуда сам З. Шандиев. Хотя некоторые относятся к этому более демократично.

Смысл же традиции весьма глубокий, и сложно поспорить с Зенадином Зулкорнеевичем, отмечающим мудрость предков, придумавших ее. Во-первых, этот ногайский обычай, как и многие другие, сводится к почитанию и уважению людей старшего возраста. Со стороны жены это дань уважения к родне мужа. Во-вторых, молчание невестки в данном случае выступает залогом крепкой и дружной семьи. Дело в том, что женщина таким образом выпадает из процесса возникновения конфликтов. Если она молчит, значит, не может высказать недовольство или сказать что-то лишнее. Женщина по своей сущности более эмоциональная, чем мужчина, и данный адат является неким сдерживающим фактором и заведомо снижает вероятность возникновения какой-либо ссоры.

– Данный адат не только невестке запрещает говорить при старших, особенно мужчинах, но и мужчин точно так же сдерживает в выражении своих эмоций или недовольств. Ногайский мужчина никогда не скажет при невестке лишнего, за что потом будет стыдно. Я бы сказал, что эта традиция дисциплинирует членов семьи в плане уважительного отношения друг к другу. Особенно это видно в больших семьях, где взрослые дети живут со своими семьями. А если в семье все чувствуют себя комфортно, то и ссор нет. Адат молчания невестки благотворно сказывается на микроклимате семьи и только скрепляет семейные узы.

Пресс-служба комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества.

Читайте также: