Кончерто гроссо шнитке краткое содержание

Обновлено: 28.06.2024

М. Народицкая

Шнитке и его Concerto grosso №1

Индивидуальный стиль Шнитке в музыке окончательно сложился в середине 60-х . Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность.

Каталог призведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Среди произведений композитора: оперы - "Одиннадцатая заповедь" и "Жизнь с идиотом", балет "Лабиринты", оратория "Нагасаки" – дипломная работа , прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича, кантата "История доктора Иоганна Фауста" и др угие произведения .

Очень рано пришло к Шнитке широчайшее международное признание. Премьеры его произведений всегда становились мировым культурным событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижеров современности.

В то же время в российских музыкальных кругах наблюдалась стойка я оппозиция Шнитке. Многие считали его "ненастоящим" композитором, дутой знаменитостью, поднятым на щит падким на скандалы Западом.

« Если исполнитель включал произведение Шнитке в свой репертуар, то он мог ожидать кучу неприятностей, больших и малых. Нередко уже объявленные концерты отменялись по распоряжению "сверху". Министерство культуры отказывалось покупать опусы Шнитке, хотя музыка других, более сговорчивых и "удобных" авторов, оплачивалась щедро.

А когда заказ на сочинение Шнитке приходил из-за границы, власти всячески пытались этому помешать. Если же и это не удавалось, культур-бюрократы не разрешали Шнитке выехать на Запад на премьеру своего произведения. При этом композитора беспрестанно обвиняли в разных идеологических "грехах".

Как видим, отношение современников к творчеству Шнитке было весьма неоднозначным.

Главный композиторский принцип Шнитке – звучащая, контролируемая слухом техника. К середине 60-х годов Шнитке приходит к двум основным полиститистическим методам: принципу цитирования и принципу аллюзии.

Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, фортеп и ано и струнного оркестра – произведение 1976-1977 годов - оказалось в русле тенденции возрождения старинных музыкальных жанров. Для творчества Шнитке этих лет подобный прием очень характерен.

Жанр с oncerto grosso оказался наиболее жизнеспособным в творчестве композитора, к нему Шнитке будет неоднократно обращаться в дальнейшем.

Обращение к жанру эпохи барокко - не случайно. Благодаря этому композитор мог себе позволить ввести в музыкальный материал стилистические приемы, которые использовали Корелли, Вивальди, Бах и другие композиторы того времени.

Таким образом достигалось создание аллюзии на скрипичную музыку этих композиторов. Система стилистических противопоставлений в с oncerto grosso представляет собой основу концепции и ведущий архитектонический принцип.

Концерт, появившийся под знаком полистилистики, подытожил эту линию в творчестве Шнитке, доводя оба упоминавшиеся выше принципа до выражения высшего символического смысла через их применение.

Именно связь времен здесь становится внутренней пружиной действия.

Как раз последняя, третья сфера сообщает концепции многогранность, добавляя пародийно-иронический смысловой элемент.

Трагизм концепции С oncerto grosso №1 Шнитке, безусловен, однако не оставляет по прослушивании ощущения безнадежности. Напротив, глубокая эстетичность музыкального материала и безупречно выстроенная композиция приводят слушателя через кульминацию - к катарсису, очищению.

Жанр кончерто гроссо в Италии — виртуозное оркестровое произведение в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов "соревнуется" со всей массой оркестра. А. Шнитке: симфонии, концерты, оперы, оратории, балеты, а также работа в кино.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.06.2011
Размер файла 13,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Жанр CONCERTO GROSSO сложился в Италии -- виртуозное оркестровое произведение в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов “соревнуется” со всей массой оркестра. Группа солирующих инструментов называется concertino (малая концертная группа), вся масса оркестра -- ripieno (полный) или tutti (все). Основу жанра concerto grosso положил итальянский композитор А. Страделла (1644--1682); высшее развитие этот жанр получил в творчестве композиторов XVII--XVIII вв. (А. Корелли, А. Вивальди, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя). В XX в. в связи с возросшим интересом к старинной музыке жанр concerto grosso переживает второе рождение (Б. Мартину, Э. Кшенек, А.Я. Эшпай, А.Г. Шнитке и др.).

Дело в том, что concerto grosso - это жанр, который предусматривает соревнование инструментов или инструментов и оркестра. Это удивительный жанр, в котором всегда присутствует некое противостояние. И у А. Шнитке это противостояние довольно ярко выражено - противостояние личности и враждебного мира.

Я хотела бы остановиться на Concerto grosso № 1. Этот концерт написан в 1977 г и является одним из ранних и наиболее показательных образцов полистилистики. Concerto grosso - излюбленный жанр в творчестве Шнитке. Обратившись к этому жанру в 1970-е годы, он привнес в него большую долю рефлексии, перевел восприятие и образ самой жанровой формы в несколько иное русло. Шнитке превращает concerto grosso в своего рода постмодернистский жанр. Культ самодовлеющей игры (столь важный в постмодернистской эстетике) становится всеобъемлющим. В жанровой модели акцентируется момент языковой и структурной непредсказуемости, уход от стереотипа, тотальная игровая вовлеченность. Игра захватывает не только тембры, инструменты, фактурные приемы, но эпохи и стили.

Шнитке использует клавесин как символ исторической "достоверности", а во Втором Concerto grosso в состав симфонического оркестра вводятся электро- и бас-гитары.

Шнитке обращался к жанру concerto grosso трижды. И хотя эти произведения были написаны в разные годы и имеют разные художественные задачи, они обладают общими чертами, характерными именно для этого жанра. Прежде всего это контраст тутти и соло; построение формы по типу рондо - чередующиеся контрастные эпизоды с одним из них повторяемым (рефреном); чередование темпов частей - быстро/медленно; и, наконец, стилизация некоторых барочных тем. И, конечно, полистилистика - это то новое, что внес композитор с высоты ХХ века: сочетание разных современных стилей и композиторских техник в едином звуковом коллаже.

Итак, concerto grosso № 1:

Речитатив и Каденция - объединяются в одно целое. В центре внимания речитатива - напряженный внутренний диалог человека, не понимающего, куда же он все-таки попал. А вокруг хаос. Это выражено в противопоставлении солирующих скрипок и всего оркестра. Напряжение нарастает и доходит до кульминации и в этот момент (на нисходящем глиссандо скрипок) начинается Каденция. По законам формы старинного концерта солист должен показать все, на что он способен. Во времена Вивальди, Баха и Генделя солист импровизировал в стиле концерта и его выступление было очень виртуозным. Шнитке тоже позаботился о виртуозности каденции, звучащей в основном на приеме пиццикато. Это создает особую нервозность - надо все время дергать за струны рукой.

Concerto grosso № 1 стал новым словом в разработке метода полистилистики -- элементы самых разных, казалось бы, взаимоисключающих стилей слились здесь в единое целое.

А. Шнитке писал практически во всех музыкальных жанрах, отдавая предпочтение крупным формам: симфониям, концертам, операм, ораториям, балетам. Много и плодотворно работал в кино. Но международное признание пришло к А. Шнитке через крупную форму. Премьеры его произведений всегда становились мировым событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы и США. Играли их и в нашей стране, благодаря, в первую очередь, усилиям дирижёра, с которым Альфреда Шнитке очень многое связывало. Это Геннадий Рождественский, по инициативе которого происходило очень много записей музыки Шнитке.

Шнитке обожают за возможность катарсиса и ненавидят за ощущение душевного дискомфорта. Узнаем, как за эмоциональностью музыки скрывается четкая техника.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Теперь поговорим о фирменном методе Шнитке — полистилистике — и о том, почему старинный жанр concerto grosso оказался для него таким важным.

⌛️ Шнитке — идеальный композитор 21 века. Мы бесконечно скроллим ленты соцсетей или переключаем телевизионные каналы, мы привыкли не только к молниеносно сменяющейся информации, но и к контрастным эмоциям. Кто-то выложил фотографии из Италии и размышляет о древностях и классической итальянской культуре, дальше — отчаянный призыв собрать деньги на операцию маленькому ребенку с вызывающей слезы фотографией, дальше — видео политических протестов и новых жертв репрессий, дальше — реклама пылесоса под ужасный банальный саундтрек. Знакомо? Конечно, мы привыкли воспринимать информацию поверхностно и не реагировать остро на каждый пост, который требует от нас отклика. Но быстрое переключение мыслей и эмоций — это про большинство из нас, согласитесь.

🎢 Именно такова полистилистика Шнитке. Она бросает нас из крайности в крайность, обманывает призрачной гармонией стилизации под классику, притупляет бдительность барочным стрекотом клавесина (Шнитке его обожал), удивляет банальной песенкой или неожиданной страстностью танго. И тут же оглушает лавиной диссонансов, облаком запутанных полифонических линий, методично доводит звучание (и слушателя) до истерики и такого напряжения, что, когда из хаоса звуков выплывает самая простая мелодия, хочется немедленно разрыдаться.

💥 Полистилистика Шнитке — это метасистема, логика, обобщающая все известное. Мы еще не говорили о Малере, но он действительно стоит ближе всех к Шнитке. Малера и Шнитке роднят две очень важные вещи: оба они всю жизнь стремились соединить высокое и низкое, и оба крайне остро воспринимали несовершенства этого мира, оголяли нерв эпохи и заставляли каждого слушателя ощутить его буквально своей кожей.

Поговорим о жанре concerto grosso у Шнитке.

🌟 Шнитке был не первым композитором 20 века, обратившимся к барочному жанру concerto grosso. Неоклассицизм и необарокко как художественные течения начали набирать силу уже в конце 19 века, и в популярном концертном жанре 17–18 веков работали композиторы в разных странах. Их привлекала идея виртуозного инструментального письма, захватывающего соревнования (не конфликта) солиста/солистов и оркестра, а также разных оркестровых групп между собой.

🇩🇪 Для Шнитке обращение к concerto grosso было обращением к сугубо немецкой традиции. Он подчеркивал, что опирается на тип концерта, который дошел до нас через Баха, а не на concerto grosso Вивальди или Корелли.

⏰ Concerto grosso оказался на редкость органичным для творчества Шнитке и получил абсолютно современное претворение. Жанр стимулирует введение стилистического материала старого времени, поэтому диапазон стилистических контрастов здесь несравненно шире, чем в других полистилистических сочинениях.

✍️ С 1977 по 1993 Шнитке написал 6 Concerto grosso для разных составов, но определяющими для них были тембры солирующей скрипки, струнного оркестра и клавишного инструмента (клавесина или фортепиано). Concerto grosso № 1 не только возник под знаком полистилистики, расцвет которой приходится на предшествующие годы, но и в какой-то степени подытожил эту линию, доведя этот принцип до философски обобщенного и даже символического выражения.

🙆‍♂️ Concerto grosso № 1 Шнитке написал по просьбе скрипачей Гидона Кремера и Татьяны Гринденко:

«В мае 1976 года Кремер и Гринденко попросили меня написать произведение для них и для литовского камерного оркестра под руководством Саулюса Сондецкиса. Если бы тогда мне кто-нибудь сказал, что в течение года это произведение выдержит несколько исполнений и запись на грампластинку, я бы не поверил в это, так как большей частью я работаю очень медленно, делаю много вариантов и первый вариант не довожу до конца.

Говорим о музыке и слушаем Concerto grosso №1.

🔊 Concerto grosso №1 написан для состава с очень характерным звучанием. Он соединяет в себе голоса старого и нового времени (клавесин и подготовленное фортепиано), личного и объективного (2 солирующие скрипки и струнный оркестр).

😒 Музыкальная ткань концерта соткана из трех пластов: первый — авторская музыка (область рефлексии), второй — цитаты, квазицитаты и аллюзии, третий — музыка быта и музыка, использованная композитором в работе над кинофильмами. Все это рождает трагическую карнавальность.

🕰 Concerto grosso №1 — произведение, в котором связь времен становится внутренней пружиной действия. Причудливая мозаика стилей сменяется строгой их драматургической организацией.

6️⃣ В Сoncerto grosso шесть частей:
I. Прелюдия — II. Токката — III. Речитатив — IV. Каденция —
V. Рондо — VI. Постлюдия.

→ Давайте послушаем Concerto grosso №1 в исполнении Гидона Кремера, Татьяны Гринденко и Камерного оркестра Европы под управлением Генриха Шиффа.

Concerto Grosso № 1 — музыкальное произведение Альфреда Шнитке, написанное в 1977 году.

Состав — 2 скрипки, клавесин, подготовленное фортепиано и струнный оркестр.

Был записан Ансамблем солистов московской Консерватории п/у Юрия Башмета, партию скрипок исполнили Гидон Кремер и Татьяна Гринденко

Структура

  • I. Прелюдия
  • II. Токката
  • III. Речитатив
  • IV. Каденция
  • V. Рондо
  • VI. Постлюдия

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Concerto Grosso № 1 (Шнитке)" в других словарях:

Шнитке — Альфред Гариевич (1934 1998) Русский композитор советского и постсоветского периодов. Родившись в г.Энгельсе АССР немцев Поволжья (ныне Саратовская обл.), большую часть жизни прожил в Москве, с 1989 в Гамбурге (ФРГ). Один из наиболее крупных… … Энциклопедия культурологии

Шнитке, Альфред Гарриевич — Альфред Шнитке Alfred Schnittke … Википедия

Шнитке, Альфред Гариевич — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Шнитке А. — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Шнитке, Альфред — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Шнитке А. Г. — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Шнитке Альфред Гариевич — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Шнитке Альфред Гарриевич — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Шнитке Альфред Гарриевич — (1934 1998), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Ученик Е. К. Голубева. В музыке Шнитке, посвящённой темам жизни и смерти, судьбам культуры и человечества, традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной… … Энциклопедический словарь

ШНИТКЕ Альфред Гарриевич — ( р. 24 XI 1934, г. Энгельс, ныне Саратовской обл.) Искусство вызов философии. Всемирный философский конгресс 1985 г. А. Шнитке один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое… … Музыкальный словарь

Читайте также: