Краткое содержание командир счастливой щуки

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Краткое содержание

В ролях

    Алексей Петрович СтроговВиктор Шеркнис (озвучание Александр Демьяненко)
  • Елена Добронравова — Светлана Ивановна Веденина
  • Владимир Иванов — ГоликВалерий Рудаковбоцман Носов
  • Светлана Суховей — Оксана
  • Никита Астахов — Степан Лукичкок Булкин
  • Станислав Бородокин
  • Шота Мшвениерадзе

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Борис Волчек
  • Cценарий: Александр Молдавский, Владимир Валуцкий, Борис Волчек
  • Операторы: Борис Волчек, Валентин Макаров
  • Композитор: Александр Зацепин
  • Художник-постановщик: Владимир Аронин
  • Звукооператор: Виталий Шмелькин
  • Тексты песен: Леонид Дербенев
  • Монтаж: Лидия Милиоти

История сюжета

Сюжет фильма построен на основе реальных событий Великой Отечественной Войны, которые произошли на Северном флоте и главной базе Полярном. Образ лодки Щ-721 и её капитана Строгова можно считать собирательным.

Интересные факты

Небольшая роль в этом фильме стала кинематографическим дебютом Константина Райкина.

Фильм "Командир счастливой "Щуки"" снят в 1972 году на "Мосфильме". В киноленте рассказывается о моряках-подводниках Северного флота, сражающихся с фашистами в период Великой отечественной войны. В кульминационный момент фильма нашу подлодку "Щ-721", находящуюся в надводном положении, окружают вражеские корабли. Командир спасает свой корабль, приказав погружаться без него и погибает.

Какие события легли в основу фильма и что произошло на самом деле?

Героический капитан Алексей Строгов, которого сыграл великолепный советский актёр Пётр Вельяминов, не является полностью вымышленным. Этот персонаж включает в себя образы двух капитанов, командиров советских подлодок типа "Щ"("Щука").

О них и пойдёт речь далее.

В апреле 1942 года, подводная лодка Щ-421, под командованием Фёдора Видяева, после удачной атаки вражеского конвоя, подорвалась на мине. Подлодку удалось оставить на плаву, но ход она потеряла. Находясь в нескольких милях от вражеского берега, моряков ждал либо плен, либо смерть. Было предпринято неординарное решение. Из чехлов от двигателя и торпед смастерили парус, привязали к перископам и, таким образом, около суток выбирались с вражеской территории.

На удачу шёл обильный снегопад и немцы приняли наших подводников за норвежских рыбаков. Экипаж Щ-421 спасла подоспевшая наша подлодка К-22, к сожалению, саму "Щуку" спасти не удалось.

В феврале 1942 года подлодка Щ-403 под командованием Семёна Коваленко попала в ситуацию, похожую на описанную в фильме. В надводном положении, окружённая вражескими кораблями, с тяжело раненным капитаном наверху. Вражеский корабль шёл на таран. Спасать капитана нет ни секунды. Теряющий сознание, Коваленко немеющими губами отдаёт последний приказ: погружаться без него.

Лодка спаслась, капитан попал в плен. В лагере вёл себя геройски. На сделку с совестью и врагом не пошёл. В 1944 году за попытку организовать восстание в концлагере на территории Франции, был расстрелян фашистами.

Сюжет фильма построен на основе реальных событий Великой Отечественной войны, которые произошли на Северном флоте и главной базе Полярном. Образ лодки Щ-721 и её капитана Строгова можно считать собирательным.

А вот еще один материал и про этот фильм, и про другие, не очень красящие имидж героических советских моряков, факты. Правда, узнать, кто автор статьи невозможно, он не назвал себя.

В действительности все было иначе. Но об этом было не принято тогда говорить, марать образ героев войны. А по сему сценаристу и режиссеру с подачи политорганов ВМФ и их консультантов удалось ловко перевернуть все с ног на голову и породить еще один миф. На войне, понятно, бывает всякое. Но именно такой факт, как показан в кино, нигде не значится. Было все иначе.

Ничего не понимающий командир Иван Травкин выскочил на мостик в нижнем белье: дескать, что за дела? Увидев неподалеку немецкие корабли и приближающиеся к лодке вражеские катера, он метнулся назад, дав команду на срочное погружение (по фильму герой-командир, одетый строго по форме, стоя на палубе лодки, хладнокровно и неторопливо докуривает папиросу, давая субмарине возможность уйти под воду и спастись от врага). Растерявшиеся немцы на ситуацию среагировать не успели, и лодке удалось уйти на глубину и даже уцелеть после довольно жесткой бомбардировки глубинными бомбами. Трюмный же старшина Галкин благополучно перебежал на сторону врага. Это был уникальный случай в мировой истории подводных сил, когда в море, в боевой обстановке с борта субмарины(!) дезертировал к врагу член ее экипажа! Вот такое кино.

На ТОФе тоже всякое случалось

Вот такие истории в действительности случались на отечественном подводном флоте, но о них в советскую эпоху у нас предпочитали не распространяться. Ставка делалась на легенды и мифы, хотя и без передергивания фактов и приукрашивания реальных ситуаций у нас было достаточно примеров поистине геройских дел наших воинов.

За один поход, длившийся чуть больше месяца, подводная лодка потопила 7 судов и кораблей противника. После войны эти результаты получили подтверждение (по документам противника). Почему П.Д. Грищенко, награжденный восемью боевыми орденами, не получил высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза ни при жизни, ни после смерти, несмотря на неоднократные ходатайства большого количества разного рода учреждений и общественных организаций, имеющих непосредственное отношение к ВМФ?

По версии автора заметки, перевод Лисина, побывавшего в плену у немцев, на Тихоокеанский флот – ссылка. Интересно рассуждает автор. Выходит, все служившие на Тихоокеанском флоте – ссыльные. Значит и я тоже, потому что служил на КТОФ. Странно, я этого не чувствовал. Видимо, автор дальше МКАД нигде не был, уж за Уралом – точно.

А вот еще одно свидетельство, в котором командир подводной лодки выглядит не так, как в предыдущем материале.

Где находится предел человеческих сил? Как сохранить разум, находясь в безвыходной ситуации? В мае 1943-го экипаж подводной лодки Щ-303 попал в подводный ад. Один подводник не выдержал.

Над нами тёмные воды

21 мая 1943 года экипаж Щ-303 цеплялся за жизнь из последних сил. Положение безвыходное: вокруг стерегущие лодку немецкие противолодочные корабли, а заряд батареи и запасы сжатого воздуха — на исходе.

Лодка находилась в подводном положении уже почти двое суток, и, несмотря на применение средств регенерации, соотношение кислорода и углекислого газа достигло критических значений. Большинство моряков, запертых в стальной трубе прочного корпуса, лежали в полубреду.
Кто-то бродил, натыкаясь на переборки, кто-то лихорадочно шептал.
Работоспособность сохранили единицы.

Командир корабля, капитан 3-го ранга Иван Травки (его фотография на заставке к материалу), понимал, что обязан сохранять волю к борьбе до последнего. Он поочерёдно обходил отсеки, стараясь приободрить моряков.

В 1943 году Щ-303 доверили честь открывать подводную кампанию на Балтике. Командование Балтфлота ожидало очередного усиления противолодочных мер противника в Финском заливе, и лодку готовили к походу самым тщательным образом.

На субмарину установили брусья для отвода минрепов якорных мин, корпус обработали специальной мастикой и обрезинили (для предотвращения подрывов на антенных минах). Так как Финский залив в обоих направлениях предстояло форсировать в основном в подводном положении, средства регенерации взяли по максимуму: 1400 патронов — поглотителей углекислоты и 14 баллонов с кислородом. Поход предстоял долгий, возвращение планировалось уже после периода белых ночей, поэтому запасы провизии и питьевой воды подготовили на 78 суток.


Травкину предстояло разведать противолодочные рубежи противника, прорвать их, а затем действовать в устье Финского залива.
11 мая лодка вышла с острова Лавенсаари (самой западной базы Балтийского флота) и сразу оказалась во вражеских водах.

Четверо суток не удавалось зарядить батарею: при каждом ночном всплытии лодка обнаруживала корабельные патрули противника и снова уходила на глубину.

Вперёд продвигались черепашьими темпами. Лишь 19 мая лодка подошла к выходу в Балтику. И уткнулась в главный, пропущенный разведкой Балтфлота немецкий сюрприз: двойную противолодочную сеть, перекрывающую залив от берега до берега.

Главный старшина, старшина группы трюмных Борис Галкин — москвич, 1915 года рождения — считался одним из самых опытных и проверенных людей в экипаже. На флоте с осени 37-го, член партии, морально устойчивый, непьющий. В 42-м его наградили двумя орденами — боевого Красного Знамени и Красной Звезды. Представление на второй орден Красной Звезды подписали, когда лодка уже ушла в поход.

21 мая он, как один из последних сохранявших работоспособность, находился в центральном посту. В 15:35 акустик услышал шумы немецких кораблей, и вахтенный начальник ушёл сообщать об этом командиру. Воспользовавшись моментом, Галкин запер акустиков и радистов в их выгородке, задраил обе переборочные двери в отсек и подал сжатый воздух в цистерны, отчего лодка начала всплывать. А затем скрылся в верхнем рубочном люке.

Вечером 22 мая Щ-303 отползла в сторону, где ещё десять дней, всплывая по ночам урывками из-за многочисленных патрулей противника, накапливала заряд для возвращения домой. Дальнейшие попытки прорыва были бесполезными: лодка получила повреждения, а подводники израсходовали почти все средства регенерации.

Старшину Галкина немцы из воды выловили. В архивах остались протоколы его допросов. Также летом 43-го ему устроили очную ставку с находившимся в плену бывшим командиром С-7, Героем Советского Союза Лисиным, которого немцы пытались завербовать. Галкин уговаривал Лисина перейти на сторону Германии. Дальнейшие его следы теряются.

Но это меньше, чем потери Германии – 1168 субмарин потери составили 990, в том числе 223 затоплены экипажами после подписания капитуляции, 156 подводных лодок захвачены союзниками. Из 40 тысяч подводников кригсмарине погибли 30 тысяч, т.е. 75 %. Ни один род войск не нес таких потерь.

На втором месте по числу потерь – Япония. Из 192 субмарин погибли 130. У Италии потери меньше – 104 лодки из 159 имевшихся. Так что сама служба по подплаве в те годы была равна подвигу.


1. Фильм "Командир счастливой "Щуки" это первый большой послевоенный советский фильм, посвященный морякам-подводникам, где показана война на море. Ранее в других фильмах это были бои моряков на берегу или только эпизоды. Он снят в г. Полярный, вышел в прокат в 1972 году и до этого таких масштабных сцен на море никогда не снимали.( В фильме "В мирные дни" - там нет войны)

2. Фильм не основан на конкретных исторических событиях. Это собирательный образ о героях моряках. Можно сказать что это эпос, где в одном герое объединили события, которые происходили на разных лодках во время всей войны. Этим самым он стал примером для немецкого фильма "Лодка", который сняли через 10 лет, где тоже использовали разные истории. Образ лодки Щ-721 и её капитана Строгова можно считать собирательным, он один участник эпизодов, которые были на Балтике, Черном море и Северном флоте.

3. В фильме есть некоторые неточности, но которые не портят фильм. Например, нарушена историческая хронология, офицеры носят погоны уже в 1942г, другая форма, слишком все чистые и красивые. Естественно, что для сьемок фильма использовалась другая, более современная лодка, загримированная под лодку серии "Щ", немецкий эсминец - это наш корабль. Но это нисколько не портит атмосферу фильма.

4. Что меня поразило больше всего - это возраст героев. Когда я в детстве смотрел этот фильм, командир лодки для меня был именно вот такой "Батя", опытный командир. Его играет знаменитый актер Петр Вельяминов, которому было в тот момент 46 лет. На самом же деле, средний возраст командиров лодок был 30 лет. Сейчас для меня - это почти дети. Например, знаменитому Александру Маринеско в 41 году было 28 лет.


5. События, когда одна лодка в море встретила другую лодку, которая потеряла ход от подрыва на минах - это исторический момент.

6. Наши лодки действительно входили в бухту и атаковали стоящие там корабли. Во время войны было несколько таких эпизодов.

7. Лодка охотилась за транспортом "Бремберг" водоизмещением в 50 т. тонн. Это запредельная грузоподьемность. Таким был реальный "Титаник", а на войне были пароходы поменьше, до 15000т, например "Бремен". Даже "Вильгельм Густлофф", который потопил Маринеско, был всего 25000 т

8. Самый трагический момент, когда капитан Строгов спасает лодку ценой свой жизни, выигрывая время на погружение - это реальная история. 19 февраля 1942 года подводная лодка "Щ-403", под командованием капитан-лейтенанта Семёна Коваленко. Лодка ушла на глубину, но раненый командир попал к немцам в плен. Из плена Семен Коваленко не вернулся

Подробности вы можете сами посмотреть в ролике, там рассматривают и другие моменты фильма.

Со своей стороны отмечу, что такие героические лодки серии "Щ" можно сделать самому из набора. Например, есть лодка от "Микромира"

Автор работы - Sea Fighter

Модель производства фирмы Микромир (MikroMir), в комплекте идут 2 лодки - серии Х и серии Х бис. Весьма неплохой набор, после того, как я его собрал "изкаробки" и посмотрел на результат, появилось желание сделать его еще раз, улучшив где возможно и полностью раскрыв потенциал набора. Пластик нормальный, однако на валах винтов кое-где были непроливы. Декалей в наборе достаточно (у Микромира это не всегда так). Травление идет в комплекте лодки. Травление детальное и хорошего качества - палуба травленая, но вот отверстия не сквозные, что накладывает определенные ограничения на окраску. Часть травления заменена - заменены все леера. 45мм пушки - смоляные от ЗиП. Рукоятки к орудиям взяты из остатков штатного травления лодки типа К. На носу лодки установлен сетеразрезатель "Краб" из штатного травления.

Сделаны дополнительные мелкие детали, которые удалось разглядеть на фото подобных лодок - флагшток, фонари на стойках перископа. Перископы заменены на иглы. На винтах сделан центральный наконечник. При сборке скрайбером дополнительно была углублена вся расшивка - торпедные аппараты, рули глубины, щели на корпусе, двери на рубке. В рубке прорезаны и застеклены иллюминаторы. Такелаж - спандекс, изоляторы - капли ПВА. Подставка самодельная. Краски акриловые, в основном Tamiya. Окраска аэрографом, некоторые дефекты устранены кистью. Смывка из пастельных мелков.

И еще один вариант - это лодка типа "Щ" серии Х, которая скоро появится в продаже. Это разработка компании "Звезда", масштаб 1:144. Я про эту модель недавно сделал анонс.

Читайте также: