Краткое содержание отклоняющееся поведение 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Отклоняющееся поведение

Положение, не соответствующее принятым в обществе правилам, называется отклоняющимся. Отклоняющееся поведение может быть:
1.Положительное(гений);
2.Отрицательное(алкоголик).

Отклоняющееся поведение встречается на уровне индивида, социальной группы и на уровне государства.

Виды отклоняющегося поведения:
1. Девиантное поведение (не соответствует требованиям социальных норм):
1.1. Деструктивное (отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.));
1.2.Асоциальное(наносит вред общностям людей(нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины)).
2. Деликвентное поведение (преступное поведение).

Также существует конформистское поведение – это социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям.

Одними из пагубных видов отклоняющегося поведения являются алкоголизм и наркомания. Данные проблемы широко распространены среди молодёжи, поскольку молодёжь, как правило, живёт сегодняшним днём, склонна переоценивать свою силу воли и склонна к риску. Также на распространение алкоголизма и наркомании влияет состояние общества и семья.

Общество с помощью санкций воздействует на поведение индивидов. Санкция – это воздействие на индивида со стороны общества в зависимости от его поведения.

Виды санкций:
1.Негативные:
1.1.Формальные(официально всё и с бумажкой)(выговор, лишение свободы);
1.2.Неформальные(неофициально всё и без бумажки)(осуждение, отказ пожимать руку).
2.Позитивные:
2.1.Формальные(официально всё и с бумажкой) (награждение грамотой, повышенная стипендия);
2.2.Неформальные(неофициально всё и без бумажки) (аплодисменты, похвала).

Отклоняющееся поведение (8 класс) – виды и причины кратко для подготовки доклада по обществознанию

Любое общество в процессе развития вырабатывает определённые правила поведения: законы, нормы морали и этикета, традиции и обычаи. Без их соблюдения невозможно гармоничное существование социума. Если поведение человека не соответствует ожиданиям окружающих, следует реакция: применение санкций. Узнаем, что такое отклоняющееся поведение, какие его виды существуют.

Понятие отклоняющегося поведения

Отклоняющееся от нормы поведение называется девиантным или делинквентным.

  • Девиантное поведение — нарушение существующих в обществе норм, не приносящее значительного вреда окружающим. Например, когда человек психологически не справляется с жизненными трудностями, он может увлечься алкоголем или наркотическими препаратами.
  • Делинквентным называется поведение, которое не только нарушает нормы, но и влечёт общественный вред. Как правило, человек, совершающий действия такого рода, нарушает закон. Это приводит к наступлению юридической ответственности. Примером может быть нанесение физического вреда, вождение в состоянии алкогольного поведения, кража чужого имущества.

Отклоняющееся поведение (8 класс) – виды и причины кратко для подготовки доклада по обществознанию

Рис. 1. Преступник.

  • алкоголизм и наркомания, употребление психотропных препаратов;
  • совершение преступлений;
  • суицидальные наклонности;
  • занятие проституцией;
  • психологическое насилие над окружающими.

Часто разные формы отклоняющегося поведения сочетаются. Например, под воздействием алкоголя или наркотиков человек может совершить преступление.

Отклоняющееся поведение (8 класс) – виды и причины кратко для подготовки доклада по обществознанию

Рис. 2. Алкоголизм.

Причины отклоняющегося поведения

В обществознании принято выделять следующие причины отклоняющегося поведения:

Рис. 3. Альберт Эйнштейн.

Что мы узнали?

Отклоняющееся поведение, о котором можно рассказать в докладе для 8 класса, представляет собой поведение, нарушающее принятые в обществе нормы и правила. Оно может быть девиантным (не приносящим вред) и делинквентным (нарушающим закон). Его причинами могут быть наследственные факторы, психологические особенности личности, обстоятельства жизни.

Обществознание Политические движения: виды, признаки общественных, примеры и функции кратко по обществознанию

Обществознание Собственность – определение, формы, экономическая категория кратко (8 класс, обществознание)


Относительные — действия , не соответствующие ожиданиям лишь некоторых людей, некоторых социальных групп, несоблюдение социальных норм, кроме правовых.

Абсолютные – действия индивидов, нарушающие нормы, принятые значительной частью членов общества, то ест проступки и преступления, нарушение правовых норм.

Особенности отклоняющегося поведения:

Алкоголизм и наркомания как негативные социальные явления

Алкоголизм – это заболевание, вызванное систематическим злоупотреблением спиртными напитками, результатом которого является отрицательное воздействие на здоровье и поведение.

Наркомания – это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в Перечень наркотических средств, подлежащих контролю в РФ.

Опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека нарушение функционирования отдельных органов и организма в целом; стойкие неврологические и психические расстройства (резкая мена настроения, ухудшение памяти, страх, безответственное поведение- всё это ведёт к деградации личности); отрицательное влияние на продуктивные способности человека, что ведёт к разрушению семей; негативное влияние на потомство: рождение умственно отсталых детей, учащение выкидышей и мертворождений.

Опасные последствия алкоголизма и наркомании для человека

Опасные последствия алкоголизма и наркомании для общества :

  • семейные и трудовые конфликты;
  • распад семей;
  • снижение продолжительности жизни;
  • рост преступности (кражи, насилия);
  • снижение интеллектуального уровня общества;
  • увеличение несчастных случаев;
  • рост смертности.

негативное влияние на качество генофонда нации.

 Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Оставляющие здорового образа жизни: отношение к здоровью как к ценности; формирование представления о себе как о здоровом человеке; переживание возможности утраты здоровья: мыль об этом должна порождать тревогу; способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причём необходимо не только бояться заболеть, но и действовать, чтобы не допустить этого; конкретные привычки здорового образа жизни: рациональное питание, физическая активность, общая гигиена организма, закаливание, отказ от вредных привычек и др.

Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Оставляющие здорового образа жизни:

По утверждению специалистов ВОЗ,

Рекомендации по формированию ЗОЖ:

Результаты ЗОЖ (здорового образа жизни):

  • появление чувства жизнерадостности, любви к жизни, умение сохранять оптимистичный настрой и дарить хорошее настроение окружающим;
  • результативное сокращение факторов риска для жизни, уменьшение вероятности болезней и экономия средств, которые были бы потрачены на их лечение;
  • преобладание в жизни активного отдыха, умение рационализировать бюджет и время;
  • искоренение пагубных пристрастий;
  • продление молодости и повышение вероятности долгожительства с сохранением физического и психического здравия;
  • увеличение трудового потенциала организма и избавление от усталости, что благоприятствует росту производительности труда и материальной обеспеченности;
  • нормализация отношений внутри семьи, гарантия здорового потомства;
  • создание подходящих условий для самореализации, социальной активности человека и его успешности в социуме.


-75%


Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Тип урока: урок изучения нового.

Задачи урока:

Оборудование : учебник Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 8 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013., презентация, карточки с заданиями.

Основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, наркомания, алкоголизм.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

  • Будем думать, анализировать.
  • Будем работать с учебником.
  • Будем строить кластер.
  • Будем выполнять задания.
  • Будем делать записи в тетради.

Речевая разминка.

II. Актуализация знаний

Организует беседа с учащимися по вопросам:

– Что такое социальные нормы? (Ответ. Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения.) (Слайд 1)

– Скажите, какими способами общество может регулировать поведение людей?

(Ответ: способы регулирования поведения:

  1. дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  2. предписание – указание на требуемое действие.
  3. запрет – указание на действия, которые не следует совершать. (Слайд 2)

Задание. Определите, к какому виду социальных норм относится?

  1. Ставить елку на Новый год.
  2. Платить налоги государству.
  3. Недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.
  4. Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием.
  5. Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз.
  6. Отмечать 7 января Рождество, а на Пасху красить яйца и печь кулич.
  7. Переходить улицу нужно сначала посмотрев налево, а потом направо.
  8. Не ввозить наркотики в другие страны.
  9. Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  10. Нельзя играть со спичками и зажигалками.
  11. Гражданин имеет право участвовать в голосовании с 18 лет.

– Как осуществляется социальный контроль?

– Какую роль в нем играют санкции?

— Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

– А, ЭТО поведение можно назвать социальной нормой? (Слайд 3)


— Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, называется ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ. (Слайд 4)

План

  1. Отклоняющееся поведение.
  2. Алкоголизм, наркомания.
  3. Причины отклоняющегося поведения.

— Каковы цели урока?

III. Изучение нового.

Работа с учебником. Учащиеся на протяжении урока составляют кластер.


ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

— Учёные изучали отклоняющееся поведение школьников. Они задавали пятиклассникам и десятиклассникам вопрос: Какие формы отклоняющегося поведения наиболее распространены среди ваших сверстников? Ответы учащихся приведены в графическом виде.


— Сделайте выводы о результатах опроса.

— Как бы вы сами ответили на этот вопрос? Свой ответ обоснуйте.

— Приведите свои различные при­меры отклоняющегося поведения.

  1. Перешел улицу на красный свет.
  2. Развел костер в неположенном месте.
  3. Публично оскорбил пожилого человека.
  4. Нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д.

Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы, характеризуя….

Про­явления отклоняющегося поведения:

  • на уровне личности (подросток стал заядлым курильщиком)
  • малых группах (пьющие родители перестали заботиться о детях)
  • на уровне государства (чиновник вымогает взятку)

Каковы последствия отклоняющегося поведения?

  • не причиняет вреда обществу
  • причиняет вред обществу
  • причиняет вред и человеку и обществу

2. Алкоголизм, наркомания.

  • Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм и наркомания.
  1. Как возникает алкоголизм?
  2. Какое влияние оказывает алкоголь на организм?
  • У подростков, молодых людей риск развития алкогольной за­висимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет.
  • У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин.
  • В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.

Любителям пива

Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.

  • У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем воз­расте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психи­ческими отклонениями повышается в 2—3 раза.
  • Эффективность лечения наркомании, даже с использовани­ем самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).

3. Причины отклоняющегося поведения.

  • Человек не думает о негативных последствиях и своём будущем.
  • Молодые люди переоценивают свою силу воли
  • Склонность к риску у молодёжи.
  • Нежелание отставать от других.
  • Неблагополучные семьи
  • Переоценка жизненных ценностей
  • Стремление любыми (асоциальными) способами достичь цели.

III. Закрепление.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Социальные нормы, отклоняющееся поведение.

  • Правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения – это ….
  • Поведение, которое не согласуется с социальными нормами – это ….
  • Как может проявляться отклоняющееся поведение?
  • Каковы последствия отклоняющегося поведения?
  • Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу – это ….
  • Почему люди так делают?

Задание 2. ПРОЧТИТЕ И ПОДУМАЙТЕ.

1. От павлина к свинье

Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Задание 3. ПОПЫТАЙСЯ ПОСПОРИТЬ.

• Не обязательно становиться наркоманом, можно только попробовать и прекратить.

• Многие потребляют наркотики и ничего — живы.

• Пить да гулять, добра наживать (старинный тост).

• Нужно принять закон, запрещающий пьянство.

Задание 4. РЕШИТЕ ПРОБЛЕМУ.

IV. Обобщение. Итог урока.

  1. Рефлексия. У каждого ученика лист с двумя шкалами.


— Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

— А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Читайте также: