Конкурс фразеологизмов в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование, материалы, средства наглядности: медиа проектор, презентация, С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”, В.П.Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, карточки с заданиями.

Ход занятия

– Послушайте меня и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?

Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять
Прямо так употреблять.

Ученики. Речь идёт о фразеологизмах. (Презентация. Слайд 1)

Учитель .Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи?

Ученик: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. (Слайд 2)

Учитель. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология.

Фразеология – от греч. Фразис (phrasis)– выражение + логос (loqos)-учение.

Есть ещё научное название фразеологизмов – ИДИОМА.

  1. Задание.Прочитайте предложения и определите: в какой колонке фразеологические сочетания. (Слайд 3)

1. Петя на уроке труда работал плохо.

Петя на уроке труда работал спустя рукава.

2. Он бездельничал.

Он бил баклуши.

– Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов?

Ученики. (Слайд 4)

  1. Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать “Ни мясо, ни рыба”.
    2. Нельзя заменять словами-синонимами. Например, вместо “куда глаза глядят” нельзя сказать “куда глаза смотрят”.

Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологическом обороте, а весь фразеологизм в целом.

  1. Задание. Соотнесите фразеологизм со значением. (Слайд 5)

Обманывать кого-либо для своей выгоды

Делать что-либо небрежно, кое-как

Обводить вокруг пальца

Задать взбучку, побить кого-либо.

Кричать во всю ивановскую

Заниматься бесполезным делом.

Переливать из пустого в порожнее

Кричать очень громко

Знакомство со словарём.(Работа в парах.) (Слайд 6–9)

Учитель. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка.

Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях.

  1. Задание. Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают? Найдите в словаре.
  2. Задание. Послушайте внимательно стихотворение В. Орловой. О чем оно? (Слайд 10)

Ни пуха ни пера.

Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: “Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши. Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!”

Через час, едва живой
Петушок спешит домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле нет
Нет ни пуху, ни пера.

  • О чем это стихотворение? Что пожелала мама сыну, провожая его словами: “Ну, ни пуха ни пера!”
  • Она пожелала ему удачи, успеха.
  • Почему стихотворение заканчивается словами “ Нет ни пуху, ни пера”?
  • Петушок вернулся домой весь ощипанный.
  • Где эти слова употреблены в переносном значении?
  • В первом случае. Когда мать провожала сына в школу.
  • Желая “ни пуха ни пера”, мама-квочка употребили это выражение в переносном значении , т. е. пожелала ему удачи. Если понимать это выражение буквально, то получилась бы очень смешная история.

– С какой целью используют фразеологизмы в речи?

Ученики. Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они придают речи выразительность.

  1. Задание. “На загадку дай отгадку”.
  2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
  3. Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)
  4. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  5. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)
  6. Задание.В стихотворении найти фразеологизмы. (Работа в парах.)

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
– Довольно лить воду! Ты дело давай!
смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка наврет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах-то вода!”

Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие– либо качества, черты характера в сравнении с животными.

Например, говорят, труслив как заяц.

Самостоятельная работа. Закончите предложение. (Работа в парах.)

Болтлив как …
Надут как …
Изворотлив как …
Здоров как …
Упрям как …
Нем как …
Работает как …

сорока
индюк
уж
бык
осел
рыба
лошадь

Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.

  1. Задание. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова .Объясните значение фразеологизмов. (Слайд 12)

Держать…. Востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь…очки (розовые, тёмные)
С …..нос (голубиный, гулькин)
Не в своей …(чашке, тарелке).

  1. Задание.К каждому слову подберите как можно больше фразеологических сочетаний. Работа выполняется по группам. (Слайд 13–15)
  • Ум (браться за ум, в своём уме, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу).
  • Вода (как в воду опущенный, водой не разольёшь, как с гуся вода, как рыба в воде, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, много воды утекло, как две капли воды).
  • Голова (вбить в голову, намылить голову, терять голову, без царя в голове, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, с головы до ног, вскружить голову).
  • Со словом КАК (как с гуся вода, как белка в колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как ветром сдуло, как снег на голову, как из-под земли вырос).
  1. Задание. Объяснить значение и происхождение выражений: у чёрта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.

Предлагаются 4 картинки: (Слайд 16–19)

1 – изображение весёлого чёртика и подпись: у чёрта на куличках.
2 – древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята.
3 – буква “ять” и подпись: знать на ять.
4 – несколько насекомых и подпись: показать кузькину мать.

У чёрта на куличках – очень далеко. Первоначальное значение выражения “где– то далеко в лесу”. Кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.

Ахиллесова пята – уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

Знать на ять – знать очень хорошо. “Ять”, буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как “Е”. Тот, кто писал правильно слова с “ять”, считался грамотным человеком.

Кузькина мать (показать кузькину мать) – жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зёрна.

Подведение итога занятия. (Слайд 20)

  • Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека?
  • Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
  • Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?
  • Узнал ли я сегодня что-то новое?
  • Какие фразеологизмы запомнились больше всего?
  • Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему “Фразеология” самостоятельно?

Рефлексия. (Слайд 21)

  • Умею ли я опознавать фразеологизмы?
  • Понимаю ли я смысл фразеологизмов?
  • Умею ли я употреблять в речи фразеологизмы?
  • Испытывал ли трудности на занятии?

И.Н.Горбунова. Занимательная лингвистика. Волгоград 2009 г. Е.М. Елизарова. К тайнам слова”. Волгоград 2008 г. Журнал “Русский язык в школе”№ 2 1993 г. Ресурсы интернет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Играем с фразеологизмами

…Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко. Так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы

кипело и животрепетало, как метко сказанное русское

Учитель. В середине 20 века, учёные, изучающие наш язык, увидели, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология.

Итак, фразеологический оборот, или фразеологизм, - это устойчивое сочетание, которое мы воспроизводим в памяти целиком в том виде, в котором оно всегда употребляется.

Ученики делятся на две команды. Выбирается жюри. Объявляется название команд:

Браться за ум. 2. Ломать голову.

1 конкурс Дело мастера боится

Задание. Одним словом замените фразеологический оборот. Например: с гулькин нос (мало).

1. Семи пядей во лбу (умный)

2. От горшка два вершка ( маленький)

3. Яблоку негде упасть ( тесно)

4. Тютелька в тютельку ( точно)

5. Тяп – ляп (небрежно)

6. Хоть глаз выколи (темно)

7. Когда рак на горе свистнет (никогда)

2 конкурс Закончи фразеологизм

Задание . Допишите фразеологический оборот.

1. Дрожит как …(осиновый лист)

2. Катается как …(сыр в масле)

Учитель. Все мы знаем произведения А.С. Пушкина. Язык произведений этого писателя отличается лёгкостью, образностью. Следующий конкурс мы проведём, используя материалы из произведений А. Пушкина

3 конкурс В гостях у Пушкина

Задание. Прочитайте предложения, найдите в них фразеологические обороты, подчеркните их. Объясните их значение.

1. – Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет путь , так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол .

2. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми дворовыми учинить нападение на Кистенёвку.

3. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку , да понюхает пороху , да будет солдат.

4. Марья Кириловна была ни жива ни мертва.

5. – Враньё,- решил Кирила Петрович,- сейчас я всё выведу на чистую воду.

6. Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз .

4 конкурс Играем в лото.

Задание . На маленьких карточках написано начало фразеологизма, на больших - его окончание. Задача игроков найти продолжение фраз и положить ответ на соответствующую клеточку таблицы. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все клетки таблицы.

1 разрезанные карточки . 1На одно. 2. Изо дня. 3.Ломать. 4. Лакомый. 5. Зарубить. 6. От нечего делать . 7. Лицом. 8. Спустя. 9. Не сводить. 10. Битком. 11. Калачом. 12. Как рукой. 13. Брать себя. 14. Ни рыба. 15. Через час. 16. Мастер. 17. Не долго. 18. Ни жив. 19. До поры. 20. Несолоно. 21. С горем. 22. Как снег. 23. Выбиться. 24. Повестка. 25. На каждом.

2 Целый лист. 1. Лицо 2. В день 3. В голову 4. Кусок 5. На носу 6. Делать. 7. К лицу 8. Рукава 9. Глаз 10. Набито 11. Не заманишь 12.Сняло 13. В руки 14. Ни мясо 15. По чайной ложке 16. На все руки 17. Думая 18. Ни мёртв 19. До времени 20. Хлебавши.

21. Пополам 22. На голову 23. Из сил 24. Дня 25. Шагу.

Задание. Посмотрите на картинки, которые нарисовал забавник-художник. На них он изобразил фразеологизмы русского языка, и сделал он это своеобразно. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил художник.

(Листы с картинками раздаются командам)

6 конкурс Не покладая рук

Задание. Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. Соедини их стрелочкой.

Камень за пазухой держать Куры не клюют

Лясы точить С открытой душой

Сидеть сложа руки Держать язык за зубами

На чужой шее сидеть Своим горбом жить

Кот наплакал Не покладая рук

Держать ухо востро Ворон считать

7 конкурс Хоть из - под земли достань

Так говорят, требуя чего-либо, особенно уплаты денег. Это выражение ведёт начало от старого обычая зарывать деньги в землю, чтобы воспользоваться ими в случае крайней необходимости. Источники фразеологических выражений различны. Одни возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями.

Задание. Распределите фразеологизмы по конвертам, определив, откуда пришло выражение.

1. Из сельскохозяйственной жизни: поднять целину; снимать сливки; подготовить почву; телячий восторг; взять быка за рога.

2. Из истории: открывать Америку; казанская сирота; великое переселение народов.

3. Из устного народного творчества: Кощей бессмертный; по щучьему велению; за тридевять земель; сказка про белого бычка; рожки да ножки.

4. Из различных ремёсел: шито белыми нитками; доводить до белого каления; без сучка, без задоринки; канитель тянуть.

Учитель. Раз словечко, два словечко… и рождается фраза, выражающая глубокую мысль. Эти фразы, когда-то произнесённые мудрецами, через толщу веков дошли до нас, ещё и ещё раз подтверждая слова Анны Андреевны Ахматовой:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра-конкурс "Фразеологизмы" для актуализации и закрепления знаний учащихся об устойчивых сочетаниях слов-фразеологизмов.

Игра-конкурс

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Баркова Людмила Владимировна, учитель начальных классов

Вафина Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

Полысаевский городской округ 2017 г

Лицом к лицу Начала и концы Что это значит? 15 15 10 Синонимы и антонимы 20 20 10 Наоборот 25 25 20 10 30 30 15 30 20 20 40 35 35 50 25 40 30 60 30 40 35 50 60

Лицом к лицу

Начала и концы

Что это значит?

Синонимы и антонимы

Лицом к лицу – 10 1. Его воротят, когда что-либо не нравится 2. Его вешают, приходя в уныние 3. Его везде суют, вмешиваясь не в своё дело О чём идёт речь?

Лицом к лицу – 10

1. Его воротят, когда что-либо не нравится

2. Его вешают, приходя в уныние

3. Его везде суют, вмешиваясь не в своё дело

О чём идёт речь?

10 Нос Подберите фразеологизмы: Зарубить на носу Повесить нос Водить за нос ИГРА

Подберите фразеологизмы:

Зарубить на носу

Повесить нос

Водить за нос

 1. Их можно стиснуть и показывать 2. Их можно иметь и точить 3. Говорят, что до них можно вооружиться 4. Они могут не попадать друг на друга О чём идёт речь? Лицом к лицу – 15

1. Их можно стиснуть и показывать

2. Их можно иметь и точить

3. Говорят, что до них можно вооружиться

4. Они могут не попадать друг на друга

О чём идёт речь?

Лицом к лицу – 15

 Зубы 15 Подберите фразеологизмы : Показывать зубы Точить зубы Вооружиться до зубов ИГРА

Подберите фразеологизмы :

Показывать зубы

Точить зубы

Вооружиться до зубов

 1. Говорят, что в нём каша 2. Иногда в нём не бывает маковой росинки 3. В нём часто полно хлопот 4. Его разевают, в него набирают воду О чём идёт речь? Лицом к лицу – 20

1. Говорят, что в нём каша

2. Иногда в нём не бывает маковой росинки

3. В нём часто полно хлопот

4. Его разевают, в него набирают воду

О чём идёт речь?

Лицом к лицу – 20

 20 Рот Подберите фразеологизмы: Набрать в рот воды Забот полон рот Каша во рту ИГРА

Подберите фразеологизмы:

Набрать в рот воды

Забот полон рот

Каша во рту

 1. Его просят не распускать 2. О нём говорят, что он слишком длинный и его нужно укоротить 3. Он бывает хорошо подвешен 4. Говорят, что им часто попусту чешут О чём идёт речь? Лицом к лицу – 25

1. Его просят не распускать

2. О нём говорят, что он слишком длинный и его нужно укоротить

3. Он бывает хорошо подвешен

4. Говорят, что им часто попусту чешут

О чём идёт речь?

Лицом к лицу – 25

 25 Язык Подберите фразеологизмы: Чесать языки Прикусить язык Длинный язык ИГРА

Подберите фразеологизмы:

Чесать языки

Прикусить язык

Длинный язык

 1. Она бывает садовая 2. Она бывает без царя 3. На неё падает снег 4. Её дают на отсечение 5. Её теряют и ломают О чём идёт речь? Лицом к лицу – 30

1. Она бывает садовая

2. Она бывает без царя

3. На неё падает снег

4. Её дают на отсечение

5. Её теряют и ломают

О чём идёт речь?

Лицом к лицу – 30

 30 Голова Подберите фразеологизмы: Потерять голову Без царя в голове Ходить на голове ИГРА

Подберите фразеологизмы:

Потерять голову

Без царя в голове

Ходить на голове

 1. Их советуют держать востро и не развешивать 2. Они вянут 3. Их режут громкий звук и грубые слова 4. До них можно покраснеть и быть в долгах О чём идёт речь? Лицом к лицу – 35

1. Их советуют держать востро и не развешивать

2. Они вянут

3. Их режут громкий звук и грубые слова

4. До них можно покраснеть и быть в долгах

О чём идёт речь?

Лицом к лицу – 35

 35 Уши Подберите фразеологизмы: Развесить уши Медведь на ухо наступил Уши горят ИГРА

Подберите фразеологизмы:

Развесить уши

Медведь на ухо наступил

 Продолжите фразеологизм Вертится, как … Начала и концы – 15

Продолжите фразеологизм

Вертится, как …

Начала и концы – 15

15 … белка в колесе ИГРА

… белка в колесе

 Продолжите фразеологизм Варить кашу из … Начала и концы – 20

Продолжите фразеологизм

Варить кашу

Начала и концы – 20

 … топора 20 ИГРА

… топора

 Продолжите фразеологизм Льёт как… Начала и концы – 25

Продолжите фразеологизм

Начала и концы – 25

25 … из ведра ИГРА

… из ведра

 Продолжите фразеологизм Убить… Начала и концы – 30

Продолжите фразеологизм

Начала и концы – 30

 30 … двух зайцев ИГРА

… двух зайцев

 Продолжите фразеологизм Показать, где… Начала и концы – 35

Продолжите фразеологизм

Показать, где…

Начала и концы – 35

 … раки зимуют 35 ИГРА

… раки зимуют

 Продолжите фразеологизм Витать в … Начала и концы – 40

Продолжите фразеологизм

Начала и концы – 40

 … в облаках 40 ИГРА

… в облаках

 Откуда произошло выражение? Бить баклуши Что оно обозначает? Что это значит? – 10

Откуда произошло выражение?

Бить баклуши

Что оно обозначает?

Что это значит? – 10

10 Баклушами в Древней Руси называли неболь шие деревянные чурки, которые в качестве заготовок для дере-вянных ложек и другой посуды. Считалось, что бить баклуши мог даже ребенок. В народе считали, что человек, бьющий баклуши, занят не тяжелым трудом. Сегодня, говоря о человеке, что он бьет бак-луши, чаще всего подразумевают, что человек не работает, ничего не делает . ИГРА

Баклушами в Древней Руси называли неболь

шие деревянные чурки, которые

в качестве заготовок для дере-вянных ложек и другой посуды.

Считалось, что бить баклуши мог даже ребенок.

В народе считали, что человек, бьющий баклуши, занят не тяжелым трудом.

Сегодня, говоря о человеке, что он бьет бак-луши, чаще всего подразумевают, что человек не работает, ничего не делает .

 Откуда произошло выражение? Ахиллесова пята Что оно обозначает? Что это значит? – 20

Откуда произошло выражение?

Ахиллесова пята

Что оно обозначает?

Что это значит? – 20

Ахилле́сова пята́ — миф.

Мать Ахилла, Фетида, захотела сделать тело своего сына неуязвимым и окунула его в священную реку Стикс.

Но мать держала его за пятку, и пятка осталась уязвимым местом Ахилла. Именно туда Парис попал ему своей стрелой, смертельно ранив.

Откуда произошло выражение? Лясы точить Что оно обозначает? Что это значит? – 30

Откуда произошло выражение?

Лясы точить

Что оно обозначает?

Что это значит? – 30

30 Выражение идет от не-сложной старинной рабо-ты – изготовления балясин: точеных столбиков для перил. Лясы – то же, что и балясины Балясное ремесло счита-лось легким, и дающим мастеру возможность петь, шутить, болтать. Выражение

Выражение идет от не-сложной старинной рабо-ты – изготовления балясин: точеных столбиков для перил. Лясы – то же, что и балясины

Балясное ремесло счита-лось легким, и дающим мастеру возможность петь, шутить, болтать.

Выражение "лясы точить" означает "болтать пустяки, заниматься

несерьезным делом.

Откуда произошло выражение? Играть в бирюльки Что оно обозначает? Что это значит? – 40

Откуда произошло выражение?

Играть в бирюльки

Что оно обозначает?

Что это значит? – 40

Бирюльками называли малень-кие предметы, которые и были главными игровыми элементами.

Смысл игры заключался в том, чтобы из горы бирюлек выта-щить одну крючком или просто пальцами, не рассыпав остальные.

А означает оно - заниматься несерьезным делом или пустяками.

Откуда произошло выражение? Ящик Пандоры Что оно обозначает? Что это значит? – 50

Откуда произошло выражение?

Ящик Пандоры

Что оно обозначает?

Что это значит? – 50

В древнегреческом мифе говорится, что некогда люди жили не зная никаких несчастий, старости, пока Прометей не

похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья.

Пандора от любопытства открыла ларец и рассыпала все несчастья.

тий, великих бедствий.

Откуда произошло выражение? Остаться с носом Что оно обозначает? Что это значит? – 60

Откуда произошло выражение?

Остаться с носом

Что оно обозначает?

Что это значит? – 60

В Древней Руси без взятки, подарка ни в судах, ни в учреждениях подолгу нельзя

было добиться решения своих дел.

Если подарок принимался, то можно было надеяться, что дело будет решено.

Если же служащий отказы-вался от подарка по каким-либо причинам,то проситель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому языку, формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский

муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Внеклассное мероприятие

в 4 А классе

Подготовил учитель
МОБУ СОШс.Октябрьский
Мухина Римма Зарифовна

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому языку, формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

Задачи урока:

личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Посмотрите в окно. С каким настроением вы пришли на занятие?

(Грусть, нет солнца).

Мне хочется поднять вам настроение. Посмотрите на слайд. Слайд 2. (Солнышко)

Улыбнитесь друг другу, гостям и мне. Желаю удачи!

2. Вступительное слово учителя.

- О чём будем сегодня говорить?

Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Русский язык является языком общения людей разных наций.

Слайд 3. Проблемный вопрос

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?

Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

- Расшифруйте слово, и вы узнаете, как они называются. Это и будет темой нашего мероприятия.

- Вспомните, что такое фразеологизмы. (Устойчивые сочетания слов в языке)

- А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего занятия:

Запись на доске:

Уточнить, что такое. выяснить их особенности

Выяснить, где узнать лексическое значение.

Выяснить роль . в речи.

Сегодня мы с вами будем говорить о фразеологизмах.

Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.

Скажите, что вы знаете о фразеологизмах. Из какого языка пришло к нам это слово?

Ученик: Фразеологизмы пришли из древне-греческого языка. Они восходят к двум словам.

А знаете ли вы, как появились фразеологизмы?

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами. Например, собака, съесть….(Собаку съесть)

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

4.Работа в парах

- Предлагаю поработать в парах. На партах лежат карточки, вместо точек вставьте названия животных.

Презентация выполнена в программе Microsoft Office Power Point 2010 и может быть использована в 1-4 классах на уроках русского языка, внеурочной деятельности.
В ходе работы с ресурсом учащиеся в игровой и занимательной форме знакомятся с фразеологизмами. Они учатся выделять фразеологизмы в контексте, объяснять их лексическое значение. Работа содержит видео, аудиофайлы. Перед просмотром ресурс нужно разархивировать.
Задачи: выяснить, что такое фразеологизмы; узнать лексическое значение некоторых фразеологизмов, учиться употреблять их в речи; формировать ИКТ-компетентность учащихся, развивать память, внимание, любознательность, интерес к предмету.




Рекомендации:

Замечательная игра, Надежда Георгиевна! Для младших школьников важна смена изображений, у Вас это отлично подобрано: иллюстрации, видео, звуковые файлы. Фон работы такой светлый, а цветы на стене создают ощущение, что мы находимся в настоящем классе. Красота!

Наталья Александровна, мне приятна Ваша первая позитивная весточка. Спасибо за высокую оценку, добрые слова в адрес работы. Занятие с использованием ресурса уже провела, детям было интересно. Сейчас с детьми рисуем на конкурс рисунки, содержанием которых являются местные фразеологизмы, например: Ево, Ванька-то соседский опять адище открыл. Детям интересно, смеются.

Надежда Георгиевна, Ваша работа понравилась тем, что совмещает различные приёмы представления материала. Ученикам некогда скучать будет: они вовлечены в деловую игру. Я думаю, что подсказки для них очень кстати, легче будет запомнить фразеологизм. Новых творческих идей Вам!

На счёт подсказок согласна с Вами, Елена Владимировна! Первоклассникам ещё сложно вычленить из текста фразеологизм. Спасибо Вам за внимание к работе, тёплый отзыв. Ценю Вашу поддержку и внимание. Дети оценили работу (правда они не знают, что это она моя).

Завтра, 21 февраля, отмечается Международный день родного языка. Данный ресурс пыталась успеть сделать к этому дню. Остановилась на фразеологизмах, потому что в районе проходит конкурс рисунков на тему "Диалектный словарь в картинках" (иллюстрация красочного выражения, характерного для местного говора). Мероприятием убили 3-х зайцев: про праздник узнали, познакомились с фразеологизмами и дан старт к участию в новом конкурсе. Вам огромное спасибо, Елена Владимировна, за внимание к ресурсу, щедрую похвалу, которая, без всяких сомнений, мотивирует на творческое создание новых работ.

Читайте также: