Костер на ветру носов краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Носов, Евгений Иванович (1925-2002.).
Костёр на ветру : повесть, рассказы / Евгений Носов. - Белгород : Изд-во Константа, 2005. - 479 с. : ил., портр.; 21 см.; ISBN 5-902711-35-5 (в пер.)

В книгу включены произведения разных лет, охватывающие более чем сорокалетний период творчества писателя. Наряду с широко известными рассказами прошлых лет в издание вошли также поздние вещи мастера прозы, написанные им в 80-е-90-е годы.
Филологические науки. Художественная литература -- Российская Федерация -- Русская литература -- с сер. 50-х гг. 20 в. -- Произведения художественной литературы -- Художественная проза -- Романы. Повести. Рассказы
Шифр хранения:
FB 10 05-48/191
FB 10 05-48/192
Электронный заказ

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Костер на ветру: краткое содержание, описание и аннотация

Сергей Никитин: другие книги автора

Кто написал Костер на ветру? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Сергей Никитин: Падучая звезда. Убиты под Москвой. Сашка. Самоходка номер 120

Падучая звезда. Убиты под Москвой. Сашка. Самоходка номер 120

Сергей Никитин: Рассказы

Рассказы

Сергей Никитин: Приключения елочных игрушек

Приключения елочных игрушек

Сергей Никитин: Большой путь

Большой путь

Сергей Никитин: Падучая звезда

Падучая звезда

Сергей Никитин: Живая вода

Живая вода

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Сергей Никитин: Падучая звезда

Падучая звезда

Костер на ветру — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Как кинется на меня тот человек и ну целовать, и ну плакать… Я думал, порченный какой, толкнул его, а он и говорит:

Тут и я заплакал.

Шесть недель кормил он меня на свои гроши, а потом нанялся я за сходную цену к фермарю Мандрику на два года. Просил у него грошей вперед.

Башкой только покрутил.

Было слышно, как бьются о берег мелкие торопливые волны, стучат голые ветви платанов, и эти звуки ясно давали почувствовать, какая глубокая тишина стояла несколько секунд у костра.

— Когда же ты капиталистом-то был? — подозрительно спросил Гриша.

— Это особая история, — вяло откликнулся Федчук.

— Насмотрелся я там на их вольготную жизнь, — продолжал он, постепенно воодушевляясь, — и захотелось мне самому стать капиталистом.

— А, б-бодай тебя! — выругался Ананий.

— От Мандрика ушел я с грошами. Невеликие, конечно, гроши, но все же капитал! Задумал скупать на озерах у рыбаков рыбу, возить ее в городе по домам и иметь от этого барыш. Знакомый украинец Гнатюк предложил мне компанию сделать. И такой он широкий хлопец был — не захотел скупать рыбу, а будем, говорит, ее сами ловить. Заверили мы у нотаря договор, купили сеть, лодку, провиант, а когда гроши уже подошли, вспомнили, что рыбу-то возить нам в город не на чем. Стали шукать третьего компаньона с лошадью и повозкой. Нашли одного фермаря. Дюже бедный: в землянке живет. Пошли опять до нотаря, перевели договор на троих и подались на озеро Нордбей. Глядим — а оно уже льдом встало. Ну, делать нечего. Срубили мы кемп[3], потом начали лед долбить и пускать под него сети. Ох, и тяжка ж эта работа! Сеть мерзнет, руки на ветру пухнут, со спины иней иголками сыплется. Но рыба идет! За неделю нашвыряли мы больше тонны белой рыбы, щуки, фермарь свез ее в город и продал не по три цента за фунт, как мы гадали, а по пяти. Капитал растет — и настроение у нас растет. Вот, думаю, какой я умный!

Поехал фермарь опять в город. Ждем его неделю, ждем другую… Рыба идет, а фермаря нема! Кончился у нас провиант, потом керосин. Гнатюк бранится.

Ушел. Я один на озере остался. А зима люту-у-ует, ветер сечет, вша одолевает! Кушаю одну рыбу без соли, огонь кое-как держу, а Гнатюка будто черти поховали. Эх, думаю, не пропадать же мне тут! Испек на углях три рыбы, взял топор и пошел на солнце… В лесу мороз гукает, на деревьях каждая веточка инеем опушилась, поползни — птахи малые — по сосновой коре шур-шур, шур-шур. Тихо, хорошо. Только ведь зимний день какой? Сверкнул — и нет его. Зашло солнце — кругом снег, лес, тьма… Засек я дерево — опять к нему точнехонько вышел: кружу, значит, на одном месте как привязанный. Достал из кармана печеную рыбку, а она будто кость. Отогрел за пазухой, покушал и стал топором яму копать, чтобы согреться. Выкопал по пояс, залез в нее, кричу, плачу, пою, молюсь, жинку зову… Чую — кончаюсь…

Федчук запрокинул голову и некоторое время смотрел в небо, где, быстро меняя свои очертания, бежали облака, то тут, то там открывая широкие голубые проплешины.

— Эх, нема таких ночей в Радянском Союзе. Как дождался я солнца — не помню. Пошел опять на него. Вдруг вижу — следы! Одни — огромные, с метр, другие — маленькие, зверячьи. Они, может быть, и от лихого зверя, но я уже совсем ошалел: пру прямо по ним, из последних сил выбиваюсь. Слышу — впереди собаки загавкали. Посвистал я — выскочила из леса стая собачищ, а за ними — человек с винтовкой, на снегоходах. Бросился к нему и не добежал, в снег башкой зарылся.

Оказался он охотник, индеец. Привел меня до своей землянки, зайца облупил, зажарил, дал мне заднюю ногу, а я и укусить ее не могу. Тогда он лепешку испек. Потом накрыл меня кровавыми шкурами, обнял и грел до самого утра… Добрый был человек, ох, добрый! Утром никак одного не пустил — до другого охотника, а тот — до третьего, а уж этот — прямехонько до города.

Цель урока : познакомить учащихся с личностью Е. И. Носова ; военной темой в творчестве писателя.

- У нас сегодня необычный урок, и мы с вами необычные школьники. В течение 45 минут в классе будет работать творческая лаборатория. Каждый из вас превращается в лаборанта-исследователя.

(Научно-технический сотрудник лаборатории, научного учреждения).

- Надеюсь, что слово войдет в ваш активный словарный запас, и вы будете употреблять его в своей речи чаще.

- У каждого лаборанта есть своё специальное оборудование для работы. У вас на столах лежат специальные пособия, которыми мы будем пользоваться [1]

- Стало традицией наши уроки начинать с эпиграфа. Вспомните: для чего служит эпиграф, какую роль выполняет? (Эпиграф - выражает основную тему будущего разговора).

- Читаю эпиграф: …Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

- Зная эпиграф, попытайтесь определить основную тему сегодняшнего разговора (Тема памяти живых и погибших, исторической правды ).

Обратите внимание, что в вашем пособии есть краткая биографическая справка о жизни и деятельности Е. И. Носова.

-Давайте перейдём непосредственно к самому рассказу .

- Когда и где происходят события (7 мая, на хуторе Белоглин).

- Кто является героями рассказа? (Жители хутора Алексей и Авдей Егорыч)

- Можно ли их назвать друзьями? (Нет).

- Сопоставьте портретные характеристики героев. Зачитайте .

- Рассказчик впервые видит героев и поэтому с интересом рассматривает каждую черту внешности. Он не может судить о их характере, но описание- это попытка понять душевное состояние героев.

-Кто из героев по этим описаниям вызывает симпатию рассказчика?

(Алексей - Божий человек).

- Схожа ли судьба этих людей?

Какой же истины они жаждут?

(Он хочет, чтоб ему просто поверили).

- Когда изменилось отношение к Алексею?

(После его рассказа в школе о военных событиях).

- Что последовало за этим рассказом?

- Давайте проследим психологическое состояние Алексея в трудные моменты фронтовой биографии. Для этого мы проведем анализ нескольких эпизодов.

Читаем 1 эпизод. Первая атака немцев.

Читаем 2 эпизод. Появляются три танка и автоматчики.

- Какая думка приходит солдату?

- Что может последовать за этим?

- Как решает действовать Алексей?

- Почему Алексей не воспользовался немецким оружием, которое видит в большом количестве, пробираясь вдоль забора к мосту?

Читаем 3 эпизод. Б егущие вдоль забора немцы.

- А как вы считаете, а был ли подвиг совершен Алексеем?

- Как относится сам Алексей к тому, о чём рассказывает?

(Никакой бравады, никакого самолюбования. Он прост, открыт людям, которые должны оценить его жизнь).

- Как рассказчик (в роли которого выступает писатель) отнесся к рассказу Алексея?

(Он поверил, рассказал людям, чтобы задумались, как в жизни бывает).

- Почему не верит Алексею Авдей Егорович?

(Сам он не способен на самоотверженность, ему о себе рассказывать нечего).

- А как вы считаете, Алексей, раненый в бою щепкой, герой? Почему, обоснуйте свой ответ .

- К какому стилю и типу речи можно отнести этот рассказ? Обоснуйте свой ответ.

( Стиль художественной литературы. Используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Автор выражает своё отношение к изображаемому, воздействует на чувства и воображение читателя. Тип речи – повествование (рассказ о каких-то событиях)).

- А как вы понимаете значение слова золотинка ?

(Это что-то маленькое, но очень ценное и дорогое).

- Что может быть золотинкой в художественном тексте?

(Яркое, меткое слово, интересный образ).

- Давайте отыщем те самые золотинки, которыми расцвечена носовская проза.

- Обратите внимание, что в вашем пособии перечислены изобразительно-выразительные средства, которые помогают автору создавать художественный образ.

Определите основную идею рассказа?

(Война - это жестокость, кровь, смерть, это нарушение всех моральных норм и устоев).

- О чём заставил задуматься этот рассказ?

- Почему Е. И. Носов и другие авторы обращаются к военной теме в девяностые годы?

Наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги.

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему нельзя забывать эту страшную войну?

(Война оставляет отпечаток на душах раненых солдат. Настоящий русский человек, по Носову, воином становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств).

Носов как бы напоминает нам, будущему поколению, что годы, опаленные огнём войны, забывать нельзя.

Поэтому голос этого замечательного мастера слова слышен из Курска на всю Россию.

Список использованной литературы

  1. Баскевич, И. Ради жизни на земле: Тема Великой Отечественной войны в творчестве Е. Носова / И. Баскевич // Лит. в школе. - 1985. -№ 1. - С. 5-10.
  1. Васильев, В. Чувство Родины / В. Васильев // Книга о мастере / сост. Е. Спасская. - Курск, 1998. - С. 469-482.
  1. Горовой, Л. М. Правдивое слово о войне / Л. М. Горовой // Литературные чтения, посвященные 83-й годовщине со дня рождения писателя, лауреата Государственной премии Е. И. Носова. - Курск, 2008. - С. 12-23.
  1. Носов Е.И. Костёр на ветру (повесть, рассказы) / Издательство: Белгород, Константа, 2005, 480 стр.

Бегущие вдоль забора немцы.

4 Лексические изобразительно-выразительные средства языка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

(Урок - творческая лаборатория

по рассказу Е. И. Носова « Костёр

учителем русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Бурковой Натальей Петровной

1. Краткая биографическая справка.

2. Портретные характеристики героев.

3. Анализ эпизода. Первая атака немцев.

Я тоже начал стрелять, когда немцы поднимались и перебегали. Сведу рамочную прорезь с мушкой, выжду, пока сам фриц на мушку набежит, нажму пальцем - вот тебе вскинулся руками, обронил автомат. Пересуну затвор, выцеливаю нового. Ну да из винтовки много-то не настреляешь, эвон их сколько! И всё из автоматов метут, будто горох пересыпают. Пули то и дело - фьють, фьють! - над головой. Вроде голодные пчелы проносятся за взятком. Рядом кирпичная стена от их очередей курится красной пылью.

Появляются три танка и автоматчики.

Убрался я в окопчик, втянул голову, но от этого ещё муторней, потому как не видишь, что делается наверху. Улучил минутку, зыркнул поверх кучки земли - мать честная! - танки идут! Три штуки из-за бугра вылезли, пока нас минами колотили. Один прямо по дороге, два

- обочь, по клеверам. Который по дороге - этот, точно, по мою душу. Вперился в него глазами, как примагнитило. Покошусь я на тех двух и

- опять на своего. Говорят, так-то гадюка жертву к себе привораживает. Едва успел ухватить глазами, будто светануло у него из башни, как тут же, в един дых, с хлюпом и свистом, аж обдало сквозняком, пронеслось что-то над головой, и когда грохнуло позади, далеко за речкой, только тут понял, что это из танка. Не знаю, куда он целил, но если в меня, то взял высоковато маленько. Танки не шибко спешат, небось знают, что против них у нас нет никаких средств, даже паршивой пэтээрки. Останавливаются нахально, водят головастыми башнями, ищут, куда пальнуть. И бьют, особенно по самому заводу, аж в мой окопчик нападало кирпичного крошева. Вот они поравнялись с полёгшими автоматчиками, те повскакивали, пристроились сзади, попрятались за броню. Они едут, а ты, как дурак, торчишь в своей ямке и ничего не можешь поделать. Вот тут и заползает в душу ознобная робость. А может, и к лучшему, ежли бы ранило. Ну, не сильно, а так, черкануло бы по плечу или ещё как. И поплывут, как тогда, по реке щепки и брёвна, пенька и окровавленные, изодранные в клочья шинельки. Вот этакие мысли забредают в голову, пока нечего делать. И я хватаю винтовку, зажимаю зубы и начинаю бить по своему танку в тупом расчёте, что, может быть, хоть одна пуля да залетит в какую-нибудь щёлку и врежет гаду между глаз.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Бессинтезный путь - имеется ввиду, что славяне не использовали достижения более древних цивилизаций, развивались сами

+

в "светалана" как и в некоторых других своих произведениях жуковский поднимает проблему принятия человеком своей судьбы, преодоление жизненных невзгод и печалей с тихим достоинством. именно величие смирения и высшим силам за все, по мнению автора, человеку обрести счастье:

"лучший друг нам в жизни сей

вера в провиденье. благ зиждителя закон: ..".

светлана, увидев во сне своего возлюбленного мертвым, не ропщет, не требует провиденье вернуть ее жениха, а с ужасом смиряется с судьбой, не убегает из хижины, куда он ее в сновидении. это спасает ее, чудесным образом появляется "белоснежный голубок, который возвращает героиню в действительность, где ее ждет скорая встреча с живым возлюбленным.

Читайте также: