Предметное моделирование различных явлений природы в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом).

Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря,; которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить1 печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, проживающих в океанах, на других материках.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими "глазами" на верхней стороне крыльев.

Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия.

Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.

2.Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Выше уже отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которых изображены новорожденные хомячки, полностью восполняют пробел наблюдений; карточки с изображением атмосферных явлений служат средством фиксации наблюдений за погодой.

Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года.
В России лес разного состава занимает большие пространства; он широко представлен в народных и авторских сказках, в литературных произведениях, в живописи. Тема леса традиционно является важной в ознакомлении детей с природой.

Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:

- Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние морфофункциональные приспособительные особенности, доступные познанию детям дошкольного возраста (маскировочная окраска покровов, например, у зайца-беляка, белки, ежа, ящерицы, лягушки; приспособленность к быстрому передвижению по земле и по деревьям; приспособленность к нахождению и поеданию пищи, к защите от врагов, выращиванию потомства).

- Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы: деревья, кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы (грибы, ягоды, травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни животных также носит сезонно приспособительный характер (например, зимняя спячка бурого медведя, ежа; выведение потомства разными животными в весенне-летний период; линька, запасание кормов и пр.).

- Лес - это сообщество растений и животных, все они связаны между собой цепочками питания (растительноядные животные поедают разные части растений, хищники нападают на растительноядных животных).

Все эти моменты, если они представлены на картине учебного пособия, дают возможность формировать у детей первоначальные представления о лесе как экосистеме, причем картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на разных явлениях из жизни леса, т.е. в определенном отношении, для детей дошкольного возраста, картина является универсальной наглядностью, она важнее, чем видео или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать ее.

Начинать рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно со средней группы. У четырехлетних дошкольников преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области еще невелик, поэтому картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни лесной экосистемы то, что обычно скрыто, показать лесных животных в их естественной среде.

Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь), делает пояснения достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи.

Со старшими дошкольниками эта же картина поможет обсудить следующие вопросы: как они приспособлены к передвижению по снегу, какие у них ноги, как они петляют, ложатся в лежку, какие у них зубы и почему они могут грызть кору. Рассматривая беляков, воспитатель рассказывает о приспособительных особенностях строения глаз, ушей, о значении весенней и осенней линьки.

Не менее важными являются картины сельской тематики: жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве - все интересно детям, особенно городским, которым не так часто доводится видеть деревенскую жизнь.

Еще один тип демонстрационных картин имеет большое значение для ознакомления детей с природой - картины, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие "портретные" картины особенно важны для младших дошкольников, восприятие которых еще недостаточно развито и легко сосредоточивается на четко прорисованных (без излишней детализации) цветных изображениях. Такие картины помогают формировать у маленьких детей первоначальные представления о домашних животных и их детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное, включать картины в простейшие сюжетные игры (например, "покормим корову сеном", "угостим козу ветками" и т.п.). Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные.

Давая детям первоначальные знания о животных на основе картин, воспитатель должен смоделировать их реальные размеры. При этом единицей измерения становится он сам - действиями и движениями обозначает истинные размеры животного. Например, рассказывая о белке, воспитатель сообщает и показывает, что это небольшой зверек: он умещается на ладони взрослого человека.

Наряду с большими картинами, начиная со средней группы, используются наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растений. Они используются как раздаточный материал, с ними можно проводить дидактические игры, упражнения, создавать проблемные ситуации.

Картины важны не только для познавательного, но и для эстетического развития детей: красивый пейзаж останавливает взор, успокаивает и волнует одновременно, оставляет сильное эмоциональное впечатление. В дошкольном учреждении, как правило, много пейзажей, выполненных в разной технике (живопись, графика, репродукции, металлографика, художественная фотография). Можно вставить их в рамки и периодически организовывать мини выставки на разные темы. Воспитатели, посещая с дошкольниками такие выставки, учат их видеть красоту природы, отраженной в произведении искусства, красоту предмета, созданного человеком на основе впечатлений от природы, учит радоваться красивому предметному окружению, беречь его.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Завораживающе действует на детей, например, показ моря. Неоднократный показ детям животных жарких стран на картинках или в зоопарке расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов.

Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность людей. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое моделирование и моделирующая деятельность при ознакомлении детей с природой? Почему недостаточно наблюдений в природе?

2. Какие бывают модели? Что такое графическая модель?

3. Как в календаре моделируются сезонные явления природы? Чем различаются календари разных возрастных групп?

4. Что отражает годичный календарь, состоящий из 12 страниц? Почему его можно назвать экологической моделью сезонных изменений в природе?

5. Как моделируются рост и развитие растений? Чем различаются календари наблюдений за ростом лука в разных возрастных группах? Являются ли эти календари моделью?
6. Как создается календарь наблюдений за развитием овощной (или цветочной) культуры, растущей в открытом грунте? Почему такой календарь можно назвать графической моделью, экологической моделью?

7. Как моделируется рост и развитие животных? В чем своеобразие такого календаря?
8. Как осуществляется организация зимней подкормки птиц? Каково ее природоохранное значение? Что она дает для педпроцесса, для экологического воспитания детей?

9. Как моделируется жизнедеятельность птиц в зимнее время? Чем отличаются календари наблюдений за птицами в разных возрастных группах?

10. Календарь какой группы (младшей или подготовительной к школе) можно назвать экологической моделью? Что он отражает?

11. Что такое предметные модели? Какие явления природы с их помощью можно демонстрировать детям?

12. В чем разница между наблюдением объектов природы и их моделированием?

13. Какую роль в экологическом воспитании детей играют наглядные пособия? Что с их помощью можно показать?

14. Зачем нужны большие и маленькие картины, как они могут быть использованы в педагогическом процессе?

15. Зачем нужны произведения искусства о природе? Как их можно использовать в воспитании и развитии детей?

Лекция 6. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

1.Связь игры с экологическим воспитанием.

2.Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей.

1.В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Моделирование - это наглядно - практический метод обучения дошкольников, который позволяет абстрагировать знания. Моделирование своим объектом имеет модели. Модель - это любой образ, мысленный или условный, какого либо процесса или явления, используемых в качестве его заместителя (заместитель реальных предметов).

Особенности и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства объекта. Использования моделирования в экологическом образовании детей, диктует тем, что природные явления многообразны и трудны для понимания дошкольника. ( например: пугливый и скрытый образ жизни животных, цикличность сезонных изменений в природе, поэтому возникает необходимость их моделирования. Этот метод доступен с раннего возраста. Действенность моделирования доступно дошкольникам и доказано психологами. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип - замещения. Реальный предмет и объект, может быть замещен в деятельности детей в изображениях, знаках.

В дошкольном образовании используют 3 вида модели :

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, связанных между собой. В этом случае модель аналогичная предмету воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношение частей в пространстве (модель бабочки, предметная модель - глобус земли.

2. Предметно - схематические модели : содержат предметное и схематическое изображение, модель покровительственной окраске цвета (как приспособились животные к нашим условиям с лета на зиму).

3. Графически - схематическая модель : образцами модели служат календари наблюдений

за птицами, рыбами и погодой.

Общие методические требования использования модели.

1) Для того чтобы разработать модель, надо точно определить её содержание, которое должны освоить дети. Чтобы не было модели ради модели.

2) Модели - это заместители реального предмета, она не может быть единственным средством познания. Поэтому модель хороша только тогда, когда у детей богатый сенсорный опыт. До тех пор пока не познакомили с реальным объектом, модель вводить нельзя. Особенно модель, фиксирующая отдельные признаки.

3) Модель требует от детей сформированности интеллектуальных операций:

а - умение анализировать

б - абстрагирование (выделить от других)

в - опредмечивание, найти в картинках

д - умение использовать модель как средство получения информации.

4) Знакомить детей с моделью надо по пути выявления аналогии, с реальным объектом, поставить растение и карточку положить рядом.

5) Вводить модель надо начинать с сенсорных, предметно-схематических. При этом использовать приём наложения реального на модель. При освоении каждого нового содержания надо возвращаться к предметной модели.

6) Первоначально модель должна создаваться взрослым. Дети подключаются к собиранию целого из элементов.

7) Надо обеспечить деятельность каждого ребёнка с элементами модели (модель выставляем в уголок природы).

8) Модель, которую создаём должна быть полуфункциональной.

Одно из направлений, раздела развитие экологических представлений в младшей группе - развитие познавательных и творческих способностей. В младшей группе эта задача решается через овладение детьми действиями замещения объектов природы (воды, земли, диких и домашних животных). В процессе ухода за растениями используют условные обозначения воды и земли для запоминания потребности растений и обозначения уголка для игр с водой.

В средней группе развитие познавательных и творческих способностей решается теми же путями, что и в младшем дошкольном возрасте, и проходит поэтапно: от овладения действиями замещения к действиям использования моделей времени года и времени суток. Дети изображают собственные варианты условных обозначений объектов и явлений природы на тонированных листах бумаги; участвуют в совместном обсуждении оптимального условного обозначения; изображают то или иное условное обозначение на секторах диаграммы. Учатся обозначать изменения, происходящие в их жизни в разное время года с помощью круговой диаграммы (пространственно-временной модели); заполняют сектора диаграммы условными обозначениями в соответствии с сезонами.

В старшей группе развитие интеллектуальных и творческих способностей происходит через овладение действиями наглядного моделирования. К пяти годам дети, в основном, овладевают действием замещения. Они способны самостоятельно придумывать большее количество условных обозначений. Помимо этого, они активно осваивают действия использования, а затем и построения моделей. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

В подготовительной к школе группе познавательные и творческие способности развиваются в процессе овладения действиями использования, а затем и построения моделей, отображающих связь животного и растительного мира различных природных зон Земли с условиями жизни в них. Дети знакомятся с флорой и фауной природных зон Земли (тундры, тайги, пустыни и др., узнают о влиянии условий неживой природы на образ жизни растения и животных.

Эта работа происходит в различных ситуациях сотрудничества детей с педагогами и родителями: на прогулках, экскурсиях в музей, зоопарк и ботанический сад; в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой и неживой природы, ухода за обитателями живого уголка; в ходе проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы, просмотре видеоматериалов и т. д.

Дети выбирают условные обозначения света, тепла и воды, характерные для данных мест и прикрепляют их на соответствующем месте глобуса. Выделяют условия жизни, характерные для разных природных зон и обозначают их значками ( Крайний Север: воды много, света мало, земля бедная, температура низкая).

Младшая группа: условные обозначения воды и земли, мест обитания: дерево и дом, круговая диаграмма времен суток.

Средняя группа: условные обозначения явлений, объектов живой и неживой природы, круговая диаграмма смены времен года, круговая диаграмма времен суток.

Старшая группа: условные обозначения объектов живой и неживой природы, растений, животных, человека, видоизменений всех частей растений, условий жизни (свет, тепло, вода, почва, круговая диаграмма смены времен года, стадии развития рыб, птиц, человека, условные обозначения свойств воздуха, магнита.

Подготовительная группа: условные обозначения условий жизни (много-достаточно- мало воды, света; богатая - хорошая -бедная земля; высокая -средняя -низкая температура); одно- и двусторонние стрелки; квадраты белого, зеленого, оранжевого, желтого, светло-зеленого цветов, обозначающие зоны Крайнего Севера, тайги и смешанных лесов, степей или саванн, пустынь, джунглей.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологии

Использование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

1. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей.

2. Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.

3. Организация зимней подкормки птиц. Календарь наблюдений за птицами.

4. Предметное моделирование различных явлений природы.

Актуальность:

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и с каждым годом она становится острее. Новые исследования, новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы:

Спецификой системы работы по экологическому образованию является ее построение на конкретном, ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно - образного мышления. Возможность построения таких систем и знаний обоснована работами детских психологов (Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н.)

В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период начинается формирование экологической культуры человека.

- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

- воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, творческая активность, то есть личностные качества ребёнка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

1. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности .

Цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, море).

Картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать.

Начинать рассматривать такие картины целесообразно со средней группы. У четырехлетних дошкольников преобладают сказочные представления о лесе и его обитателях (исключать уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи).

Картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей (жизнь домашних животных в разное время года, уход человека за ними, их использование в хозяйстве).

Демонстрационные картин , на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами , особенно важны для младших дошкольников. Они дают первоначальные представления о домашних животных и их детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное, включать картины в простейшие сюжетные игры (например, "покормим корову сеном", "угостим козу ветками" и т.п.). Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные.

Давая детям первоначальные знания о животных на основе картин, воспитатель должен смоделировать их реальные размеры . При этом единицей измерения становится он сам - действиями и движениями обозначает истинные размеры животного. Говоря о лосе, поднимает руку вверх - это огромный зверь, намного выше человека.

Начиная со средней группы, используются наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных животных и растений. Они используются как раздаточный материал, с ними можно проводить дидактические игры, упражнения, создавать проблемные ситуации.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы, учебные фильмы (расширяет кругозор, вызывает интерес к окружающему миру).

Важно иметь в детском саду различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность людей.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

2. Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой

Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Именно модели являются средством перехода от наглядно- действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью . Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта - это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги.

Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Венгер Л.А., Гальперин П.Я., Давыдов А.В., Запорожец А.В. утверждали, что с помощью моделей быстрее формируются интеллектуальные и практические действия.

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.

Моделирования помогает понять закономерности изменения в росте, в развитии живых существ, изменения по временам года.

В работе с дошкольниками используются календари наблюдений за сезонными явлениями природы, календари наблюдений за ростом и развитием растений, календари наблюдений за птицами зимой или весной.

Календари природы . Это графическая модель дает наглядно представление о том, как объект последовательно меняется, какие у него преобразования.

Календари по - разному заполняются: реалистическими картинками, рисунками, условными значками, пиктограммами. Объём моделируемого материала увеличивается от младших групп до старших. Например, основным содержанием календарей наблюдения за птицами во всех группах является состав птиц. Это модель позволяет хорошо познакомиться с многообразием птиц зимой, осенью и весной, увидеть динамику изменения состава птиц, получить первые впечатления о видовых различиях ( названия птиц, их величина, окраска , чем питаются и др.). Если в младших группах дети заполняют календари реалистическими картинками, то в старших группах значками, символами. Это развивает у детей наглядно – схематическое мышление и умение абстрагироваться.

Графическая модель – календарь роста и развития однолетних культур , например, лука дети каждую неделю отмечают последовательные изменения у подземной и надземной части растения, а также узнают, какие сельскохозяйственные работы необходимы при развитии данного овоща. Этот способ моделирования отражает процесс изменения объекта природы в единстве с временным параметром. Формирование представлений оказывается возможным благодаря постоянному, регулярному наблюдению и фиксации в календаре.

Работа с календарями оказывает влияние на развитие речи, на её активизацию и содержание. Можно сказать, что графические модели развивают у детей умение рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем обобщать и делать выводы.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

3. Организация зимней подкормки птиц. Календарь наблюдений за птицами

Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп.

Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее: начинает подкормку в конце октября - начале ноября, на территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы, воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, регулярно выкладывать корм.

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью.

4. Предметное моделирование различных явлений природы

Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, животное быстрее перемещается в пространстве

Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение некоторых животных. Нападение хищника на жертву в природе увидеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным.

Заключение

Таким образом, задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Кроме моделирования закономерных процессов природы (сезонные изменения, рост и развитие живых существ) с детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы и позволяют дошкольникам познать их существенные стороны. Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

С детьми старшего дошкольного возраста можно сделать самодельный глобус (из папье-маше на мяче или воздушном шаре, либо другим способом).

Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря,; которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить1 печатными буквами их названия. Большой интерес у дошкольников вызывают путешествия по глобусу, приклеивание изображений животных, проживающих в океанах, на других материках.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира - защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель сам или вместе с детьми может изготовить модель бабочки павлиньего глаза на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать то маскировочную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне. Модель можно использовать многократно, показывая морфофункциональную приспособленность насекомого к окружающей среде: бабочка неподвижно отдыхает на дереве, сложив крылья (в этот момент ее защищает маскировочная окраска); бабочка тревожится - открывает и закрывает крылья, отпугивая всех, кто к ней приближается, крупными синими "глазами" на верхней стороне крыльев.

Другая модель дает возможность формировать у детей обобщенное представление о маскировке как таковой. После демонстрации на пестрой и белой части панели 3-4 фигур (геометрических и в форме животных) в неподвижном состоянии и в движении вдоль прорези, дети начинают понимать, что для маскировки любого объекта необходимо сочетание двух условий: окраски, совпадающей с фоном, и неподвижности. Таким образом становится очевидной объективно существующая, но скрытая от восприятия ребенка связь между строением, поведением животного и его средой обитания.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Дошкольникам можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве. Процесс моделирования этого явления можно организовать следующим образом: на столе перед каждой парой детей надо положить большой лист белой бумаги с обозначенными на нем стартовой линией и двумя дорожками, по которым будут шагать картонные "ноги" -у одного ребенка длинные, а у другого короткие. Каждый из детей делает одинаковое количество шагов (например, по пять), отмечая их карандашом на дорожке, а затем сравнивают результат: дальше ушел тот, у кого "ноги" длиннее. Делают больше шагов, меняются "ногами", но результат остается неизменный - всегда дальше уходят более длинные "ноги". Надевая сверху на них гоишки разных животных, моделирование можно превратить в игру соревнование "Кто из животных скорее прибежит к финишу".

Интересную модель хищной птицы можно сделать из черной бумаги. Прикрепив ее с помощью резинки к концу палки, легко демонстрировать нападение с воздуха и защитное поведение горных животных. Нападение хищника на жертву в природе -," видеть практически невозможно (а дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование в этом случае становится особенно уместным.
Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

ВложениеРазмер
rol_modelr.i_naglyad.posob_v_ekolog.vospi_detey.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Роль моделирования и наглядных пособий

в экологическом воспитании дошкольников

Воспитатель Белокудренко Светлана Сергеевна

Роль моделирования и наглядных пособий

в экологическом воспитании детей.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она отражает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем использование в образовательном и воспитательном процессе. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в ДОУ и отражающих те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

I.Календари наблюдений за сезонными явлениями природы может быть разным, на усмотрение воспитателя с усложнениями по возрасту детей, иметь следующие параметры: время, неживая природа и живая природа. Заполнение календаря, т.е. моделирующая деятельность, - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя.

II. Календари наблюдений за ростом и развитием растений осуществляются с помощью рисунков. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы с детьми. Календарь можно рассматривать осенью, зимой, когда эта культура (например, редиска) не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, ведь они сами рисовали, сами трудились, убирали урожай, а потом ели салат из редиса.

III. Календарь наблюдений за птицами. Организация зимней подкормки. Зимняя подкормка птиц – одна из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп является состав птиц. Заполнение календаря позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.

Полезна демонстрация картонных моделей, на которых представлено одно из закономерных и широко распространенных явлений животного мира – защитная окраска покровов: маскировочная, отпугивающая, расчленяющая. Воспитатель вместе с детьми может изготовить модель бабочки на коре дерева и с помощью подвижных крыльев демонстрировать, то маскированную окраску нижней их стороны, то яркие и отпугивающие, похожие на глаза, пятна на верхней их стороне.

В познавательную деятельность детей целесообразно включить такие предметные модели, с которыми они смогут совершать практические действия. Детям можно показать, что длина ног влияет на скорость передвижения: чем ноги длиннее, тем животное быстрее перемещается в пространстве.

Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического воспитания.

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины, маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитателя, его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребенку то, что стоит за словом и не доступно пока его наблюдению.

Каждое ДОУ имеют различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных художников. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых и уточнения старых представлений, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов.

Особую ценность представляют цветные учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы: лес, луг, степь, тундра, пустыня, пруд, море, или картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. Наиболее значимы картины с изображением леса и лесных животных в разное время года.

Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:

- Все лесные животные имеют ярко выраженные внешние морфофункциональные приспособительные особенности, доступные познанию дошкольникам (маскировочная окраска покровов, приспособленность к быстрому передвижению по земле и по деревьям, приспособленность к нахождению и поеданию пищи, к защите от врагов, выращиванию потомства).

- Жизнь леса подчинена сезонным закономерностям неживой природы: деревья, кустарники имеют сезонный облик, так же как и покров лесной почвы; образ жизни животных также носит сезонно-приспособительный характер.

- Лес – это сообщество растений и животных, все они связаны между собой цепочками питания. Одни животные поедают растения, хищники поедают этих животных.

Картина в силу своей статичности позволяет длительно ее рассматривать, многократно обсуждать, сосредотачивать внимание детей на разных явлениях из жизни леса, она является универсальной наглядностью, она важнее, чем видео – или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в парк и завершать ее. Картины важны не только для познавательного, но для эстетического развития детей.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Есть фильмы, в которых запечатлена таинственная жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов, - все они могут быть показаны детям.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в ДОУ, содержательно отражающих объекты образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

Читайте также: