Краткое содержание сельская учительница

Обновлено: 04.07.2024

Режиссер Марк Донской снял черно-белую мелодраму о жизни сибирской учительницы сразу после Великой Отечественной войны. Тяжелое время для всех! Люди как никогда нуждались во вдохновляющих историях, которые помогли бы им перетерпеть трудные годы.

В основу картины легла реальная биография Екатерины Васильевны Мартьяновой - выпускницы педагогических курсов в Москве, которая при царской власти работала учительницей в Екатеринбурге, а после революции пошла по партийной линии, стала директором столичной школы №29, а затем и депутатом Верховного Совета СССР.

Научно-методический центр "Аксиома" специализируется на инновационной профориентации, комплексной подготовке к ЕГЭ/ОГЭ, повышении квалификации и учительском росте.

Мы находимся в Москве, приходите в наш Образовательный центр! С другими городами с удовольствием работаем дистанционно.


Если же идёт речь о сельчанке, то обязательно в глумливо-бестолковом тоне. Она обязательно малограмотная кулёма с окающей или акающей речью, глупая до невозможности. Но всё не беда, потому что уже через час на неё случайно налетит владелец нефтяной компании. И с первого же взгляда влюбится без памяти. Приятная неожиданность, да.

Причём девушки вовсе не ледяные истуканы. Они смеются, бегают, танцуют. Абсолютно живые люди.

В связи с этим приходит в голову и другая мысль: какого колоссального размера был талант у актёров той поры! Они могли сыграть и выпускницу Смольного института, и шахтёрку, и мать революционера. И в каждом случае это будет именно требуемый художественный образ — а не актёр, играющий самого себя из фильма в фильм. В современных фильмах это именно так и происходит: Бортич в каждом фильме играет Бортич, Петров в каждом фильме играет Петрова.

Во время прогулки с Варварой Сергей высказывает чаяния любого нормального мужчины, занятого в жизни большим делом, целеустремлённого и разумного:

Чтобы мужчине творить большие дела: хоть бороться за права трудящихся, хоть вести бизнес, хоть изобретать лекарство от рака, хоть колонизировать другие планеты — ему необходим надёжный тыл. Мужчине необходимо чувствовать твёрдую почву под ногами. Дом, семья, где самые родные и верные люди всегда рады ему и помогают ему делать эти дела. Помогать несложно: хотя бы дать отдых и уважать то, чем занят мужчина. Тогда он горы свернёт, в том числе и ради тех, кто его любит. Но без этого ничего не будет. Война на два фронта, особенно когда второй открывают те, кому ты больше всего доверял, всё превращает в пепел.

Сейчас, к моему великому сожалению, эта формула, высказанная Сергеем и работавшая ещё каких-нибудь пятьдесят лет назад, стала разве что светлой мечтой, зачастую недостижимой, как горизонт. Ограничивать себя одним мужчиной? Вот ещё! Я тебе не рабыня! Я свободная женщина! Кто-то пытается быть доброй женой — но не получается. Нет навыка, нет примера, нет нравственных ограничителей, которые бы останавливали от разрушения семьи. Не привита ответственность за свои слова, обещания.

Может, поэтому и нет веры всем этим клятвам верности и словам любви, если их так легко забирают обратно?

Может, именно поэтому у нас нынче так мало пассионарных сергеев, которые стремятся принести всем людям счастье?

Варвара любит Петербург. Это её город, столица, город больших возможностей. Сейчас точно так же говорят о Москве. Но, как бы ни была хороша столица — долг зовёт Варвару в провинцию. Это очень хорошая черта — способность пожертвовать чем-то ради других. Нынче девушки наоборот всеми силами стремятся завоёвывать столицу. Это объяснимо: ведь из каждого утюга вещают, как её, такую особенную, прямо на Казанском вокзале подберёт олигарх. Ну или на худой конец её из поломойки за красивые глазки и диплом уездной шараги произведут в топ-менеджеры или депутаты. Дамы ломают семьи, бросают мужей-детей, соглашаются на любые сомнительные предложения, лишь бы только хоть одной ноздрёй вдохнуть столичного воздуха. Что вызовут у мужчины подобные стремления женщины? Вопрос риторический.

Оба героя вызывают у зрителя большое уважение. Хотя революционные демократы и были атеистами, поступали они точно по Писанию:

Но есть и другой резон: селяне не понимают, что грамотность — это путёвка по социальному лифту, который позволит их детям не жить той тяжёлой долей, доставшейся родителям.

Но именно образование, знания, умения как раз и помогли бы сделать тяжёлый труд проще и результативнее.

В результате мой папа стал инженером-строителем. И может, применяя знания физики, спроектировать и построить что угодно, хоть небоскрёб.

Несколько лет назад я, уже давно будучи врачом и кандидатом наук, поступил учиться в магистратуру по психологии. Сдавал экзамены вместе с выпускниками-бакалаврами, ходил два с половиной года каждый вечер на занятия, сидел за партой, учил материал, отвечал на семинарах, писал курсовые, дипломную. Казалось бы: зачем мне это образование, когда я и так уже много лет специалист по головному мозгу? Но у знаний и умений нет края. К тому же очень важна систематизация этих знаний. Системность — это одно из самых главных результатов любого образования. О новых навыках я не говорю — это очевидно.

Поэтому, хотя и нужно признать разумность доводов селян, резоны учительницы всё-таки перевешивают. К тому же образование для детей это не только знания как таковые. Это повышение общей культуры, это более полное мировоззрение. Учение — это всегда тренировка ума, разумности и человечности.

Каждый день Варвара была в школе, и каждый день она пустовала: учение не в чести среди селян. Но вот однажды в дверях появились дети. Это абсолютно понятно и объяснимо: дети очень любознательные, все, без исключения. И если от их любознательности не отмахиваться, не бить по рукам и по губам, а отвечать на все вопросы и терпеливо формировать у них знания о мире, то посев очень быстро даст плоды. Чем больше узнаёт человек, особенно ребёнок, тем больше хочется узнать ещё. И так по нарастающей. Дети не читают книг и не хотят учиться чаще всего не потому, что глупые, а потому что их никто к этому не приучал. С самого раннего детства, с самых простых книжек и самых простых вопросов, которые взрослому кажутся примитивными. Родители начхали на любознательность детей, отгоняли их, дабы те не мешали смотреть сериалы, трепаться по телефону, играть в компьютерные игры или гудеть с друзьями. В результате выкорчевали с корнем тягу к знаниям, к книге.

Учительница завоёвывает среди селян уважение: те видят, что их дети тянутся к ней, и с пользой. Взрослые постепенно меняют мнение об учении. Если раньше они его категорически отвергали как ненужную забаву, то теперь видят пользу.

Между тем в селе есть герои, которых хотят показать отрицательными — это богачи, они в хмельном угаре напоказ жгут деньги. Так они хвастаются друг перед другом, кто богаче. Что ж, поведение дурное. Хотя советский фильм и показывает этих людей как мироедов, мы-то знаем, что горные работы очень тяжелы. Да, эти герои показаны как владельцы драгоценных жил — но ведь на них эти жилы не с неба свалились и камни не сами из земли выползли и в карман залезли. Чтобы нанять людей-помощников, нужно сначала днём и ночью вкалывать самому, причём больше других: иначе крупную сумму не наберёшь. Но и когда взял работников, забот не уменьшается — управление коллективом, вопросы добычи, хранения, поставок, оплаты, налогов и многое-многое другое, а также кадровые дела, лежат как раз на хозяине. Работник отработал время и пошёл домой. А хозяин работает днём и ночью, без выходных. За него все управленческие и экономические вопросы никто не решит. Поэтому глупо жечь деньги. И глупо показывать предпринимателей с такой стороны. Впрочем, жгли деньги не только вымышленные персонажи советских фильмов. Этим занимался и Лев Толстой, ровно с той же целью: понтануться перед окружающими. Это к старости он стал благообразным старичком с непротивлением злом насилию. А в былые годы вёл себя совсем иначе. Между тем, именно капитал графа Толстого, доставшийся по наследству, был выжат помещиком из крестьянского пота. А добытчик-сибиряк свой капитал сам создал. Он не барин, а трудяга.

Впрочем, учительница и их заражает своим стремлением к добру: когда у бедняков Остроговых разваливается изба, она кладёт своё маленькое жалование на постройку новой. Богатые добытчики, войдя в раж, начинают соревноваться уже в другом: кто больше пожертвует денег на избу бедняку. Это уж точно лучше, чем жечь купюры.

И вот закончился курс учёбы. Самый способный ученик, Пров, идёт вместе с учительницей в город (Екатеринбург), в гимназию, сдавать экзамены. Для мужицкого сына это примерно такой же скачок в социальном статусе, как сейчас поступление в лучший университет. Примечательно, что отец, который ещё недавно был против учения сына, отпустил его и, по всей видимости, снабдил деньгами. Всё-таки тот настрой, который привезла с собой Варвара, перевесил в душе селян недоверие к учёбе детей.

В гимназии, придя на экзамен, Пров робеет: вокруг богато одетые люди, которые рассматривают его через лорнеты. Вообще-то аристократии положено бы знать, что рассматривать в упор человека неприлично. Но возможно, это именно акт презрения. Что, мол, тут делает этот холопий сын? Учительницу они тоже разглядывают.

Уточню, что образ директора гимназии, мягко говоря, утрирован. Такие убеждения были бы уместны для сюжета о начале XIX века, но никак не о начале XX. Так, согласно статистике, доля учеников гимназий из "низших" сословий в 1880 году составляла 38%, а в 1898 году выросла до 43%. То есть почти половину учеников гимназий составляли как раз "кухаркины дети". А действие фильма происходит лет на двенадцать-четырнадцать позже. Уже отгремела даже революция 1905 года, которая весьма упростила порядки для "низших" сословий. Да и время уже было не то. Так что "не позволю крестьянину учиться в гимназии" - это для 1910-1912 гг несколько архаично, если не сказать фальшиво. Больше похоже на нагнетание вымышленного негатива, чем на отражение реальности.

Конечно, подобное недопустимо. Принадлежность к сословию не должна быть преградой для получения образования вне зависимости от его уровня. Если человек способе учиться, то он должен иметь такую возможность. В фильме демонстрируется, что подобное могло быть только в царские времена, а советская власть ликвидировала эти ограничения. На самом деле это не так. Ограничения сохранились по тому же самому критерию — принадлежность к властной верхушке. Только теперь, чтобы поступить в престижный московский вуз, нужно было родиться не аристократом, а сыном или дочерью партийного или крупного хозяйственного функционера. Люди и формируемые ими порядки всегда одинаковые: что при царе, что при генсеке.

Нет, не существует рая на земле, и бессмысленно его искать в дальних странах или в потёмках времён. Рай — или ад — внутри тебя и в метре вокруг тебя, на расстоянии твоей вытянутой руки.

Кстати, не поэтому ли сейчас стало распространённым явлением среди зарубежных богатых людей лишать своих детей наследства? Пусть сам попотеет, узнает, сколько стоит заработанный рубль (в данном случае — доллар). Авось, жечь ради понта не будет.

Прошло три года. Из ссылки возвращается Сергей: Варвара сдержала слово и ждала его. Теперь они снова вместе. Но его снова арестовывают. Начинается война. Царь отрекается. Многое меняется. Возвращается Сергей. Он знаком с Лениным, коммунист. Правда, вместе они недолго: Сергея смертельно ранят в бою. Варвара остаётся одна.

Пров поступает в Горный институт.

Проходят годы. Начинается коллективизация: большая трагедия крестьянства и всего российского народа. В чём эта беда — углубляться не буду, подробно разбирал в своих книгах. В фильме, разумеется, это событие показано как положительное явление, в 1947 году иначе не сняли бы. Люди, которые нажили своё имущество тяжёлым трудом, собственным разумом, смекалкой, сумели сохранить своей рачительностью, бережливостью, должны отдать всё щукарям, лодырям. Разумеется, такой ход событий не по душе состоятельным селянам. И тебе было бы не по душе, если бы твою квартиру, на которую ты копил по копеечке, отдали хроническому безработному лодырю, который живёт на улице, а тебя бы отправили на Соловки, умирать в лагере. Только лишь потому, что у тебя есть, а у него нет: как это ты посмел жить лучше него?!

Подменять дисциплину и строгость террором и дедовщиной, конечно, нельзя. Но без разумной строгости и дисциплины дети будут расти разбалованными, развращёнными вседозволенностью и безнаказанностью. Что сейчас и происходит, к сожалению.

Пров стал профессором. Хорошо, когда талант находит свой большой путь.

Заканчивается фильм Отечественной войной. Многочисленные бывшие ученики пишут своей учительнице письма: кто с фронта, кто с работы. Варвару награждают орденом Ленина.

Фильм учит нас целеустремлённости и верности.

Вторая линия — это верность. Варвара сдержала слово: неоднократно ей приходилось ждать Сергея, и каждый раз она терпеливо ждала. Даже после его смерти она всё равно оставалась верна ему. Конечно, можно было внести в сюжет другого идейного коммуниста, которого Варвара, уже будучи вдовой, встретила бы. Но не внесли. И правильно сделали. Никто не осудил бы вдову, которая повторно вышла замуж. Но задача фильма — показать не счастливую жизнь главной героини, а заострить внимание на её верности избраннику. И это отлично получилось. А жизнь у главной героини всё-таки не была несчастной. Ведь она, жизнь, наполнена тем, что Варвара любила и к чему стремилась: школой, детьми, воспитанием разума.

Сельская учительница кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Сельская учительница (1947): смотреть онлайн
Сельская учительница (1947): смотреть онлайн

информация о фильме

Марк Донской

Мария Смирнова

Сергей Урусевский

Лев Шварц

Давид Виницкий, Пётр Пашкевич

Вера Марецкая , Даниил Сагал , Павел Оленев , Владимир Марута , Владимир Белокуров , Дмитрий Павлов , Володя Лепешинский , Анатолий Ганичев , Эмма Балашова , Боря Беляев , Олег Шмелев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фильм был отмечен Сталинской премией первой степени (1948, режиссер М. Донской, автор сценария М. Смирнова, оператор С. Урусевский, актрисаВ. Марецкая), премией за режиссуру (М. Донской) на Парижском кинофестивале 1949 года.

Необходимо отметить работу оператора (Сергей Урусевский) и композитора (Лев Шварц), фильм выдержан в красивой серебристо-серой гамме, а что касается музыки, то она правильно передает всю атмосферу, настроение фильма.

Читайте также: