Коррекция школьной дезадаптации 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации - одна из важнейших задач, объединяющих учителей.

Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых – оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование и коррекция коммуникативных навыков учащихся, а также изменений личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.

В начале и конце каждого учебного года проводится психолого-педагогическое обследование учащихся 5-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей, выявления нарушений школьной адаптации, выяснения причин школьной дезадаптации.

Результаты психологического обследования показали следующее: значительная часть пятиклассников (50-60 %) адаптируются в течение первых 1,5-2-х месяцев; примерно 20-30 % детей к концу 1-го полугодия и 15% пятиклассников испытывают повышенные трудности болезненной и длительной адаптации к школе, т.е. составляют группу школьно-дезадаптивных детей.

Проведенное обследование показало необходимость создания комплексно-целевой программы, обеспечивающей организацию благоприятной адаптации школьников и коррекцию нарушений адаптации.

Для отслеживания эффективности программы проводилось психологическое диагностирование учащихся 5-х классов.


Результаты обследования показывают :

-Положительную динамику школьной адаптации 5-в: повышение учебной активности на уроках, улучшение коммуникативности, снижение уровня тревожности.

-В экспериментальных классах процент учащихся с низким уровнем адаптации к школе в 2 раза ниже, чем в контрольных классах; а процент учащихся с высоким уровнем адаптации выше в 1 раз.

Общие положения программы


Объект : учащиеся пятых классов

Предмет : процесс адаптации учащихся пятых классов


Нормативно-правовая база

Цель и основные задачи программы

Цель программы: сохранение психического здоровья учащихся пятых классов через повышение адаптивных возможностей детей в ходе специально организованной деятельности.

Задачи программы:

-Создать учебно-образовательное и учебно-воспитательное пространство для эффективной социально-психологической адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы и за ее пределами.

-Повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.

-Содействовать адаптации учебной программы и нагрузки к возрастным и индивидуальным, личностным возможностям и потребностям учеников.

-Создать комфортный психологический климат в классном коллективе через принятие норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

-Разработать систему диагностических средств с целью выявления детей с низким уровнем адаптации к школе.

-Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью полной реализации потенциальных возможностей ребенка в период адаптации его к условиям обучения в средней школе.

Ожидаемые результаты

-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
-Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса.

Принципы реализации программы

-Гуманизм
-Демократизм
-Научность
-Индивидуализация и дифференциация
-Систематичность
-Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития


Критерии оценки достижения поставленной цели и задач

-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
-Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Повышение уровня коммуникативности пятиклассников

Структура программы

Программа по первичной адаптации пятиклассников к средней школе .

1. Здравствуй, будущий пятиклассник!


2.Учимся учиться.

Программа по преодолению школьной дезадаптации у учащихся пятых классов .

1.Выявление учащихся 5-х классов, испытывающих трудности в адаптации к условиям обучения в среднем звене школы.


2.Практическая психология для родителей подростков

-собрания для родителей
-Задания-рекомендации для родителей (сотрудничество ребенка и родителя)

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

адаптации пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы

Содержание деятельности

Ответственные

1Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников

2Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х класса с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)

Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования

Консультации для педагогов, работающих в пятом классе, по темам:

Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-ого класса с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ (заполнение протоколов, анализ данных).

Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-ого класса, испытывающих трудности в адаптации к школе.

Наблюдение за поведением и учебной деятельностью детей.

Психолог, члены ПМПк

Психолог, члены ПМПк

Общая характеристика адаптационного процесса в 5-м классе

Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Социальная адаптация включает:

Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

Успешное общение и адекватное отношение с окружающими.

Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых классов меняется их социальное окружение и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребёнок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряжённостью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребёнок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же, адекватное восприятие ребёнком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной.

Не мене важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

Целостный образ Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочерёдно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

Важной задачей для ребёнка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Ребёнок должен сохранить самоуважение, даже несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии. Признание собственных недостатков для ребёнка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа Я.

Ребёнок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней – успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний), то задача педагога и психолога состоит в помощи ребёнку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система Я у ребёнка встает на его защиту, и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.

Заметим, что еще одной задачей педагогов и психолога на данном этапе социализации ребёнка будет обучение его способности размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе. Целесообразно в этом возрасте предлагать ребятам различные анкеты, беседовать с учениками о их самих, о том, как они представляют себя в сравнениями с другими учащимися, своим идеалом ученика. В этом возрасте идеальное Я ребёнка может быть вполне осмысленным.

Переход детей из начальной школы в среднюю часто сопровождается возникновением различных проблем. Связано это с тем, что преподаватели еще очень мало знакомы со своими новыми учениками, плохо знают их сильные и слабые стороны, а дети попадают в ситуацию новых требований, в новые условия обучения. В результате у некоторых детей может наступить школьная дезадаптация, которая выражается в снижении успеваемости, нарушении правил поведения, конфликтности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками и т.д. На что нужно обратить внимание родителю в 5 классе, если возникают проблемы?

Все причины дезадаптации можно разделить на физиологические, социальные и психологические.

О социальных проблемах этого возраста мы тоже говорили.

А вот психологические причины, лежащие в основе учебной дезадаптации, можно объединить в 3 группы:

1. Недостатки познавательной деятельности в широком смысле.

2. Недостатки в развитии мотивационной сферы.

3. Недостаточное развитие самооценки и рефлексии.

Анализируя причины 1 группы, можно вести речь о 3 основных причинах:

А) несформированность правильных приемов учебной деятельности.

Такой ребенок не умеет по настоящему учиться. Счет в уме, списывание текста, заучивание стихотворения – даже такие простые действия можно выполнять разными способами, рациональным и нерациональным. Они неодинаково эффективны и требуют разного количества времени для выполнения. Например, выполнение устных вычислений по письменному типу, подбор значения частного при письменном делении без использования приема округления, списывание текста не по предложениям, а по отдельным словам, заучивание текста без предварительной логической обработки и т.д. – все это неверные приемы учения.

Правильным приемам обязательно обучают в начальной школе, но есть дети, которые в силу своей изначально слабой школьной готовности к 1 классу, завышенной самооценки или некоторых других причин не принимают или не усваивают верные приемы учения. Иногда родители оказывают ребенку медвежью услугу, не прислушиваясь к учителю и объясняя что-то ребенку своим способом. Учитель на уроке может очень ограниченно отслеживать на уроке в классе процесс выполнения учебного действия, потому что для этого требуется индивидуальное сопровождение ребенка.

Б) недостаточная сформированность основных психических процессов.

Не все дети обучаются достаточно легко. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешно, а другие – нет. В этой связи говорят обычно об учебных способностях учащихся. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, к которым относят развитие мыслительных процессов (уровень сформированности процессов анализа, синтеза, сравнения), экономичность мышления, самостоятельность и гибкость мышления и т.д.

Именно мышление, а не память и внимание влияет на успешность учебной деятельности. Новый вид мышления – это основное новообразование младшего школьного возраста. Если в 1 классе мышление у ребенка наглядно-образное, то сейчас оно должно уже быть словесно-логическим (теоретическим).

Неумение и нежелание активно мыслить – это отличительная особенность детей с низкой обучаемостью. Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным умениям.

В) природные особенности ребенка и трудности в обучении.

Это сила и подвижность нервной системы, которые находят свое отражение в темпераменте.

Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Подвижность определяется скоростными характеристиками нервных процессов – возбуждения и торможения.

Согласно данным психологов, слабые и инертные по своим нейродинамическим особенностям дети, хуже учатся. Для того чтобы учеба была успешной, таким детям следует выработать специальные приемы организации своей учебной деятельности в разных ситуациях. Многое зависит от учителя, но не каждый учитель будет в полной мере учитывать такие особенности на уроке. Ребенка нужно индивидуально учить справляться с ситуацией.

2-ая группа психологических причин дезадаптации связана с развитием мотивационной сферы и сформированностью психических новообразований.

Несформированность у учащегося положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеха. В числе основных мотивов учения школьников, которые должны быть сформированы в той или иной степени в этом возрасте должны быть следующие:

- удовлетворение от приобретения знаний,

- удовлетворение от развития умственных способностей,

- интерес к предмету или теме,

- стремление к определенному социальному положению в классе, семье,

- понимание необходимости подготовки к дальнейшей жизни и получения образования, профессии.

Психологи обнаружили, что приблизительно в 70% случаев дети с достаточно высоким уровнем мотивации даже при сравнительно низком уровне мышления достигают большей продуктивности в учебной деятельности.

О самооценке ребенка мы уже говорили. В этом возрасте она должна уже быть адекватной с крохотным креном в сторону повышенной. Достигается это за счет развития рефлексии – способности ребенка понимать свою психическую жизнь, осознавать причины, мотивы, результаты и последствия своих действий. Рефлексия формируется на уроке только отчасти, ведущую же роль в развитии рефлексии играет семья и общение.

Еще одно новообразование младшего школьного возраста - произвольность психических процессов, способность к саморегуляции и самоорганизации . Если ребенок до сих пор не может заставить себя выполнить какую-то учебную работу, не может сконцентрироваться на учебном материале и процессе выполнения действий, не всегда, может быть, интересных, то это явно говорит о том, что такой ребенок находится в группе риска, и ему обязательно нужна ваша помощь.

Нужно всегда помнить, что нормальному, здоровому ребенку обязательно можно помочь. И сделать это должны взрослые, прежде всего родители, потому что никому ваш ребенок не интересен в большей степени, чем вам.

Что можно сделать в обычной образовательной школе для профилактики проблем адаптации пятиклассников?

Наиболее удачным выходом служит создание в школе системы работы по преемственности между основным и начальным звеном, в которую входит тесное взаимодействие педагогов начального и основного звеньев, сотрудничество школы и родителей. Это традиционные составляющие системы. Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, мы пришли к выводу, что необходимо вести профилактическую работу и с детьми. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы создали свою программу подготовки выпускников начальной школы к основной.

Название программы “Поступаем в 5 класс – это класс!”.

Ее реализация проходит в течение 32 академических часов, в выпускных классах начальной школы. Занятия проводит педагог-психолог в рамках своего рабочего времени.

  • Чему учат в школе?
  • Искусство быть учеником.
  • Мои сильные и слабые стороны.
  • Мой помощник – внимание.
  • Память – кладовая знаний.
  • Разумно мыслить – легко!
  • Ставить и выполнять цели нам по силам.
  • Как готовить домашние задания.
  • Мои друзья – мое богатство.
  • Ответственность.
  • Сказка - ложь да в ней намек, добру молодцу урок.
  • Наука отдыхать.
  • Учитель – с ним легко?
  • Разминка для ума и для души/игровые сюжеты/.
  • Чего я боюсь?
  • Как преодолеть неуверенность в себе.
  • Будни школьной жизни.
  • У меня все получится!

Комплексный подход позволяет решать проблемы и познавательного, и эмоционально-личностного, и мотивационно-волевого развития учащихся.

В ходе занятий ребята получают информацию, выполняют задания тренировочного характера, играют, рисуют, участвуют в психогимнастических упражнениях, овладевают приемами самопознания и рефлексии. Они с интересом принимают участие в обсуждениях проблемных ситуаций, овладевают приемами релаксации. Наибольшее внимание привлекают интерактивные игры и упражнения.

В марте-апреле проводится диагностика готовности к обучению в среднем звене школы учащихся 4 класса.

В качестве примера приводим анализ готовности к поступлению в пятый класс 21 выпускника начальной школы. Диагностика помогла выявить их общий уровень интеллектуального и эмоционального развития. Результаты позволяют судить о потребности учащихся размышлять и самостоятельно докапываться до истины, дополнительно дают информацию об эмоциональном фоне пребывания ребенка в школе и семье, о его аккуратности и спонтанной грамотности. Обследование проходило в групповом варианте, в течение двух академических часов. Итоги показали, что словарный запас 7 учащихся этого класса имеет высокий уровень, 9 – средний уровень и лишь у 5 ребят – ниже среднего. Это свидетельствует о хорошем общем “климате” обучения, о довольно высоком уровне “окружающей среды”, в основе которой лежит освоение ребенком уровня образованности людей, которые его окружают. Память и механическая, и смысловая почти у всех ребят находится на хорошем уровне развития, лишь Антону Т. предложена помощь по тренировке механических процессов. Исследование показало, что процесс интеллектуального развития у многих ребят протекает неравномерно, что свидетельствует о закономерных свойствах возрастного становления личности. Гибкость при составлении слов на высоком и среднем уровне у 10 ребят, начало теоретического анализа – у 13, операцией выделения существенных связей владеют 6 детей, классификацией -19, обобщением – 6, сравнением – 9, из 21 учащихся. Т.о. процесс перехода от конкретного мышления к абстрактному идет естественно, в начальной школе учитель сумела большинству ребят привить навыки интеллектуальной активности.

Эмоциональный фон отношения к школе у всех ребят положительный, лишь у некоторых без ярких проявлений, нейтральный. Это наблюдается у 10 детей. Эмоциональный фон пребывания в семье у двоих детей свидетельствует о наличии проблем в семейных отношениях, намечена консультативная встреча с родителями. Прогноз адаптации в пятом классе - благоприятный.

В пятом классе, в шестом и седьмом происходит мониторинг адаптации ребят в основной школе. Для этого используем посещение уроков, диагностические экспресс – методики “Расписание уроков”, “Цветовой рейтинг предметов”, анкетирование. Анализ результатов позволяет быть в курсе назревающих проблем, позволяет вовремя придти на помощь.

Много внимания мы уделяем обновлению информационного поля учителя: проводим заседания малого педагогического совета, где обсуждаем проблемы профилактики дезадаптации. Активно педагоги работают на тренингах повышения педагогической компетентности. Привлекаем и родителей – традиционными стали встречи за круглым столом.

Приводим материалы, которые использовались для обсуждения на семинаре “Как предупредить возможные трудности адаптации выпускников начальной школы в основной”.

Еще В.А. Сухомлинский писал, что “… главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить его пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы робко, несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка дейстовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его надо постоянно налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться”.

Этот инструмент – способы овладения знаниями, общеучебные умения и навыки. Кроме этого, развитие выпускников начальной школы должно соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним основная ступень обучения.

Готовность выпускников начальной школы к обучению в основной включает в себя несколько показателей.

Состояние физического здоровья – предполагается, что пятиклассник должен уметь приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда своему здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока. Программа общеобразовательной школы рассчитана на учащихся с 1–3 группами здоровья.

  • посещение спортивных и танцевальных секций;
  • достаточное ежедневное пребывание на свежем воздухе (не менее 2 часов);
  • подвижные игры;
  • закаливание.

Психическое и психологическое здоровье – это прежде всего наличие здоровой нервной системы, состояние которой зависит от спокойной и доброжелательной обстановки в семье, от создания условий для полноценного развития ребенка.

Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат в школе, в классе.

Значимым компонентом готовности к обучению в основной школе является произвольность (умение управлять своей деятельностью, быть активным и самостоятельным), которая проявляется при выполнении учебных заданий. Ученик должен: осознать цель задания, произвести все необходимые действия и правильно сделать запись в тетради, если нужно - воспользоваться учебником или другой литературой. При возникновении трудностей должен приложить все усилия для их преодоления. О развитии произвольности говорит и умение управлять своими эмоциями.

  • самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
  • настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого до конца);
  • инициативность (умение предложить новый вид деятельности и необходимую помощь);
  • организованность;
  • культурно-гигиенические привычки;
  • привычка трудиться.
  • предлагать детям задания, связанные с планированием последовательности действий;
  • игры, где необходимо вырабатывать стратегию: “Монополия”, шахматы;
  • оказывать помощь детям в формировании волевых черт.

Пятиклассники должны уметь выделять главное, обобщать, разделять существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Важно уметь производить все эти действия с учебными понятиями, т.е. с материалом, изученным на уроках. Особенностью этой деятельности является то, что 10 – 11 лет – период разделения между двумя стадиями развития интеллектуальных операций. Первая стадия – наглядно-образное мышление (мыслительные операции возможны либо с реальными предметами, либо с их образами). Вторая стадия – теоретического мышления (мыслительные операции обобщения, абстрагирования на основе понятий, представляемых в уме). Уже в начале пятого класса детям необходимо обощать всю имеющуюся у них информацию (а не только полученную на уроке) и выражать свое мнение, аргументируя его при необходимости.

Памятью пятиклассник должен уметь управлять, т.е. организовывать процесс запоминания (при выполнении, например, домашних заданий) и воспроизведения на уроке. Пятикласснику доступно владение средствами запоминания – не просто запомнить, а выделить главное, рисовать в уме яркие образы, понимать и осмысливать запоминаемую информацию. Механическая память (буквальное запоминание) отходит на второй план, а логическая память, осмысленное запоминание, продуктивность – на первый.

  • объяснить учащимся, что память – прежде всего работа;
  • наблюдать за явлениями, предметами окружающего мира, т.к. это активизирует все виды памяти;
  • ставить задачу запомнить надолго;
  • вслух рассказывать выученный материал;
  • использовать прием четырехкратного прочтения материала (распределенное повторение).

1 чтение – задача запомнить не ставится, читаем для ознакомления;

2 чтение – для понимания;

3 чтение – для запоминания, ставим перед собой цель – запомнить;

4 чтение – для проверки качества усвоения;

Внимание ученика зависит от его произвольности. Для тренировки рекомендуется использовать упражнения по принципу “корректурной пробы” - поиск ошибок, например.

Показателем успешного развития выпускника начальной школы служит использование им в речи сложных конструкций, связное изложение мысли, умение ее доказать, богатый словарь, грамотность. Помощь в развитии речи заключается в ежедневном труде учителя, родителей ребенка.

Пятикласснику необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми, владеть навыками общения, поэтому учителю начальной школы нужно соблюдать следующие требования в организации работы в этом направлении: готовить учащихся к коллективным формам деятельности, учить детей возникающие конфликты разрешать самостоятельно мирным путем, подсказывать возможные пути решения проблем, развивать у ребят позитивную Я – концепцию.

  • иногда стремится, а иногда – избегает здороваться;
  • в ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность;
  • переменчив в поведении, иногда умышленно плохо выполняет работу;
  • негативно относится к замечаниям;
  • “бормочет” под нос, если недоволен;
  • всегда на что-то претендует, считает, что несправедливо наказан;
  • непослушен, не соблюдает дисциплину;
  • агрессивен;
  • охотно дружит с подозрительными типами.
  • развивать положительную Я – концепцию ребенка;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • снимать эмоциональное напряжение с помощью упражнений на расслабление;
  • развивать произвольность;
  • формировать нравственные представления.

Решать эти задачи значительно легче, если учитель соблюдает педагогические нормы и требования по формированию детского коллектива, по отношению к каждому конкретному ребенку, т.к. тогда не возникает между ним и детьми смыслового барьера (непонимания, отчуждения). Важна оценка учителя – справедливая и перспективная, без неприязни к детям. Важно обходиться в общении с детьми без угроз и окриков, т.к. они порождают страх, а не уважение. Кроме того, дети младшего школьного возраста очень подражательны и импульсивны и к этому надо относиться с пониманием. Соблюдению социально-моральных норм, способности к ответственному поведению, формированию положительной мотивации к учению учащихся способствует ответственное отношение учителя к воспитательной работе. Если учитель учитывает эти факторы в организации взаимодействия с детьми в процессе обучения, риск возникновения дезадаптации значительно снижается, дети имеют достаточный уровень интеллектуальной, эмоциональной, социальной готовности к обучению в среднем звене.

Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной в основную школу продолжает оставаться актуальной. Действительно, переход обучающихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Большинство обучающихся 5-х классов становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Таким образом, возникает необходимость в создании профилактической программы по созданию благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.

ВложениеРазмер
programma_ya-pyatiklassnik.docx 39 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

на методическом совете Директор МБОУ

Протокол № 1 Излучинская ОСШУИОП №1

по профилактике школьной дезадаптации

у обучающихся 5 - х классов

педагог-психолог: Будник И.Б.

Основные принципы реализации программы ………………………………..4

Тематическое планирование …………………………………………………4-5

Контроль за реализацией программы ………………………………………….5

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе……………………………………………………..5-6

Рабочая программа по адаптации

для учащихся пятых классов

Педагог-психолог Будник Инна Борисовна

Цель: создание условий, позволяющих пятикласснику легче вступить в новый этап школьного обучения.

- Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

- Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями;

Участники образовательного процесса.

Успешная адаптация пятиклассников к условиям основной школы

Сроки реализации программы

В программе - 10 занятий.

Периодичность – 1 раз в неделю в течение 2 четвертей.

Продолжительность занятия –40мин. Количество участников – 25 человек

Контроль за реализацией

Администрация образовательного учреждения.

Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной в основную школу продолжает оставаться актуальной. Действительно, переход обучающихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии обучающихся подросткового возраста, однако, она продолжает оставаться общественно оцениваемой деятельностью, продолжает влиять на степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер. Переход от детства к отрочеству характеризуется и появлением мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. Известно, что в этот переходный период возникает кризис самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок. Кроме того, у пятиклассника резко меняются условия обучения. Ученик сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса: переходы из кабинета в кабинет, множество учителей, с каждым из которых необходимо установить отношения, большее количество школьных дисциплин и некоторые из них совершенно новые для пятиклассника. Обучающиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Таким образом, переход в основную школу требует от пятиклассника мотивированной активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию в учебной деятельности, компетентности в учебном сотрудничестве, сформированности начальных форм формально-логического интеллекта, определенных учебных знаний, действий, необходимого уровня развития произвольности, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д. Недостаточный уровень может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется в негативном отношении к школе в целом, проявлениях признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакциях на замечания и реплики учителя, нарушениях во взаимоотношениях со сверстниками, нарушениях правил поведения в школе, стойкой неуспеваемости. Большинство обучающихся 5-х классов становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Таким образом, возникает необходимость в создании профилактической программы по созданию благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.

Создание условий, позволяющих пятикласснику легче вступить в новый этап школьного обучения.

  • Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями;

Занятия по программе психолого-педагогического сопровождения пятиклассников проводятся одновременно со всем классом в течение 2-х четвертей. Продолжительность занятия – 40 минут, частота встреч – 1 раз в неделю.

На занятиях используются различные формы работы с обучающимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий.

Основные принципы реализации программы

Принцип целостности
Принцип системности

Формы и методы работы

Коммуникативные игры и упражнения, дискуссии; арт-терапия; психодиагностические методы; анализ конкретных жизненных ситуаций; тренинг, социальный ролик.

Успешная адаптация пятиклассников к условиям основной школы.

Программа представляет собой цикл профилактических занятий. Занятия рассчитаны для обучающихся пятых классов. Занятия проводятся 3 раза в месяц для каждого класса, продолжительность - 40 минут.

Читайте также: