Конструктивное взаимодействие с детьми в доу

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с современными нормативными документами каждое образовательное учреждение должно иметь программу развития. Участвовать в ее разработке и осуществлении ее направлений – должностная обязанность всех членов педагогического коллектива. Поэтому актуальным остается работа управленческой команды учреждения, и в частности методиста или заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе с педагогическими кадрами в целях развития учреждения. Важно проанализировать и результативно использовать возможности вовлечения в разработку программы и ее реализацию всех участников образовательного процесса. Коллективом детского сада проделанная определенная работа за 2015-2016 учебный год. Предлагаемый сценарий педагогического совета призван произвести промежуточный срез первого этапа работы над программой, внести коррективы и запустить подготовку к следующему этапу. Важным для руководства остается выработка субъектной позиции членов педагогического коллектива, поэтому педагогический совет имеет форму круглого стола, где каждому предоставляется возможность высказать свое мнение, сделать свой выбор и взять на себя ответственность за выбранную часть работы. Данная разработка предназначена для старших воспитателей, методистов и заместителей заведующего по учебно-воспитательной работе.

Материалы и оборудование: Мультимедийное – экран, проектор, ноутбук; ф липча́рт, бумага к нему, маркеры разных цветов, магниты

Распределение функций: методист - ведущий педсовета, секретарь педсовета – фиксирует основные идеи и мнения, он же – хранитель времени.

План проведения педсовета:

Цель упражнения: Вовлечение педагогов в тему педсовета.

Цель упражнения: Самооценка педагогами вклада в развитие учреждения

Цель: Анализ деятельности педагогов ДОУ по созданию условий для конструктивной деятельности дошкольников.

4. Выработка дальнейшей стратегии в рамках реализации программы развития.

Цель: Конкретизировать дальнейшие шаги по созданию центра технического конструирования и моделирования и развитию творческих способностей дошкольников в условиях центра.

Проведение педсовета

Педагогии занимают места на стульях, расположенных по кругу.

1. Ведущий предлагает всем встать и поприветствовать друг друга по кругу, сделав образный подарок с пожеланием, ассоциирующим с конструированием.

2 . Упражнение «Где ты?

Чтобы понять кто и на сколько оценивает свой вклад в развитие учреждение, свою функциональную роль, ведущий предлагает по желанию объяснить свой выбор. Это упражнение помогает оценить педагогов с точки зрения мотивации, желания участвовать и продвигать проекты, а также гармоничность развития учреждения.

Например, роль заведующего – создание фундамента, материально-технических, финансовых условий для развития учреждения, поэтому она расположила желтый магнит (цвет жизнерадостности) в центре нижней части пирамиды. Роль методиста – продвижение инновационных идей, оптимизм и вера в достижимость поставленных целей, двигатель проектов, поэтому магнит желтого цвета – в верхней части пирамиды. Многие воспитатели расположили на 2-м и 3-ем уровнях пирамиды, объясняя расположение большой работой и результатами достижений детей, но еще предстоит сделать значительную работу. Один специалист расположил магнит рядом с пирамидой, занимая позицию наблюдателя и находящегося в поиске своей применимости.

Педагогам дается возможность объединиться в группы по профессиональным интересам или осуществить самоанализ индивидуально. Время на работу 5 мин. Время на выступление 1 мин.

Все значимые позитивные изменения фиксирует секретарь на флипчарте.

Все проблемы фиксируются на флипчарте. Обсуждаются сроки решения проблем.

4. Ведущий с помощью секретаря наглядно демонстрирует педагогам образ продвижения учреждения по программе развития в течение учебного года. И предлагает ответить на вопросы:

Что изменил бы в деятельности учреждения, а что бы добавил?

Что не было задействовано в работе, но в этом несть необходимость? (формы деятельности, проекты, участники проектов, социальные партнеры);

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия.

Содержимое публикации

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия .

Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании .

Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка . Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, что ребёнок будет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что - бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.

Основные направления совершенствования работы детского сада :

1. Гуманизация педагогического процесса ;

2. Раскрепощение условий жизни детей;

3. Создание обстановки благополучия.

Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.

Воспитание и обучение – процесс двусторонний , построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка . Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса . Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия , общения.

Результат- преобразование в познавательной , эмоционально - волевой и личностной сферах.

Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей . Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций , решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.

Педагоги и психологи , которые занимались проблемой педагогического общения :

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны : функционально – ролевую и личностною.

Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнком обусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.

Личностная – сторона педагогического взаимодействия , связана тем что воспитатель , взаимодействует с детьми , передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступает педагогическое взаимодействие в котором функционально – ролевое и личностное взаимодействие осуществляется в комплексе.

Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия : тип или стиль отношений, руководства.

Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия :

Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.

Активно – положительный : педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.

Ситуативный : педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.

Пассивно – положительный : педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку , но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.

Активно – отрицательный : педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам , проявляет резкость и раздражительность.

Пассивно – отрицательный : педагог мало проявляет интерес к воспитанникам , чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.

Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация (личностно – развивающийся) .

Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется в конфликте : деструктивном и продуктивном.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия , порождая стрессы.

Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.

Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.

В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия .

1)Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;

2)Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;

3)Организация совместной деятельности;

4)Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;

5)Организация коллективных игр;

Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия – организация совместной деятельности детей.

При этом меняется позиция воспитанника : из пассивного (объекта воздействия) переходит в активную.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком .

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.


Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

Семья и детский сад — два общественных института, “два воспитательных феномена”, которые помогают приобрести ребенку социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир, стоят у истоков нашего будущего. А наше будущее — это дети!

“Если человек загадывает на года, он сеет хлеб, если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья, если человек загадывает на века, он воспитывает детей.“

Именно ребенок является основой для сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Рассказывая о ребенке — о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день — воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми — внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап по той простой причине, что их нет рядом.

Хороший родитель всегда заинтересован в подробностях жизни собственного малыша, к своему ребенку он хочет видеть внимательное отношение, индивидуальный подход, персональное внимание к его нуждам.

Что же нужно педагогу, чтобы отвечать этим ожиданиям? Пожалуй, многое. Желание и умение наблюдать “ личную “ жизнь ребенка в группе во всем многообразии ее проявлений, а не только видеть и ценить свои воспитательские действия. Умение выделить существенное и позитивное в характере ребенка. Понимать причины того или иного поступка, поведения в целом. Желание и способность донести увиденное до родителей, чтобы затем вместе с ними сложить из отдельных фактов картину жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка. Нужно многое. Но не невозможное.

Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействий между ними, обмен мыслями, чувствами, переживаниями — создают важнейшие условия гармоничного развития ребенка.

В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умеет планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательный процесс вряд ли возможно. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. В современных родителях все тверже проявляется убежденность значимости собственной личности, все большее число молодых проникается пониманием важности собственной активности, ответственности за качество своей жизни. Это внутренняя, личностная составляющая. Именно их пример, и личные качества определяют результативную функцию семьи.

Неоспорим тот факт, что для обеспечения гармоничного развития ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и детского сада. Семья — это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека, среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Именно семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в приобщении к системе общечеловеческих ценностей.

Как социальное явление детский сад меняется все больше и больше. Из некогда закрытой самодостаточной структуры. Он становится открытым, подверженным существенным переменам.

Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Сегодня воспитатель должен уметь «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями.

Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться свой информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

Одной из основных задач взаимодействия детского сада с семьей является создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах.

Все формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы:

‒ родительские собрания (общие, групповые) — форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского с и семьи;

‒ экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

Индивидуальные формы:

‒ педагогические беседы с родителями;

‒ тематические консультации (проводятся специалистами);

‒ заочные консультации — ящик (конверт) для вопросов родителей;

‒ посещение семьи ребенка;

‒ переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно-информационные формы:

‒ видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;

‒ выставки детских работ;

‒ стенды, ширмы, папки-передвижки.

Индивидуальная форма— одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. К ней, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Беседа воспитателя с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.

Беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье.

Главная задача наглядной пропаганды — целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.

Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

‒ материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

‒ материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДО, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте образовательного учреждения;

Например, выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, поделки, детские книги, альбомы и т. д.

Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

‒ объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

‒ благодарности родителям и т. д.

В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как проведение различных акций, почта доверия, мастер-классы, круглые столы, презентации, выпуски семейных газет и плакатов, проведение тренингов, ролевых, имитационных и деловых игр, выставки семейных реликвий, участие в работе различных клубов и проектно-исследовательской деятельности.

Об эффективности проводимой в дошкольных отделениях работы с родителями свидетельствуют:

‒ проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

‒ возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

‒ ответы на вопросы родителей ими самими;

‒ приведение примеров из собственного опыта;

‒ увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

‒ стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

‒ размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

‒ повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой, терпением и тактом педагога, его профессиональной этикой и мастерством. Не надо останавливаться на достигнутом, а нужно искать новые пути сотрудничества с родителями.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, метод воспитания детей, содержание, дошкольное образование, образовательный процесс, практическая помощь.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое.

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей.

. ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное образование, практическая помощь.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей.

. ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное образование, практическая помощь.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое.

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей.

. ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное образование, практическая помощь.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

детский сад, родитель, семья, ребенок, воспитание детей.

. ребенок, воспитание детей, содержание, метод воспитания детей, образовательный процесс, дошкольное образование, практическая помощь.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение.

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Особенности воспитания в семье детей дошкольного возраста

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

детский сад, семья, родитель, ребенок, проблема, практическая помощь, педагогическое сопровождение, воспитательная среда, дошкольное воспитание, дошкольное образование.

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка. родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Читайте также: