Краткое содержание 2 параграфа история россии 6 класс история народов восточной европы

Обновлено: 08.07.2024

Восточные славяне — это культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Племена восточных славян, которые слились в единую народность, составили основное население Древнерусского государства в средние века.

Происхождение восточных славян

Восточные славяне являются одной из ветвей прославянской общности (прославяне), они жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу, часть Азии и до самой Индии.

Происхождение восточных славян относят к 6 веку нашей эры с началом распада прославянской общности, и из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь, то есть восточные славяне (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.

В таблице показано расселение славян после распада после распада прославянской общности:

Цивилизационный путь развития

Болгары, сербы, хорваты и другие

Синтезный. Синтез античного наследия благодаря соседству с Византией.

Поляки, чехи, словаки и другие

Центральная Европа: бассейны Вислы и Эльбы

Синтезный. Синтез античного наследия благодаря контактам с жителями Западной Европы

Русские, украинцы, белорусы

Бессинтезный, что задержало развитие государственности

Этнические факторы формирования древнерусской народности:

Схема этнические факторы формирования восточных славян

Таблица расселение восточных славян их основные племена

Расселение восточных славян георгафически выглядело следующим образом: в центре размещались поляне, древляне, дреговичи, северяне; на севере — словене и кривичи; на востоке — радимичи и вятичи; на юге — тиверцы и уличи; на западе — волыняне и бужане.

Расселение восточных славян

Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины. Главные центры — Полоцк, Изборск, Смоленск

Междуречье рек Оки, Клязьмы, Волги. Назывались в честь своего князя Вятко.

Вокруг озера Ильмень, в бассейне рек Волхов, Ловать, Мста, в верховьях реки Мологи. Главные центры — Ладога, Новгород

По реке Сож и бассейн реки Сула. Назывались в честь первого князя Радима.

По реке Припять. Главный город — Искоростень на реке Уж

Между реками Припять и Березина. Главный город — Туров на Припяти

По берегам реки Днепр и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Главный центр — Киев

Нижнее Поднепровье, Побужье и на берегах Чёрного моря

По реке Днестр (или Тивер) и близ устья Дуная

По среднему течению реки Днепр и по реке Десна. Главный центр со временем — Чернигов

Берега реки Полоти, бассейн Западной Двины. Главный город — Полоцк

Северная часть западных склонов Карпат. Обитали вокруг города Перемышль на реке Сан.

Дулебы (позднее бужане, волыняне)

На территории Западной Волыни, к югу от реки Буг, верховья реки Припять

На карте ниже видно как племена воссточных славян расселялись по территории Европы.

Карта расселение племен восточных славян

Этнические контакты восточных славян в период расселения

Народы и племенные группы, контактировавшие со славянами

Результаты их контактов

Финно-угры: чудь, весь, меря, мурома, мещера и другие

Балты: жемайты, аукшайты, латгалы, ливы и другие предки латышей и литовцев

Частичное вытеснение этих пленмен с занимаемых ими первоначально территорий

Иранские племена: скифы, сарматы

Занятия восточных славян таблица

Занятия восточных славян

Переложно-залежная система земледелия — это когда почва восстанавливает своё плодородие естественным путём: на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2-4 года, пока полностью не восстановится травяной покров

Подсечно-огневая система земледелия — это когда предварительно расчищали пашни из-под леса: деревья подрубали и оставляли сохнуть, а затем выкорчёвывали и сжигали. Участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый.

Пашенное земледелие — сдесь использовали для обработки земли различное пахотное орудие.

В южных районах выращивали пшеницу, ячмень, рожь, овес. В северных районах выращивали подсеку - лен конопля, также рожь и овес.

Крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашняя птица, лошадь (изначально как мясо, затем как орудие - тягловое животное)

Присваивающее хозяйство типа "человек-природа": охота, собирательство, рыболовство, бортничество (сбор мёда диких пчёл)

Производящее хозяйство типа "человек-техника": железоделательное, кузнечное, гончарное, ткацкое, столярное, кожевенное, ювелирное

В родовых общинах господствует коллективная собственность на средства производства и продукты труда

Схема занятия восточных славян

Схема занятия восточных славян и промысел

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

3. История Отечества в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов. — Ростов: 2013

История россии 6 класс 2 параграф краткое содержание.

Соседи восточных славян.


Учебника у меня нету но вот что смог найти

Жители лесной полосы Восточной Европы.

Недалеко от поселений строились городища - территории, защищенные рвами и земляными валами.

Продвижение славян носило характер колонизации.

Многие балтские и финноугорские племена растворились среди славянских.

2. Тюркский и Аварский каганаты.

В 6 веке в степные районы Причерноморья вторглись тюркские племена.

На огромном Пространстве от Монголии до Волги они создали свое гос - во - Тюркский каганат.

В середине 7 века Тюркский каганат распался.

В 6 веке к Дунаю и на Балканы устремились племена аваров.

На территории современной Венгрии они создали свое гос - во - Аварский каганат.

Занимались кочевым скотоводством и набегами на соседние племена и гос - ва.

Перебив почти всех мужчин, авары впрягали в телегу вместо коней или волов дулебских женщин.

В первой половине 7 века потерпели поражение от Византии.

В конце 8 века разгромлены войсками Карла Великого.

3. Хазарский каганат.

В 6 веке в Нижнем Поволжье хазары создали свое гос - во - Хазарский каганат.

Предпочитали жить в городах, которыми становились крупные кочевые становища.

В низовьях Волги построили свою столицу - город Итиль, который стал крупным ремесленным и торговым центром.

В 6 веке покорили восточнославянские племена, жившие близко к степям и заставили их платить дань.

4. Волжская Булгария и Византия.

В 7 веке свое гос - во - Великую Булгарию - создали булгары.

Оно занимало территорию от Кубани до Днепра.

В середине 7 века между булгарами и хазарами шли непрерывные войны.

Булгары проиграли и разделились.

На Балканском полуострове возникло славянское гос - во Болгария.

На Волге и Каме, подчинив местные племена, булгары образовали в 9 веке Волжскую Булгарию.

В конце 12 века на левом берегу Волги основана пограничная крепость Казань.

Византийская империя тогда была наиболее сильным гос - вом.

Купцы со всего мира стремились в Византию.

Таким образом, восточнославянские племена жили в окружении многих народов.

Некоторые из них оказали значительное влияние на язык, культуру и быт восточных славян.


Найдите первую современную карту России, перечислите названия государств, расположенных на территории, которую в древности населяли племена восточных славян?

Найдите первую современную карту России, перечислите названия государств, расположенных на территории, которую в древности населяли племена восточных славян.

Помогите пожалуйста очень нужно!

6 класс история россии.


Соседями восточных славян были?

Соседями восточных славян были.


Соседи восточных славян, напишите всех?

Соседи восточных славян, напишите всех!


Найдите первую современную карту России, перечислите названия государств, расположенных на территории, которую в древности населяли племена восточных славян?

Найдите первую современную карту России, перечислите названия государств, расположенных на территории, которую в древности населяли племена восточных славян.

Помогите пожалуйста очень нужно!

6 класс история россии.


Соседи восточных славян и их краткая характеристика?

Соседи восточных славян и их краткая характеристика.


Пожалуйста помогите много баллов даю Краткое содержание истории России 8 класс с 10 по 18 параграф?

Пожалуйста помогите много баллов даю Краткое содержание истории России 8 класс с 10 по 18 параграф.


Краткое содержание параграфа 24 по истории 7 класс данилов косулина?

Краткое содержание параграфа 24 по истории 7 класс данилов косулина.


Соседи восточных славян (хотя бы 3 штуки) и их характеристика?

Соседи восточных славян (хотя бы 3 штуки) и их характеристика.

Срочно нужна помощь!


Можете, пожалуйста, кратко рассказать о 6 параграфе, 6 класс Д?

Можете, пожалуйста, кратко рассказать о 6 параграфе, 6 класс Д.

Д. Данилов История средних веков.

Нужно краткое содержание.


История нового времени 7 класс краткое содержание параграф 15?

История нового времени 7 класс краткое содержание параграф 15.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос История россии 6 класс 2 параграф краткое содержание?, относящийся к категории История. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 1 - 4 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Руководители молодой республики провели большие внутренние преобразования. Бывшие колонии стали штатами с республиканской формой правления и разделением властей. В 1776—1780 гг. Там были приняты конституции. В северных штатах и на свободных земля..


Сначала была династия Меровингов. Отцы делили земли между сыновьями , сыновья дрались и кто то объединял все земли себе и снова раздавал своим сыновьям . Потом никто не смог объдинить все земли и образовались мелкие государства с майордами . Тольк..


1. Аграрный строй Испании. 5 1. 1. Влияние Месты на развитие текстильной промышленности. 5 1. 2 Крестьянство в Испании в 16веке. 6. 2. Развитие промышленности в первой половине 16 веке. 2. 1 причины подъёма испанской промышленности. 3. Экономи..


Орды — державы, образовавшейся в результате распада Монгольской империи, у истоков создания которой стоял Темучин Чингиз - хан, на территории Руси, Поволжья, Кавказа, Крыма, Западной Сибири, Хорезма, большей части современного Казахстана, - не только..




Битвы : под нервной , при лесной. Победа в Северной войне Россией + Россия получает земли в следствии Ништадтского мира.


Письменность, вероятно, приспособлена для вырезания знаков на дереве или камне, из - за чего она имеет руноподобную форму. По этой же причине она похожа на тюрко - монгольские тамги - родовые клейма для скота и имущества, зародившиеся еще в южно - у..


Борис Годунов2Фёдор II Годунов3Самозванец (Дмитрий)4Василий Шуйский.


Потому что меняются некоторые правила и взгляды определённых людей на власть. Изменения : рассматривался вопрос о плата за очищение грехов, с этого все и начиналось и церковь стала скромнее и принимала некоторые просьбы, если они были не слишком вос..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы к учебнику история России 6 класс Андреев, Федоров - ГДЗ к учебнику история России 6 класс Андреев, ответы к § 2 История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – средине VI в. н.э.

§ 2. История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – средине VI в. н.э.

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 21

1. Какие признаки являются главными для определения принадлежности людей к тому или иному народу?

Черты лица, цвет кожи, глаз, волос, рост. Культурные особенности и, конечно же, язык, на котором говорят.

2. Что было результатом совместного проживания народов на территории Восточной Европы?

Как и следовало ожидать, результатом совместного проживания разных народов стало возникновение смешанной культуры и обычаев, появление новых форм наречий, языка.

1. Как территория, занятая балто-славянами, повлияла на их занятия?

Балто-славяне проживали на крупных реках (Висла, Днестр, Западная Двина, Ока). Не трудно понять, что основными видами жизнедеятельности были рыболовство, охота на дичь в лесах и болотах, сельское хозяйство на свободных от леса территориях.

2. Что говорит о близости двух народов — балтов и славян?

Культурное сходство, образ жизни в быту: дома, посуда, одежда, язык общения.

Используя информацию карты, объясните, какие преимущества получили греческие колонисты после переселения в Северное Причерноморье.

Преимущества:
- заняли территории у Черного моря, что позволило организовать контроль проливов и создание морских путей,
- появились новые возможности в общении между греками и местными племенами (скифа, сарматы, синды и другие),
- обмен знаниями помог прогрессу,
- расширение территорий позволило создать наиболее серьезную державу, где было больше население, рабов, мест для возделывания земли.

Есть две теории возникновения слова. Первая, так называли всех, кто говорил не так как сами греки. Вторая, что диалект был таков, то слышалось как "вар-вар", отсюда и пошло наименование слова варвар.

2. Какие занятия и традиции скифов были неизвестны жителям греческих полисов?

Греки переняли от скифов кочевое скотоводство, а чуть позже и оседлое земледелие. В военном деле греки использовали скифов в качестве солдат, которые изготавливали современное оружие. Скифы умели обрабатывать и другие металлы, скажем делать золотые украшения, о чем говорят захоронения скифских царей и знатных людей с множеством украшений вокруг них.

1. Откуда пришли первые достоверные сведения о славянах?

2. Что сделало славян народом, осознавшим своё место среди других народов?

Падение государства варваров стало основой для создание нового славянского государства (795 — 796 гг.).

Вопросы и задания к параграфу 2

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Может ли народ сохранить свой словарный запас неприкосновенным? 2) О чем говорит наличие одинаковых слов у народов, живущих сегодня далеко друг от друга.

1) Нет, словарный запас постоянно расширяется и трансформируется. Это заметно даже по нашему времени, когда появляются новые слова от общения с другими культурами, от возникновения новых слов связанных с возникновением внутренних культурных ценностей.

2) Наличие схожих и одинаковых слово говорит о том, что народы сотрудничали между собой, "пересекались" в быту, торговле, общении и возможно в военных конфликтах.

2. По карте (с. 19) изучите расположение стоянок первобытных людей на территории нашей страны и предположите, почему люди в эпоху палеолита не боялись двигаться на север, к краю ледяного щита.

В основном это было связано с поиском лучшего. Люди искали лучшие поля для скота, лучшие земли для земледелия. Здесь надо учитывать факторы увеличения населения и истощения уже известных территорий, которые также заставляли искать что-то новое.
Кроме того, южные регионы были более опасными для мирных жителей, ведь там было много кочевников, которые жили грабежами, разорением поселений.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) разделение балтских и славянских племён, 2) начал греческой колонизации Северного Причерноморья, 3) первые достоверные сведения о славянах, 4) окончание переселения индоевропейцев; балто — славяне заняли свою территорию, 5) вторжение гуннов в Восточную Европу, начло Великого переселения народов.

1) I тысячелетие до н.э. (разделение балтских и славянских племён)
2) VII в. до н.э. (начал греческой колонизации Северного Причерноморья)
3) VI в. (первые достоверные сведения о славянах)
4) 2000 — 1500 гг. до н.э. (окончание переселения индоевропейцев; балто — славяне заняли свою территорию)
5) середина IV в. (вторжение гуннов в Восточную Европу, начло Великого переселения народов)

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Что можно узнать о народах, сравнив их языки и обычаи?

Об этой цитате можно сказать следующее. Соседние народы всегда взаимодействуют между собой в различных областях жизни, начиная от бытовых особенностей, экономических и заканчивая решением территориальных конфликтов. Все это сказывается как на одном народе и культуре, так и на другом. Поэтому искать отголоски культурных ценностей даже в своем отечестве стоит с учетом обращения к культуре, языку и обычаям соседних народов.

Работа с источниками, страница 26

1. Насколько значим был для скифов каждый из трех предметов, которые упали с неба? Почему царем скифов стал младший брат? Можно ли говорить о том, что золото для скифов имело священное (ритуальное) значение?

Во первых о предметах. Это плуг с ярмом (деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота), секира и чаша. Плуг и ярмо олицетворяют земледелие. Обоюдоострая секира – своеобразный символ возможности применения силы, для защиты своих территорий или даже возможности получить новые путем захвата. Этот символ также важен как и символ земледелия. Чаша – это своеобразный сосуд благополучия, символ хранения ценностей, материальных, духовных и интеллектуальных. Эти предметы не только олицетворяют, но и являются важными практическими предметами в жизни скифов.

История становления царя скифов Колаксая интересна тем, что по мере возможностей золото было доступно не только богатым сословиям, но и другим обывателям, и за их практичности и возможности легче вести хозяйство.

Что на счет важности золота в жизни скифов, то его значительное захоронение вместе с мертвыми в могилах указывает на желание передать эти предметы с покойником в иной мир, отдать самое дорогое и нужное, что пригодится в новой жизни умершему.

2. Какие религиозные представления скифов заставили их хоронить слуг вместе с господином? Как объяснить изобилие золотых предметов в царских захоронениях?

Все то, что было у человека в этой жизни, должно было перейти вместе с ним и в новую жизнь. Ведь он привык ко всему этому, привык пользоваться своими богатствами, своими вещами, услугами прислуги. А значит все это должно было перейти с ним в новую загробную жизнь. Так по крайней мере задумывалось.

1. Какие признаки являются главными для определения принадлежности людей к тому или иному народу?

Черты лица, цвет кожи, глаз, волос, рост. Культурные особенности и конечно же язык на котором говорят.

2. Что было результатом совместного проживания народов на территории Восточной Европы?

Как и следовало ожидать, результатом совместного проживания разных народов стало возникновение смешанной культуры и обычаев, появление новых форм наречий, языка.

1. Как территория, занятая балто-славянами, повлияла на их занятия?

Балто-славяне проживали на крупных реках (Днестр, Висла, Западная Двина, Ока). Не трудно понять, что основными видами жизнедеятельности были рыболовство, охота на дичь в лесах и болотах, сельское хозяйство на свободных от леса территорий.

2. Что говорит о близости двух народов — балтов и славян?

Культурное сходство, образ жизни в быту: дома, посуда, одежда, язык общения.

Используя информацию карты, объясните, какие преимущества получили греческие колонисты после переселения в Северное Причерноморье.

Преимущества:
- заняли территории у Черного моря, что позволило организовать контроль проливов и создание морских путей,
- появились новые возможности в общении между греками и местными племенами (скифа, сарматы, синды и другие),
- обмен знаниями помог прогрессу,
- расширение территорий позволило создать наиболее серьезную державу, где было больше население, рабов, мест для возделывания земли.

Есть две теории возникновения слова. Первая, так называли всех, кто говорил не так как сами греки. Вторая, что диалект был таков, то слышалось как "вар-вар", отсюда и пошло наименование слова варвар.

2. Какие занятия и традиции скифов были неизвестны жителям греческих полисов?

Греки переняли от скифов кочевое скотоводство, а чуть позже и оседлое земледелие. В военном деле греки использовали скифов в качестве солдат, которые изготавливали современное оружие. Скифы умели обрабатывать и другие металлы, скажем делать золотые украшения, о чем говорят захоронения скифских царей и знатных людей с множеством украшений вокруг них.

1. Откуда пришли первые достоверные сведения о славянах?

2. Что сделало славян народом, осознавшим своё место среди других народов?

Падение государства варваров стало основой для создание нового славянского государства (795 — 796 гг.).

Вопросы и задания к параграфу 2

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Может ли народ сохранить свой словарный запас неприкосновенным? 2) О чем говорит наличие одинаковых слов у народов, живущих сегодня далеко друг от друга.

1) Нет, словарный запас постоянно расширяется и трансформируется. Это заметно даже по нашему времени, когда появляются новые слова от общения с другими культурами, от возникновения новых слов связанных с возникновением внутренних культурных ценностей.

2) Наличие схожих и одинаковых слово говорит о том, что народы сотрудничали между собой, "пересекались" в быту, торговле, общении и возможно в военных конфликтах.

2. По карте (с. 19) изучите расположение стоянок первобытных людей на территории нашей страны и предположите, почему люди в эпоху палеолита не боялись двигаться на север, к краю ледяного щита.

В основном это было связано с поиском лучшего. Люди искали лучшие поля для скота, лучшие земли для земледелия. Здесь надо учитывать факторы увеличения населения и истощения уже известных территорий, которые также заставляли искать что-то новое.
Кроме того, южные регионы были более опасными для мирных жителей, ведь там было много кочевников, которые жили грабежами, разорением поселений.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) разделение балтских и славянских племён, 2) начал греческой колонизации Северного Причерноморья, 3) первые достоверные сведения о славянах, 4) окончание переселения индоевропейцев; балто — славяне заняли свою территорию, 5) вторжение гуннов в Восточную Европу, начло Великого переселения народов.

1) I тысячелетие до н.э. (разделение балтских и славянских племён)
2) VII в. до н.э. (начал греческой колонизации Северного Причерноморья)
3) VI в. (первые достоверные сведения о славянах)
4) 2000 — 1500 гг. до н.э. (окончание переселения индоевропейцев; балто — славяне заняли свою территорию)
5) середина IV в. (вторжение гуннов в Восточную Европу, начло Великого переселения народов)

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Что можно узнать о народах, сравнив их языки и обычаи?

Об этой цитате можно сказать следующее. Соседние народы всегда взаимодействуют между собой в различных областях жизни, начиная от бытовых особенностей, экономических и заканчивая решением территориальных конфликтов. Все это сказывается как на одном народе и культуре, так и на другом. Поэтому искать отголоски культурных ценностей даже в своем отечестве стоит с учетом обращения к культуре, языку и обычаям соседних народов.

Работа с источниками, страница 26

1. Насколько значим был для скифов каждый из трех предметов, которые упали с неба? Почему царем скифов стал младший брат? Можно ли говорить о том, что золото для скифов имело священное (ритуальное) значение?

Во первых о предметах. Это плуг с ярмом (деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота), секира и чаша. Плуг и ярмо олицетворяют земледелие. Обоюдоострая секира – своеобразный символ возможности применения силы, для защиты своих территорий или даже возможности получить новые путем захвата. Этот символ также важен как и символ земледелия. Чаша – это своеобразный сосуд благополучия, символ хранения ценностей, материальных, духовных и интеллектуальных. Эти предметы не только олицетворяют, но и являются важными практическими предметами в жизни скифов.

История становления царя скифов Колаксая интересна тем, что по мере возможностей золото было доступно не только богатым сословиям, но и другим обывателям, и за их практичности и возможности легче вести хозяйство.

Что на счет важности золота в жизни скифов, то его значительное захоронение вместе с мертвыми в могилах указывает на желание передать эти предметы с покойником в иной мир, отдать самое дорогое и нужное, что пригодится в новой жизни умершему.

2. Какие религиозные представления скифов заставили их хоронить слуг вместе с господином? Как объяснить изобилие золотых предметов в царских захоронениях?

Все то, что было у человека в этой жизни, должно было перейти вместе с ним и в новую жизнь. Ведь он привык ко всему этому, привык пользоваться своими богатствами, своими вещами, услугами прислуги. А значит все это должно было перейти с ним в новую загробную жизнь. Так по крайней мере задумывалось.

Читайте также: