Контроль за состоянием научно методического обеспечения увп в школе

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 февраля 2021 года N Р-33

В соответствии с результатом "Сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" паспорта федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 17 декабря 2020 г. N 14:

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 4 февраля 2021 года N Р-33

Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в субъектах Российской Федерации центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - Центры) для формирования и обеспечения функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата "Сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".

Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе создавать условия, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями, в целях обеспечения реализации основных направлений деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Целью создания и функционирования Центров является формирование и развитие их как элемента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Создание Центров в рамках реализации национального проекта "Образование" ориентирует их на главный приоритет в деятельности: формирование организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала системы образования в каждом субъекте Российской Федерации, в том числе за счет сопровождения процесса освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных по результатам выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.

Сочетание функциональной специфики Центров, обусловленной включенностью в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, и таких целевых ориентиров их деятельности, как обеспечение эффективного повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов и управленцев для достижения главной цели национального проекта, делает целесообразным создание Центров в качестве структурных подразделений существующих организаций региональной инфраструктуры дополнительного профессионального образования педагогических работников.

1.1. Основные понятия

В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные понятия.

Дефицит профессиональных (педагогических) компетенций - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, различные затруднения в реализации трудовых функций.

Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями.

Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки (далее - программа ДПП).

Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников. Портал консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и управленческих кадров, развитию их профессиональных компетенций.

Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческие кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.

Индивидуальный образовательный маршрут педагогического работника - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы ДПП (федерального и регионального уровня).

Куратор индивидуальных маршрутов (куратор) - штатный или внештатный сотрудник Центра, оказывающий адресную методическую поддержку педагогическим работникам в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; владеющий знаниями о современных педагогических технологиях, методах, методиках и приемах преподавания учебных предметов, формирования метапредметных компетенций у обучающихся; владеющий навыками формирования и использования системы методического обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по направлениям деятельности Центра.

Национальная система профессионального роста педагогических работников - система государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное (педагогическое) образование и профессиональное развитие педагогических работников с учетом анализа дефицитов их профессиональных компетенций.

Педагогический коллектив - коллектив педагогических работников одной образовательной организации, который в своей деятельности руководствуется едиными целью и задачами по воспитанию и обучению, понимает и принимает приоритетные направления развития современного российского образования, несет ответственность за качество образования обучающихся.

Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Профессиональное мастерство педагогического работника - комплекс профессиональных компетенций педагогического работника, подтвержденный достижением высокого уровня результатов профессиональной педагогической деятельности.

Профессиональные компетенции педагогического работника - совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной позиции, необходимых для успешной профессиональной (педагогической) деятельности.

Сетевые формы реализации программ ДПП (сетевое взаимодействие при реализации программ ДПП) - реализация программ ДПП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и иных видов учебной, воспитательной и развивающей деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой ДПП.

Стажировка педагогического работника - форма освоения программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации или профессиональной переподготовки), предполагающая обучение педагогического работника в процессе трудовой деятельности.

Тьютор Центра - штатный или внештатный сотрудник Центра, обеспечивающий персональное сопровождение педагогических работников в процессе повышения их квалификации и педагогического мастерства (освоения содержания программ ДПП) при реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогического работника, обеспечивающий содержательное адресное сопровождение образовательного процесса, работающий по направлениям педагогической деятельности во взаимосвязи с кураторами индивидуальных маршрутов и авторами осваиваемых программ ДПП.

Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее исполнительного органа. К управленческим кадрам в данных методических рекомендациях относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях повышения качества дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров посредством определения требований к образовательным программам дополнительного профессионального педагогического образования, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области.

2. Порядок создания

Формирование системы непрерывного профессионального развития педагогов в рамках национального проекта "Образование" непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения путем модернизации способов методической поддержки за счет разработки и внедрения правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели оказания адресной методической поддержки педагогическим коллективам и педагогическим работникам.

Одним из ключевых инструментов внедрения этих механизмов становятся Центры, рассматриваемые как динамичный методический ресурс, ориентированный непосредственно на педагогические кадры в образовательной организации, обеспечивающий условия для профессионального развития педагогов, оказывающий методическую поддержку как в части внедрения новых образовательных технологий, так и в части содержания новых образовательных программ.

Центры могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

Создание Центров осуществляется на базе региональных организаций дополнительного профессионального образования (в приоритете), образовательных организаций высшего образования.

В случае создания Центра за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Современная школа" субъект Российской Федерации определяет:

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию и обеспечению функционирования Центров на территории субъекта Российской Федерации (далее - Региональный координатор);

- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центра согласно Приложению N 1* к настоящим Рекомендациям.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Комплексом мер признается план мероприятий, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:

мероприятия, направленные на создание и открытие Центра;

мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Центра;

мероприятия по повышению профессионального мастерства работников Центра;

мероприятия по контролю достижения минимальных показателей создания и функционирования Центра.

Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в Приложении N 1 к Рекомендациям, утверждает:

- должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование Центра;

- перечень показателей, соответствующих приведенным в Приложении N 2* к настоящим Рекомендациям, их значений;

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- типовое Положение о Центре.

Создание Центра осуществляется путем выделения соответствующего структурного подразделения региональной организации дополнительного профессионального образования.

Региональная организация дополнительного профессионального образования издает локальный нормативный акт о назначении руководителя Центра (куратора, ответственного за функционирование и развитие), а также о создании Центра и утверждении положения о деятельности Центра.

Региональный координатор не позднее дня открытия Центра обеспечивает размещение в специально созданном разделе "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" официального сайта региональной организации дополнительного профессионального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о создании и функционировании Центра, в том числе информации об образовательных программах, оборудовании Центра, планируемом режиме работы, планируемых мероприятиях, мероприятиях Федерального оператора. В созданном разделе официального сайта региональной организации дополнительного профессионального образования также размещается информация о национальном проекте "Образование" (в том числе логотип), адрес сайта и официальная символика Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального оператора.

Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального оператора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации Центров в рамках иных программ и проектов, не относящихся к реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направление на согласование Федеральному оператору концепции создания и функционирования таких Центров.

Центры должны стать ведущим институтом вовлечения педагогических работников и управленческих кадров в национальную систему профессионального роста, использовать такой эффективный инструмент, как индивидуальный образовательный маршрут педагогического работника - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение повышения квалификации и профессионального развития педагога (группы), разрабатываемый для него персонально (для группы педагогов) с учетом:

1) особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывной методической поддержке и тьюторском сопровождении;

Цель: «Создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессионального саморазвития учителей в условиях развития школы.

Задачи на новый учебный год:

I.Информационно-методическое обеспечение УВП

2.Продолжить создание банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР), создать каталог информационных ресурсов школы. Продолжить формирование единого информационного пространства школы. Продолжить формирование медиатеки.

3.Активно использовать ресурсы Интернет.

4.Продолжить распространение опыта организации учебно-воспитательного процесса на основе педагогических технологий через проведение городских семинаров, через публикации, участие в городских педагогических чтениях и форумах.

II. Деятельность научно-методического совета.

1. Создать систему методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования

2.Обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности кафедр.

3.Разработать позиции рейтинга руководителей кафедр.

4. Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения современных образовательных технологий.

III.Деятельность учебно-методических кафедр.

1.Обобщить опыт учителей, систематически подготавливающих призёров (Сергеева Л.И., Преснухина Н.Н.)

2. Внести качественные изменения в содержание работы учебно-методических кафедр.

3. Использовать новые и модернизировать традиционные формы и методы организации НМР.

4.Усилить практическую направленность работы учебно-методических кафедр.

5.Тщательно планировать работу учебно-методических кафедр и МО классных руководителей .

6 . Внедрение новых форм организации внеклассной деятельности по предмету.

IY. Повышение квалификации учителей.

1. Подготовка педагогов к самооценке профессиональ ной деятельности, самоаттестации.

Y. Школа Мастерства

1.Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического и управленческого опыта в различных формах

2 . Продолжить участие учителей и администрации в публичных событиях системы образования города и области.

3. Внедрить систему рейтин говой оценки профессиональ ной деятельности руководителей кафедр.

4.Продолжить систему рейтин говой оценки профессиональ ной деятельности педагогов, ежегодно проводя их сравни тельный анализ и корректировку деятельности.

YIII. Реализация программы информатизации школы

Деятельность научно-методического совета.

Цель : реализация задач научно-методической работы на текущий учебный год.

1.Утверждение плана работы научно - методического совета и плана методического сопровождения введения ФГОС начального общего образования.

2.Утверждение плана работы учебно-методических кафедр и МО классных руководителей.

3.Утверждение плана работы ШНОУ

4.Экспертная оценка рабочих программ, разработанная учителями.

5.Утверждение графика годовых контрольных работ.

6. Рассмотрение положений и программ

Рук-ли кафедр и МО

Шапошник Е.М., Стремилова С.А.

2. Утверждение программ экспериментальной работы:

2.1.Культура проектной деятельности как средство формирования исследовательского стиля мышления младших школьников.

2.2. Апробация дневника самоконтроля физической активности обучающихся 5 Б класса как средство пропаганды полезных привычек.

2.3. Метод учебного проекта в 5 классе.

2.4. Тестовый контроль как форма проверки достижений уровня обязательной подготовки в начальной школе.

3. Утверждение плана работы по подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ в 9 и 11-х классах

1. Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

2.Реализация тем самообразования и методической темы в практике работы учителей: Бурнина Л.Ю. Радыгина О. В., Ефимова Н. П., Ясенская О. А., Федутинова И. А.

3. О подготовке к педагогическому совету по теме: Результативность воспитательной деятельности школы, семьи и социальных институтов по формированию приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей школьников. (январь2012)

3. О подготовке к педагогическому совету по теме: Деятельность педагогов по обеспечению личностно-ориентированного обучения школьников с учетом их индивидуальных способностей и особенностей мотивации, совершенствование системы управления образовательным процессом через использование инновационных технологий, интеграцию учебных процессов. (март 2012)

1.Научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся: совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми.

2. Анализ проведения предметных декад.

3.Утверждение материалов для промежуточной итоговой аттестации в переводных классах, подготовка и утверждение экзаменационного материала.

1 . Утверждение положений и программ.

2.Рейтинг педагогов школы по итогам работы в 2011-2012 учебном году.

4. Рефлексия деятельности и перспективы работы на 2012-2013 учебный год.

1.Изучение, обобщение передового педагогического опыта. Подготовка и экспертиза публикаций в периодическую печать, дидактический материал, материалы на школьный сайт.

2.Об участии учителей в региональной НПК по патриотическому воспитанию кадет.

1.О создании банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и каталога информационных ресурсов школы.

2. Организация школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников.

3. О сотрудничестве научного общества учащихся школы с научным обществом БрГУ и БФ БУЭиП по подготовке к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах.

1.О разработке позиций рейтинга руководителей кафедр.

1.Согласование УМК на 2012/2013 учебный год.

2.О подготовке к участию во Всероссийской научно-методической конференции в БрГУ (март 2012г.)

3. О подготовке к участию в Региональной научно-методической конференции (февраль 2012 г.)

1.Информация по программно - методическому обеспечению УВП на 2011 - 2012 учебный год.

1.Об организации выставки работ урочной и внеурочной деятельности обучающихся 1-ых классов

Хващевская Н.Б., Бурнина Л.Ю.,

1.Итоги участия педагогов школы, в профессиональных и творческих конкурсах.

Кл.рук-ли 1-х классов

Повышение квалификации учителей. Цель : определение соответствия уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификационной категории педагогов в связи с новыми требованиями к аттестации педагогических и управленческих кадров.

Индивидуальные консультации по заполнению заявлений для прохождения аттестации

Преодоление затруднений при написании заявлений, соответствие заявленной квалификационной категории

Оформление стенда по аттестации

Систематизация, актуальность и обновление материалов по аттестации

Проведение открытых мероприятий, представление собственного опыта работы аттестуемыми учителями.

Формирование Портфолио. Материалы для экспертных заключений, характеристик.

Изучение деятельности педагогов, оформление необходимых документов для прохождения аттестации

аттестационной комиссии и рабочей группы школы

Экспертное заключение комиссии по аттестации, характеристика, представление школы

Оформление аналитических материалов по вопросу прохождения аттестации

Зам. директора по УВР, рук-ли кафедр

Отчёт в ДО и ЦРО

Цель : усиление мотивации педагогов на формирование системы работы по саморазвитию, самоанализу и самореализации.

Составление перспективного плана прохождения курсов повышения квалификации

Перспективный план курсовой переподготовки на пять лет.

Составление заявок на прохождение курсов.

Организованное прохождение курсов.

Составление отчётов прохождения курсов.

Анализ курсовой деятельности педагогов

Отчеты в ДО и ЦРО

Деятельность учебно-методических кафедр.

Цель: совершенствование методического обеспечения образовательных программ и роста профессионального мастерства педагогов.

Кафедра ОБЖ, физического и эстетического воспитания

Кафедра учителей начальных классов

« Развитие творческих и

обучающихся через применение

1.Продолжить работу по внедрению методик и технологий ЛОО с целью повышения эффективности обучения предмету;

2. Повышать теоретический уровень подготовки учителей через знакомство с современными педагогическими и информационно-коммуникативными технологиями.

4. Активно участвовать в мероприятиях по предмету на городском и федеральном уровнях;

5. Формировать личность ученика, его нравственные качества, веру в собственные силы.

6. Развивать исследовательские компетенции учащихся

1.Продолжить методическую деятельность учителей естественнонаучной кафедры по совершенствованию педагогического мастерства, через освоение современных образовательных технологий, проведение мастер-классов и творческих мастерских;

2.Формировать познавательные навыки школьников, интерес к точным наукам через уроки, внеклассную работу, индивидуальные занятия, участие в олимпиадах.

3.Продолжать работу по развитию логического мышления, способностей учащихся.

4.Изучить возможности и применение дистанционных образовательных технологий;

5.Формировать личность ученика, его нравственные качества, веру в собственные силы.

6.Последовательно внедрять в учебно-воспитательную работу всё новое, передовое в образовательной науке. Изучать и использовать опыт лучших учителей школы, города, области, России через посещение уроков, самообразование, работу с предметными журналами, приложениями к журналам

1.Формировать интерес и мотивацию к творческому и физическому совершенствованию.

2.Обучать методам самоконтроля на занятиях.

3.Обеспечить методическую поддержку учителей.

4. Организация контроля знаний в условиях дифференциации обучения.

5. Развитие познавательного интереса через внеклассную работу .

1 . Изучить нововведения в начальной школе в соответствии с государственными стандартами второго поколения через:

применение проектной технологии введения инноваций (ФГОС) в начальной школе;

обеспечение переподготовки и повышение квалификации педагогов в соответствии с требованиями ФГОС;

разработку и реализацию индивидуальных планов профессионального развития учителя, направленного на освоение и работу по новым стандартам.

2.Повысить качество обучения через:

корректировку и уточнение авторских рабочих программ по учебным предметам.

выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.);

3. Совершенствовать воспитательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотизма через:

разработку для каждого класса проекта программы развития и воспитания обучающихся, нацеленной на становление их гражданской идентичности и мировоззрения, укрепление физического и психического духовного здоровья.

4. Продолжить работу по повышению профессиональной компетенции и реализации творческого потенциала педагогов кафедры.

1.Продолжить работу по внедрению методик и технологий ЛОО с целью повышения эффективности обучения предмету;

4.Продолжить проведение отчетов учителей по самообразовательной работе, обеспечить обмен педагогическим опытом учителей кафедры,

6.Повышать теоретический уровень учителей через знакомство с современными педагогическими и информационно-коммуникативными технологиями (электронный портфолио, Интернет-ресурсы)

7.Обеспечить мониторинг обученности учащихся по всем видам речевой деятельности

Кривицкий Андрей Владимирович

Основной целью модернизации образования является достижение нового качества образования, отвечающего новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям её развития. Одно из условий реализации этой задачи – обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, с новым уровнем личностного и профессионального развития, новым содержанием, дополнительными характеристиками, педагогическими умениями. В связи с этим особую актуальность приобретает методическая работа в образовательном учреждении, которая способствует развитию профессиональной компетентности преподавателя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях.

Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включёнными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность преподавателя, преподаватель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.

Современный этап развития российского общества, реформирование всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой задачи во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал, свои способности и склонности. Время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию всё возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования, являющегося ведущей задачей его модернизации. Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса.

  1. Понятие и сущность проблемы управления научно-методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса

Научно-методическая работа как особое направление в педагогике появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы. Не случайно научно-методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа, в которых появляется и новая должность заместителя директора образовательного учреждения по научно-методической работе. Вместе с тем, анализ существующей практики показывает, что в системе управления учебно-воспитательным процессом научно-методическая работа ещё не стала важнейшим фактором достижения высокого качества образования. Одной из причин этого является пока недостаточная разработка теории вопроса и соответствующих технологий её реализации.

Классическое определение понятия научно-методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, повышению педагогического мастерства; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта; созданию авторских методических разработок для реализации государственного стандарта образования, успешного осуществления образовательного процесса, повышения качества общего среднего образования.

В последние годы произошёл переход к пониманию сущности научно-методической работы как целостной, многоуровневой, многофункциональной открытой системы, как инновационной деятельности образовательного учреждения.

Цель научно-методической работы в образовательном учреждении – подготовка преподавателей к методическому сопровождению приоритетных направлений развития образования.

Критериями и показателями влияния научно-методической работы на учебно-воспитательный процесс являются:

  • удовлетворённость педагогов научно-методической работой;
  • личностно-профессиональный рост педагога;
  • рост качества и результативности учебно-воспитательного процесса.

Задачами научно-методической работы специалисты признают следующие:

  • управление развивающейся системой непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов;
  • повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей; инициирование педагогического творчества; освоение современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования;
  • дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
  • планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов;
  • создание единого информационного пространства и регуляция информационных потоков управленческой и научно-методической документации;
  • организация работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения (разработка программы развития, комплексно-целевых программ, локальных актов), создание программно-методического и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций;
  • осуществление контроля за выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности обучающихся.

Основные направления научно-методической работы в учебном заведении:

  • формирование системы оперативной, тематической и итоговой информации на электронных и бумажных носителях;
  • удовлетворение информационных потребностей педагогических работников;
  • формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, педагогического опыта, инновационных идей и др.);
  • анализ информации по результатам деятельности учебного заведения: об уровне базового и дополнительного образования, об уровне воспитанности и воспитательной системе учебного заведения, об уровне здоровья и здорового образа жизни, о социализации выпускников, о создании условий для реализации образовательных потребностей студентов, о системе работы с педагогическими кадрами.
  • формирование целей научно-методической работы в соответствии с целями развития учебного заведения (научно-методическое обеспечение профильного обучения, работа с одарёнными обучающимися и др.);
  • реализация системы материального и морально-психологического стимулирования педагогических работников за эффективность научно-методической работы.

Планово-прогностическая деятельность: разработка долгосрочных и текущих планов работы с педагогическими кадрами на уровне учебного заведения, методических объединений, отдельных преподавателей на основе глубокого анализа образовательного процесса и чётко научно сформулированных целей.

  • создание методической службы с различными звеньями методических формирований;
  • методическое сопровождение конкурсной, исследовательской и экспериментальной деятельности; подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства; фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций и т.п.
  • организация контроля и диагностики на уровне администрации, методического объединения, отдельных преподавателей по основным вопросам образовательного процесса и его результатов;
  • изучение профессиональных умений преподавателя, творческих и коммуникативных способностей, выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе и определение путей их преодоления;
  • методическое обеспечение создаваемых в образовательном учреждении систем мониторинга и оценки качества образования.
  • помочь преподавателю вовремя увидеть проблемы, связанные с результативностью своей профессиональной деятельности;
  • помочь скорректировать их таким образом, чтобы получить положительный результат.

Выделяются три группы взаимосвязанных функций методической работы в учебном заведении.

Первая функция методической работы – это обеспечение связей с внешней средой, то есть по отношению к государственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту.

Вторая функция методической работы – это деятельность по отношению к педагогическому коллективу учебного заведения. Она реализуется через решение следующих задач:

  • сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников. Формирование корпоративной культуры;
  • выработка единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования, осознание миссии образовательного учреждения;
  • системный анализ образовательного процесса и его результатов;
  • предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности;
  • выявление, обобщение и распространение педагогического опыта;
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной работе по актуальным проблемам развития учебного заведения.

Третья функция методической работы в учебном заведении непосредственно связана с обеспечением роста методического мастерства каждого преподавателя.

В основу деятельности методической службы положены следующие принципы:

  • гуманизации его реализация предполагает постоянный учёт и развитие профессиональных потребностей педагогов, стимулирование преподавателей к самообразованию, к профессиональному росту;
  • вариативности признание многообразия повышения профессиональной компетентности педагога и реализация этого многообразия в действительности;
  • адресности учёт индивидуальных интересов, установок, потребностей и возможностей объектов методической поддержки;
  • опережающего характера образовательных программ этот принцип означает, что реализуемое в системе методической поддержки содержание ориентируется не только на текущие, но и на перспективные потребности образования;
  • разнообразия форм обучения – этот принцип предполагает развитие различных форм повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;
  • социального партнёрства – привлечение дополнительных ресурсов (кадровых, информационных, образовательных, материальных и финансовых) для повышения профессиональной компетентности педагогов.

Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям: группы, занимающиеся проблемным, интерактивным и др. обучением, педагоги, включившиеся в научно-исследовательскую работу и др. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включенными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность преподавателя, преподаватель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.

Кривицкий Андрей Владимирович

Основной целью модернизации образования является достижение нового качества образования, отвечающего новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям её развития. Одно из условий реализации этой задачи – обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, с новым уровнем личностного и профессионального развития, новым содержанием, дополнительными характеристиками, педагогическими умениями. В связи с этим особую актуальность приобретает методическая работа в образовательном учреждении, которая способствует развитию профессиональной компетентности преподавателя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях.

Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включёнными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность преподавателя, преподаватель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.

Современный этап развития российского общества, реформирование всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой задачи во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал, свои способности и склонности. Время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию всё возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования, являющегося ведущей задачей его модернизации. Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса.

  1. Понятие и сущность проблемы управления научно-методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса

Научно-методическая работа как особое направление в педагогике появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы. Не случайно научно-методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа, в которых появляется и новая должность заместителя директора образовательного учреждения по научно-методической работе. Вместе с тем, анализ существующей практики показывает, что в системе управления учебно-воспитательным процессом научно-методическая работа ещё не стала важнейшим фактором достижения высокого качества образования. Одной из причин этого является пока недостаточная разработка теории вопроса и соответствующих технологий её реализации.

Классическое определение понятия научно-методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, повышению педагогического мастерства; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта; созданию авторских методических разработок для реализации государственного стандарта образования, успешного осуществления образовательного процесса, повышения качества общего среднего образования.

В последние годы произошёл переход к пониманию сущности научно-методической работы как целостной, многоуровневой, многофункциональной открытой системы, как инновационной деятельности образовательного учреждения.

Цель научно-методической работы в образовательном учреждении – подготовка преподавателей к методическому сопровождению приоритетных направлений развития образования.

Критериями и показателями влияния научно-методической работы на учебно-воспитательный процесс являются:

  • удовлетворённость педагогов научно-методической работой;
  • личностно-профессиональный рост педагога;
  • рост качества и результативности учебно-воспитательного процесса.

Задачами научно-методической работы специалисты признают следующие:

  • управление развивающейся системой непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов;
  • повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей; инициирование педагогического творчества; освоение современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования;
  • дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
  • планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов;
  • создание единого информационного пространства и регуляция информационных потоков управленческой и научно-методической документации;
  • организация работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения (разработка программы развития, комплексно-целевых программ, локальных актов), создание программно-методического и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций;
  • осуществление контроля за выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности обучающихся.

Основные направления научно-методической работы в учебном заведении:

  • формирование системы оперативной, тематической и итоговой информации на электронных и бумажных носителях;
  • удовлетворение информационных потребностей педагогических работников;
  • формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, педагогического опыта, инновационных идей и др.);
  • анализ информации по результатам деятельности учебного заведения: об уровне базового и дополнительного образования, об уровне воспитанности и воспитательной системе учебного заведения, об уровне здоровья и здорового образа жизни, о социализации выпускников, о создании условий для реализации образовательных потребностей студентов, о системе работы с педагогическими кадрами.
  • формирование целей научно-методической работы в соответствии с целями развития учебного заведения (научно-методическое обеспечение профильного обучения, работа с одарёнными обучающимися и др.);
  • реализация системы материального и морально-психологического стимулирования педагогических работников за эффективность научно-методической работы.

Планово-прогностическая деятельность: разработка долгосрочных и текущих планов работы с педагогическими кадрами на уровне учебного заведения, методических объединений, отдельных преподавателей на основе глубокого анализа образовательного процесса и чётко научно сформулированных целей.

  • создание методической службы с различными звеньями методических формирований;
  • методическое сопровождение конкурсной, исследовательской и экспериментальной деятельности; подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства; фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций и т.п.
  • организация контроля и диагностики на уровне администрации, методического объединения, отдельных преподавателей по основным вопросам образовательного процесса и его результатов;
  • изучение профессиональных умений преподавателя, творческих и коммуникативных способностей, выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе и определение путей их преодоления;
  • методическое обеспечение создаваемых в образовательном учреждении систем мониторинга и оценки качества образования.
  • помочь преподавателю вовремя увидеть проблемы, связанные с результативностью своей профессиональной деятельности;
  • помочь скорректировать их таким образом, чтобы получить положительный результат.

Выделяются три группы взаимосвязанных функций методической работы в учебном заведении.

Первая функция методической работы – это обеспечение связей с внешней средой, то есть по отношению к государственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту.

Вторая функция методической работы – это деятельность по отношению к педагогическому коллективу учебного заведения. Она реализуется через решение следующих задач:

  • сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников. Формирование корпоративной культуры;
  • выработка единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования, осознание миссии образовательного учреждения;
  • системный анализ образовательного процесса и его результатов;
  • предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности;
  • выявление, обобщение и распространение педагогического опыта;
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной работе по актуальным проблемам развития учебного заведения.

Третья функция методической работы в учебном заведении непосредственно связана с обеспечением роста методического мастерства каждого преподавателя.

В основу деятельности методической службы положены следующие принципы:

  • гуманизации его реализация предполагает постоянный учёт и развитие профессиональных потребностей педагогов, стимулирование преподавателей к самообразованию, к профессиональному росту;
  • вариативности признание многообразия повышения профессиональной компетентности педагога и реализация этого многообразия в действительности;
  • адресности учёт индивидуальных интересов, установок, потребностей и возможностей объектов методической поддержки;
  • опережающего характера образовательных программ этот принцип означает, что реализуемое в системе методической поддержки содержание ориентируется не только на текущие, но и на перспективные потребности образования;
  • разнообразия форм обучения – этот принцип предполагает развитие различных форм повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;
  • социального партнёрства – привлечение дополнительных ресурсов (кадровых, информационных, образовательных, материальных и финансовых) для повышения профессиональной компетентности педагогов.

Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям: группы, занимающиеся проблемным, интерактивным и др. обучением, педагоги, включившиеся в научно-исследовательскую работу и др. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включенными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность преподавателя, преподаватель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.

Читайте также: