Исследование птицы в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Ход занятия

1. Вступительное слово

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

- Правильно, сегодня на занятии мы поговорим с вами о птицах.

Послушайте стихотворение про птиц.

Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет.
Целый день она хлопочет,
Целый день она поет.

2. Беседа по картинкам: Как появляются птицы?

Воспитатель: Как и из чего появляются птицы?

На столе разложены модели, изображающие стадии роста птенца. Все они перемешаны. Воспитатель вызывает 1 ребенка и просит найти картинку, на которой изображено то, с чего все началось. (Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог и другие дети помогают ему.)

1 ребенок: - Самка откладывает в гнездо яйца. Каждое яйцо находится в твердой скорлупе. Скорлупа снаружи покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.

Воспитатель: - А кто знает, что было потом?

Выходит 2 ребенок и выкладывает следующую картинку: - Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке - крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.

Воспитатель: - А кто расскажет, что было дальше?

3 ребенок выставляет следующую картинку и поясняет: - Птенец растет внутри яйца. Из желтка он получает питательные вещества.

Воспитатель просит 4 ребенка выставить определенную карточку и объяснить, что на ней изображено: - Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, крылья, лапы.

5 ребенок: - В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и он не выберется наружу.

Воспитатель: - И как только птенец вылупится, он сразу может полететь искать себе корм?

Дети: - Нет, маленькие птенцы беспомощные, они должны оставаться в гнезде, а еду им приносят родители. А вот, когда у птенчиков начнут появляться перья, тогда они смогут улететь из гнезда.

3. Беседа о птицах

На доске вывешены иллюстрации с изображением птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки.

Воспитатель задает вопросы по картинкам.

Воспитатель: Кого вы видите на картинках?

Дети: - Птицы.

Воспитатель: Как вы догадались, что это птицы?

Дети: - Все с крыльями, все умеют летать.

Воспитатель: Но умеют летать не только птицы, но и бабочки, и жуки?

Дети: - Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.

Воспитатель: Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи?

Дети: - Нет, оперение разное.

Воспитатель: Посмотрите на картинки, есть ли у птиц шея?

Дети: - Есть, она закрыта перьями, как воротничком.

Воспитатель: А когда шея птички хорошо видна?

Дети: - Когда птица вытягивает ее, например, когда чистит перья, поворачивает голову.

Воспитатель: На голове у птицы есть глаза, а для чего они ей?

Дети: - Птичий глаз самый, самый зоркий на земле. Он для них и подзорная труба и лупа. Ночные птицы видят даже ночью.

Воспитатель: А для чего нос птице?

Дети: - Нос у птицы не только нос, но и рот, поэтому правильно сказать клюв. Птичий клюв на все руки мастер: он и щиплет, и хватает, и копает, и долбит, и обороняется, и нападает.

Воспитатель: Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они?

Дети: - Ноги у птицы не только, чтобы ходить. Ногами птицы разгребают землю, гребут по воде словно веслами, прекрасно лазают по веткам, ногами защищаются, нападают. Обычно на птичьей ноге четыре пальца: три впереди, один сзади.

Воспитатель: Есть ли у птицы уши? Хорошо ли птица слышит? Как птица спит?

Дети: - Распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло.

Воспитатель: Как купается птица?

Дети: - Влезает ногами в воду, приседает, бьет крыльями по воде. Потом приглаживает и сушит перышки.

Воспитатель: Почему говорят, что птицы - наши друзья?

Дети: - Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады.

Воспитатель: Давайте объясним, чем еще могут питаться птицы. (На столе выкладываются игрушки: мышь, лягушка, рыба, жук, зерна, крокодил. Дети по очереди объясняют, для какой птицы подойдет то или иное лакомство и почему. (Крокодила птица не сможет съесть. Доказывают ответом.)

4. Игра "Назови птиц"

У меня для вас есть игра (достает мяч). Представьте, что это яйцо и из него должен вылупиться птенец, но мы не знаем, что за птица. Мы по очереди будем передавать это яйцо и вспоминать названия птиц. Вы же много птиц знаете? Кто ответ не знает - из игры выбывает. Должен остаться один знаток птиц. (Ответы детей.)

5. Перелетные или зимующие птицы

Воспитатель: - А как называются те, которые остаются на зиму в наших краях?

Воспитатель выставляет на 1 наборное полотно самолет, а на 2 - кормушку.

- Мы сейчас проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Я буду загадывать загадку, а вы, отгадав ее, найдете нужную картинку-отгадку и поставите ее либо на кормушку (значит это зимующая птица), либо к самолету - перелетная.

Дети выполняют задание. Загадки:

1.

Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)

2.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Кохи собирает. (Воробей)

3.

4.

Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

5.

Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)

6.

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

7.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

8.

Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

ПРОЕКТ

Старшая группа

Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Актуальность:

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях:

- формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);

-воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами ,выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: один месяц (с 3.02.по 3.03)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

Дети начнут проявлять интерес к окружающей нас природе, замечать ее красоту, и не только в отношении птиц, станут более бережно относиться ко всему живому и друг другу, повысится уровень знаний детей, обогатится словарный запас.

Цель проекта: Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц ,формированию бережного отношения к ним.

Способствовать расширению у детей знаний и представлений об разнообразии птиц , особенностях внешнего вида, жизненных проявлений , повадках и приспособлениях к среде обитания;

Активизация внимания ,памяти детей, развивать логическое мышление , умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения;

Подвести детей к пониманию того ,что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;

Поддерживать стремление детей расширять способы наблюдения за птицами;

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи;

Подбор книг, иллюстративного материала;

Подбор дидактических игр;

Подбор детской художественной литературы;

Подбор стихов, песен, малых форм русского фольклора

2. Основной этап. Реализация проекта:

Социально-коммуникативное развитие:

Речевое развитие:

Познавательное развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Физическое развитие:

Работа с родителями:

Подготовка к конкурсу чтецов

3. Заключительный этап:

Список литературы:

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (три месяца)

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы и родители.

Дошкольный возраст - это время, когда происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна.

Пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным нарядом. Поэтому по птицам мы можем судить о состоянии природы вокруг нас. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужна чистая вода и чистый воздух.

Но знаем ли мы птиц? Можем ли различать их по голосу, по пению? Имеем ли представление об удивительном мире птиц?

В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждать чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по поводу этой проблемы и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представление о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: У детей слабые познания о птицах. Сохранения и охрана всех видов птиц является проблемой всего человечества. Сохраняя птиц, сохраняем всю природу. И вне её существовать не можем. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Помочь получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.

Дети научатся относиться к себе, как к части природы, практическим действиям по охране природы. Благодаря новым знаниям развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности. Дети научатся ухаживать за птицами.

Формы реализации проекта:

  • Занятия
  • Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры
  • Беседы
  • Рассматривание иллюстраций, картин, книг, открыток
  • Изготовление кормушек, скворечников
  • Работа с родителями

I этап Целеполагание.

Цель проекта: формировать у детей обобщенные представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определенным климатическим условиям. Развивать интерес к жизни птиц.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых

существах, живущих на земле;

  • Развивать интерес к жизни птиц;
  • Уточнить внешние признаки птиц, особенности строения, позволяющие летать;
  • Уточнить представление о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц;
  • Формировать обобщенное представление о зимующих, перелетных и домашних птицах, различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;
  • Углубить представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли).
  • Классифицировать птиц на зимующих, перелетных и домашних на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;
  • Познакомить с внешним видом птиц, уточнить, что они едят, пьют, где живут;
  • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • Обогащать словарь путем введения слов: перелетные, зимующие, домашние;
  • Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
  • Формировать обобщенное представление о птицах, как наземно -водно -воздушных существах, которые могут жить на земле, плавать, летать в воздухе.

II этап Подготовительный

  • Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
  • Подбор материала.
  • Ежедневная подкормка птиц.
  • Заучивание стихотворений.
  • Беседы.
  • Подбор литературы и художественной литературы.
  • Изготовление кормушек, скворечников.
  • Разработка занятий.

Сотрудничество с родителями

  • Изготовление кормушек, скворечников.
  • Информация для родителей по теме проекта.
  • Подборка фотографий, литературы.
  • Беседы и консультации с родителями.

III этап Реализация проекта (Основной этап).

Цель: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц.

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной активности.

Цель: обобщить знания детей о птицах. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Цель: учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.

Цель: учить передавать позу клюющего воробья и синицы. Закрепить навыки рисования цветными карандашами, закрашивать не оставляя прогалов.

Цель: учить делать набросок простым карандашом из геометрических фигур. Соединять краски, получая разные оттенки.

Цель: формировать желание заботиться о птицах. Различать по оперению, размерам птиц, называть их.

Цель: закрепить названия произведений и авторов, внешний вид и названия птиц.

Цель: формировать элементарные представления о птицах, их жизни, дать сведения о звуковых сигналах птиц.

Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Цель: формировать умение передавать характерные особенности снегиря посредством пластилинографии. Грудку птицы выложить скатанными шариками красного цвета и выложить глаз.

Цель: учить составлять птицу из заданных частей. Различать птиц по окрасу и называть их. Составлять сюжет, дополняя деталями.

Цель: формировать экологические представления о зимующих птицах.

Цели: Развивать познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор, активизировать словарь детей

Цель: учить рисовать птичку-синичку, изображая ее их отдельных частей разной формы и величины. Продолжать активно закрашивать цветными карандашами, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию, воспитывать любовь и стремление помочь птицам. Рисовать ветку ели с натуры, располагая хвою от веточки в разные стороны.

Цель: пополнить развивающую среду группового помещения материалами по теме проекта.

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Цель: Расширять представления о домашних птицах, правилах ухода за ними, значении их для человека. Воспитывать заботливое и бережное отношение к домашним птицам. Закреплять знания детей о том, как зимуют домашние птицы. Показать преимущество домашних птиц перед дикими. Воспитывать заботливое отношение к пернатым.

Цель: учить лепить из целого куска гуся и утку. Находить различия.

Цель: учить детей вырезать из заготовок разной формы отдельные детали и составлять из них образ домашней птицы.

Цель: Закреплять знания детей о домашних птицах: учить создавать образ

петуха, передавать движение, форму частей, цвет, дополнения.

Цель: стимулировать интерес, закреплять навыки работы с бумагой.

Цель: закрепить знания о домашних птицах, их повадках, детенышах, чем питаются, где живут, какую пользу приносят человеку.

Цель: Продолжать знакомить с произведениями художественной литературы, развивать отзывчивость, стремление помочь, память. Учить детей высказывать свою точку зрения.

Цель: Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Цель: учить рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей. Рисовать птицу в движении.

Цель: развивать навыки конструирования из бумаги по схеме.

Цель: развивать фантазию, воображение.

Цель: Лепить из целого куска пластилина путем вытягивания, добавлять детали.

  1. Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Цель: формировать основы экологической культуры, представление о перелетных птицах.

IVэтап Заключительный

По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелетных от зимующих и домашних птиц, научились ухаживать за птицами, подкармливать их.

В ходе реализации проекта у воспитанников возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями.

У детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Актуальность: Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.

Проблема: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно знаний о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.

Интеграция образовательных областей:

Цель: расширить знания детей о птицах, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Читайте также: