Конкурсы энергосбережения в школе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: активно привлекать внимание учащихся к проблемам использования энергоресурсов своей страны и эффективного их использования, охране окружающей среды.

Развивать мотивацию по основам энергосбережения;

Вовлекать учащихся в процесс эффективной и полезной деятельности по ресурсосбережению;

Активизировать познавательный интерес учащихся к практическому применению знаний в школе и дома.

Ход занятия.

Правила игры:

В игре принимают участие 4 команды по 5 человек. Каждая команда должна набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2 – х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ. В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается полминуты, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос.

Если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.

1 тур
1. Вода100200300400500
2. Энергия100200300400500
3. Природа100200300400500
4.Здоровьесбережение100200300400500

100 — Почему наша планета Земля из космоса видна голубой? (Так как около 75% на планете составляет вода)

200 — Как называется вода в виде игольчатых кристаллов, образовавшиеся в воздухе? (Иней)

300 — Какая вода считается более полезной для здоровья человека: сырая или кипячёная и почему? (Кипячёная, потому что в сырой воде содержатся растворенные природные соли и газы, а в кипячёной — газ испаряется, а соли оседают на стенки посуды).

400 — Назовите гидросооружения или механизмы для использования воды для хозяйственных целей. (Электростанция, гидротурбина, водопровод, водяная мельница, плотина, водяное отопление).

500 — У многих стран возникают проблемы с недостатком чистой пресной воды. Учёные подсчитали, что через 10-15 лет вода может стоить дороже нефти. Объясните почему такое возможно. (Для того,чтобы воде пройти полную очистку, потребуется до 10 лет)

100 — Когда произошла авария на ЧАЭС? (24 года, 26 апреля 1986 г.)

200 — Назовите виды энергии? (Тепловая, гидро, солнечная, атомная, геотермальная, приливная, ветровая, биоэнергия).

300 — Какой нетрадиционный вид энергии возможен в перспективе в Беларуси? (Ветровая, начала работать в Волме).

400 – Какая энергия является источником на космических станциях? (Энергия Солнца)

500 — За счёт какого источника энергии полностью отапливается столица Исландии (Рейкьявик)? (Энергия недр Земли – геотермальные воды).

100 — Почему книга, в которую заносятся виды редких и исчезающих животных и растений, красного цвета? (Красный цвет — это сигнал опасности и тревоги)

300 — Почему в сосновом лесу у деревьев зеленые только верхушки? (Верхушки зеленые, потому что получают больше солнечного света, а те ветви сосны, которые получают мало света – отмирают).

400 — Можно ли поделить всех животных и растения на полезные и вредные? (Нет, т.к. в природе ничего лишнего не бывает. Гибель одного вида ведет к ухудшению состояния другого вида.)

100 — Какие преимущества и недостатки имеют энергосберегающие лампы? (Малое потребление электроэнергии. Необходим особый способ утилизации).

200 — Какие факторы, влияют на состояние здоровья учащихся. (Температурный режим, степень освещенности, учебная нагрузка, доступ свежего воздуха, форма и размеры мебели)

300 – Что мешает человеку быть здоровым? (Вредные привычки, плохая экология, малоподвижный образ жизни, неправильное питание…)

400 – Перечислите основные принципы здорового рациона питания. (Натуральная пища, овощи, фрукты, больше есть продуктов в сыром виде, витамины и т. д.)

500 – В чем состоит опасность и вред от свалок бытового мусора в районе жилых домов? (Отходы продуктов питания привлекают птиц, которые являются разносчиками инфекций, а также бродячих кошек и собак. Кроме того, гниющие отходы – это благоприятная среда для болезнетворных бактерий.)

2 тур
1. Загадки.100200300400500
2. Лампы100200300400500
3. Пословицы100200300400500
4. Головоломка100200300400500

100 – Шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь)

200 – Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка)

300 – Дома печка у меня

Дров не просит для огня,

Не дымит и не коптит,

Тихо в уголке стоит. (электрообогреватель)

400 – Летит огневая стрела,

Сперва — блеск, за блеском – треск,

За треском – плеск. (молния, гром, дождь)

500 – Полна коробушка золотых воробушков. (угольки в печке)

100 – Какие лампы используются для рабочих мест с продолжительным временем их работы при включении? (Люминесцентные лампы).

200 – Эти лампы имеют слабую световую отдачу, но сравнительно дешевые. (Лампы накаливания).

300 – Эти лампы служат для направленного освещения (Галогеновые лампы накаливания).

400 – Почему стеклянный баллон лампы запаян? (Чтобы воздух не попал вовнутрь лампы).

500 – Как называются компактные люминесцентные лампы, которые можно использовать там, где необходимо длительное время их работы при включении (Энергосберегающие лампы).

100 – Мука не мука, а…… (бережливость – наука).

200 – Бережливость дороже…. (богатства).

300 – Что сегодня сбережешь, …. (завтра пригодится).

400 – Прибыль в людях, а бережливость …… (в своих руках).

500 – Чужого не сберег, …… (своего не увидишь).

Финальный тур

За 2 минуты составить наибольшее количество слов из слова энергосбережение.

Подведение итогов.

К участию приглашаются школьники и педагоги, которые заинтересованы или уже имеют достижения в практической деятельности в области изменения климата, внедрения энергосбережения, ресурсосбережения, использования возобновляемых источников энергии для местных нужд, в повышении энергоэффективности школьных зданий, в развитии образования школьников и просвещения населения по вопросам эффективного использования и сбережения энергии и ресурсов.

Номинация 1 для школьников:

ПРОЕКТЫ ПО ТЕМЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ.

Это могут быть как планируемые, так и осуществленные проекты.

Проекты по внедрению энергосбережения и энергоэффективности в школе, в доме, в районе (проект должен рассматривать реально существующие объекты), предлагаемые методы и технологии для более эффективного и экономного использования энергии. Обоснуйте, как можно осуществить этот проект, и какие результаты он принесет.

Проекты энергоснабжения от возобновляемых источников энергии. Такой проект должен включать обоснование, почему вы выбрали именно этот источник энергии и эту технологию, а также описание - как этот проект может быть реализован на практике и какой это даст результат (выработка энергии, замещение традиционных источников).

Проекты энергосбережения за счет мер ресурсосбережения (через изменение привычек и образа жизни - отказ от одноразовых вещей, повторное использование вещей, раздельный сбор и переработка отходов, компостирование и т.д.). Проект подразумевает рассмотрение жизненного цикла продуктов (вещей), оценку минимизации влияния на климат через ресурсосбережение (см. пособие “Отходы, ресурсы и климат”), рекомендации по практическому использованию идеи в жизни. Проект может быть выполнен как на личном уровне, так и на уровне семьи, школы, района.

Для работ этой номинации необходимо оценить, насколько ваша работа помогает снизить выбросы парниковых газов (см. пособие "Энергия и окружающая среда").

Номинация 2 для школьников:

ИНФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА / ПРОПАГАНДА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
На конкурс представляется информационный продукт, созданный школьниками, который адресован конкретным целевым группам (детям, родителям, школьным администрациям, обычным жителям, местной власти, бизнесу) и дает конкретные советы по практическим действиям для снижения выбросов парниковых газов в школе, дома, в масштабах всего местного сообщества (городской микрорайон, поселок). Конкурсная работа может быть выполнена в виде листовки, газеты, плаката, буклета, видеоролика, мультимедийного продукта, презентации ppt. В регформе (в аннотации) укажите, кому адресован ваш продукт.

Номинация 3 для педагогов:

Номинация 4 для педагогов:

ПРАКТИЧЕСКИЙ УРОК "СОХРАНИМ КЛИМАТ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ ПО СБЕРЕЖЕНИЮ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ"

На конкурс представляется конспект урока/факультатива/занятия (это может быть фрагмент занятия) ИЛИ комплект дидактических материалов для школьников или дошкольников, посвященный актуальным ПРАКТИЧЕСКИМ ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИМ РЕШЕНИЯМ, которые можно предпринять на индивидуальном уровне, в масштабе школы (детского сада), дома или местного сообщества для снижения выбросов парниковых газов и уменьшения влияния на климат.

Принимаются текстовые работы объемом до 6 стр., в которых описывается занятие/дидактические материалы и методика проведения. Раздаточные материалы для практического урока/эксперимента, плакаты, презентации ppt, другие дополнительные материалы, ссылки на онлайн курсы, подробное описание занятия/материалов к нему выносятся в Приложения.

Конкурс проходит в два этапа: региональный и всероссийский.

Подробная информация о всероссийском конкурсе 2021-2022 - Положение, номинации, правила подачи работ, рекомендации - доступна по ссылке.

Подробная информация о Санкт-Петербургском региональном этапе конкурса 2021-2022 - Положение, номинации, правила подачи работ, сроки - доступна по ссылке.

За подробной информацией о проведении регионального этапа конкурса в других регионах обращайтесь к региональным координаторам.

Результаты всероссийского этапа конкурса "Энергия и среда обитания" 2019-2020 у.г. по ссылке. Результаты всероссийского этапа конкурса "Энергия и среда обитания" 2020-2021 у.г. по ссылке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внекклассное мероприятие. Можно провести конкурс в масштабе техникума.

Методическая разработка

Конкурс-Викторина на тему:

Бернарда Шоу

Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле, как люди.”

Разработал: преподаватель спецдисциплин АрустамянА.Г.

г. Владикавказ

Разработал: преподаватель спецдисциплин Арустамян А.Г

Аннотация: Методическая разработка предназначена для проведения конкурса-викторины среди учащихся всех групп техникума.

Методическая разработка конкурса включает вопросы по теме, за которые участник получает определённое количество баллов. Победителями становятся 3 участника, набравшие наибольшее количество баллов.

Разработка конкурса предназначена для преподавателей и мастеров производственного обучения при проведении внеклассных мероприятий.

2. Методические рекомендации……..………………………………………….3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конкурс, или соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников, представляется одной из эффективных форм работы в рамках производственного обучения и позволяет выявлять и развивать интересы и способности учащихся.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

при организации конкурса-викторины.

Проводя конкурс, необходимо создать атмосферу активности, в которой комфортно работать всем: и командам, и организаторам, и жюри, и зрителям.

Любое задание, включенное в программу, должно быть интересным не только для тех, кто в нём участвует непосредственно, но и для зрителей. Интерес этот может быть вызван неожиданностью затруднений, возникающих перед конкурсантами, динамичным решением задания, наглядностью, современностью и красочностью оформления.

При проведении конкурса необходимо соблюдать требования по охране труда и технике безопасности.

Важно, чтобы конкурс шёл бесперебойно, чтобы не возникало задержек, заминок, вызываемых подготовкой следующего соревнования. Это обеспечивается активностью помощников ведущего и грамотным сочетанием заданий конкурса.

В каждом конкурсе должен быть обязательно элемент познавательности.

Составляя программу конкурса, нужно стремиться к тому, чтобы в ней чередовались разные формы состязаний. Однообразие утомляет, притупляет внимание, снижает интерес к состязаниям у самих конкурсантов и зрителей.

Программа конкурса должна быть хорошо рассчитана по времени, а составляющие её элементы так скомпонованы, чтобы между ними не возникало слишком затяжных пауз.

о проведении конкурса-викторины Энергосбережение –важное умение .

I. Цель и задачи.

Цель: выявить лучших учащихся по уровню профессиональных знаний и способности к творческому решению задач энергосбережения.

Выявить уровень подготовки учащихся по теме энергосбережение.

Способствовать развитию умения самостоятельно решать проблемы, применять свои знания, умения, навыки при выполнении трудовых операций и оценки конечного результата.

Привить учащимся чувство ответственности и гордости за выбранную профессию, способствовать воспитанию основ экономической и экологической грамотности.

Соблюдение мер безопасной организации труда.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПК и ОК ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Формируемые профессиональные компетенции рассматриваются в соответствии с изученными профессиональными модулями по курсам.

II. Участники конкурса.

2.1.В конкурсе принимают участие учащиеся всех групп техникума по одному представителю от группы.

III. Условия проведения конкурса.

Конкурс состоит из …вопросов по теме энергосбережения которые будут выданы участникам на бланках. Время на ответы ограничивается 20 минутами.

IV. Время и место проведения.

Конкурс проводится 12 октября 2018 в 13.00 на территории ГБПОУ ВМТ в

электромонтажной мастерской, кабинет №48.

V. Подведение итогов.

Для подведения итогов конкурса создается жюри в составе:

Председатель: Хутинаева Е.С

Члены:. Теблоев В.Р.,Дзугкоева Н.В., Бережная Н.Л., Арустамян А.Г.

VI. Награждение победителей

6.1. Победители конкурса, занявшие призовые места, награждаются грамотами.

СТРУКТУРА КОНКУРСА

1.Организационный момент – 10 мин.

2.Проведение викторины – 20 мин.

3.Перерыв – 10 мин.

4.Подведение итогов конкурса – 10 мин.

6.Награждение победителей – 10 мин.

Общее время проведения конкурса – 1 ч.

ЖЮРИ КОНКУРСА

Председатель: Хутинаева Е.С.

Члены: Теблоев В.Р.,Дзугкоева Н.В., Бережная Н.Л., Арустамян А.Г.

ХОД КОНКУРСА

1. Организационный момент (10 минут):

1.1. Приветствие председателя жюри

1.2. Чтение Приказа директора о проведении конкурса.

1.3. Чтение Положения о проведении конкурса.

1.4. Подготовка рабочих мест.

1.5. Объявление цели и задач, порядка выполнения конкурсных заданий.

Ведущий объявляет цель и задачи конкурса:

Цель: выявить лучших учащихся по теме энергосбережение.

Выявить уровень профессиональной подготовки учащихся по профессии.

Способствовать развитию умения самостоятельно решать проблемы, применять свои знания, умения, навыки при выполнении трудовых операций и оценки конечного результата.

Привить учащимся чувство ответственности и гордости за выбранную профессию, способствовать воспитанию основ экономической и экологической грамотности.

2. Конкурс-викторина (20 минут).

2.1. Председатель жюри объявляет условия проведения конкурса.

2.2.Члены жюри раздают бланки с вопросами.(Приложение №1).

5. Подведение итогов конкурса (10 минут).

Жюри оценивает выполнение работы в соответствии с разработанными критериями (см. Приложение №2) и заполняет ведомость оценок практической работы Приложение №3.

Результаты оценивания работ заносятся в итоговую ведомость оценок конкурса

6. Награждение победителей (10 минут).

В соответствии с итоговой ведомостью (см. приложение №3)

Приложение №1

Конкурс-викторина по теме Энергосбережение –важное умение

Каждый из нас может уменьшить загрязнение окружающей среды — беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию более разумно.

Это называется “энергосбережение”. Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности.

Призывы экономить энергоресурсы в нашей стране звучат из различных информационных источников - публикаций в периодической печати, телепередач, рекламы.

Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы!

Углубление представлений учащихся об энергосбережении.

Формирование познавательного интереса нетрадиционными методами через активное творчество.

Раскрыть ценность энергии и необходимость бережного отношения к ней.

Повысить культуру потребления энергии в повседневной жизни.

Развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.

Ход мероприятия

Мировое сообщество вступает в полосу дефицита топливно-энергетических ресурсов и борьбы за их перераспределение. В настоящее время некоторые государства плохо обеспечены собственными топливно-энергетическими ресурсами. Недостающая часть приобретается за пределами страны по все еще растущим ценам. В силу этого проблема рационального и эффективного использования топливно - энергетических ресурсов, сырья и материалов для нашей страны также очень актуальна.

Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты.

Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются.

Загрязнение атмосферы при использовании не возобновляемых источников энергии ведет ко всеобщему потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня мирового океана в течение последующих веков. Мы не знаем, когда именно скажутся эти изменения, но комиссия ООН по климату утверждает, что всеобщее потепление уже началось. Необходимо что-то делать уже сейчас для предотвращения экологической катастрофы.

А говорить о энергосбережении мы будем отвечая на вопросы викторины.

1.У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?

- Компьютер - Холодильник -Телевизор -стиральная машина

2.Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через:

-Вентиляцию -Дверные щели -Окна -Стены

3.Какая лампа наиболее энергоэффективная?

-Светодиодная -Лампа накаливания -Люминисцентная

4.Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?

5.Какие виды электросчетчиков выгоднее использовать в быту?

однотарифные двухтарифные трехтарифные

6.Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии:

на 10% на 20% на 30%

8.Заполненный мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии

на 20% на 40% на 30%

9.Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире:

в 1,5 раза в 2 раза в 3 раза

Помни, 1 тонна раздельно собранных и переработанных отходов: спасает 13 деревьев, сохраняет 2,58 барреля нефти, экономит 4100 кВт/час электроэнергии, бережет 32 литра чистой воды!

10. В каком году прошла презентация лампы накаливания Эдисона:

-1814 год -1880 год -1917год

11. Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости:

-добычи 1 кг угля - выработки 1 литра бензина -1кг золота

12. В каком году изобрели энергосберегающую лампу:

-1964 год -1976 год 1990год

13. В каком году в Европе будет наложен запрет на использование ламп накаливания:

-2012 год -2015 год -1999год

14. Если вы поставите холодильник в комнате, где температура достигает 30 градусов, то потребление энергии:

-увеличится -уменьшится -не изменится

15. Назовите самый экономичный класс бытовых приборов:

16. Какие электростанции наносят меньше вреда природе:

- атомные -тепловые -ветряные

17. При неполной загрузке стиральной машины перерасход электроэнергии составляет:

- 10-15% - 25-30%. -40-60%.

18. Посуда с искривлённым дном может привести к перерасходу энергии:

19. Назовите единицы измерения счётчиков энергии:

- киловатт-час -килоджоуль килокалории

20. У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?

- Ноутбук - Холодильник -Телефон

21. В каком году Лодыгин— получает патент на своё изобретение и Ломоносовскую
премию от Петербургской академии наук.
-1872 год -1880 год -1874 год.
22. Какой водой проще и быстрее отмыть известку с пола:
-горячей -холодной -без разницы.

Загрузить презентацию (897 кБ)

Тип занятия: познавательная игра-проблемная лаборатория

Время реализации занятия: 60 минут

Принципы обучения: сотрудничество, деятельностный подход

Метод обучения: работа в проблемно-творческих лабораториях

Форма работы: групповая (группы переменного состава)

  • актуализация проблемы рационального использования энергии и энергоресурсов и поиск возможных путей энергосбережения;
  • пропаганда идей энергосбережения среди школьников;
  • формирование культуры энергосбережения у молодёжи для создания устойчивой положительной мотивации сбережения ресурсов и энергии;
  • развитие интереса к практическому применению полученных знаний.

1. Введение. Мотивация

Учитель: Экологическая катастрофа. Все вы не раз слышали это выражение. Что оно означает? В чем заключается эта катастрофа? Так ли она опасна для человечества? И что нужно делать, чтобы ее предотвратить? (Презентация 1)

Учитель: Все вы сказали правильно. Загрязнение атмосферы ведет к всеобщему потеплению, таянию полярных льдов, что наблюдается уже сейчас. Уже сегодня должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы. Каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты. Современная экономика основана на использовании ископаемых энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Это очень серьезная проблема, но наш разговор сегодня будет не об этом. Эффективное использование энергии. Сегодня это тема нашего разговора. Эффективное использование энергии — ключ к успешному решению экологической проблемы! Как вы думаете, почему?

2. Работа в лабораториях

Учащиеся делятся на две группы. Одна идет в другой кабинет, где учитель проводит викторину. (Презентация 2, Приложение 6) Вторая группа остается на месте, анализирует анкеты учащихся и готовит выступление. (Приложение 1)

3. Подведение первого этапа работы. Рефлексия

Учитель: Оказывается знания у вас поверхностные, чисто теоретические. И экономите электроэнергию вы маловато. Предлагаем вам поработать в творческих мастерских для получения не абстрактных, а реальных знаний. Предлагается 4 творческие мастерские:
1 – любители расчетных задач,
2 – любители эвристических задач,
3 – любители социологических задач,
4 – создатели агитационного плаката – рекламного продукта.

4. Работа в творческих мастерских

Учащиеся делятся на четыре группы. Две группы идут в другой кабинет, где проводилась викторина. Третья и четвертая группы остаются на месте.

Задачи для дискуссионного клуба

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагаются задачи для решения. (Приложение 3) Время решения – 10 минут. Затем обучаемые по очереди рассказывают свои предложения по решению данных проблем. Учитываются количество предложенных способов решения и активность участия в дискуссии.

После окончания работы в группах, обучающиеся собираются в одном кабинете. Представители творческих мастерских по очереди сообщают о результатах своей работы. Учителя подводят итоги.

6. Выводы. Подведение итогов урока. Рефлексия

Читайте также: