Концепцию экономического человека использовала школа

Обновлено: 05.07.2024

Проблема человека в экономике давно привлекала внимание многих ученых. Ведь в центре интересов экономической теории еще со времен меркантилизма было рассмотрение богатства, его природы, причин и истоков, поведение человека, производящего и умножающего богатство, не могло остаться в стороне.

Каков человек в экономике, каковы его типичные черты? Постоянен тип человека, занятого в экономике, или изменяется? Если изменяется, то отчего, в зависимости от каких факторов? Интерес к этим и подобным вопросам не только не остывает, но, напротив, растет.

Оглавление
Файлы: 1 файл

реферат.doc

Проблема человека в экономике давно привлекала внимание многих ученых. Ведь в центре интересов экономической теории еще со времен меркантилизма было рассмотрение богатства, его природы, причин и истоков, поведение человека, производящего и умножающего богатство, не могло остаться в стороне.

Каков человек в экономике, каковы его типичные черты? Постоянен тип человека, занятого в экономике, или изменяется? Если изменяется, то отчего, в зависимости от каких факторов? Интерес к этим и подобным вопросам не только не остывает, но, напротив, растет.

А между тем не потеряло, а приобрело еще большую значимость утверждение, что именно субъекты, люди, создают экономику, и она такова, каковы эти субъекты. Ведь экономика — это сфера жизни человека, средство его существования, а это значит, что особенности и закономерности жизни и развития самого человека не могут не сказываться на экономике. Более того, именно они являются, скорее всего, определяющими условиями в том или ином развитии экономики.

Иными словами, экономика создается людьми, народом, т. е. определенным этническим сообществом, которое вбирает в себя условия своей жизни и, совершенствуя их, развивает себя. А это значит, что модель человека нельзя вывести только лишь из самой экономики. Модель человека предопределяется историей и определенной культурой. Не зря в одно и то же время могут существовать разные модели человека в экономике и разные экономики. /1/

С учетом всего вышесказанного, вопрос о становлении концепции экономического человека является крайне актуальным и будет рассмотрен в данной работе.

1. Краткая характеристика экономического человека

Можно выделить следующие характеристики:

1. Человек независим. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

2. Человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.

3. Человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.

4. Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

В общем виде модель экономического человека обязана содержать три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения и информацию о процессах, посредством которых средства ведут к достижению целей.

Можно выделить общую схему модели экономического человека, которой придерживается большинство современных ученых в настоящее время:

1. Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор.

2. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения - его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг.

3. Экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям. Другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.

4. Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными интересами, которые могут при этом включать и благосостояние других людей. Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т.д. Эти свойства позволяют человеку давать оценку своим будущим поступкам исключительно по их последствиям, а не по исходному замыслу.

5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, является ограниченной, - ему известны далеко не все доступные варианты действия, а также результаты известных вариантов, - и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной информации требует издержек.

6. Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот, который согласно его мнению или ожиданиям в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции означает лишь, что люди выбирают то, что они предпочитают. Необходимо подчеркнуть, что мнения и ожидания, о которых идет речь, могут быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдателю.

Сформулированная выше модель экономического человека сложилась в ходе более чем двухвековой эволюции экономической науки. За это время некоторые признаки экономического человека, ранее считавшиеся основополагающими, отпали как необязательные. К этим признакам относятся непременный эгоизм, полнота информации, мгновенная реакция. Правда, точнее будет сказать, что свойства эти сохранились в модифицированном, зачастую трудно узнаваемом виде. /3/

В XVII–XVIII вв. начала экономической теории и элементы соответствующей модели человека развивались либо в рамках рекомендаций для государственной политики (меркантилизм), либо в рамках общей этической теории.

Рассмотрим далее, каким же образом осуществлялось становление концепции экономического человека в трудах ученых-экономистов в разные исторические периоды времени.

2. Концепция экономического человека в классической школе

Значение модели экономического человека для истории экономической мысли состоит в том, что с ее помощью политическая экономия выделилась из моральной философии как наука, имеющая свой предмет, – деятельность экономического человека.

Классическая политическая экономия (Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль) рассматривала экономического человека как существо рациональное и эгоистичное. Этот человек живет согласно собственному интересу, даже можно сказать – собственной корысти, но апелляция к этой корысти отнюдь не вредит общественному интересу и общей выгоде, а наоборот способствует его воплощению в жизнь.

Ключевые выводы

  • Экономический человек – это концепция, разработанная экономистами для понимания поведения людей, занятых экономической деятельностью.
  • Абстракция, известная как экономический человек, была разработана в XIX веке такими философами, как Джон Стюарт Милль, в рамках более широкого просветительского проекта, целью которого было задействовать естественные науки во всех областях знания.
  • Более поздние исследования в конце 20-го и 21-го веков, получившие название поведенческой экономики, поставили под сомнение легитимность экономической абстракции человека.

Понимание экономического человека

Чтобы объяснить явление, ученые часто строят модели, а чтобы построить эти модели, ученые должны делать предположения, упрощающие реальность. В экономике одно из таких упрощающих допущений – это человек, который в своей основе рационален в экономических ситуациях.

В отличие от настоящего человека, экономический человек всегда ведет себя рационально, исключительно корыстно, чтобы получить максимальное удовлетворение. Это предположение позволяет экономистам изучить, как работали бы рынки, если бы они были населены этими теоретиками. Например, экономисты предполагают, что закон спроса и предложения можно описать математическим уравнением. (То есть спрос на продукт является линейной функцией цены.)

История экономического человека

В этой формулировке экономический человек не должен действовать морально или ответственно; ему даже не нужно действовать рационально с точки зрения стороннего наблюдателя. Ему нужно только действовать таким образом, чтобы он мог достигать заранее определенных узких целей с минимально возможными затратами.

Например, если рыбак в Тихом океане может поймать одноразовой пластиковой сетью такое же количество рыбы, что и более дорогую сетку из натурального волокна, сотканную вручную, он выберет пластиковую сеть, даже если это означает, что в конечном итоге он это сделает. и непреднамеренно отравить рыбу, от которой зависит его существование.

Критика концепции экономического человека

Эта концепция предполагает, что варианты, с которыми сталкивается экономический человек, предлагают очевидные различия в степени удовлетворения. Но не всегда очевидно, что один вариант лучше другого. Два варианта могут повысить полезность или удовлетворенность человека двумя разными способами, и может быть не ясно, что один лучше другого.

Работа по экономике, которую стали называть поведенческой экономикой, представляет собой самый серьезный устойчивый вызов аналитическому построению экономического человека. Элементы, из которых состоит поведенческая экономика, разнообразны – от теории ограниченной рациональности и перспектив до теории межвременного выбора и теории подталкивания. Однако все они предлагают одинаковую критику экономического человека: приведение экономических субъектов к основным принципам недостаточно надежно, чтобы дать полное объяснение экономической деятельности или рынков.

1 ФГБОУ ВПО Ростовский юридический институт (филиал) Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации

В статье рассмотрены ключевые проблемы развития концепции экономического человека. Обращается внимание на предпосылки формирования базовых подходов к homoeconomicus в классической экономической школе, зародившиеся в XVIII веке. Автором рассматриваются основные подходы к определению экономического человека во всем их многообразии и противоречивости, разработанные в XVIII-XIX веках. Вводится периодизация генезиса модели homoeconomicus, раскрываются предпосылки и ключевые особенности каждого этапа. Автор особое внимание уделяет влиянию философии на становление первых концептов экономического человека. Автором также отмечает, что, несмотря на множество схожих положений, в научной литературе рассматриваемого периода не сложилось единого понимания поведения человека в экономической среде и его мотивации, что проявилось в противоречивости подходов и активной критике классической модели, которая при этом оставалась методологической базой большинства экономических исследований.


6. Козлова В.А. Представления о человеке и экономике в информационном обществе в работах Д. Белла // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012. №1-4.

Сложно определить отправную точку развития идей об экономическом человеке. Представления о человеке экономическом стали зарождаться в эпоху античности. Некоторые идеи о поведении человека в хозяйственном процессе можно найти в работах Аристотеля, позже отдельные упоминания обнаруживаются в работах средневековых схоластов. Но и в период античности, и в средневековье экономика не рассматривалась как самостоятельная подсистема общества, она выступала лишь как одна из функций социальной организации. В результате авторы того времени, давая трактовку экономическим, хозяйственным проблемам, использовали моральные и религиозные нормы, существовавшие в обществе. Нормативная мотивация, предопределенная религией и моралью, не давала возможности правильной оценки хозяйственной деятельности человека и ограничивала возможности рассмотрения реальной мотивации в трудах античных и средневековых авторов. Так, в трудах Августина и Аристотеля можно обнаружить упоминания о том, что скупость людей не знает ограничений, однако иногда встречаются и случаи благородных поступков. Но эти наблюдения не выступали в качестве основы для последующих выводов, применяемых позднее в экономической науке [5].

Представители течения физиократов также не отрицали принцип собственного интереса. Так, Франсуа Кенэ отмечал, что совершенствование хозяйственной деятельности заключается в приращении выгоды при условии сокращения расходов. Частный интерес должен следовать за общим интересом, и не может быть отделен от него. Но общий интерес, как и естественный порядок, по своей сути - это идеал, в то время как выводы, сделанные Смитом, были вполне применимы для реальной экономики.

В случае с наемными рабочими основной движущей силой в экономике остаются привычки и инстинкты. Схожа ситуация и с землевладельцами. Являясь праздными получателями ренты, они остаются невластными над своим экономическим положением. Соответственно, этим двум группам практически не присуща деятельность, основанная на собственном интересе.

Первые попытки классической экономической школы осмыслить антропологические основания экономической науки, осуществленные А. Смитом и Д. Рикардо, обладали одним значительным недостатком - в работах отсутствовало обоснование применявшегося метода, казавшегося авторам правильным и не требующим доказательств. Но новая политическая экономия подверглась значительной критике, в первую очередь с позиции морали, за чрезмерно узкий взгляд на природу человека. Эта критика принудила экономистов более внимательно относиться к используемой методологии. Основное внимание стало уделяться мотивации, так как остальные положения практически не вызывали вопросов. Защита мотивационного подхода строилась на двух следующих основаниях.

Также как и Дж. С. Милль, представители исторической школы обращали внимание на когнитивные элементы экономического человека. Клифф Лесли, представитель английской исторической школы, отрицал возможность свободного перелива капитала между отраслями для цели максимизации прибыли, считая, что индивид не всегда способен оценить доходность собственной отрасли, и как результат, выводы представителей политической экономии не подходят для интенсивно развивающихся обществ [1].

В целом, маржиналистский подход характеризовался углублением абстрактности взгляда на человека. Во-первых, индивид становится проще с позиции мотивации. Маржиналисты отказываются от всех его характеристик, кроме страданий и наслаждений в привязке к определенным благам. Индивидуальные предпочтения становятся стабильными и не зависят от внешних воздействий. Во-вторых, индивид становится рациональнее. Его поведение должно быть настолько рациональным, чтобы соответствовать принципам оптимума, а в противном случае его состояние, и состояние экономики, не будут равновесными.

К. Менгер, представитель маржиналистского направления, сделал большой вклад в развитие австрийской школы, чьей главной особенностью стал последовательный монистический субъективизм. Рассматривая любые экономические категории, представители данной школы стремились вывести из отношения индивида и вещи, ожиданий, предпочтений, познаний. К. Менгер подчеркивал, что любое благо, на взгляд экономиста, лишено каких-либо объективных свойств. Ценностью оно начинает обладать лишь тогда, когда вступает в отношения с субъектом.

Таким образом, рассмотрев основные этапы развития и изменения модели человека, можно сделать вывод, что в западноевропейской экономической науке отсутствовал общий или кумулятивный процесс в данной области. Основные представления о человеке могут быть объединены в две группы. В первом случае разрабатывается формализованная, упрощенная модель человека. Во втором случае предлагается усложненная, вербальная модель. Имеющие место попытки создать универсальную, объединенную модель человека, характерную для рыночной экономики, не дали результатов.

Крупные изменения в экономической науке (маржиналистская, кейнсианская революции), как правило, приводили к переосмыслению образа человека, формированию новой модели. Помимо изменения непосредственно экономических идей, на формирование модели особое влияние оказывало изменение самого предмета исследования - поведение человека в экономике, а также философии, что хорошо видно на примере немецкой исторической школы.

Рецензенты:

Читайте также: