Зависть богов содержание краткое

Обновлено: 08.07.2024

Действие фильма "Зависть богов" происходит в 1983 году в Москве. Два человека встретились здесь и полюбили друг друга - Соня и Андрэ. Соня - редактор на телевидении, у нее есть сын-подросток и муж - вполне успешный писатель. У Андрэ - журналиста-переводчика из Франции - тоже есть семья в Париже. Однако эта встреча перевернула их жизни. Для Сони, верной жены и вообще целомудренной женщины, теперь не существует ничего, кроме этой внезапно нахлынувшей страсти. Несколько дней своей жизни Соня и Андрэ были абсолютно счастливы.

Отзывы зрителей

Зависть богов кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Зависть богов (2000): смотреть онлайн
Зависть богов (2000): смотреть онлайн

информация о фильме

Владимир Меньшов

Марина Мареева , Владимир Меньшов

Вадим Алисов

Виктор Лебедев

Валерий Филиппов

Александр Литвинов (II) , Владимир Меньшов , Наталья Попова (V) (иcп.)

Вера Алентова , Анатолий Лобоцкий , Александр Феклистов , Жерар Депардье , Ирина Скобцева , Владлен Давыдов , Людмила Иванова , Лариса Удовиченко , Владимир Ерёмин , Марина Дюжева , Леонид Трушкин , Александр Ворошило , Виктор Павлов , Юрий Колокольников , Игорь Кириллов , Анна Шатилова , Нина Ерёмина

Действие фильма "Зависть богов" происходит в 1983 году в Москве. Два человека встретились здесь и полюбили друг друга – Соня и Андрэ. Соня – редактор на ТВ, у нее есть сын-подросток и муж – вполне успешный писатель. У Андрэ – журналиста-переводчика из Франции – тоже есть семья в Париже. Однако эта встреча перевернула их жизни. Для Сони, верной жены и вообще целомудренной женщины, теперь не существует ничего, кроме этой внезапно нахлынувшей страсти.

последнее обновление информации: 17.02.21

критика

На экраны крупнейших кинотеатров столицы вышла "Зависть богов" Владимира Меньшова. Название фильма взято из Геродота, заметившего, что боги не любят счастливых. Сценарий относится к серии "Тоталитарный роман", начало которой в нашем кино положила одноименная картина Вячеслава Сорокина, снятая два года назад по сценарию той же Мареевой. Действие первого романа происходило во время брежневщины и после оккупации Чехословакии советскими войсками, а героями любовной истории были беглый московский диссидент и незамужняя работница провинциального ДК. Действие второго романа разворачивается во время андроповщины и всеобщей истерии из-за сбитого советскими пограничниками южнокорейского пассажирского самолета, который они якобы приняли за военно-разведывательный.


Зависть богов

Действующими лицами являются замужняя сотрудница программы "Время" и француз-переводчик, а вместо идеологической закрепощенности героини речь идет о закрепощенности сексуальной. В самом начале фильма она с мужем-совписом (в роли этого безрадостного гражданина очень убедителен Александр Феклистов) смотрит на видео "Последнее танго в Париже", но не выдерживает сцены, где персонажи Марлона Брандо и Марии Шнайдер занимаются анальным сексом, затем ужасается, когда супруг под влиянием увиденного просит ее сделать ему фелляцию, а в середине фильма испытывает с любовником первый в жизни оргазм. Хотя режиссер не разделяет мнения об особой сексуальной "зажатости" советских людей, всякое кино неизбежно воспринимается, как попытка обобщения, и в качестве таковой может рассматриваться как подтверждение знаменитых слов о том, что в СССР секса нет.



Меньшов также говорил, что разошелся с Мареевой в оценке андроповской (да и советской в целом) эпохи, и что этот период нельзя рисовать одними черными красками, но его стремление к достоверности в передаче характерных черт времени и резкая, почти плакатная режиссерская манера не оставляют места для прикрас и полутонов. Прилавки с убогим ассортиментом, давка за спиртным, прочесывание кинотеатров в поисках "нетрудовых элементов", обыски квартир с изъятием "порнографических" видеокассет, вызывающие страх попопам с брезгливостью гебешники, дубовая пропаганда по телевидению, вурдалачий облик предпоследнего генсека, всеобщее двоемыслие и шабаш вокруг сбитого лайнера образуют столь густой реалистический задник, на фоне которого бессмысленно говорить о каких бы то ни было достоинствах коммунизма и тоске по жизни в СССР. Впрочем, добытые в магазинном бою кусок сырокопченой колбасы или гроздь бананов, сопровождавшиеся приятной мыслью, что "другим не досталось", создавали такой эмоциональный подъем, который теперь аукается в душе при виде экранной очереди за дефицитом. Другое дело, что "ретро" ностальгично по определению, и воссозданный режиссером физический облик ушедшего времени, вызывает сладкую грусть у всех, кому больше двадцати, и кто был тогда на столько же лет моложе.


Любопытно, что супружеская измена в "Зависти богов" не влечет угрызений совести и не рассматривается как грехопадение, в чем можно углядеть влияние (дурное или благотворное – зависит от точки зрения) французской литературно-кинематографической традиции в ущерб русской, не говоря уже о советской. А в отличие от "Тоталитарного романа", здесь нет идейного "совращения" советской женщины. Нарушение табу не в адюльтере и не в приятии чуждого образа мыслей, а в том, что сама атмосфера закупоренного общества заставляла видеть в иностранце если не скрытого врага, то подозрительный элемент, а в любовной связи с ним вынуждала усмотреть тайное желание удрать за границу, то есть, на советском языке, предать Родину.


В мосфильмовскую аннотацию к картине затесалась прелестная фраза, что актеры так убедительны в своем (!) чувстве, что говорить об их игре неуместно, а кто-то из журналистов даже спрашивал Меньшова, много ли мужества ему потребовалось, чтобы снимать свою жену в откровенных сценах с другим мужчиной. В действительности Вере Алентовой удалось именно сыграть метаморфозу женщины, которая из состояния нелюбви переходит в состояние любви, (вернее, страсти), и показать взрыв чувств, которому трудно не сопереживать. Ее партнеру Анатолию Лобоцкому из театра Маяковского меет смысл предъявить только один упрек – что он не настоящий француз, но это претензия к режиссеру: на роли, где подлинность значит больше искусства, приглашают аутентичных актеров. Настоящий француз в "Зависти богов" один – Жерар Депардье, но что он тут делает, одним этим богам ведомо.

Владимир Меньшов, поставивший до сих пор всего четыре фильма ("Розыгрыш", 1976; "Москва слезам не верит", 1979; "Любовь и голуби", 1984; "Ширли-мырли", 1995) всегда имел успех у широкой публики и считался "массовым" режиссером. Элита, особенно после "Москвы", которую незаслуженно сочли оправданием советской власти, относилась к его фильмам настороженно. Снятые в балаганном духе "Ширли-мырли" стали хитом безхитового времени, когда прокат рухнул, и вместо былых десятков миллионов зрителей лучшие отчественные картины собирали десятки тысяч, но эта относительно успешная лента повлекла за собой ряд довольно пренебрежительных отзывов в печати. Нынешняя работа Меньшова осталась без единого приза на "Кинотавре-2000", чье жюри трудно заподозрить в чрезмерной элитарности, так что о причинах такого "пролета" остается только гадать, тем более, что Алентова имела все основания претендовать на звание лучшей актрисы. Большинство критиков после просмотра кривило носы, а особо язвительные, имея в виду возраст актрисы, отпускали невоспроизводимые в печати шутки. Может быть, все дело в том, что "Зависть богов" на самом деле сделана не в стиле "ретро", а в стиле 80-х и на современный вкус выглядит устарело. Но критику – критиково, а зрителю – зрителево. Когда в финале героиня на глазах гебешников бросается на шею высылаемому из СССР герою, сидевший передо мной вполне простого вида мужик вдруг бешено забил в ладоши, подтвердив тот факт, что массовый эффект классических киноприемов, слава богам, вечен.

Пролистывая на днях программу телеканалов, наткнулась на фильм "Зависть богов", и в очередной раз посмотрела его от начала до конца.

Владимир Меньшов как режиссёр снял не так много фильмов, но зато каких! Это и заслуженно получивший премию Оскар "Москва слезам не верит", и любимый многими "Любовь и голуби", и отличные "Розыгрыш" и "Ширли-Мырли". Особняком в этом ряду стоит только одна картина, вызвавшая совсем неоднозначную реакцию у зрителей.

Когда в 2000 году на экраны вышел фильм "Зависть богов", он сразу разделил аудиторию на два лагеря - на тех, кому кино понравилось сразу и безоговорочно и на тех, кто счел его полным провалом известного режиссёра. Основные претензии к мелодраме были такие: Вера Алентова в свои 57 сыграла 44-летнюю главную героиню, и на неё в откровенных сценах было неприятно смотреть. И вторая претензия - не было такого в 1983 году, что показано в фильме.

Давайте разбираться. Да, на момент съемок Вера Алентова была старше своей экранной героини. Но объективно, выглядела то она просто прекрасно для своего возраста. Вот, например, ну разве не хороша эта женщина?

А то, что она согласилась сняться в разных, скажем так, ракурсах, так это, я считаю, её заслуга как актрисы - далеко не каждая в возрасте старше 50-ти в принципе бы согласилась. И задача режиссёра была показать не любовь юной двадцатилетней модели с обложки с глянцевого журнала, но запоздалое сильное чувство уже не очень молодой женщины.

Теперь по поводу неправдоподобия в фильме. Сейчас действительно трудно поверить, что в 1983 году практиковались такие вещи, как рейды дружинников по кинотеатрам в рабочее время с целью выявления прогуливающих работу или учёбу. А это было - я прекрасно помню, как с подружками убежали с уроков и пошли в кино, где посреди киносеанса вдруг включился свет и зашли люди с красными повязками на руках.

Или вот памятный эпизод, когда к друзьям главной героини в квартиру врывается милиция, чтобы составить протокол и возбудить потом уголовное дело. Что же такого страшного совершили эти люди? А они просто смотрели на своём собственном видеомагнитофоне фильм "Последнее танго в Париже". Так вот, подобные уголовные дела были отнюдь не единичны - лично видела дело, где человека обвинили за то, что он друзьям показывал "Греческую смоковницу"- был такой вполне себе безобидный фильм.

Вообще, все приметы времени в фильме очень узнаваемы - словно переносишься в 1983 год. Плакаты на стенах домов "Летайте самолётами Аэрофлота!" - как будто можно было летать чем-то ещё, кубики Рубика, чай со слоном и многое другое.

И Анатолий Лобоцкий мне в этой драме нравится, такой он там . настоящий француз, что понимаешь главную героиню фильма.

И история любви главных героев, чьё счастье длилось всего несколько дней и было разрушено "железным занавесом", которым Советский Союз отгородился от всего мира, вызывает искреннее сопереживание, до слёз. А какая там красивая музыка Виктора Лебедева !

Да, "Зависть богов", возможно, не самый лучший фильм Меньшова, но и провальным я бы не назвала его совершенно точно, мне лично он нравится. А вы как относитесь к этому кинофильму?


Соня знакомится с французским журналистом Андре. Между ними вспыхивает любовный роман, который заканчивается трагически. Это - фабула романа, а вот сюжет хочется рассмотреть подробнее.

Сюжет фильма построен на разворачивании архетипических паттернов, записанных в коллективном бессознательном, про которые можно рассказать на языке Арканов Таро.

Перед встречей с Андре, Соне снятся: Рейган и самолет рейсом из Америки под номером 007.

В конце фильма самолет с 269 пассажирами, нарушивший границы СССР, собьют наши пограничники уже не во сне Сони, а в реальной жизни, и это событие сильно отразится на судьбе героев.

Причем, это был реальный исторический факт.

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года над Са­халином был сбит южнокорейский самолет Боинг рей­са 007 Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул.

То есть ситуации еще нет, а Рок, Судьба уже стучится своей неизбежностью в дом.


Данная энергия приходит в жизнь человека, когда его душе необходимо пройти некий урок.

Приход Андре в дом к Соне - это как раз такая неизбежность.

Другими словами, когда человек не развивает свое психическое содержимое (душу) осознанно, это сделают за него неосознанно и болезненно жизненные обстоятельства.


У Сони очень трудный выбор – с одной стороны быть преданной женой Сергея,

за которого она вышла замуж скорее всего из паттерна, который был в 60- 80-е годы 20 века:

А с другой стороны – отдаться сильной любви к Андре.

Можно посмотреть на этот выбор согласно теории транзактного анализа Эрика Берна.

И опять в жизнь вмешиваются обстоятельства.

Как бы это не было парадоксально, выбор помогают Соне сделать два фактора: влияние социалистической авторитарной системы и его величество случай (шутка богов).


на выбор Сони описывается очень сильным разговором с ее родителями.

Этот разговор –маркер реальности того времени: так практически всегда рисовалось в разговорах НЕГАТИВНОЕ будущее.

Папа явно давит на Соню.

И, в конечном итоге, на предложение Андре прийти на свидание около театра Советской Армии (еще один намек на тоталитарную систему), Соня соглашается.


Сначала это встреча с сыном на втором свидании, из-за которого Соня и Андре оказываются в кинотеатре, куда с облавой приходят дружинники.

От облавы их прячет сотрудница кинотеатра в кабинете, именно там влюбленные впервые оказываются в приватной обстановке.

Потом ливень, опоздание Андре, появление его на грузовике, в котором и случается первый секс.

Случайности, которые не случайны, подталкивают любящих людей друг к другу.


Почему же русские боятся быть счастливыми?

В каких состояниях живет, в основном, Соня?

1. Стыд.

Стыд – (по шкале Дэвида Хокинса)- это очень низкая вибрация сознания, значение 20.

Цитата из книги Дэвида Хокинса:

2. Вина.

Вина по отношению к Сергею, которого она не любит.

3. А как же любовь и счастье, которые Соня испытывает несколько дней рядом с Андре?

Чтобы любить и излучать радость нужны состояния с высокими вибрациями, другой уровень сознания.

Поэтому русские боялись быть счастливыми, потому что система, воспитание в те времена культивировали состояния с низкими энергиями, а для высоких вибраций нужно умение осознанно в эти ресурсные состояния входить.

В заключение, напишу еще пару фраз про необходимость психологической помощи.

Эта энергия разрушения старого уклада жизни, разрушение старой колеи; трансформация. Через разрушение старого строится новое.


Человечество переживает сейчас глобальный кризис во времена пандемии, когда многие люди живут в постоянной тревоге за свое здоровье и здоровье близких;

за работу и бизнес.

Поколение 60-х и 70-х годов не привыкли обращаться к профессионалам- психологам для облегчения своей души от негативных переживаний, взваливая всю тяжесть состояний на близких друзей.

Друзья, конечно, как могут, утешают. Однако, вооружены ли они действенными инструментами помощи, и умеют ли они утилизировать чужие переживания? Вчера мне звонила подруга и рассказывала о том, что буквально собирает себя по частям после общения с подругами, у одной из которых умер муж, а у второй – дочь в тяжелой депрессии.

Как правильно поступать в таких ситуациях?

Б) Если Вы - тот человек, у которого ищут поддержку, не стесняйтесь сказать своим друзьям, что Вы сочувствуете ситуации, но не можете сейчас с ней работать из-за энергетической обесточенности, если у Вас, и правда, нет сил.

Посмотрите! А что выделите из контекста этого фильма Вы?

Как Вы считаете есть ли шанс построить новую жизнь (Аркан Мир) для Сони?

Читайте также: