Консультация приобщение детей к истокам русской народной культуры в доу

Обновлено: 02.07.2024

группах. Усложне ние задач п рослеживается от в озраста к в озрасту .

Решение поставленн ых задач преду сматривает использован ие

следующих форм: ОД, игровую деятельность, экскурсии, праздники,

театрализованну ю и самостоят ельну ю деятельность.

Формировани е нравственно - этических чувств, воспитан ие любви к

Родине, к традициям русской народ ной культу ры основано на

• принцип близости, объективност и, эмоциональной насыще нности –

предлагаемый мате риал дол жен быть с постепенным у сложнен ием;

• п ринцип доступност и – предлагаемая и нформация адап тирована к

• п ринцип научност и и достоверности – содержание сведений,

предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных

фактах, лично м опыте и чу вственных о щущений д етей

• п ринцип н агляднос ти и з анимательнос ти – образователь ный материал

должен вызывать у детей и нтерес и эмо циональный от клик;

• п ринцип исто рической послед овательн ости обобщающ их факт оров;

• п ринцип комплекс ного и интегративного под хода – п риобщение

дошкольников к истокам русской народно й культуры о существляетс я

через различные виды деятельности в системе образовательног о

процесса, предлага ется использован ие различный видов и форм

• п ринцип тес ного сотру дничества педагогов и родителе й.

1. З накомство с национальным бытом. В результате дети начинают

понимать сущность русской народной ку льтуры, её особенность,

самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием

атмосферы национал ьного быта, вместе с детьми предметами р усского

быта п ополняется организован ный в группе мини - музей. Известно, что

окружающие предметы оказывают бо льшое влия ние на форми рование

душевных качеств ребенка – развивают любознательность,

воспитывают чувство прекрасного. Окру жающие пр едметы, впервые

пробуждающие душу ребенка, воспитываю щие в нем чувство красоты,

должны быть национальным и. Это позв оляет детям с самого раннего

возраста понять, что они – часть велик ого русског о народа.

2. Д ошкольник и продолж ают знак омиться с ру сским народным

творчеством , дополняя и углу бляя свои знания. Вводятся новые

3. Дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется

отметить, что эти игр ы не нос ят соревновательны й элемент, а

наоборот, с пособству ют сплоче нию, у мению вы полнить совместные

движения. В русских народных играх используем заклички, считалки,

4. З накомство с традициями . Ненавязчиво, в простой для понимания

этого материала форме преподнос ится что - то познавательно новое

Знакомство с русскими народными праздниками проходит через

следующие мероприятия: викт орины, развлечения, праз дники такие

В течение года дети в игровой, занимател ьной форме уточняют и

закрепляют полученные знания о различн ых областях русской народной

куль туры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность

Немаловажну ю ро ль п ри этом играет создан ие предметн о - развивающей

среды. В группе должен быть создан ми ни музей «Ру сский народный

самобытност и, колорите р усского народа, русской души, русского характера.

Где н акопле н богатый материал: дидактическ ие игры и п особия по

ознакомлению детей с р усским народным костюмом, ру сской народной

кухней, на родными играм и, промысла ми, быт ом. В гру ппе много детских

книг, раскрасок, дидактическ их игр, па пок - передвижек по т еме.

При р аботе по ознакомлению д етей с русским народным творчеством

рекоменду ем исполь зовать такие дидактические пособия: «Где загадка – там

Дети любят слушать сказки, прибау тки, потешки, песенки, сч италки,

заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в

режимных моментах (мытье р ук, укладывание на сон, при одевании и

Конечно же, в этой работе огромна я поддержка необхо дима со стороны

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много

разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи, песни,

сказки, предан ия. И очень в ажно ценить и понимать д ругих людей.

Ценность народных традиц ий огромна, а их утрата невосполн има

какими бы то ни б ыло материальными благами. Если полностью утеряны все

традиции, мо жет встать под со мнение с амо чувствование нар ода.

− дети знают содерж ание сказо к, былин, примет, посл овиц ;

− умеют узнавать гер оев в произвед ениях изо бразительн ого иску сства ;

− знают и умеют играть в народные игры, с народными игрушками ;

− узнают предметы русского нар одного пр икладного иску сства ;

− узнают русские нар одные инст рументы и у меют играть на некотор ых

− эмоционально и п оложительно откл икаются на к расоту природы ;

− использую т фольклор в повсе дневной р азговорной ре чи ;

Таким образом, целенаправленна я си стематическ ая работа по

приобщению д етей к истокам р усской народной культуры помогает детям

быть бо лее раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание

проявить свои таланты. Они учатся ра ссуждать, фантази ровать. Кроме того,

они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к д уховной

чистоте русского фольклора. Дети о ткрываютс я друг другу, охотно идут на

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Первоочередной задачей для меня, это было формирование у детей положительного отношения к русской народной культуре осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Ведь приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в детском саду и поддерживается родителями дома.

Таким образом хочу сказать, что, приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Во время планирования своей работы по приобщению дошкольников к народным традициям выделила следующие подходы:

• включение детей в разные виды деятельности (беседы, познавательная, изобразительная, музыкальная с игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

• связь различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

• использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основ становления личности

• осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Работая над этой проблемой, я поставила перед собой:

Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Побуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;

Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;

Знакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.

Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами искусства;

Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;

Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;

Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;

Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Формы работы с детьми.

по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта

(знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);

по ознакомлению с окружающим миром

(знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями);

по ознакомлению с произведениями художественной литературы

(учить пословицы, поговорки, потешки, читать и рассказывать сказки, обыгрывать их в театрализованной деятельности)

музыкальные (знакомить с русскими народными инструментами, петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев);

по изобразительной деятельности (декоративное рисование, лепка)

Культурно-досуговая деятельность :

праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.

подвижные, народные игры.

Методы и приё мы: словесные, наглядные, практические, игровые.

чтение художественной литературы;

заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок;

консультации.

рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;

личный пример взрослого.

создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ;

создание условий для познавательного развития и познавательной деятельности ребенка;

организация продуктивной деятельности.

дидактические, настольно-печатные игры;

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений :

Создание атмосферы национального быта.

Традиционные и обрядовые праздники.

Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п.)

Русское народное искусство.

Русские народные игры.

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.

В группе имеются:

Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).

Детские книги – русские народные сказки, книжки – раскраски.

Уголок ряжения – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.

Театральный уголок – маски, куклы, настольный театр.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Традиционные и обрядовые праздники

Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Приобщаясь к народным и обрядовым праздникам, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особое удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках.

В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

Рождество. В НОД я разучиваю с детьми рождественские колядки, устраиваю для них представления и рассказываю им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки.

Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.

Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов и чаепитием.

Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

Только совместно со всеми сотрудниками ДОУ удается донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Мною собраны конспекты занятий, досугов и праздников для детей, сделана подборка на целый год народных православных праздников с названиями, народными приметами и именинниками.

Русский народный фольклор

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Широкое использование фольклора как богатейшего источника познавательного и духовно – нравственного развития детей имеет огромное значение. Лучшие черты характера ребенка закладываются в дошкольном возрасте при соприкосновении с миром устного народного творчества.

В интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором (потешки, песенки, сказки, загадки). Задача по ознакомлению с иллюстрациями к произведениям устного фольклора художника Ю. Васнецова, решается во взаимодействии с изобразительной деятельностью и декоративной лепкой (скульптурой малых форм). Очень нравиться детям самостоятельно изготавливать поделки под дымковскую игрушку, изделия с элементами хохломской и Городецкой росписями. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике, при умывании, после сна и т. д.

В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта.

Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Главная задача на этом этапе - раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.

Русское народное искусство

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.

Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далёкого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, всё, что их окружало в труде и быту.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного. Нужно научить детей это видеть, умело обращать их внимание на красоту окружающих нас вещей, и постепенно дети сами пойдут этой дорогой.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

Русские народные игры

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.

Они очень ценны в педагогическом отношении : разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают быть честными и правдивыми.

Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в организацию двигательной активности детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Мною собрана картотека народных игр для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм. Народные игры с использованием фольклора применяю при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулке, проведении обрядовых праздников.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Дети любят веселые считалки, которые иногда состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора. Но взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра занимает в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Эффективным видом игровой практики в нашем детском саду стала игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми - ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьевкам или по сговору.

Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования отношений со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, моя углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты. Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Воспитанники детского сада:

Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)

Знание истории русского костюма, головных уборов.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.

Итак, народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.

Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня, и современная литература, и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого.


Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам русской народной культуре?

  1. Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок.
  2. Рассказывание легенд и преданий.
  3. Разучивание песен и танцев нашего народа.
  4. Воспитание и уважение к родительскому дому.
  5. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий.
  6. Бережное отношение к родной природе.
  7. Знакомство с художественными промыслами своего народа.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор - это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Подготовила воспитатель Иотко А.В.

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.

Цель работы педагогов образовательного учреждения в данном направлении - заложить основу патриотических чувств (уважение к своей стране, родному краю, городу, в котором живёшь), воспитывать чувство сопричастности к России, её культурному наследию.

- расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные знания в жизни;

- развивать чувство сопричастности к народным торжествам;

- закладывать основы праздничной культуры;

- совершенствовать самостоятельную музыкально-творческую деятельность;

- формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, театральной;

- содействовать посещению художественно-эстетических студий по интересам ребёнка;

- воспитывать художественно-эстетический вкус.

Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора методов обучения и воспитания.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.)

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор может использоваться как на занятиях, так и во всех режимных моментах. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в процессе приобщения к народной культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Создание предметно – развивающей среды

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой целью в ДОУ создаются музеи. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет им с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Проведение традиционных народных праздников.

Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.

Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре также зависит от выбора форм обучения и воспитания.

Формы образовательной работы с детьми

- праздники и развлечения

- наблюдения в быту и природе

- экскурсии в музей и детскую библиотеку

- организация конкурсов рисунков, поделок

- посещение тематических выставок

- просмотр видеофильмов, слушание музыки

- встреча с интересными людьми

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям. Растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России.

Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования: существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности. Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, - и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. В наше время давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Зачастую сами воспитатели недооценивают присказки, заклички, сказки, народные игры и т.д.

Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии

работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих


Интеграция образовательных областей

Новизна данной технологии состоит в том, что она раскрывает развивающие функции устного народного творчества народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Исходя из этого, технология построена на духовно – нравственном и эстетическом воспитании дошкольников с учетом культурных традиций русского народа.

Актуальность технологии обусловлена тем, что в настоящее время малые фольклорные формы недостаточно широко используются в работе с детьми. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падения интереса к нему. В то время, как развивается наука и техника, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою яркость, самобытность, эмоциональность.

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.



Цель развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;

Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Для достижения поставленной цели в технологии определены следующие задачи:

Образовательные:

• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.

• Знакомить детей с русскими народными промыслами.

• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.

• Знакомить детей с русскими народными праздниками.

• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.

• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.

• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)

• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.

• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.

Развивающие:

• Сформировать интерес у детей к истории Руси.

• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.

• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.

• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.



Воспитательные:

• Прививать любовь к устному народному творчеству.

• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.

• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.

• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.

• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.

• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.

Читайте также: