Краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой это

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Студентка 3 курса

1. Методика работы с научными источниками………………………….4

2. Виды научных литературных источников, их характеристика…….4

3. Методика свертывания информации научного текста…………. …..8

4. Конспектирование, цитирование, реферирование, аннотирование…8

Список используемых источников………………………….………….12

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования. Этот метод позволяет зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Изучение литературы – предварительный этап любого научного исследования. Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи и др.

Работа исследователя предполагает обращение к справочно-библиографическим указателям, библиотечным и электронным каталогам.

Изучение литературы обычно осуществляется в два этапа: первичное ознакомление (дает представление о проблематике, основном содержании источника) и вторичное чтение (более медленное, глубокое, требует осуществления определенных записей и анализа).

При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. При подборе литературы целесообразно использовать данные, полученные при помощи глобальной информационной сети Интернет.

При чтении и анализе научной литературы необходимо делать записи. Они могут иметь форму выписок, тезисов или конспекта. Большие отрывки текста, которые нецелесообразно цитировать в полном объеме, надо стараться записывать своими словами, сокращая формулировку, и сжато излагая содержание.

1.Методика работы с научными источниками.

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существуют представления о предмете избранного исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе.

Важными факторами при проработке литературы (особенно нового текста) являются настойчивость и систематичность. Четко осмыслить текст с первого раза невозможно, приходится читать и перечитывать, добиваясь полного его понимания. Последовательное, систематическое, аналитическое чтение облегчает усвоение прорабатываемого материала.

Любое исследование невозможно осуществить без изучения того научного багажа, который накоплен в настоящее время в соответствующей предметной области. Поэтому еще на этапе планирования исследования, а затем и в ходе его выполнения обязательным является анализ научной литературы.

2. Виды научных литературных источников, их характеристика.

Научная литература (монографии, диссертации, сборники научных трудов, научный журнал и др.) – совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода.

Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы. Монография может принадлежать одному или нескольким авторам, рассматривающим проблему с одних научных позиций. В последнем случае она называется коллективной монографией.

Диссертация и автореферат диссертации представляют собой неопубликованные научные издания, т. к. существуют на правах рукописи. С ними можно ознакомиться в библиотеках и на сайтах тех вузов, где есть диссертационные советы по защите докторских или кандидатских диссертаций.

Сборник научных трудов (статей) – один из самых распространенных видов научных изданий. Он представляет собой книгу, в которой собраны статьи и другие материалы научного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сборник посвящен одной теме, которая может рассматриваться с различных, иногда прямо противоположных точек зрения, с позиций разных научных школ.

Широко распространены периодические, выходящие через определенные промежутки времени (например, раз в год), или продолжающиеся, выходящие по мере накопления материалов, сборники. Они имеют общее заглавие, нумерацию и бывают, как правило, однотипно оформленными.

Материалы конференции – научный сборник, издаваемый по итогам конференции (съезда, симпозиума, семинара). Обычно содержит наиболее значительные доклады, а также, принятые участниками решения и рекомендации.

Научный журнал – периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию. Практически каждая научная отрасль имеет свой журнал, распространяющийся как наиболее доступный источник научной информации.

Помимо изучения научной литературы в процессе выполнения исследования может использоваться также научно-популярная, справочная, учебно-научная литература.

Научно-популярная литература (лекции, статьи, очерки) включает все популярные литературные произведения о науке, используемые в средствах массовой коммуникации.

Справочная (справочно-информационная) литература (словари, энциклопедии, справочники) – литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу.

Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Различают два основных вида энциклопедий: универсальные, включающие сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности (например, Большая советская энциклопедия в 30-ти томах); отраслевые, отражающие сведения из одной определенной области знания. (например, Педагогическая энциклопедия в 4-х томах). Энциклопедии снабжены системой отсылок и указателей, помогающих найти необходимые данные.

Энциклопедический словарь – справочное издание, представляющее собой краткий вариант энциклопедии.

Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно искать.

Терминологический словарь (глоссарий)– справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов – терминов, используемых в какой-либо области знания. Например, Словарь практического психолога содержит более 2-х тыс. терминов и рассчитан на читателя, использующего психологические знания в практической деятельности.

Учебно-научная литература(учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты)

Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная связана с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной.

Учебник – основной вид учебной литературы. Он содержит систематическое изложение знаний, которые обязательно должны быть усвоены учащимися в рамках определенной учебной дисциплины. Учебник официально утверждается высшим органом образования страны в качестве такого издания, о чем обязательно указывается на его второй странице, которая называется оборотом титула.

Курс лекций – разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо учебной дисциплине.

В отличие от учебника, который представляет наиболее устоявшееся знание, учебное пособие в большей степени отражает позицию его автора или авторов, их личный преподавательский и научно-исследовательский опыт в той области знания, которой посвящено пособие.

К учебным пособиям относятся также издания вспомогательного характера, используемые в процессе обучения: учебные словари и справочники, своды данных, таблицы, карты.

Методическое пособие – это издание, содержащее практические рекомендации по какому-либо вопросу. Оно может быть адресовано студентам; в этом случае методическое пособие содержит конкретные советы по выполнению каких-то учебных заданий и используется на лабораторно-практических занятиях.

3.Методика свертывания информации научного текста.

Под свёртыванием (развёртыванием) информации понимается изменение физического объёма документа в результате аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (увеличением) его информативности.

Схемы, рисунки, таблицы помогают увидеть и понять структуру текста и взаимосвязь его элементов. Это особенно важно, если элементов много. Не надо думать, что схемы - это обязательно что-то сухое. Немного воображения – и схемы оживут и принесут вам не только большую пользу, но и немалое удовольствие.

Свертывание (развертывание) информации (документа) осуществляется методами, которые лежат в основе всех видов познавательной деятельности людей - анализа и синтеза.

4. Конспектирование, цитирование, реферирование, аннотирование.

Конспектирование литературных источников – процесс довольно сложный, творческий. Это явление индивидуальное, отражающее интересы конспектирующего, направленность его мыслей, оценок.

1.Текстуальное – применяется в том случае, когда необходимо переписать главные положения материала.

2. Свободное – наиболее существенные положения записываются в сжатой форме своими словами, при этом не исключается цитирование, подкрепляющее содержание конспекта.

3. Сложное – в нем объединено несколько видов записей: план, тезисы по каждому пункту плана, обоснования, доказательства, критические замечания, выводы по каждому разделу и общие выводы; а также дается обстоятельный анализ прочитанного материала с учетом использованной дополнительной и справочной литературы.

При конспектировании применяются разные виды планов:

Структурный - в нем формулируется перечень основных, структурных частей книги;

Предметный или логический - в нем записывается тематическая последовательность излагаемых в книге вопросов, он может быть составлен в форме вопросов, ответы на которые содержатся в тексте конспектируемой книги;

Тематический или свободный – составляется на основании изучения ряда произведений исследуемой темы либо одного автора, либо нескольких;

План-конспект – состоит в левой части листа из вопросов плана, выписок и цитат к каждому пункту плана, а в правой – из собственных замечаний, оценок, кратких характеристик.

Цитата в тексте исследователя всегда должна иметь сноску, с указанием автора, названия его произведения, года, места издательства, страницы. Считается некорректным цитировать кого-либо из произведений других авторов. Также считается некорректным многоцитирование, когда много цитат, а собственного текста очень мало. Полные и точные записи цитируемого текста берутся в кавычки, что указывает на документальную точность выписки, то есть слово в слово с соблюдением авторской орфографии и пунктуации.

Итак, научные тексты многообразны. В письменно монологической форме различают следующие типы текста: собственно-научный, научно-реферативный, научно-справочный, учебно-научный. Основу такой дифференциации составляет степень обобщения научных сведений, что, в свою очередь, позволяет разделить все научные тексты на первичные и вторичные.

Любое исследование невозможно осуществить без изучения того научного багажа, который накоплен в настоящее время в соответствующей предметной области. Поэтому еще на этапе планирования исследования, а затем и в ходе его выполнения обязательным является анализ научной литературы.

Список используемых источников.

1.Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые: практ. пособие / Г.Г. Гецов. – М., 2016.

2.Зупарова, Л.Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева; под ред. Ю.Н. Столярова. – М., 2017.

4.Основы информационно культуры. Вторичные документы. Методика тематического поиска литературы: метод. указ. к проведению практических занятий для студентов всех специальностей и форм обучения. – Красноярск: СибГТУ, 2015.

5.Паршукова, Г.Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Паршукова. СПб., 2016

6.Рузавин Г. И. Методология научного исследования : учеб. пособ. / Рузавин Г. И. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

РЕФЕРАТ, -а, м. Краткое изложение содержания книги, статьи,исследования, а также доклад с таким изложением. II прил. рефератный, -ая,-ое и реферативный, -ая,-ое. Реферативный журнал (печатающий рефератынаучных публикаций). смотреть

РЕФЕРАТ

реферат м. 1) Краткое изложение содержания научной работы. 2) Доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации.

РЕФЕРАТ

реферат м.1. (краткое содержание) abstract, synopsis 2. (доклад) paper, essay

РЕФЕРАТ

реферат резюме, конспект, аннотация; доклад, автореферат, изложение Словарь русских синонимов. реферат сущ., кол-во синонимов: 4 • автореферат (2) • доклад (17) • изложение (41) • курсач (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: автореферат, доклад, изложение. смотреть

РЕФЕРАТ

РЕФЕРАТ (от лат. refero - докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, науч. работы. смотреть

РЕФЕРАТ

РЕФЕРАТ(ново-лат., от лат. referre - доложить, войти с докладом). Словесное изложение дела; речь; объяснительная записка, доклад.Словарь иностранных сл. смотреть

РЕФЕРАТ

вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. . смотреть

РЕФЕРАТ

вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Р. должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования, его результатах. По Р. читатель должен ясно представить себе степень необходимости обращения к оригиналу для уточнения каких-то подробностей, деталей. В Р. объективно излагается содержание исходного текста, он не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки референтом освещаемой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку самого читателя. В основе Р. лежит процесс реферирования. При совпадении комплекса представлений, сложившихся у читателя Р., с комплексом представлений, вызвать который рассчитывал автор оригинала, Р. выполняет свое основное назначение — быть средством передачи информации. Один из существенных признаков Р. — постоянство его структуры. В любом Р. выделяют: — заголовочную часть— библиографическое описание, фамилия автора, выходные данные исходного текста, указание на егообъем в страницах, а при необходимости — сведения о языке ори гинала; — собственно реферативную часть, включающую основную ин формацию первоисточника. Именно наличие этой части и делает Р. самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением; — при необходимости — справочный аппарат: сведения о коли честве иллюстраций, таблиц, карт и пр. Эта часть обычно используется в Р. по естественным наукам. Построение собственно реферативной части зависит от строения исходного текста, подчиняется законам его внутренней организации, поэтому данное построение нельзя свести к схеме. Вместе с тем в эту часть обычно входят предложения, в которых формулируется основная проблема исходного текста, предложения, поясняющие, детализирующие ее, содержащие дополнительную информацию, наконец, предложения, в которых содержатся выводы, вытекающие из результатов проведенных исследований. Различают несколько видов Р., классификация которых производится по различным признакам: 1. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника)и обзорные Р. (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования). 2. По виду представленной информации и способу ее изложения Р. делятся на информативные (более полно излагающие ин формацию первоисточника, не только указывающие на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (указывающие на основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Целевое назначение информативного Р. — заменить собой первоисточник, индикативного — помочь ответить на вопрос: следует ли обращаться к первоисточнику, есть ли там необходимая информация? Выделяют также аспектные Р., ориентированные на определенную категорию читателей, тематическую область или проблему, рефераты пофрагментные, включающие информацию одного из разделов исходного текста, кроме того, авторские, машинные и т. д. Язык реферативного текста характеризуется общими для научного стиля чертами: ясностью, точностью, логичностью и доказательностью. Одной из особенностей собственно текстов Р. является наличие так называемых клише, особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, критерием для выделения которых служит регулярность их появления в определенных повторяющихся ситуациях (В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается. Тема, обсуждаемая в статье, относится к области. В заключительной части статьи рассматривается. и т. д.). Лит.: ВейзеАЛ. Реферирование текста. — Минск, 1978; Кравченко И.Н. Теоретические и методические проблемы реферирования // Реферирование в общественных науках. — М., 1982. О. Ю. Князева. смотреть

РЕФЕРАТ

ПОВІДО́МЛЕННЯ (те, що доводять до чийогось відома, сповіщають комусь), ЗВІ́СТКА, ВІ́СТКА, ВІСТЬ, ІНФОРМА́ЦІЯ, ІНФОРМУВА́ННЯ, ПОГОЛО́СКА (ПОГОЛО́СОК) ро. смотреть

РЕФЕРАТ — (ново лат., от лат. referre доложить, войти с докладом). Словесное изложение дела; речь; объяснительная записка, доклад. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕФЕРАТ [ Словарь иностранных слов русского языка

реферат — Производное произведение, содержащее сокращенное объективное изложение содержания документа или издания с основными фактическими данными и выводами. [ГОСТ 7.76 96, статья 5.8] Примечание Реферат может быть использован в выходных сведениях. [ГОСТ… … Справочник технического переводчика

РЕФЕРАТ — РЕФЕРАТ, реферата, муж. (от лат. refero доношу, излагаю). 1. Краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада. Рефераты в журнале о новых книгах. 2. Доклад на заданную тему… … Толковый словарь Ушакова

реферат — резюме, конспект, аннотация; доклад, автореферат, изложение Словарь русских синонимов. реферат сущ., кол во синонимов: 4 • автореферат (2) • … Словарь синонимов

Реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Источник: СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И… … Официальная терминология

РЕФЕРАТ — (от лат. refero сообщаю) краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме … Большой Энциклопедический словарь

РЕФЕРАТ — РЕФЕРАТ, а, муж. Краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. | прил. рефератный, ая, ое и реферативный, ая, ое. Реферативный журнал (печатающий рефераты научных публикаций). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Реферат — кратко изложенное содержание произведения, включающее его осн. положения, фактические сведения и выводы и позволяющее определить целесообразность его чтения целиком. Р. является одним из элементов аппарата издания его выходных сведений. Р. может… … Издательский словарь-справочник

Реферат — (нем. Referat, от лат. refere докладывать, сообщать)[1] письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.[2] Рефераты могут являться изложением… … Википедия

реферат — 1. Вторичный документ, содержащий краткое изложение первичного документа. Основное назначение реферата ознакомить читателя с основными положениями реферируемой работы. Будучи кратким изложением материала, реферат не может заменить собой… … Толковый переводоведческий словарь

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 26 аннотация

Краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая её содержание, назначение и т.п.

АННОТА́ЦИЯ, аннотации, жен. (лат. annotatio - замечание) (спец.). Лаконическое, краткое изложение содержания книги с критической оценкой ее и библиографическим указателем, отзывом о нем. Библиографический указатель с аннотациями.

АННОТА́ЦИЯ, -и, жен. Краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

| прил. аннотационный, -ая, -ое.

Краткая характеристика книги, статьи или рукописи в плане их содержания, назначения, ценности и пр.

Аннотация на научную статью.

Подготовить аннотацию к новому изданию.

От голландского annotatie или немецкого Annotation (← лат. annotatio ‘примечание’, ‘пометка’). В русском языке - с начала XVIII в.

Аннотация может быть описательной или рекомендательной, общей или специализированной. Аннотированные библиографические указатели помогают читателю ориентироваться в выборе печатных материалов.

АННОТА́ЦИЯ, -и, ж

Письменный текст небольшого объема, представляющий собой краткую характеристику книги с изложением ее содержания, иногда содержащий оценку, указывающий на назначение, адресата. -

Пьеса из колхозной жизни, бьет по… - Ваня заглянул в аннотацию. - Бьет по частнособственническим интересам (Шукш.).

1. Краткая характеристика первичного документа, излагающая в максимально обобщенном виде его содержание и дающая иногда его оценку.

2. Предельно сжатая характеристика материала, имеющая чисто информационное (или справочно-биб-лиографическое) назначение. В отличие от реферата, аннотация не может заменить собой материал. Она лишь сообщает о наличии материала на определенную тему, указывает источник, где помещен материал, и дает самое общее представление о его содержании.

3. По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные, рекомендательные, описательные и реферативные. Наиболее распространенными являются справочные аннотации. Они раскрывают основное содержание публикации и дают ее общую характеристику. Рекомендательные аннотации. кроме того, содержат оценку публикации с точки зрения возможности использования ее материала какой-либо определенной категорией читателей. Такие аннотации обычно составляются специалистами по вопросам, рассматриваемым в публикации. В описательной аннотации приводится лишь описание материала, но содержание его не раскрывается; иными словами, в ней лишь называют то, о чем говорится в аннотируемой книге, статье и т.п. В реферативной аннотации указы -вается, что именно содержится в аннотируемом материале, т.е. содержание его не только характеризуется, но излагается в предельно сжатой и обобщенной форме.

4. Краткая характеристика оригинала, излагающая его содержание в виде перечня основных вопросов, дающая иногда их критическую оценку.

5. Сжатое изложение источника с раскрытием его основного содержания по всем затронутым вопросам, сопровождаемое оценкой и выводами референта.

АННОТА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. annotatio - замечание]. Краткая характеристика какого-л. издания или рукописи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня основных тем), указывающая их назначение, адресата, научную или художественную ценность. Дать, составить, написать аннотацию к чему-л., на что-л. Снабдить аннотацией что-л. Краткая, развёрнутая а. А. статьи, очерка. А. на методическое пособие.

аннота́ция (от лат. annotatio - замечание), краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.

АННОТАЦИЯ - АННОТА́ЦИЯ (от лат. annotatio - замечание), краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.

Краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.

[От лат. annotatio - замечание]

на что и чего. Аннотация на вышедшие сборники. Аннотация опубликованных статей.

аннота́ция, аннота́ции, аннота́ций, аннота́циям, аннота́цию, аннота́цией, аннота́циею, аннота́циями, аннота́циях

сущ., кол-во синонимов: 1

реферат, резюме, конспект, изложение

Syn: реферат, резюме, конспект

Аннотация - краткая характеристика произведения печати (или неопубликованного документа) с точки зрения его содержания, оформления, направленности, происхождения и т.д. Целевое назначение А. - проинформировать читателей о существовании работы определенного содержания и характера. А. классифицируют: по адресату (не для личного пользования - для себя), по форме (устные - письменные), по объему (краткие А. - обычно сводятся к характеристике исходного текста в каком-либо аспекте, например с точки зрения основной тематики; развернутые А. - более подробно представляют исходный текст), по наличию оценки первоисточника (описательные А. - раскрывают тематику книги, сообщают сведения о ней, но не дают критической оценки; рекомендательные А. - оценивают первоисточник с различных точек зрения, например с точки зрения доступности книги определенной категории читателей); по наличию автора (неавторская А., которой обычно издательство сопровождает новую публикацию; авторские А., среди которых можно выделить А., написанные не известным широкому кругу читателей автором, и А., написанные пользующимся авторитетом, известным, уважаемым или же популярным лицом).

А. относится к разряду вторичных текстов и строится в соответствии с определенными требованиями. В ней есть обязательные компоненты - указание темы первоисточника, определение целевого назначения и читательского адреса и факультативные компоненты, например - дополнительные сведения об авторе первоисточника, оформлении (иллюстрациях, способе подачи материала), инструкции по использованию печатного издания и т.п. При создании А. необходимо определить, кому она предназначается (цетям какого возраста, родителям, коллегам и т.п.), какова ее цель (проинформировать, убедить прочесть и т.д.), в какой ситуации эта А. будет восприниматься (что обусловливает возможность-невозможность предварительной обработки текста, выбор стиля, языковых средств, выбор формы предъявления А.: устно - на классном часе, на перемене, в группе продленного дня; на родительском собрании; на методобъединении перед коллегами; письменно - для журнала, газеты, выставки книг в библиотеке и т. п.).

Лит.: Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. - М., 1991; Пособие по обучению профессиональной научной речи.- М, 1991.

АННОТА́ЦИЯ (от лат. annotatio - примечание, пометка).

Французское - annotation (примечание).

Латинское - annotatio (примечание, отметка, замечание).

Производное: аннотационный, аннотировать.

(лат. annotatio примечание, пометка) краткое разъяснительное или критическое примечание, следующее за библиографическим описанием какого-л, сочинения (на обороте титульного листа книги, на каталожной карточке и т. д.); развернутая а. - сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи. *

- Краткая характеристика издания.

аннотация как жанр научно-информативного подстиля

Для аннотации как жанра научно-информативного подстиля характерны следующие особенности:

I. Ситуация общения:

1) общение с читателями как получателями информации о новинках в области художественной, научной, публицистической и пр. литературы;

2) основная функция общения - информативная;

3) основная задача - описать существенные признаки предмета речи.

II. Стилевые черты:

1) точность;

2) обобщенность.

III. Языковые средства:

1) выражающие точность речи: однозначные слова; термины; двусоставные предложения с независимым инфинитивом в роли сказуемого;

2) выражающие обобщенность речи: краткие прилагательные для выражения постоянного свойства предметов; глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного, вневременного действия.

аннотация как периферийный текст монографии

1) кратко информирующий о содержании и структуре научного произведения;

2) эксплицирующий центральную проблему исследования;

3) репрезентирующий цели и задачи автора;

4) намечающий перспективу развертывания основного текста. Аннотация обладает высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку, обладает высокой степенью асемантии по отношению к основному тексту монографии.

1) кратко информирующий о содержании и структуре научного произведения;

2) эксплицирующий центральную проблему исследования;

3) репрезентирующий цели и задачи автора;

4) намечающий перспективу развертывания основного текста. Аннотация обладает высокой степенью обобщения научного содержания, имеет специфическую прагматическую установку, обладает высокой степенью асемантии по отношению к основному тексту монографии.


РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И КНИГОЙ – важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление плана текста (разбиение прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их), тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитанного текста), цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, биографический, терминологический и тому подобный характер, полученных в результате поиска), составление формально-логической модели (словестно-схематическое изображение прочитанного), составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса понятий по определенному разделу или теме), составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования; содержит требования к подготовке студента по результатам изучения конкретной учебной дисциплины и рекомендации по организации образовательного процесса.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН – учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта. Рабочий учебный план определяет структуру специального курса и объем времени, необходимый для его изучения; содержит перечень учебных предметов и их объем в часах; определяет график учебного процесса, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий и производственной (учебной) практики, формы промежуточной и виды итоговой государственной аттестации.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ – технология обучения, ставящая своей целью развитие личности и ее способностей в процессе усвоения и применения знаний и умений. Сущность развивающего обучения – в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, а основой является учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебной работы.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации.

РАЗУМ – форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и представления, т.е. всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность.

РАЗЪЯСНЕНИЕ – прием вербального (словесного) воздействия на сознание учащегося, формирование сознательности путем обращения к разуму, оказания помощи в осмыслении жизненной ситуации.

РАНЖИРОВАНИЕ – расположение в определенной последовательности (убывания или нарастания) показателей, зафиксированных в ходе педагогического исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.

РАСПОЗНАВАНИЕ РЕЧИ (англ. voice recognition) – технология, которая позволяет распознавать живую человеческую речь и обрабатывать ее. При этом звуковые сигналы преобразуются в цифровые, которые можно обрабатывать и анализировать на компьютере.

РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПОВТОРЕНИЕ – форма повторения при запоминании; состоит в том, что материал заучивается не в один прием (как при концентрированном повторении), а в несколько приемов, отделенных некоторыми промежутками времени.

РАЦИОНАЛИЗМ – рассудочное отношение к жизни, склонность действовать с позиций требований разума и логики, подавляя влияние чувств.

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – направление теории обучения, представляющее собой развитие технократической педагогики; опирается на идеи бихевиоризма. Вцентре внимания рационалистической концепции находится проблема формирования определенного образа действий на основе эффективных способов усвоения учащимися таких навыков, знаний, умений и познавательных способностей, которые они могут реально продемонстрировать. Вцелом это направление ориентировано на узкоутилитарную трактовку образовательных задач (освоение конкретной технологии рабочей специальности) и не отвечает главной цели – развитию творческой личности и ее социализации.

РЕАГИРОВАНИЕ – активные проявления, исходящие от учащегося; он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

РЕАКЦИЯ – ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение.

РЕАЛИЗАЦИЯ – осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения.

РЕАЛИЗМ – точка зрения реальности; утверждение наличного бытия действительности, лежащей вне сознания, принятия мира вещей, существующего независимо от познающего субъекта.

РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективный мир, реализующий свои тенденции, законы, потенции, то есть в его саморазвитии и вместе с тем как объект и результат человеческой деятельности, общественной практики.

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – одно из направлений современного развития образовательной системы, характеризующееся усилением ориентации образования на региональные условия и потребности.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ (англ. wide area network, WAN) – крупная, нередко географически рассредоточенная сеть, коммуникационными средствами объединяющая в единое целое компьютеры в разных пунктах. Может охватывать и множество зданий в одном районе, и выходить за пределы государственных границ. Несколько распределенных сетей, связанных между собой, чаще называют не региональными сетями, а интерсетями или сетевыми комплексами.

РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ – подчинять определенным правилам.

1.Оценка значимости, масштабности, важности фирмы, а также показатель, характеризующий кредитоспособность компании.

2.Оценка, ранжирование по степени успеха политических, общественных деятелей, организаций, определяемые социологическим опросом.

3.Субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале; с помощью рейтинга осуществляется классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертная оценка).

РЕЗОНЕР – человек, склонный к пространным рассуждениям нравоучительного характера.

РЕЛАКСАЦИЯ – состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания.

РЕЛЕВАНТНОСТЬ (англ. relevant – существенный) – мера соответствия получаемого результата желаемому. Втерминах поиска – это мера соответствия результатов поиска задаче, поставленной в запросе.

РЕЛЕВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – информация, относящаяся к делу, собираемая под конкретную задачу.

РЕЛЯТИВНЫЙ – относительный; находящийся в отношении, значимый только при определенных отношениях, обусловленный этими отношениями.

РЕЛЯЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ (англ. relational database) – способ хранения информации в виде нескольких отдельных файлов, которые связаны друг с другом посредством ключевых слов и значений. Информация, хранящаяся в одном из файлов, становится доступной при работе с другими файлами, поскольку в них могут содержаться ссылки на информацию в других файлах.

РЕЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (англ. relation – отношение, Э.Кодд, 1970) – модель данных, которая описывает их структуру, допустимые операции над ними и специальные правила, обеспечивающие их целостность.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ – переустройство, преобразование.

РЕПЛИКАЦИЯ (англ. replication) – дублирование базы данных на нескольких серверах. Повышает эффективность доступа к информации, но чтобы быть действительно полезной, должна гарантировать регулярное обновление и синхронизацию копий.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – представительность, показательность выборки по отношению ко всей совокупности данных, из которых была сделана выборка.

РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности, что соответствует традиционным дидактическим целям обучения – усвоению предъявленных образцов (следование заданным эталонам). Кисходным сведениям из учебного предмета учащийся в ходе репродуктивной деятельности не прибавляет никакой новой информации.

РЕСПОНДЕНТ – лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью.

РЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ (англ. information resources) – отдельные документы и совокупности документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных.

РЕФЕРАТ – краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.

РЕФЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – вторичная информация, главной целью которой является сокращение времени, затрачиваемого потребителями на анализ информации, чтобы облегчить им ориентировку в потоке информации, привлечь внимание специалистов к новым проблемам, требующим решения.

РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА – микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринимаются человеком как эталон для подражания.

РЕФЛЕКС – ответ организма на внешние или внутренние воздействия, осуществляемые через посредство центральной нервной системы. Рефлекс обеспечивает сглаженную и скоординированную работу отдельных органов и приспособление организма к внешней среде.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio – обращение назад) – осмысление индивидом социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта; размышление, самонаблюдение, самопознание; обращенность познания человека на самого себя; склонность к самоанализу.

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают учащиеся, прежде всего те, с кем он взаимодействует в процессе педагогического общения. Вцентре педагогической рефлексии – осознание того, что учащийся воспринимает и понимает в воспитателе и вотношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.

РЕФОРМА – преобразование, изменение чего-либо; реформы могут быть коренными или частичными, иметь прогрессивный или реакционный характер.

РЕЦЕНЗИЯ – аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. Впроцессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика её изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая, научная или художественная значимость.

РЕЦЕПТИВНОСТЬ – восприимчивость, а также и само состояние восприятия; способность получить представление благодаря воздействию на нас предмета.

РЕЦЕПЦИЯ – заимствование и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой стране или в другую эпоху.

РИГОРИЗМ – суровое, непреклонное соблюдение каких-либо принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности.

РИДЕРС-ДАЙДЖЕСТ – журнал, перепечатывающий или излагающий в сокращенном виде материалы из других изданий.

РИТОРИКА – теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

РОБАСТНЫЙ – устойчивый к помехам.

РОБОТ (англ. robot) – система, способная к целесообразному поведению в условиях изменяющейся внешней обстановки. Симбиоз искусственного интеллекта и механики. Его ядром является компьютер либо группа компьютеров, управляющая внешними устройствами – развитыми органами, предназначенными для пространственного и углового перемещения деталей, инструментов либо собственного перемещения. Для выполнения своих функций робот обрабатывает информацию, даваемую его датчиками (искусственные органы зрения, слуха, сенсорные устройства).

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ – тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носители определенных социальных функций.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) – высшая научная организация по проблемам образования, действующая на принципах самоуправления и собственного Указа (1991). Объединяет членов академии, имеет в своем составе институты, научные центры, лаборатории, культурно-просветительные центры и другие организации, учреждения и предприятия, обеспечивающие исследования и разработки по основным направлениям фундаментальной и прикладной науки в области образования.

РОУМИНГ (англ. roaming – бродить, блуждать) – в пейджинговой связи – расширение пространства действия.

РУБРИКА – заголовок раздела (абзаца) газеты, журнала и т.п.; раздел, подраздел, графа.

РУНЕТ (англ. Runet) – российская часть Интернета.

Читайте также: