Конструирование мониторинга успешности учения обучающихся в доу

Обновлено: 04.07.2024

2 Мониторинг - процесс наблюдения и регистрации данных о каком - либо объекте на неразрывно примыкающих друг к другу интервалах времени, с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

3 Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

4 Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого- либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

7 Наблюдения учителя на уроке Уроки 1-2 Тема задания: Украшение коробки Цель урока : обучение составлению плана и работа по плану Анализируя урок, выберите ответ и укажите количество групп и количество учащихся со сформированными умениями. Мотивация учащихся на уроке : в начале - высокая, низкая, средняя в конце - высокая, низкая, средняя Сформировано ли умение планировать количество деталей для изделия? - сформировано _______ групп _______ чел. - почти сформировано_______ групп _______ чел. - не сформировано _______ групп _______ чел. Сформировано ли умение фиксировать выполненные действия и операции в плане? - сформировано _______ групп _______ чел. - почти сформировано _______ групп _______ чел. - не сформировано _______ групп _______ чел. Организована ли работа групп? - организована _______ групп _______ чел. - почти организована _______ групп _______ чел. - не организована _______ групп _______ чел. Урок проведен по методическим рекомендациям - в полном объеме, - не полностью в виду того, что (указать причны)_____________________________ Как распределялась работа в группах? - по указанию учителя_______ групп _______ чел. - по договоренности учащихся между собой_______ групп _______ чел. - по инициативе лидера_______ групп _______ чел. Оценки факторов, влияющих на ход урока психологическая атмосфера класса (деловая активность, пассивность, бунтующая активность, безразличность); другие факторы______________________________________________

8 Инструменты получения данных о процессе формирования проектных умений Наблюдение за действиями учащихся при групповой, парной и индивидуальной работе, проявлениями отдельных умений Контрольные работы с парной и индивидуальной деятельностью по выполнению задания Тесты рефлексии по работе с понятиями, с личностной оценкой освоенного знания и умения, с методологическим обобщением

9 Формирование умений во 2 – 4-х классах 1.Планировать свою деятельность 2.Планировать работу другого 3.Анализировать имеющие ресурсы 4.Анализировать полученный результат 5.Предъявлять и представлять

10 2-е классы 1 Планировать свою деятельность 2 Планировать работу другого 3 Анализировать имеющие ресурсы 4 Анализировать полученный результат 5 Предъявлять и представлять АБВАБВАБВАБВАБВ Сформи ровано % февраль ноябрь Частич но % февраль ноябрь Не сформи ровано % февраль ноябрь

11 3-и классы 1 Планировать свою деятельность 2 Планировать работу другого 3 Анализироват ь имеющие ресурсы 4 Анализироват ь полученный результат 5 Предъявл ять и представл ять АБВАБВАБВАБВАБВ Сформиро вано февраль ноябрь Частичнофевраль ноябрь Не сформиро вано февраль ноябрь

12 4-е классы 1 Планировать свою деятельность 2 Планировать работу другого 3 Анализирова ть имеющие ресурсы 4 Анализироват ь полученный результат 5 Предъявл ять и представл ять 5 АБВАБВАБВАБВАБВ Сформиро вано % февраль ноябрь Частично % февраль ноябрь Не сформиро вано % февраль ноябрь

13 Проектные умения 1. Формулировать проблему 2. Ставить цель 3. Формулировать задачи 4. Формулировать гипотезу 5. Строить план 6. Составлять инструкцию 7. Формулировать результат 8. Фиксировать свои действия 9. Презентативные умения 10. Рефлексивные умения

18 Преемственность Навыки проектного мышления используются в средней и старшей школе, где дети выполняют не только внеурочные проекты, но и проекты на предметном содержании и представляют их на ШНО (школьное научное общество)

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.

ВложениеРазмер
sistema_monitoringa.docx 30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в ДОУ.

Педагогический процесс современного детского сада ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Таким образом, использование в педагогическом процессе дошкольного учреждения технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы.

  • Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
  • Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
  • Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

  • Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
  • Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
  • Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
  • Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
  • Принятие решения об изменении деятельности.

В рамках общеобразовательного мониторинга в дошкольном учреждении изучается:

1. Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Определение результативности деятельности ДОУ связано с решением целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей. Объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:

Содержание (по образовательной программе)

Форма (перечень диагностических средств, методик)

1.тестовое задание для выявления быстроты-бег на дистанцию 30 метров

2. тестовое задание для выявления силы – прыжок с места;

3. тестовое задание для выявления ловкости – бег на дистанцию 10 метров;

4. тестовое задание для выявления выносливости – непрерывный бег на дистанцию 90 метров(средняя группа), 120 метров (старшая группа);

5. тестовое задание для выявления гибкости – наклоны вперед, стоя на гимнастической скамейке;

6. тестовое задание для выявления двигательной активности – использование шагомера.

Инструктор по физкультуре

Экспресс диагностика интеллектуальных способностей

Детский апперцептивный тест;

Цветовой тест отношений;

Степень освоения ребенком образовательной программы

Степень готовности ребенка к школьному обучению

Мотивационная готовность к школе.

Внутренняя позиция школьника.

Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ

Удовлетворение образовательных потребностей.

Соответствие результатов образовательной деятельности запросам родителей.

Организация взаимодействия с родителями на уровне группы и учреждения.

Удовлетворенность воспитателей деятельностью ДОУ

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Качество управления образовательным процессом.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Физическое и психическое здоровье педагогов .

2. Отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность дошкольного учреждения и достижение обозначенных выше результатов обеспечивается реализацией образовательной программы. При проектировании карты мониторинга педагогического процесса ДОУ обеспечивается его направленность на отслеживание качества:

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Организация самостоятельной деятельности детей

Наблюдение за детьми в 1-й половина дня.

Наблюдение за детьми во 2-й половина дня.

Оценка создания условия для самостоятельной деятельности детей:

  • Соответствие возрастным особенностям;
  • Учет интересов девочек и мальчиков;
  • Зонирование:
  • Создание условий для творчества: речевого, художественного, детского экспериментирования.

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Педагогическое образование родителей.

Совместная деятельность педагогов и родителей.

3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ . Реализация педагогического процесса возможна при обеспечении ДОУ соответствующими ресурсами и создании необходимых условий:

Кадровый потенциал ДОУ

Укомплектованность кадрами, Качественный состав педагогов;

Наличие кадровой стратегии.

Развивающая среда ДОУ

Соответствие возрастным особенностям;

Учет интересов девочек и мальчиков;

Создание условий для творчества: речевого, художественного, детского экспериментирования.

Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Карта анализа развивающей среды.

4. Алгоритм мониторинга.

В начале учебного года (сентябрь месяц) проводится основная первичная диагностика, определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателей и педагогов-специалистов. На основе этой диагностики педагогами определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (май месяц, проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения педагогами дошкольного учреждения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она проводится не со всеми детьми, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве диагностических методов используются как наблюдение, так и простые тестовые задания детям.

В научно-педагогической литературе существует несколько наиболее распространенных определений мониторинга.

Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.

Мониторинг - форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Мониторинг - система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих представление в динамике уровней усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. То есть обеспечивается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в образовательном процессе. Из приведенных определений видно, что мониторинг является системой и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка, хранение и распространение информации в контексте оценки качества образования.

Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников. Мониторинг должен соответствовать следующим принципам: научности, предполагающий организацию научно-обоснованного процесса изучения, в основу которого положены закономерности развития ребенка; непрерывности, реализующий идеи осуществлении постоянной оценки достижения детьми планируемых результатов освоения Программы на всех этапах его развития; прогностичности, предполагающий конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с избранными критериями, предвидение возможных последствий: ухудшения или улучшения результатов освоения Программы; динамичности, требующий постоянной корректировки технологий, методов и средств мониторинговой деятельности в связи с изменениями в развитии ребенка; гуманизации, определяющий новое отношение к оценке и оценочной деятельности, устанавливающий уважительное отношение к личности ребенка, к его интересам, правам; коллегиальности, требующий привлечения всех субъектов образовательного процесса, интеграции усилий педагогов ДОУ в организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. К функциям педагогического мониторинга в системе дошкольного образования относят: интегративную, обеспечивающую комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период; диагностическую, позволяющую дать объективную оценку сформированности интегративных качеств ребенка дошкольного возраста; информационную, являющуюся способом систематического получения валидной (надежной) информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка; прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов. Мониторинг будет эффективен, если критерии и показатели корректно заданы. В зависимости от целей мониторинга количество показателей может быть разным. Под критерием понимается признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, а показатель - это одна из характеристик критерия, которую можно измерить. Различают качественные показатели, фиксирующие наличие/отсутствие определенного свойства или его описательную характеристику (хорошо, красиво, часто, настойчиво, и количественные показатели (сколько, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

Главным основанием выбора показателей служит понимание того, что вы хотите измерить в динамике. Количество показателей должно, с одной стороны, давать возможность сделать однозначный вывод по цели исследования, а с другой стороны, способствовать минимальным трудозатратам проводящего мониторинг педагога. Методы мониторинга разнообразны. Главным основанием для выбора методов мониторинга служит набор показателей и возможность получить по каждому показателю максимально объективную информацию. Информация по одному показателю может собираться с помощью различных методов из нескольких источников, дополняющих или уточняющих друг друга. Мониторингу присущи такие характеристики, как: наличие объекта мониторинга; 6 наличие форм и методов для сбора, оформления и анализа информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм, принятия решения по результатам мониторинга; определение сроков и периодичности сбора информации; определение ответственных за сбор, обработку и хранение информации. Периодичность мониторинга устанавливается дошкольным образовательным учреждением. Данные методические рекомендации направлены на овладение руководителями и педагогами дошкольных учреждений умениями и навыками проектирования модели педагогического мониторинга для конкретного ДОУ, соответствующей особенностям его образовательной деятельности, подбору методического обеспечения его реализации. Важным является то, что система психолого-педагогического мониторинга является динамичной, открытой, изменяющейся, а все функции мониторинга (аналитическая, диагностическая, прогностическая, организационно-управленческая, корректирующая) рассматриваются в единстве. Результаты мониторинга учитываются в управленческой и образовательной деятельности ДОУ, принимаются решения о внесении изменений в текущие проекты педагогической деятельности, в содержание работы с родителями воспитанников. Деятельность ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, должна строиться на основе результатов мониторинга.

В дошкольном образовательном учреждении (группе) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) помимо психологопедагогической работы по освоению детьми образовательных областей (10 образовательных областей, необходимой составляющей обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) является коррекционно-развивающая работа.

Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо понимать, что достижение ими результатов по интегративным качествам, утвержденным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ, может быть отсрочен по времени, а в некоторых случаях (дошкольники, имеющие умственную отсталость или сложную структуру дефекта, не реализован совсем.

Планируемые результаты освоения детьми (с ОВЗ) Программы определяются в соответствии с планируемыми итоговыми и промежуточными результатами, предусмотренными Федеральными государственными требованиями, а также с учетом психофизических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: – физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками (для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллектуальной деятельности овладение данными навыками будет растянуто по годам обучения и по степени психофизиологических возможностей); – любознательный, активный (для детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) данный показатель не может быть оценен в полном объеме); – эмоционально отзывчивый; – овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; – способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 29 – способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (для детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) данный показатель не может быть оценен. Дети с легкой умственной отсталостью данными умениями начинают овладевать только в школьном возрасте. Некоторые из них, умением планировать свою деятельность овладевают на элементарном уровне к концу обучения в школе); – имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (изза тяжести психического, физического нарушения (слух, зрение, интеллект, нарушение опорно-двигательного аппарата) дети овладевают данными умениями на элементарном уровне); – овладевший необходимыми умениями и навыками.

Планируемые результаты освоения Программы разрабатываются каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно. Исходя из особенностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, считаем необходимым при составлении Программы скорректировать планируемые результаты освоения программы по каждой возрастной группе в соответствии с психическими и (или) физическими особенностями детей. Возможно перераспределение усвоения необходимых умений и навыков по образовательным областям по возрастным группам с акцентом на коррекцию нарушенного развития и подготовку ребенка к усвоению Программы в последующие годы и подготовку его к школьному обучению. Планируемые результаты освоения Программы ДОУ целесообразно составлять по уровням, чтобы учитывать тех детей, у которых к выходу из детского сада интегративные качества будут сформированы в полном объеме и тех, которым по окончании образования в детском саду в школе потребуется помощь специалистов. На основании уровневых планируемых результатов освоения Программы определяются интегративные качества дошкольника с ограниченными возможностями здоровья по каждой возрастной группе. В ДОУ компенсирующего вида (группах компенсирующей направленности) система мониторинга должна носить комплексный характер, включать не только изучение интегративных качеств, но и уровень физического, речевого, психического развития воспитанников. На основании результатов системы мониторинга строится вся общеобразовательная и коррекционно-развивающая работа, которая включает: развитие психических функций, обеспечивающих усвоения образовательных областей; развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков; создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой; формирование положительной мотивации к деятельности; обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым приемам и др. ; охрану психического, физического здоровья воспитанников; организация восприятия с опорой на анализаторы и др., реализуется принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Коррекционная направленность образования, развития, воспитания детей отражена не только в организации совместной и самостоятельной деятельности детей, но и в реализации режимных моментов. Диагностика развития ребенка, проводимая специалистами образовательного учреждения, выступает неотъемлемой составляющей мониторинга и от ее результатов во многом зависит успешность коррекционно-развивающей работы и формирование интегративных качеств личности

Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы 2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения образовательных областей во второй младшей группе Уровень овладения навыками по образовательным областям Во второй младшей группе Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие.

Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы Основы социальной - профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы. Прогрессирующая тенденция.

Отчет по мониторингу достижения планируемых результатов освоения образовательной программы для детей от 5 до 6 лет Количество обследованных детей: 28 человек Частота проведения мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май). Методика: диагностический инструментарий.

Презентация адаптированной программы по реализации основной общеобразовательной программы педагога-психолога АДАПТИРОВННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет группы.

Для успешного управления деятельностью учеников в переменной части блока и планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Следовательно, на каждом семинаре-пракгикуме, кроме последнего, необходимо проводить срезовый контроль на предмет достижения учениками тех или иных уровней планируемых результатов обучения. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да или нет, достиг - не достиг, 1 - 0.

Для отображения результатов таких работ классного журнала недостаточно, поэтому приходится вести специальную документацию. Простейший вариант такой документации - это просто подвижный список класса, который можно применять для классов малой численности. Первоначально имена учащихся находится в левой колонке, а затем по мере овладения ими очередными уровнями планируемых результатов обучения, они стираются в левых колонках и перемещаются в правые. В наших таблицах заглавными буквами обозначены имена учеников (см. Таблица 5.6.).

Таблица 5.6.

Соответствие учащихся достигнутому уровню

В интегральной технологии обучения незыблемым является принцип никто не становится хуже. Это значит, что всякий ученик, показавший однажды достижение некоторого уровня, до конца этого блока уроков будет считаться достигшим этого уровня и больше никогда в этом блоке уроков вплоть до тематического контроля не будет работать с заданиями более низкого уровня. Следовательно, в нашей таблице ни одна фамилия не переместится влево: движение возможно только вправо. В таблице 5.6. представлено состояние после второго среза. Исходя из сформулированного принципа, можно сделать вывод, что ученик, успешно написавший (сдавший, прошедший) срез минимального уровня, получит второй срез общего уровня, а не сдавший - снова минимального. Таблицы рассмотренного вида имеют то неоспоримое преимущество, что с одного взгляда на них видно, кто из учеников на каком уровне находится в данный момент. Однако для больших классов переписывание фамилий может оказаться делом хлопотным. Тогда можно ограничиться одним списком в левой колонке, а в остальных ставить крестики. Перемещая крестик вправо, можно не стирать его слева. Приведем такой вариант (см. Таблица 5.7.).

Таблица 5.7.

Соответствие учащихся достигнутому уровню

Часто, однако, только констатации факта достижения того или иного уровня оказывается недостаточно: важно знать историю его достижения - сколько попыток предпринято, в каких срезах ученик не участвовал (очень часто, если помните, срезовые работы предлагаются только части класса). В таких случаях используется более сложный вариант таблицы мониторинга успешности, но и более информативный. Он называется матрицей срезов и фиксирует результаты каждого среза, отражающие динамику развития учеников (см. Таблица 5.8.).

Цифрами в столбцах обозначены номера срезовых работ. В клетках отмечается результат выполнения срезовой работы соответствующего уровня учеником в виде бинарной оценки. Здесь уже используется два символа - единица для успеха и нуль для неуспеха в срезе (это могут быть плюс и минус или слова да и нет), а пустая клетка обозначает неучастие в срезе по любой причине. Содержащаяся в матрице информация позволяет планировать состав групп для семинаров-практикумов в переменной части блока уроков и видоизменять подготовленную перед началом темы систему задач в зависимости от хода процесса.

Таблица 5.8.

Динамика развития учеников после третьего среза

В этой таблице показан фрагмент матрицы срезов. На её примере поясним способ работы с этим инструментом. После первого среза, проводимого на минимальном уровне по окончании тренинга-минимум, а никакого другого уровня пока и не может быть, учитель получает первый массив информации обратной связи, представленной оценками 1/0. Эти данные вносятся в колонку 1 (это номер срезовой работы) столбца минимум (это уровень, которому соответствуют задания, предлагаемые ученикам на срезе). Вторая срезовая работа уже двухуровневая. Ученики, против фамилий которых в матрице стоит нуль, или нет ничего, получают задания минимального уровня. Их результаты будут зафиксированы в колонке 2 (номер среза) все того же столбца минимум. Ученики же, успешно прошедшие первый срез, против фамилий которых стоит единица, на втором срезе получат задания общего уровня, а их результаты будут отражены в колонке 2 (номер среза) столбца общий. На третьем срезе некоторые ученики, успешные по второму срезу, то есть те, у кого стоят единицы в колонке 2 столбца общий, получат задания продвинутого уровня; другие, имеющие единицу в колонке 2 столбца минимум, получат задания общего уровня; те же, кто совсем не имеет единиц, получат задания минимального уровня. Результаты и первых, и вторых, и третьих будут зафиксированы в колонках 3 (номер среза) столбцов продвинутый, общий, минимум соответственно. Так продолжается и далее. Общие правила таковы:

Проверяем то, чему учили. Ученик получает на срезе задания того уровня, над достижением которого он уже работал. Это значит, что имея единицу за общий уровень, ученик не обязательно получит следующий срез продвинутого уровня. Если он еще не работал с заданиями этого уровня, то в очередном срезе он участвовать просто не будет. Отчасти это отражает второе правило.

Никто не становится хуже. Это значит, что, показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до конца этого блока уроков уже никогда не получит задания более низкого уровня на уроках, а на срезе - только следующего, более высокого уровня. В частности, ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до конца блока уроков в срезах не участвует.

Эти правила внешне выражаются в том, что, как и раньше, оценки срезов в матрице могут двигаться только вправо. Третьим правилом могло бы стать такое: срезовым проверкам подвергается не весь класс, а только та его часть, информация о которой нужна в данный момент учителю. Однако данный пункт относится к другому элементу - управлению развитием учеников в переменной части блока уроков и будет рассмотрен отдельно.

Так как матрица срезов используется только и пределах данного блока уроков, а по его окончании содержащаяся там информация становится ненужной, то целесообразно изготовлять на плотной бумаге тушью только бланки матриц, а все данные вносить карандашом. Тогда перед началом новой темы все можно безболезненно стереть, оставив только список класса, а после выпуска этого класса или изменения в его составе легко заменить и сам список. Разумеется, все облегчается наличием множительной техники - тогда можно сделать только исходный бланк, а для работы печатать их столько, сколько нужно, не утруждая себя вознёй с карандашом.

Рассмотрим на конкретном примере управление деятельностью учеников и изменение структуры уроков в форме семинара-практикума в зависимости от результатов срезового контроля по четырем срезам (см. Таблица 5.9.).

В нашем модельном классе 18 учеников. По результатам первого среза мы видим, что тренинг-минимум прошел не так успешно, как хотелось бы: шесть учеников (треть класса) остались некомпетентными. Так как их меньше половины, то учитель будет работать с большинством над задачами общего уровня, а эти шестеро войдут в состав групп выравнивания. Таких групп создадим две, добавив в каждую по одному ученику, достигшему минимального уровня (Н и Т). Поскольку уровень групп ниже уровня класса, то группы отчитаются учителю во время срезовой работы.

Читайте также: