Котина доброта краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

1 Готовимся к ЕГЭ. Задание В8 Готовимся к ЕГЭ. Задание В8 Урок-практикум

2 Цели урока: Образовательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте; подготовиться к выполнению задания В8 на ЕГЭ по русскому языку развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; воспитание чувства милосердия, великодушия, ответственности, совершенствование навыков этичного межличностного общения.

3 Задачи: Работать над средствами выразительности; развивать навыки анализа текста; развивать навыки работы в парах и группах; воспитывать осознанное отношение к изучаемому; воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.

4 С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов, мыслей –сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский.

5 Внимательно прочитайте задание В8. В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 А30, В1 В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны тми в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк отве ­ тов 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

6 Список терминов 1) сравнение 2) эпитеты 3) фразеологизм 4) контекстные синонимы 5) анафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения 8) ряды однородных членов 9) риторические восклицания 1) контекстные синонимы 2) эпитеты 3) разговорная лексика 4) фразеологизмы 5) синтаксический параллелизм 6) книжная лексика 7) метафора 8) контекстные антонимы 9) ирония

7 КОТИНА ДОБРОТА Николай, по прозвищу Котя, в войну хватил лиха. (2) Отец на фронте, мать умерла, и в детдом не берут: дядя родной есть. (3) Правда, дядя инвалид, но при хорошем деле (портной), - что ему стоит сироту пригреть? (4) Дядя, однако, сироту не пригрел, и сын фронтовика частенько кормился с помойки. (5) Насобирает картофельных очисток, сварит в консервной банке на костерике у реки, в которой иной раз удастся изловить какого-нибудь пескарика, да тем и жил. (6) После войны Котя отслужил в армии, выстроил дом, завел семью, а потом и дядю к себе взял – тот к тому времени совсем одряхлел, на девятый десяток перевалило. (7) Дяде Котя ни в чем не отказывал. (8) Что сам с семьёй ел, то и дяде в чашку. (9) – Ешь, пей, дядя! (10) Я родню не забываю, - приговаривал каждый раз Котя. (11) – Не забываешь, не забываешь, Миколаюшко. (12) – Не обидел в части еды и питья? (13) – Не обидел, не обидел. (

9 Тема (предмет повествования, изображения, исследования) Проблема ( сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования). Позиция автора (отношение автора к поднятой проблеме, как автор отвечает на поставленные вопросы).. Герои Тип речи текста Стиль речи текста Текст – объект для исследования и мышления

10 В 8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

12 Урок-практикум Защита мини-проектов с использованием презентации по теме Защита мини-проектов с использованием презентации по теме

13 Реализация домашнего задания Защита мини-проектов с использованием презентации по теме

15 Последний поклон. Дворами я пробирался к нашему дому. (2)Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. (3) (4) Дверь распахнута. (5) Краски на дверях и на крыльце почти не осталось. (6)Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок. (7) Она сидела на привычном месте, с привычным делом в руках. -(8) Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? (9) Подойди, подойди, перекрешу я тебя, милого. (10)Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. (11) Какие маленькие сделались у бабушки ручки! (12)Кожа на них желта и блестит, как луковая шелуха (13) Я тихо обнял бабушку. -(14)Молилась, молилась за тебя, -торопливо шептала бабушка и по- птичьи тыкалась мне в грудь. (15) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: -(16)Молилась, молилась. -(17)Устала я, батюшко. (18) Вся устала. (19)Восемьдесят шестой годок …(20)Тебя все ждала. (21) Ожидание крепит.(22) Теперь пора. (23) Теперь скоро помру. (24)Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня…(25)Закрой мои глазоньки….

16 (26) Бабушка ослабела и только целовала мои руки. (27) Я тоже плакал молча и просветленно. (28)Вскоре бабушка умерла. (29) Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства. (30) Начальник, где я работал, сказал: -(31)Мать или отца –другое дело. (32)А бабушек да дедушек… (33)Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью, -всем, что есть на свете дорогого для меня. (34)Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. (35)Случись это теперь – я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. (36) И живет в сердце вина. (37) Гнетущая, тихая вечная. (38)Я знаю, бабушка простила бы меня. (39) Она всегда и все мне прощала. (40)Но ее нет. (41)И никогда не будет (42) И некому прощать. В. Астафьев

17 Алгоритм решения задания В8 Шаг 1. Прочитать… Шаг 2. Найти в тексте рецензии… Шаг 3. Прочитать список … Шаг 4. Сгруппировать …. Шаг 5. Вспомнить … Шаг 6. Расположить …

Многие думают, что если человек совершил злодеяние, и его не наказали, то он всю жизнь останется безнаказанным, и начинают говорить о несправедливости. Нет, это не так. Не каждый человек сразу отвечает за свои проступки, ответственность приходит со временем, и она обязательно придёт. Недаром говорят, что зло возвращается, а добро поощряется. Поэтому, делая кому-то плохо, стоит задуматься: "А не станет ли плохо мне? "

Фёдор Абрамов, автор текста, рассказал историю о маленьком мальчике Николае, у которого в войну отец был на фронте, а родной дядя отверг племянника: "Дядя, однако, сироту не пригрел, и сын фронтовика частенько кормился с помойки." После войны Николай вырос, построил дом, завёл семью и взял к себе дядю, и каждый день его упрекал в том, что тот его не пригрел, как Николай сейчас. Два месяца воспитывал он дядю: "На третий месяц дядя умер. "

Автор сказал, что человек всегда несёт ответственность за совершенные поступки, в жизни ничего не происходит безнаказанно.

Я согласен с автором, ведь верно, что последствия наших поступков никуда не исчезают, они остаются с нами на протяжении всей жизни, поэтому нужно быть готовым их нести с собой.

Доказательство моему мнению находится в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В этом произведении Раскольников совершил убийство, и автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны закона, но и с точки зрения собственной совести. Раскольников думал, что убивает из лучших побуждений, но убийство необратимое явление, за которое придётся дорого заплатить. Доказательств не было в виновности Раскольникова, но он уже просто не мог больше это скрывать, так как муки совести съедали его изнутри. Но даже после признания он будет винить себя всю жизнь.

Похожий пример содержится в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". В этом произведении ответственность за свою ошибку несёт Понтий Пилат. Во время допроса Иешуа Понтий понимает, что перед ним совершенно безвредный человек, но отменить казнь он не может. Спасти Иешуа прокуратору мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на его месте. И он должен будет нести ответственность за то, что отправил на страшную казнь невинного человека. Пилат будет наказан бессмертием и вечными мучениями за свою трусость.

Можно сделать вывод, что все, кто совершил что-то плохое, будут наказаны, ведь ничего не происходит бесследно, каждый наш поступок, каждое слово и действие влияют на нашу судьбу, и только от нас зависит, как она сложится.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– Трепотня! – мрачно говорил Берг . –У таких, как мы, нет и не может быть родины.

– Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором отвечали бойцы.

–Ты землю не любишь, чудак. А ещё художник! Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.

Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.

– Эх, Берг, сухарная душа! – вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели. Мальчик кричал. от отчаяния и страха.

Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему. Мальчик выбрался на безопасное место. Его пробивала дрожь, он долго не мог унять слезы, но главное — он был спасен!

— Пойдем ко мне в дом, — предложил ему фермер. — Тебе надо успокоиться, высушиться и согреться.

— Нет–нет, — мальчик покачал головой, — меня папа ждет. Он очень волнуется, наверное. С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал…

Утром, фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета, запряженная роскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и спросил:

— Это вы вчера спасли жизнь моему сыну?

— Да, я, — ответил фермер.

— Сколько я вам должен?

— Не обижайте меня, господин. Вы мне ничего не должны, потому что я поступил так, как должен был поступить нормальный человек.

— Нет, я не могу оставить это просто так, потому что мой сын мне очень дорог. Назовите любую сумму, — настаивал посетитель.

— Я больше ничего не хочу говорить на эту тему. До свидания. — Фермер повернулся, чтобы уйти. И тут на крыльцо выскочил его сынишка.

— Это ваш сын? — спросил богатый гость.

— Да, — с гордостью ответил фермер, поглаживая мальчика по головке.

— Давайте сделаем так. Я возьму вашего сына с собой в Лондон и оплачу его образование. Если он так же благороден, как и его отец, то ни вы, ни я не будем жалеть об этом решении.

Прошло несколько лет. Сын фермера закончил школу, потом — медицинский университет, и вскоре его имя стало всемирно известно, как имя человека, открывшего пенициллин. Его звали Александр Флемминг.

Перед самой войной в одну из богатых Лондонских клиник поступил с тяжелейшей формой воспаления легких сын того самого джентльмена. Как вы думаете, что спасло его жизнь в этот раз? — Да, пенициллин, открытый Александром Флеммингом.

Фёдор Абрамов

Николай К., по прозвищу Котя-рюмочка, в войну хватил лиха. Отец на фронте, мать умерла, и в детдом не берут: дядя родной есть. Правда, дядя инвалид, но при хорошем деле (портной), — что ему стоит сироту пригреть.

Дядя, однако, сироту не пригрел, и сын фронтовика частенько кормился с помойки. Насобирает картофельных очисток, сварит в консервной банке па костерике у реки, в которой иной раз удастся изловить какого-нибудь пескарика, да тем и жил.

После войны Котя отслужился в армии, выстроил дом, завел семью, а потом и дядю к себе взял — тот к тому времени совсем одряхлел, на девятый десяток перевалило.

Дяде Котя ни в чем не отказывал. Что сам с семьей ел, то и дяде в чашку. И даже рюмочкой не обносил, ежели когда сам причащался.

— Ешь, пей, дядя! Я родню не забываю,— приговаривал всякий раз Котя.

— Не забываешь, не забываешь, Миколаюшко.

— Не обидел в части еды и питья?

— Не обидел, не обидел.

— Оприютил, значит, беспомощного старика?

— Ох, ох, правда твоя, Миколаюшко.

— Да ты не охай! Тогда надо было охать-то, когда я в яме помойной рылся.

Завершал Котя застольный разговор обычно слезой:

— Ну, дядюшка, дядюшка, спасибо! Отец-покойник в ноги бы тебе поклонился, ежели бы с войны вернулся. Ведь он-то думал, сын евонный, сирота горемычная, под крылом у дяди, а меня ворона своим крылом больше грела, чем дядя. Понимаешь ты это своей старой-то башкой? Ведь лоси и те от волков малых лосят всема защищают, а ты-то ведь не лось. Ты дядя родной. Эх.

И тут уж начинал в голос голосить и старик. Ровно два месяца так изо дня в день воспитывал Котя дядю, а на третий месяц дядя повесился.

Давеча на улице какой-то молодой парнишка бутылку разбил.

Чегой-то он нёс. Я не знаю. Керосин или бензин. Или, может быть, лимонад. Одним словом, какой-то прохладительный напиток. Время жаркое. Пить хочется. Так вот, шёл этот парнишка, зазевался и трюхнул бутылку на тротуар. И такая, знаете, серость. Нет того, чтобы ногой осколки с тротуара стряхнуть. Нет! Разбил, чёрт такой, и пошёл дальше. А другие прохожие так, значит, и ходи по этим осколкам. Очень мило.

Присел я тогда нарочно на трубу у ворот, гляжу, что дальше будет.

Вижу — народ ходит по стёклам. Чертыхается, но ходит. И такая, знаете, серость. Ни одного человека не находится общественную повинность исполнить.

Ну что стоит? Ну взял бы остановился на пару секунд и стряхнул бы осколки с тротуара той же фуражкой. Так нет, идут мимо.

А тут ещё, вижу, кой-какие ребята остановились.

— Эх, говорят, жаль, что босых нынче мало. А то, говорят, вот бы здорово напороться можно.

И вдруг идёт человек. Совершенно простого, пролетарского вида человек. Останавливается этот человек вокруг этой битой бутылки. Качает своей милой головой. Кряхтя, нагибается и газетиной сметает осколки в сторону.

И вдруг подходит до этого серого, простого человека милиционер и его ругает:

— Ты что ж это, говорит, куриная голова? Я тебе приказал унести осколки, а ты в сторону сыплешь? Раз ты дворник этого дома, то должон свой район освобождать от своих лишних стёкол. Дворник, бубня что-то себе под нос, ушёл во двор и через минуту снова явился с метлой и жестяной лопаткой. И начал прибирать.

А я долго ещё, пока меня не прогнали, сидел на тумбе и думал о всякой ерунде.

А знаете, пожалуй, самое удивительное в этой истории то, что милиционер велел прибрать стёкла.

И.С. Тургенев. "Нищий" (стихотворение в прозе).

Я проходил по улице. меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою. А нищий ждал. и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку.

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Дед, а что ты станешь делать с кладом, когда найдешь его?

— Я-то? — усмехнулся старик.

— Гм. Только бы найти, а то. показал бы я всем кузькину мать. Гм. Знаю, что делать.

И старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдет его. За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые, а судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления. В голове Саньки копошилось еще одно недоумение: почему клады ищут только старики и к чему сдалось земное счастье людям, которые каждый день могут умереть от старости? Но недоумение это Санька не умел вылить в вопрос, да едва ли бы старик нашел, что ответить ему.

Окруженное легкою мутью, показалось громадное багровое солнце. Широкие полосы света, еще холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с веселым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. Серебристая полынь, голубые цветы свинячей цибульки, желтая сурепа, васильки — всё это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.

Старик и Санька разошлись и стали по краям отары. Оба стояли, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которое было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья.

Сотня овец вздрогнула и в каком-то непонятном ужасе, как по сигналу, бросилась в сторону от отары. И Санька, как будто бы мысли овец, длительные и тягучие, на мгновение сообщились и ему, в таком же непонятном, животном ужасе бросился в сторону, но тотчас же пришел в себя и крикнул:

— Тю, скаженные! Перебесились, нет на вас погибели! А когда солнце, обещая долгий, непобедимый зной, стало припекать землю, всё живое, что ночью двигалось и издавало звуки, погрузилось в полусон. Старик и Санька со своими герлыгами стояли у противоположных краев отары, стояли не шевелясь, как факиры на молитве, и сосредоточенно думали. Они уже не замечали друг друга, и каждый из них жил своей собственной жизнью. Овцы тоже думали.

О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!

А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.

Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.

Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.

Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.

Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.

Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?

Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.

Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном.

Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль.

КОТИНА ДОБРОТА Николай , по прозвищу Котя, в войну хватил лиха. (2) Отец на фронте, мать умерла, и в детдом не берут: дядя родной есть. (3) Правда, дядя инвалид, но при хорошем деле (портной), - что ему стоит сироту пригреть? (4) Дядя, однако, сироту не пригрел, и сын фронтовика частенько кормился с помойки. (5) Насобирает картофельных очисток, сварит в консервной банке на костерике у реки, в которой иной раз удастся изловить какого-нибудь пескарика, да тем и жил. (6) После войны Котя отслужил в армии, выстроил дом, завел семью, а потом и дядю к себе взял – тот к тому времени совсем одряхлел, на девятый десяток перевалило. (7) Дяде Котя ни в чем не отказывал. (8) Что сам с семьёй ел, то и дяде в чашку. (9) – Ешь, пей, дядя! (10) Я родню не забываю, - приговаривал каждый раз Котя. (11) – Не забываешь, не забываешь, Миколаюшко. (12) – Не обидел в части еды и питья? (13) – Не обидел, не обидел. (.

Задания ЕГЭ по русскому

Читайте также: