Краткое содержание советы по выживанию в школе

Обновлено: 02.07.2024

Для этого существует психолог? Существует. Но решать проблемы приходится ученику самому.

Как у Конфуция, не получается: хочешь учиться — учиcь, не хочешь, никто не неволит. Считается, что у Конфуция было 3000 учеников, которых он водил по стране, по горам и долам, чтоб они познавали все практически, анализировали и обобщали. Одни жаждующие присоединялись, другие покидали учителя, и так несколько лет.

А мы сидим 11 лет за партой, упорно смотрим в затылок друг другу.

80-90-е, когда учились и доучивались мои сыновья, прошли для меня не очень болезненно. Мальчики учились хорошо, проблем внутри классов не было.

Конечно, конфликты бывали, у кого их нет? Но все разрешалось, скажем так, с помощью разума обеих сторон.

Школу мальчик окончил, уехал в Москву, поступил в престижный институт, сейчас успешный специалист. В чем он оказался маргиналом, где было начало, так и не знаю. Только книге В.Железникова и фильму Р. Быкова я с тех пор верю.

И вот после большого перерыва я снова в школе. С пятиклассницей. Этакая пигалица с непростой судьбой. Контактная, приветливая, общительная, добросердечная, симпатичная.

Делая уроки, прерываемся на разговоры обо всем, но больше о школьных предметах и школьной жизни. Считаю, что домашних заданий дается много. Во всяком случае нам после локдауна, а моя девочка пережила жесточайший локдаун, поначалу было совсем невмоготу. Закончив, наконец, домашние задания, я шла под душ и падала камнем в постель.

И вот тут настигло то, чего я никак не ожидала: проблемы с классом. Не предполагала при характере внучки. Поэтому и купила книгу, не раздумывая, а, читая, искала рецепты, вспоминала собственный опыт.

Что надо делать

1. Быть коммуникабельным и дружелюбным. Большое количество друзей и приятелей — гарантия от происка врагов.
2. Стараться хорошо учиться — это спасает если не от большинства, то от многих проблем.
3. Не принимать неудачи слишком близко к сердцу.
4. Постараться как можно раньше определить главное занятие в жизни — и станет легче.
5. Надо беречь здоровье — оно еще пригодится.

Чего не надо делать

Памятка Эдуарда Веркина не истина в последней инстанции, но все же скорей объективна, чем нет.

Я надеюсь у нас все получится. У Заболоцкого есть замечательные слова:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

Жизнь в школе всегда была не простой. Поэтому надо приветствовать любое внимательное и доброжелательное наблюдение, не отвергать советы, идущие от сердца. Особенно полезно обращаться к опыту наших известных педагогов. И, конечно, как и любой элемент общества школа не может обойтись без изменений, необходимых и оправданных трансформаций.

Но когда чиновница от минобра, Ракову имею ввиду, бодро рапортует, что им удалось освободить учеников и школу от влияния родителей, связанных памятью и прожитым опытом с негативным прошлым страны, а теперь предстоит усовершенствовать и сам процесс учебы, признав школу и учащихся равноправными партнерами, - приходится начать голову ломать, как уберечь страну от очередной напасти. Чиновницу убрали за многомиллионные хищения. Но ее разработки по реформированию школы, судя по таинственным фактам ее биографии, с лондонскими истоками, продолжают продвигать.

С наступившим Новым годом Вас!

Спасибо! Иногда мне кажется, что проблемы эти уже никого не трогают, но вот Вы написали, и теплей на душе. Значит, не все еще потеряно, еще можно побороться за души наших детей.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Купила сыну на подарок, читаем с удовольствием, неординарные подходы, к проблемам. Купила еще одну на подарок учителю.

Покупала сыну 10 лет, но пока не дам. Сама прочитала с большим интересом, живо вспоминая свою школу. Сыну дам года через два, скорее всего.
Интересное, юморное, живое (животрепещущее, я бы даже сказала :)) ) пособие, как не загнуться в обычной (дворовой) школе, не стать изгоем, жертвой, невротиком. Книга циничная, да и сам автор это признает. Общий настрой: "с волками жить - по волчьи выть". Множество соблазнов, которые поджидают подростков, описаны не с точки зрения "ай-ай, это не хорошо, не этично и боженька не велит", а с позиции "как именно ты получишь за это по шапке". Людям с ТДО (тонкой душевной организацией) читать не рекомендую.
Что касается издания, то претензий у меня нет никаких (либо я огрехи, увлекшись чтением, не заметила :) ).

Издание на среднего качества бумаге, твердая тройка.
Книга для тех детей, у кого в школе есть сложности не столько с учебой, сколько с собственным позиционированием. Текст сложный, местами сильно художественный, с достаточной долей трагизма и пафоса, читать непросто.
Категорически не рекомендую тем детям, у кого в школе в принципе все хорошо, и есть только отдельные вопросы и сложности. И родителям, которые с удовольствием ходили в школу, тоже нет смысла это читать.
Остальным "школоненавистникам" - поможет. Жаль только, что книга не выполняет самой важной задачи. Она отлично рассказывает ребенку то же, что и очередной взрослый - каким должен быть ребенок, чтобы все было хорошо. Но не говорит, _как_. Учит местами жить "по понятиям" - но не говорит, в каких ситуациях уже совсем-совсем пора бежать за помощью к родителям и учителям: многие из описанных проблем находятся в компетенции и решаются администрацией школы.
Мой вывод: книга подойдет тем, для кого жизнь - страдание и борьба.

Книга довольно интересная. Но для ребенк она будет сложновата. Я бы даже посомневалась насчет среднего школьного возраста. Моему сыну одиннадцать, сам он к ней интереса не проявляет, но вместе со мной пытается разобраться. Приходится многое ему объяснять, чтобы понял смысл. А вот сама я кое-что почерпнула и в некоторых моментах смогла ребенку дать дельный совет.

Книга показалась достойной внимания. Однако подходит она школьникам СРЕДНЕГО, не младшего возраста. Проблемы, рассматриваемые автором, актуальны. Язык, которым написана книга, довольно живой, читать не скучно.
Оформление книги неплохое, хотя мне тоже показался неудобным увеличенный формат. Обложка твердая, бумага чуть просвечивает, шрифт читабельный, имеются черно-белые тематические иллюстрации а-ля карандашные зарисовки.
Выкладываю фото одной из глав книги целиком.

Купила 9 летнему ребенку(есть проблемы), прочитала почти до конца сама. Можно сказать с уверенностью- книгу можно давать для самостоятельного прочтения ребенку. Рассматриваются важные вопросы: как не стать изгоем в классе, как избавиться от страхов и комплексов(типа заика, толстый и т.д.). Теоретически автор дает те же рекомендации, что и родители( начни учиться, занимайся спортом, развивай кругозор, не поддавайся на провокации, не спеши дружить с кем-попало, не кури и т.д.). Но эти советы поданы несколько иначе, чем их произносят родители. Есть шанс, что уставший от нотаций ребенок эту книгу воспримет как надо. Книга разбавлена несколько однообразными черно-белыми иллюстрациями, а также изречениями педагогов, записями в дневнике. Иллюстрации без восторга, а вот записи иногда вызывают гомерический хохот. Читаю с удовольствием, иногда зачитываю, что-то ребенку и обсуждаю с ней. Думаю книгу можно дать ребенку от 10 лет, возможно она станет настольной для подростка. Однозначно советовала бы прочитать эту книгу всем родителям(причем даже "безпроблемных" детей).

В школе учились все. Ну, если не учились, то хотя бы ходили в нее. Посещали. Просиживали. Протирали штаны.

Поэтому эта книга окажется интересной всем.

Тем, у кого школа осталась позади, будет приятно пощекотать нервы, вспомнить, так сказать, детство грозовое.

Тем, кто учится в младших классах, эта книжка станет интересна чуть позже. А пока им будет просто интересно ее полистать, картинки посмотреть. Картинки из будущей взрослой жизни.

Но в основном она рассчитана на тех, кто учится в средних классах. На мальчишек и девчонок самого безбашенного возраста.

Да и ученикам выпускных классов прочитать ее не помешает. У них школа уже почти позади — но страницы, посвященные выбору будущей профессии, их непременно заинтересуют. Ну и, конечно же, никого не оставит равнодушным глава про выпускной бал…

Ну, вот, вроде бы, и все.

Хотя нет. Ведь есть еще родители. Им данная книга тоже будет полезна. Поскольку сами родители давно закончили учебу. И если они забыли свои школьные страдания, то пусть почитают эту книгу. И вспомнят.

А там глядишь — и своих детей больше понимать станут.

Ненавижу, ненавижу, ненавижу!

Глава 2 УЧЕНИКИ

Жизнь за последней партой

Глава 4 ПРИШЕЛЕЦ

Поплавай с имбецилами

Баллада о мертвых ежиках

Глава 9 УЧИТЕЛЯ

Работники батута и коня

Если зомби нападут

ЖИ-ШИ пиши с буквой Ы

Не имей сто друзей

Дас ист фантастиш

Глава 19 ВЫПУСКНОЙ

Не все то золото…

Указ о кухаркиных детках

В качестве заключения

Эдуард Веркин

Для мальчиков и девочек:

книга советов по выживанию в школе

Образование развивает все способности, в том числе и глупость.

Людей сближают школьная скалгья и другие несчастья.

Q-Ladnucb на парте

Книга советов по выживанию в школе - _1.jpg

Книга советов по выживанию в школе - _2.jpg

Кошмар начинается двадцать восьмого января. Двадцать восьмого начинают звонить одноклассники. Принимаются ездить по мозгам. Говорят — скоро первое февраля, это такой день, очнись, медуза, оторвись от экрана…

Первого или второго февраля, в первую субботу месяца — вечер встречи выпускников.

Встреча выпускников — это традиция, освященная десятилетиями школьной жизни.

Собираются ученики, собираются учителя, поют песни под гитару, пьют чай с тортом. Вспоминают, умиляются, роняют скупую мужскую или хрустальную девичью слезу на протертую рукавами парту, клянутся в вечной любви, рассматривают пыльные фотоальбомы…

Евтеев киснет. Киснет заранее. Он пытается придумать отмазки. Много работы, годовой отчет. Защемление межпозвоночных дисков. Приезд любимой тещи.

Но отмазки не проходят, одноклассники знают все отмазки заранее. Не помогает ничего.

Вечером первого февраля к Евтееву заезжают приятели. Прятаться бесполезно — будут звонить в дверь, пока не закипят мозги. Евтеев ломается. Его хватают и тащат на вечер встречи.

За километр до школы у Евтеева начинает болеть живот. Евтеев пытается сказать об этом своим одноклассникам, но они выдают ему лекарство от диареи. После чего Евтеев смиряется.

Они подъезжают к школе. Евтеева под руки выволакивают из машины и тащат внутрь.

Гардероб. Раздевалка. В пятом классе неизвестный расфи-гачил новую шапку Евтеева на полосы бритвой. Мать плакала, потом порола Евтеева ремнем. В шестом было еще хуже. На труд нужны были защитные очки, отец достал ему такие — просто роскошные, настоящие, токарные. В первый же день в раз-

девалке классный придурок принялся прыгать на портфеле Ев-теева и растоптал очки в пыль.

Справа от гардероба лестница. В том же пятом классе Евтее-ва толкнули на этой лестнице так, что он, грохнувшись, выбил два зуба.

И в девятом вытрясали.

Бассейн. Юдоль вечного позора. Сразу за бассейном спортзал. Юдоль вечного позора № 2…

Приятели тащат Евтеева дальше, вдоль всех школьных достопримечательностей.

Кабинет химии. В десятом классе Евтеев и Коркин прыгали до портрета Курчатова. Коркин был выше и до Курчатова допрыгивал легко, Евтеев же достать никак не мог. Но вот он поднапрягся, подпрыгнул и хлопнул ладошкой по роскошной курчатовской бороде. С победным воплем Евтеев приземлился. И тут же ему на голову обрушился великий ядерный физик. Портрет физика был заключен в уважительную стеклянную оправу, эта оправа рассекла затылок Евтеева, ему наложили тридцать швов.

Кабинет физики. Последних два школьных года Евтеев сидел под слайдером. И боялся, что этот слайдер на него тоже упадет. Но слайдер на него не упал, на него упала оконная рама, не выдержавшая напора ветра. Еще двадцать швов.

Кабинет директора. Здесь Евтеев был один раз, когда на него свалили попытку поджога с помощью дымовушки девчачьей раздевалки.

Актовый зал. Но до актового зала Евтеев не доходит, его хватают и под дружеское ржание приковывают наручниками к батарее в кабинете музыки. Такова традиция. На выпускном именно Евтеева приковали к батарее, и именно он просидел на привязи пять часов, пока все остальные веселились и радовались жизни. Теперь каждый год его приковывают к батарее. Ненадолго, всего на пятнадцать минут. Но приковывают. Все в восторге.

Евтеев радостно смеется, хотя ему совершенно не до смеха. Его тошнит.

На следующее утро Евтеев просыпается счастливым — до следующего вечера встречи еще целый год.

Книга советов по выживанию в школе - _6.jpg

Человек покидает школу в семнадцать лет. В среднем. Некоторые раньше — в шестнадцать, некоторые, особо одаренные, чуть позже. Третьи вообще уходят после девятого класса, и школа для них заканчивается в четырнадцать. И что получается? Из семнадцати лет десять проходят в школе. В среднем же человек в нашей стране живет шестьдесят лет, потом в ящик. Обучение длится десять лет. Оригиналов, просиживающих в гостеприимных стенах МОУ (муниципальном образовательном учреждении) по четырнадцать лет или, напротив, развязывающихся со школьной премудростью за три года, брать не будем, как явления нетипичные. Получается, что средний человек проводит в школе где-то одну шестую часть своей не очень-то длинной жизни.

Плохие оценки не означают, что ребёнок не способен к усвоению элементарных знаний и до пенсии будет расклеивать объявления. Они лишь формальность. Чаще всего неожиданные тройки и двойки свидетельствуют о наличии других проблем. Возможно, ребёнок всё быстро схватывает и на уроках, вместо того чтобы слушать учителя, занимается своими делами. Бывает также, что оценки занижают искусственно. В этом случае родителям стоит принять меры: сходить в школу, поговорить с педагогом и при необходимости с директором.

Важно не ругать малыша за плохие оценки, а попытаться вместе с ним разобраться, с чем у него возникли трудности. Возможно, учитель недостаточно квалифицированно объясняет предмет или просто у ребёнка не лежит к нему душа.

Как общаться с учителем, который вас недолюбливает

Как давать сдачи (и надо ли)

Платить школьным хулиганам той же монетой — плохая стратегия. Получив пару шишек и синяков в драке, ребёнок рискует потерять остатки авторитета в глазах одноклассников. Исследования A multi-informant longitudinal study on the relationship between aggression, peer victimization, and dating status in adolescence показывают, что любовь к дракам снижает популярность мальчиков среди девочек, и наоборот. Ябедничать и мстить — тоже плохая идея. Проучить недоброжелателей можно только мирным способом. Например, повысив свою успеваемость.

Ребёнку важно дать понять, что авторитет в школе заслуживается не пинками и толчками, а уровнем знаний. Придирки и насмешки хулиганов очень просто игнорировать. Важно обзавестись единомышленниками — теми, кто стремится получить как можно больше полезных знаний и навыков.

Что делать, если над ребёнком издеваются одноклассники

Школьная травля может иметь долгоидущие последствия для всех её участников. Исследования Adult Psychiatric Outcomes of Bullying and Being Bullied by Peers in Childhood and Adolescence показывают, что жертвы и инициаторы школьной травли, достигнув 19–26 лет, чаще страдают от депрессии, тревожного расстройства, диссоциального расстройства личности, принимают наркотики и даже пытаются покончить жизнь самоубийством.

Родители и учителя должны разобраться в ситуации при первых признаках травли. Если пустить всё на самотёк, против ребёнка может ополчиться весь класс и его придётся перевести в другую школу.

Если никто в течение долгого времени не замечал, что ребёнок находится в состоянии стресса, не успевает по предметам и сторонится одноклассников, толку от классных собраний и дальнейших переговоров с учениками и их родителями не будет. Ребёнок останется изгоем среди сверстников.

Как помочь застенчивому ребёнку проявить себя

Застенчивые дети считают Shy Children in the Classroom: From Research to Educational Practice себя физически непривлекательными, с трудом заводят друзей, обладают низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности. Кроме того, они кажутся Perceptions of intelligence in leaderless groups: The dynamic effects of shyness and acquaintance менее умными и способными, чем разговорчивые дети.

Чтобы побороть у ребёнка застенчивость, учёные советуют Helping young children overcome shyness почаще рассказывать о преимуществах общения, поощрять любые попытки вступить в разговор, знакомить с новыми людьми и учить описывать свои эмоции.

Что делать, если ребёнка раздражает школа и одноклассники

Для начала выясните, что вызывает раздражение. Если ребёнку неинтересно на уроках, пора искать новую школу. Если причиной тому конфликты с одноклассниками или учителями, идите и разбирайтесь. Если явных причин для неприязни нет, отведите ребёнка к психологу.

Родителям стоит проконтролировать ситуацию: в течение некоторого времени провожать и встречать ребёнка из школы, понаблюдать, как он общается со сверстниками, поговорить с учителями. Если явных причин неприязни к одноклассникам не обнаружится, стоит посетить детского психолога.

Как научить ребёнка решать любые конфликты

Один из способов — овладеть набором гибких навыков. В отличие от большинства навыков, которые дети получают в школе на уроках, гибкие навыки не имеют специализации. Они требуются везде и помогают решать многие профессиональные и жизненные задачи. Вот основные из них:

  • Коммуникативные навыки. Сюда входит умение общаться и слушать окружающих, умение вести себя адекватно ситуации, регулировать конфликты и поддерживать отношения.
  • Системное мышление. К нему относится умение утрясать конфликты, критически мыслить и принимать решения, умение собирать информацию из различных источников и находить оптимальный вариант.
  • Самоконтроль. Это умение контролировать импульсы и эмоции, различать их, направлять внимание, достойно вести себя в любой ситуации.
  • Мотивация. Сюда входит умение мотивировать себя, понимать, чем отличается мотивация разных людей.
  • Стойкость и психологическая адаптация. Это умение приспосабливаться к любой ситуации, справляться со стрессом и жизненными неурядицами.

Развить эти умения можно с помощью специализированной литературы и на тренингах.

Ребёнку нужно помогать овладевать навыками, которые будут полезны как в школе для решения проблем с одноклассниками или учителями, так и в жизни. Стоит уделять развитию гибких навыков больше внимания, чем попыткам механически вложить в голову ребёнка учебник.

Овладение гибкими навыками позволит не только выжить в школе, но и преуспеть после выпускного. Исследования Social and emotional skills in childhood and their long-term effects on adult life показывают, что дети, имевшие развитые коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, с большей вероятностью устраивались на хорошо оплачиваемые должности.

Читайте также: