Краткое содержание басни михалкова зеркало

Обновлено: 07.07.2024

Какие человеческие пороки осуждает Михалков в басне "Зеркало"?

Какие человеческие недостатки и пороки высмеивает автор в басне "Зеркало"?

В басне Михалкова "Зеркало" мы встречаемся с носорогом, который постоянно отпускал колкости в сторону других животных. Он насмехается над внешностью слона, жирафа, верблюда и страуса, даже не подозревая, что сам имеет далеко не идеальный внешний вид.

Носорог даже не сообразил, что видит самого себя в зеркале, потому и стал смеяться над потешной уродиной, которой сам и был. Животные, увидев такую реакцию насмешника, тут же перестали на него обижаться, понимая, что на глупцов грешно сердиться.

Михалков призывает нас прежде, чем кого-то критиковать, обратить свое внимание на себя. Человек, не замечающий собственных недостатков, но насмехающийся над другими людьми - глупый, самовлюбленный и невоспитанный.

Автор высмеивает в басне невежество, глупость, бахвальство и высокомерие, а также такой порок, как осуждение и высмеивание недостатков других людей. Умный и воспитанный человек всегда сдержан в оценке окружающих. А о людях он судит не по внешним чертам, а по достоинствам и по наличию положительных качеств.


Басня Михалкова "Дальновидная сорока" - это забавная и поучительная история, а рассказывается в ней о битве лесных обитателей с кабаном. Но главной героиней повествования является крикливая Сорока, которая подстегивает настоящих борцов с неприятелем призывными воплями.

Сорока добилась своего - её заметили и вручили медаль за участие в бою, хотя на самом деле пронырливая птица никакого героизма в сражении не проявила. Наоборот, своими громогласными выкриками она отвлекала и раздражала бойцов, которых почему-то к награде за победу не представили.

Мораль басни состоит в том, что награды должны получать люди, заслужившие уважение окружающих честным трудом, а не хитроумными уловками. Автор осуждает чрезмерную хитрость, наглость, позерство и показное геройство.

Басня учит нас, что ценить человека нужно не по громким речам, а по его действиям и поступкам.


Когда обиженные животные жираф, слон и верблюд поднесли зеркало носорогу, он увидел свое отражение. Взглянув на себя в зеркале, он не ожидал увидеть себя таким не взрачным, далеко не красавцем, а поскольку он был еще и очень глуп, стал смеяться и над собственным отражением, называя себя уродиной. Мораль басни гласит, что нельзя смеяться над внешностью других, обращать внимание на какие либо недостатки. Хороший человек может быть не красивым, невзрачным, иметь какие то физические недостатки, но жить с добрым сердцем и с чистой душой, сеять добро в в человеческом обществе. Судить по внешности достойно только очень глупого человека.

В басне Сергея Михалкова "Два толстяка и Заяц" речь идет о толстяках Слоне и Бегемоте, которые решили отремонтировать найденный в болоте автомобиль. Они вытащили машину из болота и стали её приводить в порядок.

В это время появился Заяц, который мгновенно вник в ситуацию и сообразил, что и он сможет получить выгоду. Вот только ушастый не спешил присоединяться к толстякам и не желал вкладывать свой труд в ремонт. Он командовал и ожидал окончания работ.

Когда авто было сделано, Слон и Бегемот повздорили из-за того, кто первым поедет кататься. А в это время хитроумный Заяц уселся за руль и сорвался с места. Правда, далеко ловкач не уехал - врезался в дерево и разбил автомобиль. Заяц уцелел, но был наказан за свои уловки и махинации.

Мораль басни заключается в том, что жизнь обязательно накажет за плохие поступки, обман и присвоение чужого. Ухищрения, обманная тактика, лукавство и коварство могут обернуться несчастьями и неудачами. Только честным трудом можно добиться всего того, чего желаешь.

Басня учит нас работать честно и слаженно, поддерживать друг друга, а когда нужно - уметь уступать. Если бы Слон и Бегемот заранее договорились о том, кто поедет первым кататься, то у Зайца не появилась бы возможность угнать авто. Автор призывает нас находить взаимопонимание, трудиться дружно, а плоды трудов распределять поровну.


Басня Михалкова "Муха и Пчела" - очень поучительная история о трудолюбии и праздности, а речь в ней идет о ленивой Мухе и работящей Пчелке.

В то время, как трудолюбивая Пчела собирает цветочный сок, Муха занята тем, что выискивает, чем поживиться. При встрече Муха даже пригласила Пчелку на кем-то оставленную пищу, но та не желает пользоваться плодами чужого труда. А ленивица улетает и садится на дармовщинку, но оказывается, что это не вкусности, а липкая лента. Вот так ленивая Муха попалась в оставленный людьми капкан, а трудолюбивая Пчелка, считающая труд нормой, продолжала перелетать с цветка на цветок.

Мораль басни состоит в том, что негоже пользоваться плодами труда других людей - нужно создавать блага своими руками. Только кропотливый труд может дать нам материальные ценности, а не использование кем-то созданных благ. В жизни нужно полагаться только на свои силы и ум - только так можно добиться успеха и получить желаемое.

Отзыв на басню "Зеркало"
Мне понравилась эта басня. Носорог в ней показан очень глупым зверем, который над всеми насмехался, но не смог признать себя в зеркале. Он вел себя очень некрасиво, но обижаться на дурака нельзя, он и так судьбой обиженный.

Пословицы к басне "Зеркало"
Над верблюдом не смейся - сам сгорбишься.
Над другими посмеешься, над собой поплачешь.
Не смейся горох над бобами, сам будешь под ногами.
Смешно дураку, что нос на боку.
Смех без причины, признак дурачины.

Читать краткое содержание, краткий пересказ басни "Зеркало"
Жил носорог, который всех дразнил. Верблюду он кричал, что тот горбатый, а верблюд думал, что будь у него три горба, он стал бы еще красивее.
Слону носорог кричал, что у того не поймешь где хвост, а где нос. А слон удивлялся, ведь его хобот был совсем не похож на хвост.
Жирафа носорог просил достать воробушка, но жираф гордо огрызался с высоты своего роста.
И вот однажды остальные звери нашли зеркало и решили показать носорогу. Они нашли носорога, когда тот издевался над страусом, за то, что тот не умеет летать.
Звери спросили носорога, считает ли он себя красавцем. Тот ответил, что он самый настоящий красавец. И звери предложили носорогу посмотреть на себя. Носорог увидел себя в зеркале и стал смеяться над отражением, называя его уродом.
Звери поняли, что носорог просто глуп как пробка и перестали на него обижаться.

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. – Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда. – Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей! – Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! – И чего это он ко мне пристаёт? – удивлялся добродушный Слон. – Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост! – Дяденька, достань воробушка! – смеялся Носорог над Жирафом. – Сам-то больно хорош! – откуда-то сверху отвечал Жираф. Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: – Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. – Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь? – Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается? – Ну тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: – Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это ещё за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп как пробка. И они перестали обижаться.

Михалков С.В. – Зеркало
4.7 (93.22%) от 295 голосующих

Литература для детей

С. Михалков был разносторонним писателем, однако наибольшее признание он получил как детский писатель. Не будет преувеличением сказать, что на его произведениях выросло большинство поколений прошлого столетия.

В годы войны Михалков был военным журналистом, он своими глазами видел детей, пострадавших от военных действий, детей, изможденных голодом, сломленных страданиями. Именно им он посвятил самые лучшие свои произведения.

Практически все произведения автора, созданные для детей, начиная с 30-х годов прошлого века, входят в школьные и дошкольные хрестоматии, буквари, книги для чтения, разучиваются наизусть, звучат на радио, демонстрируются на сценах и на экране.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности басен Михалкова

В качестве особенностей детской поэзии Михалкова следует назвать ее веселый и несколько язвительный характер. Его произведения носят ярко выраженный воспитательный характер: рисуя предосудительные или, наоборот, похвальные поступки, он учит детей и взрослых различать добро и зло, противодействовать несправедливости и быть справедливыми.

Основными темами произведений для детей выступают следующие:

  • уважение к труду и тем, кто трудится;
  • воспитание дружбы и взаимопомощи;
  • неприязнь к лени, эгоизму, бахвальству.

Таким образом, детские стихи Михалкова – самобытное явление русской поэзии. В них соединяются детская любознательность и педагогическая мудрость, артистизм и остроумие. Все эти качества позволили Михалкову возродить в отечественной литературе древний жанр басни. В своих баснях он высмеивал жадность и глупость, высокомерие. Всего автором было создано более 200 басен.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Басня Ошибка читать

Прибежал как-то Заяц к Журавлю. — Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста, зубы! — Да они у тебя хорошие! — Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки! — Зачем тебе клыки? — Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от меня побегает! Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть! — Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. — Побегу Лису искать! Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю — дрожит, трясется от страха. — Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки! — А эти чем плохи? — Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие побольше есть? — Не поможет! — ответил Журавль. — Ошибся я, Косой! Надо было тебе сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!…

Новостной портал Беларуси

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА Однажды где-то под кустом Свалила Зайца лихорадка.

ЩЕНОК И ЗМЕЯ Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла в лесу из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза. — Вот ты на меня смотришь и молчишь… А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! — сказал Щенок Змее. — Все меня учат, прорабатывают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать. Пока Щенок жаловался, Змея молчала. — Пойдешь ко мне в друзья? — спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел. Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча. Насмерть. ЗEPКАЛО Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. — Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда. — Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! — Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! — И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. — Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост! — Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом. — Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф. Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: — Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. — Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь? — Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается? — Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: — Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться. ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕЛАНИЕ Волк решил повеситься и раззвонил об этом по всему лесу. — Как же! Повесится он! Дожидайся! — усмехнулся Заяц. — Повесится, повесится! Непременно повесится! Он это твердо решил, — сказала Черепаха. — Может, еще передумает! — поежился Еж. — Не передумает, не передумает! Он уж и дерево выбрал. И сучок облюбовал! — заверещала Сорока. — На осине решил вешаться. Веревку ищет… Шум, толки, пересуды. Одни верят, другие сомневаются. Дошел слух и до деревенского Полкана. Прибежал Полкан в лес, разыскал Волка. Видит: сидит Серый под осиной, грустный такой, на сучок смотрит. Екнуло у доброго Полкана сердце. Недолюбливал он Волка, близко к дворам не подпускал, но тут как-никак — драма… трагедия! — Здравствуй, Серый! — тихо поздоровался Полкан. — Здравствуй и прощай! — ответил Волк, смахивая с носа слезу. — Прощай, Полкаша! Не поминай лихом. Прости, ежели что… — Неужели это правда? — спросил осторожно Полкан. — Просто не верится! Почему? Что случилось? — Опозорен я! Опозорен и в баснях и в сказках… Не хочу больше жить! Помоги достать веревку… Поищи ее в сарае. Сарай у тебя на запоре, да ты в него вхож… тебе доверяют… — Ладно уж… Сделаю… — согласился Полкан, не подумав. — Вот спасибо! — сказал растроганный Волк. — Да заодно уж… вместе с веревочкой… прихвати и козленочка. Выполни мое последнее желание… И выполнил Полкан последнее желание Волка. А тот не повесился. Раздумал. ПЬЯНЫЕ ВИШНИ Наклевался Петух во дворе пьяных вишен из-под сладкой наливки. Наклевался и пошел искать, с кем бы подраться. И подрался… Утром проснулся, глянул на себя в лужицу и ахнул: правый глаз подбит, весь заплыл. Гребешок набоку, распух. От хвоста два пера осталось. И все косточки болят… — С кем же это я вчера сцепился? — стал вспоминать Петух. — С Гусем, что ли? — спросил он Щенка. — Нет, — сказал Щенок. — С Индюком? — Нет, — сказал Щенок. — С Котом? — Нет, — сказал Щенок. — Неужели я на Быка напал? — едва выговорил Петух. — Нет, — сказал Щенок. — Так кто же меня вчера так отделал? — Курица, — сказал Щенок. ЖАДНЫЙ ЗАЯЦ Заприметил Заяц в дупле пчелиный улей. Решил медком посластиться. Раздобыл большую кадушку. Пошел в лес. По пути Медведя встретил. — Куда ты, Косой? — За медом, Косолапый! Я улей в лесу нашел. — Возьми меня с собой. — Не возьму! Мне одному мало будет. — И пчелкам ничего не оставишь? — А зачем им? Они себе еще насобирают… Полез Заяц в дупло. За медом. Забила тревогу сторожевая пчела. Напали пчелы всем роем на незваного гостя. И досталось же ему от пчел! Уж так они его отделали, так нажалили, что он едва ноги унес. — Больно ты, Косой, бессовестный, — сказал Медведь. — Пошел бы ты за медом с кружкой, глядишь, пчелы тебя бы и не тронули. Они народ добрый! — Хотел бы я посмотреть, как они тебя с кружкой встретят. — простонал Заяц. Взял Медведь небольшую кружку и полез в дупло. Забила тревогу сторожевая пчела. Налетели пчелы на Медведя и давай жалить. Хуже Зайца искусали. — Все дело ты мне испортил! — сказал Медведь Зайцу. — Не полезь ты к ним со своей кадушкой, они бы меня с кружкой не тронули… Вот что значит жадность!

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЛКОВ

с. 113. Школа

В стихотворении автор использует перекрёстные рифмы: созвучны первая и третья, вторая и четвёртая строчки.

с. 114. Хижина дяди Тома

Действие происходит на аукционе по продаже людей.

с. 115. Любитель книг (басня)

Гость был восхищён и удивлён количеством чудесных книг. Это были новые тома собраний сочинений Гюго, Дюма, Майн Рида, Мар­шака.

Хозяин ответил, что он достаёт книги пылесосом, то есть он не чи­тает их, а только стирает с них пыль.

с. 116. Чужая беда (басня)

Басня говорит о том, что тот, кто глух и слеп к чужой беде, сам может попасть в беду.

Басню нужно читать как диалог двух соседей, передавая безразли­чие Степана, тревогу и удивление его соседа.

Мораль басни: не будь равнодушным к чужой беде, чтоб и самому в беду не попасть.

с. 117. Зеркало (басня)

Носорог был глуп и считал, что он самый красивый. Поэтому он издевался над животными.

Носорог увидел себя самого. Но он был глуп и не понял, что смеёт­ся над своим изображением.

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • мораль басни чужая беда
  • михалков басня любитель книг мораль
  • басни Сергея Михалкова любитель книг запиши мораль басни своими словами приведи примеры
  • басня Любитель книг мораль
  • басня михалкова чужая беда vjhfkm

Сохрани к себе на стену!

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. — Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда. — Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! — Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу! — И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. — Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост! — Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом. — Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф. Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: — Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. — Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь? — Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается? — Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: — Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Сказка Зepкало

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. — Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда.

— Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!

— Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!

— И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!

— Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом.

— Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф.

Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: — Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.

— Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь?

— Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается?

— Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: — Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
- Горбун! Горбун! - дразнил он Верблюда.
- Это я горбун? - возмущался Верблюд. - Да будь у меня на спине три
горба, я был бы еще красивей!
- Эй, толстокожий! - кричал Носорог Слону. - Где у тебя нос, а где
хвост? Что-то я не разберу!
- И чего это он ко мне пристает? - удивлялся добродушный Слон. -
Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!
- Дяденька, достань воробушка! - смеялся Носорог над Жирафом.
- Сам-то больно хорош! - откуда-то сверху отвечал Жираф.
Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога.
А тот как раз к Страусу приставал:
- Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей
называешься!
От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
- Послушай, друг! - сказал Верблюд, подойдя поближе. - Неужели ты сам
себя красавцем считаешь?
- Конечно! - ответил Носорог. - Кто же в этом сомневается?
- Ну тогда посмотри на себя! - сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
- Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у
него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и
Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали
обижаться.

Не красиво смеяться над тем, кто горбат
Кто живет на земле и не может летать,
Кто высок, как жираф, у кого длинный нос
И совсем не "хвастун", у кого длинный хвост.
Отраженье не может вам душу открыть
Постарайтесь по внешности всех не судить,
Ведь для каждого внешность, конечно нужна
Лишь для добрых поступков, она не важна.
Вы почаще смотритесь, друзья, в зеркала
Обижая других, обижаешь себя.
***

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Гост

ГОСТ

Мораль басни "Зеркало" может быть выражена двумя словами: прежде чем, кого-либо судить, неплохо бы присмотреться к себе.

Литература для детей

С. Михалков был разносторонним писателем, однако наибольшее признание он получил как детский писатель. Не будет преувеличением сказать, что на его произведениях выросло большинство поколений прошлого столетия.

В годы войны Михалков был военным журналистом, он своими глазами видел детей, пострадавших от военных действий, детей, изможденных голодом, сломленных страданиями. Именно им он посвятил самые лучшие свои произведения.

Практически все произведения автора, созданные для детей, начиная с 30-х годов прошлого века, входят в школьные и дошкольные хрестоматии, буквари, книги для чтения, разучиваются наизусть, звучат на радио, демонстрируются на сценах и на экране.

Особенности басен Михалкова

В качестве особенностей детской поэзии Михалкова следует назвать ее веселый и несколько язвительный характер. Его произведения носят ярко выраженный воспитательный характер: рисуя предосудительные или, наоборот, похвальные поступки, он учит детей и взрослых различать добро и зло, противодействовать несправедливости и быть справедливыми.

Основными темами произведений для детей выступают следующие:

  • уважение к труду и тем, кто трудится;
  • воспитание дружбы и взаимопомощи;
  • неприязнь к лени, эгоизму, бахвальству.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, детские стихи Михалкова – самобытное явление русской поэзии. В них соединяются детская любознательность и педагогическая мудрость, артистизм и остроумие. Все эти качества позволили Михалкову возродить в отечественной литературе древний жанр басни. В своих баснях он высмеивал жадность и глупость, высокомерие. Всего автором было создано более 200 басен.

В результате подобной вербализации достигается раскрытие морали басни, донесение главной мысли произведения – обличение негативных, отрицательных качеств человека, в данном конкретном случае, стремления всех оскорблять.

В отличие от басен, в которых дидактическая направленность произведения выражена эксплицитно, Михалков заканчивает басню словами:

Эксплицитная формулировка морали отсутствует, автор наглядно отображает особенности поведения Носорога, подчеркивает его глупость и недальновидность, оценивает подобное поведение как "глупое", подводит читателя к формированию выводов, однако предлагает ему сделать это самостоятельно. Автор избегает прямой дидактичности, поскольку она легко выводится из контекста. Иначе говоря, басни Михалкова занимают промежуточное положение среди жанров с косвенно и прямо выраженной дидактичностью.

  • зачин;
  • основная часть;
  • развязка.

Кроме того, в качестве сущностных характеристик басен Михалкова следует назвать их лаконичность, минимальное количество персонажей и конфликтующих сторон. В свою очередь, ограниченное количество персонажей, минимизация информации о месте и времени действия приводит к некоторой типологизации басен, их характеров и персонажей, а также их поступков. Одна сюжетная линия предполагает один конфликт.

Как отмечают исследователи, подобные особенности басни обусловлены тем фактом, что современная басня, как и современная литература в целом, не терпит поучений, которые неприемлемы для реципиента любого возраста. Соответственно, дидактичность басен Михалкова представляет собой морально-этическую направленность дискурса, сложную категорию, которая позволяет реализовывать воспитательную функцию на основании подведения реципиента к самостоятельным вводам в отношении социально одобряемых, социально порицаемых форм и моделей поведения.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что детские произведения Михалкова отличаются высоким воспитательным потенциалом, в иносказательной, аллегорической форме раскрывая позитивные и негативные качества человека, способствуя формированию социально одобряемых поведенческих паттернов, облегчению воспитания ребенка в увлекательной, интересной, доступной форме, отвечающей потребностям детского возраста.

Читайте также: