Козьма захарьич минин сухорук островский краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Художественное воплощение различных свойств быта и характеров выразилось в синтезе живого и выразительного языка, нарядности и цветистости предметного мира. Внимание драматурга направлено на пластику адекватного словесного выражения нравственных коллизий и внутренних ощущений персонажей. Одним из сильных моментов эстетического воплощения стала заложенная в тексте возможность сопереживания читателями, зрителями, изображаемых событий.

Для хроники Островский выбрал очень важный момент эпохи Смутного времени, когда особенно наглядно проявилась активная роль массового патриотического движения в борьбе с польской интервенцией 1611-1612 гг. — сбор народного ополчения в Нижнем Новгороде. Такая тема потребовала необычного для Островского сценического решения: до сих пор драматург изображал, как правило, частные формы жизни, писал пьесы со сравнительно ограниченным количеством персонажей, а в хронику о Минине включил массовые сцены, передающие образ мыслей нижегородцев, их настроения и переживания. Драматург показал не безликую и статичную массу, а сознательно действующих людей, среди которых выделяются индивидуализированные лица: степенный и рассудительный Аксенов, стыдливый Губанин, жадный и эгоистичный Лыткин, любитель поспорить Темкин и др.

В жизни народа бывают времена, когда он остро начинает чувствовать свою причастность к истории, к судьбе страны. Такие периоды становятся переломными, влияют на самоощущение нации, вносят новые штрихи в народную психологию. Островский показал момент, когда все социальные слои объединились в порыве освободить Россию от иноземцев, и в этом обнаружились их лучшие качества. Нижний Новгород изображен как город, вобравший в себя вольнолюбивый дух древних Новгорода и Пскова.

Поэтому важной составляющей произведения стали массовые сцены, каких доселе у Островского практически не было. Функциональное значение массовой сцены определяется синкретизмом драматического вида искусства, вобравшего в себя элементы литературно-словесного и театрально-сценического творчества. Массовая сцена органически включается в структуру драматического действия, конфликта, сюжета и композиции. И, конечно, в ней сосредоточены важнейшие событийные узлы.

В третьем явлении второго действия Козьма говорит о необходимости для успеха дела обратиться к народу:

Себя забудь и дел своих не делай!

На улицу, на площадь, на базары,

Где есть народ, туда ты и иди! (т. 6, с. 44).

С таким народом можно дело делать

Он плачет. Но, взгляните, эти слезы —

Не хныканье старух и стариков;

В них сила страшная . (т. 6, с. 78).

В тяжелую годину общее становится личным, личное — общим. Островский изображает жизнь, которая имеет открытый характер, проходит на миру. Положив в основу произведения исторический факт (сбор нижегородского ополчения), драматург создал пьесу, максимально приближенную к народному мироощущению.

Островский ярко передает быт русского терема, особенности воспитания девушек и семейного положение женщины. В исторических пьесах автор повернул театр к народной жизни, к национальному характеру, включив в сценическое пространство чисто бытовые детали, имеющие при этом эстетическое, нравственное и сюжетное значение, поскольку он воспринимал быт как главную основу человеческого существования.

Бунтарский дух народа воплотился в сильных, вольнолюбивых характерах. Но Островский истинным бунтарям противопоставляет воров, мошенников, на которых, как выясняется, власть опиралась в борьбе с теми, кто оказывал сопротивление беззаконию и произволу (об этом говорится, в частности, в прологе).

Все обитатели большого волжского города наделены жизнелюбием, смекалкой, выдумкой. Бойкие на язык горожане сохранили остроту чувств и трезвость ума. Чтобы одурачить воеводу, они наряжаются скоморохами, крестьянами, хитрят, ловчат. Ситуация толкает их на различные мистификации, увертки, уловки.

А где Роман гуляет,

Где буйною головушкой качает,

Печет ли солнышко, дождик ли сечет

Ясного сокола . (т. 6, с. 69).

Волга прочно вошла в сознание героев. На ее берегу развертывается действие; по Волге плывут лодки со слугами Степана Бастрюкова; намеренно уронила в реку фату Олёна, чтобы встретиться с Марьей Власьевной. Волга — река вольных людей, протестующих против деспотизма воеводы Нечая Шалыгина.

Островский стремился передать сложность характеров исторических героев. В облике Лжедмитрия черты авантюрности (пылкость, легкомыслие и т.п.) отодвинуты как бы на второй план. Шуйский прежде всего — расчетливый, трезвый политик. Но и тот и другой пытаются манипулировать мнением народа, понимая, что без его поддержки им своих намерений не осуществить. Драматург показывает и то, как постоянно меняется настроение народа: вначале он поддерживает Дмитрия Самозванца, но затем отворачивается от него — за предательство православной веры и обычаев старины, за неуважение и нарушение традиции своей страны. Российская проблематика изображаемой эпохи перерастает границы только национального и трактуется автором как политическая ситуация, характерная для эпох смут и мятежей. Подобные эпохи всегда чреваты социальными взрывами, народными бунтами, кровавыми потрясениями. Таким образом, Островскому удалось подняться на уровень социально-политического и философского осмысления эпохи.

Боярство — Русь великая, а земство

Идет туда, куда ведут бояре.

Народ возьмет, что мы ему дадим,

И будет знать, что мы ему велим… (т. 6, с. 89-90).

Почти все массовые сцены в хронике отмечены эмоциональной напряженностью, событийной насыщенностью. Народ здесь не безлик и не безгласен. Его можно запутать, запугать, обобрать, но он размышляет и пытается понять происходящее. В этом плане творческой находкой драматурга стал образ Федора Калачника. Народ выступает в произведении как активный участник истории, как подлинный патриот, отстаивающий интересы родины. В отличие от разного рода политических интриганов, для народа свобода, отечество, земля родная — это не просто слова, это его состояние, основа жизни и мироощущения.

Чтоб у тебя была святыня эта,

Так надо взять ее — и мы возьмем.

Вот мысль твоя… (т. 6, с. 173).

И он отдает приказ взять Троицкий монастырь силой.

А год бороться с Богом

И каждый день, вставая и ложась,

На те ж кресты молиться, по которым

Из пушек бьем; сшибать колокола

И с музыкой ходить против святыни,

Разбойником быть мало, — окаянным

Быть надобно… (т. 7, с. 193).

Эмоциональный строй комедии выразился в изображении веселой суетности повседневности, когда самые обычные люди начинают относиться к жизни как к игре, которая сопровождала значимые этапы жизни человека и которая наполняла особой энергией. Заряд веселости и бытовой театральности пронизывает пьесу с первых сцен, где каждый персонаж ведет свою игру.

Учись, служи и делай, что укажут.

Одно блюди и помни: православным

Родился ты; обычай иноземский

Узнать не грех, перенимать грешно;

А паче их забавы, в них же прелесть

Бесовская сугубая… (т. 7, с. 302).

Яков растерян — надо и боярам подчиниться, и запрет отца не нарушить:

Боярские приказы разбирать

Не смеем мы; велят плясать, запляшешь .

А стать плясать, тебе не угодишь.

Сам того не ведая, отец обозначил появившуюся в жизни русских людей коллизию: противоречие между домостроевскими правилами и новыми тенденциями, для которых в общественной и культурной жизни существовала благодатная почва.

Русские люди, восприимчивые, эмоциональные и талантливые, в театре обрели возможность реализовать свой дар — в качестве актеров или зрителей. Почти все персонажи комедии так или иначе играют, надевают на себя своего рода маски. Так, Наталья, дочь вдовы из городского дворянства, представляется то робкой смиренницей, покорной воле матери, то (когда того требует ситуация) дерзкой ослушницей.

Пора сменить шутов, шутих и дур

Неистовства на действа комедийны.

Простой народ, коль верить иноземцам

В комедии не действо, правду видит,

Живую явь: иного похваляет,

Других корит, и если не унять,

Готов и сам вмешаться в действо.. (т. 7, с. 326).

Но больше честь, достойно большей славы

Учить людей, изображая нравы… (т. 7, с. 363).

Историческому репертуару Островского было присуще чувство времени; его приметы, точно схваченные и запечатленные в бытовых коллизиях, позволяют судить о масштабности дарования писателя, обозначившего основные качества миросозерцания русского человека. В своих исторических пьесах драматург поставил новые задачи перед театром, создав произведения, наполненные массовыми сценами, часто сменяющимися эпизодами, и тем самым значительно расширил охват событий, придал им динамизм. Учитывая возможности сцены, Островский опережал время, подталкивая театр к поиску постановочных средств. И национальный характер засверкал новыми красками, не менее яркими и точными, чем в пьесах, обращенных к современности.

Найдись новое непреложное свидетельство… со всеми признаками подлинности и достоверности без малейшего повода к сомнению, о это другое дело! Тогда мы с чистой исторической совестью должны будем переменить свое мнение…

П. И. МЕЛЬНИКОВ (Андрей Печерский)

Когда и откуда пошло такое искажение, а может быть, и ныне продолжают извращать это дорогое имя, кто дал им право на это.

На протяжении XVI—XVIII веков и в первой половине XIX века Кузьму Минина не именовали ни Кузьмой Захаровичем, ни Косьмой Захарьевичем, ни Кузьмой Захарьевичем, ни тому подобными именами.

Почти полтора столетия повторялась ошибка: от академиков-профессоров, писателей и художников, авторов учебников до учителей. Кроме того, всяк по-своему переименовывал то имя, то отчество, то фамилию простого в сущности имени Кузьмы Минина.

П. И. Мельников-Печерский во всех своих сочинениях и статьях именует его Козьмой и только Козьмой Мининым. Вы нигде не найдете, где он именовал Минина Кузьмой или Козьмой Мининым Захарьевым Сухоруким.


Художественный музей в Нижнем Новгороде (фрагмент)

Глава VII Торговля. Шелковые изделия. Таможенное ведомство. Косьма Инджоплов

Глава VII Торговля. Шелковые изделия. Таможенное ведомство. Косьма Инджоплов Время Юстиниана составляет высший период процветания византийской торговли. Ввиду важности прямых сношений со странами, где было шелковое производство, Юстиниан оказывал всяческое внимание

Глава VII Торговля. Шелковые изделия. Таможенное ведомство. Косьма Индикоплов

Глава VII Торговля. Шелковые изделия. Таможенное ведомство. Косьма Индикоплов Время Юстиниана составляет высший период процветания византийской торговли [309]. Ввиду важности прямых сношений со странами, где было шелковое производство, Юстиниан оказывал всяческое

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642)

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Кузьма (Козьма) Минин и князь Дмитрий Пожарский – одни из самых видных созидателей русской государственности. Именно Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или "читалке".

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Александр Николаевич Островский

Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1866)

Драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах

[25 августа 1611 года]

Козьма Захарьич Минин, Сухорук, земский староста Нижнего посада.

Иван Иванович Биркин, стряпчий, присланный в Нижний Ляпуновым для совету.

Василий Семенов, дьяк, старый человек.

Алексей Михайлович Поспелов, боярский сын.

Петр Аксенов, старик, богатый торговый человек.

Баим Колзаков, стрелецкий сотник.

Роман Пахомов, боярский сын,

Родион Мосеев, посадский, гонцы из Москвы.

Василий Лыткин (лет пятидесяти), богатый вдовый купец.

Павел Темкин (лет тридцати пяти),

Семен Губанин (лет двадцати), торговые люди.

Нефед, сын Минина.

Гриша, юродивый мальчик.

Павлик (писчик), писарь Биркина.

Марфа Борисовна, богатая вдова.

Всякие люди нижегородские обоего пола.

Часть Нижнего посада, близ Кремля; направо и налево деревянные лавки, на заднем плане деревянный гостиный двор, за ним видна гора и стены Кремля; налево, в заднем углу на пригорке, башня и ворота в Кремль, направо продолжение Нижнего посада. Вдоль лавок деревянные мостки с навесом для пешеходов, у растворов скамьи и раздвижные стулья.

В гостином дворе торговцы в лавках и у лавок; проходит народ, некоторые останавливаются и покупают разные вещи. Слышны голоса: "Здесь рукавицы, шапки, кушаки! Гляди, зипун! Из Решмы, с оторочкой". Петр Аксенов сидит на скамье у своей лавки (крайней справа). Василий Лыткин входит, отпирает крайнюю лавку с противоположной стороны; заставляет ее скамьей и подходит к Аксенову.

Читайте также: