Короткова м в проблема изучения культуры в школьном курсе истории взгляд методиста

Обновлено: 02.07.2024

Все сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная) видоизменяются, находятся в развитии. Чем ближе к современному периоду, тем совершенее. Лишь одна сфера во все времена имеет непреходящее значение - культура. Интерес к культуре возрастает в обществе, также в процессе преподавания истории в средних школах.

ВложениеРазмер
izuchenie_voprosov_kultury.docx 25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение вопросов культуры на уроках истории .

Шамова Людмила Максимовна

учитель истории и обществознания.

В современный период происходит процесс обновления школьного исторического образования. Давно известное подверглось пересмотру. Все исторические персонажи получили по заслугам: одних возвели в героев, других-наоборот. Но есть еще нерешенная проблема- место и роль культуры в курсе школьной истории. Так сложилось, что функцию культурного просвещения взяла на себя школьная история. Не следует отрывать культуру от остальной истории, надо вмещать материал по культуре в социально-экономическую историю как её органическую часть. Культура Киевской Руси должна рассматриваться в контексте образования и развития русского государства 9-11 вв. Хотя когда мы этого не делаем, все равно связываем развитие культуры с образованием сильного государства Киевская Русь. Новгород в 12 веке, к примеру славен не только своим республиканским строем, но и обширным храмостроительством и иконописью. Культурные преобразования петровского времени неотделимы от других реформ первой четверти 18 века. Когда культура рассматривается изолированно, проигрывает сама история, так и её персонажи. Открытие Московского университета и Академия художеств украшает елизаветинское правление , не меньше , чем победа над Пруссией в Семилетней войне.

При изучении истории культуры в рамках школьного курса исходить нужно из следующего:

- Памятники культуры зачастую очень наглядно, емко и полно выражают определенные исторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают общественные явления. Вспомним хотя бы христианские храмы как образы мира средневекового человека или Галикарнасский мавзолей как выразительный продукт эклектики цивилизации эллинизма. Эту свою роль памятники культуры должны играть и в курсе истории.

- Сам учитель, как правило, не разбирается хорошо во всех направлениях искусства и сферах культуры. Поэтому, при изучении культуры имеет смысл сконцентрироваться на каком-нибудь одном-двух направлениях, тенденции и закономерности развития которых (а также связь с историческим контекстом) понятны самому учителю и могут быть объяснены ученикам.

Модернизация российского образования, концепция профильного образования, расширение информационного поля, появление различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого привели к изменению целей общего образования. Сегодня оно направленно на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, социализации личности, подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Основной целью исторического образования сегодня является не только выявление и изучение основных закономерностей развития общества, но и общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, включающее в себя практическую подготовку к жизни в определённом культурном пространстве: городе, стране, мире. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации.

Современному молодому человеку для самореализации необходимо понимание многомерности, многоаспектности, значимости окружающего культурного пространства, умение продуктивно пользоваться культурным наследием. Всё большее внимание уделяется социальной истории, истории культуры и быта людей. Это позволяет соотносить прошлое, настоящее и будущее, видеть роль отдельного человека в развитии общества.

Данную проблему можно попробовать решить использованием на уроках различных методик, позволяющих задействовать различные каналы получения информации учащимися, развивать познавательный интерес и творческий потенциал учащихся.

В настоящее время методистами разработаны эффективные образовательные технологии и методы:

- Творческие задания и игровая деятельность (мысленное путешествие в прошлое, игры), системно - деятельный подход.

- Проблемное обучение (создание проблемной ситуации, доказательства учащимися правильности выбранного решения)

- Экскурсия как метод опытно-экспериментальной деятельности (в том числе и виртуальной в сети Интернет)

Формы работы учеников: работа с книгой, поиск информации в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point,CorelDraw).

- Как зарождалась культура?

- Сравнить архитектуру Руси и Византии.

- Какие архитектурные памятники 10-12 вв.? Их характеристика.

- Когда вновь появляется на Руси каменное зодчество?

-Какие сооружения помним? Почему они так выглядели?

-Какая практическая сторона учитывалась при сооружении церквей 14-15 вв.?

- В 16 веке какой стиль преобладает?

-Почему происходит преобразование Кремля?

-Почему в конце15-в начале 16 вв. множество итальянцев приехало работать в Россию? Почему тогда, к примеру не приезжали немцы?

- Какие храмы и соборы строили русские и итальянские мастера В Московском Кремле?

-Какая важная характерная черта появляется в культуре 17 века и в архитекруре в частности? И т.д. последовательно по векам.

Возможные варианты вопросов по живописи.

-Сравнить церковное и языческое искусство?

-Какое влияние оказала Византия на русскую иконопись?

-Какой вид искусства совершенствуются на Руси в 10-12вв.?

-Знаменитые иконописцы 14-15вв?

-Какая разница между иконами А.Рублева и Ф. Грека? Что их объединяет?

-Какая главная черта в живописи 15-16 вв.?

-Какие иконописные школы появляются? Чем они отличаются друг отдруга?

-Назовите истинных мастеров своего дела? И так далее- соответствующие вопросы по векам.

Ученики практически сами ведут урок. Задают вопросы, сами отвечают, дополнят друг друга. Учитель не вмешивается в ход урока, возможно только корректировать действия учеников и то по мере необходимости.

Новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование учителем проектного метода. Сутью его является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Выполняя проекты, школьники получают навыки исследовательской деятельности, осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Результаты проектов могут быть самыми разнообразными – от разработанного маршрута экскурсии (маршрутного листа), социологического опроса, бизнес-плана, социальной рекламы, стенгазеты до театрализации, ролевых игр, видеоклипов и фильмов. На уроках истории, обществознания, мировой художественной культуры применяются различные виды проектов.

Информационные технологии позволяют по- новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Они предоставляют возможность учителю и учащимся использовать самые различные источники информации, возможность в деталях более целостно представить изучаемый период, формировать образное представление об исторической эпохе.

Главная цель всех педагогических технологий, методов и приёмов – научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результат своей работы.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что главной задачей учителя истории в изучении вопросов культуры является:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ ИСТОРИИ.

lsholko @ mail . ru

Изучение вопросов культуры призвано способствовать становлению личности учащихся, формированию их мировоззрения, характера. Соприкосновение и знакомство с шедеврами культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо.

В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов, начавшийся более 20 лет назад. Историки постепенно отходят от формационного подхода к изучению истории, в ряде учебников всё больше декларируется применение цивилизационного подхода. В основу процесса реформирования системы образования положен принцип приоритета личности, а средствами достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных учреждениях. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение достижениями отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления – вот практические ориентиры реформы образования. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней, рождают новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Все это обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов истории культуры в школьном курсе истории.

Изучение на уроках истории вопросов культуры помогает сформировать систему соответствующих знаний, умений и систему ценностных отношений к Отечеству, человеческой жизни, культуре, природе, семье. У школьников тем самым развивается интерес к истории и культуре не только своего, но и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное наследие своей страны и всего человечества.

Однако, изучение культурологического содержания школьного курса истории является традиционно сложным как для учителя, так и для учащихся. Это связано с рядом проблем, например, отсутствием четкого подхода к изучению вопросов культуры в рамках школьного курса истории.

Для начала необходимо задуматься о том, какое место занимает культура в школьном курсе истории, и какова ее роль. Предметы, изучаемые в школе, не дают ученикам полные знания в историко-культурной области, поэтому эта функция возложена на курс истории. При этом, параграфы, посвященные истории культуры выносятся для изучения в конец главы или большой темы. Возникает впечатление, что содержание этих параграфов практически не связано с социально-политическим содержанием курса истории.

Если мы проанализируем параграфы по вопросам культуры в школьных учебниках, написанные разными авторами, то мы увидим, что во многих из них текст слишком научен, не содержат ярких образов. Не все школьные учебники имеют хороший по качеству иллюстративный материал, а наглядность очень важна при формировании представлений.

Но самое важное для нас то, что самые слабые разделы в учебниках курса истории посвящены культуре. Здесь мы можем увидеть даже ошибки и неточности. Авторы учебников не упоминают важные для запоминания памятники, имена, закономерности, понятия в области культуры, и наоборот отдают предпочтение второстепенному, малозначимому. 1

Зачастую, в школьных учебниках представлен традиционный персоналистский подход к изучению истории культуры: параграфы переполнены именами известных деятелей культуры и их достижениями. Конечно, знать выдающиеся имена и значительные открытия необходимо, но, когда мы говорим об усвоении ребенком столь большого по объему материала, то сделать это довольно сложно. И, к сожалению, мы не можем проследить связь известного деятеля с обществом при таком подходе, а это в свою очередь неблагоприятно сказывается на успешном усвоении предмета. Необходимо показывать связь деятелей культуры с экономикой и политическими процессами в обществе. 2

Не возможно не согласиться с данным высказыванием, ведь, гораздо эффективнее было бы тратить время на более подробное изучение бытовой культуры, так как это важнейшая и интереснейшая сфера. Обращаясь к быту, мы можем воссоздать наглядные картины прошлого, а это является важным звеном в обучении школьников. Стоит обратить внимание на костюмы, праздничную культуру, трапезу, домашнюю утварь. Думаем, что это вызовет значительный интерес со стороны учащихся.

-формирование представления о планах сторон;

-формирование представления о Смоленском сражении;

-формирование представления о Бородинском сражении;

-формирование представления о результатах войны;

Смоленское сражение.

. «С отъездом Александра в Петербург руководство войсками осуществлял Барклай де Толли. В условиях быстрого продвижения неприятеля он решил любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение, соединить силы первой и второй армии. Министр полагал, что каждый новый шаг врага на русской земле в этих условиях будет даваться ценой больших усилий, жертв. Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были соединиться в районе Витебска. Однако, лишь во второй половине июля первая и вторая русские армии встретились в Смоленске. Замысел Наполеона был сорван.

-формирование понимания причин войны;

-формирование представления о начальном этапе войны;

-формирование представления о вступлении в войну Англии и Франции;

-формирование представления о героической обороне Севастополя;

-формирование понимания итогов войны.

Героическая оборона Севастополя.

Используемый методический прием – рассказ. В данном фрагменте урока, мы показываем взаимосвязь военных событий с открытиями в области медицины.

Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организатором обороны стал адмирал В. А. Корнилов. Ближайшими его помощниками были адмирал П. С. Нахимов, контр-адмирал В. И. Истомин и военный инженер полковник Э. Л. Тотлебен.

Неприступный с моря, Севастополь, был легко уязвим с суши. Поэтому пришлось наскоро возводить целую систему пригородных укреплений, в строительстве которых участвовало все военное и гражданское население города от мала до велика. 5 октября 1854 г. союзники предприняли первую бомбардировку Севастополя, направив против него 1340 орудий и, выпустив по его укреплениям 150 тыс. снарядов, но ничего не добились. Севастопольские укрепления выдерживали огонь тяжелых орудий, а гарнизон сохранял присутствие духа и был готов к отражению штурма. Не рискнув пойти на штурм, союзная армия, численность которой достигла уже 120 тыс. человек, приступила к осаде города. Защищали его 35 тыс. бойцов.

В день первой бомбардировки Севастополя погиб Корнилов. 0борону города возглавил Нахимов. Под его командованием защитники Севастополя демонстрировали образцы воинской доблести, стойко держались во время бомбардировок, отражали штурмы, совершали смелые, вылазки.

Легендарный матрос Петр Кошка участвовал в 18 вылазках, лично взял в плен и привел в город 6 неприятельских “языков”, в числе которых были три турка, англичанин, француз и даже сардинец, т.е. солдаты всех армий, осаждавших Севастополь. Кошке не уступали в героизме матросы Федор Заика, Аксений Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев, Иван Димченко, первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Условия обороны были неимоверно трудными. Недоставало всего - людей, боеприпасов, продовольствия, медикаментов. Защитники города знали, что они обречены на смерть, но не теряли ни достоинства, ни выдержки.

В таких условиях севастопольский гарнизон продержался 11 месяцев, выведя из строя 73 тыс. неприятельских солдат и офицеров.

18 июня 1855 г., в 40-ю годовщину битвы при Ватерлоо, где, как известно, англичане победили французов, союзники предприняли штурм Севастополя, надеясь совместной, англо-французской победой над общим врагом придать этому дню новую историческую окраску. Одетые в парадную форму 30 тыс. французов и 15 тыс. англичан 9 раз за этот день шли на приступ и все 9 раз были отбиты.

В эти годы основоположник военно-полевой хирургии профессор Николай Иванович Пирогов, впервые применял наркоз во время операции, прямо на поле боя. Использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря ему тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.

С каждым днем таяло число защитников Севастополя, один за другим гибли их руководители. Вслед за Корниловым, 7 марта 1855 г., погиб Истомин (ему ядром оторвало голову). 8 июня был тяжело ранен и выбыл из строя Тотлебен, а 28 июня французская пуля смертельно ранила Нахимова, когда он, стоя по обыкновению в полный рост на бруствере того бастиона, где был убит Корнилов, осматривал в подзорную трубу позиции французов.

Павел Степанович Нахимов умер через день, не приходя в сознание. Хоронил его весь Севастополь, все, кто был свободен от боевой вахты.

Лишь 27 августа 1855 г. французам удалось, наконец, взять господствовавший над городом Малахов курган, после чего Севастополь стал беззащитен. В тот же вечер остатки гарнизона затопили сохранившиеся корабли, взорвали уцелевшие бастионы и оставили город, который даже враждебная России печать именовала тогда “русской Торей”.

Вводимый учителем материал по истории культуры учащимся желательно записывать в тетрадь. А так же, не следует забывать об этом материале и на этапе закрепления.

Таким образом, в школьном курсе истории изучение вопросов культуры не должно происходить только в рамках персоналистского подхода, который на данный момент лежит в основе изучения культуры в школе. Необходимо применять и интегрированный подход для более плодотворного изучения материала, который предполагает включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета.

1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2007.

2.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX века: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2008.

3.Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв.: Учебник для VII класса средних учебных заведений. М.:МИРОС, 1998. С.240.

4. Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе – 2010 - №5 - С.3- 7.

5.Линденберг, К. Обучение истории., - М., 1997 г.С.115.

6.Рубинштейн С.Л. - Человек и мир. М, 1997. С.190.

7.Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе – 1997 - №7 – С. 24-28.

8.Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение 2013. С.334.

1 Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе. 1997 №7 С.25.

2 Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 2010 №5. С.3.

3 Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе. 1997 №7 С.26.


В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам развития культуры и общества, его социальной структуры. Историко-культурный стандарт, разработанный Российским историческим обществом по поручению Президента РФ В.В. Путина, подчеркивает особую важность историко-культурологического подхода, который формирует способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

В связи с изменением системы исторических взглядов значительно меняется вся структура исторического знания. Пристальное внимание отдается вопросам воспитания человека в рамках культурного русла. И как следствие, возникновение новоявленных мнений и взглядов, несущих повышенный интерес к культуре, обуславливают появление ранее неизвестных историко-педагогической науке подходов, не нашедших своего отражения в школьных учебниках. Возникает необходимость формирования единой концепции преподавания проблемных вопросов истории культуры в школьном курсе истории.

Изучение культурологического содержания школьного курса истории является традиционно сложным как для учителя, так и для учащихся. Это связано с рядом проблем, например, отсутствием четкого подхода к изучению вопросов культуры в рамках школьного курса истории. В большинстве школьных учебников господствует персоналистский подход к изучению культуры, который дает широкий обзор имен известных деятелей культуры и их достижений. Несомненно, владеть информацией об именах и крупнейших открытиях в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Причем отсутствует связь художника или писателя с обществом, что не способствует эффективному усвоению предмета в целом [1].

Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека [3]. При создании произведений культуры творец вступает в диалог с Богом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученика становится основным способом познания культуры и организующим ядром содержания изучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.

Весьма приемлемым способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход. Он направлен на индивидуальное усвоение учеником явлений культуры, включая и деятельность ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры.

В последние годы набирает силу проектный подход. Учебный проект для ученика — способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать достигнутый результат. Данный способ применим и к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявления бытовой культуры.

Проблема изучения культуры в школьных курсах истории не может быть решена путем следования персоналистскому подходу, который положен в основу учебной литературы. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегрированный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета.

Читайте также: