В школе есть кружки юных натуралистов юных

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся.

Дополнительное образование является составной частью в системе общего образовательного процесса.

Задачами дополнительного образования является: удовлетворение познавательных потребностей учащихся и создание благоприятных условий для творческой реализации способностей детей.

Через кружковые занятия педагоги передают детям знания об окружающем мире, формируют умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного общения с природой, воспитывают у детей чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.

Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования, развивающих эколого-биологическое направление в школьных кружках.

В отличие от существующей, представленная программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех обучающихся, которые стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, необыкновенных явлениях в растительном и животном мире.

Актуальность программы.

Особенностью программы – является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены углубление и расширение знаний по изучению природы, привитие навыков исследовательской работы, убеждённость в необходимости сохранности природы, потребность общения с природой.

Новизна заключается в объединении биологического, психологического, творческого подхода к изучению природных объектов и использование игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности.

Цель программы:

Формирование у обучающих системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру на основе изучения ими природных объектов, углубление познавательных интересов детей, развитие у них потребности участвовать в деятельности по изучению и охране природы.

Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:

1 год обучения:

Образовательные:

- дать начальные знания и понятия о многообразии животного и растительного мира; об основных средах обитания животных и растений, о зимующих и перелетных птицах своей местности;

- выявлять и последующее развивать творческие способности обучающихся в кружке эколого-биологической направленности;

- формировать систему норм и правил отношения к природе.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, стремление к пониманию содержательной стороны и ценностей природы;

- развивать и уметь выражать своё собственное отношение к природе и деятельности по её сбережению.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, любознательность, ответственность;

- воспитывать позитивное отношение к природным ценностям.

2 год обучения:

Образовательные:

- формировать и углублять у обучающихся знания о природных сообществах, о классификации овощных культур, о разнообразии цветущих растений;

- формировать систему умений и навыков по изучению и охране природы;

- познакомить с правилами поведения в природе;

- формировать потребность общения с природой.

Развивающие:

- расширять кругозор обучающихся в области изучения природы;

- развивать творческое мышление, познавательную, исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда .

3 год обучения:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными плодовыми и ягодными породами, с основными правилами содержания животных в уголке живой природы;

- формировать знания о животных и растениях нашей местности занесенных в Красную книгу;

- формировать убежденность в необходимости сохранности природы, бережного отношения к ней.

Развивающие:

- развивать умение осознанно использовать правила содержания животных в уголке живой природы;

- развивать познавательную, творческую и общественную активность школьников в процессе кружковой работы.

Воспитательные:

- воспитывать потребность постоянного духовно – нравственного самосовершенствования;

- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям;

- осуществление практических действий по сбережению окружающей природной среды.

Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.

4 год обучения:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с осенними, зимними и весенними изменениями в природе, с экологическими профессиями, с природными богатствами.

- формировать знания о животных и растениях;

- формировать убежденность в необходимости сохранности природы, бережного отношения к ней.

Развивающие:

- развивать умение осознанно использовать правила содержания животных в доме;

- развивать познавательную, творческую и общественную активность школьников в процессе кружковой работы.

Воспитательные:

- воспитывать потребность постоянного духовно – нравственного самосовершенствования;

- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям;

- осуществление практических действий по сбережению окружающей природной среды.

Программа рассчитана на 4 года обучения для детей младшего школьного возраста:

Организация натуралистической работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала.

Формы и режим занятий:

- на 1, 2, 3 и 4 г.о. занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в школе. Количество детей в учебных группах составляет 10 – 15 человек.

В кружки юных натуралистов приходят ребята, которые интересуются живой природой, любят животных, хотят участвовать в научных экспедициях.

Важная часть работы всех без исключения кружков — полевые выезды на практику в Подмосковье в течение учебного года и в регионы России на каникулах. В летних и зимних экспедициях ребята учатся определять животных и растения в природе, ориентироваться на местности, собирают материал в рамках собственных исследовательских проектов. Юннаты нередко присоединяются к работе сотрудников заповедников, где проходит экспедиция, помогают им в сборе информации и решении научных задач. Результаты своих исследований школьники представляют на научных конференциях и олимпиадах по биологии и экологии, среди кружковцев много успешных олимпиадников.

Многие выпускники кружков поступают в вузы на биологические, ветеринарные и медицинские направления, хотя юннатские объединения и не ставят такую цель в своей работе. Главное, что в кружках ребята находят новых друзей и единомышленников, познают мир, учатся охранять природу и защищать окружающую среду. Лучшие кружки для юных натуралистов — в нашем обзоре.


Кружок юного биолога Зоопарка


Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма

Более 30 лет школьники приходят в центр, чтобы заниматься в эколого-биологических кружках. Здесь работает Музей естественной истории — собрание палеонтологических материалов, и Музей природы, где проводятся тематические лекции и экскурсии. В собственном мини-зоопарке (живом уголке) ребята могут общаться с животными. В биологической лаборатории цифровых технологий проводятся занятия по общей биологии, генетике, основам эволюционного учения. Поездки в экспедиции, летние школы, лагеря — неотъемлемая часть обучения. Каждый год центр организует около 10 эколого-биологических экспедиций, которые охватывают практически всю территорию России от Русского Севера до Кавказа и от побережья Балтийского моря до Дальнего Востока.


Станция юных натуралистов


Биологический кружок Дарвиновского музея


Ботанический кружок МГУ им. М.В.Ломоносова


Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ

Авторская программа кружка, разработанная руководителем Зоологического музея, построена на сочетании теоретических, практических, выездных занятий и учебно-исследовательских практик. Лекционные курсы охватывают практически все ботанико-зоологические и общебиологические дисциплины. В учебный план входят экскурсии в московские музеи и ботанические сады, посещение зоопарка, подмосковных заказников, Приокско-Террасного заповедника. Полевые практики имеют все атрибуты научных экспедиций, при изучении флоры и фауны окрестностей ребята уделяют основное внимание различным экологическим факторам, влияющим на растения и животных в разные сезоны года. Ежегодно проводятся три практики в Подмосковье и одна-две в других природных зонах: в тайге на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Здесь школьники выполняют учебно-исследовательские полевые работы, изучают биологическое разнообразие и условия обитания грибов, растений и животных. Кружковцы — постоянные участники научных экспедиций организаций-партнеров, среди которых Институт проблем эволюции и экологии РАН, Главный ботанический сад РАН, биологический факультет МГУ, Всероссийский институт лекарственных растений. 95% выпускников кружка, прошедших полный курс обучения, поступили в вузы на биологические специальности. Будучи студентами, они активно и успешно занимаются научной деятельностью на кафедрах. Приём в кружок проводится на основе конкурсного собеседования ежегодно в первую неделю сентября, конкурс составляет 3 человека на место.


Лаборатория биологии Политехнического музея



Вечерняя биологическая школа Московской гимназии № 1543 на Юго-Западе

Историческое название биологического кружка Дарвиновского музея — ВООП. В первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. Это один из старейших кружков Москвы и России — организован натуралистом-биологом Петром Смолиным в 1950 году. Кружок представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста — от учеников 5-го класса до студентов-третьекурсников. Занятия включают в себя и лекционную часть, и работу над собственными научными проектами, и экскурсии, и экспедиции на каникулах. У кружка есть своя база в Костромской области. Занятия бесплатные.

Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ работает по авторской программе его руководителя, научного сотрудника музея Евгения Дунаева. Программа рассчитана на учеников 7–11 классов и студентов младших курсов. Каждый год кружок проводит практики: в Подмосковье, в тайге, на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Кружковцы ведут учебно-исследовательские полевые работы и участвуют в биологических олимпиадах. Занятия бесплатные, но для поступления нужно пройти собеседование и продемонстрировать заинтересованность в предмете.

Программа кружка “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.

Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.

На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.

Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.

Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.

Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.

Возраст детей – средние школьники 12-13 лет

Количество часов – 144 часа

    Природа окрестностей школы
  1. Сезонные явления в природе осенью
  2. Плоды и семена
  3. Скатерть-самобранка. Праздник осени.
  4. Зимующие птицы. Праздник
  5. Зима в природе
  6. Растения зимой
  7. Весна в природе
  8. Праздник птиц

Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями

2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой

3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения

4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды

5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе

6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках

3. Коллективный подход

Формы и приемы работы:

1. Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии

2. Изучение научной и художественной литературы

3. Фенологические наблюдения

4. Наблюдение за природными объектами

5. Моделирование экосистем

6. Изучение флоры и фауны родного края

2. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы, техникой безопасности – 2 часа

Возникновение натуралистического движения – 2 часа

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

Природа окрестностей школы - 2 часа. Экскурсия.

Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли. Активизировать деятельность детей по озеленению территории школы, села.

Правила поведения в природе - 2 часа.

Составление правил поведения в природе.

Сезонные явления в природе осенью - 3 часа. Экскурсия.

Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенняя окраска листьев и кустарников.

Лягушки - 2 часа

Познакомить детей с особенностью животного живущего на суше и развивающегося в воде.

Природа в жизни человека - 3 часа.

Книга тревоги. Путешествие по заповедным местам Приамурья.

Красная книга - 2 часа

Знакомство с Красной книгой России, Амурской области.

Книга печали Амурской области - 2 часа.

Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Амурской области.

Зоология в цифрах -2 часа.

День игр – 2 часа.

Экологический КВН “Приамурье моё”

Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Традиционные народные промыслы, связанные с березой.

“Лук от семи недуг”. Практическая работа.

Живые синоптики -2 часа.

Бабочки “Летающие цветы” - 2 часа.

Внешнее строение. Бабочки-путешественники.

Бабочки, занесенные в Красную книгу. Справочное бюро.

Скатерть-самобранка - 2 часа.

Осень, ты моя подружка. Праздник.

Внешний вид. Птицы-синоптики. Игры.

Синичкина столовая- 2 часа

Внешний вид. Необычное в обычном. Беседа “Умеют ли птицы считать”. Игры.

Звёздный час -2 часа

Зимующие птицы. Праздник - 2 часа.

О пользе зимующих птиц. Конкурс “Птичья столовая”. Занимательная часть.

Тема № 20

Зима в природе. Экскурсия - 2 часа

Изменение природы зимой. Признаки зимы.

Растения зимой - 2 часа.

Общий вид деревьев и кустарников зимой. Синквейн.

Жизнь животных зимой - 2 часа.

Следы на снегу. Праздники, подсказанные природой.

Медведь - 4 часа.

Записки натуралиста. Занесённые в Красную книгу.

Сказки о медведях. Загадки русского народа.

Дельфин - 2 часа.

Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Достижения в работе с дельфинами.

Обезьяна -2 часа.

Познакомить детей с особенностями обитания приматов. Показать более высокую организацию среди других животных.

Облепиха - 2 часа.

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

Беседа “Какие бывают музеи”.

Пауки -синоптики. Энтомолог. Их следует охранять. Многообразие и многочисленность. Игры.

Подсолнечник -2 часа.

Внешнее строение. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

Пшеница - 2 часа.

Ода пшенице. Война и хлеб. Профессия – хлебороб. Народный промысел.

Внешний вид. Образ жизни. Мёд – продукт пчелиной деятельности.

Конкурс “Вспомни и назови”. Внешний вид. Сказка “Откуда у ежа иголки”.

Судьба кошки во времена прошлые.

Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Выставка. Интересные истории с кошками.

Конкурс “Мисс КисКис”

Предсказания поданных Нептуна.

Удивительные факты из жизни рыб.

Плоды и семена – 2 часа

Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

Алоэ, агава, амараллис – 2 часа

Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Как ухаживать за своим зелёными друзьями.

Астра, агерантум, амарант, арктотия – 2 часа.

Познакомить с однолетними цветами. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

Семейство лилейных – 2 часа.

Познакомить с семейством лилейных, представителями произрастающими в Амурской области. Использование в дизайнере школьного двора.

Африканская фиалка – 2 часа.

Гостья из далека. Украшение в домашнем интерьере.

Как попали комнатные цветы в амурскую область.

Использование сухих цветов в декоративном творчестве.

Фотовыставка - 3 часа.

Природа глазами детей.

Описание внешнего вида. Видовое разнообразие.

Бурундук, земляная белка – 2 часа.

Живые синоптики. Бурундук – живой барометр.

Экологическая газета - 2 часа.

Оформление и выпуск газеты.

Записки натуралиста - 4 часа.

Проба пира. Оформление статей в СМИ.

Научно-практическая конференция – 3 часа.

Подготовка и проведение конференции на тему “ Мы выбираем жизнь”.

Юный натуралист – 2 часа.

Устный журнал. По страницам журнала “Натуралист”

Цветочный карнавал – 2 часа.

Презентация о цветах.

Профессии – 2 часа.

Биология и профессия.

Садовый дизайнер – 2 часа

Как украсить школьный двор. Подбор растений.

Создание проектов. Оформление работ.

Лучший юннат – 2 часа.

Оформление конкурсной работы.

Учебно-опытный участок – 2 часа.

История создания. Перспективы развития.

Зелёная планета – 2 часа.

Проведение игр, викторин, выставки работ.

Определитель - 3 часа.

Познакомить с правилами определения растений.

Познакомить с незелёной группой растений – грибами. Грибы – паразиты. Игра “Поле чудес”. Видовое разнообразие. Правила сбора.

Биология - 2 часа.

Биология в цифрах. Где нужны знания? Молодежный чемпионат.

Им выдана охранная грамота ( о деревьях долгожителях). Дуб в стихах, рассказах, загадках, песнях.

Русская природа в произведения литераторов – 3 часа.

Стихи, проза, песни о природе родного края.

Поэт земли Амурской - 2 часа.

Конкурс стихов амурских поэтов.

Пётор Комаров - 2 часа.

История людей живших в Амурской области. “Дом творчества”

Растения помощники в геологии - 2 часа.

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

Лекарственные растения - 2 часа.

Помоги себе сам. Лекарственный отдел.

Лишайники – 3 часа.

Индикаторы свежего воздуха. Исследования местности. Экскурсия.

Экосистема - 3 часа.

Познакомить с понятием экосистема. Моделирование системы.

Оформление дневников наблюдения.

Рассада - 3 часа.

Посев семян в грунт и парники. Пикировка растений. Оформление клумб “Родина растений”.

7 легендарных бесплатных кружков Москвы

Timeout приготовил настоящий подарок для родителей с детьми-школьниками: подборку из семи легендарных бесплатных кружков Москвы. Каждая из этих мини-школ бережно хранит свои традиции и высокие стандарты качества и, конечно же, гордится своими выпускниками, в числе которых - известные учёные, артисты и художники.

Государственный Дарвиновский музей,
Кружок юных биологов

Кружок предназначен для детей, которые любят путешествия, хотят больше узнать о животных и растениях и стать настоящими исследователями природы.

Помимо занятий, пару раз в месяц проводятся экскурсии в ботанический сад на проспекте Мира, в московские лесопарки и в ближнее Подмосковье. В кружок принимают школьников старше 11 лет, занятия проходят по четвергам с 17:30 до 20:00 с сентября по май.

Мультимедиа Арт Музей,
творческая студия для детей

В Мультимедиа Арт Музее каждые выходные с 13:00 до 18:00 работает бесплатная творческая студия для детей. Преподаватели рассказывают об искусстве фотографии, о художниках и архитекторах, о музеях и арт-направлениях. После небольшой лекции дети создают коллажи и плакаты, учатся изображать предметы, работать с различными материалами. Каждое занятие уникально и связано с темой выставки, проходящей в это же время в музее.

Зоологический музей МГУ,
Кружок юных натуралистов

При Зоологическом музее МГУ уже несколько лет работает кружок юных натуралистов, который включает теоретические и практические занятия по ботанике и зоологии, экскурсии по Подмосковью, работу с зооколлекциями и гербариями. Программу кружка разработал в 1982 году его руководитель, научный сотрудник музея Евгений Анатольевич Дунаев. За свою программу он был удостоен звания Соросовского учителя и благодарности Московской городской станции юных натуралистов.

Приём школьников восьмых классов осуществляется на основе конкурсного собеседования ежегодно в первую неделю сентября. Зачисляют желающих по результатам собеседования, на котором ребята должны показать интерес к предмету и уровень знаний. Занятия проходят 1-2 раза в неделю, дважды в месяц в выходные дни происходят выезды на природу.

Большой Детский Хор
имени В. С. Попова

Ежегодно Большой Детский хор, созданный в 1970 году Народным артистом СССР, хоровым дирижёром и педагогом Виктором Сергеевичем Поповым, набирает на бесплатное обучение детей от 4 лет. В 2018 году прослушивания пройдут в два этапа и без предварительной записи. Первый этап состоится 15, 18 и 20 мая, второй – 22 и 25 мая. Следующие прослушивания состоятся в сентябре. Репетиции хора проходят 2-3 раза в неделю, концерты и записи идут круглый год. Руководство хора обращает особое внимание на то, что никаких индивидуальных занятий с воспитанниками, тем более платных, хор не проводит, за исключением групп для детей от 4-7 лет, в которых со следующего года предусмотрено только 10% бюджетных мест.

Московский планетарий,
Астрономический кружок

Астрономический кружок Московского планетария работает с 1934 года. Уникальное оборудование музея позволяет детям младшего возраста изучать звёздное небо, для старших курсов лекции читают профессора МГУ. Занятия проводятся в Большом Звёздном зале, в обсерватории и на астрономической площадке Планетария. Также ребята выезжают на наблюдения под открытым небом, участвуют в экспедициях в обсерватории России, встречаются с легендарными космонавтами и крупными учёными. Зачисление на первый курс Астрономического кружка проводится для школьников 6-7 классов по результатам собеседований, которые обычно начинаются в конце лета и длятся до октября. Занятия продолжительностью 2 академических часа проходят раз в неделю с начала октября и до конца мая.

Теоретические занятия кружка проходят в здании биофака МГУ каждую среду, младшая группа учится с 17 до 19 часов, старшая – с 18 до 20 часов. По воскресеньям на той самой Звенигородской биостанции, с которой всё начиналось, с 11:30 до 16:30 проводятся практические занятия. Во время каникул ученики выезжают в Московскую область и в более отдалённые районы, на биостанции МГУ, расположенные по всей стране.

Детская оперная студия
Музыкального театра им. Н.И. Сац

Детская оперная студия Московского Государственного Детского Академического Музыкального театра им. Н.И. Сац была создана в декабре 2010 года. Инициатором её открытия стал худрук Музыкального театра Георгий Исаакян. Учащиеся студии не только занимаются с преподавателями, но и выходят на сцену и принимают участие в спектаклях наравне со взрослыми артистами.

На занятиях дети изучают музыкальную грамоту, мастерство актёра, основы сценического движения и танца, историю театра, а также поют в хоре. Зачисляют в студию детей от 6 до 13 лет по итогам конкурсного прослушивания. Руководители предупреждают, что предпочтение отдаётся тем детям, которые уже учатся в музыкальных школах или хотя бы имеют хороший слух и вокальные данные, обладают чувством ритма и умеют взаимодействовать в коллективе. Занятия проходят три раза в неделю, во время подготовки спектаклей нагрузка увеличивается.

Для тех, кто впервые собирается отвести своего ребёнка на кружок, Timeout совместно с противовирусным препаратом Кагоцел — экспертом в лечении и профилактике простуды и гриппа — подготовил несколько важных рекомендаций.

2. Обязательно узнайте заранее, когда проходят набор в кружки, запишитесь в очередь, побеседуйте с преподавателями лично – руководству важно понимать, что вы и ваш ребёнок на самом деле заинтересованы в занятиях. Покажите эту заинтересованность.

3. Имейте ввиду, что кружки – это ещё одно место, где дети могут подхватить простуду или грипп. Да и в общественном транспорте по дороге туда и обратно эта возможность всегда остаётся, ведь вокруг здорового ребёнка всегда очень много боляк, особенно в опасное весеннее межсезонье. Не забывайте про профилактику! Пока вирусы не превратили вашего ребёнка в боляку, принимайте противовирусные препараты, например Кагоцел, который помогает взрослым и малышам от 3-х лет бороться с гриппом и простудой.

4. Прислушивайтесь в первую очередь к желаниям ребёнка. Посмотрите, что его интересует в окружающем мире. Тихоню и любителя одиночных игр на природе, скорее всего, не стоит отдавать в театральный кружок. Впрочем, кто знает, может, именно здесь раскроются его таланты. Наблюдайте за ребёнком, не принуждайте заниматься его через силу. Наблюдайте за ребёнком, не принуждайте заниматься через силу и позвольте выбрать такое занятие, которое пришлось бы ему действительно по душе!

Читайте также: