Концессионное соглашение в отношении объекта муниципального имущества школа

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии со ст.ст. 3, 4 закона № 115-ФЗ, ст.ст. 7, 12 закона № 224-ФЗ объектом соглашения является недвижимое или движимое и недвижимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Как отмечалось в разделе 4.1, с 29 июня 2018 года стало возможно заключение соглашений в отношении только движимого имущества – объектов ИТ либо объектов ИТ и технических средств функционирования объектов ИТ.

Объектами соглашения могут выступать, например, следующие объекты:

  • социальной инфраструктуры (объекты здравоохранения, в том числе для санаторно-курортного лечения, объекты социального обслуживания, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения. С 1 января 2021 года перечень объектов СГЧП дополнен объектами специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения);
  • транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, мосты, аэродромы, метрополитен и другой транспорт общего пользования, объекты железнодорожного транспорта, объекты трубопроводного транспорта и т. д.);
  • коммунальной инфраструктуры (объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твёрдых коммунальных отходов, объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, и т. д.).

Перечень объектов соглашений является исчерпывающим, и заключение соглашения в отношении объекта, не указанного в перечне, не допускается [1] .

Объекты соглашений обладают следующими общими признаками:

  • должны находиться в сфере публичного интереса и контроля;
  • с использованием объекта должна осуществляться дальнейшая деятельность концессионера, частного партнёра, предусмотренная условиями соглашения.

По общему правилу на момент заключения соглашения объект, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности публичного субъекта, а на момент передачи частной стороне – быть свободным от прав третьих лиц [2] .

Объект концессионного соглашения после реализации мероприятий по его созданию и (или) реконструкции является собственностью концедента [3] . Концессионер получает права владения и пользования объектом соглашения, которые (в отношении недвижимости) подлежат государственной регистрации [4] . При этом концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого объекта по цене, равной рыночной стоимости объекта, в случае включения объекта в документ планирования приватизации и при условии добросовестного исполнения концессионного соглашения (приватизация возможна по окончании срока действия концессионного соглашения). При этом нужно учитывать, что если в отношении соответствующей категории объектов действуют ограничения на приватизацию, то концессионер не сможет выкупить такой объект (например, по общему правилу запрещена приватизация спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности [5] ).

Объект, построенный/реконструированный по СГЧП, напротив, является собственностью частного партнёра в течение срока действия соглашения и остаётся в его собственности после прекращения соглашения. Исключением выступают следующие случаи:

  • объём бюджетного финансирования на создание объекта и рыночная стоимость передаваемого имущества (прав на имущество) превышает объём финансирования частным партнёром;
  • расторжение соглашения по решению суда в связи с существенным нарушением условий договора частным партнёром;
  • иное согласовано сторонами.

В указанных случаях право собственности на объект СГЧП возникает у частного лица, но в дальнейшем подлежит передаче публичной стороне.

При условии, что эти действия не приведут к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, возможно заключение соглашения в отношении нескольких объектов одновременно, за отдельными исключениями. К примеру, в 2017 году было заключено концессионное соглашение в отношении двух физкультурно-оздоровительных комплексов в Нижегородской области [6] , а в 2019 году было заключено СГЧП в отношении семи поликлиник в Новосибирске [7] .

Также допускается передача публичной стороной частной не только объекта соглашения, но и иного имущества. Такое иное имущество должно образовывать единое целое с объектом соглашения и (или) быть предназначено для использования в целях создания условий осуществления частной стороной деятельности по соглашению. Несоблюдение указанного условия является нарушением законодательства о конкуренции [8] и может привести к признанию концессионного соглашения недействительным полностью или в части [9] . Кроме того, в силу позиции ФАС России, выраженной в отношении объектов ЖКХ [10] , в составе иного имущества, по общему правилу, не могут передаваться объекты, которые по смыслу закона № 115-ФЗ могут быть переданы в составе объекта концессионного соглашения.

По общему правилу объект соглашения не может быть предоставлен в залог. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда объект СГЧП используется в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения. При этом преимущественное право покупки в случае обращения взыскания на объект имеет публичный партнёр, а также действуют ограничения по обращению взыскания на предмет залога.

Условия об объекте соглашения имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при структурировании проекта и подготовке соглашения:

  • По концессионному соглашению не допускается изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения (п. 5 ст. 3 закона № 115-ФЗ). При этом отсутствует однозначная позиция в отношении того, что понимается под целевым назначением объекта. Потенциально возможно выявить несколько способов определения целевого назначения: из данных о назначении здания, сооружения, содержащихся в ЕГРН; исходя из последнего фактического назначения объекта; исходя из вида разрешённого использования земельного участка. На данный момент наиболее распространённым подходом является определение целевого назначения через назначение, содержащееся в ЕГРН. Так, здания по назначению подразделяются на нежилые, жилые, многоквартирные дома, жилые строения, садовые дома [11] . В отдельных судебных решениях факт смены целевого назначения объекта устанавливается судом, но не анализируется [12] . На практике эта норма препятствует реализации значительного числа проектов, в которых планируется реконструкция объекта соглашения (например, реконструкция неиспользуемой школы в объект здравоохранения).
  • Условие об описании объекта соглашения, включая его технико-экономические показатели (далее – ​ТЭПы), является существенным условием соглашения.

Поскольку по смыслу закона № 115-ФЗ объектом соглашения является как созданное/реконструированное имущество, так и те объекты, которые передаются концессионеру для реконструкции, можно сделать вывод, что технико-экономические показатели должны устанавливаться также в отношении объектов, входящих в состав объекта концессионного соглашения и подлежащих реконструкции. К технико-экономическим показателям таких объектов, согласно уже упомянутому письму Минстроя России, относятся сведения о сроке эксплуатации, износе, балансовой стоимости, о проведённых мероприятиях по ремонту.

Постановлением Правительства РФ от 20 января 2015 г. N 27 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 671
"Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов образования"

С изменениями и дополнениями от:

13 ноября 2010 г., 20 января 2015 г.

ГАРАНТ:

См. справку о примерных концессионных соглашениях

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях" Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 января 2015 г. N 27 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2015 г.

1. Утвердить прилагаемое примерное концессионное соглашение в отношении объектов образования.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 января 2015 г. N 27 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2015 г.

2. Концессионное соглашение в отношении конкретных объектов образования заключается в соответствии с примерным концессионным соглашением, утвержденным настоящим постановлением, и может содержать не противоречащие законодательству Российской Федерации положения, не урегулированные этим примерным концессионным соглашением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

11 ноября 2006 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 января 2015 г. N 27 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2015 г.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в целях привлечения инвестиций в экономику вправе заключать с организациями (индивидуальными предпринимателями) концессионные соглашения о строительстве (реконструкции) недвижимого имущества, право собственности на которое будет принадлежать государству (муниципальному образованию). При этом концессионер получает право эксплуатации возведенного объекта в течение определенного договором срока.

Объектом концессионного соглашения могут быть автомобильные дороги и иные коммуникации, морские и речные порты, аэродромы, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, спорта. Типовые концессионные соглашения в отношении отдельных объектов утверждаются Правительством РФ.

В этой связи утверждено типовое концессионное соглашение в отношении объектов образования.

Соглашением должна предусматриваться обязанность концессионера создать (реконструировать) объект образования и осуществлять с использованием этого объекта конкретную образовательную деятельность, а также обязанность концедента предоставить концессионеру на определенный срок права владения и пользования объектом образования. В концессионном соглашении должно содержаться описание объекта образования, порядок его создания (реконструкции), условия предоставления концессионеру земельных участков, правила владения и пользования предоставленными объектами, срок действия соглашения.

В концессионном соглашении должен быть урегулирован вопрос об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности, порядок расчетов между сторонами, ответственность сторон за нарушение условий соглашения, основания досрочного расторжения соглашения.

Концессионное соглашение в отношении конкретных объектов образования должно заключаться в соответствии с данным типовым соглашениям.

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 671 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов образования"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 47 ст. 4902

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 20 января 2015 г. N 27

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2010 г. N 914

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Концессионные соглашения – особый вид договоров, при заключении и исполнении которых происходит передача государственного либо муниципального имущества частному инвестору с целью его реконструкции и дальнейшей эксплуатации.

К концессионным соглашениям относятся и договоры, условия которых предусматривают создание объекта частным инвестором в будущем, но при этом условия о передаче объекта инвестору для дальнейшей эксплуатации им объекта аналогичны.

Заключение таких соглашений – это способ инвестировать в экономику государства с целью поддержания его жизненно важных функций: дороги, здравоохранение, образование и т.д.

Заключение концессионных соглашений – общемировая практика. В российском законодательстве такая практика применяется с 1991 года, то есть с начала перехода на рыночную экономику. Однако в то время регулирование было фрагментарным и не имело специального закона. Законодательно урегулированы вопросы коммерческой концессии были лишь в 2005 году.

Аналогичны концессионным по своей сути соглашение о разделе продукции и энергосервисный договор. В первом случае осуществляется разделение добытой продукции в основном в счет оплаты налогов инвестором, во втором – происходит частное инвестирование в энергосистему (две цели – обновление оборудования и экономия электроэнергии, выплаты осуществляются за счет достигнутой экономии).

Однако соглашение о разделе продукции и энергосервисные договоры используются только в узких сферах: недропользование и энергетика. Концессионное же соглашение применимо во многих сферах: дороги, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, метрополитен, аэродромы и иное.

Следует отличать концессионное соглашение и от соглашения о государственно-частном партнерстве: при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве право собственности на объект может перейти инвестору, в то время как обязанность его дальнейшей эксплуатации может быть возложена на государство. Это новый вид инвестирования в государственную экономику: закон вступил в силу в 2015 году.

Таким образом, концессионное соглашение – это особый вид договора, при котором инвестор обязуется возвести либо реконструировать объект инфраструктуры, находящийся в государственной собственности, и в дальнейшем эксплуатировать его за плату в соответствии с его предназначением.

Кто может заключать соглашение

Со стороны инвестора может выступать любая коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, как российские, так и иностранные. Допустимо заключение соглашения и с несколькими инвесторами.

Со стороны государства выступают государственные органы, органы субъектов Российской Федерации, муниципальные органы (в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество, требующее вложения инвестиций).

В отношении чего можно заключать концессионное соглашение

Соглашение заключается в отношении недвижимости, которую необходимо построить либо реконструировать. В отношении объектов движимого имущества соглашения не могут быть заключены, равно как и в отношении объектов интеллектуальной собственности. При этом недвижимость должна либо принадлежать государству до заключения соглашения (реконструкция) либо после возведения (строительство).

Природа концессионного соглашения

Как строительство, так и реконструкция недвижимости требует длительного времени, ввиду чего соглашения заключаются на долгий срок: средний срок действия соглашения – 20-30 лет.

После строительства либо реконструкции объект передается инвестору для использования и иной эксплуатации его по его целевому назначению, при этом право собственности на объект остается у государства, а пользование объектом оплачивается со стороны инвестора.

В некоторых случаях (к примеру, объект является социальным, и его эксплуатация не принесет прибыли инвестору) предусматривается оплата со стороны государства.

Инвестор обязан эксплуатировать объект в соответствии с его целевым назначением и условиями соглашения на протяжении всего срока, установленного соглашением.

Каждое из соглашений индивидуально, зависит от объекта, сроков, объемов привлекаемых инвестиций. Кроме того, соглашение – это несколько видов договоров в одном (как минимум, договор подряда и договор аренды), следовательно, и правовое регулирование применяется в зависимости от вида договора.

Обязательные условия соглашения

- Возведение либо реконструкция объектов соглашения в установленные сроки совместно с порядком предоставления земельных участков для выполнения работ;

- Осуществлять деятельность, определенную соглашением в течение установленного срока после возведения либо реконструкции соответствующего объекта недвижимости;

- Конкретизация, в том числе технико-экономические показатели, объекта соглашения.

Цель соглашения

Соглашение – это вид частных инвестиций в широкий спектр объектов инфраструктуры, принадлежащих государству совместно с передачей прав на некоторые виды деятельности частным инвесторам. Цель для государства в таких соглашениях – работоспособная инфраструктура, цель инвестора – получение прибыли.

Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Юридическая фирма "Ветров и партнеры"
больше, чем просто юридические услуги

Особенности отбора и взаимодействия с подрядными строительными организациями при реализации концессионных проектов в сфере школьного образования

Особенности отбора и взаимодействия с подрядными строительными организациями при реализации концессионных проектов в сфере школьного образования

Семинар - стратегическая сессия для городов по вопросам применения механизмов ГЧП для развития парков и общественных пространств

Семинар - стратегическая сессия для городов по вопросам применения механизмов ГЧП для развития парков и общественных пространств

Модернизация ливневых систем водоотведения – потребности для городов и потенциал для инвесторов

Модернизация ливневых систем водоотведения – потребности для городов и потенциал для инвесторов

Эпоха ренессанса на рынке ГЧП. Новые продукты и решения для инвестиций в инфраструктуру

Эпоха ренессанса на рынке ГЧП. Новые продукты и решения для инвестиций в инфраструктуру

Финансовое участие государства в проектах ГЧП: международный опыт и российские реалии

Финансовое участие государства в проектах ГЧП: международный опыт и российские реалии

ТОП-10 городов по эффективности привлечения частных инвестиций в городскую экономику

ТОП-10 городов по эффективности привлечения частных инвестиций в городскую экономику

Бюджет проекта ГЧП: от формирования до исполнения. Как избежать основных ошибок?

Бюджет проекта ГЧП: от формирования до исполнения. Как избежать основных ошибок?

Внедрение в России принципов качественных инфраструктурных инвестиций: итоги года

Внедрение в России принципов качественных инфраструктурных инвестиций: итоги года

Структура решения о заключении концессионного соглашения в отношении объекта образования

Настоящий документ поднимает вопросы связанные с подготовкой решения о заключении концессионного соглашения в отношении объекта образования в проектах по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях с привлечением субсидии из федерального бюджета

Правила регулируют порядок предоставления федеральных субсидий в бюджеты субъектов РФ в целях создания дополнительных мест в общеобразовательных организациях в рамках региональных программ. Средства могут направляться в рамках проектов по созданию (реконструкции) или приобретению объектов образования в региональную (муниципальную) собственность, которые реализуются после 1 января 2020 г.

При этом под объектом образования понимается здание (пристройка к зданию), строение, сооружение или их комплекс, оснащенные всем необходимым для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Объект образования может входить в состав многофункционального комплекса, который может включать в себя объекты различных уровней/подвидов образования, объекты спортивной и социальной инфраструктуры.

Новая редакция Правил напрямую предусматривает концессионное соглашение в качестве возможной модели реализации проектов в отношении объектов образования наряду с государственным контрактом.
Для получения федерального субсидирования на реализацию проекта по модели концессионного соглашения необходимо соблюсти определенные условия:

Порядок определения размера субсидии устанавливается Правилами исходя из способа финансирования концессии публичной стороной (капитальный грант или плата концедента). Формула расчета при использовании капитального гранта учитывает расчетный размер вложений, соотношение платежа от концедента к расчетному объему вложений исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, а также уровень софинансирования расходов концедента. Формула расчета при использовании платы концедента предусматривает расчет размера субсидии исходя из размера платы концедента и уровня софинансирования расходов с учетом бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Срок софинансирования проекта за счет федеральной субсидии не может превышать 15 лет.

Полагаем, что подробные требования к содержанию концессионных соглашений, установленные Правилами, позволят упростить процедуру их согласования и будут способствовать привлечению внешнего финансирования в проекты, финансируемые с участием федеральных средств.

Дополнительно Минпросвещения России будет разработан порядок проведения отбора проектов, претендующих на получение финансовой поддержки. Также министерством будет подготовлен проект решения Правительства РФ об определении концессионеров, с которыми субъекты РФ, муниципальные образования могут заключить концессионные соглашения без проведения конкурса.

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Читайте также: