Контроль и оценивание в высшей школе

Обновлено: 06.07.2024


Ключевые слова: контроль успеваемости, текущий контроль, итоговый контроль, формы контроля, индивидуальный опрос, студенты, вуз, преподаватель, концепции обучения, контроль практических навыков

Abstract: The subject of this research is the transformation of the performance monitoring system of university students due to implementation of the teaching concept “self-study – solution – verification – correction”. The article analyzes the forms of control of knowledge, competences and skills of the students in the aforementioned conditions, and marks the possible ways for improving such forms of control. Special attention is turned to the increase of educational function of control along with the role of current practical monitoring, including individual ongoing monitoring. Methodological foundation contains the analysis of scientific publications, expert evaluation, and generalized practical experience in determining the key trends and issues, emerging in realization of performance monitoring. The article defines the peculiarities of individual interview in the course of practical training. Effectiveness of the method of successive approximations in educational function of the ongoing monitoring is revealed. The corresponding changes of final control are demonstrated. It is concluded that transformation of the learning concept leads to the need for adjusting the approaches towards performance monitoring of the students, and primarily, the ongoing monitoring.

teacher, university, students, individual survey, forms of control, final control, current control, performance monitoring, learning concepts, practical skills control

Введение. Совершенствование процесса обучения в вузе предполагает также и совершенствование проверки знаний, умений и навыков студентов, являющейся важным элементом этого процесса. Результаты обучения во многом определяются качеством контроля. Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции. При этом наиболее важной и специфической является проверочная функция [1] .

Достаточно полно и качественно оценивать знания и умения студентов позволяет использование разнообразных видов и форм контроля. В высшем учебном заведении основными видами контроля за учебной деятельностью студентов являются текущий, периоди­ческий и итоговый контроль [1,2] .

Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы на семинарах, практических и лабо­раторных занятиях. Этот вид контроля имеет большое значение, так как играет также и обучающую роль, стимулирует студентов к системати­ческой работе, регулярному выполнению заданий.

Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения за работой студен­ческой группы в целом и каждого студента в отдельности, про­верки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.

Наряду с наблюдением широко применяются устные, письмен­ные и практические формы контроля. К формам устного конт­роля относятся: опрос, ответы на вопросы на семинарских занятиях, выступление с докладом, защита рефератов. Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.

Большим достоинством письменного контроля является то, что он позволяет за короткий период времени выявить уровень знаний студентов всей группы или курса.

Практический контроль направлен на проверку умений и навыков, приобретенных студентами. Основными его формами являются: решение экспериментальных задач по различным дисциплинам, проведение опытов и наблюдений, практическая работа, а также защита выполненных лабораторных работ и практических заданий. Практический контроль может сочетаться с устным опросом и письменным контролем.

Периодический контроль (аттестация) прово­дится после изуче­ния логически законченной части, раздела дисциплины. Он состоит в проверке учебной дея­тельности студентов по освоению сравнительно большого объема материала.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого семе­стра с учетом результатов текущего и периодичес­кого контроля и проводится в форме зачетов и экзаменов.

Каждый метод контроля имеет свои достоинства, недостатки и область применения. Ни один из рассмотренных видов контроля не может быть единственным, способным оценивать все аспекты процесса обучения. Поэтому только комплексное применение всех видов контроля позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов, способствовать повышению качества учебного процесса [3] .

Целью работы является исследование особенностей форм контроля знаний и навыков студентов в современных условиях и определение возможных путей совершенствования этих форм.

В качестве методологической основы исследования использованы анализ научных публикаций, экспертная оценка и обобщенный практический опыт при выявлении основных тенденций и проблем, возникающих при организации контроля успеваемости.

Корректировка функций контроля. Контроль успеваемости занимает важное место в процессе обучения, как текущий, так и итоговый. Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. В условиях изменения концепции обучения, компетентностного подхода и ограниченности количества аудиторных учебных часов, на наш взгляд, функции контроля успеваемости должны быть существенно расширены: акценты должны быть смещены с оценочной функции на обучающую.

При этом в ходе выполнения контрольных заданий в большей мере делается упор на повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения, переосмысливание и обобщение студентами пройденного материала, использование знаний в практической деятельности. Кроме того, контроль должен способствать формированию умений и навыков рационально организовывать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Так, текущий контроль, помимо контрольных функций должен указывать студенту на слабые места в его подготовке, способствовать развитию самостоятельности, умения искать информацию, анализировать ее, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

Изменение концепции и внедряемый в настоящее время компетентностный подход к обучению, приводит к смещению центра тяжести в обучении с лекционных занятий на практические, которые становятся ведущими. Соответственно, возрастает роль текущего контроля на практических занятиях.

Текущий контроль практических навыков. Особенности контроля практических навыков должны исходить из общей цели практических занятий. Практические занятия несут двоякую нагрузку. Здесь лекционный материал прорабатывается для улучшения его понимания, а также формирования умения применять его на практике. По смыслу практическая составляющая обучения должна быть направлена не на заучивание последовательности определенных действий, а на формирование базы знаний и навыков для последующего самостоятельного изучения необходимых прикладных методов, а также на выработку умения поиска необходимой информации (учебные пособия, интернет) и способности достижения цели в условиях неполноты информации [6] .

Наиболее совершенной формой практических занятий является лабораторная работа. Лабораторная работа – достаточно сложная форма контроля, она требует от студентов не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, логического мышления. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность студентов, т.к. от работы с ручкой и тетрадью студенты переходят к работе с соответствующим оборудованием (например, виртуальными компьютерными приборами [7] ). Используется лабораторная работа для развития и закрепления соответствующих практических навыков. Так как собственно лабораторная работа может проверить ограниченный круг знаний и навыков, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как письменный отчет и/или устный опрос.

В ходе практических и лабораторных занятий студент должен выполнить весь набор заданий с учетом индивидуальной скорости усвоения учебного материала. Причем задания могут сочетать подробно разобранные примеры с упражнениями для закрепления навыков, которые делаются по аналогии с примерами, но самостоятельно. Примеры должны быть достаточно простыми, но позволяющими понять принципы подходов, решений целого класса типовых задач.

На практических занятиях в большей мере проявляются различия студентов в скорости выполнения заданий, освоения практических навыков. Поэтому для повышения эффективности занятия требуется индивидуализация обучения [8] . В результате такого подхода на практическом занятии каждый студент работает над своим заданием. Соответственно, возникает необходимость в хорошо организованном индивидуальном опросе, поскольку письменный контроль в этих условиях становится менее эффективным и трудновыполнимым.

При проведении контроля имеет важное значение создание обстановки раскрепощенности мышления, стимулирования активности студентов и их самостоятельности. Студент не должен бояться ошибиться, а сами ошибки должны быть исправимы без каких-либо последствий для студента. Такие возможности дает многократность попыток (итерационность) сдачи материала (заданий). В этом случае, помимо многократности повторения, у студента возникает необходимость задуматься над вопросом, понять, почему он дает неправильный ответ. При этом, если проводить разбиение сложного вопроса на несколько более мелких и простых, находящихся в логической связке, то тогда методом последовательных приближений студент будет подводиться к правильному пониманию, как бы самостоятельно находя ответ. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать студенту, не показывая ему правильного ответа. Если не обойтись без подсказки, то подсказки преподавателя должны быть развивающими логическое и многовариантное мышление, т.е. не прямые, а косвенные, дающие ответ, по крайней мере, через один логический шаг. Поэтому с каждым студентом на практическом занятии необходимо неоднократно побеседовать, указывая его ошибки. Следует стремиться к тому, чтобы студент понимал, что и для чего он делал.

При этом текущий контроль предполагает доступность интернета, и задаваемые вопросы, в случаях затруднений, должны побуждать студента искать ответ, в том числе, и в интернете. У студента должно вырабатываться умение поиска необходимой информации (учебные пособия, интернет) и способность достижения цели в условиях неполноты информации [6] .

Рейтингование студентов. На основании результатов проводимого текущего контроля, по мере выполнения заданий, полезно регулярное рейтингование студентов, например, с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний [9] . Такое рейтингование повышает мотивацию студентов. Здесь дополнительно подключается соревновательный мотив.

Итоговый контроль также должен рассматриваться как элемент процесса обучения. В ходе экзамена (зачета) студент должен иметь возможность восполнить недостающие знания. Поэтому при контроле знаний имеет смысл разрешать студентам пользоваться справочной, учебной литературой, интернетом, а не тестировать качество заучивания. При этом студент дополнительно прорабатывает неясные вопросы учебной дисциплины в условиях повышенной мотивации.

При таком подходе к контролю успеваемости тесты могут иметь лишь вспомогательное значение, так как контролируют в основном знания и выполняют исключительно контрольную функцию.

Розов, Н. Х., Попков В. А., Коржуев А. В. Педагогика высшей школы : учебное пособие для вузов 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 160 с.

Филиппов В.М. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Положение Министерства образования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15.

Гельман В.Я., Сердюков Ю.П. Комбинированный подход в методологии учить учиться // Alma mater. 2018. № 9. С. 49-52. DOI: 10.20339/AM.09-18.049

Сердюков Ю.П., Гельман В.Я., Шматко А.Д., Ланько С.В. Разработка лабораторных практикумов на основе виртуальных приборов // Педагогическая информатика. 2018. № 1. С. 63-75.

Гельман В.Я. Оптимизация скорости преподавания при групповом обучении // Современное образование. 2017. № 2. С.36-43. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.22865.

Баженова Е. А. Балльно-рейтинговая система оценки // Вестник Пермского университета. Серия: Университетское образование. 2012. № 7. С. 33-38.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.

В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.

Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателями, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал.

Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ и умений студентов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех типов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Устный опрос —наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном контроле устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.

Индивидуальный опроспредполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед студентами вопросы, требующие развернутого ответа.

Письменная проверканаряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков студентов. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, попытает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверказанимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения студентов — не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний.

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдаётся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

методы контроля зависят от того:

• какая обучающая процедура контролируется;

• что контролируется - ход процедуры или ее результат;

• какие задания для проверки хода и результатов обучающей процедуры используются;

• какие ответы студентов используются при выполнении контрольных заданий;

трудности связанные с особенностями педагогической работы:

несовпадение требований разных педагогов, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

различия в профессиональной квалификации;

загруженность педагога рутинной работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить за относительно короткий промежуток времени;

трудности, связанные со спецификой традиционной формой проверки знаний: отсутствие четко с формулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (иногда педагог затрудняется в определении оценки);

отсутствие объективных критериев оценки и механизмов сравнения результатов обучения. Принятая методика приема экзаменов по 3–4 вопросам в билете не позволяет оценить полноту освоения материала, и провоцирует списание.

оценка результатов обучения в вузе, ее особенности и пути совершения

Контроль– выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учащихся.

Проверка– составной компонент контроля, представляющий собой процесс выявления и измерения знаний, умений, навыков учащихся.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Отметка – условное (кодовое) обозначение (фиксация) оценки.

При оценивании успеваемости используются как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Качественные показатели – это оценочные суждения. Количественные показатели фиксируются в баллах, процентах и т.д. Оценочные суждения осуществляются на основе определенных критериев.

Роль проверки в процессе обучения многозначна, так как, во-первых, она способствует расширению, углублению и совершенствованию знаний; во-вторых, развивает познавательные интересы школьников и определяет формирование ряда их личностных качеств; в-третьих, является эффективным средством для изучения учителем учебных возможностей учащихся (например, степени сформированности специальных умений и навыков и т.д.)

Основой для оценивания успеваемости обучающегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы обучающихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа "хорошо", "удовлетворительно" и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению "отлично" - балл Очень важно при этом понимать, что оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Количественные манипуляции с оценочными суждениями (баллами) недопустимы. Чтобы избежать соблазна использовать оценки как числа, во многих странах мира они имеют буквенное обозначение, например А, В, С и т.д.

Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают (и определяют) как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:

где О - оценка успеваемости (обученности, продуктивности), Ф - фактический объем усвоенных знаний, умений; П - полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения. Как видно, показатель усвоения (оценка) здесь колеблется между 100% - полное усвоение информации и 0% - полное отсутствие такового.

Системы оценки уровня знаний

В основу оценки уровня знаний студентов заложен рейтинговый подход с использованием 100-балльной системы и конвертацией ее в 5-балльную.

• o 0-50 баллов - неудовлетворительно;

• o 51-64 балла - удовлетворительно;

• o 65-79 баллов - хорошо;

• o 80-100 баллов - отлично.

Промежуточная аттестация знаний обучающихся по учебной дисциплине включает две составляющие: текущий и промежуточный контроль знаний. Весомость текущего контроля должна составлять не менее 40%, остальные 60% определяются результатами письменного или устного экзамена или зачета. Формула окончательной оценки промежуточной аттестации принимает следующий вид: оценка промежуточной аттестации (100 баллов) = 0,6 o (промежуточный контроль) + 0,4 o (текущий контроль).

Количество баллов за каждый вид самостоятельной (текущей работы) устанавливается с учетом ее значимости. Например: текущий контроль (40) = подготовка эссе (20) + реферат (10) + презентация по заданной теме (10); промежуточный контроль (60) = промежуточная оценка (30) + итоговая оценка (30).

Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. В связи с этим по-прежнему актуален вопрос о том, как лучше и справедливее определить это качество. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой - на выявление творческих способностей и эмоционально - ценностного отношения к изучаемым процессам.

  • первый уровень - репродуктивный, предполагает знание основных определений, понятий, законов, правил, формул, дат и т.д.;
  • второй уровень - алгоритмический, предусматривает применение понятий, законов, правил, формул, алгоритмов при выполнении стандартных заданий;
  • третий уровень - эвристический, подразумевает использование знаний из различных областей, тем, применение нескольких алгоритмов, поиск решений;
  • четвертый уровень - творческий, требует от студентов умения конструировать новые, не известные ранее алгоритмы решения, исследовать возможные варианты решений, действовать в нестандартной ситуации.

Каждый уровень требует своей системы контролирующих инструментов, однако, определяя содержание и методы контроля, необходимо выделять те ведущие понятия темы или курса в целом, которые должны быть усвоены всеми обучающимися без исключения. При таком подходе в список контрольных вопросов следует включать задания, требующие участия разных анализаторов, разных типов памяти, разного времени выполнения (Т.С. Сухова, 2001).

  • полнота и глубина усвоения фактического материала по теме;
  • осознанность, гибкость и конкретность в толковании материала;
  • действенность знаний, умение применять знания на практике [2].
  • дает полную информацию об уровне знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения нового материала, его повторении, закреплении и систематизации;
  • помогает получить данные о готовности студентов к дальнейшему обучению;
  • помогает нацелить студентов на развитие памяти, мышлении, речи;
  • важно для понимания общих подходов к процессу обучения;
  • нацеливает преподавателя на поиск эффективных методов обучения.
  • входной контроль - для установления уровня подготовленности студентов по данному предмету;
  • текущий контроль - для проверки знаний на каждом занятии;
  • тематический контроль - проводится по окончании изучения той или иной темы;
  • рубежный контроль - в конце семестра;
  • итоговый контроль - это зачет и/или экзамен.
  • контроль остаточных знаний - проводится сначала через семестр после окончания изучения предмета, а затем у выпускников. Он позволяет объективно оценить результаты работы преподавателя, эффективность используемых им дидактических систем и методов обучения и контроля [1].

Многообразие применяемых для реализации системы форм опроса помогает развить большую гибкость в воспроизведении материала, что способствует развитию различных способностей студентов. При этом решающими факторами, обеспечивающими выработку привычки мыслить, обобщать, думать, служат контрольные работы, опросы, различные диктанты, опыты, упражнения, задачи.

Пример количественной задачи: Какую массу имеют органы и ткани вашего организма, если известно, что средняя относительная масса различных органов и тканей взрослого человека (в % к массе всего тела) составляет:

Скелет 44 Желудочно-кишечный тракт 2,1
Кожа (все слои) 18 Легкие 1,5
Головной мозг 2,2 Кровь 7,0
Сердце 0,5 Печень 2,8
  • программированный опрос: используется при сравнении процессов или свойств нескольких групп организмов и при закреплении изученного материала. Здесь возможна само- и взаимопроверка работ студентами.
  • тест: это измерительное средство, предназначенное для оценки результатов работы обучаемого, определяемых сформированным у него уровнем учебной подготовки. Хорошо составленные тесты достаточно объективны при оценке знаний и подготавливают обучающихся к итоговой аттестации.

С тестами в той или иной степени приходится иметь дело всем участникам образовательного процесса. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные пробы или проективные испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым участником целей обучения. Для диагностики успешности обучения разрабатываются разные тесты - учебных достижений, успешности, дидактические тесты. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными и т.д.

Стандартизированные тесты позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени проверить объем усвоенного материала и выявить уровень усвоения студентами основных структурных единиц содержания образования.

Тесты достижений предназначены для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам. Как правило, они рассчитаны на групповую работу в аудитории колледжа, вуза и могут заменять опросно-экзаменационную систему.

Ориентированные тесты - это тесты, направленные на изучение степени сформированности отдельных навыков и умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин (в частности, навыки работы с учебником, математическими таблицами, энциклопедиями, словарями).

Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта.

В среднем тесты могут продолжаться от 5- 10 до 60 мин., при этом на выполнение одного задания закрытого типа должно уходит не более 3-4, на задания открытого типа - не более 10 минут. На каждом занятии очень удобны "тесты - пятиминутки": они могут содержать десять - пятнадцать заданий, из которых только пять верные. При совпадении ответа студента с эталоном выставляется "5", при правильном выполнении четырех заданий из пяти - "4", трех -"3" и т.д.

  • "5" ставится при правильном выполнении 94% заданий и более от максимально возможных;
  • "4.5" - при результате в 84-93%;
  • "4" - 74-83%;
  • "3.5" - 64-73%;
  • "3" - 51-63%;
  • "2" - 50% или менее.

Использование многобалльной шкалы оценивания достижений значительно раздвигает рамки существующей трехбалльной системы (3,4,5), позволяет оценить результаты обучения более достоверно. Определение минимума, необходимого для получения удовлетворительной оценки, и гибкие требования к верхнему пределу стимулируют познавательную деятельность как менее, так и более подготовленных студентов.

К студентам также предъявляются определенные требования при выполнении тестовых заданий.

Таким образом, анализируя область применения тестов и подходы к оценке знаний студентов и школьников с помощью данной методики, не следует забывать, что наряду с положительными сторонами тестирования, есть и отрицательные.

Положительные стороны тестирования Отрицательные стороны тестирования
быстрый опрос с широким охватом учащихся;

высвобождение времени для решения других вопросов и задач;

развитие внимания и остроты восприятия;

требует системы в усвоении материала;

заставляет систематически готовиться к занятиям, прослеживать связь различных тем, приучает к четкости, краткости;


В статье представлен анализ системы оценки результатов обучения в вузе. Раскрываются положения эффективности системы оценивания.

Ключевые слова: уровень и оценка образовательных достижений, тестирование, тестовые задания.

Несомненно, повысить качество образования в вузе, возможно, если четкие образовательные цели установлены, и стандарты их достижения определены, а значит, достоверно представлен конечный результат обучения. Под конечным или прямым результатом обучения в вузе мы понимаем совокупность знаний, умений и опыта, которыми должен владеть обучающийся, завершивший изучение какой-либо дисциплины. Эту совокупность можно признать образовательными достижениями.

Сложившаяся в мире ситуация в области оценки образовательных достижений, значимые и существенные изменения, происходящие в данной области в настоящее время, требуют разработки стратегии организации системы контроля за результатами обучения, учитывающей основные мировые тенденции. Организация учебного процесса в рамках Болонского соглашения предполагает унификацию учебных планов для одноименных дисциплин, которые преподаются в разных учебных заведениях. Это выдвигает требования объективизации процесса оценивания знаний студентов, что невозможно без использования методов тестирования знаний, которые являются основой теории педагогических измерений.

Таким образом, первоочередной становится задача проанализировать механизмы обеспечения объективности оценки и, как следствие, совершенствование системы получения объективной информации о результатах и качестве обучения в соответствии с образовательными стандартами в вузе. При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости от того, что понимается под стандартами: достижение определенных целей образования, освоение определенного содержания учебного предмета или достижение определенных уровней подготовки [1]. Нужно заметить, в связи с тем, что ни один из методов оценки не является универсальным, необходимость структурирования содержания учебного материала для совершенствования системы контроля определяет потребность преподавателя в анализе нормативных и методических документов (например, рабочей программы дисциплины или направления), которые раскрывают состав знаний, умений и навыков студента. Личные усилия и способности, отношение к изучаемому предмету, интерес и уровень мотивации студентов детерминируют их уровень знаний, но именно правильная организация учебного процесса, опыт и мастерство преподавателя, объективность контроля обусловливают и заметно улучшают структуру знаний студента.

Содержательная структура учебной дисциплины должна наглядно отображать связь содержания дисциплины с составом разрабатываемых контрольных заданий и их основными показателями — назначением, конструктивными формами, уровнем трудности и др.

В узком значении тест достижения (achievement test) — это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест — в более широком смысле — это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого [2].

Особую прагматическую значимость в последнее время в тестологии имеют следующие основные подходы в оценке образовательных достижений обучающихся:

На наш взгляд, анализ тестовых заданий прошлых лет и системы их оценивания обеспечивает качество оценки достижений, что позволяет говорить об установлении преемственности системы оценивания по различным годам. Анализ результатов тестирования позволяет выявить проблемные области и принять решения по их устранению. Можно отметить, что процесс тестирования частично стандартизируется согласно последним достижениям современной теории тестов (проводится проверка надежности, отбраковка некачественных тестовых заданий, совершенствование структуры и состава теста). В основе технологии разработки тестов должна быть спецификация, понятно сформулированная и доступная для всех заинтересованных лиц, в которой подробно описываются структура теста и все проверяемые умения. Очевидно, для увеличения точности измерения относительной трудности тестов одного года по отношению к трудности теста другого года необходимо для каждого задания оценить его трудность по отношению к другим заданиям теста, в сравнении с тестами предыдущих лет. Актуальным представляется обеспечение валидности и надежности тестовых заданий.

В настоящее время, исходя из наших ресурсных возможностей, разработанные для итогового и текущего контролей тестовые задания предъявляются в виде тетрадного тестирования, которое проводится одновременно для всех групп студентов. Полагаем, автоматизация процесса проверки результатов, а также непосредственно составления тестовых заданий неизбежна из-за активного использования информационно-коммуникационных технологий, которые, внедряются в образовательный процесс благодаря научно-техническому прогрессу [5].

Полноценная система оценки достижения стандартов должна обеспечить получение полной информации обо всех знаниях и умениях, которые должны достичь студенты и поэтому, система должна предусматривать использование различных методов оценки. Простой подсчет баллов (за правильно выполненные тестовые задания), на основе которого выставляется отметка за экзамен, ставит по сомнение оценку эффективности обучения только на основе сырых баллов, полученных за выполнение тестов. На успешность работы над тестом на экзамене влияет мотивация, эмоциональное состояние студента, условия проведения экзамена и многие другие факторы. Систематически собираемые данные о результатах обучения, согласно рейтинговой системе, на наш взгляд эффективнее, т. к. оценка становится интегральной составляющей образовательного процесса. Многоуровневый анализ результатов представляет собой сложный индикатор роста качества обучения. Многоплановая оценка образовательных достижений студентов увеличивает педагогическую эффективность образовательного процесса. Улучшение уровня подготовки студентов по дисциплине становится основной целью оценки результатов их обучения. Для этого преподаватели должны овладеть механизмами обеспечения качества разработки тестовых заданий, системой их оценки, понять ее цели и процедуру.

Важно помнить о том, чтобы качество полученных из тестовых заданий данных, их справедливость и объективность, научность и достоверность, связь с учебным процессом, всесторонность обеспечивается на каждом этапе разработки тестовых заданий, проведения тестирования, обработки и представления результатов. Необходимо стремиться к совершенствованию преподавания и процесса обучения, уметь планировать учебный процесс на достижение поставленных в стандартах целей и адекватно оценивать эти достижения. Для этого преподаватели должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки, проведения тестовых работ и их проверки.

Процесс контроля над образовательными достижениями предполагает организацию системы повышения квалификации, которая будет информировать, и обучать педагогов корректному использованию тестовых заданий и тестирования в практике работы, а также корректному использованию результатов тестирования.

1. Михайлова Н. С. Методика создания заданий в тестовой форме. Учебное пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 215 с.

3. Маркова Н. А. About principles of language-competence evaluation in higher education/ Н. А. Маркова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 824.

4. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Издание второе — СПб.: Образование и культура, 1997. –304 с.

5. Краснова Т. И. Возможности электронного обучения в непрерывном образовании/ Т. И. Краснова // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 634–635.

Основные термины (генерируются автоматически): задание, достижение, образовательный процесс, учебный процесс, результат обучения, итоговый контроль, образовательный стандарт, тестовая форма, учебная дисциплина, учебный предмет.

Читайте также: