Короленко в крыму краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Короленко побывал в Крыму четыре раза. В 1889 году В.Г. Короленко по совету врачей отправляется в Крым. 1 сентября писатель провел в Керчи, гулял по городу," — Транскрипт:

2 Короленко побывал в Крыму четыре раза. В 1889 году В.Г. Короленко по совету врачей отправляется в Крым. 1 сентября писатель провел в Керчи, гулял по городу, поднялся на гору Митридат, а уже третьего сентября на пароходе отплыл в Ялту. Красота моря покорила Короленко. В течение полутора месяцев писатель жил в имении Карабах (в семи километрах от Алушты). В это время литератор начинает работать над рассказом "Тени предков". Впечатления от посещения Керчи и горных прогулок легли в основу рассказов "Емельян" и "Рыбалка Нечипор", которые писатель объединил под общим названием "В Крыму". В 1902 году Короленко приезжает в Ялту к А.П. Чехову за советом. Чехов, как и Короленко, был возмущен произволом властей, исключивших М. Горького из числа почетных академиков. Оба литератора демонстративно в знак протеста сложили с себя звание академика. В марте 1910 года писатель снова в Крыму, поселяется в Алупке и работает над статьей "Бытовое явление.- Заметки публициста о смертной казни".Крым КерчиМитридат ЯлтуАлуштыА.П. Чехову В августе 1913 года Короленко в последний раз приезжает в Крым.

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "В Крыму"

Описание и краткое содержание "В Крыму" читать бесплатно онлайн.

«В начале девяностых годов я прожил месяца два в Крыму.

Владимир Галактионович Короленко

В начале девяностых годов я прожил месяца два в Крыму.

Поселился я в маленьком имении Карабахе. Небольшой домик стоит невысоко на мысу, омываемом морем. На востоке плавной излучиной берег уходит к туманным скалам Судака. На запад – вид Ялты закрыт Аю-дагом, с его крутыми обрывами, на которых, по преданию, стоял храм, где была жрицей Ифигения[1]. Отсюда некогда предусмотрительные аборигены кидали в море пришельцев, загнанных к ним бурей или иными случайностями, и еще теперь временами после сильной зыби волны выкидывают на берег куски мраморных колонн. Одна такая глыба, древняя капитель, сильно сглаженная прибоями и почти потерявшая форму, лежит на крылечке скромного карабахского дома…

Кругом усадьбы, по уступам гор зеленеют сады и виноградники. Снизу, даже в тихую погоду, доносится протяжный плеск и вздохи моря…

На склоне ясного дня чудесной крымской осени я бродил с одним из молодых хозяев по тропам, от сада к саду и от виноградника к винограднику. Было тихо и пусто, гроздья винограда рдели под ласковыми косыми лучами, и отовсюду была видна синяя громада моря, по которому, без ветра, тихо вставали и падали белые гребни.

Мы говорили о впечатлении, которое Крым производит на меня, приезжего человека… Основным его фоном было ощущение какой-то загадочной тоски, которая, как назойливая муха, преследовала меня среди всей этой захватывающей, ласкающей и манящей красоты и все жужжала мне в ухо что-то навязчивое и непонятное.

Мне казалось, что это было ощущение безлюдья. Даже в Ялте и даже в разгаре сезона вы чувствуете именно отсутствие человека. Народу, правда, много, но все это народ чужой этой стране и этой природе, не связанный с ними ничем органическим. Просмотрите картины русских художников, посвященные Крыму: волна, песок, мглистое, затуманенное или сверкающее море, Аю-даг, утопающий в золотисто-лиловых отсветах, Ай-Петри, угрюмо выступающий над туманами… А если к этому прибавлены где-нибудь человеческие фигуры, – то это только дамское платье и зонтик над грядами волн, или пара туалетов – мужской и дамский, подобранные в гармонии с основными тонами моря.

А местная жизнь? Татары. Их мы не видим и не понимаем. Кроме того, это было в разгар эпидемии татарского выселения из Крыма. В то самое время, когда мы вели этот разговор, в легкой мгле виднелся на море далекий парус. Какое-то судно держалось уже несколько часов в виду берега, и мой спутник высказывал предположение, что это турецкая фелюга из Анатолии. Быть может, в эту самую минуту на дальний парус из горных ущелий смотрели жадными глазами группы крымских татар, недовольных своей чудной родиной и готовых пуститься на опасные поиски новой родины и нового счастья… Безлунною ночью фелюга пристанет к условленному месту, где-нибудь под прикрытием скал, а рассвет встретит ее далеко в обманчивом море… Говорили, что хищные анатолийские шкипера вывозили таким образом целые партии людей, грабили их в открытом море и кидали за борт. А потом возвращались за новыми искателями счастья…

– Татар это! – с угрюмой уверенностью сказал кто-то за нами. Повернувшись в сторону говорившего, мы увидели загорелого, почти обугленного солнцем татарина пастуха. Он пас овец по соседству с пещерой и пробрался за нами.

– Нет, так это он… болтает, – сдержанно сказал один из проводников, но пастух посмотрел на него черными глазами, в которых сквозило что-то вроде спокойного презрения, и повторил:

– Татар это, татар… Урус пещера гонял… Ашай нету, вода нету… Все кончал…

– И давно это было? – спросил один из нашей компании, в надежде услышать народное предание, связанное с этой неведомой трагедией…

В глубоких глазах татарина, казалось, мелькнуло что-то, как смутная тень. Он постоял молча, уставившись на груду костей… Но затем лицо его вдруг сделалось апатичным.

– Э! – сказал он коротко, махнув с пренебрежением рукой, и отвернулся. Через несколько секунд высокая фигура в бараньем тулупе утонула в густом сумраке пещеры…

В этом коротком восклицании и в пренебрежительно-печальном жесте было что-то особенное, смутно выразительное, запавшее мне в память… Какая-то скрытая горечь непоправимой обиды, беспредметная и беспомощная жалоба нам, потомкам тех урусов, на жестокость наших предков, а может быть и пренебрежение фаталиста и к нам, и к самой судьбе, которая сумела так ужасно распорядиться с этими безвестно погибшими людьми.

Впоследствии, когда я спросил об этой коллекции пещерных черепов у знатока Крыма, профессора Головинского, он засмеялся и ответил:

– Если бы вы спросили у генуэзца сто лет спустя после татарского нашествия, то он, вероятно, сказал бы вам, что это черепа генуэзцев, которые спасались от татар. А еще ранее греки могли бы пожаловаться на генуэзцев или митридатовы понтийцы на греков…

Не из этой ли пещеры, думалось мне, увязалась за мной та особенная крымская тоска, которая преследовала меня среди этих чудесных ущелий и виноградников, жужжа о чем-то загадочно печальном и непонятном… Чудесный южный берег, находящийся ныне в счастливом обладании курсовиков, проводников, дачевладельцев и туристов, – представлялся мне чем-то вроде отмели, через которую, на расстоянии столетий, как волны перекатываются чередой людские поколения – тавры, скифы, греки, генуэзцы, татары, русские – в поисках счастья…

Здесь, под этим солнцем, вблизи этого моря, оно как будто ближе, чем где бы то ни было… Ласкает, обещает, манит… И волны перекатываются одна за другой, одна прогоняя другую…

– А вот, постойте, – сказал мне мой спутник, – я вам покажу кстати одного местного жителя… Эй, дед Емельян!

Никто не отозвался. Он открыл деревянную калитку, вделанную в ограду из дикого камня, и мы вошли в виноградник.

Навстречу нам раздался хриплый лай собаки… Собака, видимо, была очень старая. Она даже не лаяла, а как-то взвизгивала и хрипела, поднимая голову кверху и затрудняясь встать на ноги. Лежала она у плохонького сарая, кое-как сооруженного из камней, старых кривых бревен и ветвей и прикрытого сухими лозами. Дверь сарая была открыта, и в нее зияла густая прохладная тьма, какая бывает в знойные дни в помещениях с толстыми стенами и без окон… Кругом рядами расстилался виноградник с созревающими гроздями…

По-видимому, кроме собаки, здесь никого не было, по крайней мере никто не отозвался на оклик моего спутника. Однако, когда мы подошли к широким дверям или, вернее, к входному отверстию сарая, то заметили, что там было живое существо: в темном углу робко притаилась молодая татарка.

Около нее стоял горшок, завязанный белым платком, несколько баклажан и несколько кочней кукурузы. По-видимому, девушка принесла деду ужин. В сарае было неприветливо и пусто. Пахло сыростью и дымом от холодного очага, сложенного из диких камней. На двух досках, служивших, очевидно, лежанкой, был кинут пучок соломы и какое-то тряпье в изголовьи.

– А, это ты, Биби! – приветливо сказал мой спутник, разглядев в полутьме свою соседку из Биюк-Ламбата. – А где же дед?


Урок-презентация строится на отрывке из книги Короленко "В Крыму" ("Емельян"). Выбор текста дает возможность познакомить или напомнить учащимся эпизоды жизни и творчество Короленко, коснуться темы "литературный Крым", обратить внимание на неповторимость и природную особенность Крыма.

Описание разработки

Цель урока:

Работая с текстовыми и языковыми особенностями отрывка, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе Крыма, к его архитектурным памятникам.

Увеличивать свой словарный запас, развивать языковую культуру.

Приобретать навыки как устной, так и письменной речи.

Презентация по литературе Работа с художественным текстом В.Г.Короленко

Владимир Галактионович Короленко (1854 – 1921 г.г.)

русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так в период гражданской войны и советской власти.

Задание:

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Расскажите о своем впечатлении о прочитанном.

4. Определите тип и стиль речи. Свой ответ аргументируйте.

Содержимое разработки

Урок словесности Анализ художественного текста

Урок словесности

художественного

В.Г.Короленко

В.Г.Короленко

В начале девяностых годов я прожил месяца два в Крыму.

Поселился я в маленьком имении Карабахе. Небольшой домик стоит невысоко на мысу, омываемом морем. На востоке плавной излучиной берег уходит к туманным скалам Судака. На запад – вид Ялты закрыт Аю-дагом, с его крутыми обрывами, на которых, по преданию, стоял храм, где была жрицей Ифигения– легендарная древнегреческая героиня. Отсюда некогда предусмотрительные аборигены кидали в море пришельцев, загнанных к ним бурей или иными случайностями, и еще теперь временами после сильной зыби волны выкидывают на берег куски мраморных колонн. Одна такая глыба, древняя капитель, сильно сглаженная прибоями и почти потерявшая форму, лежит на крылечке скромного карабахского дома…

Кругом усадьбы, по уступам гор зеленеют сады и виноградники. Снизу, даже в тихую погоду, доносится протяжный плеск и вздохи моря…

На склоне ясного дня чудесной крымской осени я бродил с одним из молодых хозяев по тропам, от сада к саду и от виноградника к винограднику. Было тихо и пусто, гроздья винограда рдели под ласковыми косыми лучами, и отовсюду была видна синяя громада моря, по которому, без ветра, тихо вставали и падали белые гребни.

Мы говорили о впечатлении, которое Крым производит на меня, приезжего человека… Основным его фоном было ощущение какой-то загадочной тоски, которая, как назойливая муха, преследовала меня среди всей этой захватывающей, ласкающей и манящей красоты и все жужжала мне в ухо что-то навязчивое и непонятное.

Мне казалось, что это было ощущение безлюдья. Даже в Ялте и даже в разгаре сезона вы чувствуете именно отсутствие человека. Народу, правда, много, но все это народ чужой этой стране и этой природе, не связанный с ними ничем органическим. Просмотрите картины русских художников, посвященные Крыму: волна, песок, мглистое, затуманенное или сверкающее море, Аю-даг, утопающий в золотисто-лиловых отсветах, Ай-Петри, угрюмо выступающий над туманами…

Цель урока: Работая с текстовыми и языковыми особенностями отрывка, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе Крыма, к его архитектурным памятникам. Увеличивать свой словарный запас, развивать языковую культуру. Приобретать навыки как устной, так и письменной речи. План урока: Несколько слов об авторе и его творчестве. В.Г.Короленко и Крым. Знакомство с текстом. Словарная работа. География Крыма в тексте. Работа с текстом.

Работая с текстовыми и языковыми особенностями отрывка, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе Крыма, к его архитектурным памятникам.

Увеличивать свой словарный запас, развивать языковую культуру.

Приобретать навыки как устной, так и письменной речи.

Владимир Галактионович Короленко (1854 – 1921 г.г.)

русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так в период гражданской войны и советской власти.

Житомир – город детства

Житомирская гимназия

В Петербурге 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть

В Петербурге

1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть

Москва В 1874 году Короленко вынужден перейти в Петровскую земледельческую академию в Москве, где он получал стипендию Петровская земледельческая академия сегодня

В 1874 году Короленко вынужден перейти в Петровскую земледельческую академию в Москве, где он получал стипендию

Петровская земледельческая академия сегодня

Петербургский горный институт

В Сибири После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ ,в 1881 году, находящегося во второй ссылке Короленко перевели в Сибирь ,в Якутию . Однако суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжелые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ ,в 1881 году, находящегося во второй ссылке Короленко перевели в Сибирь ,в Якутию . Однако суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжелые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

Нижний Новгород

«Нижний Новгород дал мне радушный прием после долгих скитаний, и те дружеские

Нижегородское десятилетие (1885-1895) – период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя

Полтава В 1900 году писатель переезжает на Украину, куда всегда стремился вернуться. Он поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В 1900 году писатель переезжает на Украину, куда всегда стремился вернуться. Он поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

Писательская известность

В 90-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные регионы Российской империи (Крым, Кавказ). Дом Короленко на Черноморском побережье в Джанхоте , здание было построено в 1902 году по чертежам писателя

В 90-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные регионы Российской империи (Крым, Кавказ).

Дом Короленко на Черноморском побережье в Джанхоте , здание было построено в 1902 году по чертежам писателя

Улицы им. Короленко в Крыму: Керчь. Евпатория. Севастополь.

Улицы им. Короленко в Крыму:

Севастополь.

Гимназия №2 им. Короленко г. Керчь

Гимназия №2 им. Короленко

Дом-музей В.Г.Короленко в Крыму.

Дом-музей В.Г.Короленко в Крыму.

2. Расскажите о своем впечатлении о прочитанном.

3.Как в тексте находит отражение фраза Короленко:

«Нужно рисовать людей и события,

а чувство должно рождаться у читателя само,

4. Определите тип и стиль речи. Свой ответ

Лексическая работа. МЫС – часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро или реку. ЖРИЦА – ж.р от жрец; языческая религия; лицо, совершаемо жертвоприношения, служитель божества. АБОРИГЕН – коренной обитатель страны. ЗЫБЬ – свободные колебания моря, океана при полном безветрии. перен: волнообразные колебания растительности. КАПИТЕЛЬ – 1. Верхняя часть колонны, служащая переходом к покрытию 2. Вид шрифта.

Лексическая работа.

МЫС – часть суши, выдающаяся острым углом

в море, озеро или реку.

ЖРИЦА – ж.р от жрец; языческая религия; лицо,

АБОРИГЕН – коренной обитатель страны.

ЗЫБЬ – свободные колебания моря, океана

при полном безветрии.

перен: волнообразные колебания

КАПИТЕЛЬ – 1. Верхняя часть колонны, служащая

переходом к покрытию

Какие географические названия Крыма упоминаются в тексте?

Какие географические названия Крыма

упоминаются в тексте?

Карабах

Аю - даг

Ай -Петри

О какой древнегреческой героине

упоминается в тексте?

К чему холодные сомненья, Я верю, здесь был грозный храм, Где, крови жаждущим богам, Дымились жертвоприношения .

К чему холодные сомненья,

Я верю, здесь был грозный храм,

Где, крови жаждущим богам,

В какое время года происходят

Каким вы представляете Крым ранней

осенью? Почему это время отдыхающие


Задание: Выберите из текста все слова и выражения, связанные с морем. Запишите в тетрадь .

Выберите из текста все

слова и выражения,

связанные с морем. Запишите в тетрадь .

Задание: … на мысу, омываемом морем . … берег уходит к туманным скалам … … кидали в море пришельцев … Какими языковыми приемами пользуется автор? … загнанных к ним бурей. … сильной зыби… … волны выкидывают на берег … … сглаженная прибоями… … протяжный плеск и вздохи моря… … громада моря, белые гребни…

… на мысу, омываемом морем .

… берег уходит к туманным

… кидали в море пришельцев …

… загнанных к ним бурей.

… волны выкидывают на берег …

… протяжный плеск и вздохи

… громада моря, белые гребни…

Задание: Составьте связный текст и запишите, используя как можно больше выписанных выражений .

Составьте связный текст и запишите,

используя как можно больше

Спасибо за работу.

Спасибо за работу.


-75%

В Крыму

Читать книгу В Крыму


Читать книгу "В Крыму" (Короленко Владимир)

Другие книги:

Не многим известно, что у Козьмы Пруткова был родной брат – генерал Дитятин. Это самое вдохновенное создание Горбунова. Свой редкий талант он воплотил в образе .

«Познакомился я с книгой 5–6 лет, когда научился читать; первые уроки чтения преподали мне старшие брат и сестра, и наш сосед, еврей, часовых дел мастер, Захари.

«Легенд, рассказывающих о предсказаниях Николаю Второму и его матери несчастливого царствования, падения дома Романовых и его трагической смерти, довольно много.

«Из всех форм повествования рассказ от собственного лица автора или от подставного лица, исправляющего его должность, предпочитается писателями большею частию в.

Читайте также: