Компоненты методического аппарата школьного учебника
Обновлено: 03.07.2024
Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей Средства обучения делятся на основные и неосновные.
К основным средствам обучения относятся:
1) школьный учебник
2) учебные материалы, дополняющие учебник (справочники, словари)
3) наглядные пособия различных типов.
Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, диапозитивы, слайды, контурные карты, трафареты Но базой учебного процесса, основным средством обучения был и остаётся, конечно, учебник.
Школьный учебник — это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.
Основными функциями учебника являются:
Информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленная в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).
Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов и навыков учебной деятельности.
Учебник предназначен и для учащихся и для учителя.
Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.
Для учителя — это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на различных этапах освоения материала. Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельной деятельности учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача — сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, — можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.
Образцы таких заданий:
- работа с учебным материалом, составление индивидуального опорного конспекта, схем, таблиц;
- самостоятельно разобраться в материале и привести свои примеры, аналогичные данным;
- разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы;
- найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;
- отметить то новое, что узнали по сравнению с имеющимися знаниями;
- составить план ответа параграфа;
- сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа
В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение. В связи с этим учителю представляется возможность по разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа явлений, формирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагают вопросы и задания для самостоятельной работы, задания повышенной сложности.
Учащимся, не умеющим быстро переключить внимание с одного материала на другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной группе фактов.
Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, значимости, учитывать индивидуальные способности школьников в процессе формирования умений и навыков.
Методический аппарат учебников.
В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Избранный авторами способ предъявления информации (индуктивный, дедуктивный, ) ориентирует учителя на выбор соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается индуктивный путь познания нового, то учитель использует эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник, таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической задачи.
Эффективные приемы и формы работы с учебником на уроке:
На данное время имеются многообразные программы анализа открытых уроков. Одна из таких программ основана на анализе применения и использования на уроке учебника.
Программа наблюдения к открытому уроку:
1. Была ли на уроке организована работа с учебником.
2. Сколько времени она занимала.
3. На каких этапах урока использовался учебник.
4. Подготовлена ли она предшествующими этапами работы.
5. На какой характер деятельности она рассчитана:
6. Формы организации:
7. Эффективно ли подведены итоги работы учащихся с учебником.
8. Какие умения формирует учитель на уроке.
А) Вопросы и задания – вербальные структурные элементы школьного учебника, при помощи которых достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний.
Система вопросов и заданий – это главный компонент учебника с точки зрения организации познавательной деятельности школьников. В отечественной педагогической литературе существуют разные классификации вопросов и заданий, используемых в школьном обучении.
По дидактической функции вопросы и задания делятся на три группы:
1) мотивационные: как правило, помещаются в начале главы или параграфа, но могут приводится и по ходу авторского изложения;
2) обучающие: большинство вопросов и заданий к параграфам;
3) контрольные: приводятся в завершении главы, раздела учебника.
Одна из наиболее распространенных классификаций выводится из характера деятельности учащихся:
1) репродуктивные задания (воспроизводящая деятельность);
2) реконструктивные задания (преобразующая деятельность);
3) творческие задания.
Классификация по признаку организации процесса усвоения позволяет выделить три группы вопросов-заданий:
1) вопросы-задания, выполняющие функцию закрепления знаний (воспроизведение изученного, первичная систематизация фактов, понятий, формирование навыков);
2) вопросы-задания, способствующие овладению методами логического мышления и опытом творческой деятельности (самостоятельная работа по проведению анализа, синтеза, сравнения, обобщения; формирование оценок, выводов; углубление системы знаний: уточнение, конкретизация, систематизация);
3) вопросы-задания, требующие применения полученных знаний (выполнение самостоятельных работ, овладение умениями и навыками).
Общие требования к вопросам:
1) вопросы и задания охватывают все виды текста и иллюстративных материалов;
2) вопросы и задания предваряют изложение учебного материала, сопутствуют ему, завершают параграфы и главы учебника;
3) предусматривается дифференциация заданий по видам деятельности (репродуктивные, преобразующие, творческие) и по сложности. Наряду с вопросами базового уровня включаются отмеченные особыми значками более сложными значками задания;
4) в обучающих заданиях, направленных на овладение учебными, познавательными умениями, желательны вспомогательные вопросы, рекомендации о поэтапном выполнении работы;
5) творческие задания предполагают использование доступных для учащихся дополнительных материалов;
6) задания для тематического контроля предусматривают систематизацию, сравнение и обобщение материала в рамках темы, раздела, курса, а также на межкурсовой основе.
В пособиях для старшеклассников шире используются комплексные вопросы и задания - серии вопросов, относящихся к одному событию, или задание, предполагающее сопоставление нескольких источников, объектов. Если в задания для учеников основной школы часто включается рекомендуемый план или схема ответа, то старшекласснику предлагается составить план работы самостоятельно. На старшей ступени преобладают проблемные и творческие задания.
Б) Памятки (инструктивные материалы) - образцы программ, излагающие в строгой и смысловой последовательности предстоящие учащимся мыслительные операции и практические действия, направленные на выработку у них навыков самостоятельной работы с учебным материалом, закрепление полученных знаний. К этой категории можно отнести и специальные вставки в текст, отсылающие учащегося к изученному в данном учебнике или изученному по другим предметам.
В) Таблицы – структурный элемент, который призван путем специального расположения сделать зрительно сопоставимыми соотношения двух или нескольких понятий, цифр, слов (или их элементов), обеспечивая тем самым более глубокое и осмысленное усвоение содержания на основе его сопоставления, систематизации и обобщения. Таблицы могут выполнять функцию дополнительных текстов, в том случае, когда содержат в себе материал для справок, поданный в виде таблиц. Таблицы, как структурный элемент аппарата организации усвоения, дает возможность на сравнительно небольшой площади учебника не только воспроизвести определенный объем информации в её строго систематизированном виде, наглядно сопоставив различные аспекты её содержания (факты, цифры, понятия, языковые конструкции), но и вызвать у учащегося потребность обобщить изученное, прокомментировать и оценить сопоставленное.
Г) Цветовые, шрифтовые, конструктивные выделения, предпринятые для того, чтобы привлечь внимание учащихся к тому или иному элементу текста, ориентируя на его полное и прочное усвоение
Д) Подписи к иллюстративному материалу позволяют организовать активное восприятие иллюстрации, её понимание, при необходимости запоминание, а также самостоятельную работу с иллюстрациями, направляя учащихся на решение конкретных познавательных задач.
Е) Упражнения направлены на организацию усвоения определенных знаний, а также на формирование умений, необходимых школьнику в процессе учения, в осуществлении логических и познавательных операций.
2) Иллюстративный материал, опираясь на художественно-образную основу, обладает определенными воспитательными и образовательными возможностями. Существуют разные системы классификации иллюстраций, используемых в школьных учебниках.
Наиболее распространена классификация по жанрам: 1) предметные; 2) художественно-образные (сюжетные); 3) документальные (в том числе – фотографии); 4) технические иллюстрации; 5) карты; 6) диаграммы; 7) схемы; 8) планы; 9) чертежи; 10) инструктивно-методические иллюстрации; 11) графики; 12) символические (декоративные) иллюстрации.
Предлагались также классификации иллюстраций по их соотношению с текстом: 1) ведущие иллюстрации – самостоятельно раскрывают содержание учебного материала, заменяют основной текст; 2) равнозначные иллюстрации – служат наряду с основным текстом цели наиболее глубокого и эффективного усвоения содержания учебного материала; 3) обслуживающие иллюстрации – призваны дополнять, конкретизировать, раскрывать, эмоционально усиливать содержание текста и других внетекстовых компонентов, способствуя тем самым их наиболее эффективному восприятию и усвоению в процессе учения.
Основные требования к иллюстрациям в учебнике:
1) информационная насыщенность (при этом речь идет как о документальной, так и образной, эмоциональной информации). Наряду со статичными изображениями, необходимо широко использовать иллюстрации, показывающие события и их участников в динамике;
2) важную информационную и дидактическую роль играют подписи к иллюстрациям. Наряду с указанием атрибутивных сведений об изображенном объекте, сюжете (время, место, участники и т.д.) в подписях могут содержаться краткие авторские комментарии, примечания, вопросы;
3) иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа. Это предполагает специальные вопросы и задания к иллюстрациям, помещаемые рядом с ними или в конце параграфа. Не обязательно задавать вопросы по каждой иллюстрации, важно, чтобы в учебнике были примеры (образцы) обращения к изобразительным материалам как к источникам информации;
3) Аппарат ориентировки облегчает и регламентирует процесс пользования учебником, прививает умение быстро и точно пользоваться книгой для разных целей (т.е. помогает учащемуся ориентироваться в книге).
А) Предисловие – краткая инструктивно-методическая статья, призванная дать максимум необходимых сведений об учебнике, его структуре, раскрыть систему условных обозначений и выделений, объяснить, как пользоваться приложениями, в том числе указателями и библиографией и другими элементами текстовых и внетекстовых компонентов.
Б) Оглавление делится на: 1) формальное (неполное, специальное, выделенное в специальный раздел книги); 2) фактическое (учитывает все уровни деления учебного материала непосредственно в тексте учебника). Выделяется 5 уровней фактического оглавления: часть – раздел – глава – параграф – подпараграф.
В) Рубрикация - это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются.
В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности.
Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов – арабскими цифрами.
Г) Сигналы-символы: 1) геометрические; 2) цифровые и буквенные; 3) знаковые; 4) рисунки (предметные, сюжетно-образные и символизирующие эпоху, отрасль).
Д) Библиография включает следующие элементы: 1) построчные ссылки; 2) затекстовые ссылки; 3) списки литературы.
Е) Указатели могут быть: 1) предметные; 2) именные; 3) сигналов-символов; 4) комбинированные.
Ж) Колонтитул - элемент оформления документа, расположенный в верхнем поле страницы (верхний колонтитул), либо в нижнем поле (нижний колонтитул). Колонтитул может быть:1) текстовой; 2) с использованием сигналов-символов.
структурно-смысловая составляющая школьного учебника, представляющая собой средство систематизации знаний учащихся, которое включает в себя три компонента: а) коррективно-вводный – направляет систематизацию опорных знаний учащихся перед изучением нового материала; б) базисно-тематический – способствует систематизации существенного по окончании изучения тем; в) обзорно- заключительный – организует систематизацию всего курса по завершению его изучения. В учебниках-хрестоматиях для основной школы данные компоненты представлены в форме знакомства с личностью писателя (а), системы вопросов и заданий к тексту произведения и сведений по теории литературы (б), словаря литературоведческих терминов (в). В учебниках по литературе для старших классов данные компоненты содержатся как в рамках изучения монографических тем, так и в виде обзорных тем разных типов. В.Г.
Учебники как источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одно из важнейших средств обучения. Структура школьного учебника, его текстовые структурные компоненты. Аппарат организации усвоения. Таблица как способ структурирования данных.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.05.2016 |
Размер файла | 20,6 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Содержание
-
Введение
- Глава 1.Структура школьного учебника
- Глава 2. Основные текстовые структурные компоненты учебника. Внетекстовые компоненты
- Основные текстовые структурные компоненты учебника
- Внетекстовые компоненты
- Глава 3. Таблица
- Заключение
- Список используемой литературы
Введение
Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.
Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов - восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К нетекстовым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.
Таким образом, учебники и учебные пособия - это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности. [1]
Цель: охарактеризовать структуру и из чего состоит учебник.
Задачи:
2. Охарактеризовать таблицу.
Глава 1. Структура школьного учебника
Оглавление является важным элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника. Краткость (лаконичность) заголовков значимых частей текста, их цветовое и шрифтовое оформление способствуют быстрому поиску необходимой информации.
Предисловие - это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала учебника. В предисловии отмечается значение учебной дисциплины, ее место среди других дисциплин, основные задачи изучения предмета и т.д. В нем авторы раскрывают структуру учебника, а при необходимости и логику рассмотрения предмета.
Основной текст является структурой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с программой по предмету. Данный текст служит основным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения.
Приложения. В качестве приложений целесообразно использовать официальные и справочные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст. В состав приложений входят таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д. Приложения по частным вопросам помещаются в соответствующих частях текста. В конце учебной книги помещаются приложения, относящиеся по своему характеру и содержанию к книге в целом или к ее отдельным разделам. Все приложения группируются по содержанию и пронумеровываются. [2]
Указатели (словари - алфавитные, предметные, именные)
являются справочными путеводителями по учебнику. Они должны располагаться в алфавитном, хронологическом или ином порядке, ориентирующем учащихся в содержании и структуре учебной книги.
В предметные указатели включаются основные термины и понятия, встречающиеся в учебной книге, а в именные - фамилии и инициалы лиц, сведения о которых находятся в учебнике.
Литература (библиография) - раздел учебника, включающий список литературы, используемой в учебнике, а также дополнительно рекомендуемой для изучения по данному предмету. Выступает в виде построчных ссылок, затекстованных ссылок, специальных списков и обзоров в конце учебника. Дополнительная литература подбирается с учетом содержания предмета и возраста учащихся. Работы монографического характера в рекомендуемой школьникам литературе должны быть исключены. [3]
Глава 2. Основные текстовые структурные компоненты учебника. Внетекстовые компоненты
Тексты различаются по тем доминирующим функциям, которые позволяют наиболее полно и эффективно использовать каждый из них в процессе обучения.
Основной текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности. В нем раскрывается содержание изучаемых понятий и других форм знаний.
Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы.
Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника.
Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала. [4]
Внетекстовые компоненты
Аппарат организации усвоения - структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника.
Основные элементы аппарата организации усвоения:
· вопросы и задания;
· упражнения (формирующие умение работать с учебником и другими печатными пособиями, справочной, художественной, научно-популярной
литературой);
· памятки или инструктивные материалы;
· таблицы;
· текстовые выделения;
· подписи к иллюстративному материалу.
Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала.
Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы:
· методическое предисловие;
· оглавление;
· рубрикацию;
· шрифтовые и цветовые выделения;
· сигналы-символы;
· предметные и именные указатели;
· библиографию;
· колонтитул. [5]
Глава 3. Таблица
Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.
Таблицы являются удобной формой для отображения информации. Но таблицы выполняют лишь тогда свою цель, когда между строчками и столбцами имеется смысловая связь, то есть информацию в них можно рассортировать неким образом, например, по дате или алфавиту.
С другой стороны, таблицы сложнее обычного текста. Так что применять их имеет смысл лишь там, где они действительно улучшают восприятие материала. Поэтому предварительно обдумывайте: не лучше ли использовать обычный cписок. И постарайтесь делать таблицу как можно проще, чтобы и менее опытные участники могли вносить в неё изменения.
Рекомендуется также следовать правилам оформления таблиц, особенно в случаях, если цветовое оформление не несёт специального смысла. [6]
учебник школьный структурный компонент
Заключение
Учебник - основное пособие для обучения, содержащие системное изложение материала по истории, подлежащие обязательному усвоению.
1) научность (содержанием и способом изложения материала учебник должен соответствовать основам современной науки);
2) соблюдение психолого-педагогических требований (доступность, соответствие уровню познавательных возможностей учащихся);
3) преемственность;
4) материал должен распределятся систематически.
Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.
Список используемой литературы
Подобные документы
Учебник как основное средство обучения в школе. Современные требования к структуре и содержанию школьного учебника на примере учебников по истории Отечества. Модернизация школьного образования. Основные критерии оценки качества школьного учебника.
курсовая работа [46,9 K], добавлен 20.10.2012
Обоснование понятия "информационные технологии обучения", их роль в педагогике. Экспериментальная работа по применению мультимедийного учебника как эффективного средства организации, осуществления и контроля самостоятельной работы студентов в вузе.
дипломная работа [794,2 K], добавлен 29.05.2013
Классификация видов учебной литературы, требования, предъявляемые к ее качеству. Функции и структура учебника. Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов. Органолептический метод оценки качества учебника.
курсовая работа [68,8 K], добавлен 28.11.2010
Научно-методические основы самостоятельной работы учащихся. Виды и типы самостоятельных работ, основные формы их организации. Психологические особенности учеников среднего школьного возраста. Организация самостоятельной работы тематического контроля.
дипломная работа [89,7 K], добавлен 23.04.2011
Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся. Урок географии в 8 классе.
Читайте также: