Концепция г моргентау и реалистическая школа в теории международных отношений

Обновлено: 05.07.2024

Ганс Моргентау (17 февраля 1904 - 19 июля 1980) был одним из главных деятелей 20-го века в исследовании международной политики. Его работы принадлежат традиции реализма, и его обычно ставят в одну строчку вместе с Джорджем Ф. Кеннаном и Рейнхольдом Нибуром, одним из трех ведущих американских реалистов периода после Второй мировой войны. Ганс Моргентау внес значительный вклад в теорию международных отношений и изучения права. Его политика среди наций, впервые опубликованная в 1948 году, прошла через пять изданий при его жизни.

Вам будет интересно: Георг Кершенштейнер: биография, основные идеи педагогической теории, научные труды

В какой-то момент, в начале холодной войны, Моргентау был консультантом государственного департамента США. Тогда Кеннан возглавлял свой штаб по планированию политики, а во второй раз в администрациях Кеннеди и Джонсона. Пока он не был уволен, когда начал публично критиковать американскую политику во Вьетнаме. Однако большую часть своей карьеры Моргентау считался академическим интерпретатором внешней дипломатии США.

Европейские годы и функциональная юриспруденция

Вам будет интересно: Колледж "Комитент", Челябинск: адрес, специальности, поступление

Ганс Моргентау

Вам будет интересно: Колледж "Комитент", Челябинск: адрес, специальности, поступление

Юрист Ганс Келсен, который только что прибыл в Женеву в качестве профессора, был советником диссертации Моргентау. Келсен был одним из сильнейших критиков Карла Шмитта. Поэтому он и Моргентау стали коллегами на всю жизнь, даже после того, как оба эмигрировали из Европы. Сделали они это для того, чтобы занять свои соответствующие академические должности в Соединенных Штатах.

В 1933 году автор опубликовал вторую книгу на французском языке про политические отношения между нациями. Ганс Моргентау в ней стремился сформулировать различие между правовыми спорами и политическими. В основе расследования лежат следующие вопросы:

Для автора конечной целью любой правовой системы в этом контексте является обеспечение справедливости и мира.

Фрэнсис Бойл писал, что послевоенные работы, возможно, способствовали разрыву между всеобъемной наукой и юридическими исследованиями. Однако политика наций Ганса Моргентау содержит главу о международном праве. Автор оставался активным участником этой темы отношений до конца своей карьеры.

Американские годы

Международные отношения

Реализм и политика

Вам будет интересно: Водрузить – это установить на виду

Международная концепция

6 принципов Ганса Моргентау

6 принципов политического реализма Ганса Моргентау признают, что политический реализм осознает моральное значение действий. Он также создает напряженность между командованием и требованиями успешных поступков. Он утверждает, что универсальные моральные принципы политического реализма Ганса Моргентау должны фильтроваться через конкретные обстоятельства времени и места. Потому что они не могут быть применены к действиям государств в их абстрактной универсальной формулировке.

Политический реализм основан на плюралистической концепции человеческой природы. Он должен показать, где интересы нации отличаются от моралистических и законных взглядов.

Несогласие с войной во Вьетнаме

Концепция против войны

Моргентау был консультантом администрации Кеннеди с 1961 по 1963 год. А также он был решительным сторонником Рузвельта и Трумэна. Когда администрация Эйзенхауэра получила Белый дом, Моргентау направил свои усилия на большое количество статей для журналов и прессы в целом. Ко времени избрания Кеннеди, в 1960 году он стал консультантом его администрации.

Когда Джонсон стал президентом, Моргентау стал гораздо громче выражать свое несогласие с американским участием в войне во Вьетнаме. За что был уволен с должности консультанта администрации Джонсона в 1965 году. Эти дебаты с Моргентау были опубликованы в книге о политических советниках Мак-Джордже Банди и Уолт Ростоу. Несогласие автора с американским участием во Вьетнаме привлекло к нему значительное внимание общественности и средств массовой информации.

Американские годы после 1965

Несогласие Моргентау с политикой во Вьетнаме заставило администрацию Джонсона уволить его в качестве советника и назначить Мак-Джорджа Банди, который публично выступил против него в 1965 году.

После 1965 Моргентау стал ведущим авторитетом и голосом в обсуждении теории справедливой войны в современную ядерную эпоху. Подобная работа получила дальнейшее развитие в текстах Пола Рэмси, Майкла Уолцера и других ученых.

Вам будет интересно: Водрузить – это установить на виду

Критика

Мировые отношения

Прием работ Моргентау можно разделить на три этапа. Первый произошел во время жизни и вплоть до его смерти в 1980 году. Второй этап обсуждения его работ и вклада в изучение международной политики и права был между 1980 годом и столетним юбилеем его рождения, которое произошло в 2004. Третий период его произведений находится между столетним юбилеем и настоящим временем, что свидетельствует о живом обсуждении его продолжающегося влияния.

Критика в европейские годы

Международное право

В 1920-х рецензия на книгу Карла Шмитта из диссертации Моргентау оказала длительное и негативное влияние на автора. Шмитт стал ведущим юридическим голосом для растущего национал-социалистического движения в Германии. Моргентау стал считать их позиции несоизмеримыми.

В течение пяти лет после этого автор встретился с Гансом Келсеном в Женеве, будучи студентом. Обращение Келсена к произведениям Моргентау оставило положительное впечатление. Кельсен в 1920-х годах стал самым основательным критиком Шмитта и заслужил репутацию ведущего международного автора национал-социалистического движения в Германии. Что соответствовало собственному негативному мнению Моргентау о нацизме.

Критика в американские годы

Обеспокоенность Ганса вопросами ядерного оружия и гонки вооружений привела к дискуссиям и дебатам с Генри Киссинджером и другими. Моргентау рассматривал многие аспекты гонки ядерных вооружений как форму иррационального безумия, требующего внимания ответственных дипломатов, государственных деятелей и ученых.

Моргентау, как и Ханна Арендт, посвятил время и усилия поддержке государства Израиль после Второй мировой войны. И Ганс, и Арендт совершали ежегодные поездки в Израиль, чтобы предоставить свои устоявшиеся академические голоса еще молодому и растущему сообществу в течение его первых десятилетий в качестве новой нации. Интерес Моргентау к Израилю также распространялся на Ближний Восток в более широком смысле, включая политику в отношении нефти.

Критика наследия

Мировая концепция

Интеллектуальная биография, опубликованная в английском переводе в 2001 году, была одной из первых значительных публикаций об авторе. Кристоф Роде опубликовал биографию Ганса Моргентау в 2004 году, доступную только на немецком языке. Также в 2004-м были написаны памятные тома по случаю столетия со дня рождения Ганса.

Джон Мершаймер из Чикагского университета изучил отношение политического реализма Моргентау к неоконсерватизму, преобладавшему во время администрации Буша-старшего в контексте войны в Ираке 2003 года. Для автора этическая и моральная составляющая была в целом и, в отличие от позиций оборонительного неореализма, неотъемлемой частью процесса мышления государственного деятеля и существенным содержанием ответственной науки в отношениях. Ученые продолжают изучать различные аспекты концепции международного права Ганса Моргентау.


История современной политической науки - это, во многом, история непрекращающейся борьбы между двумя парадигмами, двумя системами взглядов на основы международного порядка и средства стабилизации международных отношений. Представители одной из них, - традиции которой восходят к философии стоиков и библейским постулатам о единстве человеческого рода, взглядам средневекового теолога Ф. де Витория и выдающегося мыслителя XVIII в. И. Канта - полагают, что стабильный международный порядок может быть построен и сохранен лишь с учетом универсальных моральных принципов и базирующихся на них правовых норм. В политической практике ука-занная парадигма - парадигма политического идеализма - впервые находит свое наиболее полное воплощение в разработанной под руководством американского президента Вудро Вильсона программе постоянно действующей универсальной межправительственной организации - Лиги Наций, которая должна была стать гарантом и инструментом нового международного порядка после первой мировой войны.

Основные идеи другой парадигмы - парадигмы политического реализма - можно найти уже в “Истории Пелопонесской войны” древнегреческого историка Фукидида, взглядах итальянского политического мыслителя Н. Макиавелли, английского философа Т. Гоббса с его теорией естественного состояния, его соотечественника Д. Юма, отстаивавшего теорию политического равновесия, немецкого генерала К. фон Клаузевица и др. Американский теолог Р. Нибур уже в 1932 г. в своей книге “Моральный человек и аморальное общество” выступает с резкой критикой пацифизма идеалистов и их близорукости перед лицом поднимающей голову фашистской опасности. Относительно само-стоятельной ветвью данного направления политической мысли в начале второй мировой войны становится геополитика (Н. Маккиндер, Н. Спайкмен, А. Мэхэн и др.) Однако подлинным отцом-осноаателем теории политического реализма по праву считается профессор Чикагского университета Ганс Моргентау (1904-1979). Уже первое издание его книги “Politics among Nations. The struggle for Power and Peace”, которое увидело свет в 1948 году, сразу же вызвало широкий интерес в научной и политической среде не только в США но и в других странах Запада.

Получил образование в университетах Франкфурта и Мюнхена. Преподавал право в Мюнхенском университете. Впервые прошел дополнительные курсы в 1923 году во Франкфуртском университете, позднее был переведен в университет Мюнхена. С 1932 по 1935 изучал публичное право в Женевском университете, а с 1935 по 1936 учился в Мадриде.

В 1937, спасаясь от нацистов, эмигрировал в США. Опыт жизни в нацистской Германии повлиял на его дальнейшие работы в области теории международных отношений, в которых он страстно отстаивал позицию научного подхода к политике, вразрез с нацистской политической теорией, пропитанной национализмом и ксенофобией. После переезда в США преподавал в Бруклинском университете (1937—1939), университете Канзас-сити (1939—1943), университете Чикаго (1943—1971), а также в Новой Школе Социальных Исследований — с 1975 года и до самой смерти. В 1944 — 1961 годах возглавлял Центр по изучению американской внешней и военной политики в Чикаго; неоднократно выступал в качестве внешне-политического советника правительства США.

Книга "Politics Among Nations. The Struggle for Power and Peace" ("Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир") впервые была опубликована в 1948 г. и по праву стала классической в теории международных отношений. В этой книге нашли отражение существенные изменения, происходившие на международной арене в 40-50-х гг. ХХ в. Крах Лиги Наций и развязывание Второй мировой, а затем "холодной войны" вызвали кризис идеалистического подхода к международным отношениям: стала очевидной иллюзорность попыток построить международный порядок, основанный лишь на универсальных ценностях и общих интересах государств.

В своей знаменитой работе Ганс Моргентау формулирует основные принципы политического реализма. Первоначально автор обосновывает мысль о том, что в основе международной политики (international politics) лежат законы политического поведения, корни которых следует искать в природе человека.

История политических идей, по мнению Моргентау, - это борьба двух точек зрения на природу человека, общества и политики. Представители одной верят в возможность рационального и одновременно основанного на моральных принципах политического порядка. Они верят в изначальную добродетель человеческой природы и возможность усовершенствования общества путем образования и реформ. Сторонники другой точки зрения - концепции политического реализма - считают, что мир несовершенен. Чтобы создать рационально обоснованный политический порядок, необходимо учитывать несовершенную природу человека. Для современного мира характерны конфликты интересов. Значит, принцип существования всех плюралистических обществ основан на балансе интересов, на системе сдержек и противовесов.

Первый принцип политического реализма связан с вероятностным характером политической деятельности в сфере международных отношений. Под политическим реализмом Г. Моргентау понимал такую политическую доктрину, которая основана на учете противоречивых сторон человеческой природы и признании ограниченных возможностей для построения справедливого и нравственного политического порядка. Политический реализм также основан на положении, что всякие действия по усовершенствованию общества - это разновидность рисковой деятельности.

Вторым принципом политического реализма является принцип национальных интересов, понимаемых в терминах власти и могущества. Концепция национального интереса позволяет рассматривать международную политику как сферу, относительно независимую от таких областей, как экономика, религия, этнические отношения. Моргентау отмечает, что без подобного теоретического допущения невозможно создать теорию политики. Далее он продолжает, что именно понятие интереса, трактуемого в терминах власти и могущества, дает возможность теоретического понимания международных отношений и международной политики.

Третий принцип политического реализма состоит в том, что политический реализм избавляет теорию международных отношений от двух заблуждений - исследования мотивов и намерений, лежащих в основе политических действий, а также изучения идеологических предпочтений субъектов международных отношений. Точка зрения, согласно которой ключом к пониманию внешней политики являются исключительно мотивы государственного деятеля, ошибочна. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.

Четвертый принцип политического реализма связан с динамическим пониманием национальных интересов. Моргентау писал: "Политический реализм полагает концепцию интереса, понимаемого в терминах власти, не как раз и навсегда установленную и неизменную, а как зависимую от ситуации" [1, 8]. Интересы меняются в зависимости от исторических условий. Здесь Моргентау ссылается на М. Вебера, который писал, что интересы (материальные и идеальные), а не идеи определяют тип социального действия. Различные виды интересов, определяющих политические действия, формируются в конкретный исторический период и в конкретном политическом и культурном контексте.

Интересы - это долгосрочные стандарты, по которым можно судить, оценивать политические решения и действия. Современные связи между интересами и национальным государством - это продукт истории и, следовательно, могут изменять свою конфигурацию. Здесь Моргентау задается вопросом: как может быть трансформирован современный мир? Связь между национальными интересами и их продуктом - государством - со временем может исчезнуть. Политический реализм не отрицает, что современное деление мира на национальные государства может быть заменено союзами государств или иными образованиями.

Пятый принцип указывает на то, что политический реализм отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов. Проводя различие между истиной и мнением, он разделяет также истину и идолопоклонство. Все нации испытывают соблазн — и лишь немногие могут противиться ему в течение долгого времени — представить собственные цели и действия как проявление универсальных моральных принципов. Одно дело знать, что нации являются субъектом морального закона, другое — утверждать, что хорошо и что плохо в отношениях между нациями. Существует несоответствие между верой в то, что все подчиняется воле Бога, и убежденностью в том, что Бог всегда на чьей-либо стороне. Отождествление политических действий конкретного государства с волей Провидения не может быть оправдано с моральной точки зрения, ибо это, по сути, проявление такого греха, как гордыня, против которого греческие трагики и библейские пророки предупреждали и правителей, и управляемых. Такое отождествление опасно и с политической точки зрения, ибо оно может вызвать искаженный взгляд на международную политику и в конечном счете привести к тому, что государства будут стремиться уничтожить друг друга якобы во имя моральных идеалов либо самого Господа.

· Политика, как и общество в целом, управляется объективными законами, укорененными в неизменной и далеко не совершенной природе человека, попытки изменения которых всегда обречены на неудачу; можно создать теорию, более или менее отражающую эти законы.

· Основной признак политического реализма — концепция интереса, определяемого в терминах власти/силы, которая рационально упорядочивает предмет политики, тем самым делая возможным ее теоретическое понимание.

· Интерес, определяемый как власть/сила, — объективная, универсально обоснованная категория, но не потому, что она якобы установлена раз и навсегда; содержание и способ властвования обусловлены политическим и культурным контекстом.

· Политическая сфера является автономной; для политика определение интереса в качестве власти/силы — то же самое, что для экономиста определение интереса в качестве богатства.

Под властью Моргентау понимает различные формы контроля субъекта власти над действиями и идеями объектов власти". "Политическая власть - это взаимные отношения контроля и подчинения между теми, кто обладает общественным авторитетом, и остальной частью общества". Однако политическая власть отлична от силы в смысле прямого применения физического принуждения (physical violence). Угроза применения силы в форме действия органов внутренних сил, заключения под стражу, применения смертной казни либо начала войны - все это неотъемлемые черты внутренней политики любого государства (politics).

Моргентау делает существенное замечание: он проводит различие между политической и военной властью. Когда угроза насилия превращается в актуальность, это означает постепенный переход от политической власти к власти военной. В международных отношениях вооруженные силы и угроза их использования являются важнейшим материальным ресурсом, определяющим силу нации.

Рассматривая разграничение между политической и военной властью, Моргентау пишет: "Основная цель военных приготовлений - предостеречь другие нации от использования вооруженных сил. Политическая цель войны не простой захват территорий либо разгром вражеской армии, а влияние на сознание противника, подчинение умов и сердец побежденных воле победителя" .

Г. Моргентау различает также экономическую политику саму по себе и экономическую политику как инструмент международной политики, когда экономические цели подчинены задачам контроля либо доминирования над другими нациями. Он считает, что подобное разграничение имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Таким образом, когда цели различных видов публичной политики (public policy) направлены на укрепление позиций государства на международной арене, на его доминирование над другими странами, можно говорить об их подчиненности внешней политике страны (the political policy). К вышеприведенному определению политической власти у Моргентау следует также добавить, что политическая власть - это психологическое отношение между теми, кто ею обладает, и теми, кто ей подчиняется. Власть - это контроль над деятельностью посредством господства над умами, над сознанием (mind).

Борьба за власть на международной арене является исторически преходящей и связана с существованием автократических правительств. Следовательно, борьба за власть может исчезнуть с исчезновением автократических правительств. Моргентау пишет, что основное убеждение XIX в. о природе международных отношений состоит в следующем: государства имеют выбор между международной политикой, основанной на силе, и другими видами международных отношений, не зависящих от воли к власти. Говоря о международных отношениях, основанных на борьбе за власть, Моргентау выделяет три их разновидности.

"Существуют три базовые модели (basic patterns) политики любого государства, как внутренней, так и внешней.

Законченный вид концепция политического реализма применительно к международным от­ношениям приобрела в работах общепризнан­ного главы современной школы прагматизма и политического реализма американского теоре­тика Ганса Моргентау (1904—1980).

Моргентау считал, что главным во внешней политики любого государства являются национальные интересы, достижение региональной или мировой гегемо­нии. Он выделял:

= постоянные, основополагающие интересы: защита территории, насе­ления и государственных институтов от внешней опасности; раз­витие внешней торговли и рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей; взаимоотношения с союзниками и выбор внешнеполитического курса.

= временные, промежуточные интересы: интересы выживания (угроза самому существованию государства); жизненные интересы (возможность нанесения серьезного ущерба безопасности и благо­состоянию нации);важные интересы (потенциально серьезный ущерб для страны);периферийные, или мелкие, интересы (инте­ресы локального характера).

Политика национальных интересов, по его мнению, не может быть успешной, если она не подкреплена силой, которая выступает главной отличительной чертой государства.

Моргентау считал, что эффективность политико-дипломатических воз­можностей государства находится в прямой зависимости от его во­енной мощи и военная сила является наи­более важным материальным фактором в международной политике, обеспечивающим полити­ческое могущество государства.

На книгу Г. Моргентау международники ссылаются столь же непременно, сколь они пишут о "классической" или "реалистической" школах в теории международных отношений. Выделяя главную в его работе концепцию "борьбы за власть между нациями", многие ее комментаторы выхолащивают богатство нюансов и, если можно так сказать, универсальность взглядов автора на основные проблемы международной политики в прошлом и в наступившую ядерную эпоху.
Например, в зарубежной учебной литературе и в монографиях, пестрящих ссылками на Г. Моргентау, редко встретишь упоминание о том, что последователь Макиавелли и Гоббса, кем его чаще всего представляют, писал работу, размышляя о возможностях установления международного мира в середине XX в. с помощью ограничения применения силы и путем преобразования международного сообщества на принципах наднациональной власти.
Из десяти глав проблеме мира так или иначе посвящено шесть, причем на семи страницах первой главы, по существу представляющей собой введение, автор определяет двойную цель исследования: 1) понять международную политику; 2) понять проблему международного мира.
Названия большинства глав говорят сами за себя: "Ограничение международной власти : международная мораль и мировое общественное мнение" (гл. V), "Ограничение международной власти: международный закон" (гл. VI), "Проблема мира в середине XX столетия: мир посредством ограничения" (гл. VIII), "Проблема мира в середине XX столетия: мир посредством преобразований" (гл. IX), "Проблема мира в середине XX столетия: мир посредством аккомодации", т.е. путем соглашений, дипломатии (гл. Х) .
Таким образом, отделенные от общего контекста рассуждений Г. Моргентау о мире, интерпретации его идеологии как консервативной и исходящей из утверждения об агрессивной природе человека абсолютно схематичны и не отражают всей сложности "политического реализма". Размышляя о проблемах установления мира в наступившую ядерную эпоху, разве основатель школы "политического реализма" не предварил формирование в мировом сообществе движения "Peace research", приведшее к созданию Международной ассоциации исследований проблем мира?
Другое дело, что Г. Моргентау изначально отвергал "идеалистический" и "легалистский" подходы к объяснению процессов международных отношений. Кстати, еще в начале ЗО-х годов он ставил вопрос о реальности норм международного права . Проникнуть в суть проблем мира, считал он, значит понять истинную природу взаимоотношений суверенных наций, основанных на проявлении национальной мощи. Категория национальной мощи - отправная точка рассуждений Г. Моргентау.
Ключевой для понимания его концепции термин "power" имеет двойной смысл, и в одном случае означает власть, в другом - мощь, или силу. Сам Г. Моргентау так объяснил термин "власть": "Под понятием власть мы имеем в виду власть человека над мыслями и поступками других людей, т.е. феномен, который обнаруживается всякий раз, когда человеческие существа вступает в социальный контакт друг с другом. Мы говорили "власть нации" (в данном значении предпочтительно переводить "мощь, или сила, нации" - Г. Н.), или "национальная власть" ("национальная мощь" - Г. Н.), имея в виду, что эта концепция здесь самоочевидна и достаточна объяснена тем, что мы подразумевали под властью вообще” .
Но как объяснить стремление наций к власти и что такое сама нация? Ставя эти вопросы, Г, Моргентау не претендует на исчерпывающий ответ. Его несомненный вклад в теорию международной политики как "борьбы за власть" прежде всего состоит в определении составляющих элементов мощи. Г. Моргентау выделил восемь ее элементов: 1) география, 2) природные ресурсы, 3) промышленные мощности, 4) военный потенциал, 5) численность населения, 6) национальный характер, 7) моральный дух нация, 8) качество дипломатии .
Из перечисленных элементов видно, что неоправданно интерпретировать понятие "мощи", по Г. Моргентау, примитивно-механистически, ограничиваясь лишь ее "физическими" показателями. По крайней мере три элемента из восьми (национальный характер, моральный дух нации и качество дипломатии) являются факторами нематериального порядка, или, по словам самого автора, "человеческими факторами". Описывая первый - географический - элемент национальной мощи, Г. Моргентау многое принял из концепций геополитики, отмечая тем не менее ее недостаточность в объяснении международной политики. На примере России он раскрывал роль обширного пространства в войне, которое, с его точки зрения, являлось источником ее великой силы: "Подобное особенно проявилось в завоеваниях Наполеона и Гитлера, которые преследовали не ограниченные задачи, но нацеливались на само существование России как нации, что произвело довольно стимулирующий эффект на русское сопротивление" .
Приводя пример влияния природных ресурсов на международную политику, Г. Моргентау цитирует известное высказывание французского премьер-министра Ж. Клемансо: "Одна капля нефти стоит одной капли крови наших солдат”. Превращение нефти в необходимое сырье вызвало сдвиг в относительной мощи политически лидирующих наций" .
Весьма интересны рассуждения автора о трех "человеческих" элементах мощи, в особенности о национальном характере и национальной морали: "Из трех человеческих факторов качественного свойства, определяющих национальную мощь, национальный характер и национальная мораль отличаются неуловимыми чертами с точки зрения их рационального прогнозирования и постоянным и часто решающим влиянием, которое нация в силах оказать в сфере международной политики. Мы не касались здесь вопроса относительно того, какие факторы формируют национальный характер. Мы лишь интересовались фактом - оспариваемым, но, как нам кажется, бесспорным, - что некоторые качества интеллекта встречаются чаще и проявляются сильнее у одной нации, чем у другой" .
Г. Моргентау обращает внимание на то, что национальный характер весьма устойчив во времени, замечая, что "те политические и военные пристрастия германских племен, о которых писал древнеримский историк Тацит, столь же характеризовали армию Ф. Барбароссы, сколь и войска Вильгельма II и Гитлера" . С другой стороны, он подмечал соответствие национальных стилей философских школ Германии, Великобритании, Франции особенностям государственного устройства и политики этих стран: '*Авторитаризм, коллективизм и преклонение перед государством в немецкой философии отражались в традиции автократического правления, в раболепном принятии любой масти столь долго, сколь ока воспринималась волевой и сильной, вместе с тем они отражались в недостатке гражданской смелости, пренебрежении индивидуальными правами, отсутствии традиции политических свобод" .
В отличие от национального характера национальная мораль, по Моргентау, больше выражает духовное состояние страны в определенный момент и в качестве элемента национальной мощи определяется как "степень решимости, с которым нации поддерживают внешнюю политику своих правительств в дни мира или войны" .
Считая особо важным последний элемент национальной мощи - "качество дипломатии", автор "Политики наций" особенно подчеркивал, что "успехи дипломатии в сохранении мира зависят, как мы видели, от необыкновенных моральных и интеллектуальных качеств, которыми должны располагать участвующие в этом процессе лидеры" . Тем не менее дипломатический церемониал, политика престижа, включающая и блеф, т.е. расчет ввести в заблуждение относительно истинного состояния дел в стране и намерений, идеология являются проявлением "борьбы за власть" между нациями .
Предложив такую схему национальной мощи, Г. Моргентау вместе с тем предостерег против типичных ошибок в ее оценках. Одной из самых распространенных, с его точки зрения, является недооценка относительного и временного характера мощи, тенденция рассматривать ее как постоянную и абсолютную величину . Например, говорил он, Франция в 1940 г. жестоко поплатилась за ошибочную оценку национальной мощи, сравнивая силу своей армии с ее уровнем в 1918 г. и недооценивая военную мощь Германии накануне Второй мировой войны.
Тем более человеческие факторы, как правило, трудно поддаются количественному измерению, хотя их роль в обеспечении мощи представляется несомненной в анализе истории международных отношений. Значимость этих факторов варьируется во внешнеполитических арсеналах в зависимости от государственных устройств, идеологий, особенностей национальных культур и цивилизаций.
В любом случае столкновения и взаимоотношения наций в международной политике приводят к “балансу сил" различной конфигурации, ограничивающему национальную мощь.
Как уже говорилось, другими ее ограничителями являются международные законы, мораль и мировое общественное мнение, но только "баланс сил'' способен гарантировать "хрупкий мир в сообществе суверенных наций” .
В итоге своих размышлений Г. Моргентау пришел к выводу, что "настолько, насколько мы имеем дело с реальными симптомами, их разрешение предполагает существование интегрированного международного сообщества, которого сейчас нет” .
Признавая, что "дипломатия - лучшее средство сохранения мира, которое сообщество суверенных наций может предложить", он считал его "недостаточным, особенно в условиях современной мировой политики и современной войны'' . По его мнению, только тогда, когда нации откажутся от средств разрушения в пользу высшей национальной власти "Мирового государства" - а это означает, что они отказались бы от своего суверенитета - только тогда международный мир мог бы быть столь же надежным, как "внутренний мир" государства в его нормальном состоянии. Заколдованный круг мировой политики заключается в том, что постоянный мир невозможен без “Мирового государства", а оно недостижимо без миротворческого процесса дипломатии .
Автор "Политики наций" заключил свою книгу выдержкой из речи У. Черчилля, произнесенной в Палате общин 23 января 1948 г. в разгар "холодной войны", в которой лидер британских консерваторов призывал сплотиться Запад и не вдаваться в бесполезные идеологические дискуссии с коммунистами, но искать с ними соглашения на “реалистической базе", хорошо понимая, что они будут его соблюдать ровно столько, сколько им это будет выгодно .
Г. Моргентау, применивший классическую идею “равновесия сил" к международному положению после Второй мировой войны, выдвинул понятие двухблоковой (до образования НАТО (1949г.) и Варшавского договора (1955г.)) системы международных отношений с двумя полюсами: США и СССР.
Завершая краткий обзор концепций школы “политического реализма”, обратим внимание на значительную эволюцию этого направления, особенно проявлявшуюся с 60-х годов. Г. Моргентау, его коллеги и последователи действительно продемонстрировали немалый реализм, оценивая крупные изменения в международных отношениях, произошедшие в 60-е годы. В особенности после поражения США во Вьетнаме, хотя и до этой войны такие ведущие теоретики "мощи", как Г. Моргентау и Д. Кеннан, предостерегали против военной эскалации США в Индокитае.
Во-первых, большинство "реалистов" отходили от интерпретации силовых отношений на мировом уровне исключительно как биполярных, считая, что биполярность сохраняется на военно-стратегическом уровне, но поскольку большая война между США и СССР была равносильна взаимоуничтожению,
сверхдержавы, образно говоря, напоминали связанных Гулливеров среди остальных стран. Согласно подобной интерпретации, инициатива США и СССР сковывалась, и в то же время относительно расширялась свобода действий малых государств. Своеобразная реабилитация меньших сил и наряду с ней выявление (и восстановление?) новых достаточно мощных полюсов (Западная Европа, Япония, Китай) вели, как полагали "реалисты", к возрастающей многополюсности и полицентризму мира. Этот процесс может в одних регионах нарушать стабильность и способствовать конфликтам, в других - перемещать государства в системе коалиций. С точки зрения "реалистов" значение военных потенциалов относительно других составляющих мощь снизилось, что повысило роль дипломатии, переговоров, тогда как в 40-50-х гг. большинство мирных инициатив СССР или других стран отрицались "реалистами” как "бесполезные" и даже “вредные", поскольку они, с их точки зрения, вносили иллюзии в понимание реальных процессов. Г. Моргентау тогда считал, что "шансы на разоружение равны нулю", а в дипломатии "реалисты" видели, по выражению известного американского международника Р. Осгуда, "мозг силы".
Во-вторых, "реалисты" все больше признавали наряду с национальными интересами всеобщие интересы мирового сообщества. "Новым аспектом термоядерного века является то, что США имеют также общие интересы с другими нациями, и эти интересы могут быть удовлетворены без ущерба для любой страны. Избежание термоядерной войны – главный пример таких общих интересов" , - писал Г. Моргентау в работе "Новая внешняя политика для Соединенных Штатов", опубликованной в 1968 г. - двадцать лет спустя после публикации "Политики наций", принесшей ему славу и признание лидера школы "политического реализма”.

Читайте также: