Краткое описание шахматы в школе

Обновлено: 08.07.2024

Название “Шахматы” произошло от персидского языка, в котором слова “шах” “мат” означают “властитель умер”. Шахматная игра проходит на доске, имеющей 64 клеточки – 32 белые и 32 чёрные. Играют в шахматы 32 фигурами – 16 белых и 16 чёрных. Различают следующие фигуры: пешка (8 белых, 8 чёрных), конь (2 белых, 2 чёрных), слон (2 белых, 2 чёрных), ладья (2 белых, 2 чёрных), ферзь - королева (1 белый, 1 чёрный), король (1 белый, 1 чёрный).

За стол садятся два спортсмена – один играет за “белых”, другой – за “чёрных”. Тот, кто играет за “белых”, ходит первым. Основная задача каждого игрока – поставить мат королю противника. Сделать это можно с помощью ходов шахматных фигур.

О происхождении шахматной игры ходит немало легенд, однако установить точные факты толком не удалось до сих пор. С уверенностью можно заявить о том, что шахматы зародились более 2000 лет назад на территории Индии. В то время игра носила название “чатуранга”, что обозначало на санскрите - четыре рода войск: колесницы, слоны, конница и пехота. Есть сведения о том, что в игре чатуранга было всего по 4 фигуры с каждой стороны, а играли на доске 9x9.

Из Индии шахматы попали в центральную Азию, а в 5-6 веке эта игра проникла в Иран, где она пользовалась огромной популярностью. Здесь эту игру называли “шатрандж”. Арабы развивали игру, придавая ей всё больше смысла. Пика своего развития шахматы достигли в 10 веке. Хотелось бы отметить, что правила, по которым в шахматы играли арабы, сильно отличаются от современных. Например, так же, как сейчас, в то время в шахматах ходили лишь король, ладья и конь. Ферзь в тех шахматах был не самой сильной фигурой, а самой слабой. Рокировки не было вообще. Победой считалось, когда одна сторона поставит “мат” или “пат” королю противника, однако такое случалось редко. Также победой считалась ситуация “одинокий король” - это когда у одной из сторон на доске не остаётся ни одной фигуры, кроме короля. И вообще, современные исследователи отмечают, что темп игры в шатрандже отличался невероятной медлительностью – это вам не современные “дальнобойные” шахматы, в которых схватка между противниками начинается практически с самого начала игры.

В общем, таким образом, шахматы и дошли до нашего времени. Конечно, на долгом пути им пришлось претерпеть ряд изменений, но они выдержали всё и, сегодня, законно считаются официальным видом спорта.

Что касается правил этой игры, то здесь можно отметить много интересных моментов. Начнём с того, что шахматная партия играется между двумя противниками. Спортсмены, обдумывая ходы, попеременно перемещают шахматные фигуры по доске, пытаясь добиться наилучшего расположения, “съесть”, как можно больше вражеских фигур, и поставить мат вражескому королю. Кто играет за “белых”, ходит первым. Передвигать фигуры можно только одной рукой.

Как правило, в шахматы играют по часам. То есть, за определённый промежуток времени, игрок обязан сделать ход, а затем, нажать кнопку на часах, тем самым оповестив всех, что он закончил.

Победителем шахматной игры считается спортсмен, которому удалось с помощью своих шахматных фигур поставить “мат” вражескому королю. Также, победа присуждается одному из игроков, когда второй говорит, что он сдаётся.

Необязательно, чтобы шахматная игра закончилась чьей-то победой, она также может окончиться вничью:

1. Пат. Вражеский король не имеет доступных ходов и в то же время не находится под шахом;

2. Мёртвая позиция. У обоих игроков нет возможности заматовать вражеского короля;

3. По соглашению обеих сторон также может объявиться ничья;

4. При возникновении на доске одинаковой позиции три раза за одну игру;

5. В случае, когда последние 50 ходов были осуществлены без какого-либо передвижения пешек и без взятия вражеских фигур.

Напоследок бы хотелось отметить то, как ходят шахматные фигуры:

Пешка – ходит на 1 или 2 клетке;

Слон – ходит по диагонали и только по одноцветным клеткам;

Конь – ходит буквой “Г”;

Ладья – ходит прямолинейно и перпендикулярно;

Ферзь – ходит прямолинейно, перпендикулярно, по диагонали, преодолевая любое количество клеточек, если, конечно, нет препятствия;

Шахматы – настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

шахматы

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра – чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

шахматные фигуры

Пешка ♙ – ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ – ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ – ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ – ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ – ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ – ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка – 8 шт.;
  • ладья – 2 шт.;
  • конь – 2 шт.;
  • слон – 2 шт.;
  • ферзь – 1 шт.;
  • король – 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Выигрыш в шахматах

Шах – ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

мат в шахматах

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат – ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

шахматные часы

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:

  • швейцарская система;
  • круговая система;
  • нокаут-система;
  • схевенингенская система.

К популярным международным шахматным турнирам относятся:

  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • кубок мира;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Шахматные структуры

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) – организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наталья Владимировна Гаврищук,

учитель начальных классов

Шахматы – эффективное средство повышения качества образования младших школьников.

Ключевые слова: шахматы, факультатив, младшие школьники, повышение качества образования, спортивное и образовательное направления, шахматная педагогика.

Шахматы сегодня — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.

Исследования российских и зарубежных ученых убедительно доказывают, что обучение младших школьников шахматам положительно сказывается на их интеллектуальном развитии.

Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций.

Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Игрок стимулирует процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях. Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат. Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать выводы о том, что шахматы развивают: память, л огическое мышление , п ространственное воображение; вырабатывают: у сидчивость , в нимательность , ц елеустремленность , с амостоятельность. Следует выделить аспекты влияния на развитие детей: у мственное мышление, физиологический аспект (выполняет коррекционную функцию у гиперактивных детей), психологический аспект (умение анализировать причины и делать выводы), логический аспект.

В чем заключается польза шахмат? Ребенок учится самостоятельно принимать решения, концентрировать внимание. У него развивается пространственное мышление, формируются навыки планирования действий. Следует отметить, что, несомненно, шахматы воспитывают характер и учат творчеству.

Установлено, что игра в шахматы имеет достаточно тесные межпредметные связи со всеми дисциплинами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Однако из современных школьных предметов наиболее близка к шахматам математика.

Существует легенда, в которой прослеживается связь между шахматами и математикой.

Когда персидский шах впервые познакомился с шахматами, он был восхищен их своеобразием и обилием красивых комбинаций. Узнав, что мудрец, который изобрел игру, является его подданным, шах позвал его, чтобы лично наградить за гениальную выдумку. Властелин пообещал выполнить любую просьбу мудреца, и был удивлен его скромностью, когда тот пожелал получить в награду пшеничные зерна. На первое поле шахматной доски мудрец попросил положить одно зерно, на второе – два, и т. д., на каждое последующее вдвое больше зерен, чем на предыдущее. Шах приказал быстрее выдать изобретателю шахмат его ничтожную награду. Однако на следующий день придворные математики сообщили своему повелителю, что не в состоянии исполнить желание хитроумного мудреца. Оказалось, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся не только в амбарах всего царства, но и во всех амбарах мира. Это число записывается двадцатью цифрами и является фантастически большим. Подсчет показывает, что амбар для хранения необходимого зерна с площадью основания 80 кв. м. должен простираться от Земли до Солнца [3]. Конечно, связь с математикой здесь несколько условна, однако неожиданная развязка истории наглядно иллюстрирует грандиозные математические возможности, скрывающиеся в шахматной игре. Повышению качества математического образования способствует решение шахматных задач, головоломок, ребусов.

Несомненно, шахматы – эффективное средство повышения качества образования младших школьников.

Список литературы

2. Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций .- М.: Просвещение, 2017 – 35 с.

4. Капабланка Х.Р. Последние шахматные лекции [Текст] / Х.Р. Капабланка. М.: Физкультура и спорт, 1977. –С.8.

5. Каспаров Г. Шахматы как модель жизни [Текст] / Гарри Каспаров. —М.: Эксмо, 2007. С.29.

6 . Математики о математиках: Гофри Гарольд Харди, Тобиас Данцинг, Анри Пуанкаре . – Москва, 1967. - 32 с

8. Сухин И. Эффективное средство развития мышления / И. Сухин // 64 –Шахматное обозрение. 2013. № 6. С. 75.

история шахмат

Дети

Шахматы — одна из самых древнейших игр с интересной историей, наполненной легендами. Для многих она является любимым увлечением. Есть люди, которые занимаются шахматами профессионально, и игра становится неотъемлемой частью их жизни. Во многих странах шахматные турниры признаны как отдельный вид спорта. Регулярные соревнования проходят по всему миру.

История появления шахмат

история шахмат для детей

Есть предположение, что игра в шахматы была прототипом войны, только без настоящих жертв. Это привлекало многих правителей. Они понимали, что можно обойтись без настоящих тяжелых битв и потерь собственного войска. Обыграв противника в игре, они признавались победителями.

Легенды создания игры

Существует несколько версий происхождения этой игры. Рассмотрим две основные.

Одна из наиболее известных легенд следующая. Как-то после очередного военного похода Раджа (король) понял, что постоянная череда битв утомила его. Он решил устроить отдых. Однако, чем развлечься не знал и приказал своим мудрецам придумать какую-то новую забаву. Попыток предложить что-то необычное было множество. Однако, никто не мог заинтересовать Раджу, ничего его не привлекало.

И вот, однажды, пришел во дворец брамин (мыслитель, наставник в Индии). Принес он с собой разрисованную в клетку доску и замысловатые фигурки из дерева. Он объяснил правителю правила этой игры. Раджа очень остался доволен и предложил взять любую награду этому человеку. Однако, пришедший попросил необычное вознаграждение – зерна пшеницы.

Но в таком количестве, которое получится, если разложить их по клеткам доски. На первую клетку одно, на вторую – две, на третью — четыре и так далее, увеличивая зерна на каждой следующей клетке вдвое. Позабавила эта просьба правителя вначале.

Но самое интересное, что в итоге должно такое количество зерен получиться, которого во всем мире нет. Ведь клеток на шахматной доске 64. Понял Раджа, что нет у него столько зерна, тогда он отдал просто все свои запасы, какие у него были. Стала игра в шахматы после этой истории популярной в стране.

какая история шахмат

Есть еще не менее интересная версия появления такой игры. Жил был сильный властитель. Много лет он воевал, разбивая все армии своих противников с помощью обученных боевых слонов. Однажды наскучили ему эти битвы. И объявил он своему народу, что желает, чтобы придумали ему новое занятие, да поинтересней.

Каких только интересных вещей ему не приносили из золота и драгоценностей, но ничего его не увлекало. Но вот, однажды, пришел во дворец небогатый Шах и принес деревянную доску и деревянные фигурки. Правитель сначала рассердился, кричал, что это за дар такой простой, деревянный.

Шахматы в Европе и России

история шахмат в Европе

В Европе и России (в то время на Руси) шахматы появились в 9-10 веке. В это время игра некоторым образом видоизменилась, правила стали другими. В том виде, в котором мы знаем шахматы сейчас — сама игра сформировалась только в 18 веке. И с тех пор изменений практически не было.

На Руси шахматы быстро завоевали популярность и играли в нее и ремесленники, и даже бояре, и царские особы. Появились умельцы, которые изготавливали доски и фигуры для этого популярного увлечения. Их называли шахматниками. Увлечение было столь велико, что иностранные гости Русского государства, удивлялись такому интересу к шахматам.

Первый серьезный шахматный турнир в России прошел в конце 19 века в Санкт-Петербурге. С тех пор стали регулярно проводиться соревнования среди сильнейших шахматистов. Стали появляться имена прославившихся игроков, которые одержали множество побед.

Такие имена как Ботвинник Михаил, Смыслов Василий, Таль Михаил, Борис Спасский, Карпов Анатолий, Гарри Каспаров вошли навсегда в историю о шахматах. Они стали известны не только в России, но и далеко за рубежом.

Виды шахмат

детям история шахмат

В период исторического развития шахмат постепенно появлялись некоторые изменения, правила. Современность тоже внесла свои коррективы и в результате мы можем познакомиться с интересными разновидностями шахмат.

Польза игры в шахматы

история игры в шахматы

Эта игра настолько уникальна, что ей легко увлечься. Особенно она полезна для младшего поколения. Дети без больших сложностей осваивают ее. Шахматы развивают множество познавательных и мыслительных процессов у человека.

  • Логика. Вся игра идет строго по правилам. Необходимо продумывать, просчитывать на несколько ходов вперед. Логическое мышление развивается само собой.
  • Аналитическое мышление. В начала игры игрок должен мысленно выстроить план действий. Нужно учитывать ошибки и промахи прошлых сражений. Чтобы достичь цели и победить в новой партии обязателен анализ своего прошлого опыта.
  • Память. Развитие памяти здесь безусловно. Это замечательный способ для тренировки памяти. В шахматах этот процесс возникает с самого начала. Отталкиваясь от запоминания расположения фигур на доске и заканчивая интересными сложными комбинациями.
  • Улучшение внимания. Сконцентрировать свое внимание на игре – основной момент. Неосторожное, непродуманное перемещение фигуры приведет к ее потере. Игра в шахматы поможет и неусидчивому ребенку. Она поможет воспитать терпение, выдержку и уравновешенность.
  • Твердость характера. Твердая воля просто обязательна при шахматной партии. Поиск лучшей позиции для своих фигур и умение сохранять выдержку – закаляют характер. Только так можно победить противника.
  • Развитие творческого потенциала. Творчество обязательно в каждой новой партии, так как любая из них уникальна. Нужно размышлять, придумывать новые ходы.

Шахматы, несомненно, являются захватывающей увлекательной игрой, несмотря на внешнюю кажущуюся малоподвижность игроков. Плюсом еще является язык шахмат, его знают во всем мире. Это дает возможность сразиться в партию с игроками из любой страны. Если заинтересовать ребенка таким увлечением еще в раннем возрасте, то он приобретет очень много полезных черт характера. Также, несомненно, в игре в шахматы – развитие интеллектуальной и мыслительной деятельности.

Читайте также: