Конфликт с завучем в школе

Обновлено: 06.07.2024

Межличностный конфликт — это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей. Подобные ситуации периодически происходят в любых трудовых коллективах, в том числе педагогических. В этой статье мы рассмотрим конфликты между учителями.

Причины конфликтов

  1. Ресурсные. Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.
  2. Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей. Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.
  3. Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.

Искусство завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, эффективно общаться и расти как личность

Автор этой книги, впервые переведенной на русский язык, — легендарный Дейл Карнеги, работы которого стали обязательным чтением для тех, кто хочет научиться общаться. И это огромное событие в психологической науке — перед вами авторский тренинг эффективного общения, уверенности и влияния, который прошли сотни тысяч людей по всему миру.

Примеры конфликтов и их разрешение

Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся в учительских коллективах модели конфликтных ситуаций.

Пример 1.
Различия в ценностях

Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению. В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками.
А учитель физики, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе.

Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет.

Взаимоотношения учителей наладил осознанный конструктивный диалог. Договориться помогли следующие приемы:

В результате педагог по физике стал использовать творческие приемы изучения материала, связанные, в том числе, с расширением рамок мышления.
А классный руководитель, в свою очередь, пошел на уступки в вопросах дисциплины, а также начал проводить внеклассные мероприятия, мотивирующие учеников познавать точные науки.

Пример 2.
Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением

В школе трудились два историка. Опытный педагог с двадцатилетним стажем и молодой специалист. Первые два года работы старшая коллега постоянно подчеркивала свое превосходство и значимость, даже унижала новичка, ссылаясь на его профессиональные качества.

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры

Периодическое выполнение этой техники нейтрализует различные конфликтные качества у педагогов (оценивание, навязывание своего опыта) и создает добрую и комфортную атмосферу в школьном коллективе.

Что делать учителю, если ему не удалось предотвратить конфликт с руководством школы? Советы дает Отис Кригер, писатель и учитель с 12-летним стажем преподавания в американской школе.

На протяжении всей моей преподавательской карьеры мне посчастливилось работать со школьными лидерами, которые влияли на меня вдохновляюще. Они побудили меня быть лучшим учителем, поддерживали меня в нестандартных, рискованных преподавательских экспериментах в классе.

Но я знаю многих учителей, которым приходится бороться за поддержание хороших рабочих отношений с руководством школы. При этом не всегда удается избежать конфликта с администрацией школы. Так что же делать для преодоления последствий таких конфликтов?

Попробуйте сделать так, как они предлагают

Первый шаг – просто попробовать сделать то, что предлагает ваш директор. Даже если вы не согласны с этими предложениями, не начинайте противодействовать им прямо сейчас.

В моей преподавательской практике были случаи, когда мне предлагали применять в классе методы, с которыми я был не согласен. Или внедрять программы, которые казались мне абсурдными или, по крайней мере, неэффективными для моего класса. Несмотря на то, что мне это казалось неприемлемым, я все же пробовал сделать это.

Например, однажды директор посетил мой урок в 5-м классе, когда я рассказывал о дробях. Урок прошел хорошо, но директор считал, что надо преподавать по-другому. Я чувствовал, что этот метод не подойдет моим ученикам, но решил попробовать его на уроке. Как и ожидалось, метод подходил для одних учеников и оказался неприемлем для других. Но я не считаю для себя это полным провалом. Директор убедился, что я способен при необходимости применять другие методики преподавания. Моя личная копилка методов преподавания пополнилась новым методом, который я до сих пор применяю в некоторых случаях.

В конце концов, школа находится под бдительным оком директора, и он является руководителем. Если опробовали предложение руководства, но оно не работает для вас, - это подтверждение правильности ваших прежних методов преподавания. Если же предложенный метод действительно работает – это только на пользу вашего преподавательского опыта и способствует повышению вашей квалификации.

Проявите открытость. Обсудите проблему

Когда у вас нормальные рабочие отношения с директором, - это благоприятно сказывается на всех: на учащихся, на коллегах, на общей обстановке в школе. Но если между вами возник конфликт – это окажет влияние на всех.

Один мой коллега пытался отстоять свою точку зрения на способы связи с родителями. Он считал, что, если есть проблемы с учащимся, достаточно по электронной почте сообщить об этом родителям. Директор был с этим не согласен. Когда эти разногласия были вынесены на совещание преподавателей и сотрудников, ситуация только ухудшилась. Но при личной встрече с директором все разногласия были быстро сняты.

Если у вас возникли проблемы в общении с директором, назначьте встречу с ним по этому вопросу. Если вы чувствуете дискомфорт, пригласите на эту встречу коллегу. Открытость и честность в обсуждении проблемы покажут вашу готовность разрешить противоречия. Ваша позиция в этом случае будет известна всему школьному сообществу. В таком разговоре старайтесь, в первую очередь, выслушать позицию руководства. Свою точку зрения отстаивайте без обид, раздражения и гнева. Ведь ваша цель – разрешить конфликт, а не выступить в суде.

Ищите поддержку

Поговорите со своим коллегами. Не может так быть, что вы - единственный, у кого возникают подобные проблемы. Прежде чем попросить совета или помощи убедитесь, что вас не вовлекают в распространение сплетен или в группу настроенных против директора. Вам надо найти помощь, чтобы понять откуда возникают ваши проблемы взаимоотношений с директором. Это может быть следствием общей ситуации или касаться только лично вас. Лучший совет смогут дать те, кто сталкивался в вашей школе с аналогичными проблемами.

И в заключение…

Завуча нашей школы боятся абсолютно все дети. Когда она идёт по школьному коридору, все прячутся кто куда. . .Она сразу начинает орать на всех подряд. Сегодня на уроке алгебры учительница, которая не умеет общаться с детьми решила пойти к завучу во время урока и решила пожаловаться на нас из-за плохой успеваемости класса и плохого поведения учеников, после чего завуч пришла к нам в класс и начала орать на всех подряд. У меня до сих пор болит голова (прошло 2 часа после этого) после её крика. Я настолько боялся её, что у меня даже руки тряслись. Завуч начала пугать нас тем, что мы никуда не поступим и вообще не закончим школу. Потом она прошлась по всему классу и начала у всех подряд проверять тетради с домашним заданием и записями в тетрадях. Дети говорили, что вчера они уезжали в другой город на экскурсию НА ВЕСЬ ДЕНЬ (не весь класс, а только половина) и по этой причине не сделали домашнюю работу. Кроме того, завуч почему-то не стала акцентировать на то, что учитель не стала проводить вчера урок лишь по той причине, что в классе было 12 человек, вместо 29. Она сказала, чтобы мы просто посидели до звонка и отправлялись домой. Я уже не говорю о том, что эта учительница может позволить себе самовольно без разрешения администрации школы отменить урок, чтобы уйти по своим личным делам. Ей платят за то, чтобы она нас учила, а не за то, чтоб она в рабочее время ходила по своим личным делам. У меня была новая тетрадь и в ней отсутствовало домашнее задание по той причине, что она новая и там одна лишь классная работа (сегодняшняя) . По этой причине завуч не сделала мне никакого замечания. Но некоторым моим другим одноклассникам очень попало. . .

Учительница не умеет объяснять материал и дети не понимают её, а завуч из-за этого орёт на детей. Она не понимает, что мы не виноваты в этом. Учительница не умеет объяснять учебный материал, а виноваты дети. . .

Я хочу написать заявление на завуча и учительницу на имя директора школы, чтобы она приняла соответствующие меры. И собрать подписи у всех одноклассников, которые согласны со мной. А это весь класс. Но я вот думаю. . Не навредит ли это мне?

P.S. Родителям я уже пожаловался, но они в школу пока ходить не хотят.

и как ты представляешь себе директор будет влиять на учителей и зачем ей ваши подписи? ! никто вам других учителей и завучей из Москвы не выпишет, так что находите общий язык с теми кто есть. ну нет у них для вас других учителей, а вам экзамен сдавать. так что ищите точки соприкосновения.

Ни одно лекарство не поможет больному, если он отказывается его принять. . .
Если ты очень хочешь чему-либо научиться, ты сделаешь это сам.

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами.

Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у учеников. Если учитель математики работает плохо, это заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.

В условиях подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии. Известно, что женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Они более чувствительны к переменам со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих. Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще носят личностный характер, в то время как мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности.

В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни на селе, существующая социально-экономическая ситуация. Следует сказать, что этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако, учителя в гораздо большей степени, чем ученики, подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений опекой родителей. Кроме того, в силу особенностей детской психики, они обычно в радужном цвете видят будущее, быстро забывают прошлые обиды, легче переносят трудности. У педагогов же нестабильная обстановка на селе, непрерывные, часто необоснованные и непонятные ре-формы, вал трудно разрешимых проблем вызывают продолжительный и устойчивый стресс. Оценка устойчивой тревожности 586 педагогов, проведенная с помощью специального теста, показала, что ни один из них не обладает низкой тревожностью. Нормальная тревожность обнаружена у 13% педагогов, высокая — у 87% (А.С. Гусева и др.). Очевидно, что при таком высоком уровне личностной тревожности педагоги порой неадекватно реагируют на обычные противоречия интересов между коллегами, что зачастую чревато конфликтами.

Анализ реальных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учителей показывает, что существует широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликтов.

Приведем некоторые примеры.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта естественно влияет на характер возникновения, развития и завершения противостояния педагогов. Стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта. Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в школе оппонентов представлена в табл. 2.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать определенные выводы.

Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в конфликты с коллегами и руководством школы. Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем как с учителями, так и с завучем, директором.

Причины конфликта Стаж работы
До З лет до 10 лет до 20
лет
до 30 лет более 30 лет
Недостаточная учебная нагрузка 54 49 43 41 32
Излишняя учебная нагрузка 58 50 35 40 29
Неудобное расписание уроков 69 63 60 50 49
Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников 65 62 52 55 41
Личные 57 52 40 45 31
Распределение жилья 53 42 34 33 25
Распределение путевок в дома отдыха, санатории 53 43 35 36 28
Преподавание предметов, не являющихся специальностью 50 41 30 32 24

Во-вторых, чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой, или на почве личной неприязни.

В-третьих, особенно важно, как часто происходят конфликты между педагогами, — это зависит от профессиональных и индивидуальных качеств учителя. Так, конфликты из-за расписания уроков сокращаются по мере увеличения педагогического стажа — от 3-х до 30 лет в 1,4 раза. А конфликты из-за увеличения учебной нагрузки происходят реже в 2 раза.
Устранение этих причин во многом зависит от директора и завуча школы.

Характер и особенности конфликтов у педагогов обусловлены тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия. Выявлены следующие мнения педагогов 1 о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте:

  1. администрация — учитель — 35,5%;
  2. администрация — обслуживающий персонал — 7,5%;
  3. конфликт между учителями-предметниками — 15%;
  4. молодые учителя — учителя со стажем — 7,5%;
  5. учитель — ученик — 24,8%;
  6. учитель — родитель — 14,3% .
  • материальное обеспечение — 54%;
  • свобода, независимость в профессиональной деятельности — 36%;
  • уважение окружающих — 31,5%;
  • большой отпуск — 19,5%;
  • хорошие отношения с администрацией, коллегами, учениками, родителями — 65,3%;
  • возможность саморазвития, самореализации — 22,5%.

Эти данные показывают, что педагоги почти в 2 раза чаще называют главными хорошие отношения с окружающими и уважение с их стороны (в сумме 96,8%), чем материальное обеспечение (54%). И это не удивительно: здоровый социально-психологический климат в школьном коллективе для педагога не менее важен, чем хорошая зарплата. Учителя отрицательно относятся к конфликтам, по возможности стремятся обходиться без них, оценивают Конфликт как деструктивное явление в жизни школы. Это нормальная оценка нормальных людей, понимающих, что конфликты чаще мешают делу, чем помогают. Ярко выраженное негативное отношение к конфликтам, однако, не является препятствием к межличностным столкновениям между учителями.

Особенности конфликтов в коллективах школ обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой. Ведь профилактика — это устранение условий и факторов, вызывающих конфликты, управление причинами, их порождающими.

Читайте также: