Краткое содержание 26 параграфа по истории 6 класс средневековое искусство

Обновлено: 05.07.2024

Искусство средневековья, особенно в странах Западной Европы (впрочем, как и всей Европы в целом) характеризуется своей тесной связью с религией, аскетизмом, а также близостью к народному творчеству. Следует также сказать, что язычество все же наложило свой отпечаток на устои того времени – по сравнению с искусством Древнего Мира, средневековое является более разносторонним и многогранным.

Большинство творцов того времени по большей части были ориентированы на изображение идеального устройства мира, и не стремились освещать в своих работах какие – либо реалии того времени, мировоззрение было теологическим. Следовательно, основной упор делался на приобщение неграмотных к церкви, а плоды искусства в той или иной степени пропагандировали набожный взгляд на мир.

К слову, монументальность архитектуры тех времен просматривается как в истории европейских стран, так и во всех остальных, даже мусульманских – разница религий никак не влияет на общие культурные тенденции. Также в творчестве того времени преобладает поэтичность и всеобъемлющее видение мира, активно развивается живопись: пейзаж, портрет, натюрморт и тому подобные жанры.

Что касаемо музыки, она также развивалась довольно быстрыми темпами. Церковные песнопения положили начало тем канонам, которые впоследствии использовались в классической музыке, а, следовательно, их отголоски бывают слышны и сейчас – поскольку современники так или иначе зависимы от классиков, точнее идут проложенной ими тропой.

Огромного внимания заслуживает поистине красивое восхваление имени Господа в псалмах, хоралах, в частности особо славится григорианское пение.

В целом, средневековье во многом дало толчок для последующего развития культур разных стран, хоть взгляд на мир и был несколько однобоким. Так, что мы обязаны этому времени не только за рыцарский романтизм, но и за возникновение многих течений, что нашли отражение и в современном искусстве.

Доклад №2

Искусство во все времена в развитии не останавливалось ни на миг. Даже в Средние века, несмотря на постоянные войны, творцы того времени создавали, изучали и исследовали духовный мир. Средневековое искусство – это эра, продолжительностью приблизительно в X столетий. Началом развития принято считать 476 год, кода пала Римская империя. Феодализм в средние века прошел три этапа: возникновение, укрепление и спада. Дух той эпохи это перемещение населения, появление новых государств, укрепление связей с Европой, в особенности культурных и торговых, развитие наук, различные изобретения. Образование парламента, конституции. Ученые ищут ответ на вопрос человек – это царь природы или слуга Господа. Развитие искусства в средние века можно изучать с нескольких ракурсов.

Музыкальные произведения.

Музыка играла на пирах и свадебных торжествах, карнавалах, народных гуляниях. Из обыкновенных бубнов, флейт, рожков , менестрели того времени виртуозно извлекали чудесные звуки. Музыкальные произведения так же предназначались той или иной категории граждан. Гистрионы – странствующие музыканты. В тавернах они исполняли для простого люда, в замках и дворцах, если им позволяли, воспевали славные походы рыцарей и правителей. Инструменты были самые разнообразные. Это арфа, скрипка, ребек (тоже разновидность скрипки), гусли, виола, шарманка. Духовые инструменты: труба, дудка, волынка. Ударные – барабан, бубен, тарелка. Флейта выглядела довольно оригинально. Она состояла из нескольких трубочек, связанных вместе, трубочки были сделаны из разного материала: одна из камыша, другая из тростника, трубочки были разной длины, поэтому издавали разное звучание.

Литература.

Книги в средневековье переписывали и украшали иллюстрациями монахи. Из телячьей кожи, либо из кожи ягненка делали пергамент и писали на нем, так как бумага была большой редкостью. Ученые, поэты, которые странствовали по миру, вносили значительный вклад в литературу того времени, обогащая знаниями письма. Книги в средние века считались настоящим богатством. Их можно было оставить в залог и получить немалые деньги.

Живопись.

Художников среднего века можно отнести к ремесленникам, таким как каменщик или плотник. На каждую фреску, картину был свой заказчик. В основном расписывали церковные алтари, молельни. При создании скульптурных композиций мастера во много раз увеличивали размеры человека для придания наглядности и значимости композиции. Витражное искусство применялось при создании библейских сюжетов. Портреты не писали совсем, так как считали , что человек недостоин того, чтобы быть изображенным.

Зодчество запада основывалось на том, чтобы четкие силуэты и постройки по форме своей сливались с уже существующим ландшафтом. Основным стройматериалом был камень. Материал природный – отлично сочетался с деревьями, кустарниками, землей. Основной частью была башня.

Архитектура

В Х-Х|| века появился Романский стиль. Главными сооружениями того времени были замок для феодала, либо храм. Для защиты от набегов замки больше напоминали крепость. Возводились всегда на возвышенности, непременными атрибутами были тяжелые массивные ворота, ров окружал замок.

Готический стиль по своему величию не уступал Романскому. Возник он во Франции и был на пике популярности с X|| по XV| века. Собор в готическом стиле – это арки, заостренные кверху. А витражные окна практически вытесняют стены.

Культура средневековья была фундаментом для развития современной культуры. На основе открытий тех времен и сейчас базируются многие понятия в строительстве, живописи, архитектуре.

6 класс по истории

Средневековое искусство

Средневековое искусство

Бытовая техника и электроприборы на кухне предназначены для облегчения труда и жизни человека. Техника имеет классификации по размерам - крупная и малая. По значимости – та, без которой обойтись невозможно, та, которую иметь желательно и та,

Самым крупным грызуном в природе, который обитает вдоль рек и озер считается бобер. Это животное получило свою славу благодаря умению строить крепкие плотины и хорошо плавать. Бобры распространены на территории Евразии и Северной Америке.

Многие люди, особенно дети, любят посещать парки. Однако, речь вовсе не о тех местах, в которых ребятня любит кататься на аттракционах. Существуют территории, где содержат различных животных, кормят и заботятся о них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры и особенностями живописи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться описывать памятники средневековой культуры, объяснять их значение, художественные особенности;

- высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Конспект урока истории в 6 классе

Дата: 19.03.2019

Учитель: Огиенко Яна Викторовна

Урок 26. Средневековое искусство.

Цели: познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры и особенностями живописи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться описывать памятники средневековой культуры, объяснять их значение, художественные особенности;

- высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.

Метапредметные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

- формулировать свою точку зрения;

- анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД:

- формировать личностную мотивацию к изучению нового материала;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: иллюстрации учебника, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

1.Поэты-певцы в Северной Франции:

А) Джованни Боккаччо

Б) Данте Алигьери

4. Что было отражено в средневековом эпосе?

А) героический труд простых людей

Б) рыцарская культура

В) подвиги героев средневековья

5. Европейский путешественник, написавший книгу о жизни и обычаях народов Азии:

А) Иоанн Гуттенберг

В) Фома Аквинский

6. Поэты-певцы в Северной Франции:

Актуализация знаний.

Я предлагаю вам послушать притчу.

Притча Александры Лопатиной.

« На вершине горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В ДОЛИНЕ ЕЕ ЖДАЛИ ТЕ, КТО ХОТЕЛ ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ИСКУССТВУ: МУЗЫКЕ ИЛИ АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ ИЛИ ЖИВОПИСИ. Они знали, что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин ее дара.

-Мною созданные здания и сооружения останутся на века и будут радовать сердца,- говорил архитектор.

-Я нарисую картины, воспевающие красоту,- убеждал художник.

Один за другим говорили люди о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему и спросила:

- Почему ты не рассказал о своей мечте?

Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо забились.

Учитель: Ребята, вам понравилась притча?

- А о ком рассказывается в ней? (о талантливых людях).

- В чем люди проявили свои таланты? (в скульптуре, архитектуре и живописи).

- Каким, одним словом можно объединить эти понятия?

- Ребята, предположите какая тема сегодняшнего урока.

- Итак, мы с вами вспомнили три вида изобразительного искусства.

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Как выглядели раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

Частью культуры любого народа являются не только литература, орудия труда, различные изделия ремесленников, но и здания, которыми были застроены средневековые города и населенные пункты, скульптуры, картины, которыми здания украшались. Зная специфические особенности архитектурного стиля, художественных приемов, можно безошибочно определить время их создания.

Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока).

План урока:

Проблемные вопросы: Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви? Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?

Изучение новой темы.

Учитель: с XI века в Западной Европе постепенно увеличивается доля построек из камня.

Кластер: Каменное строительство


Из камня строились храмы, замки, ратуши, значимые общественные здания.

В Средневековье в архитектуре Западной Европы преобладали два стиля: рома̀нский (XI–XII века) и готѝческий(XIII–начало XVI века). Лучше всего они проявились в храмах и соборах.


Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 параграфа 28, сравните романский и готический архитектурный стиль по следующим критериям:

- время появления и период существования;

- историческая обстановка, повлиявшая на формирование архитектурного стиля;

- характерные признаки архитектурного стиля;

Поэтому романский храм – мощное здание с толстыми стенами и узкими окнами. Оно похож на крепость и часто выполняло эту функцию, служа убежищем населению во время опасности.

Готические храмы появились благодаря накопленному опыту строительства и развитию инженерных знаний.

Они выглядят лёгкими, устремлёнными ввысь. Для них характерны высокие заострённые башни, большие окна с витражами.

На постройку храма или собора уходили десятилетия. На его украшение – порой ещё больше времени.

Убранство храмов


Образы, созданные средневековыми мастерами, доходчиво объясняли и показывали простому человеку величие христианской церкви, её значимость.

Художники и скульпторы Средних Веков в своих произведениях делали упор на богатство внутреннего мира человека, его души, а не на внешней красоте.

Кроме церковного искусства в период Средневековья получили развитие и светские направления.

Вероятно, именно Гюго следует благодарить за возможность и по сей день любоваться собором. При правлении Людовика XIV, за полторы сотни лет до написания романа, Нотр-Дам серьезно пострадал и лишился всех своих витражей. Да и революция не прошла для него бесследно — Робеспьер хоть и не снес его, но приказал обезглавить украшающие собор статуи. А всего через десять лет после издания романа началась реконструкция, помимо возвращения первозданного вида подарившая Нотр-Даму и знаменитую галерею химер.

Строительство собора растянулось почти на два века, что, впрочем, пошло ему только на пользу. На момент заложения первого камня в французской архитектуре господствовал романский стиль, в процессе постройки сменившийся готическим. Благодаря этому Нотр-Дам вобрал в себя лучшее от обоих, получив в итоге свой неповторимый облик.

Предполагалось, что собор будет настолько велик, что сможет вместить в себя всех жителей Парижа, которых на тот момент было около десяти тысяч. Собор настолько огромен, что в среднем нефе можно было бы разместить двенадцатиэтажный дом.

Еще одна особенность конструкции собора заключается в том, что в нем нет ни одной внутренней стены. Их заменяют колонны, соединенные арками, а помещения отделяются друг от друга витражами.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 параграфа 28, рассмотрите изображения скульптур на с. 233,234 учебника и ответьте на вопросы:

Какие темы отражают скульптуры Средневековья?

Откуда берут свое начало кентавры, химеры, и другие сказочные существа скульптуры?

В чем вы видите главное отличие в произведениях античных и средневековых скульпторов?

Кто является главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян?

Как вы думаете, какова главная мысль средневекового искусства?

Почему в Средние века скульпторы так часто изображали Богоматерь?



Презентация работы группы: С падения великой Римской Империи в конце V века началась эпоха, продолжавшаяся тысячу лет, время, названное историками Сумерки человечества, расцвет инквизиции, мракобесия и усиления гонителей просвещения, науки и искусства. Но даже в таких неблагоприятных обстоятельствах человеческий талант пробил себе дорогу в Средние Века было создано небывалое количество величественных произведений искусства, среди которых были грандиозные сооружения, вызывающие неподдельное восхищение.

Подъем искусства в средние века стал следствием развития общества оно становилось все более прогрессивным, рабовладельческий строй уступил место феодализму, появились технические новшества, которых не было ранее, и в результате талантливые творцы начали создавать прекрасные фрески, мозаики, витражи, воздвигать храмы совершенно новой, не виданной ранее архитектуры, и вообще внесли в искусство мира совершенно неповторимый вклад.

Огромные синтетические ансамбли, грандиозные здания с сотнями статуй и множеством росписей, стремление передать нечто потустороннее, неземное и возвышенное в соответствии с всеобщим религиозным настроем того времени делает чудеса средних веков совершенно уникальными, особенными и неповторимыми.

И что сколь бы суровым ни было окружение талантливого человека, его дар всегда найдет себе дорогу и сумеет выразить себя, создавая удивительные памятники искусства.

Скульптура средневековья имеет свои особенности - изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла украшали храмы. Рельефы изображали библейские события и легендарные сюжеты из жизни святых. Помимо украшений церквей у рельефов была другая задача. Простые люди в те времена были неграмотны, для их просвещения и создавали из камня библию бедных.

Задание для третьей группы: охарактеризуйте различные виды живописи

Презентация работы группы: В живописи большим достижением стала книжная миниатюра.



Презентация работ групп.

Подведение итогов работы

Подведём итоги.

За период Средних Веков литература и искусство значительно продвинулись вперёд.

Выделились новые жанры литературы: рыцарская поэзия и роман, городская литература.

Появилось большое количество новых произведений и авторов.

В архитектуре закрепились новые стили: романский и готический.

Развитие получили церковное и светское искусство.

Вернемся к проблемным вопросам. Почему произведения средневекового искусства создавались под влиянием церкви? Какие чувства и мысли стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы?

История россии, 6 класс (краткое содержание параграфов) учебник для 6 класса рассказывает о средневековой всеобщей истории. Средневековье охватывает хронологически период с середины 5 по. Гдз к учебнику по истории средних веков 6 класс агибалова, донской. Ответы на вопросы из учебника по истории средних веков агибалова донской 6 класс история средних веков 6 класс агибалова 1 параграф краткое содержание 1. Древние германцы и римская империя в iv-vi веках германцы стали создавать государства не на своей исторической родине.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

Подумайте

Проверьте себя

1. Романские храмы были вдохновлены архитектурой Рима. Здания были массивными, но очень просторными, благодаря этому напоминали замки, из-за чего нередко служили убежищами для населения. Готическая же архитектура была немного другой, в городах было не так много места для зданий, поэтому их делать узкими, арки стали стрельчатыми, и благодаря им, здания становились высокими, словно стремились ввысь. 2.

Название стиля План здания Архитектурные элементы Внутреннее убранство
Романский Массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Внутри он состоит из 5 нефов; центральный неф поднят над боковыми.
Готический Легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колон, а снаружи – на массивные столбы и соединительные арки. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, соборы кажутся прозрачными Большое количество окон, каменной резьбы. Повторяющиеся очертания стрельчатых арок создает впечатление стремительного прорыва ввысь Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
3. Безгрешность и возвышение через страдание и милосердие - вот главная мыль средневекового искусства. Эти чувства достигались изображениями сцен с святыми. Художники старались раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, в отличии от античного искусства, которое восхваляло красоту тела. 4. Витражи заполняли огромные окна, через них проникал солнечный свет, играя на колоннах, сводах, создавая нарядный праздничный вид. 5. Изображения людей в минуту труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени – таковы были новшества в книжной миниатюре и фресковой живописи.

Подумайте

1) Готические соборы создают впечатление величия, стремления ввысь. Многообразие статуй, фресок вызывает чувство невероятного, будто это создано не человеком, а словно живые существа, люди сами окаменели и застыли в удивительных позах. 2) Готический стиль зародился в условиях городской жизни, нужны были архитектурные решения, которые позволили бы создавать величественные сооружения в условиях города, где пространства для строительства было не так много. 3) Католические храмы в основном строились в самом городе, в его в центре, и лучше всего для этого походил готический стиль, так как в таком стиле храмы были высокими, и их было видно из далека, и они вписывались в пейзаж города. Православные же храмы строили в обособленных местах, и их делали просторными, что бы вместить как можно больше людей, и нередко такие храмы становились убежищами, поэтому часто их строили в романском стиле. 4) В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средневековья стремились раскрыть богатство души, мыслей чувств человека. В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей. 5) Вот я и впервые в большом городе, и в первую очередь я решил пойти помолится, что бы у меня все сложилось хорошо здесь. Как только я подошел к храму, я ощутил его величие, будто его вершины касаются облаков. Я долго стоял, не решаясь заходить, все рассматривал собор, и все больше удивлялся статуям, витражам. Войдя все таки внутрь я поразился еще больше, свет, проходивший через витражи создавал разноцветный узор, создавая загадочную атмосферу. Внутри было просторно и достаточно много народу, но не было тесно. Когда я помолился, я точно знал, что меня услышат. Я, переполненный эмоциями, вышел и подумал, что приду еще раз.

Читайте также: