Компоненты методического аппарата школьного учебника

Обновлено: 03.07.2024

Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей Средства обучения делятся на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся:

1) школьный учебник
2) учебные материалы, дополняющие учебник (справочники, словари)
3) наглядные пособия различных типов.

Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, диапозитивы, слайды, контурные карты, трафареты Но базой учебного процесса, основным средством обучения был и остаётся, конечно, учебник.

Школьный учебник — это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Основными функциями учебника являются:

Информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленная в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов и навыков учебной деятельности.

Учебник предназначен и для учащихся и для учителя.

Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.

Для учителя — это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на различных этапах освоения материала. Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельной деятельности учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, — можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.

Образцы таких заданий:

  • работа с учебным материалом, составление индивидуального опорного конспекта, схем, таблиц;
  • самостоятельно разобраться в материале и привести свои примеры, аналогичные данным;
  • разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы;
  • найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;
  • отметить то новое, что узнали по сравнению с имеющимися знаниями;
  • составить план ответа параграфа;
  • сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение. В связи с этим учителю представляется возможность по разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагают вопросы и задания для самостоятельной работы, задания повышенной сложности.

Учащимся, не умеющим быстро переключить внимание с одного материала на другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной группе фактов.

Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, значимости, учитывать индивидуальные способности школьников в процессе формирования умений и навыков.

Методический аппарат учебников.

В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, ) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.

Эффективные приемы и формы работы с учебником на уроке:

На данное время имеются многообразные программы анализа открытых уроков. Одна из таких программ основана на анализе применения и использования на уроке учебника.

Программа наблюдения к открытому уроку:

1. Была ли на уроке организована работа с учебником.
2. Сколько времени она занимала.
3. На каких этапах урока использовался учебник.
4. Подготовлена ли она предшествующими этапами работы.
5. На какой характер деятельности она рассчитана:

6. Формы организации:

7. Эффективно ли подведены итоги работы учащихся с учебником.
8. Какие умения формирует учитель на уроке.

А) Вопросы и задания – вербальные структурные элементы школьного учебника, при помощи которых достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний.

Система вопросов и заданий – это главный компонент учебника с точки зрения организации познавательной деятельности школьников. В отечественной педагогической литературе существуют разные классификации вопросов и заданий, используемых в школьном обучении.

По дидактической функции вопросы и задания делятся на три группы:

1) мотивационные: как правило, помещаются в начале главы или параграфа, но могут приводится и по ходу авторского изложения;

2) обучающие: большинство вопросов и заданий к параграфам;

3) контрольные: приводятся в завершении главы, раздела учебника.

Одна из наиболее распространенных классификаций выводится из характера деятельности учащихся:

1) репродуктивные задания (воспроизводящая деятельность);

2) реконструктивные задания (преобразующая деятельность);

3) творческие задания.

Классификация по признаку организации процесса усвоения позволяет выделить три группы вопросов-заданий:

1) вопросы-задания, выполняющие функцию закрепления знаний (воспроизведение изученного, первичная систематизация фактов, понятий, формирование навыков);

2) вопросы-задания, способствующие овладению методами логического мышления и опытом творческой деятельности (самостоятельная работа по проведению анализа, синтеза, сравнения, обобщения; формирование оценок, выводов; углубление системы знаний: уточнение, конкретизация, систематизация);

3) вопросы-задания, требующие применения полученных знаний (выполнение самостоятельных работ, овладение умениями и навыками).

Общие требования к вопросам:

1) вопросы и задания охватывают все виды текста и иллюстративных материалов;

2) вопросы и задания предваряют изложение учебного материала, сопутствуют ему, завершают параграфы и главы учебника;

3) предусматривается дифференциация заданий по видам деятельности (репродуктивные, преобразующие, творческие) и по сложности. Наряду с вопросами базового уровня включаются отмеченные особыми значками более сложными значками задания;

4) в обучающих заданиях, направленных на овладение учебными, познавательными умениями, желательны вспомогательные вопросы, рекомендации о поэтапном выполнении работы;

5) творческие задания предполагают использование доступных для учащихся дополнительных материалов;

6) задания для тематического контроля предусматривают систематизацию, сравнение и обобщение материала в рамках темы, раздела, курса, а также на межкурсовой основе.

В пособиях для старшеклассников шире используются комплексные вопросы и задания - серии вопросов, относящихся к одному событию, или задание, предполагающее сопоставление нескольких источников, объектов. Если в задания для учеников основной школы часто включается рекомендуемый план или схема ответа, то старшекласснику предлагается составить план работы самостоятельно. На старшей ступени преобладают проблемные и творческие задания.

Б) Памятки (инструктивные материалы) - образцы программ, излагающие в строгой и смысловой последовательности предстоящие учащимся мыслительные операции и практические действия, направленные на выработку у них навыков самостоятельной работы с учебным материалом, закрепление полученных знаний. К этой категории можно отнести и специальные вставки в текст, отсылающие учащегося к изученному в данном учебнике или изученному по другим предметам.

В) Таблицы – структурный элемент, который призван путем специального расположения сделать зрительно сопоставимыми соотношения двух или нескольких понятий, цифр, слов (или их элементов), обеспечивая тем самым более глубокое и осмысленное усвоение содержания на основе его сопоставления, систематизации и обобщения. Таблицы могут выполнять функцию дополнительных текстов, в том случае, когда содержат в себе материал для справок, поданный в виде таблиц. Таблицы, как структурный элемент аппарата организации усвоения, дает возможность на сравнительно небольшой площади учебника не только воспроизвести определенный объем информации в её строго систематизированном виде, наглядно сопоставив различные аспекты её содержания (факты, цифры, понятия, языковые конструкции), но и вызвать у учащегося потребность обобщить изученное, прокомментировать и оценить сопоставленное.

Г) Цветовые, шрифтовые, конструктивные выделения, предпринятые для того, чтобы привлечь внимание учащихся к тому или иному элементу текста, ориентируя на его полное и прочное усвоение

Д) Подписи к иллюстративному материалу позволяют организовать активное восприятие иллюстрации, её понимание, при необходимости запоминание, а также самостоятельную работу с иллюстрациями, направляя учащихся на решение конкретных познавательных задач.

Е) Упражнения направлены на организацию усвоения определенных знаний, а также на формирование умений, необходимых школьнику в процессе учения, в осуществлении логических и познавательных операций.

2) Иллюстративный материал, опираясь на художественно-образную основу, обладает определенными воспитательными и образовательными возможностями. Существуют разные системы классификации иллюстраций, используемых в школьных учебниках.

Наиболее распространена классификация по жанрам: 1) предметные; 2) художественно-образные (сюжетные); 3) документальные (в том числе – фотографии); 4) технические иллюстрации; 5) карты; 6) диаграммы; 7) схемы; 8) планы; 9) чертежи; 10) инструктивно-методические иллюстрации; 11) графики; 12) символические (декоративные) иллюстрации.

Предлагались также классификации иллюстраций по их соотношению с текстом: 1) ведущие иллюстрации – самостоятельно раскрывают содержание учебного материала, заменяют основной текст; 2) равнозначные иллюстрации – служат наряду с основным текстом цели наиболее глубокого и эффективного усвоения содержания учебного материала; 3) обслуживающие иллюстрации – призваны дополнять, конкретизировать, раскрывать, эмоционально усиливать содержание текста и других внетекстовых компонентов, способствуя тем самым их наиболее эффективному восприятию и усвоению в процессе учения.

Основные требования к иллюстрациям в учебнике:

1) информационная насыщенность (при этом речь идет как о документальной, так и образной, эмоциональной информации). Наряду со статичными изображениями, необходимо широко использовать иллюстрации, показывающие события и их участников в динамике;

2) важную информационную и дидактическую роль играют подписи к иллюстрациям. Наряду с указанием атрибутивных сведений об изображенном объекте, сюжете (время, место, участники и т.д.) в подписях могут содержаться краткие авторские комментарии, примечания, вопросы;

3) иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа. Это предполагает специальные вопросы и задания к иллюстрациям, помещаемые рядом с ними или в конце параграфа. Не обязательно задавать вопросы по каждой иллюстрации, важно, чтобы в учебнике были примеры (образцы) обращения к изобразительным материалам как к источникам информации;

3) Аппарат ориентировки облегчает и регламентирует процесс пользования учебником, прививает умение быстро и точно пользоваться книгой для разных целей (т.е. помогает учащемуся ориентироваться в книге).

А) Предисловие – краткая инструктивно-методическая статья, призванная дать максимум необходимых сведений об учебнике, его структуре, раскрыть систему условных обозначений и выделений, объяснить, как пользоваться приложениями, в том числе указателями и библиографией и другими элементами текстовых и внетекстовых компонентов.

Б) Оглавление делится на: 1) формальное (неполное, специальное, выделенное в специальный раздел книги); 2) фактическое (учитывает все уровни деления учебного материала непосредственно в тексте учебника). Выделяется 5 уровней фактического оглавления: часть – раздел – глава – параграф – подпараграф.

В) Рубрикация - это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются.

В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности.

Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов – арабскими цифрами.

Г) Сигналы-символы: 1) геометрические; 2) цифровые и буквенные; 3) знаковые; 4) рисунки (предметные, сюжетно-образные и символизирующие эпоху, отрасль).

Д) Библиография включает следующие элементы: 1) построчные ссылки; 2) затекстовые ссылки; 3) списки литературы.

Е) Указатели могут быть: 1) предметные; 2) именные; 3) сигналов-символов; 4) комбинированные.

Ж) Колонтитул - элемент оформления документа, расположенный в верхнем поле страницы (верхний колонтитул), либо в нижнем поле (нижний колонтитул). Колонтитул может быть:1) текстовой; 2) с использованием сигналов-символов.

структурно-смысловая составляющая школьного учебника, представляющая собой средство систематизации знаний учащихся, которое включает в себя три компонента: а) коррективно-вводный – направляет систематизацию опорных знаний учащихся перед изучением нового материала; б) базисно-тематический – способствует систематизации существенного по окончании изучения тем; в) обзорно- заключительный – организует систематизацию всего курса по завершению его изучения. В учебниках-хрестоматиях для основной школы данные компоненты представлены в форме знакомства с личностью писателя (а), системы вопросов и заданий к тексту произведения и сведений по теории литературы (б), словаря литературоведческих терминов (в). В учебниках по литературе для старших классов данные компоненты содержатся как в рамках изучения монографических тем, так и в виде обзорных тем разных типов. В.Г.

Учебники как источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одно из важнейших средств обучения. Структура школьного учебника, его текстовые структурные компоненты. Аппарат организации усвоения. Таблица как способ структурирования данных.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.05.2016
Размер файла 20,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

    Введение
  • Глава 1.Структура школьного учебника
  • Глава 2. Основные текстовые структурные компоненты учебника. Внетекстовые компоненты
  • Основные текстовые структурные компоненты учебника
  • Внетекстовые компоненты
  • Глава 3. Таблица
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.

Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов - восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К нетекстовым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.

Таким образом, учебники и учебные пособия - это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности. [1]

Цель: охарактеризовать структуру и из чего состоит учебник.

Задачи:

2. Охарактеризовать таблицу.

Глава 1. Структура школьного учебника

Оглавление является важным элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника. Краткость (лаконичность) заголовков значимых частей текста, их цветовое и шрифтовое оформление способствуют быстрому поиску необходимой информации.

Предисловие - это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала учебника. В предисловии отмечается значение учебной дисциплины, ее место среди других дисциплин, основные задачи изучения предмета и т.д. В нем авторы раскрывают структуру учебника, а при необходимости и логику рассмотрения предмета.

Основной текст является структурой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с программой по предмету. Данный текст служит основным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения.

Приложения. В качестве приложений целесообразно использовать официальные и справочные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст. В состав приложений входят таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д. Приложения по частным вопросам помещаются в соответствующих частях текста. В конце учебной книги помещаются приложения, относящиеся по своему характеру и содержанию к книге в целом или к ее отдельным разделам. Все приложения группируются по содержанию и пронумеровываются. [2]

Указатели (словари - алфавитные, предметные, именные)

являются справочными путеводителями по учебнику. Они должны располагаться в алфавитном, хронологическом или ином порядке, ориентирующем учащихся в содержании и структуре учебной книги.

В предметные указатели включаются основные термины и понятия, встречающиеся в учебной книге, а в именные - фамилии и инициалы лиц, сведения о которых находятся в учебнике.

Литература (библиография) - раздел учебника, включающий список литературы, используемой в учебнике, а также дополнительно рекомендуемой для изучения по данному предмету. Выступает в виде построчных ссылок, затекстованных ссылок, специальных списков и обзоров в конце учебника. Дополнительная литература подбирается с учетом содержания предмета и возраста учащихся. Работы монографического характера в рекомендуемой школьникам литературе должны быть исключены. [3]

Глава 2. Основные текстовые структурные компоненты учебника. Внетекстовые компоненты

Тексты различаются по тем доминирующим функциям, которые позволяют наиболее полно и эффективно использовать каждый из них в процессе обучения.

Основной текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности. В нем раскрывается содержание изучаемых понятий и других форм знаний.

Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы.

Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника.

Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала. [4]

Внетекстовые компоненты

Аппарат организации усвоения - структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника.

Основные элементы аппарата организации усвоения:

· вопросы и задания;

· упражнения (формирующие умение работать с учебником и другими печатными пособиями, справочной, художественной, научно-популярной

литературой);

· памятки или инструктивные материалы;

· таблицы;

· текстовые выделения;

· подписи к иллюстративному материалу.

Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала.

Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы:

· методическое предисловие;

· оглавление;

· рубрикацию;

· шрифтовые и цветовые выделения;

· сигналы-символы;

· предметные и именные указатели;

· библиографию;

· колонтитул. [5]

Глава 3. Таблица

Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.

Таблицы являются удобной формой для отображения информации. Но таблицы выполняют лишь тогда свою цель, когда между строчками и столбцами имеется смысловая связь, то есть информацию в них можно рассортировать неким образом, например, по дате или алфавиту.

С другой стороны, таблицы сложнее обычного текста. Так что применять их имеет смысл лишь там, где они действительно улучшают восприятие материала. Поэтому предварительно обдумывайте: не лучше ли использовать обычный cписок. И постарайтесь делать таблицу как можно проще, чтобы и менее опытные участники могли вносить в неё изменения.

Рекомендуется также следовать правилам оформления таблиц, особенно в случаях, если цветовое оформление не несёт специального смысла. [6]

учебник школьный структурный компонент

Заключение

Учебник - основное пособие для обучения, содержащие системное изложение материала по истории, подлежащие обязательному усвоению.

1) научность (содержанием и способом изложения материала учебник должен соответствовать основам современной науки);

2) соблюдение психолого-педагогических требований (доступность, соответствие уровню познавательных возможностей учащихся);

3) преемственность;

4) материал должен распределятся систематически.

Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.

Список используемой литературы

Подобные документы

Учебник как основное средство обучения в школе. Современные требования к структуре и содержанию школьного учебника на примере учебников по истории Отечества. Модернизация школьного образования. Основные критерии оценки качества школьного учебника.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 20.10.2012

Обоснование понятия "информационные технологии обучения", их роль в педагогике. Экспериментальная работа по применению мультимедийного учебника как эффективного средства организации, осуществления и контроля самостоятельной работы студентов в вузе.

дипломная работа [794,2 K], добавлен 29.05.2013

Классификация видов учебной литературы, требования, предъявляемые к ее качеству. Функции и структура учебника. Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов. Органолептический метод оценки качества учебника.

курсовая работа [68,8 K], добавлен 28.11.2010

Научно-методические основы самостоятельной работы учащихся. Виды и типы самостоятельных работ, основные формы их организации. Психологические особенности учеников среднего школьного возраста. Организация самостоятельной работы тематического контроля.

дипломная работа [89,7 K], добавлен 23.04.2011

Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся. Урок географии в 8 классе.

Читайте также: