Краткое содержание храбрый опенок

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

6.05.2020 г. Родной язык

Будем делить текст на смысловые части и учиться озаглавливать части текста,

развивать речь путем составления окончания сказки. Познакомимся с

2. Запишите в тетради дату и тему урока.

Ребята! За окном уже настоящая весна. Земля покрыта травой. Мы все в ожидании теплого лета. Были ли вы летом в лесу? А кто собирал грибы? Вспомните, какие грибы вы собирали?

1. Какие грибы, растущие в наших лесах, вы представляете?

(боровик, подосиновик, масленок, сыроежка, опенок).

2. (слайды 2 – 6). Давайте посмотрим, как выглядят нарисованные учениками грибы в реальном лесу, и узнаем, откуда они получили свои названия.

- Боровик, или белый гриб - Этот гриб — царь всех грибов. Так он называется потому, что трубчатый слой нижней поверхности шляпки у молодых грибов белый и остается таким после сушки.

- Подосиновик в народе называют еще осиновиком, или красноголовиком. Каждый грибник рад найти такого красавца, ибо после белого гриба подосиновик — наиболее ценный объект сбора среди трубчатых грибов.

- Маслёнок - это семейный гриб. В настоящем лесу, если найдёшь одного маслёнка, можно не вставая срезать целое ведро. Шляпка у маслёнка маслянистая, отсюда и название.

- Свое название сыроежки получили, вероятно, потому, что после засолки очень скоро становятся пригодными к употреблению (иногда через одни сутки).

Некоторые виды сыроежек (зеленые, белые и розовые) грибники съедают с солью в свежем виде.

- Осенние опята, может быть, самые массовые грибы в округе. Красивые, глаз не оторвать! Растут чаще группами, стайкой, парами, одиночно – на почве, в корнях деревьев, у пеньков…

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!
Под тёмными ёлками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, — голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб — опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудерьки в колечки завиваются.
Увидали его другие грибы, и ну — смеяться:
— Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!
Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:
— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки.
А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится.
И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.
Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая — взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.
Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.
Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.
А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что, ни про что?
Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.
На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не сплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники?

А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти.
Увидели Опенка да так-то обрадовались:
— Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!
И низко-низко поклонились Опёнку.

- Ребята, сравните описание грибов в сказке с теми грибами, которые вы уже видели?

- С кем автор сравнивает грибы?

(с молодцами)

-С кем сравнивается боровик?

(солидные богатые деды)

(серьезные отцы)

(братцы, маленькие ребята)

(сестрицы, которые водят хоровод)

- Вспомните , что такое тема текста? (слайд №8)

Тема текста – это то, о чем говорится в произведении. (Запишите это определение в тетрадь и запомните) .

- Какова тема данного текста?

(Грибы в осеннем лесу)

- А что такое основная мысль текста?

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. (Запишите это определение в тетрадь и запомните) .

- Какова основная мысль прочитанного текста?

(Хороши грибы в осеннем лесу! Один другого краше!)

- На сколько частей можно разделить текст и почему?

Работа над упражнением.

- Сравните начало двух планов. Чем они отличаются?

(один соответствует теме, а другой – основной мысли)

Планы (Слайд № 9). Запишите планы в тетрадь.

Грибы в осеннем лесу.

Грибы – один другого краше.

1. Деды-боровики. Загляденье!

2. Отцы-подосиновики. Красота!

3. Братцы-маслята. Хороши!

4. Сестрицы-сыроежки. Тоже неплохи!

- Как вы считаете, п о какому из этих планов легче пересказывать текст?

(Верно. Потому что второй план более подробный)

- Какой вывод из этого следует?

-Вывод. При составлении плана надо учитывать не только тему текста, но и его основную мысль, надо стремиться к тому, чтобы основная мысль текста нашла отражение в формулировках пунктов плана).

5 . По составленному плану перескажите текст (устно).

*Лексическая работа.

- Какие слова были для вас непонятными?

- В каком словаре мы можем узнать значение непонятных слов?

- В толковых словарях найдите значение слов: кафтан, бархат, картуз и запишите в тетрадь.

6. Сочините возможный вариант продолжения сказки (устно).

7 . Закрепим изученное.

- На страницах каких учебников вы уже встречали планы?

(в любом учебнике, по любому предмету. Оглавление любого раздела в любом учебнике – это его план)

- Как вы считаете, для чего мы составляем план художественного произведения?

- Что значит работать над планом? Запишите в тетрадь ответ:

Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы.

  1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
  4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.
  5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, пересказать текст.
  6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

- Опираясь на эту памятку, вы сможете правильно составить план любого текста.

-Оцените свою работу на уроке.

Много по осени грибов уродилось. Да какие красивые - один другого краше!

Под тёмными ёлками деды-Боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах - шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы-Подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы-Маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Под ольховыми кустиками сестрицы-Сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб - Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова не покрыта - белобрысые кудерьки в колечки завиваются.

Увидали его другие грибы - и ну смеяться:
- Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!

Опенок и другие грибы, рисунок картинка иллюстрация

Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:
- Не поклонится нынче, так я подожду. Авось пригожусь ещё грибникам.

Но только нет, не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов-Боровиков, кладут в кузовки.

А в лесу холодней становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночью студёная роса на мох ложится.

И от этой студёной росы сошли деды-Боровики. Ни одного не осталось, все пропали.

Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него и тонкая да лёгкая - взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.

А грибники ходят в перелесках, собирают отцов-Подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.

Ещё холодней стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.

И от этих злых дождей сошли отцы-Подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.

Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.

А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев-Маслят и сестриц-Сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что ни про что?

Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала.

И от этой снежной крупы сошли братцы-Маслята и сестрицы-Сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.

На непокрытую голову Опёнка снежная крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не сплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники?

А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного гриба не могут найти.

Увидали Опёнка, да так-то обрадовались.

- Ах ты, милый! - говорят. - Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался!

1. Подумай, это произведение – сказка или рассказ? Запиши ответ.

Это произведение – сказка, потому что грибы говорят друг с другом.

2. Почему автор называет опенка сиротой? Допиши предложение.

Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза.

3. Как автор называет грибы? Соедини.

4. Прочитай отрывок. Впиши пропущенные слова. Как автор говорит об уважительном отношении грибников к Опенку? Подчеркни.

Увидели Опенка да так-то обрадовались:
— Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!
И низко-низко поклонились Опёнку.

5. Выбери описание одного из грибов. Запиши

Боровики. У них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. С каким произведением мы работали на прошлом уроке?

Д. Это грибы, которых не нашли грибники. Они остались несобранными.

У. Расскажите, описание какого гриба вам особенно понравилось?

Ученики пересказывают понравившиеся описания грибов.

У. Вспомните, о чем сожалеет автор в конце рассказа?

Д. Автор сожалеет, что с приходом зимы многие грибы так и останутся стоять в лесу, пропадут. Ему жалко, что они никому не достанутся.

У. Прочитайте предложения, записанные на доске. Подумайте, что их объединяет?

Д. Это названия произведений писателя Эдуарда Шима.

У. Что вы знаете о творчестве этого писателя?

Д. Эдуард Шим писал сказки и рассказы для детей. Его произведения – о животных и о природе.

У. Эдуард Юрьевич Шим – ученик и последователь Виталия Бианки. Многие его произведения – коротенькие диалоги между человеком и животными или животных между собой. Но в каждом его произведении животные – это фактически люди: умные и знающие, добрые и сострадающие.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением этого писателя.
Но сначала представьте, что ваше мнение или поступок вызывают несогласие или негативную реакцию у большинства. Как вы поступите?

На доске – предполагаемые ответы:

Ученики отвечают на вопрос. Большинство выбрают первый и третий ответы.

– Не буду спорить. Я знаю, что я прав.

– Не люблю спорить. Так и поссориться можно.

Ученики не смогли обосновать свой выбор.

– Если большинство думает не так, значит, я ошибаюсь.

У. К этому вопросу и вашим ответам мы вернемся в конце урока.

IV. Знакомство с произведением

У. Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

Ученики объясняют значение слов. Учитель выставляет на доску рисунки с этими предметами.

– Прочитайте название произведения. Можно ли узнать из заглавия, кто герой произведения?

Д. Да. Это гриб Опенок.

У. Как называет его автор?

У. Как вы понимаете это слово? Как вы думаете, какого человека можно назвать храбрым?

Д. Это человек, который ничего не боится.

– Храбрый человек – это смелый человек.

– Храбрый – это значит мужественный и решительный.

У. Какие чувства вызывает у вас прослушанный отрывок? Почему?

Д. Мне стало грустно, потому что другие грибы смеялись над Опенком.

– Мне жалко Опенка, потому что он не такой красивый, как другие грибы, и его никто не захотел взять в свою корзинку.

– Мне очень жалко Опенка, потому что с ним никто не захотел дружить.

У. Прочитайте, как автор называет грибы. Найдите описание Опенка. Как вы понимаете значение слов неприбранный, невидный, неказистый?

Дети отвечают.

– Как, по вашему мнению, автор относится к Опенку?

Д. Я думаю, что автору тоже жалко Опенка, потому что у него нет ни кафтана, ни картуза.

У. Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступит Опенок?

Д. Я думаю, что Опенок обидится и спрячется ото всех.

– Я думаю, что Опенок найдет себе других друзей, таких же, как он, которые не будут над ним смеяться.

У. Как вы думаете, чем закончится эта история?

Д. Мне бы хотелось, чтобы Опенка тоже нашли и взяли в кузовок.

– Я думаю, что Опенок ничего не испугается и дождется, когда его заметят. Он же храбрый!

– Я думаю, что Опенок не пропадет просто так. Его обязательно заметят и соберут, потому что он очень терпеливый.

Учитель дочитывает текст.

V. Работа над содержанием прочитанного текста

У. Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
Что мы прочитали? Докажите.
Ожидали ли вы, что у сказки может быть такой конец?

Дети отвечают.

– Что вам понравилось в сказке, а что – нет?

Д. Мне не понравились другие грибы, потому что они не захотели дружить с Опенком.

– Мне не понравились другие грибы из-за того, что они смеялись над бедным Опенком.

– Мне понравился Опенок, потому что он добился своего, его тоже заметили.

– Мне понравился Опенок за храбрость и ум.

– Мне понравились люди, которые нашли Опенка и поклонились ему.

У. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Расскажите, что на ней изображено? Найдите и прочитайте этот фрагмент.

Ученики читают отрывок сказки по ролям.

– Как вы оцениваете поступки других грибов?

Д. Я считаю, что другие грибы поступили плохо. Они смеялись над Опенком, потому что он не такой красивый, как они.

– Я думаю, что другие грибы злые, потому что они не хотели с ним дружить и говорили, что он никому не нужен.

Д. Наступила поздняя осень, и в лесу стало холодно.

У. Как автор описывает осенний лес? Какие тропы он использует?

Д. Злые дожди. Мутные тучи. Голый лес. Снежная крупа.

У. А как теперь автор описывает Опенка? Найдите в тексте слова-признаки или слова-действия, характеризующие его.

Ученики отвечают на вопрос. Учитель выставляет на доску заранее подготовленные карточки со словами: хитрый, прыткий, перебрался, вскочил, прыгнул, выглядывает.

– Как вы считаете, о каких чертах характера героя говорят эти слова?

Д. Он храбрый и стойкий.

– Не испугался ненастья.

– Он умный и находчивый.

У. Рассмотрите иллюстрацию в конце сказки. Прочитайте отрывок сказки, который изобразил художник.

Ученики находят в тексте и читают отрывок сказки, изображенный на рисунке.

– Как вы думаете, почему грибники низко поклонились Опенку?

VI. Физкультминутка

VII. Работа над сюжетом. Построение сюжетной линии сказки

У. Давайте еще раз вспомним все основные события, описанные в сказке, и выстроим ее сюжетную линию.

Учитель вопросами помогает детям найти элементы сюжетной линии: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Карточки с ключевыми словами крепятся на схему.

– Как начинается сказка?

У. А с чего начинают разворачиваться основные события в сказке? Найдите завязку.

У. Как развивались события дальше?

– «Сошли деды боровики.

У. Как вы считаете, в какой момент наступает перелом в несчастной судьбе Опенка? Найдите кульминацию сказки.

У. И чем же все закончилось?

На доске – схема сюжетной линии.

VIII. Творческая работа

Класс делится на группы. Одна группа получает задание – составить модель обложки произведения. Остальные группы получают листы с пословицами. Им предлагается установить рейтинг пословиц, отражающих главную мысль сказки.

Список пословиц: Будет время – и нам люди поклонятся. Мал телом, да велик делом. Не красавец лицом, да хорош умом. Храбрым счастье помогает. Кто стучит, тому откроют. Терпенье и труд все перетрут. Придет время – и мы ногой топнем.

Проверка проходит фронтально. Первая группа представляет модель обложки к сказке.
Остальные группы представляют свой рейтинг пословиц, объясняют свой выбор.

IХ. Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. С каким произведением мы сегодня познакомились? Почему оно так называется? Как вы считаете, чему учит эта сказка?

Д. Я считаю, что эта сказка учит быть храбрым и терпеливым.

– Я думаю, что сказка учит быть добрым. Нельзя смеяться над другими за то, что они бедные или некрасивые.

– Надо уважать не за красоту, а за поступки.

– Я думаю, что эта сказка учит доказывать свою правоту и ничего не бояться.

У. Давайте вспомним, с чего начался урок, и еще раз вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока. Как вы теперь на него ответите? Изменилось ли ваше мнение по этому вопросу?

Д. Если ты прав, то надо это доказать.

– Надо быть храбрым, как Опенок, и добиваться своего – тогда другие поймут, что они ошибались.

X. Домашнее задание

У. Дома вы должны будете пересказать сказку от лица главного героя – Опенка. Давайте подумаем: как можно начать этот пересказ?

Ученики предлагают различные варианты начала сказки:

Читайте также: